71. Налоговая инспекция для проведения проверки формирования уставного капитала АО и ведения реестра акционеров потребовала от общества предоставления соответствующих документов. АО, считая действия налогового органа неправомерными, отказалось дать запрашиваемую информацию.
Просим разъяснить кто прав и какими нормативными документами руководствоваться в данной ситуации (АО создано в процессе приватизации)?
Главной задачей создания и функционирования органов налоговой службы, согласно ст. 6 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (далее - Закон о Госналогслужбе РФ), является контроль за соблюдением налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет установленных законодательством РФ обязательных налогов и платежей.
В этой связи п.1 ст.7 Закона о Госналогслужбе РФ, а также подп. "а" п. 2 ст. 14 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" налоговым органам и их должностным лицам предоставлено право производить проверки денежных документов, бухгалтерских регистров, отчетов, расчетов, деклараций и др. документов налогоплательщика, содержащих сведения о его финансово-хозяйственной деятельности. При этом подлежащие проверке документы должны быть непосредственно связаны с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Иными словами, указанными законодательными актами налоговые инспекции управомочены лишь на проведение документальных проверок, связанных с правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и сборов. Контроль за иными аспектами деятельности хозяйствующих субъектов в компетенцию указанных органов не входит.
К сожалению, предложенная в вопросе ситуация не дает полного представления о том, с какой конкретно целью территориальный налоговый орган намерен осуществить проверку формирования уставного капитала и наличие реестра акционеров АО.
Если необходимость в указанных сведениях возникла в ходе документальной проверки правильности исчисления и уплаты налоговых платежей или если истребуемые документы являются необходимыми при исчислении какого-либо конкретного налога, например, подоходного, то соответствующие действия налогового органа признать неверными нельзя.
В то же время если налоговая инспекция осуществляет не входящую в ее компетенцию проверку соблюдения налогоплательщиком норм гражданского законодательства, неправомерным является даже не столько требование о представлении документов, подтверждающих факт сформированного уставного капитала АО и наличие реестра акционеров, сколько сам принципиальный подход налогового органа к возможности осуществления контрольных функций в этой области правового регулирования. Подтверждением сказанного является следующее.
Согласно п. 3 ст. 99 ГК РФ, все акции акционерного общества должны быть полностью оплачены учредителями (исходя из их номинальной стоимости) еще при учреждении общества, поскольку до полной оплаты уставного капитала АО открытая подписка на его акции не допускается.
Обязанность предварительной оплаты уставного капитала учредителями сохраняется и для закрытых акционерных обществ. Кроме того, в силу п. 2 ст. 99 ГК РФ ни один акционер, включая учредителей, ни при каких условиях не может быть освобожден от обязанности реальной оплаты приобретаемых акций. Это положение Кодекса по своей сути исключает возможность продажи ничем не обеспеченных акций и формирования уставного капитала общества без участия учредителей.
При этом в случае нарушения порядка создания юридического лица (в том числе и порядка формирования его уставного капитала) орган, осуществивший его регистрацию, обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить общество о необходимости их устранения. В свою очередь общество в течение семи календарных дней с даты получения уведомления должно принять соответствующие меры (п. 11 Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482). В противном случае регистрационный орган обязан обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) учредительных документов общества (п.12 Положения).
Что касается ведения реестра акционеров, то необходимо сказать следующее. В соответствии с п. 2 ст. 142 ГК РФ (статьи 44-46 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") для осуществления и передачи прав, удостоверенных акцией, ведется реестр акционеров, в котором указываются сведения о каждом зарегистрированном акционере, количестве и категориях (типах) акций, иные сведения, предусмотренные правовыми актами.
При этом, согласно пунктам 1, 5 указа Президента РФ от 27.10.93 N 1769 "О мерах по обеспечению прав акционеров", акционерные общества открытого типа обязаны обеспечить ведение реестра акционеров, причем не позднее месячного срока с момента государственной регистрации АО. И если в указанный срок ведение реестра акционеров АО, созданного в процессе приватизации, не начато, договор на ведение реестра акционеров от имени этого общества заключает соответствующий комитет по управлению имуществом как один из учредителей общества (п. 5 Указа).
Таким образом, ведение реестра акционеров АО, созданного в процессе приватизации, находится под контролем комитета по управлению имуществом.
Изложенные факты, на наш взгляд, являются достаточными для того, чтобы решение налогового органа о проведении проверки соблюдения налогоплательщиком требований гражданского законодательства могло быть обжаловано в арбитражном суде (ст. 22 АПК РФ).
Ю. Камфер
Выпуск 3, февраль 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".