Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского
хозяйства Саратовской области
от 11 января 2013 г. N 5-пр
Ведомственная целевая программа
"Развитие овцеводства в Саратовской области на 2013-2015 годы"
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие овцеводства в Саратовской области на 2013-2015 годы"
Наименование программы |
- ведомственная целевая программа "Развитие овцеводства в Саратовской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- письмо МСХ РФ от 22.06.2010 года N БА-24-27/5841 |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- министерство сельского хозяйства Саратовской области |
Основные разработчики Программы |
- министерство сельского хозяйства области; |
Цель Программы |
- формирование устойчивого развития овцеводства на основе технической и технологической модернизации для обеспечения населения области качественной продукцией овцеводства и повышения конкурентоспособности этой отрасли, а также увеличение производства шерсти с 447 тонн в физическом весе, баранины с 4,8 тыс. тонн в живой массе в 2012 году, соответственно до 502,8 тонны и 5,40 тыс. тонн к 2015 году. |
Задачи Программы |
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: - проведение селекционно-племенной работы по формированию маточных стад овец с использованием лучших мировых и отечественных генетических достижений; - повышение генетического потенциала и внедрение эффективных методов разведения овец; - увеличение поголовья овец в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; - реализация мер по регулированию рынка баранины, шерсти; - строительство новых и реконструкция существующих помещений для убоя и содержания овец; - разработка и внедрение новых научных достижений в овцеводстве; - развитие областного рынка баранины; - модернизация системы подготовки и переподготовки кадров для отрасли овцеводства. |
Сроки реализации Программы |
- 2013-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства; - органы местного самоуправления (по согласованию), - научные организации области (по согласованию), - министерство сельского хозяйства области |
Объем и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования мероприятий Программы составит 996,4 млн. рублей, в том числе: из областного бюджета - 17,1 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 5,7 млн. рублей; 2014 год - 5,7 млн. рублей; 2015 год - 5,7 млн. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 962,2 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 301,7 млн. рублей; 2014 год - 320,4 млн. рублей; 2015 год - 340,1 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты |
- к 2015 году будет обеспечено экономически эффективное производство баранины в объеме 5,4 тыс. тонн в живом весе, шерсти 502,8 тонн в физическом весе, увеличение численности овец до 303,7 тыс. голов, создание дополнительных рабочих мест - 27. |
Система организации и контроля за исполнением Программы |
- контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком-координатором Программы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения её программными методами
Овцеводство в Заволжье Саратовской области традиционно является ведущей отраслью животноводства. Этому способствует наличие больших площадей естественных пастбищ с травостоем, характерным для резко континентального засушливого климата данной зоны, не позволяющего эффективно развивать отрасли молочного скотоводства и свиноводства.
В начале 90-х годов областное стадо было представлено чистопородным поголовьем ставропольской (60%), цигайской (30%) и кавказской (10%) пород. Существовали племенные заводы: по разведению овец ставропольской породы - "Камышевский" Дергачевского района, кавказской породы - "Дергачевский" Дергачевского района, и цигайской породы - "Алгайский" Новоузенского района. Численность овец в них составляла 22,0, 22,0 и 56,8 тыс. голов соответственно. По области имелись их дочерние формирования в виде племенных ферм и племхозов.
Существовавшие племенные хозяйства и племенные заводы полностью обеспечивали качественным племенным материалом товарные овцеводческие фермы Саратовской области.
В 70-80 годах XX столетия экономика овцеводства в нашей стране базировалась в основном на производстве шерсти, доля которой в структуре производства продукции отрасли составляла 70-80% и более. Закупочная цена 1 кг тонкой шерсти была эквивалентна 15-20 кг баранины в живой массе, а в настоящее время производство шерсти повсеместно убыточно.
Следует отметить, что годовое содержание одной головы колеблется по регионам от 760 до 1500 руб.
Сложившаяся в нашей стране ситуация с большим дефицитом мяса и мясопродуктов отечественного производства, невостребованностью шерсти, ориентирует дальнейшее развитие овцеводства на производство баранины.
В связи с этим произошло изменение породного состава Саратовской области в сторону увеличения животных мясного и мясошерстного направлений продуктивности. Завезено маточное поголовье куйбышевской, курдючных овец эдильбаевской породы, созданы репродукторы по их разведению.
Указом Президента РФ утверждена доктрина продовольственной безопасности РФ, которой предусматривается устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для решения продовольственной проблемы нашей страны. Удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка должен составлять не менее 85%.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, из 10 млн. тонн в живой массе производимого мяса всех видов скота на долю баранины приходится лишь 392 тыс. тонн. В общем потреблении мяса всех видов, по рациональным нормам потребления, баранина должна составлять 5%, или 4,1 кг. Сейчас она не превышает 0,75 кг на человека в год.
Минимальная потребность России в шерстном сырье составляет 120-130 тыс. тонн. В 2010 году в РФ было произведено около половины необходимого объема шерсти - 54,6 тыс. тонн, тогда, как в 1990 году сельхозорганизациями было произведено 193,7 тысячи тонн шерстного сырья.
В масштабах государства наблюдается большая доля импорта: шерсти - 15,0 тыс. тонн, баранины - 66,7 тыс. тонн, что составляет 27,5% и 17,0% к собственному производству соответственно.
Таким образом, увеличение отечественного производства качественного сырья отрасли овцеводства следует рассматривать как проблему государственного значения.
Для модернизации отрасли овцеводства Саратовской области как крупного производителя баранины и шерсти имеются:
- достаточные (около 300 тыс. га) площади пастбищ и земельных угодий для производства высококачественных кормов;
- адаптированные для условий области, отвечающие требованиям интенсивного животноводства генотипы овец: эдильбаевская, волгоградская, куйбышевская породы.
Основными факторами, сдерживающими устойчивое развитие отрасли, являются:
- отсутствие цивилизованного рынка сбыта продукции овцеводства (кризис в легкой текстильной промышленности, отсутствие специализированных предприятий по переработке овчинного сырья, отсутствие специализированных убойных линий для обслуживания малых форм хозяйствования);
- сложившийся в Российской Федерации диспаритет цен между используемыми на сельхозпроизводство ресурсами и производимой продукцией;
- недостаточность государственной поддержки отрасли;
- экстенсивный метод ведения отрасли;
- низкая мотивация работников данной сферы;
- невостребованность зоотехнической службы;
- отсутствие связи науки с производством.
Выведение отрасли из состояния кризиса требует решения глобальных вопросов на уровне Правительства РФ и массивных финансовых вливаний.
Ввиду сложившейся ситуации и учитывая вышеперечисленные факторы, целесообразно решение вышеназванных проблем систематизировать в виде отраслевой региональной программы "Развитие овцеводства в Саратовской области на 2013-2015 годы".
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации
Целью Программы является формирование устойчивого развития овцеводства на основе технической и технологической модернизации для обеспечения населения области качественной продукцией овцеводства и повышения конкурентоспособности этой отрасли, а также увеличение производства шерсти с 447 тонн в физическом весе, баранины с 4,8 тыс. тонн в живой массе в 2012 году, соответственно до 502,8 тонн и 5,40 тыс. тонн к 2015 году.
Достижение поставленной цели предусматривает внедрение ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих получение конкурентоспособной продукции.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- проведения селекционно-племенной работы по формированию маточных стад овец с использованием лучших мировых и отечественных генетических достижений;
- повышения генетического потенциала и внедрения эффективных методов разведения овец;
- увеличения поголовья овец во всех категориях хозяйств;
- реализации мер по регулированию рынка баранины, шерсти;
- строительства новых и реконструкции существующих помещений для убоя и содержания овец;
- разработки и внедрения новых научных достижений в овцеводстве;
- развития областного рынка баранины;
- модернизации системы подготовки и переподготовки кадров для отрасли овцеводства.
Данная Программа реализуется в 2013-2015 гг. В течение трех лет реализации Программы будут осуществлены первоочередные мероприятия по укреплению существующей и созданию новой племенной базы овцеводства.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Реализация поставленной цели и основных задач Программы предусматривает выполнение комплекса программных мероприятий направленных на более полное и сбалансированное использование имеющихся в области ресурсов, технологическое обновление овцеводства в целях повышения его эффективности.
Комплекс мер по развитию отрасли включает в себя предоставление сельхозтоваропроизводителям субсидий по следующим направлениям:
- на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования;
- на компенсацию части затрат на производство овец на убой в живом весе;
- на компенсацию части затрат на производство шерсти в оригинале.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета определяются Правительством области ежегодно.
Развитие овцеводства предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
- развитие племенной базы;
- производство баранины;
- производство шерсти;
- увеличение мощностей по переработке продукции овцеводства.
3.1. Развитие племенной базы овцеводства
Важнейшим условием устойчивого развития овцеводческого подкомплекса Саратовской области и принципиальным моментом Программы является развитие селекционно-племенного потенциала овцеводства.
Племенная база овцеводства Саратовской области представлена: тремя племенными заводами - "Алгайский" Новоузенского района по разведению овец цигайской породы, ЗАО "Петропавловское" Новоузенского района по разведению овец волгоградской породы, ЗАО "Красный партизан" Новоузенского района по разведению кавказской породы; тремя племенными репродукторами по разведению овец: ставропольской породы ООО "Деметра" Дергачевского района; куйбышевской породы ЗАО "Зоринское" Марксовского района; эдильбаевской породы ООО ПР "Сельхозсервис" Новоузенского района.
Основное назначение названных репродукторов - обеспечение товарных хозяйств племенным материалом - ярками и баранами.
Восстановление и дальнейшее развитие овцеводства связано с увеличением производства баранины, поэтому селекционно-племенная работа в племенных хозяйствах должна быть направлена на повышение мясной продуктивности.
Необходимо вести дальнейшую работу по созданию дочерних стад вышеперечисленных репродукторов мясошерстного направления продуктивности, в том числе и в тонкорунном овцеводстве.
В структуре областного стада овец должна возрасти доля племенного поголовья.
Репродукторы - ЗАО "Зоринское", ООО ПР "Сельхозсервис", ООО "Деметра" - должны за планируемое время приобрести статус племенных заводов.
Необходимо создать дочерние стада ПЗ "Алгайского" в статусе племенных репродукторов по разведению цигайских овец в ООО "Роща", Базарно-Карабулакского района, СХА "Жидкова" Новоузенского района.
3.2. Развитие товарных хозяйств
3.2.1. Производство баранины
В настоящее время на территории области занимаются разведением овец всех направлений продуктивности 1018 сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Существующая на сегодняшний день технология ведения отрасли ориентирует реализацию баранчиков на мясо в год их рождения.
В области нет специализированных хозяйств по откорму или нагулу овец.
Однако на сельхозпредприятиях есть все возможности для получения качественной ягнятины и молодой баранины - технологическая и кормовая база, кадры, возможность применения научных разработок.
В перспективе следует считать мясное и мясошерстное направления как приоритетные в отрасли овцеводства Саратовской области, и ориентировать товаропроизводителей на внедрение интенсивной технологии выращивания ягнят с последующим убоем их в год рождения.
Одними из основных направлений в обеспечении прироста производства баранины должны быть строительство и реконструкция существующих овцеферм, включающих в себя все процессы производства (начиная с получения ягнят и заканчивая их реализацией на мясо).
Кроме этого, необходимо предусмотреть на территории области каналы переработки и реализации плановых объемов мясного сырья.
Внедрение программных мероприятий позволит к 2015 году увеличить производство баранины в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйств до 5,4 тыс. тонн (или на 13% к уровню 2012 года).
Основными мероприятиями по развитию производства баранины следует считать:
- восстановление и дальнейшее развитие лугопастбищного хозяйства;
- закупка высокопродуктивных животных;
- проведение породного переучета с последующей рекомендацией товаропроизводителям для разведения животных обеспечивающих повышение мясной продуктивности (плодовитости, молочности, скороспелости);
- организация на сельскохозяйственных предприятиях пунктов убоя и первичной переработки баранины для повышения закупочных цен на мясопродукты;
- внедрение информационно-аналитических систем регистрации и идентификации животных.
Планируется осуществлять поддержку предприятиям, занимающимся производством баранины путем предоставления в установленном порядке субсидий на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования.
В целях заинтересованности в увеличении объемов производства баранины, овцеводческим хозяйствам предусматривается выделение субсидий на компенсацию части затрат на производство овец на убой в живом весе.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета определяются Правительством области ежегодно.
3.2.2. Производство шерсти
Несмотря на сложившуюся ситуацию невостребованности шерсти и овчин, в реализации данной Программы им необходимо уделить особое внимание. С учетом того, что большая часть населения РФ (в том числе Саратовской области) проживает значительную часть года на территориях с прохладным климатом, названные виды сырья необходимо рассматривать как стратегические. Все это обеспечивает экономическое благополучие хозяйств всех форм собственности, занимающихся разведением овец, а также будет способствовать сохранению традиционного уклада жизни местного населения, особенно заволжских районов.
Основными проблемами рынка шерсти, требующими решения в Саратовской области, следует считать:
- отсутствие государственной или отраслевой системы подготовки шерсти к продаже;
- низкую квалификацию кадров по ключевым направлениям: стригаль, классировщик, сортировщик, шерстовед;
- отсутствие планирования объемов производства шерсти и периодов стрижки;
- отсутствие обязательной сертификации шерсти по основным параметрам.
Без решения названных выше проблем неизбежен хаос на внутреннем рынке шерсти.
Наибольшую ценность для текстильной промышленности представляет тонкая мериносовая шерсть диаметром 19 мкм и менее, свободная от растительных примесей или малозасоренная (до 3% к массе шерсти), белая и прочная. В Саратовской области такую шерсть получают от овец ставропольской породы, на долю которых в породном составе приходится около 60%. Для повышения рентабельности отрасли товаропроизводителей, желающих заниматься тонкорунным овцеводством, следует ориентировать на производство именно такой шерсти. Селекция животных этой породы на увеличение живой массы при сохранении качества шерсти неукоснительно приведет к повышению настрига последней.
Основные мероприятия по развитию производства шерсти:
- развитие кооперации между предприятиями по производству и переработке шерсти;
- снабжение хозяйств инновационной техникой и оборудованием для стрижки овец;
- восстановление и дальнейшее развитие лугопастбищного хозяйства;
- закупка племенных животных тонкорунных пород;
- повышение квалификации кадров по ключевым направлениям: стригаль, классировщик, сортировщик, шерстовед;
- сертификация шерсти по основным параметрам.
Финансовая поддержка овцеводческим хозяйствам будет осуществляться посредством предоставления в установленном порядке следующих видов субсидий:
- на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования;
- на компенсацию части затрат на производство шерсти в оригинале.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
3.4. Увеличение мощностей по переработке продукции овцеводства
В настоящее время убой поголовья овец в Саратовской области осуществляется на Новоузенском мясокомбинате, проектной мощностью до 10 т убойной массы в сутки.
В 2009 году на данном предприятии было забито 19586 голов овец, массой 243331 кг. Основными поставщиками поголовья овец для Новоузенского мясокомбината были хозяйства Новоузенского и Алгайского районов Саратовской области.
Хозяйства, занимающиеся разведением овец в других районах, продают выращенный молодняк и выбракованных животных живым весом, перекупщикам в Москву и частично на Пензенский мясокомбинат.
В такой ситуации с увеличением производства баранины требуется создание новых производств по убою овец.
На сегодняшний день в области нет перерабатывающих предприятий, которые бы производили убой, разделку и вакуумную упаковку баранины. Необходимо модернизировать ООО "Новоузенский мясокомбинат" с учетом вышеназванных технологических операций. Модернизация названного мясокомбината должна осуществляться при участии государства, за счет выделения субсидированных кредитов.
После капитальной модернизации Новоузенский мясокомбинат будет осуществлять убой до 80% получаемого молодняка овец Саратовского Заволжья.
На крупных овцеводческих предприятиях необходимо организовывать пункты по убою и первичной переработке баранины.
Поддержку предприятиям по переработке продукции овцеводства предполагается осуществлять посредством предоставления в установленном порядке субсидий на возмещение части стоимости приобретаемого ими технологического оборудования.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета определяются Правительством области ежегодно.
3.5. Регулирование рынка баранины и шерсти
Регулирование рынка баранины и шерсти необходимо осуществлять с целью повышения конкурентоспособности региональной продукции мясного овцеводства и поддержания доходности местных сельхозтоваропроизводителей.
Основными задачами данного направления являются: увеличение доли региональной продукции овцеводства на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на баранину и шерсть, создание условий для увеличения экспорта овцеводческой продукции и развитие товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
На перспективу до 2015 года для регулирования рынка баранины и шерсти необходимо осуществить следующие меры:
- расширить сеть государственных и кооперативных сельскохозяйственных рынков;
- развивать сеть снабженческо-сбытовых кооперативов;
- активизировать работу по участию отрасли в конкурсах по закупке баранины и шерсти для федеральных и региональных государственных нужд.
3.6. Развитие логистической инфраструктуры овцеводства
Одним из условий обеспечения конкурентоспособности отрасли овцеводства является создание эффективной цепочки поставки продукции. Сокращение времени реализации получаемой продукции и сырья по всей цепочке поставок является важным фактором снижения себестоимости продукции и как следствие этого увеличения прибыли.
Внедрение логистики с использованием современных информационных технологий позволит товаропроизводителям регулировать грузовые потоки в цепочке поставок, позволяющие своевременно доставлять потребителю баранину и шерсть.
В настоящее время эта системность в области практически отсутствует.
Поэтому развитие логистической структуры в отрасли овцеводства должно предусматривать следующее:
- внедрение современных складских помещений для сортировки и упаковки шерсти, а при производстве баранины - обеспечение предприятий современными холодильными камерами;
- развитие торговли охлажденным мясом в виде тушек, их частей и полуфабрикатов в специальной вакуумной упаковке;
- развитие парка транспортных средств;
- создание единой информационной базы обеспечения продукцией по всей цепочке её производства.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование предусмотренных Программой бюджетных расходов будет осуществляться до 2015 г. в рамках ОЦП "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008-2012 годы", а с 2013 г. в соответствии с их функциональной и экономической классификацией по бюджетному разделу "Сельское хозяйство и рыболовство".
Правовые основания расходных обязательств областного бюджета в финансировании мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и Правительством Саратовской области при включении области в число участников Программы.
Общий объем финансирования мероприятий проекта программы на 2013-2015 гг. составит 996,4 млн. рублей, в том числе:
из областного бюджета - 17,1 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 5,7 млн. рублей;
2014 год - 5,7 млн. рублей;
2015 год - 5,7 млн. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) - 962,2 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 301,7 млн. рублей;
2014 год - 320,4 млн. рублей;
2015 год - 340,1 млн. рублей.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом её выполнения
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является управление развития животноводства;
- координацию деятельности подразделений минсельхоза области, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляют управление развития животноводства, управление экономической политики, управление кадровой политики, правовой и административной работы;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы, осуществляют управление развития животноводства и отраслевые управления минсельхоза области;
- финансирование программных мероприятий осуществляет управление финансов минсельхоза области;
- мониторинг реализации Программы осуществляют управление развития животноводства, управление экономической политики, управление кадровой политики, правовой и административной работы минсельхоза области;
- ответственными за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются управление развития животноводства, управление экономической политики, управление кадровой политики, правовой и административной работы, управление финансов минсельхоза области.
6. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации программных мероприятий объем производства баранины и шерсти к 2015 году по сравнению с 2012 годом вырастет соответственно во всех категориях хозяйств на 112,5% и 112,5%.
Помимо увеличения объемов производства и наполнения внутреннего рынка продукцией овцеводства, реализация Программы обеспечит дополнительное создание 27 рабочих мест за счет увеличения поголовья овец на 112%, что в определенной степени улучшит социальную обстановку.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов, путем обработки залежей и деградировавшей пашни, а также культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.