Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 6 октября 2004 г. N 27-1136
Областная целевая (комплексная) программа
"Строительство жилья на 2005-2010 годы"
Паспорт
областной целевой (комплексной) программы "Строительство жилья на 2005-2010 годы"
Наименование Программы - областная целевая (комплексная)
программа "Строительство жилья на
2005-2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки - решение собрания актива области от
Программы 31 января 2004 года "Итоги
социально-экономического развития
Саратовской области за 2003 год
и задачи на 2004 год", Послание
Президента Российской Федерации к
Федеральному Собранию Российской
Федерации в 2004 году
Государственный заказчик - министерство по строительству и
Программы жилищно-коммунальному хозяйству
области
Основные разработчики - министерство по строительству и
Программы жилищно-коммунальному хозяйству
области, министерство финансов
области
Цель Программы - комплексное решение проблем жилищной
политики в области, позволяющее
повысить уровень доступности жилья
для жителей области
Задачи Программы, - обеспечение роста темпов жилищного
важнейшие оценочные строительства в области;
показатели превышение объемов вновь вводимого
жилья над объемами ликвидируемого
аварийного жилищного фонда;
повышение эффективности использования
бюджетных средств, направляемых на
жилищное строительство, - в ходе
реализации Программы планируется
построить 4,73 млн. м2 общей площади
жилья
Сроки реализации - 2005-2010 годы
Программы
Исполнители основных - министерство по строительству и
мероприятий Программы жилищно-коммунальному хозяйству
области, министерство сельского
хозяйства области, органы местного
самоуправления (по согласованию)
Перечень программ и - областная целевая программа
основных мероприятий "Строительство жилья для работников
бюджетной сферы" на 2002-2005 годы,
утвержденная постановлением
Саратовской областной Думы от
20 февраля 2002 года N 64-2676;
областная целевая программа
"Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда" на
2002-2010 годы, утвержденная
постановлением Саратовской
областной Думы от 13 ноября 2002 года
N 3-73;
областная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей" на
2003-2010 годы, утвержденная
постановлением Саратовской
областной Думы от 27 декабря
2002 года N 5-164;
осуществление мероприятий по
реализации Закона Саратовской области
"О предоставлении жилья в Саратовской
области" от 12 марта 1997 года
N 12-ЗСО;
осуществление мероприятий по развитию
жилищного строительства в сельской
местности в рамках областной
целевой программы "Социальное
развитие села до 2010 года",
утвержденной постановлением
Саратовской областной Думы
от 22 октября 2003 года N 17-652
Объем и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составляет 58,5 млрд. рублей, из них:
средства областного бюджета -
1 млрд. рублей;
прогнозно:
средства федерального бюджета -
5,0 млрд. рублей;
средства местных бюджетов -
1,2 млрд. рублей;
средства внебюджетных источников -
51,3 млрд. рублей, в том числе
средства населения - 46,0 млрд.
рублей, кредитные ресурсы - 5,3 млрд.
рублей
Финансирование программ и - областная целевая программа
мероприятий за счет всех "Строительство жилья для работников
источников финансирования бюджетной сферы" на 2002-2005 годы -
601 млн. рублей;
областная целевая программа
"Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда" на
2002-2007 годы - 1,57 млрд. рублей;
областная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей" на
2003-2010 годы - 2,56 млрд. рублей;
прочие мероприятия Программы - 53,47
млрд. рублей, в том числе мероприятия
по развитию жилищного строительства в
сельской местности в рамках областной
целевой программы "Социальное
развитие села до 2010 года" -
310,0 млн. рублей
Ожидаемые конечные - реализация Программы должна
результаты реализации обеспечить: рост объемов вновь
Программы вводимого жилья в 2010 году не менее
чем на 38 процентов по сравнению с
2003 годом и не менее 0,3 м2 на
одного жителя области;
обеспечение жильем 87 тыс. семей;
создание условий для улучшения
демографической ситуации в области,
снижения социальной напряженности в
обществе, устойчивого и
самостоятельного развития всех
муниципальных образований области
Организация управления - управление реализацией Программы и
реализацией Программы и контроль за ее выполнением
контроль за ходом ее осуществляется в соответствии с
выполнения постановлением Правительства области
от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке
разработки и реализации областных
целевых программ"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Данная Программа разработана с учетом требований государственной жилищной политики, закрепленной в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675.
Сократившиеся за период реформ 1990-2001 годов бюджетные ассигнования на строительство привели к значительному снижению бесплатно предоставляемого очередникам жилья, в связи с чем в жилищной сфере обозначились существенные проблемы.
Низкие показатели доступности жилья являются следствием недостаточности государственной поддержки обеспечения жильем граждан. Время ожидания в очереди на получение жилья в области составляет более 20 лет.
Уровень доходов граждан при существующих ценах на рынке недвижимости не позволяет им приобрести жилье исключительно за счет собственных средств. В связи с этим обозначается другой аспект жилищной проблемы: недостаточная платежеспособность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления создают условия для жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляются на обеспечение жильем малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это определяет финансовую составляющую жилищной проблемы: необеспеченность и недостаточность средств местных бюджетов для финансирования жилищных программ.
В области наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения. По прогнозу снижение численности населения обусловлено низким уровнем рождаемости и высокой смертностью, которая составит 128,6 тыс. человек за период с 2004 по 2010 годы. По результатам "пилотного" исследования репродуктивных установок населения, проведенного министерством труда и социального развития области в 2003 году, установлена связь между качеством жилья и планированием рождения второго ребенка.
Некоторые категории граждан, в их числе малообеспеченные слои населения, многодетные семьи, неполные семьи, инвалиды труда, детства, незаконно репрессированные лица и другие категории граждан, имеющие льготы на первоочередное предоставление жилья, не обеспечены правами участников действующих жилищных программ.
Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Комплексное их решение окажет положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост производства стройиндустрии в частности.
За период с 2002 года по 2003 год в области были приняты областные целевые программы и нормативные акты по вопросу обеспечения жильем работников бюджетной сферы, молодых семей, детей-сирот, работников сельской местности и граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. Необходимость объединения жилищных целевых программ, комплексного подхода к совершенствованию жилищного законодательства, решения проблем стройиндустрии области создало предпосылки создания данной Программы.
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики в области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей области.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах установленных социальных стандартов;
в области жилищного строительства - обеспечение высоких темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, позволяющих достичь ежегодного ввода более 600 тыс. м2 жилья, с ежегодным увеличением объемов жилищного строительства не менее трех процентов; в 2010 году - показателя ввода жилья не менее 0,3 м2 на одного жителя в год;
в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан:
а) предоставление жилья на условиях договоров социального найма малоимущим гражданам;
б) для граждан с достаточной платежеспособностью, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, - предоставление субсидий и долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья;
в) для граждан с достаточной платежеспособностью, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих их улучшить, - содействие развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке, в том числе за счет предоставления долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья.
Сроки реализации Программы - 2005-2010 годы.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Программные мероприятия (приложение 1) направлены на решение задач по каждому из направлений Программы.
В сфере обеспечения доступности жилья предусматриваются:
мониторинг социально-экономических условий в сфере обеспечения жильем населения области;
развитие и совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования в области;
разработка и совершенствование финансовых механизмов предоставления субсидий гражданам на строительство (приобретение) жилья.
Ипотечное жилищное кредитование является главным направлением государственной поддержки населения в сфере жилищного строительства. Оно осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и Законом Саратовской области "Об ипотечном жилищном кредитовании".
В целях дальнейшего создания на всей территории области эффективно работающей системы ипотечного жилищного кредитования как системы улучшения жилищных условий населения за счет собственных средств граждан, целевых адресных субсидий и долгосрочных ипотечных займов (кредитов) на финансирование Программы планируется выделение средств из областного бюджета, направляемых на:
создание регионального оператора системы ипотечного жилищного кредитования и формирование его уставного капитала;
создание фондов жилья временного поселения в объеме не менее 0,5 процента от ежегодного объема рефинансирования кредитных ресурсов;
субсидирование процентной ставки по выданным кредитам участникам областных целевых программ.
Право граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение субсидии для строительства (приобретения) жилья определено Законом Саратовской области "О предоставлении жилья в Саратовской области". Механизмы предоставления безвозмездной финансовой помощи установлены в Положении о порядке предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 5 мая 2003 года N 45-П.
Для реализации механизмов предоставления субсидий за счет средств органов местного самоуправления области и предоставления займов (кредитов) за счет средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности необходима организационно-правовая работа, включающая в себя:
разработку и принятие представительными органами местного самоуправления муниципальных программ (положений) о порядке предоставления субсидий гражданам на строительство (приобретение) жилья;
разработку и принятие органами управления предприятий и организаций области программ (положений) о порядке предоставления займов (кредитов) работникам на строительство (приобретение) жилья;
сбор и анализ заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение субсидий и кредитов для строительства (приобретения) жилья.
Управление ресурсами для предоставления субсидий осуществляется установлением на каждом этапе реализации предельно допустимых соотношений между размером субсидии и стоимостью жилья, определенной по социальным стандартам в соответствии с действующим порядком.
В сфере строительства жилья предполагаются:
подготовка и организация строительства социально доступного жилья и объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство жилья;
выделение земельных участков под застройку в соответствии с генеральными планами развития территорий и проведение экологической экспертизы.
В сфере государственных обязательств перед отдельными категориями граждан будут осуществлены:
систематизация государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, имеющих льготы по обеспечению жильем в соответствии с действующим законодательством;
создание финансовых механизмов предоставления жилья по договорам социального найма, а также субсидий на строительство (приобретение) жилья отдельным категориям граждан за счет бюджетных средств.
Возможность получения субсидии на строительство (приобретение) жилья и ипотечного займа (кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые в свою очередь генерируют прибыль и дополнительные налоги. Поскольку эти налоговые поступления в бюджеты всех уровней являются дополнительными и причинно связаны с привлеченными средствами, то объем бюджетных ресурсов, направленный на выдачу субсидий и займов (кредитов), соизмерим с дополнительными налоговыми поступлениями. Такой подход к решению жилищной проблемы позволяет объединить на территории области действующие федеральные целевые программы (подпрограммы), областные целевые программы и нормативные акты по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: военнослужащих, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, переселенцев из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденных переселенцев, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, реабилитированных лиц, работников правоохранительных и судебных органов, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и боевых действий, молодых семей и населения сельской местности.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Потребность в ресурсах, в том числе средств областного и федерального бюджетов, для реализации Программы устанавливается ежегодно после проведения заявочной кампании в муниципальных образованиях области на основании анализа заявлений граждан на получение субсидий и предварительных заявок на получение займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья.
Прогноз потребности средств федерального бюджета на финансирование мероприятий Программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан до 2010 года составляет 259,8 млн. рублей (приложение 2).
Прогноз потребности средств областного бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению субсидий и кредитов на строительство (приобретение) жилья отдельным категориям граждан до 2010 года составляет 651,6 млн. рублей (приложение 2).
Прогноз привлечения средств в жилищное строительство за счет частных инвестиций до 2010 года составляет 46,0 млрд. рублей.
Прогноз кредитных ресурсов банков на ипотечное жилищное кредитование до 2010 года составляет 5,3 млрд. рублей. Кредитные ресурсы банков возобновляются за счет выкупа закладных ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
Общий объем инвестиций в жилищное строительство (приложение 2) позволит ежегодно увеличивать объемы жилищного строительства в основном за счет средств, привлекаемых в ходе развития системы ипотечного жилищного кредитования. Ресурсное обеспечение Программы ежегодно корректируется в соответствии с законом области об областном бюджете.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления (по согласованию) в установленном порядке предусматривают в годовых прогнозах социально-экономического развития и проектах соответствующих бюджетов выделение финансовых средств в объемах, необходимых для реализации Программы.
После принятия федерального, областного и местного бюджетов государственным заказчиком Программы осуществляется информационный мониторинг основных ее показателей, соответствующих индикаторам федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Управление ресурсами осуществляется государственным заказчиком Программы с использованием механизмов предоставления ипотечных займов (кредитов) и субсидий, установлением на каждом этапе реализации Программы предельно допустимых соотношений:
между размером займа (кредита) и стоимостью жилья;
между размером субсидии и стоимостью жилья.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
6. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания хода реализации государственной жилищной политики на территории области. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за анализируемый период с целью уточнения и корректировки поставленных задач.
Реализация Программы должна обеспечить:
улучшение жилищных условий населения области;
доведение ежегодного объема вводимого жилья до 0,3 м2 на одного жителя области;
обеспечение жильем за счет всех источников финансирования 87 тыс. семей;
создание условий для улучшения демографической ситуации в области, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований области.
7. Охрана окружающей среды
Экологическое обоснование Программы выполнено на основании "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности", утвержденной приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 539.
Социально-гигиенические исследования института экологии человека и окружающей среды им. А.Н.Сысина Российской Академии медицинских наук доказали, что оптимум жилой площади на человека составляет 25 м2 (экологические и гигиенические аспекты архитектурно-строительного решения селитебных территорий неотделимы от проблем строительства жилых зданий). По официальным данным по состоянию на 1 января 2004 года в очереди на улучшение жилищных условий состоят 45,7 тыс. семей, хотя показатель обеспеченности жильем составляет 20,9 м2 на одного жителя области.
Анализ структуры строительства жилых домов, использования природных и трудовых ресурсов
Жилищный фонд нуждается в существенном улучшении экологических и гигиенических показателей. Одно из направлений Программы - формирование благоприятных условий для проживания жителей области.
Происходит естественное старение и ветшание жилищного фонда, по состоянию на 1 января 2004 года в области насчитывается более 2 млн. м2 ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе 289,5 тыс. м2 аварийного по г. Саратову, что составляет 3,6 процента всего жилищного фонда области. Назрела необходимость реконструкции более тысячи домов первых массовых серий общей площадью 3 млн. м2.
Анализ структуры жилищного строительства показывает, что в области преобладает кирпичное домостроение, с 1995 года по 2003 год объем строительства кирпичных зданий составлял 75-79 процентов от общего объема вводимого жилья. Число жилых домов, построенных с использованием изделий из ячеистых бетонов, с 1995 года выросло в 3,2 раза, а смешанных архитектурно-конструктивных систем - в 1,4 раза, продолжает развиваться монолитное домостроение.
Снижение инвестиционной активности и потребительского спроса на жилье в многоквартирных домах из сборного железобетона при одновременном возрастании потребности населения в более комфортном жилье привело к сокращению доли крупнопанельных зданий с 19 процентов в 1995 году до 8 процентов в 2003 году, к использованию мощностей крупнопанельного домостроения по области всего на 19,2 процента в 2003 году.
Общее направление на постепенный переход от тяжелого сборного железобетона, долго служившего базовым строительным материалом для жилищного строительства, к более легким и энергосберегающим материалам и конструкциям остается ключевым в архитектурно-строительной политике на последующие годы.
Важное значение приобретает использование комбинированных систем, позволяющих увеличить домостроительные мощности за счет сочетаний конструкций заводского производства с конструктивными элементами из монолитного бетона, а также с производимыми на базе местного сырья и отходов производства штучными стеновыми, отделочными и кровельными материалами.
Приоритетным направлением в развитии строительства жилья на селе является освоение выпуска на базе отечественного оборудования эффективных строительных материалов, изделий и конструкций методом полусухого вибропрессования из местных сырьевых ресурсов.
Увеличение доли жилищного строительства в области требует развития собственной производственной базы малоэтажного домостроения, ориентированной на строительство домов и выпуск изделий для домов на основе слоистых деревянных каркасных и панельных конструкций, домов из мелких и крупных блоков с широким использованием местных материалов, включая отходы производства, домов с рублеными стенами, а также стенами из бруса.
В области было построено около 900 домов первых массовых серий и около 1300 крупнопанельных жилых домов. При реконструкции этих домов с надстройкой мансард из легких конструкций и эффективных строительных материалов дополнительно можно ввести в эксплуатацию 2,5 млн. м2 дешевого жилья.
Многообразие условий развития населенных пунктов области, присущая им специфика определяют неоднородность их социально-экономического, территориального развития, требуют дифференцированных подходов к разработке градорегулирующих документов. Приоритетными направлениями развития градостроительства с учетом формирования устойчивой экологически чистой среды обитания, инженерных и транспортных инфраструктур, систем инженерного оборудования и защиты объектов, охраны окружающей среды являются следующие:
комплексная реформа градостроительной деятельности с упорядочением правоотношений властных структур, действующих в этой сфере, совершенствование нормативно-правовой базы;
поддержка программно-целевых методов разработки градостроительной документации конкретных населенных пунктов и территорий;
научно-методическое и организационно-техническое обеспечение ведения в области Государственного градостроительного кадастра и формирования банка градостроительных данных;
научно-методические основы автоматизации градостроительного проектирования, технологии проектирования и строительства систем инженерной и транспортной инфраструктур городов и других поселений области с учетом энерго- и ресурсосберегающих методов территориальной организации и обеспечения безопасности движения;
формирование экологически чистой и энергоэкономичной среды жизнедеятельности населения в городах и других поселениях области;
разработка прогрессивных методов экологичного строительства с целью создания комфортной среды обитания человека и системы защиты селитебных территорий от транспортного шума.
Особую значимость для области имеет вопрос о газификации, уровень которой составляет 95 процентов - один из самых высоких по России.
Градостроительная политика и решение вопросов территориального развития являются первичными для решения любых строительных задач. Принята областная целевая программа "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области" на 2004-2010 годы, которая определяет резервные территории, предназначенные для комплексной микрорайонной застройки, сроки разработки генпланов городских и сельских поселений, в которых при разработке прединвестиционной документации учтены экологические аспекты.
Потребность в важнейших ресурсах
В области создан крупный потенциал предприятий строительной индустрии и строительных материалов. В его состав входит 115 предприятий с численностью рабочих 17 тыс. человек.
Вместе с тем структурная перестройка базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов ведется со значительным отставанием от потребностей строительного комплекса в эффективных материалах.
На 57 заводах технологическое оборудование морально и физически устарело, выпускаемая на них продукция имеет высокую себестоимость, низкие качественные показатели и не пользуется спросом у строителей и населения области.
Особенно неблагополучная обстановка сложилась на предприятиях, расположенных в сельской местности. По этой причине в 25 муниципальных образованиях области работа заводов или приостановлена, или они прекратили свое существование.
В результате основные объемы строительных материалов (около 50 процентов) удовлетворяются за счет завоза из областного центра, что приводит к значительному удорожанию стоимости строительства и неоправданным материальным затратам, ухудшению экологической обстановки.
В сложившейся ситуации назрела острая необходимость внедрения, особенно в сельской местности, передовых технологий с применением высокопроизводительного отечественного оборудования для насыщения рынка качественными строительными материалами с широким использованием местных сырьевых ресурсов (глина, мел, опока, древесина).
Реализация этих мероприятий позволит снизить энергоемкость производства строительных материалов в 3-4 раза.
Прогнозные изменения экологической ситуации
Мощности планируемых производств
Для реализации намеченных целей увеличение мощностей существующих производств не предусматривается. Планируется структурная перестройка производства, направленная на снижение энергоемкости единицы строительной продукции. Увеличение объема выпуска строительной продукции предусматривается в рамках существующих мощностей предприятий.
Стратегия развития строительной отрасли состоит в создании замкнутых технологических циклов, которые зависят от:
качественного исходного материала;
высокопроизводительного оборудования;
использования современных технологий;
квалифицированного производства работ (приложение 3).
Энергосбережение
Проблемы окружающей среды воздействуют на архитектурные решения на каждом их уровне. Расположение и функциональное назначение сооружения, его конструктивная гибкость и технологический ресурс, ориентация, форма и конструкция, системы его обогрева и вентиляции, характеристики используемых при строительстве материалов - все эти параметры влияют на количество энергии, требующейся для возведения, эксплуатации и технического обслуживания зданий, а также для формирования транспортных потоков.
Анализ динамики потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых домов показывает, что удельный расход тепловой энергии системами теплоснабжения на отопление зданий, завершенных новым строительством, будет ежегодно снижаться по сравнению с традиционными. Соответственно снизится объем выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
Изменится структура применения строительных материалов, вырастут объемы строительства зданий из монолитного бетона, сборного железобетона, легких мобильных зданий. Соответственно уменьшится энергоемкость строительной продукции.
Изменится структура архитектурно-планировочных решений строительства, развитие высотного домостроения будет преимущественно в центральных районах и в районах, находящихся в зоне сформированных основных транспортных потоков.
Большой объем индивидуального жилищного строительства предполагает рост строительства индивидуального жилья с применением автономных источников теплоснабжения и в конечном итоге снижение энергопотребления на 50 процентов по сравнению с традиционными проектными решениями (приложение 4).
Водоснабжение*
Увеличение водопотребления не планируется из-за стагнации численности населения. Основным источником водоснабжения города Саратова является река Волга. Мощность муниципального водопровода составляет 632 тыс. м3 в сутки. В настоящее время в систему водопровода входят три водопроводных комплекса:
ВК-2 производительностью 175 тыс. м3 в сутки;
ВК-3 производительностью 450 тыс. м3 в сутки;
ВК-4 производительностью 7,0 тыс. м3 в сутки.
В городе действует система промышленного водопровода мощностью 100,0 тыс. м3 в сутки. На сооружениях установлено 356 единиц насосного оборудования.
При осуществлении нового строительства существенного прогнозного увеличения водопотребления не будет, за счет проведения мероприятий ремонтно-восстановительных работ произойдет снижение потерь при транспортировке на 130,52 млн. м3 ежегодно (приложения 5, 6).
Водоотведение*
Обеспеченность города Саратова системой водоотведения составляет в настоящее время менее 70 процентов. Большая территория центральной части (район Глебучева оврага, пос. Пугачевский), а также пос. Поливановка не канализированы.
При проектной производительности городской станции аэрации 640,0 тыс. м3 сточной жидкости в сутки фактический сток города достигает 740 тыс. м3 в сутки.
В городе Саратове задействовано 360 км магистральных канализационных коллекторов и сетей, в том числе 33 коллектора шахтной проходки, 17 канализационных насосных станций производительностью от 400 до 200 000 м3 в сутки осуществляют перекачку стоков от селитебных и промышленных зон в магистральные коллектора.
Канализационные насосные станции КНС-1, КНС-2 работают на пределе проектных мощностей.
Сброс сточных вод в поверхностные водные бассейны по бассейнам рек Волга, Дон, бассейна Камыш-Самарских озер в 2002 году составил 338,32 млн. м3, или 81 процент к уровню 1997 года. Увеличение количества сточных вод на период до 2010 года планируется до объема 96 процентов от уровня имеющихся мощностей очистных сооружений (приложение 7).
Удаление отходов*
Наибольшее количество промышленных отходов (около 90 процентов) образуется в крупных промышленных городах Саратове, Балаково, Энгельсе. В целях их утилизации необходимо строительство трех комбинатов по переработке твердых и бытовых отходов (приложение 8).
------------------------------
* Примечание. Мероприятия по рациональному и экономическому использованию питьевой воды и водоотведению в муниципальных образованиях области учтены в областной целевой программе "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы", мероприятия по рациональному и экономичному использованию питьевой воды и водоотведению в г. Саратове осуществляются в течение срока действия Программы.
Мероприятия по удалению отходов выполняются в течение срока действия Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.