Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2011 г. N 814-П в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Сохранение культурного наследия
Саратовской области на 2009-2012 годы"
Областная целевая программа
"Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 годы"
26 мая, 9 сентября, 21 декабря 2009 г., 12 мая, 4 октября, 15 декабря 2010 г., 25 января, 7 апреля, 30 декабря 2011 г.
Паспорт областной целевой программы "Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 годы"
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- распоряжение Правительства Саратовской области от 6 мая 2008 года N 139-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 годы"
|
Государственный заказчик Программы
|
- комитет по охране культурного наследия области, комитет по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области |
Основные разработчики Программы |
- комитет по охране культурного наследия области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет капитального строительства области
|
Цель и задачи Программы |
- основной целью Программы является сохранение объектов историко-культурного наследия области как важнейшего компонента национального культурного достояния. Указанная цель будет достигаться путем решения следующих задач: обследование территории области с целью наиболее полного выявления и постановки на учет объектов культурного наследия; создание условий для обеспечения безопасности и сохранности объектов культурного наследия области; создание научно обоснованной информационной базы данных по имеющимся на территории объектам культурного наследия, необходимой для последующего усиления адресности охранных и реставрационных мероприятий на основе концентрации ресурсов на особо значимых объектах культурного наследия; поддержание в надлежащем состоянии объектов культурного наследия; формирование единого информационного пространства с целью создания условий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам
|
Важнейшие оценочные показатели Программы |
- увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии и имеющих первичную учетную документацию
|
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2009-2012 годы. Организация выполнения Программы осуществляется в три этапа: первый этап - "Начальный", реализуемый в 2009-2010 годы; второй этап - "Развивающий", реализуемый в 2010-2011 годы; третий этап - "Завершающий", реализуемый в 2011-2012 годы
|
Исполнители основных мероприятий Программы
|
- комитет по охране культурного наследия области, комитет по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области, комитет капитального строительства области
|
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 138545,5 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 110005,3 тыс. рублей; в 2010 году - 27864,1 тыс. рублей; в 2011 году - 176,0 тыс. рублей; в 2012 году - 500,0 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия области; увеличение доли объектов культурного наследия области, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 10 процентов; создание информационной базы объектов культурного наследия
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время в России одним из приоритетных направлений государственной политики определено сохранение культурного наследия как основного фактора духовного, культурного, экономического и социального капитала нации.
Роль культурного наследия в современном мире становится не только социальным, но и политическим фактором. Наследие во многом определяет инвестиционную привлекательность территории, утверждает преемственность гуманистических ценностей, создает российский имидж региона.
В 2001-2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Важным шагом в сфере сохранения культурного наследия стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)", благодаря реализации которой удалось добиться расширения участия государства в финансировании реставрации объектов культурного наследия, что позволило предотвратить утрату целого ряда памятников истории и культуры России.
На территории области расположено 4974 объекта культурного наследия, в том числе:
53 объекта наследия федерального значения;
609 объектов наследия регионального значения;
4312 выявленных объектов культурного наследия (в том числе 2872 объекта археологического наследия).
На государственной охране как исторические поселения общегосударственного значения состоят десять городов области: гг. Саратов, Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Хвалынск, Энгельс.
Большинство исторических поселений области формировалось в течение двух, двух с половиной столетий. Градостроительная структура исторических городов сохранила свою логику. Ценность этой среды заключается в ее подлинности. Пока еще можно говорить о неплохой степени сохранности этих исторических территорий. Дальнейшая их судьба зависит от позиции государства.
Как показывает практика, в течение последних 50 лет эксплуатации памятников истории и культуры капитальный ремонт в них, за редким исключением, не проводился. В результате чего несущие конструкции ряда объектов пришли в предаварийное и аварийное состояние. По экспертной оценке специалистов более 80 процентов объектов культурного наследия области находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ.
До 2005 года финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия из областного бюджета не осуществлялось.
В области в 2005 году была принята и реализуется программа "Развитие культуры" на 2006-2008 годы", в состав которой включен подраздел "Сохранение объектов культурного наследия".
Подводя предварительные итоги реализации указаной областной целевой программы в рамках раздела "Обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия", можно сделать следующие выводы: проведена частичная инвентаризация выявленных объектов культурного наследия г. Саратова, возобновилась работа по паспортизации объектов культурного наследия регионального значения, проведен мониторинг части объектов культурного наследия регионального значения по г. Саратову, выполнены ремонтно-реставрационные работы на 12 объектах культурного наследия, проведены работы по уточнению карт археологического наследия в четырех муниципальных районах области (Лысогорский, Ровенский, Марксовский, Ивантеевский).
Несмотря на положительную динамику работ, в сфере охраны объектов культурного наследия области существует ряд нерешенных проблем:
высокая степень изношенности памятникового фонда области;
сокращение потенциального ресурса объектов культурного наследия, который при отсутствии бюджетного финансирования научно-исследовательских работ по его изучению и в условиях активной хозяйственной деятельности, возможно, будет утрачен до его выявления;
изменение форм собственности на объекты культурного наследия;
несовершенство федерального законодательства в сфере культурного наследия;
отсутствие организации и проведения аварийных спасательных работ на объектах культурного наследия, разрушаемых рядом природных факторов, таких, как оползни, эрозия, подтопление территорий, что приводит к интенсивному разрушению памятникового фонда;
постепенная утрата своеобразия историко-архитектурного облика и уникального природного ландшафта ряда исторических поселений области, где происходит интенсивное хозяйственное освоение территорий исторических центров.
Поскольку в 2008 году срок действия областной целевой программы "Развитие культуры на 2006-2008 годы" заканчивается, возникает необходимость принятия новой областной целевой программы "Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 годы".
Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение памятников истории и культуры, возрождение исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления. Программный метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведение работ на конкретных объектах.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение политики охраны и управления культурным наследием области.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение объектов историко-культурного наследия области как важнейшего компонента национального культурного достояния.
Указанная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
обследование территории области с целью наиболее полного выявления и постановки на учет объектов культурного наследия;
создание условий для обеспечения безопасности и сохранности объектов культурного наследия области;
создание научно обоснованной информационной базы данных по имеющимся на территории объектам культурного наследия, необходимой для последующего усиления адресности охранных и реставрационных мероприятий на основе концентрации ресурсов на особо значимых объектах культурного наследия;
поддержание в надлежащем состоянии объектов культурного наследия;
формирование единого информационного пространства с целью создания условий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам.
Способы и механизмы решения каждой из задач определены в основных мероприятиях Программы.
3. Перечень программных мероприятий
С учетом сформированных в Программе целей и задач, анализа условий их реализации и находящихся в распоряжении исполнителей Программы ресурсов выделяется следующая система приоритетов.
Система программных мероприятий (приложение 1) включает в себя семь разделов:
I. Выявление, изучение и учет объектов культурного наследия
Основные мероприятия настоящего раздела включают в себя изготовление первичной учетной документации, паспортизацию, мониторинг объектов культурного наследия регионального значения, разведку памятников археологии, уточнение карт археологических памятников районов области.
Выполнение данного раздела будет способствовать ежегодной корректировке существующего списка и подготовке данных для внесения объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, изготовлению паспортов объектов культурного наследия в результате работ, включающих в себя обновление информации по объектам, в том числе уточнение адресов, определение типологической принадлежности, характера современного использования, их фотофиксацию (паспортизация, мониторинг). Разведка и уточнение карт археологических памятников районов области обеспечат сохранность объектов культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории области.
В настоящее время в списках выявленных объектов культурного наследия без учета объектов археологии числится 1302 объекта. Данные списки были составлены на основании инвентаризации 1992 года и требуют корректировки. С 2006 года выполняется инвентаризация выявленных объектов культурного наследия. С этой целью Программой предусматривается продолжение процесса выявления новых объектов культурного наследия области.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" основным документом объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), стоящего на государственном учете, является его паспорт (первичная учетная документация). На сегодняшний день из 662 объектов культурного наследия, стоящих на государственном учете, 399 (60 процентов) не имеют первичной учетной документации.
В рамках реализации Программы предполагается выполнение паспортов на 22 памятника истории и культуры, что позволит увеличить уровень паспортизированных объектов с 263 (40 процентов) до 285 (43 процента).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.
В области за счет средств федерального бюджета с 2004 по 2006 год был выполнен мониторинг памятников истории и культуры федерального значения (53 объекта). Аналогичную работу необходимо выполнить по памятникам истории и культуры регионального значения. По результатам мониторинга будут уточнены списки памятников регионального значения, их состояние и имущественная принадлежность.
Финансирование раздела составляет 2400,0 тыс. рублей.
II. Обеспечение безопасности и сохранности объектов культурного наследия
Реализация данного раздела будет способствовать обеспечению сохранности памятников при осуществлении градостроительной политики, приводящей к невосполнимым потерям исторической части городов области. В рамках Программы планируется разработка проектов охранных зон на наиболее ценные объекты культурного наследия. Финансирование раздела составляет 576,1 тыс. рублей.
Система программных мероприятий направлена на государственную охрану объектов культурного наследия, в том числе религиозного назначения, а также ряда уникальных объектов культурного наследия регионального значения, требующих проведения неотложных ремонтно-восстановительных работ, предотвращение их физического разрушения.
Финансирование раздела составляет 134398,3 тыс. рублей.
IV. Популяризация объектов культурного наследия. Издательская деятельность
Популяризация объектов культурного наследия и издательская деятельность будут способствовать формированию общественного мнения и менталитета жителей области, популяризации области как культурной столицы Поволжья на территории Российской Федерации и за рубежом, росту инвестиционной привлекательности территории.
Основные требования к информационному обеспечению Программы - открытость, наглядность, доступность, охват широких слоев населения.
В целях формирования единого информационного пространства, создания условий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам предполагается создание интернет-сайта "Памятники истории и культуры Саратовской области", подготовка методического сборника нормативных правовых актов по обеспечению охраны объектов культурного наследия.
Часть четвертая утратила силу.
Финансирование раздела составляет 1171,1 тыс. рублей.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в период 2009-2012 годов.
Организация выполнения Программы осуществляется в три этапа:
первый этап - "Начальный", реализуемый в 2009-2010 годы;
второй этап - "Развивающий", реализуемый в 2010-2011 годы;
третий этап - "Завершающий", реализуемый в 2011-2012 годы.
На первом этапе реализации Программы планируется:
разработка нормативно-правовой базы по обеспечению охраны объектов культурного наследия области;
проведение мониторинга памятников истории и культуры десяти исторических городов области;
проведение паспортизации и мероприятий по популяризации памятников истории и культуры области;
проведение иных мероприятий в рамках реализации первого этапа Программы.
На втором этапе реализации Программы планируется:
продолжение разработки и совершенствования нормативно-правовой базы по обеспечению охраны объектов культурного наследия области;
подготовка материалов для включения памятников истории и культуры области в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
абзац четвертый утратил силу
проведение иных мероприятий в рамках реализации второго этапа Программы.
На третьем этапе реализации Программы планируется:
продолжение разработки и совершенствования нормативно-правовой базы по обеспечению охраны объектов культурного наследия области;
формирование материалов по включению памятников истории и культуры Саратовской области в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
абзацы четвертый-шестой утратили силу
проведение иных мероприятий в рамках реализации третьего этапа Программы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается из областного бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2009-2012 годы составляет 138545,5 тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году - 110005,3 тыс. рублей;
в 2010 году - 27864,1 тыс. рублей;
в 2011 году - 176,0 тыс. рублей;
в 2012 году - 500,0 тыс. рублей.
Направление финансирования приведено в приложении 2.
6. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Комитет по охране культурного наследия области, комитет по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области осуществляет организацию, координацию работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, ежегодно представляет в установленном порядке в министерство экономического развития и торговли области отчет о ходе реализации Программы.
7. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов и социально-экономических последствий:
обеспечение сохранности объектов культурного наследия области;
увеличение доли паспортизированных объектов культурного наследия области, стоящих на государственном учете, до 43 процентов;
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 10 процентов;
абзац пятый утратил силу
См. текст абзаца пятого раздела 7
обеспечение популяризации Саратовской области как культурной столицы Поволжья на территории Российской Федерации, воспитание чувства патриотизма и любви к Отечеству;
привлечение научного и интеллектуального потенциала, широких слоев общественности с целью решения вопросов сохранения памятников истории и культуры области;
рост инвестиционной привлекательности территории, увеличение доли частных инвестиций в сохранение и содержание объектов культурного наследия области.
<< Статья 2 Статья 2 |
Приложение 1. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Закон Саратовской области от 31 октября 2008 г. N 289-ЗСО "Об областной целевой программе "Сохранение культурного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.