Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора Саратовской области
от 24 июня 1997 г. N 497
Концепция
развития Саратовской фондовой биржи
Наличие в регионе фондовой биржи свидетельствует о высоком инвестиционном потенциале и об определенном упорядочении фондового рынка - двух основополагающих факторах для повышения инвестиционной привлекательности региона. Биржа призвана создавать условия для привлечения иностранных инвестиций в различные сферы экономики посредством обращения ценных бумаг. Биржа рассматривается исключительно как депозитарная, торговая и расчетная системы. Наличие расчетной системы в структуре биржи и депозитария, учрежденного биржей, повышает гарантию исполнения сделок, заключенных на бирже. Существенным отличием биржевой торговли от внебиржевой является гарантия исполнения сделки или поставка ценных бумаг одновременно с фактом оплаты - день в день.
Депозитарий биржи призван обслуживать не только биржевые торги, но и выполнять функции регионального депозитария (совмещение деятельности по организации торгов с депозитарной деятельностью для бирж разрешено существующим законодательством). Исходя из этого биржа имеет право стать учредителем регионального депозитария-хранителя. Наличие депозитария существенно облегчит переоформление прав на ценные бумаги - открытие счетов депо для всех профессиональных участников позволит выполнять операции по переводу ценных бумаг от одного собственника к другому в день совершения сделки (или в день платежа по сделке - как определят сами участники). При этом ценные бумаги могут "не выходить" за рамки депозитария - клиентом регионального депозитария могут стать любые юридические и физические лица, независимо от их местонахождения или проживания.
Опыт работы биржи со многими реестродержателями Саратова, Московским центральным депозитарием, депозитарием Газпрома, которые признают биржевую регистрацию сделок, свидетельствует, что имеются все предпосылки для заключения междепозитарных договоров.
Для учета взаимных обязательств, на первом этапе фондовой биржи в РКЦ1 ГУ ЦБ по Саратовской области открывается спецсчет только для расчетов по итогам торгов и хранения денежных остатков. К нему открываются субсчета для всех участников биржевых торгов (членов биржи). На этих субсчетах резервируются необходимые для участия в торгах деньги, а информация об их остатках поступает в торговую систему. По итогам торгов в расчетной системе происходит учет взаимных обязательств и результаты направляются в РКЦ1 для перечисления соответствующих средств на расчетные счета участников торгов. Благодаря подобной системе фондовая биржа сможет гарантировать участникам торгов своевременные и полные расчеты по заключенным сделкам в день их заключения.
В настоящий момент подобный счет открыт в одном из коммерческих банков, но участие Центробанка повысит надежность и скорость произведения расчетов.
Торговая площадка исключительно в системе электронных торгов может быть оборудована как для всех членов биржи в одном зале, так и непосредственно в офисе (удаленный терминал в Саратове, Волгограде, Тамбове или Астрахани - роли не играет). В торговой системе предусмотрена возможность торговли акциями, облигациями и срочными контрактами, т.е. она позволяет охватить весь спектр ценных бумаг (программный продукт установлен и работает на Российской фондовой бирже, БОиФе и ММВБ).
Кроме создания локальной торговой сети (только члены биржи) АОЗТ "Саратовская фондовая биржа" возобновляет переговоры по установке на бирже торговых терминалов ведущих российских бирж (подписано соглашение с НФБ, есть устная предварительная договоренность с РФБ, прорабатываются другие варианты, представляющие наибольший интерес). Межбиржевые соглашения объективно будут способствовать созданию единого торгового пространства. Не исключается установка просмотрового терминала РТС (при определенной заинтересованности и поддержке компаний-членов НАУФОР).
По результатам заключенных сделок (сложившейся цене на ценные бумаги) инвесторы смогут получить возможность реально оценить стоимость своих ценных бумаг, причем эта оценка может стать основополагающей для налоговых органов, нотариата, оценщиков, арбитража и ФУДН(Б).
Существующее законодательство позволяет на биржевых площадках торговать ценными бумагами, не только прошедшими листинг. Это обусловливает тесную работу с эмитентами. К биржевой экспертизе допускаются ценные бумаги любого эмитента, одни - включаются в биржевой список (прошедшие листинг), другие не включаются в биржевой список, но допускаются к обращению на бирже. В результате эмитент получает возможность получить объективную оценку своих ценных бумаг.
Начать можно с торгов корпоративными ценными бумагами и облигациям субъектов федерации (в настоящий момент - Волгограда), постепенно перейдя на торговлю срочными контрактами (учитывая наше географическое положение, это могут быть зерно, газ, нефть, электроэнергия).
Действующим в структуре биржи отделом листинга разработаны документы по экспертизе ценных бумаг. По ее прохождении у эмитентов снимется большая часть вопросов по раскрытию информации и соответственно не будет претензий со стороны ФКЦБ.
Фондовая биржа, как закрытое саморегулируемое сообщество брокеров, может и согласно действующему законодательству будет обеспечивать систему надзора за соблюдением правовых норм членами фондовой биржи. При бирже создаются и постоянно действуют ревизионные структуры по соблюдению брокерами правил бэк-офиса, правил торгов, соблюдения профессиональной этики.
Существует договоренность с региональным представительством ФКЦБ о том, что результаты проверок фондовой биржей своих членов будут достаточным основанием, чтобы не проводить двойных проверок и дублирования одних и тех же действий и это снимет хотя бы часть нагрузки с отделения ФКЦБ.
Профессиональные участники - члены фондовой биржи самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют "правила игры", что приводит к дополнительной формализации фондового рынка и, соответственно, снижает его риск, а фондовая биржа лишь следит за исполнением этих правил. Впоследствии часть этих правил можно будет распространить на весь организованный фондовый рынок.
Развитие фондовой биржи рассматривается только при активной работе финансовых институтов нижневолжского региона в тесном контакте с эмитентами и властными структурами. "Через" фондовую биржу выстраивается инфраструктура фондового рынка - региональный депозитарий, расчетный центр, СРО, торговая площадка-дилинговый центр, информационно-справочная система.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Саратовской области от 24 июня 1997 г. N 497 "О Саратовской фондовой бирже" (с изменениями... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.