Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Саратовской областной Думы
от 28 декабря 2005 г. N 48-1952
Областная целевая программа
"Развитие образования" на 2006-2008 годы
25 января, 22 марта, 19 июля, 18 октября, 29 ноября, 13 декабря 2006 г.
Постановлением Саратовской областной Думы от 29 ноября 2006 г. N 61-2446 в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления
Паспорт областной целевой программы "Развитие образования" на 2006-2008 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие
образования" на 2006-2008 годы (далее -
Программа)
Основание для разработки - распоряжение Правительства Саратовской
Программы области от 5 июля 2005 года N 180-Пр "О
подготовке областной целевой программы
"Развитие образования" на 2006-2008 годы"
Государственный заказчик - министерство образования области
Программы
Основные разработчики - министерство образования области,
Программы министерство по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям области
Цели и задачи Программы - главная цель Программы - создание условий
для повышения качества подготовки трудовых
ресурсов с учетом образовательных
потребностей населения и развития экономики
области.
Достижение главной цели Программы
обеспечивается реализацией системы целей
локальной направленности и решением
соответствующих задач.
Цель:
повышение качества общего образования.
Задачи:
формирование рациональной сети и структуры
общеобразовательных учреждений,
обеспечивающих полноту образовательных
услуг вне зависимости от места проживания
обучающихся;
создание региональной системы оценки
качества общего образования;
организация и проведение региональных
экспериментов по совершенствованию
структуры и содержания общего образования,
введению предпрофильной подготовки и
профильного обучения, поэтапному введению
единого государственного экзамена;
обеспечение равных стартовых возможностей
детей дошкольного возраста из разных
социальных групп и слоев населения в
получении образования за счет введения
предшкольного образования.
Цель:
создание условий для повышения качества
подготовки специалистов в системе
начального и среднего профессионального
образования области и удовлетворения
потребностей экономики области в
квалифицированных трудовых ресурсах.
Задачи:
реструктуризация сети областных учреждений
начального и среднего профессионального
образования путем слияния образовательных
учреждений, имеющих общий отраслевой
профиль, или преобразования в филиалы
головных образовательных учреждений;
создание отраслевых ресурсных центров
системы начального и среднего
профессионального образования области;
создание механизмов привлечения
работодателей
к подготовке кадров и регулированию
качества профессионального образования.
Цель:
обеспечение доступа обучающихся, а также
педагогических работников образовательных
учреждений к современным электронным
образовательным ресурсам и технологиям.
Задачи:
оснащение образовательных учреждений
современным компьютерным оборудованием,
учебными программами, подключение к сети
"Интернет";
обучение работников сферы образования
использованию современных информационных
технологий в образовательном процессе.
Цель:
создание условий для эффективного
обеспечения образовательных учреждений
финансовыми и кадровыми ресурсами.
Задачи:
разработка и внедрение типовой методики
нормативного финансирования муниципальных
общеобразовательных учреждений в части
расходов на реализацию общеобразовательных
программ, принятие нормативного правового
акта, утверждающего данную методику;
сокращение вакансий педагогических
работников в общеобразовательных
учреждениях области за счет привлечения
молодых специалистов.
Цель:
обеспечение соответствующих стандартам
условий обучения в образовательных
учреждениях.
Задача:
проведение капитального и текущего ремонта
образовательных учреждений области.
Цель:
обеспечение безопасности обучающихся,
воспитанников и работников образовательных
учреждений во время их учебной и трудовой
деятельности.
Задачи:
обеспечение организационных условий
укрепления пожарной, электротехнической,
технической и антитеррористической
безопасности образовательных учреждений
области, уменьшения материального ущерба от
пожаров, аварий и других опасностей;
повышение уровня знаний обучающихся и
персонала образовательных учреждений по
пожарной и антитеррористической
безопасности;
приведение образовательных учреждений
области в пожаробезопасное состояние,
увеличение доли образовательных учреждений,
соответствующих требованиям пожарной
безопасности, до 100 процентов
Сроки реализации - 2006-2008 годы
Программы
Исполнители основных - министерство образования области,
мероприятий Программы министерство финансов области, министерство
по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям области, управление Федеральной
государственной службы занятости населения
по Саратовской области (по согласованию),
Союз товаропроизводителей и работодателей
области (по согласованию), областная
организация Профсоюза работников народного
образования и науки (по согласованию),
органы местного самоуправления (по
согласованию)
Объем и источники - общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы Программы составляет 996,842 млн. рублей, в
том числе:
из областного бюджета - 992,042 млн.
рублей:
2006 год - 301,85 млн. рублей;
2007 год - 369,45 млн. рублей;
2008 год - 320,742 млн. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 4,8
млн. рублей:
2006 год - 0,8 млн. рублей;
2007 год - 2,0 млн. рублей;
2008 год - 2,0 млн. рублей
Ожидаемые результаты - реализация задач Программы предполагает
реализации Программы достижение следующих основных результатов:
повышение качества общего образования при
одновременном увеличении доступности
образовательных услуг обучающимся в
сельских общеобразовательных учреждениях;
повышение качества подготовки кадров с
начальным и средним профессиональным
образованием, исключение дублирования
подготовки специалистов с начальным и
средним профессиональным образованием,
приведение объемов подготовки в
соответствие с потребностями рынка труда
области;
расширение доступа обучающихся и
педагогических работников образовательных
учреждений области к современным
электронным образовательным ресурсам и
технологиям;
переход на нормативное финансирование
образовательных учреждений, за счет
которого будет повышена эффективность
использования бюджетных средств, выравнены
объемы обеспечения муниципальных
образовательных учреждений;
увеличение доли молодых педагогических
работников, сокращение вакансий
педагогических работников в
общеобразовательных учреждениях области,
решение проблемы вакансий педагогических
работников иностранного языка в сельских
общеобразовательных учреждениях;
повышение безопасности обучающихся,
воспитанников и работников образовательных
учреждений во время их учебной и трудовой
деятельности;
улучшение технического состояния зданий
образовательных учреждений
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляется министерством образования
Программы области, министерством экономического
развития и торговли области, министерством
финансов области
1. Введение
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 33-ЗСО "Об образовании", на основании распоряжения Правительства Саратовской области от 5 июля 2005 года N 180-Пр "О подготовке областной целевой программы "Развитие образования" на 2006-2008 годы", а также с учетом анализа состояния системы образования области.
Программа сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2.1. Основные проблемы системы образования области
В системе общего образования основной проблемой является недостаточное качество общего образования. Исследование учебных достижений выпускников I, II и III ступеней образования, проведенное в 2001-2002 учебном году, показало, что 29 процентов оценок экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений области по русскому языку и десять процентов оценок по алгебре педагогическими работниками были завышены. Среди экзаменационных работ выпускников 11 классов выявлено 43 процента завышенных оценок по русскому языку и литературе, семь процентов - по алгебре и началам анализа.
Недостаточное качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений было подтверждено результатами единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку в 2004 году - в среднем по области они составили 45,3 балла по 100-балльной шкале (оценка "3"), что ниже среднероссийского показателя (49,9 балла). Подтвердили годовые отметки по результатам ЕГЭ лишь 26 процентов серебряных медалистов и 54 процента золотых медалистов.
Проблема недостаточного качества общего образования во многом связана с неравномерной подготовкой к школе детей из разных социальных групп и слоев населения. Система предшкольного образования не развита. Результаты психологических исследований показывают, что 30 процентов детей дошкольного возраста не готовы к обучению. 50 процентов дошкольных образовательных учреждений работают по программам, не предусматривающим развитие детей дошкольного возраста и формирование навыков адаптации к школе.
Отсутствует система профильного обучения, обеспечивающая самоопределение обучающихся с учетом их возможностей, потребностей, а также спроса на рынке труда. Только 30 процентов старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70 процентов выпускников обладают низкой самооценкой и плохо ориентируются на рынке труда.
Данные ежегодных профилактических осмотров детей школьного возраста свидетельствуют о прогрессивном росте заболеваний, формирующихся в процессе обучения. Удельный вес хронических заболеваний увеличивается с 46 процентов в начальных классах до 59 процентов в выпускных. Показатели распространения патологии у старшеклассников превышают исходные по заболеваниям глаз - в восемь раз, по заболеваниям эндокринной системы - в 8,5 раза, костно-мышечной системы - в 4,6 раза, по заболеваниям нервной системы - в четыре раза. Одна из причин этого - нерациональное распределение учебной нагрузки.
Для решения указанных проблем необходимо создание системы контроля качества общего образования, переход на предшкольное и профильное обучение.
Недостаточное качество общего образования обусловлено также низкой доступностью качественных образовательных услуг обучающимся в сельской местности. В настоящее время в системе образования области насчитывается 146 малокомплектных основных и 221 средних общеобразовательных школ, в которых средняя наполняемость классов не превышает десять человек. Определенная изолированность малокомплектных школ, нехватка квалифицированных педагогических кадров, низкий уровень преподавания, отсутствие в селах возможности получить дополнительное образование не позволяют реализовать систему профильного обучения обучающихся старших классов, эффективно использовать финансовые, материальные и информационные ресурсы.
Решение этой проблемы требует реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений путем их укрупнения и концентрации ресурсов в базовых общеобразовательных учреждениях.
В системе начального и среднего профессионального образования серьезной проблемой является невостребованность на областном рынке труда значительной части выпускников учреждений начального профессионального образования и средних специальных учебных заведений (далее - ССУЗов) - от 15 процентов до 30 процентов выпускников не находят работу по профилю подготовки. При этом большинство работодателей отмечает дефицит квалифицированных специалистов по рабочим профессиям - спрос на станочников, строителей V-VI разрядов в несколько раз превышает предложение на областном рынке труда.
Основные причины создавшейся ситуации:
1) недостаточное качество образования и практической подготовки выпускников. Работодателей не удовлетворяет третий квалификационный разряд, который имеют большинство выпускников учреждений начального профессионального образования, а также отсутствие у них опыта работы на современном оборудовании;
2) диспропорции в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. Соотношение числа выпускников разных уровней образования не соответствует структуре спроса на рынке труда. В ближайшие пять лет экономика области будет нуждаться дополнительно в 67 тысячах специалистов, из которых наибольший спрос будет на специалистов с начальным профессиональным образованием - 61,6 процента и значительно меньше на специалистов со средним профессиональным образованием - 15,7 процента, и высшим - 22,7 процента. В то же время доля выпускников учреждений начального профессионального образования в общей структуре выпуска учреждений профессионального образования составляет 29 процентов, ССУЗов - 30 процентов, вузов - 41 процент.
Относительно низкий уровень подготовки специалистов в системе начального профессионального образования в значительной мере обусловлен моральным и физическим старением материально-технической базы учреждений и ее несоответствием современным требованиям. Доля оборудования старше десяти лет превышает 35 процентов. В течение последних пяти лет практически не выделялись средства на организацию производственного обучения, приобретение учебных материалов, инструментов и оборудования, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Проблемы качества профессионального образования и структуры подготовки кадров связаны также с отсутствием эффективных механизмов привлечения работодателей и других социальных партнеров к формированию заказа на подготовку специалистов, организации профессионального обучения, вложению ресурсов предприятий в развитие профобразования. Наблюдавшаяся в последние пять лет положительная динамика заключения договоров на подготовку кадров между предприятиями и учреждениями начального профессионального образования (150 договоров в 2000 году, 548 - в 2004 году) не подкреплена реальными обязательствами работодателей по развитию материально-технической базы образовательных учреждений и трудоустройству их выпускников. Вследствие низкой оплаты труда, предлагаемой работодателями (1,5-2,5 тыс. рублей), лишь одна треть выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования трудоустраиваются на те предприятия, где они проходили производственную практику.
В этих условиях сохранение и развитие системы начального и среднего профессионального образования области требует ее модернизации по следующим направлениям:
реструктуризация сети образовательных учреждений;
концентрация ресурсов, направляемых на развитие материально-технической базы, в головных образовательных учреждениях для подготовки квалифицированных рабочих кадров;
создание механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров и регулировании качества профобразования.
Повышение качества общего и профессионального образования связано также с решением проблемы его информатизации.
Несмотря на поставку за последние пять лет в общеобразовательные учреждения области более 5720 новых компьютеров, доля морально и физически устаревшей компьютерной техники и оборудования в общеобразовательных учреждениях составляет 21 процент. Для обновления компьютерного парка требуется две тысячи компьютеров класса Pentium IV. При этом обеспеченность компьютерной техникой городских и поселковых общеобразовательных учреждений в два раза ниже, чем в среднем по области - один компьютер на 69 человек и один компьютер на 36 человек соответственно.
Лишь 18 процентов общеобразовательных учреждений области имеют реальный выход в сеть "Интернет".
Медленно ведется разработка региональных электронных образовательных ресурсов. Практически отсутствуют электронные учебники, поддерживающие преподавание учебных дисциплин и регионального компонента базисного учебного плана. Не развито дистанционное обучение и консультирование.
Компьютерное оборудование и информационные ресурсы не могут быть эффективно использованы без соответствующей подготовки кадров. Современными информационными технологиями владеют лишь 31 процент педагогических работников общеобразовательных учреждений, семь процентов библиотечных работников, 12 процентов руководителей образовательных учреждений, 27 процентов сотрудников органов управления образованием и муниципальных методических служб.
В системе управления образованием области отсутствует электронный документооборот, автоматизированный сбор и анализ образовательной статистики, что затрудняет принятие эффективных управленческих решений.
Серьезной проблемой системы образования области в сфере финансово-экономических отношений является неравномерность финансовой обеспеченности отрасли "образование" в местных бюджетах. Например, при сходных условиях обучения его бюджетная стоимость в городах Вольске, Ртищево и Марксе составляет 8,5 тыс. рублей, а в городе Хвалынске - 11,0 тыс. рублей, в сельской местности в Питерском районе - 9,6 тыс. рублей, а в Турковском районе - 15,2 тыс. рублей. Кроме того, в последние два года наблюдалась неравномерная динамика роста расходов на оплату труда и на обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Расходы на оплату труда увеличены на 19 процентов, а расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом (приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, канцелярских товаров и т.п.), - лишь на пять процентов.
Преодоление указанных негативных тенденций возможно при переводе финансирования общеобразовательных учреждений на нормативную основу.
Остается нерешенной проблема оттока педагогических кадров из системы образования области и их "старения". За последние пять лет доля педагогических работников пенсионного возраста в областных и муниципальных образовательных учреждениях увеличилась с 6,3 до 9,7 процента, а доля молодых специалистов уменьшилась с 12 до 9,7 процента.
Основной причиной сложившейся ситуации является невысокий социальный статус педагогических работников. Средняя заработная плата в системе образования области в 2004 году составляла 51 процент от средней заработной платы в промышленности и 60,6 процента от средней заработной платы по области (в 1995 году - 88,4 процента и 84,7 процента соответственно).
На отток педагогических кадров влияет также отсутствие системы обеспечения жильем на муниципальном уровне. Несмотря на действующие областные целевые программы "Строительство жилья для работников бюджетной сферы" на 2002-2005 годы и "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы, по состоянию на 1 июня 2005 года в жилье нуждались 1895 педагогических работников общеобразовательных учреждений. Как следствие, около 100 штатных педагогических должностей в общеобразовательных учреждениях остаются вакантными.
Постановлением Саратовской областной Думы от 28 декабря 2005 г. N 48-1951 областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 гг. признана утратившей силу
Система мер по решению кадровых проблем должна быть направлена в первую очередь на привлечение молодых специалистов и материальное стимулирование педагогических работников.
Вследствие недостатка средств на развитие материально-технической базы остается актуальной проблема изношенности зданий и сооружений образовательных учреждений.
Анализ технического состояния зданий показывает, что износ основных фондов составляет 35 процентов, а коэффициент их обновления - всего один процент; 360 образовательных учреждений находятся в приспособленных зданиях, десять - в аварийных зданиях. Все виды благоустройства имеют 72 процента зданий образовательных учреждений.
Решение этих проблем возможно только при проведении масштабных работ по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений образовательных учреждений области.
Актуальна также и проблема обеспечения безопасности образовательных учреждений.
По итогам 2004-2005 учебного года нормам и правилам пожарной безопасности соответствовали только 58,4 процента образовательных учреждений области, для общеобразовательных учреждений этот показатель составлял 70,7 процента. Несмотря на значительное увеличение расходов областного и местных бюджетов на обеспечение пожарной безопасности (в 2005 году они составят 91,1 млн. рублей из областного бюджета и 23,7 млн. рублей из местных бюджетов), на выполнение соответствующих мероприятий в полном объеме требуется 535 млн. рублей.
Решение данной проблемы возможно лишь при условии увеличения бюджетных ассигнований и софинансирования противопожарных мероприятий из федерального, областного и местных бюджетов.
2.2. Стратегии решения проблем
2.2.1. Качество общего образования
Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения в получении качественного общего образования, предполагается сделать акценты на предшкольном образовании, предпрофильной подготовке и профильном обучении на ступени среднего общего (полного) образования.
В отличие от традиционной подготовки детей к обучению в общеобразовательных учреждениях в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с шести лет предшкольное образование начинается с 5-летнего возраста и направлено в первую очередь на детей из социально незащищенных семей.
Переход на предшкольное образование предполагает:
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Создание научно-методического совета по предшкольному образованию позволит проанализировать деятельность системы дошкольного образования, выработать показатели и критерии оценки готовности детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении и их физического здоровья, подготовить рекомендации по развитию вариативных форм предшкольного образования с учетом состояния здоровья детей и потребностей населения;
совершенствование содержания дошкольного образования. Внедрение новых образовательных программ развития детей дошкольного возраста решит проблемы формирования навыков успешной адаптации детей к обучению в общеобразовательном учреждении, сохранения здоровья в переходный период. Для реализации нового содержания дошкольного образования будет разработана программа повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;
оценка эффективности предшкольной подготовки. Ежегодный мониторинг внедрения новых образовательных программ, качественного состава педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, состояния физического здоровья, уровня готовности детей к обучению в общеобразовательном учреждении позволит реализовать систему государственного контроля за качеством дошкольного образования.
Суть предпрофильной подготовки и профильного обучения состоит не в присоединении класса или общеобразовательного учреждения к конкретному образовательному учреждению высшего профессионального образования, а в расширении возможностей выбора обучающимися на ступени среднего общего (полного) образования индивидуальных образовательных планов, в том числе допускающих обучение в разных учебных заведениях - заочных общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и прочее. Будет также обеспечено снижение учебной нагрузки на обучающихся на 10-15 процентов.
В рамках Программы планируется провести эксперимент по апробированию различных моделей предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10-11 классов на базе всех общеобразовательных учреждений 4 районов области (Балашовского, Советского, Красноармейского районов, Кировского района города Саратова), а также в одном - двух базовых общеобразовательных учреждениях в остальных районах области.
К 2008 году предпрофильной подготовкой и профильным обучением планируется охватить около 30 тысяч обучающихся 9-11 классов.
Для решения проблемы недостаточной доступности качественных образовательных услуг обучающимся в сельской местности предполагается провести реструктуризацию сети сельских общеобразовательных учреждений.
Обучающиеся старших возрастных групп будут переведены из преобразованных общеобразовательных учреждений в базовые общеобразовательные учреждения основного общего и среднего (полного) общего образования, расположенные, как правило, в крупных населенных пунктах. Для доставки обучающихся от мест проживания к месту учебы в базовые общеобразовательные учреждения будут приобретены школьные автобусы.
Предлагаемая реструктуризация позволит:
сформировать рациональную сеть общеобразовательных учреждений, обеспечивающих полноту образовательных услуг вне зависимости от места проживания обучающихся;
повысить качество образования за счет более высокой квалификации педагогических кадров и лучшего материально-технического оснащения базовых общеобразовательных учреждений, а также обеспечить более полноценную социализацию обучающихся из мелких сел;
оптимизировать затраты на обеспечение образовательного процесса;
сохранить здания образовательных учреждений на местах с возможностью их дальнейшего использования при улучшении демографической ситуации.
Перспективная задача заключается в создании в каждом районе посредством концентрации кадровых и материальных ресурсов в базовых общеобразовательных учреждениях целостных муниципальных сетей общеобразовательных учреждений, удовлетворяющих различным образовательным потребностям населения.
Для обеспечения обучающихся, их родителей, педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, органов управления образованием достоверной информацией о состоянии образования на муниципальном и региональном уровнях будет сформирована областная система контроля качества образования. Основой данной системы будет областной центр оценки качества образования, задачами которого являются:
организация и проведение мониторинга качества образования, включая использование результатов эксперимента по введению ЕГЭ, введение независимой формы итоговой аттестации выпускников 9-х классов в рамках эксперимента по предпрофильной подготовке, проведение диагностики образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений на этапах завершения обучения на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, общая оценка проводимых экспериментов по совершенствованию структуры и содержания общего образования, профильному обучению;
предоставление данных для государственного регулирования приоритетов в общем и профессиональном образовании области, создание условий для принятия управленческих решений, в том числе статистический анализ работы системы образования, создание информационных карт образовательных учреждений области, формирование баз данных по запросам областного рынка труда;
выработка критериев оценки эффективности системы образования по соотношению достигнутых результатов и затраченных ресурсов.
2.2.2. Начальное и среднее профессиональное образование
Реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования области будет осуществлена по следующим направлениям:
1) укрупнение образовательных учреждений, имеющих общий отраслевой профиль, за счет их слияния или преобразования самостоятельных образовательных учреждений в филиалы головных образовательных учреждений. Помимо оптимизации финансового и материально-технического обеспечения данная реструктуризация обусловлена уменьшением контингента обучающихся в силу социальных и демографических причин. Будет проведена горизонтальная интеграция сельскохозяйственных профессиональных училищ, а также ССУЗов сельскохозяйственного и строительного профиля при условии передачи ССУЗов в ведение области;
2) интеграция ССУЗов с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров, а также переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий (реализация этого направления начнется после передачи ССУЗов в ведение области).
Концентрация государственных финансовых и материальных ресурсов в системе профобразования наиболее эффективна в виде создания отраслевых ресурсных центров на базе областных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Основными функциями ресурсных центров являются:
предоставление современной техники и оборудования, а также квалифицированных педагогических кадров для обучения обучающихся других однопрофильных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
реализация профессионального обучения по сложным и новым профессиям, специальностям и видам профессиональной деятельности;
проведение маркетинговых исследований территориального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг по профилю деятельности;
организация и проведение независимой от государственных учреждений профессионального образования итоговой аттестации выпускников по профессии с присвоением квалификационных разрядов и выдачей соответствующих аттестационных документов.
Приоритеты оснащения ресурсных центров: а) учебно-тренажерное оборудование в комплексе с методическим обеспечением; б) промышленное оборудование для организации учебно-производственной деятельности (станки, комбайны, автомобили и т.д.).
В ближайшей перспективе наиболее актуально создание двух ресурсных центров на базе учреждений начального профессионального образования в агропромышленном комплексе в левобережных районах области с охватом девяти сельскохозяйственных профессиональных училищ, а также ресурсного центра для трех учреждений начального профессионального образования машиностроительного профиля и ресурсного центра для четырех строительных профессиональных училищ и лицеев в городе Саратове.
Дополнительная форма ресурсных центров, которая не требует значительных бюджетных расходов, возможна в виде учебно-производственных комплексов на базе ведущих предприятий - заказчиков кадров, особенно в высокотехнологичных отраслях, за счет использования их материальных активов (помещений, оборудования) на договорной основе.
В области перспективным является создание учебно-производственных комплексов на базе предприятий и организаций полиграфического, машиностроительного, транспортного, строительного и жилищно-коммунального профиля.
Привлечение работодателей к подготовке кадров и регулированию качества профессионального образования в рамках Программы также предполагает:
создание на базе ресурсных центров отраслевых советов с участием службы занятости населения, представителей Союза товаропроизводителей и работодателей области, руководителей ведущих предприятий данной отрасли для определения необходимой структуры и объемов подготовки кадров, а также аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
разработка и апробация модели двухуровневого варианта профобразования. Первый уровень - выполнение минимальных требований к профессиональной подготовке, предусмотренных федеральными образовательными стандартами. Второй уровень - повышенный, в котором учтены требования работодателей к выпускникам учреждений начального профессионального образования и ССУЗов, предусмотренные соответствующими договорами. При этом первый уровень подготовки финансируется за счет средств областного бюджета, а повышенный - за счет средств работодателя - заказчика кадров.
2.2.3. Информатизация образования
Стратегия информатизации системы образования области включает следующие основные направления:
1) оснащение областных и муниципальных общеобразовательных учреждений, областных учреждений начального и среднего профессионального образования современным компьютерным оборудованием и их подключение к сети "Интернет". При этом за счет средств областного бюджета финансируется информатизация областных образовательных учреждений, а оснащение муниципальных образовательных учреждений осуществляется централизованно на условиях софинансирования из областного и местных бюджетов;
2) создание и тиражирование электронных образовательных ресурсов (учебно-методических комплексов и других электронных средств поддержки учебного процесса), направленных в первую очередь на обеспечение регионального компонента базисного учебного плана, а также создание электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к ним;
3) внедрение технологий дистанционного образования обучающихся образовательных учреждений различного уровня, а также программ дистанционного дополнительного профессионального образования педагогических кадров;
4) информатизация управления образованием, включая:
создание корпоративной телекоммуникационной сети региональной системы образования, связывающей органы управления образованием и образовательные учреждения;
создание областного образовательного портала и его интеграция в единую образовательную информационную среду Российской Федерации;
автоматизацию отраслевого документооборота, сбора и анализа образовательной статистики;
5) повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров системы образования в сфере современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе за счет развития тьюторского и дистанционного обучения и консультирования.
2.2.4. Обеспечение системы образования области финансовыми и кадровыми ресурсами
Переход на нормативное финансирование позволит решить проблему неравномерной бюджетной обеспеченности муниципальных образовательных учреждений за счет единого подхода к определению объемов субвенций из областного бюджета, а также более эффективного расходования средств на муниципальном уровне.
Реализация данного направления Программы предполагает разработку типовой методики нормативного финансирования общеобразовательных учреждений, принятие соответствующего нормативного правового акта, а также проведение мониторинга эффективности нормативного финансирования общеобразовательных учреждений.
Основными механизмами решения проблемы кадровой обеспеченности общеобразовательных учреждений области являются целевая подготовка по педагогическим специальностям абитуриентов из отдаленных районов на договорной основе и материальное стимулирование выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, прибывших на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности.
2.2.5. Обеспечение условий обучения в образовательных учреждениях области
Решение проблемы изношенности зданий и сооружений образовательных учреждений области требует проведения масштабных работ по их капитальному и текущему ремонту. Минимальный объем необходимых затрат составляет 400 млн. рублей.
2.2.6. Безопасность образовательных учреждений
Решение проблемы обеспечения безопасности образовательных учреждений области предполагает принятие комплекса мер по следующим направлениям:
оснащение образовательных учреждений оборудованием, обеспечивающим пожарную и антитеррористическую безопасность;
организация взаимодействия системы образования области с правоохранительными органами и региональными структурами МЧС России;
организация обучения обучающихся и персонала образовательных учреждений правилам пожарной и антитеррористической безопасности, практическая отработка действий в случае возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
3. Цели и задачи Программы
Главная цель Программы - создание условий для повышения качества подготовки трудовых ресурсов с учетом образовательных потребностей населения и развития экономики области.
Достижение главной цели Программы обеспечивается реализацией системы целей локальной направленности и решением соответствующих задач.
Цель:
повышение качества общего образования.
Задачи:
формирование рациональной сети и структуры общеобразовательных учреждений, обеспечивающих полноту образовательных услуг вне зависимости от места проживания обучающихся;
создание региональной системы оценки качества общего образования;
организация и проведение региональных экспериментов по совершенствованию структуры и содержания общего образования, введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, поэтапному введению ЕГЭ;
обеспечение равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения в получении образования за счет введения предшкольного образования.
Цель:
создание условий для повышения качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования области и удовлетворения потребностей экономики области в квалифицированных трудовых ресурсах.
Задачи:
реструктуризация сети областных учреждений начального и среднего профессионального образования путем слияния образовательных учреждений, имеющих общий отраслевой профиль, или преобразования в филиалы головных образовательных учреждений;
создание отраслевых ресурсных центров системы начального и среднего профессионального образования области;
создание механизмов привлечения работодателей к подготовке кадров и регулированию качества профессионального образования.
Цель:
обеспечение доступа обучающихся, а также педагогических работников образовательных учреждений к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям.
Задачи:
оснащение образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, учебными программами, подключение к сети "Интернет";
обучение работников сферы образования использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.
Цель:
создание условий для эффективного обеспечения образовательных учреждений финансовыми и кадровыми ресурсами.
Задачи:
разработка и внедрение типовой методики нормативного финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях, принятие нормативного правового акта, утверждающего данную методику;
сокращение вакансий педагогических работников в общеобразовательных учреждениях области за счет привлечения молодых специалистов.
Цель:
обеспечение соответствующих стандартам условий обучения в образовательных учреждениях.
Задача:
проведение капитального и текущего ремонта образовательных учреждений области.
Цель:
обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их учебной и трудовой деятельности.
Задачи:
обеспечение организационных условий укрепления пожарной, электротехнической, технической и антитеррористической безопасности образовательных учреждений области, уменьшения материального ущерба от пожаров, аварий и других опасностей;
повышение уровня знаний обучающихся и персонала образовательных учреждений по пожарной и антитеррористической безопасности;
приведение образовательных учреждений области в пожаробезопасное состояние, увеличение доли образовательных учреждений, соответствующих требованиям пожарной безопасности, до 100 процентов.
4. Сроки реализации Программы
Реализация Программы осуществляется с 2006 по 2008 год.
Постановлением Саратовской областной Думы от 29 ноября 2006 г. N 61-2446 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных источников.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 996,842 млн. рублей, в том числе:
из областного бюджета - 992,042 млн. рублей;
внебюджетные средства (прогнозно) - 4,8 млн. рублей.
По годам финансирование составляет:
Год | Всего (млн. рублей) |
Из областного бюджета (млн. рублей) |
Внебюджетные средства (прогнозно) (млн. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 |
2006 | 302,65 | 301,85 | 0,8 |
2007 | 371,45 | 369,45 | 2,0 |
2008 | 322,742 | 320,742 | 2,0 |
Сумма расходуемых средств ежегодно уточняется в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения Программы, решаются самостоятельно исполнителями соответствующих мероприятий.
6. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организацию выполнения Программы осуществляет государственный заказчик - министерство образования области.
Государственный заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области сведения о финансировании Программы и фактическом использовании денежных средств по Программе. Ежегодно государственный заказчик подготавливает и до 1-го февраля представляет в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области доклады о ходе реализации Программы за прошедший год.
Исполнители не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в министерство образования области.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация задач Программы предполагает достижение следующих основных результатов:
повышение качества общего образования при одновременном увеличении доступности образовательных услуг обучающимся в сельских общеобразовательных учреждениях;
повышение качества подготовки кадров с начальным и средним профессиональным образованием, исключение дублирования подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, приведение объемов подготовки в соответствие с потребностями рынка труда области;
расширение доступа обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений области к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям;
переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений, за счет которого будет повышена эффективность использования бюджетных средств, выравнена бюджетная обеспеченность муниципальных общеобразовательных учреждений;
увеличение доли молодых педагогических работников, сокращение вакансий педагогических работников в общеобразовательных учреждениях области, решение проблемы вакансий педагогических работников иностранного языка в сельских общеобразовательных учреждениях;
улучшение технического состояния зданий образовательных учреждений;
повышение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их учебной и трудовой деятельности.
Для количественной оценки указанных результатов используется система показателей эффективности Программы (приложение 1).
Постановлением Саратовской областной Думы от 13 декабря 2006 г. N 62-2488 в настоящую таблицу внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления
Система программных мероприятий
(процентов)
N п/п | Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Источник финансиро- вания |
Объем финансирования по годам (млн. рублей) |
Ответственные за выполнение |
Ожидаемые результаты |
|||
всего | 2006 год |
2007 год | 2008 год |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Обеспечение комфортных условий обучения в образовательных учреждениях | |||||||||
1.1. | Капитальный и текущий ремонт образовательных учреждений области и приобретение оборудования для указанных учреждений (перечень учреждений утверждается ежегодно в приложении к Программе) |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
412,0 | 162,0 | 150,0 | 100,0 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
улучшение технического состояния зданий образовательных учреждений |
1.2. | Капитальный и текущий ремонт дошкольных образовательных учреждений области, приобретение оборудования для указанных учреждений (согласно приложению 3) |
2006 год | - | 8,750 | 8,750 | - | - | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
улучшение технического состояния зданий дошкольных образовательных учреждений"; |
Итого по разделу | областной бюджет |
420,75 | 170,75 | 150,0 | 100,0 | ||||
внебюджет- ные источники (прог- нозно) |
- | - | - | - | |||||
всего | 420,75 | 170,75 | 150,0 | 100,0 | |||||
2. Обеспечение безопасности образовательных учреждений | |||||||||
2.1. | Организация и проведение месячников по пожарной безопасности в образовательных учреждениях |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области |
повышение эффективности работы по улучшению пожарной безопасности в образовательных учреждениях |
2.2. | Содействие созданию в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования дружин юных пожарных |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
обучение обучающихся правилам пожарной безопасности |
2.3. | Организация и проведение практических тренировок по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации обучающихся и сотрудников образовательных учреждений в случае возникновения пожара |
2006-2008 годы (два раза в год) |
- | - | - | - | - | министерство образования области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
обеспечение выполнения правил пожарной безопасности |
2.4. | Проведение областного конкурса по пожарной безопасности |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,57 | 0,17 | 0,2 | 0,2 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
приведение образовательных учреждений области в пожаробезопасное состояние |
Информационное обеспечение | |||||||||
2.5. | Организация и проведение обучения и проверки знаний требований пожарной безопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,5 | 0,6 | 0,45 | 0,45 | министерство образования области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
повышение уровня знаний в сфере пожарной безопасности |
2.6. | Организация и проведение инструктажей по пожарной безопасности с работниками образовательных учреждений |
2006-2008 годы (два раза в год) |
- | - | - | - | - | министерство образования области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников |
2.7. | Организация внеклассной работы в образовательных учреждениях по изучению правил пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей обучающихся |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков |
2.8. | Проведение в образовательных учреждениях викторин, конкурсов на противопожарную тематику, соревнований по пожарно-прикладным видам спорта |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,2 | - | 0,1 | 0,1 | министерство образования области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
повышение качества обучения, информации и пропаганды в сфере пожарной безопасности |
2.9. | Приобретение наглядных пособий о действиях в чрезвычайных ситуациях |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,9 | - | 0,6 | 0,3 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
приведение образовательных учреждений в пожаробезопасное состояние |
Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений | |||||||||
2.10. | Оборудование образовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре, обработка деревянных конструкций и других деревянных поверхностей огнезащитным составом, ремонт электропроводки, замер сопротивления изоляции и электропрочности в образовательных учреждениях: а) дошкольных общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждениях дополнительного образования, специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях начального профессионального образования и других учреждениях, финансируемых из областного бюджета; б) дошкольных, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждениях дополнительного образования, специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других учреждениях, находящихся в ведении органов местного самоуправления |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
41,94 192,66 |
6,54 71,46 |
15,4 71,1 |
20,0 50,1 |
министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
удельный вес образовательных учреждений, соответствующих требованиям пожарной безопасности - 100 |
2.11. | Установка и обслуживание кнопок тревожной и охранной сигнализации |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
7,88 | - | 3,94 | 3,94 | министерство образования, органы местного самоуправления (по согласованию) |
приведение образовательных учреждений в безопасное состояние, обеспечение безопасности во время образовательного процесса |
Итого по разделу | областной бюджет |
245,65 | 78,77 | 91,79 | 75,09 | ||||
внебюджет- ные источники (прогноз- но) |
- | - | - | - | |||||
всего | 245,65 | 78,77 | 91,79 | 75,09 | |||||
3. Повышение качества общего образования | |||||||||
3.1. | Проведение социологического анализа возможных последствий реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений |
2006 год | областной бюджет |
0,05 | 0,05 | - | - | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
средняя наполняемость классов в общеобразователь- ных учреждениях основного общего образования - 12 чел. (2004 г. |
3.2. | Разработка рекомендаций по преобразованию общеобразовательных учреждений основного общего образования в общеобразовательные учреждения начального общего образования |
2007-2008 годы |
- | - | - | - | - | общеобразова- тельных учреждениях среднего (полного) общего образования - 18 чел. (2004 г. - 15 чел.) |
|
3.3. | Разработка рекомендаций по преобразованию общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в общеобразовательные учреждения основного общего образования |
2007-2008 годы |
- | - | - | - | - | ||
3.4. | Разработка рекомендаций по переводу обучающихся соответствующих возрастных групп из преобразованных общеобразовательных учреждений в базовые общеобразовательные учреждения |
2007-2008 годы |
- | - | - | - | - | ||
3.5. | Приобретение транспорта для доставки обучающихся в базовые общеобразовательные учреждения |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
52,4 | 12,9 | 11,0 | 28,5 | | | | | | | | | |
|
3.6. | Материально- техническое оснащение базовых общеобразовательных учреждений |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
45,1 | 15,1 | 10,0 | 20,0"; | ||
3.7. | Информационное обеспечение структурных изменений в системе общего образования области |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,65 | 0,05 | 0,3 | 0,3 | ||
Создание системы контроля качества образования | |||||||||
3.8. | Разработка региональных показателей, критериев, процедур и информационных баз данных для обеспечения оценки качества образования |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,1 | 0,1 | 0,5 | 0,5 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
удельный вес выпускников 9-х классов, имеющих в аттестатах отметки только "хорошо" и "отлично", - 32 (2004 г. - 29); удельный вес выпускников 11-х классов, имеющих в аттестатах отметки только "хорошо" и "отлично", - 40 (2004 г. - 38); удельный вес учащихся, подтвердивших по результатам ЕГЭ годовые отметки, - 82 (2004 г. - 74) |
3.9. | Проведение мониторинга качества общего образования: на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов; на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов; на основе результатов государственной аттестации образовательных учреждений |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,35 | 0,2 | 0,55 | 0,6 | ||
3.10. | Организация независимой формы итоговой аттестации выпускников 9-х классов в рамках эксперимента по предпрофильной подготовке |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,2 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | ||
3.11. | Участие в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
9,1 | 1,6 | 3,5 | 4,0 | ||
3.12. | Проведение дистанционных предметных олимпиад |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,0 | - | 0,5 | 0,5 | ||
Переход на предшкольное образование | |||||||||
3.13. | Проведение мониторинга качества дошкольного образования |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,25 | 0,05 | 0,1 | 0,1 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
удельный вес детей дошкольного возраста, готовых к обучению в общеобразователь- ных учреждениях по заключению психологов, - 90 (2004 г. - 70); снижение количества дней, пропущенных обуча- ющимися начальных классов по болезни; внедрение во всех дошкольных образовательных учреждениях образовательных программ нового поколения; удельный вес педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, прошедших обучение по вопросам предшкольного образования, - 30 |
3.14. | Создание научно-методического совета по предшкольному образованию |
2006 год | - | - | - | - | - | ||
3.15. | Приобретение, апробация и внедрение программ по предшкольному образованию с полным методическим обеспечением |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,25 | 0,05 | 0,1 | 0,1 | ||
3.16. | Участие в эксперименте негосударственных дошкольных образовательных учреждений |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
4,0 | - | 2,0 | 2,0 | ||
3.17. | Повышение квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений для работы по программам предшкольного образования |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,6 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
3.18. | Введение государственных стандартов общего образования первого поколения: 2005/2006 учебный год - 9-е классы, 2006/2007 учебный год - 1, 5, 10-е классы, 2007/2008 учебный год - 1, 2, 5-6, 9-11-е классы |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
удельный вес обучающихся, занимающихся по новому базисному учебному плану, - 40 (2004 г. - 1,2); удельный вес обучающихся 10-11-х классов, занимающихся по программам профильного обучения, - 24 (2004 г. - 12); удельный вес выпускников 11-х классов, поступивших в высшие учебные заведения на специальности, соответствующие профилю обучения в общеобразователь- ных учреждениях, - 75 (2004 г. - 52) |
3.19. | Совершенствование учебно-методической базы предметов регионального компонента базисного учебного плана. Издание учебно-методических пособий для обучающихся и педагогических работников по предметам регионального компонента базисного учебного плана: основы здорового образа жизни, экология |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
2,2 | 0,5 | 0,8 | 0,9 | ||
3.20. | Разработка и апробация программ и учебных материалов элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11-х классах общеобразовательных учреждений, обеспечивающих профессиональное самоопределение обучающихся |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,6 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
3.21. | Оснащение учебным оборудованием базовых сельских общеобразовательных учреждений (Балашовский район - 3 школы, Красноармейский район - 2 школы, Советский район - 1 школа) |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
6,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||
3.22. | Приобретение транспорта для общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению (2006 г. - 4 шт., 2007 г. - 4 шт. , 2008 г. - 2 шт.) |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
6,0 | 2,4 | 2,4 | 1,2 | ||
3.23. | Приобретение учебной литературы в библиотеки 1417 общеобразовательных учреждений для обеспечения детей комплектом учебной литературы на соответствующий учебный год в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
39,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | ||
3.24. | Участие в эксперименте негосударственных общеобразовательных учреждений |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
13,0 | - | 6,0 | 7,0 | ||
3.25. | Методическое обеспечение организации профильного обучения в муниципальных и областных образовательных учреждениях учреждениями высшего профессионального образования на конкурсной основе |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
4,6 | - | 2,2 | 2,4 | ||
3.26. | Проведение мониторинга эффективности предпрофильной подготовки и профильного обучения |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,65 | 0,5 | 0,55 | 0,6 | ||
3.27. | Организация переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников по проблемам профильного обучения |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,25 | 0,05 | 0,1 | 0,1 | ||
Проведение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования | |||||||||
3.28. | Внедрение экспериментальных моделей обучения в начальных классах общеобразовательных учреждений |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
удельный вес обучающихся экспериментальных классов, имеющих по математике и русскому языку отметки только "хорошо" и "отлично", - 42 (2004 г. - 36); соответствие норме учебной нагрузки - 90 (2004 г. - 82,2); удельный вес обучающихся, вовлеченных в регулярные занятия физкультурой и спортом, - 85 (2004 г. - 69,7) |
3.29. | Проведение мониторинга результатов эксперимента |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,15 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | ||
3.30. | Проведение коллегий, совещаний министерства образования области по вопросам качества образования, предшкольного образования, профильной подготовки, совершенствования структуры и содержания общего образования |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,90 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | министерство образования области |
принятие обоснованных управленческих решений |
3.31. |
Утратил силу См. текст пункта 3.31 |
||||||||
Итого по разделу | областной бюджет |
191,4 | 49,5 | 56,85 | 85,05 | ||||
внебюджет- ные источники (прогноз- но) |
- | - | - | - | |||||
всего | 191,4 | 49,5 | 56,85 | 85,05 | |||||
4. Оптимизация и развитие системы начального и среднего профессионального образования области. Реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования |
|||||||||
4.1. | Оптимизация сети областных ССУЗов: реорганизация Саратовского техникума легкой промышленности и Саратовского вечернего химического техникума путем их слияния и создания государственного учреждения среднего профессионального образования "Саратовский техникум технологий и дизайна"; реорганизация Саратовского социально- педагогического колледжа и Энгельсского педагогического училища путем присоединения Энгельсского педагогического училища к Саратовскому социально- педагогического колледжу в качестве структурного подразделения (филиала); реорганизация Аткарского педагогического училища |
2006 год 2007 год 2008 год |
- - - |
- - - |
- - - |
- - - |
- - - |
министерство образования области |
сокращение подготовки специалистов, не востребованных на рынке труда; сокращение бюджетных расходов на 10 млн. рублей |
4.2. | Создание филиалов Балашовского техникума механизации сельского хозяйства в ПУ N 12 (г. Ртищево), ПУ N 13 (р.п. Романовка), ПУ N 69 (р.п. Турки) |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области |
обеспечение подготовки и закрепления квалифицированных кадров сельскохозяйствен- ного профиля |
4.3. | Разработка моделей кооперации учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) с общеобразовательными учреждениями в рамках эксперимента по профильному обучению |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,2 | - | 0,1 | 0,1 | министерство образования области |
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся общеобразователь- ных учреждений |
Создание ресурсных центров системы начального и среднего профессионального образования области | |||||||||
4.4. | Создание и оснащение ресурсных центров: сельскохозяйственно- го профиля на базе ПУ N 46 (г. Маркс) для ресурсного обслуживания ПУ N 68 (п.Горный), ПУ N 70 (г. Ершов), ПУ N 77 (с. Степное Советского района); сельскохозяйственно- го профиля на базе ПУ N 65 (г. Новоузенск) для ресурсного обслуживания ПУ N 31 (с. Александров Гай), ПУ N 53 (р.п. Дергачи), ПУ N 64 (г. Красный Кут), ПУ N 76 (с. Питерка); машиностроительного профиля на базе ПУ N 49 (г. Саратов) для ресурсного обслуживания профессионального лицея N 8 (далее - ПЛ), ПУ N 1 (г. Саратов); строительного профиля на базе ПУ N 20 (г. Саратов) для ресурсного обслуживания ПУ N 14, ПУ N 22, ПЛ N 41 (г. Саратов) |
2006-2008 годы |
областной бюджет внебюджет- ные источники (прогноз- но) |
36,0 4,8 |
- 0,8 |
30,0 2,0 |
6,0 2,0 |
министерство образования области |
повышение качества подготовки кадров за счет концентрации современной техники и оборудования, их совместного использования различными образовательными учреждениями |
4.5. | Создание учебно- производственных комплексов в системе НПО области совместно с предприятиями - заказчиками кадров по отраслевому принципу: полиграфического профиля - на базе ПУ N 2 (г. Саратов), ГУП "Типография N 6" и ГУП "Полиграфия Поволжья"; машиностроительного профиля - на базе ПУ N 49 (г. Саратов) и ОАО "СЭПО"; транспортного профиля - на базе ПУ N 35 (г. Саратов) и ОАО "Российские железные дороги", МУП "Саратовгорэлектро- транс"; строительного профиля - на базе ПУ N 22 (г. Саратов) и ООО "Сарстрой"; жилищно-коммунально- го профиля - на базе ПЛ N 41 (г. Саратов) и ЗАО "СМУ Волгосантехмонтаж" |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области |
повышение качества подготовки кадров за счет обучения и прохождения учебно- производственной практики на современной технике и оборудовании |
4.6. | Организация производственного обучения обучающихся учреждений НПО в ресурсных центрах и учебно- производственных комплексах |
2007-2008 годы |
областной бюджет |
2,8 | - | 1,4 | 1,4 | министерство образования области |
|
4.7. | Организация повышения квалификации и стажировки мастеров производственного обучения системы НПО области на базе ресурсных центров и учебно- производственных комплексов |
2007-2008 годы |
областной бюджет |
2,8 | - | 1,4 | 1,4 | министерство образования области |
повышение квалификации педагогических кадров системы НПО |
Создание механизмов привлечения работодателей к подготовке кадров и регулированию качества профессионального образования |
|||||||||
4.8. | Создание на базе ресурсных центров и учебно- производственных комплексов отраслевых советов с участием службы занятости населения, представителей Союза товаропроизводителей и работодателей области, руководителей ведущих предприятий данной отрасли по определению необходимой структуры объемов подготовки кадров, а также аттестации выпускников учреждений НПО и среднего профессионального образования (далее - СПО) |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования управление Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области (по согласованию), Союз товаропроизводи- телей и работодателей области (по согласованию) |
улучшение планирования кадров, повышение качества подготовки и уровня трудоустройства выпускников учреждений НПО и СПО; удельный вес выпускников учреждений НПО, получивших повышенные разряды |
4.9. | Проведение в рамках деятельности отраслевых советов исследований территориального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг, создание соответствующих баз данных |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,2 | - | 0,1 | 0,1 | ||
4.10. | Отработка моделей системы аттестации и сертификации выпускников учреждений профессионального образования независимыми специалистами- экспертами в конкретной отрасли |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,2 | - | 0,1 | 0,1 | министерство образования области, Союз товаропроизводи- телей и работодателей области (по согласованию) |
15 (2004 г. - 12,5); трудоустройство выпускников учреждений НПО по полученной специальности - 70 (2004 г. - 66,4), выпускников ССУЗов - 60 (2004 г. - 43,6); распределение подготовки специалистов учреждений НПО по отраслевым группам: промышленность - 50,0 (2004 г. - 36,4), строительство - 5,1 (2004 г. - 5,0), транспорт - 8,3 (2004 г. - 13,0), сельское хозяйство - 11,1 (2004 г. - 12,4), сфера обслуживания - 5,1 (2004 г. - 8,3), торговля - 16,7 (2004 г. - 17,85), другие отрасли - 3,7 (2004 г. - 7,1); распределение подготовки специалистов в ССУЗах по отраслевым группам: промышленность - 34,5 (2004 г. - 19,9), строительство - 23 (2004 г. - 16,4), транспорт - 8 (2004 г. - 7,5), сельское хозяйство - 10 (2004 г. - 21,3), экономика - 4 (2004 г. - 9,7), образование - 4 (2004 г. - 4,5), искусство - 3,5 (2004 г. - 3,4), здравоохранение - 11 (2004 г. - 10,9), право - 2 (2004 г.- 5,8) |
4.11. | Внедрение в областных учреждениях НПО государственных образовательных стандартов второго поколения и переход на образовательные программы НПО повышенного уровня, обеспечивающие квалификацию выпускников не ниже IV-V разрядов. Внедрение в ССУЗах государственных образовательных стандартов третьего поколения |
2006-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области |
|
4.12. | Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ НПО и СПО в соответствии с рекомендациями работодателей |
2006-2007 годы |
областной бюджет |
0,2 | - | 0,1 | 0,1 | министерство образования области, Союз товаропроизводи- телей и работодателей области (по согласованию) |
|
4.13. | Материально-техниче- ское обеспечение внедрения региональных компонентов государственных образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ НПО и СПО |
2007-2008 годы |
областной бюджет |
60,0 | - | 25,0 | 35,0 | министерство образования области |
|
4.14. | Разработка новой формы договоров учреждений НПО и СПО с работодателями на подготовку кадров, учитывающих возможность двухуровневой подготовки специалистов (базовый уровень - за счет средств областного бюджета, повышенный уровень - за счет средств работодателя) |
2007 год | - | - | - | - | - | министерство образования области, Союз товаропроизводи- телей и работодателей области (по согласованию) |
|
Итого по разделу | областной бюджет |
102,4 | - | 58,2 | 44,2 | ||||
внебюджет- ные источники (прогноз- но) |
4,8 | 0,8 | 2,0 | 2,0 | |||||
всего | 107,2 | 0,8 | 60,2 | 46,2 | |||||
5. Обеспечение доступа обучающихся и работников системы образования к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям |
|||||||||
5.1. | Оснащение (в том числе модернизация) современным компьютерным оборудованием областных образовательных учреждений |
2007-2008 годы |
областной бюджет |
6,02 | - | 2,36 | 3,66 | министерство образования области |
уровень обеспеченности компьютерной техникой обучающихся общеобразователь- ных школ-интернатов - 14 чел. на 1 компьютер (2004 г. - 25 чел.), коррекционных школ-интернатов - 31 чел. на 1 компьютер (2004 г. - 69 чел.), детских домов - 15 чел. на 1 компьютер (2004 г. - 35 чел.), учреждений НПО - 33 чел. на 1 компьютер (2004 г. - 37 чел.), ССУЗов - 21 чел. на 1 компьютер (2004 г. - 25 чел.) |
5.2. | Оснащение (в том числе модернизация) современным компьютерным оборудованием муниципальных общеобразовательных учреждений |
2007-2008 годы |
областной бюджет |
12,35 | - | 4,96 | 7,39 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
уровень обеспеченности компьютерной техникой обучающихся муниципальных общеобразователь- ных учреждений - 26 чел. на 1 компьютер (2004 г. - 36 чел.) |
5.3. | Разработка и реализация областного проекта по подключению 200 учреждений среднего (полного) общего образования к сети "Интернет" |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
4,682 | - | 2,33 | 2,352 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
удельный вес общеобразователь- ных учреждений, имеющих доступ к образовательным ресурсам сети "Интернет", - 81 (2004 г. - 51), учреждений НПО - 75 (2004 г. - 13), ССУЗов - 55 (2004 г. - 86) |
5.4. | Разработка и реализация областного проекта по созданию электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих региональный компонент базисного учебного плана |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,12 | - | 0,06 | 0,06 | министерство образования области |
обеспечение качества преподавания предметов регионального компонента базисного учебного плана на основе информационно- коммуникационных технологий |
5.5. | Разработка и реализация областного проекта по отработке технологий дистанционного обучения обучающихся |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,48 | - | 0,24 | 0,24 | министерство образования области |
создание трех зональных ресурсных центров для отработки моделей дистанционного обучения |
5.6. | Разработка дистанционных курсов по программам дополнительного профессионального образования педагогических работников |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,24 | - | 0,12 | 0,12 | министерство образования области |
создание и внедрение шести дистанционных курсов по программам дополнительного профессионального образования педагогических работников |
5.7. | Разработка и реализация областного проекта по созданию корпоративной телекоммуникационной сети региональной системы образования и портала министерства образования области |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
2,05 | 0,85 | 0,6 | 0,6 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
создание телекоммуникацион- ной сети, связывающей муниципальные органы управления образованием с порталом министерства образования области |
5.8. | Модернизация компьютерного оборудования Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования для подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений в области информационных технологий |
2007-2008 годы |
областной бюджет |
0,52 | - | 0,24 | 0,28 | министерство образования области |
повышение доли работников системы образования, владеющих информационно- коммуникационными технологиями: педагогических работников - до 75 (2004 г. - 29), руководителей учреждений - до 50 (2004 г. - 12), библиотекарей - до 100 (2004 г. - 7), сотрудников органов управления образованием и муниципальных методических служб - до 100 (2004 г. - 27) |
Итого по разделу | областной бюджет |
26,462 | 0,85 | 10,91 | 14,702 | ||||
внебюджет- ные источники (прогноз- но) |
- | - | - | - | |||||
всего | 26,462 | 0,85 | 10,91 | 14,702 | |||||
6. Создание условий для обеспечения образовательных учреждений финансовыми и кадровыми ресурсами |
|||||||||
6.1. | Разработка типовой методики нормативного финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ в муниципальных образованиях области |
2006 год | областной бюджет |
0,25 | 0,25 | - | - | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
выравнивание объемов обеспечения муниципальных образовательных учреждений; повышение эффективности использования бюджетных средств, степени прозрачности финансовых процессов; увеличение надтарифного фонда до 25 от общего фонда оплаты труда (2004 г. - 20); увеличение доли средств, направляемых на обеспечение учебного процесса в виде субвенций муниципальным образованиям области до 3,7 2004 г. - 0,7) |
6.2. | Проведение мониторинга эффективности нормативного финансирования общеобразовательных учреждений |
2007-2008 годы |
- | - | - | - | - | министерство образования области, министерство финансов области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
6.3. | Подготовка нормативного правового акта о целевой подготовке педагогических работников за счет средств областного бюджета |
2006 год | - | - | - | - | - | министерство образования области |
обеспечение нормативной правовой основы целевой подготовки педагогических работников за счет средств областного бюджета и их направления на работу в муниципальные образования области |
6.4. | Целевая подготовка по педагогическим специальностям высшего профессионального образования абитуриентов из отдаленных районов области |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,0 | - | 0,5 | 0,5 | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
увеличение доли педагогических работников со стажем работы до пяти лет с 9,7 до 12; уменьшение числа вакансий педагогических работников в отдаленных районах области |
6.5. | Разработка отраслевой системы оплаты труда, учитывающей дифференцированный подход к определению оплаты труда в зависимости от качества труда и квалификации педагогических кадров |
2007 год | - | - | - | - | - | министерство образования области, областная организация Профсоюза работников народного образования и науки (по согласованию) |
повышение уровня оплаты труда работников образования |
6.6. | Аттестация педагогических работников областных образовательных учреждений на высшую квалификационную категорию |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,74 | 0,58 | 0,58 | 0,58 | министерство образования области |
увеличение доли педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, с 13 до 20 |
6.7. | Проведение мониторинговых исследований востребованности выпускников учреждений профессионального образования педагогического профиля |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,12 | - | 0,06 | 0,06 | министерство образования области |
оптимизация структуры подготовки педагогических кадров |
6.8. | Проведение областного конкурса профессионального мастерства "Учитель года" и участие в мероприятиях Всероссийского конкурса "Учитель года России" |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
1,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | министерство образования области |
стимулирование повышения квалификации педагогических работников |
6.9. | Проведение церемонии, посвященной занесению на Доску почета работников образования Саратовской области |
2006-2008 годы |
областной бюджет |
0,12 | - | 0,06 | 0,06 | министерство образования области |
|
6.10. | Разработка областных нормативов финансирования образовательных учреждений области всех типов, видов и категорий |
2006 год | областной бюджет |
0,75 | 0,75 | - | - | министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
Итого по разделу | областной бюджет |
5,38 | 1,98 | 1,7 | 1,7 | ||||
внебюджет- ные источники (прогноз- но) |
- | - | - | - | |||||
всего | 5,38 | 1,98 | 1,7 | 1,7 | |||||
Итого по Программе | областной бюджет |
992,042 | 301,85 | 369,45 | 320,742 | ||||
внебюджет- ные источники (прогноз- но) |
4,8 | 0,8 | 2,0 | 2,0 | |||||
всего | 996,842 | 302,65 | 371,45 | 322,742 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.