См. справку о предоставлении жилья в Саратовской области
Рассмотрев ходатайство администрации Советского муниципального района, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (с изм. и доп. от 10 января, 26 июня 2006 г.), Законом Саратовской области от 09.10.2006 N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области", постановлением Правительства Саратовской области от 02.09.2005 г. N 314-П "О развитии жилищного строительства в Саратовской области", Уставом Советского муниципального района, муниципальное Собрание решило:
1. Утвердить программу "Обеспечение населения Советского муниципального района доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2006-2010 годы"
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Заместитель Главы Советского муниципального района |
P.M.Вальтер |
Программа
"Обеспечение населения Советского муниципального района доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2006-2010 годы"
Паспорт программы "Обеспечение населения Советского муниципального района доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2006-2010 годы"
Наименование Программы - Муниципальная целевая программа "Обеспечение
населения Советского муниципального района
доступным жильем и развитие жилищного
строительства на 2006-2010 годы
Основание для - постановление Правительства области от 2
разработки Программы сентября 2005 года N 314-П "О развитии
жилищного строительства в Саратовской области"
Разработчик Программы - отдел по архитектуре, градостроительству,
теплоэнергетическому комплексу и
жилищно-коммунальному хозяйству администрации
Советского муниципального района
Заказчик - администрация Советского муниципального района
Цели и задачи - основная цель Программы - комплексное решение
Программы проблемы перехода к устойчивому
функционированию и развитию жилищной среды,
обеспечивающее доступность жилья для граждан,
безопасные и комфортные условия проживания в
нем.
Основными задачами являются:
1. Создание условий для развития жилищного
сектора и повышения уровня обеспеченности
населения жильем через увеличение объемов
строительства жилья, обеспеченного необходимой
коммунальной инфраструктурой, развитие
финансово-кредитных институтов и механизмов.
2. Создание условий для приведения
существующего жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры в соответствие со стандартами
качества, обеспечивающими комфортные условия
проживания.
3. Обеспечение условий доступа населения к
потреблению жилья и коммунальных услуг на
уровне, соответствующем стандартам.
Сроки реализации - 2006-2010 годы
Программы
Перечень подпрограмм - Обеспечение жилыми помещениями работников
бюджетной сферы
- Обеспечение жилыми помещениями молодых семей
и молодых специалистов на селе
- Развитие ипотечного жилищного кредитования
- Формирование муниципального жилищного фонда
- Обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой
- Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры
- Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
- Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем отдельных категорий граждан
- Мероприятия по развитию жилищного
строительства в сельской местности в рамках
областной целевой программы "Социальное
развитие села до 2010 года"
Объем и источники - Общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы составляет 62142,5 тыс. рублей, из
Программы и них:
подпрограммы средства федерального бюджета 6367 тыс. руб.
средства областного бюджета 26428 тыс. руб.
средства из внебюджетных источников - 29347,5
тыс. рублей
в том числе:
подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями
работников бюджетной сферы" - 2409 тыс. рублей,
подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями
молодых семей" - 19682 тыс. рублей,
подпрограмма "Обеспечение молодых семей и
молодых специалистов на селе" - 18265 тыс.
рублей,
подпрограмма "Улучшение жилищных условий
граждан на селе" - 5192 тыс. рублей,
подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного
кредитования" - 15000 тыс. рублей,
подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей" - 2693 тыс. рублей,
подпрограмма "Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой" - 600 тыс.
рублей,
подпрограмма "Модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры" - 2500 тыс.
рублей,
подпрограмма "Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем отдельных
категорий граждан" - 3301 тыс. рублей
Ожидаемые результаты - реализация Программы должна обеспечить
реализации Программы достижение следующих показателей:
- улучшение жилищных условий и снятие с учета
не менее 125 семей очередников
- бюджетников - 20 семей;
- жителей непригодного для проживания жилого
фонда - 5 семей;
- молодых семей - 60 семей;
- жителей в сельской местности и молодых
специалистов на селе - 40 семей
Отдельная категория - увеличение доли семей, которым будет доступно
граждан - 5 семей приобретение жилья, соответствующего стандартам
обеспечения жилыми помещениями.
Увеличение объема выдаваемых в год ипотечных
жилищных кредитов (займов) гражданам до 3000
тыс. рублей.
Будет построено (приобретено) 10305 кв.м
жилья.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства на территории района характеризуется сегодня следующими факторами: по состоянию на 1 января 2006 года в очереди на улучшение жилищных условий стояли 310 семей. Очередниками на получение жилых помещений являются семьи, материальный достаток которых не позволяет приобрести квартиру или построить дом. Практически все жилищное строительство в районе финансируется за счет средств граждан. Отсутствуют механизмы долгосрочного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья, а также кредитование застройщиков на цели жилищного строительства.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и возводимых жилых зданий; отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры; низкий уровень объемов жилищного строительства и необоснованно высокий уровень цен на первичном рынке жилья; несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов высокому уровню цен на жилье.
В районе наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения. Снижение численности населения обусловлено низким уровнем рождаемости и высокой смертностью.
Наш район является дотационным, поэтому не имеет возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблемы повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности и преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью программы является комплексное решение проблем жилищной политики в районе, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей района. При этом в рамках поставленной цели следует выделить четыре приоритетных направления, на которых, как на ключевых, должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия при реализации Программы:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;
- повышение доступности жилья для населения и увеличение объемов жилищного строительства;
- модернизация коммунальной инфраструктуры.
При этом по каждому приоритетному направлению должны быть обеспечены финансовая и организационная поддержка.
Решение задач в области обеспечения доступности жилья должно быть осуществлено через развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка отдельных категорий граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах установленных нормативов.
Сроки реализации Программы 2006-2010 годы.
3. Система программных мероприятий
Настоящая Программа направлена на эффективное и целенаправленное использование бюджетных средств в интересах сбалансированного стимулирования как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Возможность получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений и ипотечного займа (кредита) оживляет покупательский спрос на рынке жилья и привлекает в строительство новые инвестиции, которые, в свою очередь, генерируют прибыль и дополнительные налоги.
Для достижения цели и задач Программы разработаны конкретные приоритетные направления. Первое приоритетное направление - увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
Для развития на территории района эффективно работающей системы ипотечного жилищного кредитования как системы улучшения жилищных условий населения в рамках настоящей Программы предусматривается создание системы рефинансирования ипотечных кредитов в соответствии с федеральным стандартом ипотечного жилищного кредитования, предоставление заемщикам безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений, компенсации в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений (социальная ипотека).
Второе приоритетное направление - выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
Реализация данного приоритетного направления должна сформировать систему оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан при строительстве (приобретении) ими жилых помещений.
В рамках данного приоритетного направления выделяются следующие социальные группы населения, нуждающиеся в жилых помещениях и требующие первоочередной государственной поддержки:
- молодые семьи и молодые специалисты на селе;
- работники бюджетной сферы;
- многодетные семьи;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания;
- отдельные категории граждан, полномочия по предоставлению жилых помещений которым Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные группы населения объективно не могут получить доступ на рынок жилья без государственной и муниципальной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного займа (кредита), поскольку не могут оплатить первый взнос при его получении.
На решение вопроса обеспечения доступности жилья для вышеуказанных групп направлен Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и данная Программа.
Третье приоритетное направление - повышение доступности для населения жилья и увеличение объемов жилищного строительства.
Огромным резервом увеличения объемов жилищного строительства являются средства частных инвесторов, направляемые на строительство коммерческого жилья, а также средства индивидуальных застройщиков, имеющих доходы, позволяющие решить свои жилищные проблемы самостоятельно.
Четвертое приоритетное направление - модернизация коммунальной инфраструктуры.
Серьезной проблемой, требующей решения, является неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной сферы и, как следствие, непосредственно инженерной инфраструктуры. Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры в районе составляет сегодня 80 процентов, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставления коммунальных услуг в уже существующей застройке.
Назрела острая необходимость реконструировать инженерные сети, что требует огромных финансовых средств. Во многом темпы технического перевооружения отрасли жилищно-коммунального хозяйства напрямую зависят от инвестиционных вложений в первую очередь со стороны частного бизнеса. Актуальна разработка механизмов, делающих рентабельным вложение средств в долгосрочные проекты модернизации жилищно-коммунального комплекса.
Оценка эффективности реализации Программы.
Реализация Программы должна обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения района, обеспечение жилыми помещениями за счет всех источников финансирования 310 семей.
Создание условий для:
- улучшения демографической ситуации в районе, эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.
Подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями работников бюджетной сферы"
См. подпрограмму "Обеспечение жилыми помещениями работников бюджетной сферы" областной целевой (комплексной) программы "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 г. N 152-ЗСО
Проблемы жилищной политики носят не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивающий жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. На 1 января 2006 года в Советском районе зарегистрировано 17 семей работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для улучшения жилищных условий работников бюджетной сферы возможно:
- предоставление им по желанию безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения за счет областного бюджета в размере не более 50 процентов от его стоимости;
- привлечение ими ипотечного жилищного кредита с последующим получением компенсации в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет областного бюджета.
Размер безвозмездной финансовой помощи определяется исходя из нормы предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда области, рассчитанной по средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений, установленной уполномоченным органом исполнительной власти области, дифференцированной по муниципальным образованиям, но не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения, определенную по Саратовской области Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений.
С момента постановки на учет нуждающимся в получении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения и до получения работником бюджетной сферы безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения допускается участие работника бюджетной сферы в получении ипотечного жилищного кредита (целевого займа). Полученная безвозмездная финансовая помощь на строительство (приобретение) жилых помещений работником бюджетной сферы может быть использована для компенсации расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, либо для внесения первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (целевого займа).
Финансовые средства на удовлетворение потребностей работников бюджетной сферы в доступном и комфортном жилье формируются за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Всего для реализации подпрограммы намечается привлечь 2409 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета 1204 тыс. рублей, из внебюджетных источников 1205 тыс. рублей.
Бюджетные средства направляются на предоставление безвозмездной финансовой помощи, на строительство (приобретение) жилого помещения гражданам.
4. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Объемы строительства (приобретения) жилья в ходе реализации данной подпрограммы должны составить 1000 квадратных метров площади жилых помещений, что позволит улучшить жилищные условия 5 семей.
Вместе с тем следует осознать, что большинство молодых семей и молодых специалистов на селе не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно, и поэтому требуется продуманная и реалистическая политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям и молодым специалистам на селе в приобретении или строительстве жилых помещений, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи и закрепление кадров на селе.
В районе на улучшение жилищных условий стоит 103 молодые семьи.
За весь период 1 семья получила субсидию из федерального бюджета и смогла улучшить свои жилищные условия.
В районе наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения. Остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров, в особенности в сельской местности.
Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе возможно путем:
- предоставления им по желанию безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств областного бюджета, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья;
- привлечения ими по желанию ипотечного жилищного кредита с последующим получением компенсации в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств областного бюджета.
При этом должно учитываться, что основным принципом реализации подпрограммы является обязательное участие молодых семей и молодых специалистов на селе в финансировании своей доли расходов на строительство (приобретение) жилого помещения в размере не менее 60 процентов.
Размер безвозмездной финансовой помощи определяется исходя из нормы предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда области, рассчитанной по средней стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений, установленной уполномоченным органом исполнительной власти области дифференцированно по муниципальным образованиям, но не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения, определенную по Саратовской области Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета размеров безвозмездной субсидии на приобретение жилых помещений.
С момента постановки на учет нуждающимся в получении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений и до получения молодой семьей и молодым специалистом на селе безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения допускается участие в получении ипотечного кредита (целевого займа). Полученная безвозмездная финансовая помощь на строительство (приобретение) жилых помещений молодой семьей и молодым специалистом на селе может быть использована для компенсации расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, либо для внесения первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (целевого займа).
Финансовые средства на удовлетворение потребностей молодых семей и молодых специалистов на селе в доступном и комфортном жилье формируются за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Всего для реализации подпрограммы намечается привлечь 19440 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета 5832 тыс. рублей, из федерального бюджета 1936 тыс. рублей.
Бюджетные средства направляются на предоставление безвозмездной финансовой помощи, на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам на селе.
Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования"
См. подпрограмму "Развитие ипотечного жилищного кредитования" областной целевой (комплексной) программы "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 г. N 152-ЗСО
Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложения жилья и предложения ипотечных кредитов не соответствуют потенциальному спросу населения.
Основными экономическими причинами ограниченного платежеспособного спроса населения являются:
- низкий уровень доходов населения;
- слабое развитие института долгосрочного ипотечного кредитования;
- высокие процентные ставки, снижающие доступность жилищных кредитов и являющиеся финансовым и психологическим ограничением;
- недостаточный уровень накоплений денежных средств граждан для оплаты первоначального взноса для получения ипотечного# жилищных кредитов.
Повышению доступности ипотечных кредитов для населения и активизации банков как первичных кредитов будет способствовать развитие системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, действующих на базе единых стандартов предоставления и обслуживания ипотечных кредитов и развитого рынка ипотечных ценных бумаг.
Развитие ипотечного жилищного кредитования должно осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение доступности рефинансирования для большинства банков - первичных кредиторов;
- внедрение стандартов выдачи и обслуживания ипотечных жилищных кредитов как необходимого условия привлечения средств на рынке капитала;
- создание условий для снижения издержек в части исполнения полномочий региональным оператором кредитования;
- развитие структуры, обслуживающей участников системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов;
- осуществление рефинансирования кредитов за счет выкупа закладных.
Для создания на всей территории района эффективно работающей системы жилищного кредитования как системы улучшения жилищных условий населения за счет собственных средств граждан, безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений и долгосрочных ипотечных займов (кредитов) планируется выделение средств из областного бюджета, направляемых на:
- предоставление компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений в соответствии с Законом Саратовской области "Об ипотечном кредитовании";
- участие в формировании уставного капитала регионального оператора ипотечного жилищного кредитования;
- мониторинг и информационное обеспечение развития системы ипотечного жилищного кредитования.
Всего на реализацию подпрограммы намечается привлечь 13000 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета 6500 тыс. рублей.
Средства областного бюджета направляются на:
- предоставление компенсации в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство жилых помещений;
- участие в увеличении уставного капитала регионального оператора ипотечного жилищного кредитования.
Результатом реализации подпрограммы должно стать строительство (приобретение) 1000 м2 площади жилых помещений и обеспечение жилыми помещениями 5 семей.
Подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области см. Закон Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО
См. подпрограмму "Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" областной целевой (комплексной) программы "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 г. N 152-ЗСО
В Советском муниципальном районе на улучшение жилищных условий стоит 3 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для улучшения жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно:
- предоставление им безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств областного бюджета исходя из нормы предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающих граждан;
- привлечение ими по желанию ипотечного кредита с последующей компенсацией в форме субсидий на возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов.
Размер безвозмездной финансовой помощи определяется исходя из нормы предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда области, рассчитанной по средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений, установленной уполномоченным огранном исполнительной власти области дифференцированно по муниципальным образованиям, но не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения, определенную по Саратовской области Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений.
Полученная безвозмездная финансовая помощь на строительство (приобретение) жилых помещений может быть использована для компенсации расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, либо для внесения первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (целевого займа).
Финансовые средства на удовлетворение потребности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в доступном и комфортном жилье формируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Для реализации программы намечается привлечь 1900 тыс. рублей из областного бюджета, что позволит обеспечить жильем 14 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построить (приобрести) 450 м2 площади жилых помещений.
Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой"
См. подпрограмму "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой" областной целевой (комплексной) программы "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 г. N 152-ЗСО
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слаборазвитой конкуренцией среди застройщиков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения высоких темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособности спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Существующая практика решения проблем развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков для жилищного строительства основана на формировании предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или выполнение застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных по непрозрачным и изменяющимся принципам. Такая политика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства требует программно-целевых действий со стороны государства для их решения. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.
Эффективные механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства подразумевают привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и должны предусматривать меры по повышению привлекательности кредитования. В настоящих условиях в рамках повышения привлекательности финансирования обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства, будет обеспечено мерами государственной поддержки, такими как субсидирование процентных ставок по кредитам и предоставление бюджетных гарантий банкам - кредитам.
В зависимости от конкретной ситуации ответственность за обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства может быть возложена на органы местного самоуправления, на крупных застройщиков, которые могут выступать и в роли девелоперов, или на организации коммунального комплекса, например на частные компании, управляющие системами коммунальной инфраструктуры на условиях концессионных соглашений.
В соответствии с таким общим подходом заемщиками в реализации инвестиционных проектов развитие коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства могут выступать органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса или застройщиками#.
Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников - продажи (переуступки) прав на земельные участки, установления прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа за подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи построенного жилья. Возможно делегирование муниципалитетами ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов. Предлагается также развитие специальной рыночной деятельности по обустройству территорий инженерно-коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства.
Отбор участников программы будет производиться ежедневно в рамках конкурса, проводимого Государственным заказчиком подпрограммы не позднее апреля текущего года, на основе выполнения (или принятия обязательств по выполнению) условий участия в подпрограмме для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, где будут реализовываться предлагаемые инвестиционные проекты, а также банков - получателей гарантий федерального бюджета.
Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"
См. подпрограмму "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" областной целевой (комплексной) программы "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 г. N 152-ЗСО
Одним из приоритетов национальной жилищной политики России является создание обеспечение# комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В настоящее время деятельность коммунального сектора района характеризуется неудовлетворительным качеством коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса;
- неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений.
Высокий уровень износа основных фондов в коммунальном секторе вызван, в первую очередь, проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности организаций коммунального комплекса в обновлении основных фондов.
Административные принципы управления коммунальной инфраструктуры сформировали систему, при которой у организации коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Это стало причиной несоответствия качества предоставляемых коммунальных услуг объемам финансовых средств, выделяемых на их предоставление. Высокие инвестиционные риски, несовершенство договорных отношений и процедур тарифного регулирования препятствуют привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор.
Следствием высокого износа основных фондов в коммунальном секторе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей.
Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60%.
Причинами высокого уровня износа являются недостаточное финансирование ремонтных работ и явное несоответствие фактического объема инвестиций модернизацию# и реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к лавинообразному накоплению недоремонта и падению надежности коммунальных систем.
Ветхое состояние теплоэнергетического хозяйства становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Основной причиной несоответствия стоимости коммунальных услуг их качеству является отсутствие у коммунальных предприятий стимулов к эффективности производства и снижению издержек.
Одним из объектов коммунальной инфраструктуры в р.п. Степное, требующих модернизации, является котельная N 1. Она обслуживает теплом 35 многоэтажных домов. Износ котлов и трубопроводов составляет порядка 60%. Для решения проблемы планируется выделение субсидии из средств областного бюджета в размере 2500 тыс. рублей.
Реализация подпрограммы включает следующие меры по оказанию государственной поддержки реализации проектов:
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на принципах государственного партнерства;
- предоставление средств федерального бюджета на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
- создание револьверного фонда для удешевления и повышения доступности заемных ресурсов, привлекаемых для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Федеральная поддержка предприятий по модернизации объектов будет обеспечиваться за счет предоставления средств федерального бюджета на безвозвратной основе в форме субвенций местным бюджетом.
Отбор участников будет производиться ежегодно в рамках конкурса. Для участия в конкурсе муниципальные районы должны будут удовлетворять установленным требованиям в части развития рыночных отношений в коммунальном секторе региона, а также требованиям, предъявленным к инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и условиям их софинансирования.
Необходимым условием предоставления средств федерального бюджета по данной подпрограмме является софинансирования проектов модернизации объектов со стороны участвующих в подпрограмме муниципальных районов и частных инвесторов.
Объем средств, предоставляемых федеральным бюджетом, будет определяться с учетом следующих пропорций:
- при софинансировании проекта за счет средств региональных или местных бюджетов средства федерального бюджета предоставляются в пропорции 1:1;
- при софинансировании проекта за счет средств частного инвестора средства федерального бюджета предоставляются в пропорции 1:3;
- при комбинированном софинансировании проекта за счет средств и регионального (местного) бюджета, и частных инвесторов объем финансирования проекта из федерального бюджета определяется как сумма объема средств, определенных с использованием указанных выше пропорций.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить в 2010 году:
- снижение уровня общего износа основных фондов коммунального сектора;
- повышение качества и надежности коммунальных услуг для семей, проживающих в многоквартирных домах.
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"
По областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" в Советском муниципальном районе в очереди на улучшение жилищных условий стоит 6 семей:
5 семей на приобретение жилья;
1 семья на дострой.
До 2010 года по этой программе предполагается привлечь 18172 тыс. рублей, 3033 тыс. рублей средства федерального бюджета, 2465 тыс. рублей средства областного бюджета и 12648 тыс. рублей внебюджетных средств. За 5 лет будет построено (приобретено) около 2767 м2 жилья. 40 семей в сельской местности улучшили свои жилищные условия.
Объем и источники финансирования программы и подпрограмм. Объем строительства (приобретения) жилья на 2006-2010 гг.
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||||||||||||||||||||||
Подпрограммы | Всего тыс. руб. |
Феде- раль- ный |
Облас- тной |
мест- ный |
вне- бюд- жет- ный |
Пло- щадь м2 |
Всего тыс. руб. |
Феде- раль- ный |
Об- ласт- ной |
мест- ный |
вне- бюд- жет- ный |
Пло- щадь м2 |
Всего тыс. руб. |
Феде- раль- ный |
Об- ласт- ной |
мест- ный |
вне- бюд- жет- ный |
Пло- щадь м2 |
Всего тыс. руб. |
Феде- раль- ный |
Об- ласт- ной |
мест- ный |
вне- бюд- жет- ный |
Пло- щадь м2 |
Всего тыс. руб. |
Феде- раль- ный |
Об- ласт- ной |
мест- ный |
вне- бюд- жет- ный |
Пло- щадь м2 |
Обеспечение жилыми помещениями работников бюджетной сферы |
109 | 54,5 | 54,5 | 112 | 600 | 300 | 300 | 200 | 600 | 300 | 300 | 200 | 600 | 300 | 300 | 200 | 500 | 250 | 250 | 150 | ||||||||||
Обеспечение жилыми помещениями молодых семей |
242 | 24,1 | 72,6 | 145 | 72 | 3240 | 320 | 972 | 1948 | 540 | 6480 | 648 | 1944 | 3888 | 1080 | 6480 | 648 | 1944 | 3888 | 1080 | 3240 | 320 | 972 | 1948 | 540 | |||||
Развитие ипотечного жил. кредит. |
2000 | 1000 | 200 | 3000 | 1500 | 300 | 3500 | 1750 | 350 | 3000 | 1500 | 300 | 3500 | 1750 | 350 | |||||||||||||||
Формирование муниципального фонда |
||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры |
600 | 600 | ||||||||||||||||||||||||||||
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры |
2500 | 2500 | ||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
793 | 792,9 | 150 | 700 | 700 | 150 | 400 | 400 | 100 | 400 | 400 | 100 | 400 | 400 | 100 | |||||||||||||||
Мероприятия по развитию жилищного строительства |
- | |||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан |
701 | 491,7 | 209 | 100 | 700 | 700 | 100 | 700 | 700 | 100 | 700 | 700 | 100 | 500 | 500 | 60 | ||||||||||||||
Обеспечение молодых семей и молодых специалистов на селе |
4115 | 543 | 725 | 847 | 582 | 4115 | 543 | 725 | 2847 | 582 | 3703 | 489 | 652 | 2562 | 524 | 3333 | 440 | 587 | 2306 | 472 | 2999 | 396 | 528 | 2075 | 425 | |||||
Улучшение жилищных условий граждан на селе |
1170 | 339 | 831 | 222 | 1170 | 339 | 831 | 222 | 1053 | 305 | 748 | 200 | 947 | 274 | 673 | 180 | 852 | 247 | 606 | 162 | ||||||||||
Итого | 9129 | 1398 | 2854 | 3878 | 1438 | 16625 | 1202 | 7997 | 5926 | 2094 | 16436 | 1442 | 5746 | 7498 | 2554 | 15460 | 1362 | 5431 | 7167 | 2432 | 11991 | 963 | 4400 | 4879 | 1787 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа принята для решения следующих задач: создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов, создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем стандартам.
Финансирование мероприятий будет осуществляться за счет средств федерального и областного бюджета, а также средств внебюджетных источников.
Реализация Программы позволит обеспечить улучшение жилищных условий и снятие с учета не менее 125 семей очередников.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Решение муниципального Собрания Советского муниципального района Саратовской области от 25 декабря 2006 г. N 145 "Об утверждении Программы "Обеспечение населения Советского муниципального района доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2006-2010 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был