266. Банк списал с расчетного счета предприятия платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, что было отражено в выписке банка. Однако эти суммы не были перечислены на счета получателей. Рассмотрев непоступившие платежи как недоимку, налоговая инспекция и органы внебюджетных фондов начислили пени. Правомерно ли исключение указанными органами из отчетных данных сведений о перечислении налогов и иных отчислений?
Информация, содержащаяся в предоставляемой в налоговые органы бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 35 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170). При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам средств по счетам синтетического учета (п. 4 ст. 8 Закона).
Основанием для бухгалтерской записи, подтверждающей перечисление в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и иных обязательных платежей (Д-т счета 68 - К-т счета 51), является выписка, представленная обслуживающим налогоплательщика финансово-кредитным учреждением о совершении соответствующего денежного перевода.
Этот банковский документ и будет служить основанием для внесения в бухгалтерскую отчетность плательщика соответствующих сведений о его расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами.
В этой связи действия налоговых органов и органов внебюджетных фондов по исключению из отчетных данных налогоплательщика сведений об уплате им соответствующих сумм налогов и внебюджетных платежей не представляются правомерными, поскольку в этом случае остаток по расчетному счету предприятия не будет соответствовать остатку, отражаемому в выписке банка.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в целях налогообложения обязанность плательщика по уплате налогов, прекращающаяся в силу п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" уплатой либо отменой соответствующего платежа, может считаться исполненной только после непосредственного поступления соответствующих сумм в бюджет или внебюджетный фонд. В противном случае будет иметь место недоимка, взыскиваемая с налогоплательщика в общем порядке. В данной связи следует иметь в виду, что такой подход является лишь изложенным в письме Президиума ВАС РФ от 04.04.96 N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов" мнением ВАС РФ (доведено до сведения налоговых органов в письме Госналогслужбы РФ от 23.04.96 N НП-4-11/39Н).
Таким образом, до того момента, пока соответствующие суммы налоговых платежей не поступят в бюджет или внебюджетный фонд, обязанность налогоплательщика по их уплате считаться исполненной не может, хотя это и не исключает наличия в его отчетных данных сведений, подтверждающих совершения им перечисления налоговых платежей в бюджет.
Ю. Камфер
Выпуск 8, май 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".