Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 2 августа 2006 г. N 238-П
Областная целевая программа
"Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы
Паспорт программы
Наименование областная целевая программа "Дети Саратовской области" на
Программы 2007-2010 годы (далее - Программа)
Основание распоряжение Правительства Саратовской области от 21 апреля
для 2006 года N 117-Пр "О подготовке областной целевой программы
разработки "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы"
Программы
Государст- министерство здравоохранения и социальной поддержки области
венный
заказчик -
координатор
Программы
Государст- министерство здравоохранения и социальной поддержки области,
венные министерство образования области
заказчики
подпрограмм
Основные министерство здравоохранения и социальной поддержки области,
разработчики министерство образования области, министерство культуры
Программы области, министерство по физической культуре, спорту и
туризму области
Исполнители министерство здравоохранения и социальной поддержки области,
основных министерство образования области, министерство культуры
мероприятий области, министерство по физической культуре, спорту и
Программы туризму области, министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области
Перечень "Здоровое поколение" (государственный заказчик -
подпрограмм министерство здравоохранения и социальной поддержки
области);
"Дети и семья" (государственные заказчики - министерство
здравоохранения и социальной поддержки области, министерство
образования области), в том числе по направлениям:
"Семья с детьми-инвалидами";
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних";
"Дети-сироты";
"Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и
подростков" (государственный заказчик - министерство
образования области);
"Одаренные дети" (государственный заказчик - министерство
образования области)
Цели и Цель - создание благоприятных условий для комплексного
задачи развития и жизнедеятельности детей, обеспечение
Программы государственной социальной поддержки детям, находящимся в
трудной жизненной ситуации.
Задачи:
обеспечение условий для рождения здоровых детей, охрана
здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного
здоровья;
профилактика детской заболеваемости, инвалидности и
смертности;
развитие системы выявления и поддержки одаренных детей,
обеспечение условий для их личностной, социальной
самореализации и профессионального самоопределения;
профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
совершенствование системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
создание условий для эффективной реабилитации и
всестороннего развития детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными
возможностями и интеграции их в общество;
комплексное решение проблем детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и
подростков
Срок 2007-2010 годы
реализации
Программы
Объем и Общие затраты на реализацию Программы из средств областного
источники бюджета составляют 1861932,45 тыс. рублей, в том числе в
финансирова- 2007 году - 493826,4 тыс. рублей
ния
Программы (в
ценах 2006
года)
Ожидаемые Стабилизация основных показателей службы охраны здоровья
конечные матери и ребенка: показателей материнской, младенческой
результаты смертности;
Программы снижение показателя общей детской заболеваемости и
первичного выхода на инвалидность;
повышение удельного веса детей, относящихся к первой группе
здоровья, до 45 процентов к моменту окончания действия
Программы;
обеспечение устойчивого снижения численности беспризорных и
безнадзорных детей и подростков;
сокращение числа правонарушений, совершенных
несовершеннолетними;
увеличение количества детей и подростков, прошедших
социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для
несовершеннолетних;
увеличение охвата детей-инвалидов и семей с
детьми-инвалидами реабилитационными мероприятиями;
создание предпосылок к обеспечению равных возможностей для
детей с отклонениями в развитии;
повышение качества и объема реабилитационных услуг,
предоставляемых семьям с несовершеннолетними детьми,
находящимся в социально опасном положении, семьям с
детьми-инвалидами;
укрепление материально-технической базы учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, реабилитационных и специальных
(коррекционных) учреждений для детей-инвалидов;
увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи
граждан;
обеспечение эффективной социализации детей-сирот и
интеграции их в общество;
увеличение объемов государственной поддержки одаренных
детей, численности одаренных детей - участников предметных
олимпиад, творческих, оздоровительных и культурных
мероприятий;
обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и
подростков
Контроль за Контроль реализации Программы осуществляется в установленном
исполнением порядке государственным заказчиком - координатором Программы
Программы и государственными заказчиками подпрограмм совместно с
министерством экономического развития и торговли области,
министерством финансов области в соответствии с
постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня
2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации
областных целевых программ"
Введение
Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 21 апреля 2006 года N 117-Пр "О подготовке областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы".
Программа является средством реализации согласованной политики органов исполнительной власти области для обеспечения гарантированных государством прав несовершеннолетних детей, проживающих на территории Саратовской области.
Программа включает в себя четыре подпрограммы: "Здоровое поколение", "Дети и семья", в том числе по направлениям: "Семья с детьми-инвалидами", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков".
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В Саратовской области проживает 374,3 тысячи семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывается более 513 тысяч детей в возрасте до 18 лет. В ближайшее десятилетие в области, как в целом по России, ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста в связи с низким уровнем рождаемости. По сравнению с 2003 годом число детей уменьшилось на 44,3 тысячи или на 8 процентов. Сокращается и количество многодетных семей с несовершеннолетними детьми: 2005 год - 11,2 тысячи; 2004 год - 12,9 тысяч. По-прежнему высоким остается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей. Несмотря на сокращение количества разводов за последние два года, все еще высока доля неполных семей, ежегодно в области 8-10 тысяч детей остаются без одного из родителей, продолжается рост внебрачной рождаемости.
Ежегодно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2006 года в органах опеки и попечительства муниципальных образований области состояли на учете 10930 несовершеннолетних, относящихся к категории сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, ежегодно растет число выявленных детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2005 год выявлены 2470 детей данной категории (в 2004 году - 2452 чел., в 2003 году - 2411 чел.).
Остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности. Свыше 4,6 тысяч семей находятся в социально опасном положении и не обеспечивают нормальных условий для воспитания и развития более 8 тысяч детей.
В 2005 году выявлены 642 безнадзорных подростка, что на 1 процент меньше, чем в 2004 году. Среди выявленных безнадзорных несовершеннолетних 61 процент составляют родительские дети. В 2005 году 11222 родителям, допустившим пренебрежение родительскими обязанностями, комиссиями по делам несовершеннолетних назначено административное наказание, это на 30 процентов больше, чем в 2004 году. Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком: в 2005 году привлечены 90 чел., в 2004 году - 59 чел.
В настоящее время 19,7 тыс. несовершеннолетних или 3731,4 на 100 тыс. детско-подросткового населения области страдают психическими расстройствами (в 2004 году - 20,067 тыс. чел. или 3686,3 на 100 тыс. детского населения). Среди психических расстройств у несовершеннолетних преобладают умственная отсталость (50,6 процента) и психические расстройства непсихопатического характера (45,8 процента). Впервые среди несовершеннолетних городов Саратова и Энгельса зарегистрировано 5 случаев алкогольного психоза.
В Саратовской области проживают 7196 детей-инвалидов (1,4 процента от общей численности детей), в общеобразовательных, специальных учреждениях и на дому обучаются 3770 детей-инвалидов. Численность необучаемых по медицинским показаниям детей-инвалидов составляет 934 человека.
В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.
С целью содействия решению перечисленных проблем в области реализуется областная целевая программа "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы.
В рамках подпрограммы "Здоровый ребенок" для повышения качества пренатальной диагностики врожденных, наследственных заболеваний и внутриутробной инфекции, совершенствования профилактики и лечения осложнений у новорожденных детей приобретена ультразвуковая аппаратура для проведения 2-го этапа скрининга, препарат "Куросурф" для выхаживания новорожденных с синдромом дыхательных расстройств с применением длительной искусственной вентиляции легких. Приобретение диагностической ультразвуковой аппаратуры позволило повысить качество исследований и увеличить до 55 процентов количество обследованных беременных женщин, проживающих в районах области. Из всех внутриутробных пороков развития плода, зарегистрированных в области в 2005 году, 60 процентов выявлены в результате проведения ультразвукового исследования и биохимического скрининга беременных.
В 2005 году показатель младенческой смертности составил 9,1 промилле (в 2004 году - 10,5 промилле; в 2001 году - 17,4 промилле).
Материнская смертность является важнейшим мониторинговым показателем состояния репродуктивного здоровья женщин. По сравнению с 2004 годом он снизился на 5 процентов и составил 23,0 на 100 тысяч родившихся живыми, что соответствует среднероссийскому показателю (РФ по данным 2004 года - 23,4).
На уровень репродуктивной патологии и заболеваемости детей непосредственное влияние оказывает распространенность патологии щитовидной железы (14 процентов). Это связано с эндемическими факторами йодного дефицита на территории области. Однако до настоящего времени не решен вопрос проведения массовой йодной профилактики среди населения.
Способность к воспроизводству населения во многом зависит от состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения. В течение последних трех лет наблюдался рост общей заболеваемости детей. Показатель распространенности отклонений в состоянии здоровья детей в области составляет 2082,0 на 1000 детей (среднероссийский показатель - 2084,4). Данные диспансеризации детского населения в 2004 году свидетельствуют, что 54 процента детей имели отклонения в состоянии здоровья. Среди выпускников школ только 10 процентов абсолютно здоровы, около 60 процентов - имеют хронические заболевания, в том числе 20 процентов девушек - нарушения в репродуктивной сфере. Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие в учебных заведениях здоровьесберегающих педагогических технологий, недостаточное использование имеющегося потенциала здравоохранения, социальной сферы, образования, культуры, физкультуры и спорта для сохранения здоровья детей, формирования позитивных репродуктивных установок и семейных ценностей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" обеспечила снижение ряда показателей заболеваемости социально значимыми заболеваниями.
Приобретение лекарственных средств для лечения и реабилитации социально-дезадаптированных подростков, страдающих наркоманией и алкоголизмом, а также тест-систем для диагностики наркотического состояния подростков способствовали снижению на 12 процентов количества несовершеннолетних, состоящих на учете с наркологическими расстройствами, проведению более 2,5 тыс. экспертиз на факт употребления токсических и наркотических веществ детьми и подростками ежегодно. В 2005 году на 17 процентов снизилось число детей и подростков, эпизодически употребляющих наркотики, на 6 процентов - эпизодически употребляющих токсические вещества, на 16 процентов - эпизодически употребляющих алкоголь, на 40 процентов снизилась распространенность алкоголизма среди несовершеннолетних. Однако распространенность токсикомании среди несовершеннолетних выросла на 19 процентов и составила 17,5 на 100 тыс. населения (95 чел.), в 2004 году - 14,7 на 100 тыс. населения (80 чел.).
Психическое здоровье детей обусловлено как медицинскими, так и социальными факторами, такими, как: социально-экономическое неблагополучие части семей, растущая алкоголизация, внутрисемейные проблемы.
В 2005 году была продолжена работа по выявлению безнадзорных детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении. По итогам 2005 года учтены 4716 семей (на 10 процентов меньше, чем в 2004 году), в них проживает 8267 детей (на 19,8 процента меньше, чем в 2004 году).
В области сформирована четкая межведомственная система взаимодействия органов системы профилактики детской безнадзорности и социального сиротства.
Созданная сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (функционируют 6 социально-реабилитационных центров и 5 социальных приютов на 586 мест) позволяет ежегодно обслуживать около 7 тыс. детей, в том числе решать вопросы экстренного жизнеустройства и перевозки к месту постоянного жительства детей, самовольно ушедших из семьи и детских государственных учреждений, оказывать комплекс реабилитационных услуг.
В 10 центрах социальной помощи семье и детям "Семья" (в 2006 году планируется открыть еще 4 учреждения), 37 отделениях помощи семье и детям в структуре центров социального обслуживания населения на социальном обслуживании находятся 75,1 тыс. семей, 157,5 тыс. детей; на социальном патронаже, требующем разработки индивидуальных программ реабилитации, состоят 18,5 тыс. семей. При этом основным показателем результативности работы социальных служб помощи семье и детям является рост числа семей, снятых с учета в связи с улучшением ситуации в семье. Только в прошедшем году с учета снято более 750 семей, свыше полутора тысяч переведены на менее жесткий режим контроля со стороны служб системы профилактики. Однако согласно ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг" обеспеченность населения Саратовской области учреждениями социального обслуживания семьи и детей недостаточная: 10 функционирующих против 52 по нормативам.
Получил дальнейшее распространение опыт реабилитации детей и подростков в семейных условиях. В настоящее время семейные воспитательные группы функционируют во всех детских социозащитных учреждениях. Всего в 2005 году действовали 108 семейно-воспитательных групп, в которых проходили социальную реабилитацию 297 детей (2004 год - 57 групп и 109 детей).
Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленных на укрепление материально-технической базы социозащитных учреждений и учреждений дополнительного образования, развитие новых форм и видов социального обслуживания, в том числе реализацию опытно-экспериментальных (пилотных) проектов и программ по социальной реабилитации несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствовала:
повышению результативности реабилитационных мероприятий (из числа детей, прошедших реабилитацию в детских социозащитных учреждениях, в 2005 году возвращены в семью - 65,8 процента, в 2004 году - 59 процентов);
снижению количества семей, находящихся в социально опасном положении (в 2005 году - 4793 семей, в 2004 году - 6450 семей);
снижению распространенности наркологических заболеваний среди несовершеннолетних с 213,6 на 100 тыс. детского населения в 2004 году до 188,5 в 2005 году.
Отстает от потребности количество учреждений дополнительного образования детей. Действующие и вновь открытые учреждения системы профилактики детской безнадзорности размещены в помещениях, требующих капитального ремонта, и нуждаются в оснащении современным коррекционно-реабилитационным оборудованием.
Остро ощущается дефицит квалифицированных кадров по работе с безнадзорными и беспризорными детьми. Не все общеобразовательные школы в достаточном количестве укомплектованы психологами и социальными педагогами. По-прежнему ограничен доступ к получению социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми, проживающим в сельской местности. С целью повышения эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий, проводимых как с ребенком, так и с родителями, требуется разработка и внедрение в практику работы социозащитных учреждений новых форм и технологий по работе с семьей.
Приоритетным направлением социальной политики в отношении детей-инвалидов является комплексная реабилитация детей-инвалидов и создание доступной среды жизнедеятельности, практические результаты которых обеспечат детям данной категории возможность социальной адаптации с последующей интеграцией в общество.
В области создана и успешно функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих медико-социальную и профессиональную реабилитацию детей-инвалидов, из них: областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (на патронаже состоят более 4 тыс. чел.); Вольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (обслуживает ежегодно более 1,2 тыс. чел.); Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (ежегодно проходят реабилитацию более 900 детей); филиал областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Марксе (на патронаже состоят 350 детей-инвалидов); 3 детских дома-интерната для детей-инвалидов (проживают 445 детей-инвалидов с нарушением интеллекта); дом ребенка для детей с заболеванием центральной нервной системы и нарушением психики на 75 мест; Саратовское профессиональное училище-интернат для инвалидов (обучаются 130 инвалидов молодого возраста); областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа "Реабилитация и физкультура" (реабилитация 685 детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения, интеллекта средствами адаптивной физической культуры и спорта).
Положительным результатом работы реабилитационных учреждений области является улучшение состояния у 80 процентов детей, получивших курс реабилитации с применением реабилитационного оборудования; развитие у них возможности самообслуживания, бытовых навыков, происходит коррекция психоречевых и эмоционально-волевых нарушений, повышение познавательных способностей.
Реабилитация детей-инвалидов осуществляется также в лечебных учреждениях области. В 2005 году в поликлиниках и детских консультациях при ЦРБ оздоровлен 3721 ребенок-инвалид, в стационарах районных ЛПУ прошли реабилитацию 1392 ребенка, в Саратовской областной детской клинической больнице - 536 детей-инвалидов.
Санаторно-курортное лечение в санаториях регионального и российского значения предоставлено 783 детям-инвалидам.
Дети-инвалиды, нуждающиеся по медицинским показаниям в протезировании и технических средствах реабилитации, обеспечены в 2005 году в соответствии с индивидуальной программой реабилитации полностью протезно-ортопедическими изделиями (905 детей-инвалидов), креслами-колясками и слуховыми аппаратами.
В 2004 году в рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы реабилитационные учреждения были оснащены современным оборудованием и автотранспортом, что позволило обеспечить реабилитационными мероприятиями более 300 детей-инвалидов. Проведение капитального ремонта детских домов-интернатов Базарно-Карабулакского, Дергачевского и Марксовского районов области позволило улучшить условия проживания 426 детей-инвалидов. По аналогичной федеральной целевой программе было получено медицинское, реабилитационное оборудование, автотранспорт, оборудование для парикмахерской, столярное оборудование и средства, облегчающие уход за лежачими детьми.
В 2005 году во всех реабилитационных учреждениях области обеспечены реабилитационной помощью 5478 детей-инвалидов, что составляет 76 процентов от потребности. Это связано с недостаточной оснащенностью современным оборудованием и автотранспортом реабилитационных учреждений области. Кроме того, по-прежнему ограничен доступ к получению реабилитационных услуг детям-инвалидам, проживающим в сельских районах области, недостаточно развита подготовка квалифицированных кадров для работы с детьми-инвалидами. Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, в которых проживают 6,2 процента от общей численности детей-инвалидов, располагаются в ветхих зданиях, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте.
На территории Саратовской области действуют 52 интернатных учреждения, в том числе 22 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 18 детских домов, 4 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 4 санаторные школы-интерната, 2 общеобразовательные школы-интерната, 21 коррекционная школа-интернат для детей с недостатками физического и умственного развития, специальная школа закрытого типа и 2 кадетские школы-интерната.
На 1 января 2006 года в учреждениях интернатного типа воспитывались 5226 человек, из которых 2648 (50,8 процента) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Остальные - дети из социально незащищенных семей, инвалиды, дети с отклонениями в развитии.
По итогам 2004-2005 учебного года число выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 628 человек (2004 год - 452 человека). Продолжили обучение в 10 классе - 44 человека, в профессиональных училищах - 305 человек, призваны в ряды Российской Армии - 25 человек, трудоустроены - 157 человек, выбыли в другую область - 14 человек, не трудоустроены 43 человека, в том числе по болезни - 22 человека.
Основной формой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семьи. Из общего количества выявленных детей в 2005 году переданы на воспитание в семьи граждан 1527 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (67,7 процента), из них: под опеку - 1189 детей, усыновлены - 338 детей (в том числе: гражданами Российской Федерации - 233 ребенка, гражданами иностранных государств - 105), в приемную семью - 8 человек, возвращены родителям - 138 человек.
Реализация подпрограммы "Дети-сироты" областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы, а также аналогичной федеральной целевой программы позволила:
довести показатель обеспеченности воспитанников компьютерами с 34 человек на 1 компьютер в 2004 году до 26 человек - в 2005 году;
увеличить долю выпускников учреждений интернатного типа, продолживших обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, с 5,8 процента в 2004 году до 6,4 процента в 2005 году;
увеличить долю учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующих нормам и требованиям правил пожарной безопасности, с 77 процентов в 2004 году до 100 процентов 2005 году.
Однако существующая сеть учреждений интернатного типа области не в полной мере отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Большинство данных учреждений нуждаются в проведении капитального ремонта, реконструкции, техническом переоснащении.
Требует особого внимания проблема обеспечения жильем выпускников интернатных учреждений. В области сформирован банк данных о наличии или отсутствии жилья у детей, лишенных родительского попечения (в возрасте от 0 до 23 лет). По состоянию на 1 января 2006 года не имеет закрепленной жилой площади 2031 человек.
На финансирование расходов для предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с подпрограммой "Дети-сироты" областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы было предусмотрено 22 млн. рублей из расчета 25 квартир в год. Фактически за период с 2002 года по 2005 год на эти цели выделено 9 млн. рублей (приобретены 43 квартиры).
В соответствии с Законом Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" сформирован список на 110 выпускников 2005 и 2006 годов, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
В 2005 году за счет средств областного и федерального бюджетов всеми формами отдыха и оздоровления охвачены 305386 детей и подростков (в 2004 году - 305186 человек). В том числе в летний период оздоровлены 156200 детей с хроническими заболеваниями - 98,7 процента от числа детей диспансерной группы. Показатель общей эффективности оздоровления детей в 2005 году составил 92,3 процента, что на 2,3 процента больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В целях сохранения и расширения инфраструктуры детского отдыха в области, повышения его эффективности и качества необходимо продолжить укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, реабилитационных центров, отделений помощи семье и детям при центрах социального обслуживания населения, Необходимо обеспечить приобретение путевок в оздоровительные учреждения области и Российской Федерации прежде всего для детей из малообеспеченных семей.
Организация досуговых групп (лагерей с дневным пребыванием) при учреждениях социального обслуживания населения и специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, позволит обеспечить отдых и оздоровление, занятость детей, попавших в социально опасное положение из семей "группы риска". В целях укрепления внутрисемейных связей, продолжения реабилитационной работы с детьми и родителями в летний период необходима организация семейного отдыха.
В результате сложившейся в области системы работы с одаренными детьми возросло количество участников областных олимпиад, повысилась результативность участия детей и подростков в областных, всероссийских олимпиадах, форумах, конференциях (2003 год - 2165 чел., 2004 год - 2197 чел., 2005 год - 2199 чел.).
С целью оказания государственной поддержки и социальной защиты талантливых детей в рамках подпрограммы "Одаренные дети" учреждены именные губернаторские стипендии: 155 учащимся общеобразовательных школ, 10 учащимся образовательных учреждений культуры и искусств. Победители и призеры областных предметных олимпиад в количестве 120 человек приняли участие в летней профильной смене для одаренных учащихся по естественно-математическому и гуманитарному циклам предметов на базе детского оздоровительного центра "Восход". Более 200 воспитанников интернатных учреждений области поощрены поездкой на отдых в Болгарию. Обеспечено участие 6 чел. (победители областных и всероссийских олимпиад) в театрализованном бале "Выпускник - 2005" в Государственном Кремлевском дворце.
За годы реализации областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2004-2006 годы были сформированы основы законодательной базы, найдены новые механизмы осуществления государственной семейной политики, получили дальнейшее развитие институты поддержки детей и семьи, направленные на предупреждение, профилактику и разрешение проблем социального неблагополучия.
В области разработан и реализуется ряд нормативно-правовых актов, направленных на улучшение положения детей: Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года, Концепция семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы, Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года, областные целевые программы: "Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2006-2008 годы, "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2005-2008 годы.
Накопленный опыт программно-целевого подхода к решению задач по улучшению положения детей, мониторинг реализации мероприятий предыдущей программы, наличие ряда нерешенных проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуации в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках новой областной целевой программы.
Цели и задачи Программы
Целями Программы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, обеспечение государственной социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
Подпрограмма "Здоровое поколение"
Основной целью подпрограммы является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни.
Для достижения основной цели требуется решение следующих задач:
обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения желанных и здоровых детей;
осуществление мероприятий, направленных на профилактику детской заболеваемости и инвалидности;
создание условий для предупреждения случаев материнской и младенческой смертности;
развитие системы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства.
Подпрограмма "Дети и семья"
Основными целями подпрограммы являются: обеспечение социальной поддержки и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия; комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение условий для их полноценной жизни и интеграции в общество; развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот.
В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач:
создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
расширение спектра и повышение качества предоставляемых услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение доступности социальных услуг для несовершеннолетних;
создание условий для духовного и физического развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается решение следующих задач:
создание базы данных о детях-инвалидах и семьях, имеющих детей-инвалидов;
расширение спектра и повышение качества предоставляемых услуг семьям с детьми-инвалидами, обеспечение территориальной доступности социальных услуг детям с ограниченными возможностями;
совершенствование методов социокультурной и профессионально-трудовой реабилитации детей-инвалидов;
укрепление материально-технической базы реабилитационных и специальных (коррекционных) учреждений для детей-инвалидов;
совершенствование информационно-методического и кадрового обеспечения деятельности учреждений, предоставляющих услуги семьям с детьми-инвалидами.
В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается решение следующих задач:
развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы постинтернатной адаптации и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение качественного и конкурентоспособного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подпрограмма "Одаренные дети"
Основной целью подпрограммы является обеспечение условий для личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения способных и талантливых детей и подростков.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
развитие системы выявления и поддержки одаренных детей;
ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одаренными детьми;
создание на областном уровне системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одаренными детьми.
Подпрограмма "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков"
Основной целью подпрограммы является обеспечение занятости детей и подростков, в том числе в период летних каникул, укрепление здоровья подрастающего поколения.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
сохранение инфраструктуры детского отдыха, укрепление материально-технической базы детских оздоровительных учреждений;
совершенствование подготовки педагогических кадров для работы с детьми в оздоровительных учреждениях;
создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей и подростков.
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 1861932,45 тыс. рублей, из них:
в 2007 году - 493826,4 тыс. рублей;
в 2008 году - 450500,825 тыс. рублей;
в 2009 году - 455322,9 тыс. рублей;
в 2010 году - 462282,325 тыс. рублей.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Всего из областного бюджета (тыс. рублей) |
в том числе: | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Всего по программе, в том числе: |
1861932,45 | 493826,4 | 450500,825 | 455322,9 | 462282,325 | |
1. | капитальные вложения |
44000,0 | 12000,0 | 22000,0 | 10000,0 | |
2. | текущие расходы |
1817932,45 | 481826,4 | 428500,825 | 445322,9 | 462282,325 |
Объемы финансирования программных мероприятий из средств областного бюджета согласовываются государственными заказчиками подпрограмм с исполнителями соответствующих мероприятий и подлежат ежегодному уточнению.
Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является министерство здравоохранения и социальной поддержки области, государственными заказчиками подпрограмм - министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство образования области.
Ответственными за выполнение подпрограмм являются исполнители подпрограмм.
Министерство здравоохранения и социальной поддержки области обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков подпрограмм, исключающую дублирование программных мероприятий.
Государственные заказчики подпрограмм осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий соответствующих подпрограмм, каждое полугодие представляют отчеты координатору Программы с соответствующим заключением.
Организация управления и контроль за реализацией Программы
Взаимодействие между государственными заказчиками подпрограмм осуществляет государственный заказчик-координатор - министерство здравоохранения и социальной поддержки области.
Текущее управление реализацией подпрограмм осуществляется органами исполнительной власти - государственными заказчиками соответствующих подпрограмм.
Ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год министерство здравоохранения и социальной поддержки области, с участием государственных заказчиков подпрограмм, министерства экономического развития и торговли области и министерства финансов области уточняет основные показатели и затраты по программным мероприятиям, оценочные показатели, состав исполнителей и вносит соответствующие предложения в Правительство области.
Контроль исполнения Программы осуществляется министерством здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.