Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 16 июля 2003 г. N 14-510
Областная целевая программа
"Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области" на 2004-2010 годы
Паспорт
областной целевой программы "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области" на 2004-2010 годы
Наименование Программы - областная целевая программа
"Градостроительное планирование развития
территорий и поселений Саратовской
области на 2004-2010 годы" (далее -
Программа)
Государственные заказчики - Правительство области, комитет по
Программы строительству и стройиндустрии области
Основные разработчики - Главное управление архитектуры и
Программы градостроительства комитета по
строительству и стройиндустрии области,
Саратовский Академический
научно-творческий центр
Цель Программы - улучшение условий проживания населения и
устойчивого территориального развития
Саратовской области посредством
совершенствования системы расселения,
застройки, благоустройства городских и
сельских поселений, их инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур,
рационального природопользования, охраны
и использования объектов
историко-культурного наследия, сохранения
и улучшения окружающей природной среды
Задача Программы - разработка документов по
градостроительному планированию развития
территорий и поселений Саратовской
области на 2004-2010 годы
Сроки реализации Программы - 2004-2010 годы
Исполнители основных - комитет по строительству и стройиндустрии
мероприятий области, исполнителей областной Программы
определяет государственный заказчик на
конкурсной основе
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составит 125,0 млн. руб. за счет средств
областного бюджета
Ожидаемые конечные - создание:
результаты Программы научно-методических основ и экономических
обоснований для систем стратегического
планирования развития области;
комплекта документов комплексной
территориальной схемы градостроительного
развития территорий Саратовской области,
обеспечивающих устойчивое
пространственное развитие Саратовской
области
Введение
Качество жизни населения определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека, среди которых одной из главных является достойная среда обитания (необходимые условия для труда, быта и отдыха человека), формировать которую призвано градостроительство.
Города и системы расселения области концентрируют в себе весь ее огромный социальный и производственный потенциал, определяют решающие условия для ее экономического и духовного прорыва в XXI век.
Из общей численности населения области 2721 тыс. человек в городах и поселках городского типа проживают 1991,2 тыс. человек, или 74 процента, в сельских поселениях - 729,8 тыс. человек, или 26 процентов населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил области, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
Осмысление происходящих процессов, их анализ и оценка являются отправной точкой разработки основ градостроительного планирования развития территорий и поселений.
В настоящее время лишь 10 процентов районных центров Саратовской области обеспечены относительно современной градостроительной документацией. Градостроительная документация уровня субъекта Федерации была разработана в 80-х годах прошлого столетия и не корректировалась.
На передний план сегодня выходят вопросы градостроительного планирования развития территорий и поселений. Без выполнения территориальных комплексных схем градостроительного развития эти вопросы не решить.
Проекты градостроительного планирования развития территорий и поселений, выполняемые заблаговременно, позволяют получить ответы на важнейшие вопросы:
как будет складываться реальное расселение в каждом районе;
какие поселения будут и далее развиваться, а какие исчезнут;
какие объемно-планировочные и инженерно-технические решения рекомендуется применять в застройке населенных пунктов с учетом местной специфики.
Без учета ответов на эти вопросы невозможно выбрать оптимальный вариант устойчивого развития того или иного района. Сейчас же необходимо прежде всего определить политику градостроительства в целом.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Важнейшей особенностью Саратовской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений область стала пограничной, местом пересечения важнейших транспортных коридоров: север - юг, запад - восток.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне областной целевой программы.
В настоящее время область не имеет градостроительной документации, учитывающей изменения в экономической и политической жизни государства, в связи с чем часто не учитываются важнейшие факторы, среди которых - появление новых форм собственности, многоукладного землепользования, возникновение рыночной стоимости на земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все районы, города, поселки, сельские округи и поселения. После 1991 года работа над генеральными планами городских и сельских поселений практически не велась.
Отсутствие в области градостроительной документации по районам, городским (города и поселки) и сельским (села, деревни) поселениям, сельским округам приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным условиям. Практика показывает, что отсутствие градостроительной документации дает возможность волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами поселения, его жителей, ущемляя права граждан.
Главными причинами, препятствующими обновлению градостроительной документации, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки.
Основными аспектами, рассматриваемыми градостроительной документацией, являются:
направление развития и совершенствования систем расселения и миграционных процессов: федеральных, региональных, местных - и их взаимодействия между собой;
приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;
предложения по формированию инвестиционных зон различного функционального назначения.
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий районов области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовать мероприятия различных ведомственных программ по содержанию и срокам реализации, сократив потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В то же время в составе всех градостроительных документов обязательно присутствует раздел "Социально-экономическое развитие".
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
становлению стратегического планирования развития области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и градостроительного планирования развития территории;
созданию стратегических градостроительных документов, градостроительных регламентов развития территорий.
Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти области в сфере стратегического планирования, градостроительного развития, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программно-целевыми методами в рамках областной целевой программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Задачей настоящей Программы является разработка документов по градостроительному планированию развития территорий и поселений области, направленных на создание условий улучшения проживания населения и устойчивого территориального развития области посредством развития системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Для достижения поставленной задачи необходимо решение следующих вопросов:
создание научно-методических основ и экономических обоснований территориально-пространственного развития и градостроительного планирования области;
создание нормативно-правовой базы управления пространственным развитием области и градостроительных аспектов регулирования рынка недвижимости;
разработка экономического обоснования территориально-пространственного развития области;
разработка градостроительной документации, обеспечивающей устойчивое пространственное развитие области, в частности:
территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории области;
территориальных комплексных схем градостроительного планирования двух и более районов области;
градостроительных регламентов деятельности субъектов рынка на территории области;
разработка нормативно-правовой базы реализации Программы.
3. Сроки реализации Программы
Мероприятия Программы должны быть реализованы в течение 2004-2010 годов.
4. Система мероприятий Программы
N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения |
Стоимость (млн. руб.) |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Обновление карт и планов населенных пунктов области, не имеющих или имеющих устаревшие топографические материалы |
2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 7,0 ---- 40,0 |
комитет по строительству и строй- индустрии области |
2. | Разработка "Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Саратовской области" 1 этап 2 этап 3 этап |
2004 год 2005 год 2006 год |
5,0 5,0 7,0 ----- 17,0 |
комитет по строительству и строй- индустрии области |
3. | Разработка "Территориальной комплексной схемы планировочной организации агломерации Саратов - Энгельс с учетом развития областного центра" 1 этап 2 этап |
2004 год 2005 год |
3,0 5,0 --- 8,0 |
комитет по строительству и строй- индустрии области |
4. | Разработка нормативно-правовых актов области в сфере архитектуры и градостроительства, управления градостроительным развитием области |
2004-2006 годы |
комитет по строительству и строй- индустрии области |
|
5. | Ведение градостроительного кадастра Саратовской области |
2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
6,0 6,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 ---- 32,0 |
комитет по строительству и строй- индустрии области |
6. | Разработка градостроительной документации на территории зон особого градостроительного регулирования области |
2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год |
6,0 6,5 6,5 3,0 2,0 2,0 2,0 ---- 28,0 |
комитет по строительству и строй- индустрии области |
5. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
6. Контроль за ходом реализации Программы
Государственный заказчик - комитет по строительству и стройиндустрии области, осуществляет руководство и контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает целевое использование средств, выделенных на реализацию Программы, в соответствии с утвержденными мероприятиями, взаимодействие между их исполнителями.
7. Объем финансирования Программы
(млн. руб.)
2004 год - 25,5
2005 год - 28,0
2006 год - 23,0
2007 год - 12,5
2008 год - 11,5
2009 год - 11,5
2010 год - 13,0
Всего 125,0
8. Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит получить многосторонний социально-экономический эффект и будет иметь позитивные последствия во многих сферах жизни области.
Наряду со значительным эффектом, имеющим региональное значение, реализация Программы позволит существенно повысить уровень социально-экономического развития каждого муниципального образования. Это, прежде всего, дальнейшее развитие экономической базы населенных пунктов, уход от узкой специализации в сторону усиления ее социальной направленности, обеспечения разнообразия занятости населения при росте его численности.
Существенное значение будет иметь отработка системы правового и экономического регулирования социально-экономического развития городов. На уровне отдельных городов градостроительное планирование территорий будет способствовать развитию экономической базы, ее большей ориентации на местные ресурсы, расширению сферы приложения труда, улучшению социально-демографической структуры населения, совершенствованию планировочной организации территории и снижению экологической напряженности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Саратовской областной Думы от 16 июля 2003 г. N 14-510 "Об областной целевой программе "Градостроительное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.