Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 28 ноября 2005 г. N 410-П
Изменения в областную целевую (комплексную) программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы", утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 6 октября 2004 года N 27-1136
(новая редакция)
Областная целевая (комплексная) программа
"Обеспечение населения области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы"
Паспорт Программы
Наименование "Обеспечение населения области доступным жильем
Программы и развитие жилищного строительства на 2005-2010
годы" (далее - Программа)
Основание для Постановление Правительства Саратовской области
разработки Программы от 15 августа 2005 года N 276-П "О ходе
исполнения областных целевых программ за 2004
год", постановление Правительства Саратовской
области от 2 сентября 2005 года N 314-П "О
развитии жилищного строительства в Саратовской
области"
Государственный Министерство строительства и
заказчик Программы жилищно-коммунального хозяйства области
Основные разработчики Министерство строительства и
Программы жилищно-коммунального хозяйства области,
министерство экономического развития и торговли
области, министерство финансов области
Цель Программы Основной целью Программы является комплексное
решение проблем жилищной политики в области,
позволяющее повысить уровень доступности жилья
для жителей области
Задачи Программы Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного сектора
и повышения уровня обеспеченности населения
жильем через увеличение объемов строительства
жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры,
развитие финансово-кредитных институтов и
механизмов;
создание условий для приведения существующего
жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в
соответствие со стандартами качества,
обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение условий доступа населения к
потреблению жилья и коммунальных услуг на
уровне, соответствующем их платежеспособному
спросу и социальным стандартам
Сроки реализации 2005-2010 годы
Программы
Перечень подпрограмм Подпрограмма "Обеспечение жильем работников
и основных бюджетной сферы";
мероприятий подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда";
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей и
молодых специалистов на селе";
подпрограмма "Обеспечение жильем многодетных
семей";
подпрограмма "Обеспечение жильем детей-сирот";
подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного
кредитования";
подпрограмма "Формирование государственного
жилищного фонда";
подпрограмма "Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой";
подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры";
мероприятия по развитию жилищного строительства
в сельской местности в рамках областной целевой
программы "Социальное развитие села до 2010
года"
Исполнители основных Министерство по строительству и
мероприятий Программы жилищно-коммунальному хозяйству области,
министерство сельского хозяйства области,
министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области;
министерство экономического развития и торговли
области; министерство финансов области, органы
местного самоуправления муниципальных районов и
городских округов области (по согласованию)
Объемы и источники Общий объем финансирования мероприятий Программы
финансирования составляет 70,1 млрд. рублей, из них
Программы и средства областного бюджета - 2,3 млрд. рублей;
подпрограмм средства федерального бюджета (прогноз) - 6,5
млрд. рублей;
средства местных бюджетов (прогноз) - 0,1 млрд.
рублей;
внебюджетные источники - 51 млрд. рублей;
заемные средства - 10,2 млрд. рублей;
в том числе:
подпрограмма "Обеспечение жильем работников
бюджетной сферы" - 460 млн. рублей;
подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда" - 1835 млн. рублей;
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей и
молодых специалистов на селе" - 1854,3 млн.
рублей;
подпрограмма "Обеспечение жильем многодетных
семей" - 95,6 млн. рублей;
подпрограмма "Обеспечение жильем детей-сирот"
- 35,7 млн. рублей;
подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного
кредитования" - 14663,5 млн. рублей;
подпрограмма "Формирование государственного
жилищного фонда" - 1734,5 млн. рублей;
подпрограмма "Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой" - 4018,5 млн.
рублей;
подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры" - 2700 млн. рублей;
прочие мероприятия Программы - 49460,5 млн.
рублей, в том числе мероприятия по развитию
жилищного строительства в сельской местности в
рамках областной целевой программы "Социальное
развитие села до 2010 года" - 279,6 млн. рублей
Ожидаемые результаты Исполнение условий Программы обеспечивает
реализации Программы достижение результатов по четырем основным
направлениям реализации Программы:
развитие жилищного кредитования населения и
рынка жилья;
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального
комплекса;
предоставление социального жилья и исполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем отдельных категорий граждан
Организация Управление реализацией Программы и контроль за
управления ее выполнением осуществляется в соответствии с
реализацией Программы постановлением Правительства Саратовской области
и контроль за ходом от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки
ее выполнения и реализации областных целевых программ".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства на территории Саратовской области характеризуется сегодня следующими факторами:
по состоянию на 1 января 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий состояли 49400 семей или почти 5 процентов от общего количества семей, проживающих на территории области. Для обеспечения их жильем необходимо построить около 3 млн. кв.м общей площади жилья. Очередниками на получение жилья являются семьи, материальный достаток которых не позволяет приобрести жилую квартиру или построить дом;
в 2004 году получили жилье и улучшили свои жилищные условия 2600 семей или 5 процентов от общего числа очередников. Всего 624 семьи приобрели его за собственные средства;
низкие показатели доступности жилья явились следствием недостаточной государственной поддержки обеспечения жильем граждан. Время ожидания в очереди на получение жилья в области составляет более 20 лет;
сокращение бюджетных ассигнований на жилищное строительство за период реформ 1990-2001 годов привело к значительному снижению предоставляемого на основах социального найма жилья, создав социальную напряженность в обществе;
происходит естественное старение существующего жилого фонда. На начало текущего года в области зарегистрировано более 2 млн. кв.м ветхого и аварийного жилья или 3,6 процента от общего объема жилищного фонда области;
общий объем жилищного строительства в 2004 году составил 2,2 млн. кв.м, что на 10 процентов меньше, чем в 2002 году. Объем введенного в эксплуатацию жилья в 2004 году составил 484,5 тыс. кв.м, что лишь на 2 процента выше, чем в 2003 году. Существенно увеличилась доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья в 2004 году и составила 45,2 процента;
подавляющая часть жилищного строительства финансируется за счет средств граждан. Практически отсутствуют институты долгосрочного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья, а также кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
процессы создания жилищного фонда в результате жилищного строительства, его распределения и перераспределения на рынке жилья неразрывно связаны с последующим предоставлением жилищно-коммунальных услуг;
на неудовлетворительном уровне находится качество обслуживания жилья и предоставления коммунальных услуг. Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 70 процентов.
В настоящее время лишь 9,8 процента семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 3,5 процента семей - приобрести или построить жилье в соответствии со средними социальными стандартами. При этом, по данным опросов, около 50 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье.
Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.
Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Капитализация банковской системы достаточно мала, а сроки привлечения рыночных заимствований корпоративными заемщиками являются короткими для целей ипотечного кредитования. Практика показывает, что, как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка.
Существующие сегодня объемы жилищного строительства не удовлетворяют даже существующего достаточно низкого платежеспособного спроса населения.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие конкуренции среди застройщиков, бюрократическая непрозрачная система предоставления земельных участков, отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой, избыточные административные барьеры на пути получения разрешения на строительство, отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и вновь возводимых жилых зданий, отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, низкий уровень жилищного строительства и необоснованно высокий уровень цен на рынке нового жилья, несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов высокому уровню цен на жилье.
Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня 70 процентов, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставления коммунальных услуг в уже существующей застройке.
В области наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения. Снижение численности населения обусловлено низким уровнем рождаемости и высокой смертностью, которая составит по прогнозу за период с 2004-2010 годы 128,6 тысячи человек. По результатам "пилотного" исследования репродуктивных установок населения, проведенного министерством труда и социального развития области в 2003 году, установлена связь между качеством жилья и планированием рождения второго ребенка.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления должны создавать условия для развития жилищного строительства, а средства местных бюджетов - направляться на обеспечение жильем малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с произошедшими изменениями ряда федеральных законов некоторые категории граждан, в их числе малообеспеченные слом населения, многодетные семьи, неполные семьи, инвалиды войн, труда и детства, реабилитированные лица и граждане, пострадавшие от жертв политических репрессий, и другие категории граждан, имеющие льготы на первоочередное получение жилья, не обеспечены правами участников действующих программ.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Их комплексное решение должно оказать положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост объемов производства стройиндустрии области в частности.
Данная программа разработана с учетом стратегических целей государственной жилищной политики, закрепленной Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", Законом Саратовской области "Об ипотечном жилищном кредитовании" и градостроительной политики, закрепленной Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Саратовской области "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики в области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей области. При этом в рамках поставленных целей следует выделить три приоритета, на которых, как на ключевых проблемах, должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия при реализации Программы:
увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
повышение доступности жилья;
увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
При этом по каждому приоритету должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка.
Для достижения поставленной цели и установленных приоритетов деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих задач:
создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Исполнению обозначенных целей и задач Программы будет способствовать комплексный подход к решению проблем жилищной политики в области, позволяющий повысить уровень доступности жилья для жителей области и состоящий из следующих направлений деятельности государственных и муниципальных органов:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по формированию в Саратовской области рынка доступного жилья, созданию и развитию механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке, созданию условий для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих граждан через бесплатное предоставление им социального жилья;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование мероприятий по формированию в Саратовской области рынка доступного жилья, созданию и развитию механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование мероприятий по обеспечению условий для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих граждан через бесплатное предоставление им социального жилья;
финансирование мероприятий по формированию государственного жилищного фонда области;
организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий при строительстве государственного жилищного фонда области.
Решение задач в области обеспечения доступности жилья должно быть осуществлено через развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах установленных стандартов.
Решение задач в области жилищного строительства должно быть осуществлено через обеспечение высоких темпов строительства и реконструкции жилья, позволяющих достичь в 2008 году объемов вводимого в эксплуатацию жилья 1050 тыс. кв.м, в 2010 году - 1200 тыс. кв.м общей площади жилья в год.
Сроки реализации Программы - 2005-2010 годы.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Для достижения целей и приоритетов Программы установлены конкретные мероприятия (нормативно-правовые, административно-организационные и финансово-бюджетные), направленные на достижение цели и решение задач по каждому приоритету.
По каждому приоритету определены объемы необходимой финансовой поддержки реализации конкретных мер за счет средств областного бюджета (если необходимо, при условии софинансирования со стороны местных бюджетов, а также с привлечением частных средств).
Приоритет 1. Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
Ипотечное жилищное кредитование является главным направлением государственной поддержки населения в сфере жилищного строительства. Оно осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и Законом Саратовской области "Об ипотечном жилищном кредитовании".
Реализация данного приоритета должна обеспечить условия для предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению области.
Для развития на территории области эффективно работающей системы ипотечного жилищного кредитования как системы улучшения жилищных условий населения в рамках настоящей Программы предусматривается создание унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов, предоставление заемщикам безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений, компенсаций в форме субсидий для возмещения ему части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений.
Дополнительным механизмом расширения платежеспособного спроса будет являться развитие других форм финансирования, приобретения или строительства жилья гражданами, в частности участие граждан в жилищных накопительных кооперативах, участие граждан в долевом строительстве жилья и другие. При этом государство также будет оказывать помощь определенным категориям граждан (субсидировать за счет бюджетных средств) в строительстве (приобретении) жилых помещений или получении ипотечного кредита.
Реализация предусмотренных мер по данному приоритету позволит к 2010 году предоставить населению ипотечные жилищные кредиты на сумму 10,2 млрд. рублей, в том числе по "социальной ипотеке" 0,5 млрд. рублей. До 2010 года будет обеспечено рефинансирование 49 процентов выданных ипотечных кредитов на сумму 6,8 млрд. рублей.
Приоритет 2. Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
Реализация данного приоритета должна сформировать систему оказания бюджетной поддержки определенным категориям граждан при приобретении (строительстве) ими жилых помещений.
В рамках данного приоритета выделяются следующие социальные группы населения, нуждающиеся в жилых помещениях и требующие приоритетной бюджетной поддержки:
молодые семьи и молодые специалисты на селе;
работники бюджетной сферы;
многодетные семьи;
дети-сироты и лица из их числа;
граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания;
отдельные категории граждан, полномочия по предоставлению жилых помещений которым Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные группы населения объективно не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного займа (кредита), поскольку не могут оплатить первый взнос при его получении.
На решение вопроса обеспечения доступности жилья для вышеуказанных социальных групп направлен Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области".
В целях дальнейшего совершенствования системы оказания бюджетной поддержки при обеспечении условий доступности жилья предусматриваются:
мониторинг социально-экономических условий в сфере обеспечения жильем населения области;
предоставление безвозмездной финансовой помощи гражданам на строительство (приобретение) жилых помещений или предоставление жилого помещения по договору социального найма;
развитие и совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования в области с оказанием бюджетной поддержки отдельным социальным группам при участии их в ипотечном жилищном кредитовании.
Реализация предусмотренных мер по данному приоритету позволит к 2010 году обеспечить улучшение жилищных условий 9,8 тыс. семей, или 20 процентов нуждающихся в улучшении жилищных условий семей.
Приоритет 3. Повышение доступности жилья и увеличение объемов жилищного строительства.
Реализация данного приоритета должна обеспечить условия для адекватного развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства и повысить качество предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.
Для реализации данного приоритета необходимо с учетом имеющихся в Саратовской области ресурсов обеспечить установление четких и прозрачных процедур территориального планирования и осуществления строительства путем принятия нормативно-правовых актов:
проектов планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства;
правил землепользования и застройки;
программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Необходимо развитие механизма предоставления на открытых аукционах застройщикам для целей жилищного строительства сформированных земельных участков, обустроенных инженерно-коммунальной инфраструктурой. Это обеспечит возможность привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья.
Особое значение имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков, с одной стороны, может снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного фонда с помощью привлечения как государственных, так и частных средств.
В Саратовской области работает 171 предприятие стройиндустрии и промышленности строительных материалов с общей численностью работающих более 10,4 тыс. человек, ежегодный выпуск товарной продукции составляет 5,418 млрд. рублей.
Наличие мощностей промышленности строительных материалов в Саратовской области позволяло вводить в 1987 году - 1378, 1 тыс. кв. метров жилья, в 1997 году - 1007,9 тыс. кв. метров жилья.
Для достижения поставленной Программой задачи по ежегодному вводу в эксплуатацию до 1 млн. кв. метров жилья необходим выпуск строительных материалов в следующих объемах: кирпича - 103,4 млн. штук или 17,11 процента от имеющихся мощностей; сборного железобетона - 390,3 тыс. куб. метров или 25,2 процента от имеющихся мощностей; щебня - 623 тыс. куб. метров или 13,83 процента от имеющихся мощностей; цемента - 205,1 тыс. тонн или 6,8 процента от имеющихся мощностей.
Стабильно работающих строительно-монтажных предприятий в Саратовской области насчитывается 1500, с общей численностью работающих 55,2 тыс. человек. Объем подрядных работ, выполненных в 2004 году, составил 12,9 млрд. рублей или 111,1 процента к 2003 году.
В Саратовской области работает 117 проектных организаций строительного профиля, в том числе 15 институтов.
Наличие мощностей промышленности строительных материалов в Саратовской области позволяет обеспечить заданные темпы строительства и ввода жилья в эксплуатацию. Увеличение объемов выпуска основных строительных материалов за период реализации Программы составит в среднем 22 процента. Вместе с тем увеличение объемов жилищного строительства намечается не только путем роста физических объемов, но и изменением структуры жилищного строительства. Традиционные технологии строительного производства, особенно кирпичное домостроение, ограниченно решают проблемы индустриального домостроения. Развивается панельное и монолитное домостроение, доля которого в общем объеме строящегося жилья составляет сейчас до 10 процентов и продолжает увеличиваться.
Широкое внедрение ипотечного жилищного кредитования, увеличение финансовых потоков, направленных на развитие жилищного строительства, в свою очередь, стимулируют широкое применение каркасно-монолитного, панельного домостроения, отличительной особенностью которых является более короткий срок инвестиционно-строительного процесса. Так предприятие панельного домостроения ООО "Кронверк" имеет резерв неосвоенных мощностей по строительству панельных домов до 50,0 тыс. кв. метров.
Реализация данного приоритета позволит активизировать первичный рынок жилья, принятие перечисленных выше мер позволит сократить "финансовую нагрузку" на стоимость строительства 1 квадратного метра общей площади жилья, обеспечив тем самым доступ на первичный рынок более широким слоям населения. Выполнение в комплексе предлагаемых мероприятий позволит снизить себестоимость строительства 1 квадратного метра общей площади жилья.
Приоритет 4. Модернизация коммунальной инфраструктуры.
Серьезной проблемой, требующей решения, является неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной сферы и, как следствие, непосредственно инженерной инфраструктуры. Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры в области составляет сегодня 70 процентов, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставления коммунальных услуг в уже существующей застройке.
Назрела острая необходимость реконструировать инженерные сети, что требует огромных финансовых средств. Во многом темпы технического перевооружения отрасли ЖКХ напрямую зависят от инвестиционных вложений, в первую очередь, со стороны частного бизнеса. Актуальна разработка механизмов, делающих рентабельным вложение средств в долгосрочные проекты модернизации жилищно-коммунального комплекса.
Механизмом реализации по достижению целей и решению поставленных задач должна стать данная Программа и входящие в ее состав подпрограммы, основные мероприятия, предполагающие эффективное и целенаправленное использование средств бюджета в интересах сбалансированного стимулирования как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. Возможность получения бюджетной поддержки на строительство (приобретение) жилья и ипотечного займа (кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые в свою очередь генерируют прибыль и дополнительные налоги. Поскольку эти налоговые поступления в бюджеты всех уровней являются дополнительными и причинно связаны с привлеченными средствами, то объем бюджетных ресурсов, направленный на выдачу субсидий и займов (кредитов), соизмерим с дополнительными налоговыми поступлениями.
Решение задач в части выполнения обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках Программы и подпрограмм, входящих в ее состав, должно быть осуществлено путем:
предоставления жилых помещений на условиях социального найма из государственного жилищного фонда области;
предоставления безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений в рамках подпрограмм и основных мероприятий настоящей Программы;
предоставления компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений;
содействия развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке, в том числе за счет предоставления долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья.
Предоставляемое государственное жилье на условиях социального найма из государственного жилищного фонда области может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора социального найма;
б) жильем, полученным Саратовской областью от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка или подключение к инженерной инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости, построенным в качестве государственного жилищного фонда области;
г) жильем, построенным в качестве государственного жилищного фонда области.
Получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений в рамках настоящей Программы и подпрограмм, входящих в ее состав, возможно с учетом следующих условий:
а) допускается получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения только по одной целевой программе (подпрограмме);
б) допускается до получения безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения переход из участников одной целевой программы (подпрограммы) в другую;
в) размер предоставляемой безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений рассчитывается в пределах норм предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда, за исключением иных случаев, установленных настоящей Программой;
г) при предоставлении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений допускается отклонение от норм предоставления жилых помещений в пределах 10 процентов, излишняя площадь должна оплачиваться за счет средств получателя субсидий.
Осуществление гражданами прав на получение ипотечного жилищного кредита с получением компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет областного бюджета в рамках настоящей Программы и подпрограмм, входящих в ее состав, возможно с учетом следующих условий:
а) наличия у получателя компенсации собственных средств от 10 процентов и более;
б) допускается возможность участия гражданина - получателя компенсации в реализации дополнительно только одной целевой программы (подпрограммы) и получения безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (целевого займа) либо для компенсации расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Потребность в ресурсах, в том числе средств областного и федерального бюджетов, для реализации Программы устанавливается ежегодно уполномоченным органом Правительства области на основании анализа заявлений граждан:
на предоставление им помещений из государственного жилищного фонда области;
на получение субсидий при строительстве (приобретении) жилых помещений;
на предоставление компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений.
Прогноз потребности средств федерального бюджета на финансирование подпрограмм и мероприятий Программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан до 2010 года составляет 6474,6 млн. рублей (прогнозно).
Потребность средств областного бюджета на финансирование подпрограмм и мероприятий Программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан до 2010 года составляет 2253,3 млн. рублей.
Прогноз потребности средств местных бюджетов на финансирование подпрограмм по обеспечению жильем отдельных категорий граждан до 2010 года составляет 181,5 млн. рублей (прогнозно).
Прогноз привлечения средств в жилищное строительство за счет внебюджетных источников, в том числе собственных средств населения до 2010 года составляет 51000,6 млн. рублей (прогнозно).
Прогноз привлечения кредитных ресурсов банков на ипотечное жилищное кредитование до 2010 года составляет 10229,1 млн. рублей (прогнозно).
Общий объем финансовых вложений как за счет бюджетов всех уровней, так и за счет привлеченных средств в жилищное строительство позволит ежегодно увеличивать объемы жилищного строительства.
Ресурсное обеспечение Программы ежегодно корректируется в соответствии с Законом области "Об областном бюджете".
Увеличение объемов жилищного строительства приведет к увеличению налогооблагаемой базы строительного комплекса, за период реализации Программы поступления в региональный бюджет должны составить 5,7 млрд. рублей. Принимая во внимание затраты регионального бюджета на реализацию Программы в объеме 2,3 млрд. рублей, можно судить об эффективности ее реализации.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления (по согласованию) в установленном порядке предусматривают в годовых прогнозах социально-экономического развития и проектах соответствующих бюджетов выделение финансовых средств в объемах, необходимых для реализации Программы.
Органы местного самоуправления и другие участники Программы представляют государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы.
Управление ресурсами осуществляется государственным заказчиком Программы с использованием механизмов предоставления ипотечных займов (кредитов) и субсидий, установлением предельно допустимых соотношений:
между размером займа (кредита) и стоимостью жилья;
между размером субсидии и стоимостью жилья.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы должна обеспечить:
улучшение жилищных условий населения области;
доведение показателя обеспеченности одного жителя области к 2010 году до 24 кв.м общей площади жилья;
обеспечение жилыми помещениями за счет всех источников финансирования 118 тыс. семей;
создание условий для улучшения демографической ситуации в области, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований области.
7. Охрана окружающей среды
Экологическое обоснование прединвестиционной документации выполнено на основании "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности", утвержденной приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 539.
Социально-гигиенические исследования Института экологии человека и окружающей среды им. А.Н.Сысина Российской Академии медицинских наук доказали, что оптимум жилой площади на человека составляет 25 кв. метров (экологические и гигиенические аспекты архитектурно-строительного решения селитебных территорий неотделимы от проблем строительства жилых зданий). По официальным данным по состоянию на 1 января 2004 года в очереди на улучшение жилищных условий состоят 45,7 тысяч семей, хотя показатель обеспеченности жильем составляет 20,9 кв. метра на 1 жителя Саратовской области.
7.1. Анализ структуры строительства жилых домов, использование природных и трудовых ресурсов
Жилищный фонд нуждается в существенном улучшении экологических и гигиенических показателей. Основная цель Программы, проводимой на территории Саратовской области, формирование благоприятных условий для проживания жителей Саратовской области.
Происходит естественное старение и ветшание жилищного фонда. По состоянию на 1 января 2004 года в области насчитывается более 2 млн. кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе 289,5 тыс. кв. метров аварийного по г. Саратову, что составляет 3,6 процента всего жилищного фонда области. Назрела необходимость реконструкции более тысячи домов первых массовых серий общей площадью 3 млн. кв. метров. На период до 2015 года прогнозная демографическая ситуация показывает, что численность населения не увеличится, а следовательно, потребление основных ресурсов не вырастет, объем загрязнения при развитии жилищного строительства останется на прежнем уровне.
Анализ структуры жилищного строительства показывает, что в области преобладает кирпичное домостроение, с 1995 по 2003 годы объем строительства кирпичных зданий составлял 75-79 процентов от общего объема вводимого жилья. Жилые дома, построенные с использованием изделий из ячеистых бетонов, с 1995 года возросли в 3,2 раза, а смешанных архитектурно-конструктивных систем в 1,4 раза, продолжает развиваться монолитное домостроение.
Снижение инвестиционной активности и потребительского спроса на жилье в многоквартирных домах из сборного железобетона при одновременном возрастании потребности населения в более комфортном жилье привело к сокращению доли крупнопанельных зданий с 19 процентов в 1995 году до 8 процентов в 2003 году, к использованию мощностей крупнопанельного домостроения по области всего на 19,2 процента в 2003 году.
Общее направление на постепенный переход от тяжелого сборного железобетона, долго служившего базовым строительным материалом для жилищного строительства, к более легким и энергосберегающим материалам и конструкциям остается ключевым направлением в архитектурно-строительной политике на последующие годы.
Важное значение приобретает использование комбинированных систем, позволяющих увеличить домостроительные мощности за счет сочетаний конструкций заводского производства с конструктивными элементами из монолитного бетона, а также с производимыми на базе местного сырья и отходов производства штучными стеновыми, отделочными и кровельными материалами.
Приоритетным направлением в развитии строительства жилья на селе является освоение выпуска на базе отечественного оборудования эффективных строительных материалов, изделий и конструкций методом полусухого вибропрессования из местных сырьевых ресурсов.
Увеличение доли жилищного строительства в Саратовской области требует развития собственной производственной базы малоэтажного домостроения, ориентированной на строительство и выпуск изделий домов на основе слоистых деревянных каркасных и панельных конструкций, домов из мелких и крупных блоков с широким использованием местных материалов, включая отходы производства, дома с рублеными стенами, а также стенами из бруса.
В Саратовской области было построено около 900 домов первых массовых серий и около 1300 крупнопанельных жилых домов, при реконструкции этих домов с надстройкой мансард из легких конструкций и эффективных строительных материалов дополнительно можно ввести в эксплуатацию 2,5 млн. кв.м дешевого жилья.
Многообразие условий развития городов и поселений Саратовской области, присущая им специфика определяет неоднородность их социально-экономического, территориального развития, требует дифференцированных подходов к разработке градорегулирующих документов. Приоритеты развития градостроительства с учетом формирования устойчивой экологически чистой среды обитания, инженерных и транспортных инфраструктур, систем инженерного оборудования и защиты объектов, охраны окружающей среды градостроительными средствами можно сформулировать следующими направлениями:
комплексная реформа градостроительной деятельности с упорядочением правоотношений властных структур, действующих в этой сфере, совершенствование законодательно-правовой базы;
поддержка программно-целевых методов разработки градостроительной документации конкретных населенных мест и территорий;
научно-методическое и организационно-техническое обеспечение комплекса работ по развертыванию на территории Саратовской области Государственного градостроительного кадастра банка градостроительных данных;
научно-методические основы интеллектуальной системы автоматизации градостроительного проектирования, технологии проектирования и строительства систем инженерной и транспортной инфраструктур городов и других поселений с учетом энерго- и ресурсосберегающих методов территориальной организации и обеспечения безопасности движения;
формирование экологически чистой и энергоэкономичной среды жизнедеятельности населения в городах и других поселениях;
разработка прогрессивных методов экологичного строительства с целью создания комфортной среды обитания человека и системы защиты селитебных территорий от транспортного шума.
В особую категорию забот Саратовской области отнесен вопрос о газификации, уровень которой составляет 95 процентов - один из высших по России.
Градостроительная политика и решение вопросов территориального развития являются первичными для решения любых строительных задач. Принята областная целевая программа "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2003-2007 годы", которая определит резервные территории, предназначенные для комплексной микрорайонной застройки, сроки разработки генпланов городских и сельских поселений. В данных генеральных планах конкретных городов и поселений будут учтены вопросы экологии при разработке прединвестиционной документации.
7.2. Потребность в важнейших ресурсах
В Саратовской области создан крупный потенциал предприятий строительной индустрии и строительных материалов. В его состав входит 115 предприятий с численностью рабочих 17 тыс. человек.
Вместе с тем структурная перестройка базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов ведется со значительным отставанием от потребностей строительного комплекса в эффективных материалах.
На 57 заводах технологическое оборудование морально и физически устарело. Выпускаемая продукция на этих предприятиях имеет высокую себестоимость, низкие качественные показатели и не пользуется спросом у строителей и населения области.
Особенно неблагополучная обстановка сложилась на предприятиях, расположенных в сельской местности. По этой причине в 25 районах области работа заводов или приостановлена, или они прекратили свое существование.
В результате основные объемы строительных материалов (около 50 процентов) удовлетворяются за счет завоза из областного центра, что приводит к значительному удорожанию стоимости строительства и неоправданным материальным затратам, ухудшению экологической обстановки.
В сложившейся ситуации назрела острая необходимость по внедрению, особенно в сельской местности, передовых технологий с применением высокопроизводительного отечественного оборудования для насыщения рынка качественными строительными материалами с широким использованием местных сырьевых ресурсов (глина, мел, опока, древесина).
Реализация этих мероприятий позволит снизить энергоемкость производства строительных материалов в 3-4 раза.
7.3. Прогнозные изменения экологической ситуации
7.3.1. Энергосбережение
Проблемы окружающей среды воздействуют на архитектурные решения на каждом их уровне. Расположение и функциональное назначение сооружения, его конструктивная гибкость и технологический ресурс, ориентация, форма и конструкция, системы его обогрева и вентиляции, характеристики используемых при строительстве материалов - все эти параметры влияют на количество энергии, требующейся для возведения, эксплуатации и технического обслуживания зданий, а также для формирования транспортных потоков.
Анализ динамики потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых домов показывает, что удельный расход тепловой энергии системами теплоснабжения на отопление зданий, завершенных новым строительством, будет ежегодно снижаться по сравнению с традиционными. Соответственно снизится объем выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
Изменится структура применения строительных материалов, вырастут объемы строительства зданий из монолитного бетона, сборного железобетона, легких мобильных зданий. Соответственно уменьшится энергоемкость строительной продукции.
Изменится структура архитектурно-планировочных решений строительства, развитие высотного домостроения будет преимущественно в центральных районах и в районах, находящихся в зоне сформированных основных транспортных потоков.
Большой объем индивидуального жилищного строительства предполагает рост строительства индивидуального жилья с применением автономных источников теплоснабжения и в конечном итоге снижение энергопотребления на 50 процентов по сравнению с традиционными проектными решениями (приложение N 3).
7.3.2. Водоснабжение
Увеличение водопотребления не планируется из-за стагнации численности населения. Основным источником водоснабжения г. Саратова является река Волга. Мощность муниципального водопровода составляет 632 тыс. куб.м в сутки. В настоящее время в систему водопровода входят три водопроводных комплекса:
ВК-2 производительностью 175 тыс. куб.м в сутки;
ВК-3 производительностью 450 тыс. куб.м в сутки;
ВК-4 производительностью 7,0 тыс. куб.м в сутки.
В городе действует система промышленного водопровода мощностью 100 тыс. куб.м в сутки. На сооружениях установлено 356 единиц насосного оборудования.
При осуществления нового строительства существенного прогнозного увеличения водопотребления не произойдет, за счет проведения мероприятий ремонтно-восстановительных работ произойдет снижение потерь при транспортировке на 130,52 млн. куб. метров ежегодно.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
7.3.4. Водоотведение
Обеспеченность города Саратова системой водоотведения составляет в настоящее время менее 70 процентов. Большая территория центральной части (район Глебучева оврага, пос. Пугачевский), а также пос. Поливановка не канализированы.
При проектной производительности городской станции аэрации - 640,0 тыс. куб.м сточной жидкости в сутки фактический сток города достигает 740 тыс. куб.м в сутки.
В г. Саратове задействовано 360 км магистральных канализационных коллекторов и сетей, в том числе 33 коллектора шахтной проходки, 17 канализационных насосных станций производительностью от 400 до 200000 куб.м в сутки осуществляют перекачку стоков от селитебных и промышленных зон в магистральные коллектора.
Канализационные насосные станции КНС-1, КНС-2 работают на пределе проектных мощностей.
Сброс сточных вод в поверхностные водные бассейны по бассейнам рек Волга, Дон, бассейна Камыш-Самарских озер в 2002 году составил 338,32 млн. куб.м или 81 процент к уровню 1997 года. Увеличение количества сточных вод на период до 2015 года планируется до объема 96 процентов от уровня имеющихся мощностей очистных сооружений.
7.3.5. Удаление отходов
Наибольшее количество промышленных отходов (около 90 процентов) образуется в крупных промышленных городах Саратове, Балаково, Энгельсе.
В целях их утилизации необходимо строительство трех комбинатов по переработке твердых и бытовых отходов.
7.4. Мощности планируемых производств
В целях реализации намеченных целей увеличение мощностей существующих производств не предусматривается. Планируется структурная перестройка производства, направленная на снижение энергоемкости единицы строительной продукции. Увеличение объема выпуска строительной продукции предусматривается в рамках существующих мощностей предприятий.
Стратегия развития строительной отрасли состоит в создании замкнутых технологических циклов, которые зависят от:
качественного исходного материала;
высокопроизводительного оборудования;
использования современных технологий;
квалифицированного производства работ.
7.5. Экология и гигиена жилой среды
Качественное жилище относится к числу ключевых условий развития человеческого потенциала.
Для полного восстановления сил человека, потраченных в процессе умственного и физического труда, жилая среда должна быть физиологически благоприятна для человека. Системный подход обуславливает необходимость рассматривать жилую среду как сложную систему, в которой целесообразно выделить три основных иерархически взаимосвязанных уровня.
Первый уровень - это конкретные дома, жилые и общественные здания.
Второй уровень - система сооружений и селитебных территорий, образующих единицу градостроительного комплекса, а именно жилой район или микрорайон (с его проездами, гаражами, бензоколонками, спортплощадками и т.п.).
Третий уровень можно охарактеризовать как уровень городских агломерацией#, когда отдельные жилые районы города выступают как элементы, сравниваемые между собой по качеству жилой среды (например, исторический центр города, спальные районы, реконструируемые районы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.