Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации МО г. Балаково
Балаковского муниципального района
Саратовской области
от 13 сентября 2012 г. N 879
Порядок
подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании город Балаково
1. Настоящий Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании город Балаково (далее по тексту - Порядок) разработан на основании Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", в соответствии с приказом министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", во исполнение постановления Губернатора Саратовской области от 24 ноября 2008 года N 162 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Саратовской области" и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также способы, методы, последовательность выполнения основных мероприятий по гражданской обороне в муниципальном образовании город Балаково, силы и средства, необходимые для их выполнения.
2. Подготовка к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании город Балаково организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Уставом муниципального образования город Балаково, муниципальными правовыми актами, а также настоящим Порядком.
Подготовка к ведению гражданской обороны
3. Подготовка к ведению гражданской обороны в муниципальном образовании город Балаково осуществляется на основании годового Плана основных мероприятий муниципального образования город Балаково в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - План основных мероприятий).
4. План основных мероприятий разрабатывается структурным подразделением, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, - отделом по делам ГО и ЧС и режимно-секретной работе на основании организационно-методических указаний Губернатора Саратовской области по подготовке органов управления, сил гражданской обороны области и Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно годовому Плану основных мероприятий Саратовской области, в соответствии с рекомендациями Главного управления МЧС России по Саратовской области и годовым Планом основных мероприятий Балаковского муниципального района.
План основных мероприятий муниципального образования город Балаково на год подписывается начальником отдела по делам ГО ЧС и режимно-секретной работе, согласовывается с ГУ МЧС по Саратовской области, руководителем органа, специально уполномоченного для решения задач ГО ЧС БМР и утверждается руководителем гражданской обороны муниципального образования город Балаково.
Ведение гражданской обороны
5. Ведение гражданской обороны в муниципальном образовании город Балаково осуществляется на основании Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования город Балаково (далее План ГО и ЗН).
6. План ГО и ЗН разрабатывается структурным подразделением, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, отделом по делам ГО ЧС и режимно-секретной работе в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", "Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения", утвержденным приказом МЧС России N 70дсп. от 16.02.2012 г., методическими рекомендациями МЧС России по порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения.
План ГО муниципального образования город Балаково разрабатывается и подписывается начальником отдела по делам ГО и ЧС, согласовывается с ГУ МЧС РФ по Саратовской области и утверждается руководителем гражданской обороны муниципального образования. План ГО ежегодно по состоянию на 1 января корректируется и уточняется сотрудниками отдела по делам ГО ЧС и режимно-секретной работе.
Силы гражданской обороны
7. К силам гражданской обороны муниципального образования город Балаково относятся спасательные службы в составе органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Спасательные службы муниципального образования город Балаково составляют группировку сил гражданской обороны.
В группировку сил гражданской обороны муниципального образования город Балаково включаются:
службы и нештатные аварийно-спасательные формирования:
- коммунально-техническая служба муниципального образования город Балаково;
- нештатные аварийно-спасательные формирования подведомственных учреждений и предприятий;
- аварийно-спасательные формирования предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования город Балаково, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, по согласованию с их руководителями.
9. Порядок создания спасательных служб (в т.ч. порядок разработки Положения о спасательной службе, его согласования и утверждения), состав спасательных служб, организация взаимодействия с Балаковским муниципальным районом, выделение групп в состав спасательных служб муниципального района, привлечение для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляются в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Балаково.
10. Спасательные службы муниципального образования город Балаково решениями Губернатора Саратовской области могут в установленном порядке привлекаться в состав группировки сил гражданской обороны области.
Спасательные службы решением руководителя гражданской обороны муниципального образования город Балаково в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования город Балаково.
11. Организация проведения мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы муниципального образования город Балаково осуществляется и проводится в соответствии с Планом ГО и ЗН.
При администрации муниципального образования город Балаково создана эвакуационная комиссия, в которой предусмотрена эвакуационная группа для укомплектования районной эвакуационной комиссии.
12. Для организации проведения первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время на территории муниципального образования город Балаково при администрации муниципального образования создается комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования.
Руководство гражданской обороной
13. Руководство гражданской обороной на территории муниципального образования город Балаково осуществляется главой администрации муниципального образования город Балаково;
руководство гражданской обороной в организациях - руководителями организаций.
В целях организации и ведения гражданской обороны руководители гражданской обороны соответствующих уровней согласно предоставленным полномочиям издают постановления, распоряжения и приказы.
14. Руководитель гражданской обороны муниципального образования город Балаково осуществляет руководство гражданской обороной муниципального образования через структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - отдел по делам ГО ЧС и режимно-секретной работе администрации, руководителей органов управления служб гражданской обороны, а также эвакуационные органы и комиссию по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время, иные органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Управление гражданской обороной
15. Органами управления гражданской обороной муниципального образования город Балаково являются:
в муниципальном образовании - структурное подразделение, специально уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - отдел по делам ГО ЧС и режимно-секретной работе;
в организациях - структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".
16. Орган управления гражданской обороной располагается на стационарном пункте управления по адресу: ул. Трнавская, 12. кабинет 203.
Для управления гражданской обороной в военное время в соответствии со сложившейся обстановкой может быть использован запасной пункт управления, размещенный в защитном сооружении гражданской обороны ОАО "Энергокомплекс".
Организация управления гражданской обороной
17. Управление подготовкой к ведению и ведением гражданской обороны осуществляется в режимах:
- повседневной деятельности;
- при приведении гражданской обороны в готовность в соответствии порядком организации и сроками выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей:
- при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации в повседневной деятельности (мирное время) управление силами и средствами муниципального образования город Балаково осуществляется в соответствии с порядком, установленным Положением о Балаковском городском звене муниципального звена Балаковского муниципального района Саратовской территориальной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждено постановлением от 16.01.2009 г. N 2):
в режиме повседневной деятельности;
в режиме повышенной готовности;
в режиме чрезвычайной ситуации.
Для оповещения используются: городская телефонная связь; стойки СЦВ (для оповещения руководителей администрации и руководителей объектов экономики); прямая телефонная связь с 12 потенциально опасными предприятиями города и радиосвязь с 15 объектами города (по радиостанции "Лен В", на частоте 40,9 МГЦ); электрические сирены С-40 и С-28 (всего 85 штук - из них централизованного запуска 60 и автономного запуска 25); городская сеть проводного вещания (14363 абонента).
Информирование населения в районах возможного возникновения ЧС осуществляется по действующим каналам связи, сетям радиовещания через сектор по оперативному дежурству ОЕДДС БМР и МО г. Балаково и подвижными средствами, оборудованными громкоговорящими установками МВД, МС и ЗПСС.
18. Управление подготовкой к ведению и ведением гражданской обороны в муниципальном образовании город Балаково осуществляется по схемам оповещения (приложение к плану ГО ЗН) с использованием абонентских телефонных каналов ГТС, операторов сотовой связи, посыльных.
19. В режиме повседневной деятельности в муниципальном образовании город Балаково осуществляется:
- текущее планирование и выполнение запланированных мероприятий по гражданской обороне, мероприятий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год;
- обмен текущей информацией об обстановке и принимаемых решениях с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Саратовской области;
- плановая подготовка по гражданской обороне специалистов, руководителей и личного состава аварийно-спасательных формирований и служб.
Организация взаимодействия в области гражданской обороны
20. Взаимодействие в области гражданской обороны в муниципальном образовании город Балаково заключается в согласованности действий по целям, задачам, месту, времени и способам действий при выполнении мероприятий по гражданской обороне с администрацией Балаковского муниципального района, администрациями взаимодействующих районов (семь), органами ФПС, УВД, здравоохранения и образования Балаковского муниципального района, объектами экономики, расположенными на территории муниципального образования город Балаково.
Взаимодействие организуется в мирное время на основе соглашений, договоров, планов взаимодействия и осуществляется непрерывно при подготовке к ведению, переводе на военное положение и в ходе ведения гражданской обороны, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Вопросы взаимодействия отражаются в плане ГО и ЗН муниципального образования город Балаково, уточняются в установленном порядке.
22. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне в муниципальном образовании город Балаково организуется сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
Сбор информации осуществляется отделом по делам ГО ЧС и режимно-секретной работе через ОЕДДС БМР и МО г. Балаково, ДДС объектов экономики (структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС), подразделений СНЛК, МКУ "Управление по делам ГО и ЧС БМР", ГУ МЧС России по Саратовской области.
Муниципальное образование город Балаково представляет информацию в МКУ "Управление по делам ГО и ЧС БМР".
Порядок, объем, и сроки представления информации определяются действующими совместными нормативными документами по взаимодействию, а также согласно Табелю срочных донесений в области гражданской обороны, вводимому начальником Главного управления МЧС России по Саратовской области.
Организация подготовки органов управления и сил гражданской обороны
23. Подготовка и обучение руководителя гражданской обороны муниципального образования город Балаково, специалистов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб проводится на основании законодательства Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841, в соответствии с приказом МЧС России от 19 января 2004 года N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
24. Мероприятия по гражданской обороне в пределах границ муниципального образования город Балаково осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687) и проводятся согласно настоящему Порядку подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании город Балаково.
Организации, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования город Балаково, вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством.
24.1. По обучению населения в области гражданской обороны.
Обучение населения муниципального образования город Балаково в области гражданской обороны и подготовка его к способам защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обязательным и осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и проводится в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обучение организуется на основе муниципального правового акта о подготовке и обучении населения муниципального образования город Балаково способам защиты от чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Правовым актом утверждаются:
- положение о порядке подготовки и обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
- примерные программы обучения неработающего, работающего населения, персонала нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Положение об учебно-консультационных пунктах (УКП) для обучения неработающего населения;
- перечень организаций, создающих учебно-консультационные пункты.
На основании правового акта администрации города, организации, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования и организации, создающие УКП разрабатывают необходимые документы, создают учебно-материальную базу и условия для обучения населения.
24.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Оповещение населения муниципального образования город Балаково об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществляет МКУ Управление по делам ГО и ЧС БМР через службу ОЕДДС БМР и муниципального образования город Балаково.
Порядок создания, совершенствования (реконструкции) и поддержания систем оповещения в постоянной готовности к использованию по предназначению определён в Положении о системах оповещения Балаковского муниципального района, утверждаемом постановлением главы администрации Балаковского муниципального района. Этим же постановлением утверждается Положение о порядке оповещения и информирования населения Балаковского муниципального района о выполнении мероприятий гражданской обороны, которое определяет механизм своевременного оповещения и информирования населения района, должностных лиц района, города, руководителей и персонала организаций, расположенных на территории района, о выполнении мероприятий гражданской обороны.
В соответствии с законодательством Российской Федерации оповещение и информирование населения Балаковского муниципального района осуществляется на основании решения главы администрации Балаковского муниципального района - руководителя гражданской обороны, оповещение и информирование работников предприятий и организаций - на основании решения руководителей предприятий и организаций.
Оповещение населения осуществляется путём передачи оперативной информации оперативным дежурным по Главному управлению МЧС России по Саратовской области, инженером по оперативному дежурству МКУ "Управление по делам ГО и ЧС БМР", дежурно-диспетчерскими службами объектов экономики, с использованием региональной и местной систем централизованного оповещения и в соответствии с законодательством области - средств проводного вещания, передатчиков радиовещания и телевидения с перерывом вещательных программ, локальных систем оповещения организаций, ведомственных сетей связи, функционирующих на территории области, района, независимо от их принадлежности и форм собственности.
Перед началом доведения оперативной информации включаются электросирены на три минуты (такая работа электросирен означает сигнал "Внимание всем").
Инженер по оперативному дежурству сектора МКУ "Управление по делам ГО и ЧС БМР", получив сигнал или информацию оповещения:
- подтверждает в установленном порядке её поступление,
- обеспечивает осуществление оповещения и информирование населения в соответствии с указанием главы администрации Балаковского муниципального района, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации Балаковского муниципального района.
Сигналы и информация оповещения передаются инженером по оперативному дежурству МУ# "Управление по делам ГО и ЧС БМР" (по согласованию) вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств связи и оповещения.
Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях допускается передача нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочего места инженера по оперативному дежурству.
Стандартные речевые сообщения готовятся заранее, на стандартных бланках или магнитных носителях, которые хранятся у инженера по оперативному дежурству МУ# "Управление по делам ГО и ЧС БМР".
Взаимодействие инженера по оперативному дежурству МКУ "Управление по делам ГО и ЧС БМР" с дежурно-диспетчерскими службами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участвующими в передаче сигналов и информации оповещения, осуществляется по заранее разработанным и согласованным инструкциям, утверждённым главой администрации Балаковского муниципального района - руководителя гражданской обороны.
Решение на включение территориальной системы оповещения и информирования населения при угрозе и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с перерывом всех программ вещания по радиотрансляционным сетям, радио и телевизионным станциям (независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности), принимает глава администрации Балаковского муниципального района - руководитель гражданской обороны, а также по его поручению - председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации Балаковского муниципального района.
Распоряжение на включение локальной системы оповещения принимает руководитель потенциально опасного объекта, о чём информирует главу администрации Балаковского муниципального района, главу администрации муниципального образования город Балаково, директора МКУ "Управление по делам ГО и ЧС БМР" и начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации города Балаково.
Комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радиопроводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 года N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", а также постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 года N 844 "О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации".
Местная территориальная система оповещения создаётся, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к использованию муниципальным звеном Балаковского муниципального района Саратовской территориальной подсистемой РСЧС совместно с линейно-техническим цехом (г. Балаково), техническим центром телекоммуникаций ОАО "Волга-Телеком", Саратовский филиал, по телевизионным и радиовещательным каналам РИА "Экспресс", "Свободное телевидение", ООО "Парус", ООО "СТС - Балаково", ООО "Независимое телевидение Балаково", Радио "Экспресс", "Русское радио" - Балаково.
24.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется в соответствии с "Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения", утвержденным приказом МЧС России N 70дсп. от 16.02.2012 г. План гражданской обороны и защиты населения оформляется в виде текстового документа с приложениями, являющимися неотъемлемой его частью. В соответствии с Порядком, к Плану гражданской обороны и защиты населения территорий городов, отнесенных к категориям по гражданской обороне разрабатывается 6 приложений, в том числе и "План эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей категорированной территории". Этот план разрабатывается в виде обособленного документа на топографической карте с пояснительной запиской и 12-ю приложениями. Формы документов, их информационное содержание жестко определены Порядком утвержденным приказом МЧС России N 70дсп. от 16.02.2012 г.
Учитывая требования постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", которым утверждены "Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", администрация муниципального образования город Балаково разрабатывает "План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования город Балаково". Приложением к этому плану и его неотъемлемой частью является "План эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования город Балаково", который согласовывается с ГУ МЧС по Саратовской области отдельно от Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования город Балаково.
Информация по изучению загородной зоны и х взаимодействующих районов, предназначенных для размещения населения эвакуируемого из города Балаково накапливается в мирное время в виде перечня безопасных районов загородной зоны и характеристик загородной зоны и размещается в приложениях к Плану эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования город Балаково.
24.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Учитывая особенности возможной обстановки при применении противником современных средств поражения планирование мероприятий по наращиванию инженерной защиты населения города Балаково сводится к приведению ЗС потенциально опасных предприятий, имеющих мобилизационные задания и продолжающих работу в городе в военное время в полную готовность, а также к расчету объемов приспособления подвалов и (или) проведению дополнительной герметизации жилых помещений.
Накопление, хранение, освежение, использование, обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты населения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", на основании которого, администрация своим муниципальным правовым актом принимает решение о создании запасов:
- утверждает Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств муниципального образования город Балаково;
- утверждает номенклатуру и объем создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых в администрации муниципального образования город Балаково, которая предусматривает:
- запасы медицинских средств,
- запасы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
Учитывая особенности возможной обстановки при применении противником современных средств поражения планирование мероприятий по наращиванию инженерной защиты населения города Балаково запасы продовольственных средств не создаются.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
В соответствии с Методическими рекомендациями МЧС РФ запасы создают:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающего населения, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- органы местного самоуправления для работников этих органов и созданных ими муниципальных организаций (предприятий и учреждений).
Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:
- возможного характера военных действий;
- ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- природных, экономических и иных особенностей территорий.
Номенклатура запасов включает:
в районах радиоактивного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (медицинские средства ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ), приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства дезактивации, радиопротекторы и иные средства.
Предприятия, учреждения, и организации, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования город Балаково независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, самостоятельно принимают решения о создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С целью планомерного создания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для гражданской обороны может разрабатываться план накопления установленной формы.
Неработающее население обеспечивается респираторами, гражданскими противогазами (ГП-5, ГП-7), детскими противогазами (ПДФ-Д, Ш) и камерами защитными детскими (КЗД). Обеспечение противогазами и камерами защитными осуществляется за счёт средств федерального бюджета, респираторами - за счет областного бюджета.
В связи с тем, что гражданские противогазы не защищают от паров аммиака, оксидов азота, окиси этилена, метила хлористого и бромистого, для защиты от них необходимо использовать дополнительные патроны ДПГ-1, ДПГ-3. Расчёт потребности в имуществе производится на основании статистических данных наличия в городе:
неработающего населения:
- детей до 1,5 лет - камерами защитными КЗД-4(6) - 100%;
- детей от 1,5 до 7 лет - противогазами ПДФ-Д (ДА), 2Д (ДА) - 100%;
- детей от 7 до 17 лет - противогазами ПДФ-Ш (ША), 2Ш (ША) - 100%;
- взрослых, не занятых в производственной сфере, - противогазами ГП-5, ГП-7 - 100%;
- рабочих и служащих предприятий и организаций всех форм собственности - гражданскими противогазами ГП-5(7) или промышленными противогазами с необходимой фильтрующе-поглощающей коробкой - 100%;
- личного состава НАСФ, определённых приказами (распоряжениями) руководителей предприятий - противогазами и респираторами из расчёта на 100% от общей численности и другими СИЗ в соответствии с табелями оснащения;
- работающего и неработающего населения - респираторами из расчёта на 100% от общей численности.
Количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Количество населения, попадающего в зону обеспечения СИЗ, определяется по улицам, кварталам, микрорайонам.
Обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с Планами распределения и выдачи противогазов населению муниципального района. Постановлением главы администрации БМР от 10 марта 2006 года N 639 определено 98 пунктов выдачи СИЗ населению.
24.5. По световой и другим видам маскировки.
В соответствии с пунктом 9.2 СНиП 2.01.51-90 Саратовская область включена в зону светомаскировки Российской Федерации.
Световая маскировка является одним из инженерно-технических приемов оптической маскировки. Она направлена на создание помех разведке противника, проводимой с использованием оптической, телевизионной аппаратуры или путем визуального наблюдения.
С целью совершенствования методов и способов световой маскировки населенных пунктов и объектов экономики в России разработан СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства".
Световая маскировка проводится с целью создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение важной части городов, населенных пунктов и объектов экономики с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,4-0,76 мкм).
Световая маскировка проводится в городе и на объектах экономики, входящих в зону световой маскировки (в соответствии с пунктом 9.2 СНиП 2.01.51-90). Обнаружение и распознавание тех или иных объектов производится путем выявления демаскирующих признаков, присущих тем или иным объектам (геометрические характеристики, тепловое излучение, характер деятельности объекта, места расположения и другое).
Ослабление или устранение демаскирующих признаков объектов - основная задача маскировки.
Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление световой маскировки, должны проводиться заблаговременно.
На территории зон световой маскировки светомаскировочные мероприятия проводятся по двум режимам: частичного и полного затемнения.
Режим частичного затемнения вводится по решению Правительства страны и после его введения является постоянным режимом освещения города и объектов экономики в темное время суток, кроме времени действия режима полного затемнения.
Цель режима - снизить общую освещенность, не нарушая производственной деятельности объектов экономики и транспорта, а также жизнедеятельности города, и создать условия для своевременного введения режима полного затемнения в установленные сроки.
Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен проводиться за время не более 16 ч.
Режим полного затемнения вводится по сигналу "Воздушная тревога" и отменяется по сигналу "Отбой воздушной тревоги".
Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен осуществляться за время не более 3 мин. В отдельных случаях при световой маскировке наружных производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла) допускается, при необходимости, увеличение продолжительности перехода на режим полного затемнения, но не более чем до 10 мин.
Определение перечня объектов, подлежащих маскировке.
Проведение организационно-технических мероприятий и разработка планов светомаскировки осуществляется на основе единого инженерно-технического решения.
Принятию инженерно-технического решения по световой маскировке предшествует анализ условий деятельности населенного пункта или объектов экономики при введении режимов частичного или полного затемнения, систем их энергоснабжения и систем управления осветительными сетями.
Для определения перечня объектов, подлежащих маскировке, необходимо исходить из следующих требований:
а) инженерно-техническое решение на светомаскировку объектов экономики вырабатывается только для объектов, продолжающих работу в военное время и на которых, хотя бы в отдельных цехах или подразделениях, сохраняется деятельность в темное время суток после сигнала "Воздушная тревога";
б) все объекты, не работающие в темное время суток, или объекты, отключение которых от электроснабжения не вызывает аварийных последствий, подлежат централизованному отключению, и инженерно-технические решения по световой маскировке не осуществляются.
Разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки.
В СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства" (п. 1.4 и 1.5) отмечается, что световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства осуществляется электрическим, светотехническим, технологическим и механическим способами.
Выбор способа или сочетания способов световой маскировки должен производиться в каждом конкретном случае на основе технико-экономических сравнений, изложенных в приложениях 2-12 СНиП 2.01.53-84, что обусловливает создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки.
Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
Инженерно-технические мероприятия отражаются в Планах световой маскировки городских служб энергоснабжения и световой маскировки муниципального образования г. Балаково и БМР.
На службы энергоснабжения возложены:
организация и руководство разработкой единого инженерно-технического решения;
планирование и выполнение светомаскировочных мероприятий муниципального района;
разработка плана световой маскировки населенных пунктов и объектов на военное время.
Единое инженерно-техническое решение по световой маскировке включает вопросы:
электроснабжения, управления электроосвещением и обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и объектов экономики в условиях затемнения;
порядка разработки средств и способов световой маскировки производственных огней;
своевременного введения режимов световой маскировки и осуществления контроля над их соблюдением;
обеспечения безопасности населения и обслуживающего персонала, охраны и поддержания порядка на объектах;
обеспечения эффективности световой маскировки при минимальных затратах сил и средств на ее проведение.
Организационно-технические мероприятия, выполняемые в мирное время на основе единого инженерно-технического решения, включают:
определение способов световой маскировки объектов и помещений;
выявление объектов, освещение которых должно отключаться в режиме частичного затемнения, мест на территории населенных пунктов и объектов, где необходимо маскировочное освещение в режиме полного затемнения;
выявление помещений, в которых отключается освещение в режиме полного затемнения, а также световая маскировка, которых производится механическим способом (закрытие световых проемов, устройство тамбуров);
определение мощности, типов и мест установки светильников общего и местного маскировочного освещения и световых знаков;
реконструкцию систем электроосвещения, электроснабжения, оборудование пунктов централизованного управления освещением и проверку в действии технических средств по отключению общего и включению маскировочного освещения;
изготовление устройств для световой маскировки световых проемов и тамбуров, создание запасов светомаскировочного материала и оборудования.
К числу организационных мероприятий относятся:
подготовка дежурного персонала диспетчерских пунктов к управлению энергосистемами при быстром сбросе электрических нагрузок по сигналу "Воздушная тревога";
разработка и доведение до сведения персонала должностных инструкций и графиков выполнения плана светомаскировочных мероприятий;
обучение и тренировка персонала по осуществлению частичного и полного затемнения;
обучение водителей городского транспорта действиям по сигналу "Воздушная тревога";
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
24.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определено, что к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:
- формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней.
Приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" определено что, нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования (относительно перечня НАФС по приказу МЧС).
Администрацией муниципального образования город Балаково постановлением от 23 сентября 2009 г. N 767 "О создании аварийно-спасательных служб и формирований гражданской обороны муниципального образования город Балаково" созданы КТС на базе МКУ управление ЖКХ и шесть нештатных аварийно-спасательных формирований на базе МУП "БЭТ", МКУП "БалАвтодор", МУП "Гигиена", МКУСПП "Комбинат благоустройства".
На территории муниципального образования г. Балаково во исполнение действующего законодательства в области защиты населения созданы и функционируют 165 нештатных аварийно-спасательных формирований организаций обслуживающих предприятия, являющиеся потенциально опасными объектами (ПОО): - 14 специального назначения и 151 общего назначения. Общая численность этих формирований 1395 человек.
Кроме этого, на территории муниципального образования город Балаково созданы и функционируют:
7 - функциональных АСС федерального и территориального уровней и элементы 23 - территориальных областных АСС.
Это:
- ППС (1-й отряд ФПС в составе двух ПЧ и 3-х ведомственных ПЧ предприятий (АЭС, ГЭС и БРТ),
- медицинская служба (комитет здравоохранения БМР, ФМБА РФ 156 МСЧ) - служба охраны общественного порядка (ООП) полиция МУ МВД РФ "Балаковское",
- Зональная поисково-спасательная служба (ПСС) Саратовской области в г. Балаково,
- служба связи и оповещения (ОАО "Ростелеком") и другие.
Все они предназначены для обслуживания территории города и района.
АСС объединяют 53 штатных профессиональных АСФ, в которых на круглосуточном суточном дежурстве находятся 293 профессиональных спасателя (дежурные диспетчеры служб и дежурные силы (бригады спасателей).
Общая численность личного состава этих АСФ 3033 человека и 400 единиц специальной инженерной и автомобильной техники.
В соответствии со ст. 13 ФЗ 151 привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
В администрации г. Балаково разработаны, подписаны и согласованны планы взаимодействия с 8 организациями, в которых созданы функциональные и территориальные (профессиональные) аварийно-спасательные службы. Это службы энергоснабжения и светомаскировки, медицинская служба, служба связи и оповещения, служба теплоснабжения, служба водоснабжения, служба по защите сооружений БРГС и С (шлюзы N 25 и N 26) и др.
В интересах повышения эффективности управления силами и средствами, необходимыми в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера прогнозируемых на территории города Балаково в своих интересах, постановлением администрации от 22 июля 2011 г. N 682 создана "Коммунально-техническая служба (КТС) по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования город Балаково". В состав ее входят 8 НАСФ муниципальных подведомственных предприятий. Общая численность 230 человек и 61 ед. техники.
Приказом начальника коммунально-технической службы по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального образования город Балаково N 1 от 6 октября 2011 г. "Об определении организационной структуры коммунально-технической службы по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального образования город Балаково и назначении должностных лиц" определена организационная структура, назначены должностные лица, определены задачи руководителям предприятий на базе которых сформированы НАСФ.
24.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер.
В муниципальном образовании город Балаково совместно с руководством Балаковского муниципального района проводится:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне, организация её энерго- и водоснабжения;
оказание населению медицинской помощи;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
Администрация муниципального образования пород Балаково первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях планирует и организует из расчета на 50 человек пострадавших.
Для оказания медицинской помощи населению в особый период привлекаются нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные Балаковским муниципальным районом: отряд первой медицинской помощи и нейрохирургическая бригада специализированной медицинской помощи.
Отряд первой медицинской помощи (ОПМ):
отряд первой медицинской помощи формируется на базе МУЗ "Центральная районная поликлиника". Получение медицинского имущества ОПМ согласно табелю оснащения предусматривается со склада г. Пугачева. На основании решения заседания БМР N 452 выдан ордер N 2 на размещение ОПМ в селе Новополеводино. В состав ОПМ входят: 144 человека и 15 единиц транспорта.
Нейрохирургическая бригада специализированной медицинской помощи (БСМП):
нейрохирургическая бригада специализированной медицинской помощи формируется на базе МУЗ "Городская больница N 1". Состав бригады 6 чел. В течение 12 ч работы бригада проводит до 6 оперативных вмешательств.
В особый период для медицинского обеспечения населения могут привлекаться формирования службы медицины катастроф: врачебно-сестринские бригады, бригады специализированной медицинской помощи (травматологическая, токсико-терапевтическая, инфекционная) и бригады
24.8. В целях решения задачи гражданской обороны по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
При ведении военных действий могут возникнуть пожары - стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
Различают виды пожаров - отдельный пожар, сплошной пожар, огненный шторм, массовый пожар, пожар в завалах.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, п. 9) на муниципальное образование город Балаково возлагается обеспечение первичных мер безопасности в границах поселения.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут.
Противопожарная устойчивость города и объектов экономики.
Инженерно-технические мероприятия ГО (далее ИТМ ГО) по повышению противопожарной устойчивости города и объектов экономики выполняются на основании СНиП, имеют своей целью:
- снижение возможности возникновения и распространения сплошных и отдельных пожаров в очагах поражения;
- создание необходимых условий для противопожарного обеспечения спасательных работ, а также аварийно-восстановительных работ.
Инженерно-технические мероприятия ГО подразделяются на основные и неотложные.
Основные противопожарные мероприятия ГО выполняются заблаговременно в мирное время, неотложные - с объявлением общей готовности ГО.
Основными инженерно-техническими мероприятиями ГО по повышению противопожарной устойчивости города и объектов экономики являются:
1. Разработка мероприятий в проектах генпланов и детальной планировки города и объектов, исключающих образование на их территории сплошных пожаров и огненных штормов.
2. Деление жилой части города на участки площадью не более 2,5 км# и создание между ними противопожарных разрывов шириной не менее 100 м.
3. Повышение огнестойкости новых, расширяемых и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений. Снос малоценных сгораемых строений, пропитка сгораемых конструкций огнезащитными составами, снижение пожароопасных свойств отделочных материалов и покрытий, а также горючей загрузки зданий и сооружений.
4. Размещение предприятий по переработке ЛВЖ и ГЖ, складов нефти и нефтепродуктов ниже по уклону местности по отношению к городам, населенным пунктам и объектам народного хозяйства с учетом возможности отвода этих жидкостей в безопасные места при разрушении емкостей.
5. Строительство базисных складов ЛВЖ и ГЖ в загородной зоне, вне зон возможных сильных разрушений и катастрофического затопления. Ограничение размещения в городской застройке базисных складов твердых сгораемых веществ и материалов.
6. Разработка непрерывных технологических процессов производства, исключающих наличие промежуточных емкостей с пожароопасными продуктами. Снижение емкости производственной аппаратуры и склада пожароопасных веществ, а также удаление этих складов. Защита емкостей и коммуникаций от повреждений ударной волной и разлива жидкостей (прокладка на низких опорах, в земле и обвалование, подземное хранение, устройство самозапирающихся обратных клапанов и т.д.). Защита оборудования аппаратов и емкостей от воздействия светового излучения (покраска в белый цвет, устройство экранов).
7. Разработка и внедрение автоматических систем обнаружения и тушения пожаров на категорированных объектах экономики.
8. Создание в парках, скверах и на других свободных от застройки территориях города искусственных водоемов (прудов, бассейнов и т.д.) и приспособление их для забора воды на тушение пожаров. Сооружение пожарных резервуаров, устройство подъездов к берегам рек и водоемов через каждые 500 м для забора воды в любое время года одновременно не менее чем 3 пожарными машинами.
9. Установка через каждые 200 м ПГ на технических водопроводах диаметром до 500 мм для подачи воды на противопожарные нужды города и объектов. При диаметре технического водопровода более 500 мм отбор воды из него для пожарных нужд производится с помощью ответвлений и водозаборных колодцев.
10. Размещение ПГ, водозаборных колодцев и задвижек для отключения поврежденных участков водопровода города и объектов, как правило, на не заваливаемой территории при разрушении зданий и сооружений.
11. Повышение устойчивости противопожарного водоснабжения путем обеспечения его питания от 2 независимых источников воды (поверхностного и подземного).
24.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению).
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению в мирное время, осуществляется в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Саратовской области и организаций при угрозе и совершении террористических актов с использованием взрывчатых, радиоактивных, химически и биологически опасных веществ" - 2005 г., одобренной решением региональной антитеррористической комиссии Саратовской области 3 ноября 2005 года N 34, постановления Губернатора области от 10 апреля 1997 года N 295 "О совершенствовании сети наблюдения и лабораторного контроля областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказа МЧС России от 29 октября 1999 года N 575 ДСП "Об утверждении и введении в действие Наставления по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях".
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению в военное время, в соответствии с пунктом 5 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований (утв. приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года N 999) является основной задачей нештатных аварийно-спасательных формирований, право на создание которых этим приказом предоставлено органам местного самоуправления.
В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687) основными мероприятиями в целях решения задачи гражданской обороны по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению), в органах местного самоуправления являются:
- организация создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения).
Основным действующим нормативным документом, регламентирующим организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, является "Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации" (утв. председателем Государственного комитета РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром охраны окружающей среды и природных ресурсов, министром сельского хозяйства, председателем Госкомсанэпиднадзора и руководителем Госгидромета 30 октября 1993 года).
В соответствии с этим Положением сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.
На местном уровне СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории (на территории муниципального образования). Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие КЧС и ОПБ и органы управления ГО и ЧС (структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны).
Перечень конкретных учреждений и организаций (кроме научно-исследовательских), функционирующих на местном уровне, устанавливается органами местного самоуправления по согласованию с органами исполнительной власти области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением главы администрации Балаковского муниципального района от 14 апреля 2009 года N 1307 "Об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Балаковского муниципального района" организована сеть наблюдения и лабораторного контроля на территории района. Утверждены Положение о СНЛК и состав сил СНЛК.
Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Под режимом радиационной защиты населения понимается порядок действий людей и порядок применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью уменьшения возможных доз облучения.
Выбор целесообразных способов радиационной защиты основан на данных о степени радиоактивного загрязнения местности, сочетания и использования характеристик защитных свойств зданий, сооружений, противорадиационных укрытий и транспортных средств с целью обеспечения таких условий для жизнедеятельности населения, чтобы исключить его облучение выше установленных пределов. Осуществляется в соответствии с требованиями Методики определения режимов радиационной защиты персонала АЭС и населения. ДСП, 284/29 от 26.11.1991 г., Атомэнергопроект, Москва, 1989.
Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
Система регулярного наблюдения и контроля за состоянием безопасности на радиационно, химически опасных объектах, расположенных на территории муниципального образования, санитарно-защитной и/или охранной зоны объекта, готовности сил и средств соответствующих служб к ликвидации последствий радиационных и химических аварий и защите населения осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа 22.1.01-97/ГОСТа Р 22.1.01-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения".
Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС определены ГОСТом Р 22.1.01-95, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 года N 560.
Мониторинг осуществляется постоянно с установленной периодичностью в соответствии с ГОСТом 12.1.005, ГОСТом 17.2.4.02, ГОСТом Р 8.589.
24.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий осуществляются в соответствии с требованиями Руководства по специальной обработке (для гражданской обороны), Москва, Воениздат, 1992; "Наставления по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях", часть 1, Москва, МЧС РФ, 1999 г.
При подготовке и работе бань в режиме пункта санитарной обработки обязательно выполнение требований СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".
В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687) основными мероприятиями в целях решения задачи гражданской обороны по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий в органах местного самоуправления являются:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.
Запасы дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих веществ (ДДДВ) создаются за счёт имеющихся (используемых) объектами экономики ДДДВ, а также приобретения необходимого количества веществ из расчёта на 10 часов работы объекта (пункт санитарной обработки, станция специальной обработки техники, станция специальной обработки одежды). В качестве дегазаторов могут применяться растворы щелочей, аммиака, кальцинированной и каустической соды, гипохлорита кальция, сульфата железа, формальдегида, гашёная и негашёная известь, известково-серные удобрения и др.;
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны.
Санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий в соответствии с пунктом 5 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований (утв. приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года N 999) являются основной задачей нештатных аварийно-спасательных формирований, право на создание которых этим приказом предоставлено органам местного самоуправления;
организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
24.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций.
В муниципальном образовании город Балаково мероприятия отражаются в Плане ГО и ЗН. Мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, возлагаются на МУ МВД "Балаковское" и на нештатные формирования охраны общественного порядка, созданные на объектах экономики. Основными задачами формирований являются:
создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения;
обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
24.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
Приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687 муниципальным образованиям определены следующие основные задачи по срочному восстановлению функционирования коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
Мероприятия отражаются в Плане ГО и ЗН муниципального образования город Балаково и в документах коммунально-технической службы.
Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время на территории муниципального образования включает:
защиту водоисточников и сооружений городского водовода (водопроводов) от заражения химически опасными, отравляющими и радиоактивными веществами;
организацию лабораторного контроля питьевой воды и сточных вод в пунктах водоснабжения и водоотведения;
проведение неотложных работ по разборке завалов зданий и сооружений, локализации ликвидации аварий на специальных инженерных сетях и коммуникациях;
подготовку и использование коммунально-бытовых предприятий и сооружений для гигиенической и санитарной обработки людей и обеззараживания одежды;
определение потребности в воде, создание защищенной системы водоснабжения, создание запасов воды и поддержание в готовности технических средств её доставки;
организацию санитарной обработки людей, обеззараживание одежды;
организацию размещения пострадавших и эвакуированного населения, оказавшегося без крова, организацию коммунально-бытового обеспечения;
санитарную очистку, дегазацию и дезактивацию объектов и территорий, обеззараживание продуктов питания, фуража и воды;
подготовку и использование коммунальной техники для обеззараживания территории, создание запасов дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих веществ и растворов.
24.13. По срочному захоронению трупов в военное время.
В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687) основными мероприятиями в целях решения задачи гражданской обороны по захоронению трупов в военное время муниципального образования город Балаково являются:
заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
Порядок выполнения мероприятий включает:
выбор и определение мест для проведения массовых погребений осуществляет администрация муниципального образования город Балаково при положительной санитарно-гигиенической экспертизе в соответствии с СанПиН 2.1.1279-03;
захоронение трупов людей производится специальными командами, в распоряжение которых выделяются транспорт, инструменты, инженерная техника, рабочая одежда подменного фонда и дезинфекционные средства.
Оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших при ведении военных действий или вследствие этих действий в Балаковском муниципальном районе осуществляется в соответствии с "Инструкцией о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации", утверждённой приказом Госстроя России от 10.01.2000 г. N 3.
Захоронение трупов людей осуществляется не позднее чем через 3 суток после гибели, в исключительных случаях срок продлен до 14 суток, при этом тело должно храниться в местах, исключающих быстрое разложение. Организация разведки с целью определения мест массового скопления трупов людей проводится силами группы эпидемиологической разведки и санитарно-эпидемиологических отрядов.
Сбор, временное размещение трупов людей проводятся силами специализированных команд коммунально-технической спасательной службы муниципального образования город Балаково.
Мероприятия по опознанию трупов людей проводятся силами специализированной команды полиции МВД "Балаковское" по ведению адресной справочной работы и учета потерь населения города Балаково. МУП "Комбинат благоустройства" производит захоронение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, на основании предписания прокуратуры г. Балаково.
Для организации оцепления и невозможности проникновения посторонних лиц в местах сбора и хранения трупов выделяются команда и машина. Оцепление, организация пропускного режима, охрана производятся силами полиции МВД.
По факту представления постановления прокуратуры на проведение мероприятий по опознанию и установлению причины смерти погибших органы судебно-медицинской экспертизы проводят вскрытие. В случае безрезультатности опознания трупа производится описание внешности погибшего с занесением его данных в карточку или осуществляется фотографирование в анфас и профиль, а также проводятся мероприятия по забору и передаче материалов для последующей идентификации. Эти мероприятия проводятся силами органов судебно-медицинской экспертизы г. Балаково. Патологоанатомическое вскрытие и идентификация погибших в зонах военных действий или вследствие этих действий может проводиться не только в моргах, но и в приспособленных помещениях, а трупы могут храниться в вагонах-рефрижераторах, машинах-рефрижераторах, овощехранилищах, трюмах судов, в подвалах заброшенных зданий.
Погребение погибших, личность которых не установлена, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.12.1996 г. N 407 специализированной службой по вопросам похоронного дела путем предания земле на определенных участках общественного кладбища.
Доставка к местам захоронения, погребения, оформления могил и кладбищ производится специализированной службой по вопросам похоронного дела города, сельского поселения.
При погребении трупов зараженных больных обязательна их дезинфекция. Для этого трупы завертывают в ткань, пропитанную дезинфекционным раствором, а на дно гроба насыпают слой хлорной извести толщиной 2-3 см.
Специальная обработка производится непосредственно перед погребением командами, выделенными для захоронения трупов людей.
Контроль за санитарным состоянием мест погребения, качеством специальной обработки возлагается на органы санитарно-эпидемиологического надзора Балаковского муниципального района.
24.14. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Подготовка объектов к устойчивому функционированию является комплексом мероприятий организационно-технического, технологического, производственного, экономического, научного, учебного, обеспечительного и иного характера, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба от них, максимально возможное сохранение уровня выполнения производственных или иных целевых функций объекта.
С этой целью заблаговременно, в мирное время, проводятся организационные и инженерно-технические мероприятия.
К организационным мероприятиям относятся:
создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;
разработка плана и перевод экономики на особый режим работы;
создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий;
подготовка персонала к работе в военное время;
организация устойчивых производственных связей;
разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;
подготовка и оснащение аварийно-восстановительных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения.
К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся:
постройка защитных сооружений для укрытия наибольшей работающей смены на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;
повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов;
повышение устойчивости энергетики;
строительство пунктов управления;
повышение живучести транспорта;
постройка загородных баз и складов;
рассредоточение запасов и резервов;
строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.
В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687) основными мероприятиями в целях решения задачи гражданской обороны по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, в органах местного самоуправления являются:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;
рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
Выполнение задач достигается:
1. Созданием и эффективной работой комиссии по повышению устойчивости объектов экономики муниципального образования город Балаково.
2. Проведением инженерно-технических мероприятий, осуществляемых повышением физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом производства, а также созданием условий для его быстрейшего восстановления, повышения степени защищенности людей от поражающих факторов. К ним относятся:
создание на всех опасных объектах системы автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровней загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;
создание локальной системы оповещения о возникновении ЧС персонала объекта, населения, проживающего в опасных зонах (радиационного, химического и биологического заражения, катастрофического затопления и т.п.);
противопожарные мероприятия;
сокращение запасов и сроков хранения взрыво-, газо- и пожароопасных веществ, обвалование емкостей для хранения, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;
безаварийная остановка технологически сложных производств;
локализация аварийной ситуации, тушение пожаров, ликвидация последствий аварии и восстановление нарушенного производства;
дублирование источников энергоснабжения;
защита водоисточников и контроль качества воды;
герметизация складов и холодильников в опасных зонах;
защита наиболее ценного и уникального оборудования.
3. Подготовкой к проведению аварийно-спасательных работ, которые содержат:
ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
локализацию и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения;
оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
санитарную обработку людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.
4. Подготовкой к проведению других неотложных работ, которые содержат:
прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
5. Определением номенклатуры, объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и их созданием согласно требованиям Методических рекомендаций, утвержденных МЧС РФ 29 декабря 2000 г.
24.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием в муниципальном образовании город Балаково организуется и проводится согласно утвержденной главой администрации муниципального образования город Балаково структуре ГО, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.2005 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", приказа МЧС РФ от 23.12.2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
Постоянная готовность сил и средств гражданской обороны обеспечивается их надлежащей организацией, планированием соответствующих мероприятий в области гражданской обороны, проведением обучения и тренировок, а также необходимым материально-техническим обеспечением.
Подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне организуются и проводятся согласно Плану основных мероприятий муниципального образования город Балаково в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущей год.
Разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны проводится согласно утвержденным регламентам.
Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий отражается в Плане гражданской обороны муниципального образования город Балаково, планах взаимодействия спасательных служб.
Начальник отдела по делам ГО ЧС |
В.Н.Пугачев |
<< Назад |
>> Заключительная часть (п.п. 25) |
|
Содержание Постановление администрации муниципального образования г. Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.