Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 3 августа 2012 г. N 465-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2013-2015 годы
29 октября 2012 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 октября 2012 г. N 649-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2013-2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 22 марта 2012 года N 92-Пр "О подготовке долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2013-2015 годы" |
Государственный заказчик Программы |
министерство занятости, труда и миграции области |
Основной разработчик Программы |
министерство занятости, труда и миграции области |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели Программы |
Цель Программы - улучшение условий и охраны труда для снижения профессиональных рисков работников организаций и учреждений, расположенных на территории Саратовской области. Задачи Программы: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях и учреждениях, расположенных на территории области; совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения. Важнейшие целевые показатели Программы: численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда от общего количества работников (%); удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества работающих на крупных и средних предприятиях области (%) всего; в том числе в областных учреждениях социального обслуживания (%); выпуск методических рекомендаций, справочных материалов по охране труда (ед.) ежегодно; количество руководителей и специалистов областных бюджетных учреждений социальной сферы, прошедших обучение по охране труда в обучающих организациях (чел.); число трансляций на телевидении сюжетов по охране труда (ед.) ежегодно; число посещений мультиагентного Интернет-портала Саратовской области по охране труда (ед.); удельный вес работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами от общего количества работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру (%); удельный вес профессиональных заболеваний, впервые выявленных в результате периодических медицинских осмотров, от общего количества прошедших периодические медицинские осмотров (%) |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2015 годы, в том числе: I этап - 2013 год; II этап - 2014 год; III этап - 2015 год |
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство занятости, труда и миграции области, Государственная инспекция труда в Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - управление Роспотребнадзора по Саратовской области) (по согласованию), органы исполнительной власти области, Федерация профсоюзных организаций Саратовской области (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области (по согласованию), государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС РФ) (по согласованию), ФБУН "Саратовский НИИ сельской гигиены" Роспотребнадзора (по согласованию) |
Объемы и источники обеспечения Программы |
объем финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета составит 16452,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 3982,9 тыс. руб.; 2014 год - 7228,1 тыс. руб.; 2015 год - 5241,3 тыс. руб. Объемы финансирования ежегодно уточняются при рассмотрении областного бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих с 1,6 до 1,5; снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих с 0,067 до 0,06; снижение удельного веса работников, работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, с 27,3 до 26,3 процента; увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества работающих на крупных и средних предприятиях области с 28 до 31,5 процента; увеличение количества выпусков методических рекомендаций, справочных материалов по охране труда с 2 до 6 (ед.); увеличение количества руководителей и специалистов областных бюджетных учреждений социальной сферы, прошедших обучение по охране труда в обучающих организациях, с 3027 до 3953 чел.; увеличение числа трансляций на телевидении сюжетов по охране труда с 2 до 9 (ед.); увеличение числа посещений мультиагентного Интернет-портала Саратовской области по охране труда с 20500 до 22000 (ед.); снижение удельного веса профессиональных заболеваний, впервые выявленных в результате периодических медицинских осмотров, с 76,12 до 76,19 процента; увеличение удельного веса работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами, с 98,68 до 98,72 процента |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляют министерство занятости, труда и миграции области и министерство экономического развития и торговли области в соответствии с постановление Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.
Для реализации государственной политики в сфере охраны труда в Саратовской области были приняты программы улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 1998-2000 годы, на 2001-2003 годы, на 2004-2006 годы, 2007-2009 годы, на 2010-2012 годы. Контроль за реализацией программ осуществляет межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве области, министерство экономического развития и торговли области, министерство занятости, труда и миграции области.
В 2012 году завершается реализация долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2010-2012 годы, на реализацию которой направлено около 3753,63 тыс. рублей.
В рамках программы за два года проведена аттестация свыше 93 тыс. рабочих мест по условиям труда, в том числе более 1,6 тыс. рабочих мест в 31 областном учреждении социального обслуживания населения и культуры. Из-за недостаточного выделения средств аттестация рабочих мест в бюджетных учреждениях социальной сферы составляет лишь 21,4 процента. В 2012 году в рамках пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, будет проведена аттестация на 77,6 тыс. рабочих мест. В связи с этим удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда в учреждениях сферы образования, культуры и здравоохранения, возрастет в 2012 году до 79 процентов. Обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в обучающих организациях прошли 18,5 тыс. руководителей и специалистов, представителей общественного контроля, в 2012 году предполагается обучить 10,2 тыс. человек, в том числе в бюджетной сфере - 3,5 тыс. человек. Особое внимание уделялось социальной рекламе, использованию для пропаганды безопасности труда ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации. Социальная реклама, посвященная вопросам охраны труда, демонстрировалась на телевидении, в виде листовок-стикеров размещалась в общественном транспорте г. Саратова (охват порядка 100 тыс. чел.). В рамках информационного обеспечения охраны труда организована работа телефона "горячей линии" по вопросам охраны труда в министерстве занятости, труда и миграции области, на которую обратилось около 500 человек. Действует областной мультиагентный Интернет-портал по охране труда (www.portal-ot-saratov.ru), предоставляющий услуги единого справочного окна с информацией о полагающихся работникам льготах и компенсациях за работу во вредных условиях. За время эксплуатации портал посетили 164,7 тыс. пользователей. В рамках Недели безопасности труда, приуроченной ко Всемирному дню охраны труда - 28 апреля, проведены 2 областных совещания по охране труда; на территории общества с ограниченной ответственностью "СЭПО-ЗЭМ", общества с ограниченной ответственностью "Саратоворгсинтез" и открытого акционерного общества "Саратовский полиграфический комбинат" проведены информационные акции по охране труда, ознакомительные тренинги по освоению производственной гимнастики. Министерством занятости, труда и миграции области совместно с компанией "Восток-Сервис" и представителем Центра изучения и оценки юридических и экономических проблем системы промышленной безопасности и охраны труда г. Москвы проведены 3 семинара на тему "Безопасные условия труда - экономически выгодны", в которых приняли участие около 150 руководителей предприятий городов Саратова и Энгельса. Состоялся ряд семинаров, совещаний с представителями заинтересованных органов государственной власти области, администраций муниципальных районов, руководителями и специалистами по охране труда, с уполномоченными лицами профсоюзных организаций, председателями комитетов по охране труда предприятий и учреждений, направленных на улучшение организационно-методической работы по охране труда на предприятиях и организациях области. Разработано и издано 7 информационно-методических сборников, в том числе методические рекомендации, которые были направлены в 2375 организаций.
Последовательная и системная работа по реализации мероприятий программы способствовала снижению уровня производственного травматизма почти на 6 процентов (с 1,7 случая в расчете на 1000 работающих в 2009 году до 1,6 случая в 2011 году), росту объема финансирования мероприятий по охране труда на 40 процентов (с 6006,1 руб. в расчете на 1 работающего в 2009 году до 8445,4 руб. в 2011 году).
Вместе с тем в области ежегодно получают травмы на производстве более шестисот человек, гибнет до 50 человек, регистрируется 60-70 и более случаев профессиональных заболеваний, около 70 человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья или профзаболевания. В условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, в крупных и средних организациях, подлежащих статистическому наблюдению, трудятся около 56,4 тыс. человек (в том числе женщин - 12,5 тыс.), или 27,3 процента к общей численности занятых в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи, добычей полезных ископаемых.
Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболевания входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни населения области. По подсчетам ученых создание достойных условий труда может увеличить продолжительность жизни работающего до 8 лет. Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Существенно выше среднеобластного показателя (1,6 случая на 1000 работающих) уровень производственного травматизма в организациях строительства (3,4) и обрабатывающих производств (2,6), частной формы собственности (2,1).
Однако некоторые работодатели не улучшают условия труда, продолжают использовать изношенное оборудование и устаревшие технологии, что негативно влияет на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы. Не направляя средства в реальное улучшение условий труда, работодатели вынуждены нести бремя расходов на полагающиеся по закону компенсации работникам. Фактические расходы на компенсации за работу во вредных условиях труда и средства индивидуальной защиты в 2011 году возросли до 1,5 млрд. рублей (в 2010 году 1,2 млрд. рублей).
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних 6 лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1 тыс. работающих, в Саратовской области характеризуется следующими данными (таблица 1).
Таблица 1
Уровень производственного травматизма (в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах (по данным Федеральной службы государственной статистики)
Территория |
Годы |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Российская Федерация |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
Приволжский федеральный округ |
2,7 |
2,6 |
2,3 |
1,9 |
2,0 |
|
Саратовская область |
2,2 |
2,0 |
1,8 |
1.7 |
1,7 |
1,6 |
Уровень производственного травматизма в нашей области на 15 процентов ниже, чем в среднем в Приволжском федеральном округе, и на 23,8 процента ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Саратовской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация труда (неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ; допуск к работе лиц, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не ознакомленных с требованиями инструкций по охране труда, не прошедших инструктажи; нарушение трудовой и производственной дисциплины). К другим причинам относятся:
недостаточный контроль руководства предприятий за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах и состоянием охраны труда;
неудовлетворительный производственный контроль;
несоответствие объектов требованиям промышленной безопасности;
недостаточный контроль за техническим состоянием оборудования и, как следствие, сбои в работе механизмов.
Сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. Если в обрабатывающих производствах на эти мероприятия затрачено на 1 работающего 11830,7 руб., то в строительстве - 5484,6 руб.
Разница в затратах на охрану труда снижает социальную защищенность работников и, самое главное, в конечном итоге приводит к нарушениям законодательства в области охраны труда.
Для повышения экономической заинтересованности работодателей в снижении профессионального риска в области продолжает расширяться практика установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также финансирование Фондом социального страхования Российской Федерации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени на федеральном уровне не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Поставленные задачи могут быть решены только программными методами через осуществление комплекса мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда.
В этой связи программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.
Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами также будут способствовать улучшению демографической ситуации в области.
Таблица 2
Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием (по данным Федеральной службы государственной статистики)
Территория |
Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием |
||||
человек |
на 10000 работающих |
||||
2009 год |
2010 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Российская Федерация |
6565 |
7047 |
3,0 |
3,3 |
|
Приволжский федеральный округ |
|
|
2,3 |
|
|
Саратовская область |
63 |
76 |
2,25 |
2,71 |
2,49 |
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы:
Таблица 3
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Федеральной службы государственной статистики)
Территория |
Годы |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Российская Федерация |
23,4 |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
29 |
Приволжский федеральный округ |
|
|
25,8 |
26,6 |
|
|
Саратовская область |
19,1 |
22,3 |
22,3 |
24,0 |
25,8 |
27,3 |
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне Саратовской области с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Саратовской области.
В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
2. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций и учреждений, расположенных на территории Саратовской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях и учреждениях, расположенных на территории области;
совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
Реализация Программы осуществляется с 2013 по 2015 годы, в том числе:
I этап - 2013 год;
II этап - 2014 год;
III этап - 2015 год.
3. Система мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении к Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 октября 2012 г. N 649-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 16452,3 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2013 год - 3982,9 тыс. рублей;
2014 год - 7228,1 тыс. рублей;
2015 год - 5241,3 тыс. рублей.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком и министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Исполнители программных мероприятий ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство экономического развития и торговли области отчет об исполнении мероприятий Программы.
Государственный заказчик по итогам II и III квартала (нарастающим итогом с начала года) не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития и торговли области отчет об исполнении Программы в разрезе всех предусмотренных источников и результатов выполнения программных мероприятий.
Ежегодно государственный заказчик на основании представленных отчетов от исполнителей Программы подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в министерство экономического развития и торговли области сводный доклад о ходе реализации Программы за прошедший год, а также предложения о внесении в них изменений, продлении срока действия, завершении или прекращении.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 октября 2012 г. N 649-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемым результатам поставленной цели.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и в целом по окончании ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
Tf1
E = ------- x 100%, где:
n TN1
Е - эффективность хода реализации отдельного направления Программы
n (в процентах);
Tf1 - фактический индикатор, концентрирующий реализацию отдельного
направления Программы, достигнутый в ходе ее реализации;
TN1 - нормативный индикатор, утвержденный Программой.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
Tf1 Tf2 Tfn
---- + ----- + -----
TN1 TN2 TNn
E = ---------------------- x 100%, где:
M
Е - эффективность реализации Программы (в процентах);
Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;
f
TN - нормативные индикаторы, утвержденные Программой;
М - количество индикаторов Программы.
Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации Программы Е используются все целевые индикаторы Программы.
При значении интегрального показателя эффективности реализации Программы Е от 80 до 100 процентов эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80 процентов - низкой.
В результате реализации Программы ожидается:
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих с 1,6 до 1,5;
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих с 0,067 до 0,06;
снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, с 27,3 до 26,3 процента;
увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества работающих на крупных и средних предприятиях области с 28 до 31,5 процента;
увеличение количества выпусков методических рекомендаций, справочных материалов по охране труда с 2 до 6 (ед.);
увеличение количества руководителей и специалистов областных бюджетных учреждений социальной сферы, прошедших обучение по охране труда в обучающих организациях, с 3027 до 3953 чел.;
увеличение числа трансляций на телевидении сюжетов по охране труда с 2 до 9 (ед.);
увеличение числа посещений мультиагентного Интернет-портала Саратовской области по охране труда с 20500 до 22000 (ед.);
увеличение удельного веса профессиональных заболеваний, впервые выявленных в результате периодических медицинских осмотров, с 76,12 до 76,19 процента;
увеличение удельного веса работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами, с 98,68 до 98,72 процента.
Достижение цели и решение задач Программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Система индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы
Данные целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти Саратовской области в области охраны труда, федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории Саратовской области, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области и Государственным учреждением - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.
При разработке мероприятий Программы особое внимание уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.
Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы выразится в:
снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;
обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Саратовской области;
улучшении демографической ситуации Саратовской области.
Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий Программы, может выразиться в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.