Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 30 января 2007 г. N 9-П
Концепция
развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009 годы
9 октября, 5 декабря 2008 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 октября 2008 г. N 394-П в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
I. Обоснование необходимости разработки Концепции
Сохранение здоровья населения и повышение качества жизни является стратегической задачей политики Губернатора и Правительства Саратовской области.
Здоровье - комплексное понятие, определяемое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков.
Основные интегральные показатели состояния здоровья населения Саратовской области остаются относительно стабильными на протяжении последних лет. Наиболее острыми проблемами здоровья населения Саратовской области являются низкий уровень рождаемости, высокий уровень общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, отравлений и травм.
Снижение естественного прироста населения выдвигает на первое место проблему обеспечения условий, необходимых для рождения и воспитания здорового поколения. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области в 2005 году родилось 23639 детей.
Общий коэффициент рождаемости вырос с 8,1 на 1000 населения в 2001 году до 9 в 2005 году. Однако рождаемость значительно ниже уровня простого воспроизводства населения и наблюдающееся небольшое повышение ее не может привести к прекращению естественной убыли и даже заметному уменьшению темпов этой убыли, поскольку одновременно наблюдается рост общей смертности населения. В 2005 году в области умерло 44 тысячи человек, что в 1,5 раза больше, чем в 1989 году. Снижение смертности в 1995-1998 годах было незначительным, а с 1999 года она вновь стала расти и составила в 2005 году 16,8 умерших на 1000 населения (в 1989 году - 11,2).
В целом показатели здоровья населения отрицательно сказываются на ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2005 году составила 65,5 лет (у мужчин - 59,2 года, у женщин - 72,3). По Российской Федерации: 57 лет - мужчины, 62 года - женщины.
Основными причинами смертности по итогам 2005 года остаются болезни системы кровообращения - 57 процентов, на второе место вышли новообразования - 12,3 процента, третье место занимают несчастные случаи, отравления, травмы - 12 процентов. Структура причин смертности свидетельствует о продолжающихся негативных тенденциях и состоянии здоровья населения. Смертность от болезней системы кровообращения увеличилась на 2,7 процента (958 на 100 тысяч населения), в основном за счет хронической сердечной недостаточности; смертность от болезней органов пищеварения увеличилась на 17,2 процента (62,8 на 100 тысяч); от заболеваний органов дыхания осталась практически на прежнем уровне (42,3 на 100 тысяч).
В структуре смертности трудоспособного возраста неестественные причины занимают второе место. Ежегодно от них умирает более 7 тысяч человек, что составляет 16 процентов среди всех естественных причин смерти.
Многие хронические недуги формируются и имеют свое начало в детском возрасте. Вызывает тревогу растущая среди молодежи гиподинамия, распространение наркомании, алкоголизма, инфекций, передаваемых половым путем.
Отмечается ухудшение репродуктивного здоровья, что обусловливает риск нарушения развития организма ребенка в перинатальном периоде и определяет качество жизни и здоровья в будущем.
См. областную целевую программу "Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2006-2008 гг., утвержденную Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 г. N 152-ЗСО
Преимущества профилактического подхода в вопросах охраны здоровья очевидны, финансовые затраты на осуществление программ предупреждения заболеваний и социально негативных факторов, приводящих к их развитию, неизмеримо ниже затрат на лечебную помощь и лекарственное обеспечение, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, инвалидов.
В настоящее время приоритетами социально-экономической политики должны являться не только формирование, сохранение и укрепление здоровья человека, но и оздоровление среды его обитания и, как следствие этого, обеспечение здорового образа жизни.
II. Цели формирования и реализации Концепции
Целями формирования и реализации Концепции являются:
создание основ устойчивого экономического и духовного развития Саратовской области, обеспечение высокого качества жизни, укрепление и развитие генофонда нации;
обеспечение здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики по обеспечению стабильности и благополучия общества;
ориентация общества на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, активную старость. Вопросы состояния здоровья трудоспособного населения, охрана здоровья матери и ребенка, снижение младенческой и предотвращение материнской смертности являются приоритетными в деятельности Правительства области.
Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны, укрепления и восстановления здоровья населения, предусматривающих объединение усилий законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности и самих граждан.
III. Задачи Концепции
Основными задачами Концепции являются:
обеспечение системного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды;
создание условий для формирования физически, духовно и нравственно гармоничной личности за счет повышения мотивации к здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов, укрепления связей с историческим прошлым и культурным наследием нации;
улучшение демографической ситуации в области, развитие и сохранение трудового потенциала, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;
увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и использования здоровьесберегающих технологий, в первую очередь, в трудоспособном и детском возрасте.
IV. Основные принципы реализации Концепции
Основными принципами реализации Концепции являются:
межведомственный и межсекторальный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических особенностей различных территорий, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
ответственность и консолидация действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, организаций, граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;
единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;
ответственное отношение каждого человека к своему здоровью и здоровью своих близких;
единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
V. Факторы, определяющие здоровье населения
Успех государственной политики в области охраны и укрепления здоровья зависит от влияния на управляемые факторы, воздействующие на его состояние, и предусматривает сочетание общих мер по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в отдельных группах.
Современная социальная модель рассматривает здоровье как результат воздействия наиболее значимых детерминант, оказывающих влияние как на жизнь отдельных людей и семьи, так и общества в целом.
Постановлением Правительства Саратовской области от 5 декабря 2008 г. N 473-П в раздел VI настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
VI. О состоянии здравоохранения области
Важнейшим определяющим фактором здоровья населения является уровень социально-экономического развития региона.
По состоянию на 1 января 2006 года доля лиц трудоспособного возраста в структуре населения области увеличилась по сравнению с 2005 годом на 0,6 процента и составила 61,9 процента. При этом среди сельского населения доля лиц трудоспособного возраста составляет 58,2 процента, что, наряду с особенностями жизни и труда, определяет специфику мероприятий по сохранению здоровья сельских жителей.
Доля детей в общей численности населения области составляет 15,9 процента.
Анализ реализации Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы показал, что удалось решить ряд задач, направленных на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2006 г. N 371-П названная Концепция признана утратившей силу со дня подписания названного постановления
Задача совершенствования деятельности государственных, муниципальных и частных медицинских учреждений путем укрепления единой системы здравоохранения в области решалась за счет проведения единой политики развития отрасли на территории области, в первую очередь, через разработку и принятие программы государственных гарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи, создание организационных структур по координации деятельности различных ведомств (координационный Совет с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, комиссия по взаимодействию с частным здравоохранением), подписание соглашений о взаимодействии в сфере здравоохранения с федеральными и ведомственными медицинскими учреждениями.
О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам Российской Федерации на 2009 год см. постановление Правительства Саратовской области от 26 декабря 2008 г. N 521-П
Объединение министерства здравоохранения и министерства труда и социального развития области внесло весомый вклад в решение задачи расширения социальной базы здравоохранения. Путем привлечения к решению вопросов охраны здоровья общественных и религиозных организаций были сделаны шаги в отношении объединения усилий всех заинтересованных структур в борьбе с социально значимыми заболеваниями - наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ-СПИДом и др.
В настоящее время на территории области функционирует 231 медицинская организация, в том числе 168 - в структуре 40 муниципальных образований области; 53 учреждения областного подчинения, 10 - федерального подчинения Минздравсоцразвития России.
Общая коечная мощность лечебных учреждений области по итогам 2005 года составила 27335 коек, в том числе муниципального подчинения - 23777 коек, из которых 2275 койки - дневного пребывания (8,7 процента). Обеспеченность круглосуточными койками составляет по итогам 2005 года 104,8 на 10 тысяч населения, койками дневных стационаров - 8,7 на 10 тысяч населения. По сравнению с 2001 годом обеспеченность больничными койками по области снизилась на 8,4 процента, койками дневного пребывания - на 32,5 процента.
По сравнению с 2001 годом показатели работы коечного фонда улучшились, однако отмечается значительный уровень необоснованной госпитализации на круглосуточные койки.
Амбулаторная сеть области представлена 444 учреждениями, на базе которых развернуты дневные стационары на 2149 коек. Число коек дневных стационаров выросло в 2005 году на 16,5 процента, по сравнению с 2001 годом - на 353 койки.
Низкая укомплектованность амбулаторного звена, особенно в сельской местности, сопровождается низкими показателями доступности амбулаторной помощи: число врачебных посещений в ряде районов области составило в 2005 году 3,2-4,3 на 1 жителя при среднеобластном показателе 8,8.
В изменившихся организационно-правовых условиях деятельности здравоохранения большое значение должно придаваться эффективному использованию основных ресурсов отрасли.
В области охраны здоровья матери и ребенка за 5 лет удалось снизить показатель младенческой смертности на 47,8 процента - до 9,1 промилле, стабилизировать показатель материнской смертности на низких цифрах: 21,1 на 100000 живорожденных. Одним из значимых мероприятий реализации предыдущей Концепции явилось создание единой неонатальной службы в области. С этой целью в 2001 году организован областной педиатрический реанимационно-консультативный центр на базе областной детской клинической больницы.
Получили развитие 4 межрайонных центра по оказанию специализированной и реанимационной помощи детям, в которых с 2001 года открыто 30 реанимационных коек для новорожденных.
В настоящее время основной причиной смертности населения являются сердечно-сосудистые заболевания. В Саратовской области создана единая кардиологическая служба. В кардиохирургическом центре областной клинической больницы освоены и выполняются операции на проводящих путях при сложных нарушениях ритма. В настоящее время активно внедряется весь спектр подобных вмешательств. Параллельно проводится работа на уровне первичного звена. В кабинетах (отделениях) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений создан персонифицированный учет лиц с повышенным артериальным давлением, организовано динамическое наблюдение, сформированы группы пациентов с факторами риска.
Результатом явилась некоторая стабилизация показателей смертности населения области от сердечно-сосудистых заболеваний. Так, за 2005 год показатель составил 958,4 на 100 тысяч населения, за 9 месяцев 2006 года - 935,3 на 100 тысяч населения. Снижение данного показателя обусловлено в основном смертностью от ишемической болезни сердца (в 2005 году показатель составил 556,7 на 100 тысяч населения, за 9 месяцев 2006 года - 542,1 на 100 тысяч населения).
В результате проводимых мероприятий удалось повысить выявляемость артериальной гипертонии на 80 процентов, количество больных, состоящих под диспансерным наблюдением, - на 50 процентов. За 3 года снизилось число вызовов скорой медицинской помощи к больным артериальной гипертонией на 16 процентов, по поводу гипертонических кризов - на 6 процентов.
В 2006 году с началом реализации приоритетного национального проекта "Современное здравоохранение" увеличилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи населению области. На 35 процентов увеличилось количество кардиохирургических операций на территории области. На 40 процентов увеличилось количество больных, направленных на высокотехнологичные виды лечения в счет квот Саратовской области.
С целью снижения смертности от неестественных причин в области создана сеть кабинетов социально-психологической помощи, завершено объединение психиатрической и наркологической служб. Налажена система работы территориальных межведомственных координационных советов по профилактике наркомании. Осуществляется систематический мониторинг заболеваемости и распространенности наркомании, а также смертности вследствие отравления наркотическими средствами. В результате проводимых мероприятий за 9 месяцев 2006 года на 22,2 процента увеличилось количество впервые выявленных больных наркоманией. Организованы отделения для лечения кризисных состояний в областной психиатрической больнице и в г. Саратове, открыты 5 кабинетов социально-психологической помощи.
Онкозаболевания в настоящее время занимают второе место среди причин первичной инвалидности (19,6 процента по итогам 2005 года). На онкологическом учете состоит свыше 53000 человек, что составляет более 2 процентов населения области. Ежегодно выявляется около 24 тысяч новых случаев заболевания. В 2006 году на базе областного онкологического диспансера открылся областной онкологический центр. Приобретены два передвижных маммографических кабинета. Охват профилактическими осмотрами женщин увеличился с 33,9 процента в 2004 году до 50,7 процента в 2006 году. В рамках областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области на 2006-2008 годы" постоянно осуществляется поставка современных противоопухолевых лекарственных препаратов. За счет этого отмечается некоторая тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний. В 2005 году показатель смертности составил 206,0 на 100 тысяч населения, за 9 месяцев 2006 года данный показатель составил 199,7 на 100 тысяч населения. В соответствии с основными направлениями развития онкологической службы области в областном онкологическом диспансере внедрен территориальный раковый регистр.
До конца 2006 года будет завершена реконструкция химиотерапевтического и радиологического корпуса областного онкологического диспансера на 133 онкологические койки с каньоном под линейный ускоритель для оказания самых современных видов специализированной помощи данному контингенту больных. Закуплено современное лечебно-диагностическое оборудование.
В последние годы получила развитие скорая и неотложная медицинская помощь. В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Современное здравоохранение", при поддержке областного бюджета в 2006 году удалось открыть дополнительно 61 отделение скорой помощи, в том числе 46 - в сельской местности. Охват сельского населения скорой помощью увеличился до 85 процентов. В рамках приоритетного национального проекта "Современное здравоохранение" и областной целевой программы "Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области" отделения скорой медицинской помощи оснащены транспортом и медицинским оборудованием. Вместе с тем недостаточно решается вопрос открытия отделений неотложной помощи при поликлиниках.
За период действия Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы получило дальнейшее развитие профилактическое направление в здравоохранении.
В результате проводимой работы удалось снизить показатель заболеваемости туберкулезом с 83,7 в 2001 году до 77,1 на 100 тысяч населения в 2005 году (на 10,4 процента), в том числе среди детского населения - с 13,2 до 10,5 на 100 тысяч человек (на 20,5 процента). Охват населения нашей области профилактическими осмотрами на туберкулез по итогам 2005 года является лучшим показателем в России и составляет 90,4 процента (по Российской Федерации - 58,8 процента).
Несмотря на то, что Саратовская область по количеству ВИЧ-инфицированных занимает 14-е место в Российской Федерации, в течение последних 5 лет удалось сдерживать темпы роста эпидемии на территории нашего региона и уменьшить показатель заболеваемости на 48,6 процента.
В результате за 5 лет наметились благоприятные тенденции в демографической ситуации в области: показатель рождаемости увеличился на 8,9 процента, естественная убыль населения снизилась на 3,7 процента (с 8,1 в 2001 году до 7,8 на 1000 человек населения в 2005 году). Вместе с тем смертность продолжает превышать рождаемость в 1,8 раза.
Одной из самых сложных задач до сих пор является решение кадровой проблемы. Поставленная задача рационального использования кадрового потенциала, прогнозирования потребности и планирования подготовки в настоящее время полностью не решена.
Обеспеченность врачами всех специальностей за последние 5 лет несколько возросла и составила 52,4 на 10 тысяч населения в 2005 году (49,3 в 2001 году). Обеспеченность врачами сельских лечебно-профилактических учреждений, хотя и выросла на 10 процентов, остается на очень низком уровне.
Удельный вес медицинских работников-пенсионеров вырос среди врачей в 1,5 раза, средних медработников - в 2 раза. Отмечается неравномерное распределение медицинских кадров по районам области.
Приоритетный национальный проект "Современное здравоохранение" позволит улучшить ситуацию с кадрами. Наряду с этим требуется поиск новых, нестандартных подходов к организации медицинской помощи, интенсификации труда медицинских работников, повышение роли среднего медперсонала, особенно на селе.
Необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию системы врача общей практики как эффективной ресурсосберегающей технологии: в настоящее время на территории области функционирует 55 отделений врача общей практики. Потребность во врачах общей практики по области значительно выше. За 10 месяцев 2006 года в соответствии с планом-графиком Губернатора области и областной целевой программой "Семейная медицина" дополнительно открыто 18 отделений врача общей практики. Обеспечено оснащение отделений транспортом и современным оборудованием.
Задача упорядочения льгот в обеспечении населения лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначении решается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми компаниями, фармацевтическими и аптечными учреждениями. Организация открытых централизованных конкурсов, постоянный мониторинг обеспеченности и создание персонифицированного учета больных социально значимыми заболеваниями позволили обеспечить адресность медикаментозной помощи данным категориям больных.
В целях соблюдения государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, совершенствования контроля качества оказания медицинской помощи населению области, стандартизации деятельности медицинских организаций области с учетом региональных возможностей министерства здравоохранения области разработаны и утверждены совместным приказом с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (от 13 июля 2005 года N 99/111) временные территориальные объемы оказания медицинской помощи населению.
В настоящее время в здравоохранении области существует большое количество проблем, требующих неотложного решения. Изменения в законодательстве, современные проблемы здравоохранения (дефицит финансирования, неэффективное использование ресурсов, несбалансированность государственных гарантий медицинской помощи населению с финансированием программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее - Программы), недостаточная хозяйственная самостоятельность медицинских организаций, низкая мотивация населения к здоровому образу жизни и т.д.) диктуют новые условия функционирования отрасли.
Стратегия улучшения здоровья населения:
совершенствование системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики социально обусловленных заболеваний;
расширение сети кабинетов (центров) консультирования по проблемам социально обусловленных заболеваний за пределами медицинских учреждений, предоставление средствами массовой информации площадей для размещения социальной рекламы их профилактики и лечения;
содействие семьям с детьми и стимулирование рождаемости;
дальнейшее развитие сети перинатальных центров;
разработка мероприятий по снижению смертности от предотвратимых причин, от заболеваний, определяющих высокую смертность населения;
разработка и реализация действенных государственных мер по преодолению табакокурения, нарко- и токсикомании, алкоголизации населения;
внедрение современных методов диагностики, лечения и профилактики различных видов химической зависимости (табакокурение, нарко- и токсикомания, алкоголизм), реабилитации и ресоциализации зависимых, в том числе с использованием методов традиционной медицины;
организация разноуровневых образовательных программ безопасности жизнедеятельности;
обеспечение безопасности на дорогах, развитие, реконструкция и благоустройство автодорог, ужесточение мер, пресекающих нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения и превышение скорости;
приведение в соответствие ресурсов здравоохранения реальному финансированию, а также потребности населения: реструктуризация и оптимизация коечного фонда в соответствии с нормативами Программы, укрепление амбулаторно-поликлинической службы, интенсификация процесса лечения на основе повышения ресурсного обеспечения каждого случая;
постепенный переход на финансирование лечебно-профилактических учреждений по "полному тарифу", то есть к механизму финансирования здравоохранения по принципу оплаты медицинских услуг, а не оплаты сети;
планирование объемов медицинской помощи (с учетом нормативов Программы) на основании более углубленной оценки потребности населения области и расчета необходимой сети медицинских организаций;
расширение внебольничного сектора оказания медицинской помощи (дневные стационары, стационары на дому, услуги по уходу, амбулаторная хирургия), организация при приемных отделениях больничных стационаров диагностических коек;
смещение акцента на амбулаторно-поликлиническую помощь;
повышение уровня укомплектованности и обеспеченности врачами и средними медицинскими кадрами первичного звена здравоохранения, преимущественно за счет врачей общей практики;
усиление контроля за предоставлением медицинских услуг в соответствии с действующими нормативами и стандартами;
система стандартизации должна распространяться на медицинские технологии, обеспечение лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
снижение объемов скорой медицинской помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных вызовов и переадресации пациентов, нуждающихся не в экстренной, а в неотложной помощи, в амбулаторно-поликлиническое звено;
вовлечение в процесс оказания скорой помощи (на уровне доврачебной) персонала служб жизнеобеспечения (милиция, инспекция по безопасности дорожного движения, пожарная служба, инструкторы-реаниматоры на производстве и т.д.), а также населения;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, приведение их в соответствие табелю оснащения;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи на территории области, более широкое внедрение малоинвазивных хирургических вмешательств, операций с использованием микроскопической техники и телемедицины;
закупка современного диагностического оборудования для онкологических стационаров, широкое внедрение маммографического скрининга, а также обеспечение больных современными противоопухолевыми препаратами;
улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения для обеспечения динамического мониторинга плода во время беременности;
внедрение инвазивных методов пренатальной диагностики;
дальнейшее развитие сети дневных стационаров для детей, в том числе реабилитационных;
формирование областного регистра врожденных пороков развития и наследственных заболеваний;
внедрение мониторинга профилактики врожденных пороков развития;
обеспечение трудовой занятости; формирование гибкой, учитывающей интересы семьи и индивида, практики трудоустройства; создание адаптированных рабочих мест для различных категорий населения (подростков, инвалидов, пожилых и т.д.);
создание условий для укрепления потенциала здоровья людей старшего возраста, активного трудового долголетия и участия в общественной жизни;
развитие различных форм социальной поддержки, направленной на сохранение самостоятельности пожилых граждан и поощрение солидарности между поколениями.
VII. Развитие профилактической направленности медико-санитарной помощи
Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.
Во многих развитых государствах ведущую роль в секторе здравоохранения занимает первичная медико-санитарная помощь. В качестве центрального звена выступает институт семейной медицины, который не только предоставляет широкий спектр медицинских услуг, но и оказывает социальные виды помощи (койки сестринского ухода, школы активного долголетия, хосписы и др.). Это первый уровень контакта отдельных лиц, семьи, общины с системой здравоохранения, максимально приближенный к месту жительства и работы.
Среди населения, обслуживаемого врачами общей практики, обращаемость на скорую медицинскую помощь только за последний год уменьшилась в 1,6 раза, уровень госпитализации на круглосуточную койку снизился в 1,5 раза.
Финансирование мероприятий по дальнейшему развитию семейной медицины осуществляется из областного и муниципальных бюджетов в равной степени. За 3 года будут дополнительно открыты, оснащены оборудованием и санитарным транспортом более 100 отделений общеврачебной практики.
Неблагоприятные тенденции медико-демографических показателей заболеваемости и смертности во многом являются следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.
В этих условиях изменить ситуацию и позволит реальное повышение приоритета профилактической деятельности, целенаправленное ее развитие и совершенствование.
Организаторами гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоровья как среди медицинских работников (до- и последипломная подготовка), так и работников других секторов должны выступать Центры медицинской профилактики.
В 2006-2008 годах предусмотрена реализация областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области", реализация которой направлена на снижение уровня заболеваемости населения социально значимыми болезнями и управляемыми инфекциями.
В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006-2008 годах запланировано проведение дополнительной иммунизации подлежащего населения против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа, полиомиелита инактивированной вакциной. В 2006 году данный контингент составляет: 180 тысяч детского населения - против гепатита В, 80 тысяч детского населения - против краснухи, 430 тысяч детского и взрослого населения - против гриппа, 2400 подлежащих детей - против полиомиелита (инактивированной вакциной). В 2007 запланировано продолжить дополнительную вакцинацию, подлежит иммунизации против вирусного гепатита В 50 тысяч детей и подростков, 170 тысяч взрослого населения; против краснухи - 30 тысяч детского населения, 40 тысяч женщин от 18 до 25 лет; инактивированной вакциной против полиомиелита - детей раннего возраста часто и длительно болеющих ОРВИ, с онкологическим# заболеваниями, первичными иммунодефицитными состояниями и заболеваниями крови; 350 тысяч человек - против гриппа (медицинских работников, работников образовательных учреждений, взрослых старше 60 лет, детей дошкольных учреждений и учащихся 1-4 классов).
В рамках реализации национального проекта ВИЧ-инфицированным будет продолжено проведение лабораторного обследования в соответствии со стандартами, а также специфическое лечение. В настоящее время в области подлежит лечению 1072 ВИЧ-инфицированных.
Проведение мероприятий по дополнительной диспансеризации в рамках приоритетного национального позволит снизить число обострений и осложнений хронических заболеваний в целом на 15 процентов, уровень госпитализации - на 10 процентов.
Ввод в действие нового корпуса областного онкологического центра позволит увеличить показатель обеспеченности специализированными койками онкобольных в 1,5 раза. Увеличится на 50 процентов количество хирургических вмешательств по поводу онкопатологии в специализированных учреждениях.
Стратегия развития профилактической направленности медико-санитарной помощи:
развитие института врачей общей практики;
проведение вакцинации в рамках реализации приоритетного национального проекта "Современное здравоохранение";
организация сети школ здоровья для пациентов ("Школа бронхиальной астмы", "Школа артериальной гипертензии", "Школа сахарного диабета" и др.);
расширение сети реабилитационных центров по восстановлению здоровья и трудоспособности;
проведение профилактических и целевых осмотров для раннего выявления заболеваний и факторов риска их возникновения;
вовлечение в процесс оздоровления всего населения, реализация движения "Здоровые города, районы, поселки";
подготовка проекта постановления Правительства области о запрете курения в общественных местах вне специально отведенных для этого помещений;
пропаганда здорового образа жизни, обеспечение высокого качества профессиональной, доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней;
разработка, реализация и оценка эффективности образовательных программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и подкрепляться государственной поддержкой на всех уровнях;
гигиеническое и нравственное воспитание подрастающего поколения, предупреждение вредного влияния на здоровье населения, особенно детей и подростков, негативных факторов социальной среды (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ);
взаимодействие различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленное на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
VIII. Образ жизни
Формирование здорового образа жизни путем создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, повышения уровня культурных и гигиенических навыков (рациональное питание, физическая активность, режим труда и отдыха, благоприятный психологический и семейный климат), позволяющих сохранять и укреплять здоровье, является основополагающим направлением Концепции. По предложенной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) формуле вклад этой детерминанты в состояние здоровья достигает 55 процентов.
Мониторинг питания населения позволяет констатировать положительную тенденцию, связанную с повышением потребления овощей, фруктов, ягод, яиц, масла растительного как источников витаминов и микроэлементов. В то же время остается высоким уровень потребления пищевых продуктов, содержащих углеводы (картофель, хлеб и хлебопродукты). Предпочтение отдается продукции, содержащей насыщенные жирные кислоты, являющиеся основным фактором развития большинства хронических неинфекционных заболеваний.
В последние годы значительно возросли производство и оборот биологически активных добавок к пище, способствующих ликвидации дефицита макро- и микронутриентов, улучшению функционального состояния органов и систем организма человека, а также снижению риска возникновения ряда заболеваний.
Основной проблемой школьного питания является его низкая востребованность и привлекательность, что напрямую связано с качеством приготовления пищи, технологиями организации питания и его стоимости.
Отдельную проблему сегодня представляет широко распространенная практика самолечения, которая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) определена как использование человеком лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже, для профилактики и лечения нарушений самочувствия и симптомов, распознанных им самим. Однако по оценкам специалистов ситуация с неоправданным употреблением лекарственных средств давно вышла из-под контроля и представляет реальную угрозу национальной безопасности. Социальные исследования, проведенные среди населения, показали, что около 90 процентов людей принимают лекарства по собственному усмотрению. Между тем в лекарственных средствах находится около 4000 мутагенов и тератогенов. Каждый третий новорожденный с хромосомными нарушениями или пороками развития является жертвой медикаментов. Прием лекарственных препаратов без квалифицированного контроля нельзя считать самолечением и следует рассматривать как совершенно недопустимое явление, требующее повышения уровня культуры населения по применению лекарственных средств.
Стратегия формирования здорового образа жизни:
популяризация здорового образа жизни через проведение физкультурно-спортивных мероприятий и их широкое освещение в средствах массовой информации;
реализация информационно-обучающих программ, направленных на формирование у человека ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, с широким использованием средств массовой информации и созданием центров консультирования по вопросам правильного питания, адекватной физической активности и т.д.;
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и технологий обучения здоровью в дошкольных, школьных, средних специальных и высших образовательных учреждениях;
организация контроля за рациональным контролируемым потреблением лекарственных препаратов, внедрение принципов ответственного самолечения.
IX. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Концепции
Реализация Концепции позволит улучшить состояние здоровья населения, стабилизировать демографическую ситуацию, создать основы устойчивого экономического и духовного развития области, продлить период активного долголетия, повысить качество жизни и социальную удовлетворенность населения.
В результате реализации программ и мероприятий, предусмотренных Концепцией, к 2009 году прогнозируются:
снижение смертности от дорожно-транспортного травматизма на 3 процента;
снижение показателя смертности на догоспитальном этапе оказания экстренной помощи до 2,5 случая на 1000 населения;
увеличение показателя активного выявления больных с алкоголизмом и наркоманией на 10 процентов, своевременное взятие их на диспансерный учет. Стабилизация показателя смертности от отравлений алкоголем и его суррогатами и уровня алкогольных психозов;
снижение показателя смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 5 процентов;
увеличение показателя раннего выявления больных с онкопатологией на 5 процентов, визуальных форм онкопатологии - на 10 процентов, снижение одногодичной летальности на 3 процента, стопроцентное обеспечение онкобольных специфической терапией;
снижение показателя общей смертности от онкологических заболеваний на 5 процентов;
снижение количества поздних сосудистых осложнений сахарного диабета на 5 процентов;
доведение численности диспансерной группы взрослого населения до 46,5 процента от населения данной возрастной группы;
снижение показателя первичного выхода на инвалидность в общей диспансерной группе с 0,7 процента до 0,65 процента;
увеличение количества обращений в службы "Телефон доверия" при социозащитных учреждениях с 15 тысяч до 16 тысяч в год;
увеличение уровня обеспеченности пожилых граждан и инвалидов стационарными учреждениями социального обслуживания с 15 до 17,5 койкомест на 10000 населения;
увеличение числа посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 8 процентов;
повышение доли посещений врачей, сделанных с профилактической целью, до 15 процентов;
открытие дополнительно 100 отделений ВОП;
повышение процента укомплектованности амбулаторно-поликлинических учреждений города и области рентгенодиагностическим, ультразвуковым, эндоскопическим и электрокардиографическим оборудованием до 85-90 процентов;
стабилизация показателя младенческой смертности на уровне 9,1 промилле;
снижение показателя общей заболеваемости детей до 17 лет на 4 процента;
увеличение охвата обеспечения специализированным питанием и витаминными препаратами беременных женщин, кормящих матерей и детей до трех лет жизни до 98 процентов;
увеличение охвата профилактическими прививками более 95 процентов детского населения;
увеличение охвата профилактическими прививками против гриппа более 20 процентов населения;
увеличение количества лиц, обследованных на СПИД, на 5 процентов;
поддержание уровня профилактического выявления туберкулеза на уровне среднероссийских показателей (выше 50 процентов);
повышение доли врачей первичного звена в общей численности врачей до 20 процентов;
обеспечение стопроцентной сертификации врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
увеличение процента врачей, имеющих сертификат специалиста, до 95 процентов от общего количества врачей и увеличение процента средних медицинских работников, имеющих сертификат специалиста, до 80 процентов от общего количества средних медработников;
снижение уровня производственного травматизма с 2,4 случая на 1000 работающих до 2,3 случая на 1000 работающих.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 30 января 2007 г. N 9-П "О Концепции развития здравоохранения в Саратовской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.