Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к областной целевой (комплексной) программе
"Обеспечение населения области доступным жильем
и развитие жилищного строительства
на 2005-2010 годы"
Подпрограмма
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы Подпрограмма "Переселение граждан из
ветхого и аварийного жилищного фонда"
(далее - подпрограмма)
Основание для разработки Постановление Правительства Саратовской
подпрограммы области от 15 августа 2005 года N 276-П "О
ходе исполнения областных целевых программ
за 2004 год", постановление Правительства
Саратовской области от 2 сентября 2005 года
N 314-П "О развитии жилищного строительства
в Саратовской области"
Государственный заказчик Министерство строительства и
подпрограммы жилищно-коммунального хозяйства области
Основные разработчики Министерство строительства и
подпрограммы жилищно-коммунального хозяйства области;
министерство экономического развития и
торговли области; министерство финансов
области
Цель подпрограммы Целью подпрограммы является обеспечение
жилыми помещениями граждан, проживающих в
домах, признанных в установленном порядке
непригодными для проживания
Задачи подпрограммы Задачами подпрограммы являются:
нормативно-правовое и методологическое
обеспечение мероприятий по созданию условий
для удовлетворения жилищных потребностей
граждан, проживающих в домах, признанных в
установленном порядке непригодными для
проживания;
мобилизация внебюджетных и бюджетных
ресурсов на финансирование мероприятий по
формированию в Саратовской области рынка
доступного жилья для удовлетворения
жилищных потребностей граждан, проживающих
в домах, признанных в установленном порядке
непригодными для проживания;
внедрение целевой поддержки граждан,
проживающих в домах, признанных в
установленном порядке непригодными для
проживания, при строительстве
(приобретении) жилых помещений;
организация выполнения мероприятий по
упорядочению развития территорий, на
которых находятся жилые помещения,
признанные в установленном порядке
непригодными для проживания
Сроки реализации 2005-2010 годы
подпрограммы
Исполнители основных Министерство по строительству и
мероприятий подпрограммы жилищно-коммунальному хозяйству области,
министерство сельского хозяйства области,
министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области;
министерство экономического развития и
торговли области; министерство финансов
области, органы местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов
области (по согласованию)
Объемы и источники Общий объем финансирования мероприятий
финансирования подпрограммы составляет 1835,01 млн.
подпрограммы рублей, из них:
прогнозируемые объемы средств федерального
бюджета - 745,77 млн. рублей;
потребность средств областного бюджета -
626 млн. рублей;
прогнозируемые объемы местных бюджетов
- 125,2 млн. рублей;
внебюджетные источники - 338,04 млн. рублей
Ожидаемые результаты Отселение 2775 семей, проживающих в домах,
реализации подпрограммы признанных в установленном порядке
непригодными для проживания
Организация управления Управление реализацией подпрограммы и
реализацией подпрограммы контроль за ее выполнением осуществляется в
и контроль за ходом ее соответствии с постановлением Правительства
выполнения Саратовской области от 3 июня 2003 года N
61-П "О порядке разработки и реализации
областных целевых программ".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Жилищный фонд в Саратовской области по состоянию на 1 января 2005 года составил 58,5 млн. кв.м общей площади, из которых 73 процента находится в городской местности.
В настоящее время более 3 процентов жилищного фонда в области официально признано ветхим и аварийным. В ветхих и аварийных домах проживает около 3 процентов населения области, по прогнозам более 20 тысяч семей.
В ходе расселения граждан, лишившихся жилья в результате обрушения жилых домов, остро встали проблемы нормативно-правового и финансового обеспечения жилищных прав этих граждан.
Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера. Законом Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" установлено, что предоставление жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, осуществляется из государственного жилищного фонда области либо путем предоставления безвозмездной финансовой помощи для строительства (приобретения) жилых помещений.
Для решения указанных проблем необходимо использовать программно-целевой метод решения. Комплексное решение проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие в области, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
2. Основная цель и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
Задачами подпрограммы являются:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по созданию условий для удовлетворения жилищных потребностей граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
внедрение целевой поддержки граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при строительстве (приобретении) жилых помещений;
организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находятся жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания.
3. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целью и задачами система программных мероприятий по реализации подпрограммы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в признанных непригодными для проживания жилых помещениях;
подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений;
механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан и реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда.
Правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
Правовые вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, решаются в рамках гражданского и жилищного законодательства. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим права таких граждан, является Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области".
Реализация подпрограммы предполагает совершенствование областной нормативно-правовой базы, определяющей условия и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
При этом должны быть урегулированы следующие положения:
а) при желании граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, могут получить безвозмездную финансовую помощь на строительство (приобретение) жилья за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов;
б) при желании граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, могут привлечь ипотечный жилищный кредит с последующей компенсацией в форме субсидий возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов;
в) при осуществлении действий по расселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и находящихся в частной собственности, в государственный жилищный фонд на условиях договоров социального найма за счет средств областного бюджета обязательна безвозмездная передача жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в государственную собственность области;
г) основной принцип реализации подпрограммы - участие граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в финансировании своей доли расходов на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением случаев предоставления им жилого помещения на условиях социального найма.
Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений.
Задача переселения граждан из признанных непригодными для проживания жилых помещений требует установления четких порядка и правил.
При этом должны быть урегулированы следующие положения:
признание непригодным для проживания частного жилищного фонда, ставшего непригодным к проживанию в результате природных катаклизмов (оползни, наводнения и т.д.), ошибок при проектировании зданий, техногенных катастроф, в том числе на коммунальных сетях инженерной инфраструктуры.
При вынесении решения о признании жилищного фонда непригодным для проживания и на основании федеральных критериев уполномоченные органы обязаны направить государственному заказчику подпрограммы предложения для составления реестра ветхих и аварийных жилых строений (домов) с выделением двух категорий домов и помещений:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Государственный заказчик подпрограммы с учетом представленных предложений органов, осуществивших признание жилых помещений непригодными для проживания, должен сформировать реестр ветхих и аварийных жилых строений. После формирования реестра ветхих и аварийных жилых строений в установленном законом порядке уполномоченным органом исполнительной власти области определяется очередность предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными и включенными в реестр ветхих и аварийных жилых строений.
Указанный реестр может быть использован при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком Программы.
Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан и реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в признанных непригодными для проживания жилых помещениях, возможно:
а) при желании граждан предоставление им безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилья за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов;
б) при желании граждан, путем привлечения ипотечного жилищного кредита с последующим получением компенсации в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов.
Осуществление гражданами прав на получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений возможно с учетом следующих условий:
а) при предоставлении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений на одного человека, без учета членов его семьи, размер приобретаемого жилого помещения не может быть менее нормы предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда на одного человека;
б) безвозмездной передачей в государственную собственность области прав собственности на непригодные для проживания жилые помещения и земельные участки под такими помещениями.
Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда в рамках данной подпрограммы осуществляется:
а) безвозмездной передачей в государственную собственность области права собственности на непригодные для проживания жилые помещения и земельные участки под такими помещениями;
б) использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, формируются за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Реализация подпрограммы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством.
Бюджетные средства направляются на:
финансирование строительства государственного жилищного фонда области;
финансирование затрат по реконструкции жилых домов, пригодных для проживания после проведения реконструкции;
предоставление безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилья гражданам;
предоставление компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1835,01 млн. рублей, из них:
прогнозируемые объемы софинансирования средствами федерального бюджета - 745,8 млн. рублей;
средства областного бюджета - 626,0 млн. рублей;
средства местных - бюджетов - 125,2 млн. рублей;
внебюджетные источники - 338,0 млн. рублей.
5. Организация управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Государственный заказчик подпрограммы осуществляет мониторинг исполнения мероприятий, координирует взаимодействие органов исполнительной власти области по вопросам переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, оказывает содействие органам местного самоуправления по разработке и реализации мероприятий муниципальных программ переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в установленные сроки представляет отчет о реализации настоящей подпрограммы в министерство экономического развития и торговли области.
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы
В ходе реализации подпрограммы планируется строительство (приобретение) 133,3 тыс. кв.м общей площади жилья для отселения из домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, 2775 семей.
В ходе строительства жилья для переселения граждан из домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, намечается освоение 1,8 млрд. рублей, обеспечив при этом увеличение загрузки предприятий строительного комплекса и организацию новых рабочих мест в строительном секторе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.