Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 3 июня 2003 г. N 61-П
Положение
о порядке разработки и реализации областных целевых программ
I. Общие положения
1. Областные целевые программы (далее - программы) представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития области.
Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
2. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации Стратегического плана и программы социально-экономического развития области.
3. Настоящее Положение устанавливает:
порядок разработки программ;
полномочия, обязанности и последовательность действий инициаторов решения проблем программно-целевым методом и участников подготовки и реализации программ;
обязательные требования к структуре и формам программных документов;
механизмы управления, контроля и финансирования программ;
ответственность исполнителей за реализацию программ.
4. В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:
отбор проблем для программной разработки;
принятие решения о разработке программы и ее формирование;
экспертиза и оценка программы;
утверждение программы;
управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения;
завершение программы.
5. В процессе разработки, утверждения и реализации программ участвуют следующие субъекты:
инициаторы разработки программы - любые юридические и физические лица, выходящие с предложениями и обоснованиями о программной разработке проблемы на областном уровне;
государственный заказчик программы (далее - государственный заказчик) - орган исполнительной власти области, являющийся распорядителем бюджетных средств, выделяемых на программу, и ответственный за ее исполнение;
исполнители программы - бюджетные или иные организации, которые являются непосредственными участниками программных мероприятий или получателями бюджетных и внебюджетных средств на реализацию программы.
6. Методическое руководство по подготовке программ, проведение их экспертизы, контроль за ходом их реализации осуществляется министерством экономического развития и торговли области.
II. Обоснование необходимости разработки программы
7. Инициатор разработки программы готовит соответствующее обоснование и направляет его в министерство экономического развития и торговли области.
Обоснование должно содержать описание значимости проблемы, сведения, подтверждающие невозможность комплексно решить проблему без государственного участия, необходимость координации связей, технологически и организационно сопряженных отраслей и сфер деятельности для решения данной проблемы, возможные направления решения проблемы, принципиальную новизну и высокую эффективность технических, организационных и иных мероприятий.
Обоснование должно учитывать приоритеты социально-экономического развития, определенные документами стратегического характера.
8. Министерство экономического развития и торговли области совместно с министерством финансов области, министерством труда и социального развития области и другими заинтересованными министерствами и ведомствами области на основе прогнозов социально-экономического развития области, анализа представленных материалов, итогов выполнения ранее принятых решений и программ по поднимаемой проблеме готовит заключение о целесообразности разработки программ и вносит его на рассмотрение Губернатору области или Правительству области.
Обоснованием необходимости решения проблем программными методами на областном уровне может стать концепция решения обозначенной проблемы, утверждаемая Правительством области. При этом такая концепция должна определять направления решения проблемы, формировать основные цели и задачи соответствующей программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные механизмы ее реализации и необходимые для этого ресурсы.
9. Решение о подготовке соответствующей программы, сроках ее разработки, государственном заказчике программы принимается Губернатором области или Правительством области на основе представленных документов и заключения министерства экономического развития и торговли области или при утверждении соответствующей концепции.
Для программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-координатор.
III. Подготовка проекта программы
10. Государственный заказчик программы:
согласовывает с заинтересованными органами исполнительной власти области, организациями программные мероприятия, возможные сроки их выполнения, объемы и источники финансирования;
организует привлечение к подготовке программы научных учреждений, проведение в соответствии с действующим законодательством специализированной экспертизы (экологической, социальной, технической и т.д.) проекта программы и по результатам этой экспертизы производит его доработку;
по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников, подписывает соглашения о намерениях.
Государственный заказчик-координатор областной целевой программы:
несет ответственность за подготовку и реализацию программы в целом;
осуществляет текущую работу по координации деятельности государственных заказчиков, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому использованию средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников;
подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации программы.
11. Областная целевая программа состоит из следующих разделов:
паспорт программы (приложение N 1 к настоящему Положению);
содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами;
основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации;
система (перечень) программных мероприятий (приложение N 2 к настоящему Положению);
ресурсное обеспечение программы (сведения о распределении объемов и источников финансирования по мероприятиям и по годам);
организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения;
оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации программы с перечнем конкретных оценочных показателей, характеризующих уровень достижения главных целей программы и ее результативность.
Раздел программы "Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы" должен включать в себя показатели, которые (с учетом индивидуальности и специфики целевых программ) необходимы для анализа и оценки:
конкретных результатов выполнения программы по годам;
использования средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников;
эффективности реализации программных мероприятий.
В разделе приводятся как конкретные показатели, так и методики, применяемые для оценки социально-экономической эффективности программы. К показателям, необходимым для оценки эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации целевых программ в сфере реального сектора экономики, относятся показатели снижения энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости на единицу выпускаемой продукции, роста объемов выпускаемой продукции. Для программ в социальной сфере используются показатели, отражающие рост доходов на душу населения, создание новых рабочих мест, для программ в сфере экологии - показатели, отражающие изменение экологической обстановки и степень достижения нормативного качества окружающей среды.
К проекту программы прилагаются: пояснительная записка, при необходимости технико-экономическое обоснование, бизнес-план, заключения необходимых экспертиз (в случаях, установленных законодательством) и предварительная бюджетная заявка на ассигнование из областного бюджета для финансирования программы, лист согласования с заинтересованными органами исполнительной власти, а также соглашения о намерениях между исполнителями, участвующими в реализации программы, подтверждающие возможность финансирования ее из внебюджетных источников.
Требования к содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию программы в целом.
12. Согласованный с исполнителями проект программы, подготовленный в соответствии с пунктом 11, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор представляет в министерство экономического развития и торговли области.
13. Министерство экономического развития и торговли области готовит заключение, обращая при этом внимание на:
обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
реальность и обоснованность объемов и источников финансирования, подтвержденных экономическими расчетами и соглашениями о намерениях;
социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурные изменения в экономике области.
С учетом замечаний и предложений министерства экономического развития и торговли области государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор осуществляет доработку проекта и представляет его повторно в министерство экономического развития и торговли области для заключения.
14. В случае положительной оценки государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) совместно с министерством экономического развития и торговли области, министерством финансов области представляет откорректированный проект программы на утверждение в установленном порядке. Одновременно готовящийся к утверждению проект размещается на сайте Правительства области для предоставления возможности более широкого ознакомления с ним и внесения предложений всех заинтересованных лиц.
В случае разногласий готовится протокол разногласий, который рассматривается Правительством области.
15. Областные целевые программы, финансируемые полностью или частично за счет средств областного бюджета, утверждаются областной Думой.
Новые программы, которые предполагается финансировать за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году, подлежат рассмотрению и утверждению в срок до 1 августа текущего года.
IV. Финансирование программ
16. Финансирование программных мероприятий может осуществляться за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников (юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации программы или отдельных ее мероприятий). Прогнозно могут учитываться средства из федерального бюджета и местных бюджетов.
17. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования программ, относятся: взносы организаций-участников реализации программ, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, другие источники.
18. Государственные заказчики программ (государственные заказчики-координаторы) ежегодно, не позднее 1 июля, представляют в министерство экономического развития и торговли области предложения по финансированию программ (подпрограмм) в разрезе капитальных и текущих расходов.
Предложения представляются в форме бюджетных заявок по каждой программе (подпрограмме).
19. В бюджетной заявке по программе (подпрограмме), финансируемой из областного бюджета, указываются:
объем финансирования на очередной финансовый год согласно распределению средств областного бюджета, принятому при утверждении целевой программы;
объем финансирования на очередной финансовый год, предлагаемый для включения в проект закона об областном бюджете;
объем финансирования за предшествующие годы, а также за текущий финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении программы;
объем фактического финансирования за предшествующие годы, а также ожидаемое финансирование в текущем финансовом году;
объем финансирования на годы, следующие за очередным финансовым годом, согласно расписанию, принятому при утверждении целевой программы.
В бюджетной заявке по программе (подпрограмме), впервые предлагаемой для утверждения и финансирования за счет средств областного бюджета, указываются:
объем финансирования на очередной финансовый год;
расписание объемов финансирования на последующие финансовые годы.
20. Министерство экономического развития и торговли области обобщает полученные от государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов) программ (подпрограмм) бюджетные заявки по финансированию программ в предстоящем финансовом году и направляет сводную бюджетную заявку в министерство финансов области до 1 августа для включения в проект областного бюджета на очередной финансовый год.
21. При сокращении объемов бюджетного финансирования мероприятий программы (подпрограммы), носящих социальный характер, по сравнению с предусмотренными в областном бюджете на очередной финансовый год, государственный заказчик программы разрабатывает возможные дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для обеспечения реализации указанных мероприятий в установленные сроки.
22. По программам, финансирование которых из средств областного бюджета предлагается прекратить с начала очередного финансового года, в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области государственным заказчиком программы не позднее 1 августа представляется информация о причинах прекращения финансирования, а также:
объем финансирования на очередной финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении целевой программы;
объем финансирования за предшествующие годы, а также за текущий финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении программы;
объем фактического финансирования за предшествующие годы, а также ожидаемое финансирование за текущий финансовый год по программе;
объем финансирования на годы, следующие за очередным финансовым годом, согласно расписанию, принятому при утверждении программы.
V. Управление реализацией программ и контроль за их выполнением
23. Министерство экономического развития и торговли области осуществляет общую координацию выполнения программ, мониторинг их экономической эффективности, ведет единый реестр всех программ, реализуемых на территории области, фиксирует их завершение и снятие с контроля.
24. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции, оказание услуг для государственных нужд области, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями мероприятий программы.
25. Государственный заказчик программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет затраты по мероприятиям программы, оценочные показатели и состав исполнителей.
26. Ответственность за реализацию программ возлагается на руководителей соответствующих органов исполнительной власти области - государственных заказчиков программ.
27. Государственные заказчики ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области сведения о финансировании программ и фактическом использовании денежных средств по программе (приложение N 3 к настоящему Положению).
28. Ежегодно государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) подготавливают и до 1 февраля каждого года представляют в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области информацию о ходе реализации программы за прошедший год, а также предложения о внесении в них изменений, продлении срока действия, завершении или прекращении.
В информации должны содержаться:
сведения о результатах реализации программ за отчетный год;
данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программ;
сведения о соответствии фактических показателей реализации программ показателям, установленным при утверждении программ областной Думой;
данные о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
сведения о результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрении и эффективности инновационных проектов.
По программам, срок реализации которых завершился в отчетном году, государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) подготавливают доклад о выполнении программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
29. Срок реализации программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока реализации программы более чем на один год разрабатывается новая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с настоящим порядком.
Обоснование продления срока реализации программы или подготовки новой программы должно включать в себя, кроме требований, изложенных в пункте 7 настоящего порядка, данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем.
30. Министерство экономического развития и торговли области на основании информации, полученной от государственных заказчиков программ (государственных заказчиков-координаторов), готовит сводный доклад по итогам выполнения программ на рассмотрение Правительства области в марте каждого года. По результатам рассмотрения принимается постановление, содержащее решение об оценке хода выполнения программ, внесении в них изменений, продлении срока действия, завершении либо прекращении.
VI. Завершение программы
31. Министерство экономического развития и торговли области может внести предложение о досрочном прекращении реализации программы, если выполняемые мероприятия показывают низкую их эффективность и оценочные показатели результатов значительно ниже прогнозных или утвержденных программой.
32. Для завершения или досрочного прекращения реализации любой программы обязательным является принятие соответствующего решения с оценкой итогов деятельности государственного заказчика программы.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Паспорт программы |
|
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 г. N 61-П "О порядке разработки и реализации областных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.