Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации рассмотрения письменных индивидуальных и коллективных обращений граждан и личного приема граждан в Саратовском областном суде, поступающих в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.
2. Работа по организации личного приема граждан и рассмотрению их обращений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, в том числе с Федеральным законом Российской Федерации N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Регламентом Саратовского областного суда, решениями и поручениями председателя Саратовского областного суда, требованиями Инструкции по делопроизводству в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 года N 161 (далее Инструкция по делопроизводству), а также на основании настоящего Положения.
Установленный настоящим Положением порядок рассмотрения граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
3. Работа с обращениями граждан в Саратовском областном суде основывается на принципах гласности и открытости. Информация о фактическом адресе суда, справочном телефоне, порядке и сроках рассмотрения обращений, времени личного приема граждан руководством суда вывешивается в местах, доступных для посетителей, размещается на Интернет-сайте суда.
4. Письменные обращения, поступившие в областной суд, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению.
Отказ в приеме обращений, рассмотрение которых входит в компетенцию областного суда, недопустим.
5. Председатель суда, его заместители, а также лица, осуществляющие работу с обращениями граждан, в порядке исполнения поручений председателя суда и заместителей председателя суда в пределах своих полномочий обязаны:
- своевременно, всесторонне и объективно рассматривать обращения, принимать по ним основанные на законе решения, сообщать заявителям о результатах рассмотрения их обращений;
- систематически анализировать обращения граждан для выявления и устранения причин, порождающих нарушение их прав, а также для совершенствования работы судов.
6. Централизованный учет поступающих обращений граждан ведет отдел делопроизводства, который контролирует сроки рассмотрения обращений.
Регистрация и учет письменных обращений граждан
7. Делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от других видов делопроизводства в соответствии с утвержденной на каждый календарный год номенклатурой дел.
Регистрация обращений граждан, подготовка внутренних и исходящих документов, учет, хранение и передача дел в архив осуществляются в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству.
Работа с обращениями граждан осуществляется в единой автоматизированной информационной системе делопроизводства и документооборота областного суда.
8. Все поступившие в областной суд письменные обращения регистрируются и учитываются сотрудниками отдела делопроизводства не позднее следующего дня с момента их поступления.
9. Заявления граждан специального характера (по направлениям деятельности), связанные с выдачей документов, разрешений, справок, предоставляющих или восстанавливающих какое-либо право, регистрируются и учитываются в соответствующих отделах в отдельных учетных формах. Порядок работы с такого рода обращениями регламентирован федеральным законодательством, требования настоящего положения на них не распространяются.
10. Перед вскрытием почтового отправления работниками отдела делопроизводства проверяется правильность его адресования. Ошибочно присланные письма возвращаются на почту невскрытыми.
11. Все конверты, направленные гражданами в адрес областного суда, в том числе адресованные конкретному должностному лицу с пометкой "лично", подлежат вскрытию с соблюдением правил работы с почтовыми отправлениями, вызывающими подозрение на содержание веществ или предметов, опасных для жизни и здоровья людей.
12. При обнаружении подозрительного конверта составляется акт.
13. После вскрытия конверта проверяется наличие в нем письменных вложений. Конверт хранится вместе с обращением в течение всего периода его рассмотрения, после чего уничтожается.
14. Если в конверте отсутствует письменное вложение либо обнаружилась недостача упоминаемых автором или описью документов, составляется акт, один экземпляр которого посылается отправителю, а второй приобщается к полученным документам.
15. При регистрации обращения на лицевой стороне первого листа проставляется регистрационный штамп, в котором указывается дата поступления и входящий номер.
16. Учет обращений осуществляется при помощи автоматизированной информационной системы и Журнала регистрации предложений, заявлений и жалоб, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством. Регистрация обращений производится в хронологическом порядке.
17. Автоматизированная информационная система обеспечивает проверку обращений на повторность, надежное хранение не менее пяти лет всех без исключения сведений об обращениях, а также подсчет и обобщение статистических данных.
18. Основными сведениями об обращении, подлежащими обязательному учету, являются:
- дата регистрации,
- регистрационный номер,
- сведения о повторности или многократности обращения,
- фамилия и инициалы автора обращения, его адрес, название организации, исходящий номер и его дата,
- краткое содержание обращения,
- резолюция председателя суда, заместителей председателя суда, рассматривавших обращение, фамилия лица, ответственного за рассмотрение обращения,
- дата и результаты рассмотрения обращения,
- сведения об осуществлении контроля,
- сведения о месте хранения материалов рассмотренного обращения.
В учетных формах предусматривается графа "Примечание" для внесения дополнительных сведений об обращении.
19. Коллективное обращение, то есть обращение, подписанное двумя и более авторами, а также бесфамильное обращение, поступившее от имени администрации предприятия или общественной организации конкретного предприятия, учреждения (заведения), регистрируется в общем порядке, в учетные формы вносятся первые две-три разборчиво указанные фамилии, первой указывается фамилия того автора, в адрес которого просят направить ответ. Учет производится по его фамилии. В учетных формах в графе "Примечание" проставляется отметка "коллективное" и указывается общее количество обратившихся граждан. Бесфамильные коллективные обращения регистрируются по названию организации, предприятия, учреждения (заведения), откуда они поступили.
20. Аналогичное обращение, то есть второе (и последующее) обращение гражданина по одному и тому же вопросу, при условии, что срок рассмотрения первого обращения еще не истек, в том числе копия обращения этого гражданина, поступившая из другого государственного органа или органа местного самоуправления, регистрируется в порядке, предусмотренном настоящим положением, и приобщается (направляется исполнителю) к материалам первого обращения. В учетные формы вносятся только сведения об авторе обращения, откуда оно поступило, а в графе "Примечание" указывается: "аналогичное к N _______ от ________ 20 ___ г.".
21. Анонимные обращения, то есть письменные обращения, в которых не указаны фамилия автора и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, регистрируются и учитываются - под индексом "ан" (например, ан-45), рассматриваются председателем суда или его заместителями и списываются в соответствующий наряд с материалами по обращениям граждан. Ответ по анонимным обращениям не дается.
22. Анонимные обращения, содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, подлежат направлению в подразделение системы МВД России или другой государственный орган в соответствии с их компетенцией, о чем в учетных формах делается соответствующая отметка.
23. Одной из форм приема обращений граждан является прием электронных сообщений (Интернет-обращений).
При поступлении Интернет-обращения, если автором указан адрес электронной почты, ему по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или о мотивированном отказе в рассмотрении, после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным.
Отказ в рассмотрении обращения мотивируется указанием автором недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа, поступлением дубликата уже принятого Интернет-обращения, некорректностью содержания, невозможностью рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).
24. Ответ на Интернет-обращение, как правило, направляется в письменной форме, возможно направление ответа и в форме электронного сообщения.
Порядок рассмотрения письменных обращений граждан
25. Председатель областного суда организует работу по своевременному рассмотрению и разрешению обращений граждан.
26. Обращение, поступившее в областной суд в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
27. В случае необходимости должностное лицо, рассматривающее обращение, может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
28. Зарегистрированные и учтенные обращения для принятия решения докладываются начальником отдела делопроизводства председателю суда или 1-му заместителю председателя суда, заместителям председателя суда.
29. Председателю областного суда передаются зарегистрированные обращения из высших государственных органов, с грифом "лично", жалобы на действия судей областного суда и районных судов, мировых судей, а также работников аппарата суда, волокиту по рассмотрению уголовных и гражданских дел районными судами.
30. Обращения, о результатах проверки которых необходимо информировать органы государственной власти, депутатов Государственной Думы, Верховный Суд РФ, ставятся на "контроль".
31. Поручения по обращениям, поступившим на имя председателя, передаются исполнителям в день наложения резолюции или не позднее следующего дня. Обращения, которые исполняются двумя и более лицами, копируются и передаются всем одновременно в копиях. Подлинник документа передается ответственному исполнителю, указанному в резолюции первым, который обязан организовать исполнение в установленный срок.
32. Обращения, поступившие в областной суд почтой или принятые лично, регистрируются в отделе делопроизводства и передаются заместителю председателя суда, председателю соответствующей судебной коллегии для дачи конкретных указаний исполнителям. Исполнитель готовит ответ за подписью заместителя председателя суда и визирует копию ответа.
33. Если ответ ранее отправлялся за подписью заместителя председателя суда, повторный ответ при наличии соответствующей резолюции направляется за подписью председателя суда.
34. За подписью председателя готовятся ответы в соответствии с его конкретными указаниями исполнителям. При этом на копии ответа проставляются визы исполнителя или заместителя председателя суда председателя соответствующей судебной коллегии.
35. По обращению, относящемуся к компетенции областного суда, принимается одно из следующих решений:
35.1. Принять к рассмотрению.
35.2. Направить для рассмотрения по подведомственности или территориальности, о чем уведомляется автор обращения.
35.3. Приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению.
35.4. Не проводить проверку по обращению, если оно признано анонимным, некорректным по содержанию или изложению, а также многократным, то есть содержащим вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями и в котором не приводятся новые доводы или обстоятельства.
36. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию областного суда, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган, или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При этом гражданин письменно уведомляется о переадресации его обращения.
37. Запрещается направлять обращение на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
38. Если в соответствии с запретом, предусмотренным пунктом 38 настоящей Инструкции, невозможно направление жалобы на рассмотрение в районные суды, иной государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением ему права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 37 настоящего положения
39. Повторные и многократные обращения докладываются председателю суда или заместителям председателя с приложением материалов проверок по предыдущим обращениям либо отдельной справки о результатах предшествующих проверок.
40. Не считается многократным повторное обращение, то есть поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или автор не согласен с принятым по его обращению решением. Не считаются повторными обращения одного и того же автора по разным вопросам. Председатель суда, заместители председателя суда обязаны тщательно разобраться в обстоятельствах и причинах поступления повторного обращения и принять соответствующие меры.
41. По многократному обращению председателем суда, заместителями председателя суда принимается решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение. Переписка возобновляется, если основания, по которым она была прекращена, устранены.
42. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
43. При поступлении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с сообщением гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
44. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
45. В резолюции по обращению председатель суда, заместитель председателя в письменном виде определяет исполнителя, сроки и порядок его разрешения, а также необходимость осуществления контроля. Допускается установление сокращенных сроков рассмотрения обращения.
46. Запрещается поручать рассмотрение обращения исполнителю, к компетенции которого не отнесены изложенные в нем вопросы. При необходимости рассмотрение обращения поручается нескольким соисполнителям. При этом исполнитель, указанный в поручении первым, является ответственным исполнителем.
47. Исполнитель в ходе рассмотрения обращения:
47.1. Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
47.2. Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах.
47.3. Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
47.4. Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
48. Обращение, поступившее в областной суд в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней. Указанный срок исчисляется от даты регистрации обращения в отделе делопроизводства до даты направления окончательного ответа автору. Промежуточный ответ (о продлении срока либо о проведении тех или иных действий, о результатах которых будет сообщено позднее) не является основанием для прекращения рассмотрения обращения.
49. При поступлении запроса из государственного органа, рассматривающего обращение, областной суд обязан в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну и для которых установлен особый порядок предоставления.
50. Сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях. Если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания этого срока считается предшествующий ему рабочий день.
51. По аналогичному обращению, приобщенному к материалам проводящейся проверки, срок его рассмотрения соответствует сроку рассмотрения первого обращения. При этом в ответе гражданину обязательна ссылка на все приобщенные обращения и адресаты (если они имеются), откуда они получены. Например, "На Ваше обращение в Верховный Суд РФ, направленное в наш адрес по подведомственности, сообщаем...".
52. Срок рассмотрения обращения соисполнителем составляет половину общего срока, установленного на рассмотрение.
53. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу председатель суда, заместители председателя суда вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.
54. После завершения проверки, проведенной по сведениям, изложенным в обращении, исполнитель по результатам проверки вносит предложения председателю суда или заместителям, поручившим рассмотрение обращения.
55. Ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов дается в письменной форме на официальном бланке областного суда за подписью председателя суда или его заместителей.
56. Если ответ по существу поставленных в обращении вопросов не может быть дан без разглашения сведений, охраняемых законодательством Российской Федерации, в том числе составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленных в нем вопросов в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
57. Текст ответа составляется в официальном стиле. Ссылки на те или иные статьи нормативных правовых актов без дальнейшего разъяснения их требований не допускаются.
58. Запрещается направлять гражданам ответы с исправлениями (в том числе в реквизитах).
59. Ответ на обращение, поступившее в областной суд по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
60. После подписания ответа автору письменного обращения само обращение и связанные с его рассмотрением материалы проверки с отметкой "в дело" на листе для резолюций передаются в отдел делопроизводства для отправки ответа заявителю.
61. Каждое рассмотренное письменное обращение и все документы, относящиеся к его разрешению, исполнителем формируются и сшиваются в отделе делопроизводства в следующей последовательности:
- копия ответа автору обращения, а также (если имеются) копии промежуточных ответов автору;
- заключение по результатам разрешения обращения (если проводилась проверка);
- материалы проверки по письменному обращению (если она проводилась);
- лист резолюции по письменному обращению;
- письменное обращение, приложения к нему (если они имеются).
62. При необходимости направления или возврата самого обращения после его рассмотрения в другие государственные органы или другому должностному лицу в материал по письменному обращению подшивается его копия, а также копии сопроводительного документа и ответа автору. В учетную форму вносятся соответствующие сведения.
63. Материалы по письменным обращениям граждан формируются и подшиваются в наряд в соответствии с номенклатурой дел, где они располагаются в хронологическом порядке и хранятся в соответствии с правилами делопроизводства.
Личный прием граждан
64. Личный прием граждан в Саратовском областном суде осуществляется председателем суда, первым заместителем председателя суда и заместителями председателя суда в приемной с обязательным участием помощника либо работника аппарата суда согласно утвержденному регламенту с учетом содержания обращения гражданина и подведомственности разрешения поставленных вопросов.
65. Прием граждан ведется в порядке очередности. Допускается осуществление приема граждан по предварительной записи.
Граждане, имеющие льготы и преимущества, установленные законодательством Российской Федерации, принимаются вне очереди. Иногородние посетители во всех случаях принимаются в день обращения.
66. Личный прием граждан должностными лицами областного суда вне рамок утвержденного графика личного приема граждан проводится по мере необходимости на основании устных или письменных обращений граждан к этим должностным лицам. В этом случае предварительную запись граждан на личный прием, информирование их о дате, времени и месте проведения личного приема осуществляют помощники, осуществляющие организацию личного приема.
67. Помощник председателя суда, помощники заместителей председателя в целях обеспечения личного приема граждан вправе уточнить мотивы обращения и существо вопроса, а также ознакомиться с документами, подтверждающими обоснованность просьбы гражданина. При необходимости указанные лица вправе запрашивать в пределах, установленных законом, дополнительную информацию и справочные материалы по существу обращения гражданина.
По наиболее сложным вопросам, предполагаемым для рассмотрения на личном приеме, от граждан могут предварительно приниматься письменные обращения. Они подлежат регистрации и приобщаются к материалам для доклада должностному лицу суда на личном приеме гражданина.
68. До начала личного приема граждан сотрудник аппарата суда, осуществляющий организацию личного приема, составляет список граждан, записавшихся на прием, с указанием краткого содержания вопросов обращения.
69. Должностные лица, осуществляющие прием, для обеспечения квалифицированного решения поставленных посетителем вопросов могут привлекать к их рассмотрению работников соответствующих подразделений или получать у них консультации.
70. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
71. Содержание устного обращения заносится в журнал личного приема гражданина.
Основными сведениями об осуществлении приема, подлежащими обязательному учету, являются:
1. Дата и время приема.
2. Фамилия, имя, отчество посетителя, его адрес регистрации, адрес фактического проживания.
3. Краткое содержание устного обращения.
4. Фамилия должностного лица, осуществившего прием.
5. Сведения о результатах приема.
6. В карточке личного приема гражданина должна быть предусмотрена графа "Примечание" для внесения при необходимости дополнительных сведений, имеющих принципиальное значение.
Сведения о сути устного обращения и результатах приема, внесенные в журнал личного приема гражданина, должны быть конкретными и носить информативный характер.
72. Должностное лицо областного суда, осуществляющее личный прием граждан, принимает решение о порядке разрешения поставленных гражданином вопросов.
Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале личного приема гражданина. При этом должностное лицо, осуществляющее прием, в пределах своей компетенции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, вправе принять одно из следующих решений:
1. Удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения.
2. Отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения.
3. Если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, должностное лицо вправе принять письменное обращение, разъяснив гражданину причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее рассмотрения. При этом принятое в ходе приема письменное обращение регистрируется, учитывается и рассматривается в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Его регистрационный номер и дата вписываются в графу "Сведения о результатах приема" журнала личного приема гражданина.
73. Если вопросы, поставленные гражданином, непосредственно относятся к компетенции областного суда, направлены на совершенствование функционирования судебной системы области, то вышеназванное должностное лицо принимает их к личному рассмотрению или адресует соответствующим должностным лицам для рассмотрения. В этом случае оформляется информационное письмо или письменное поручение должностного лица, проводившего личный прием гражданина.
74. Если разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию Саратовского областного суда, ему разъясняется, куда и в каком порядке следует обратиться.
75. Если вопросы, поставленные в письменном обращении, подлежат разрешению согласно подведомственности в государственных органах, органах местного самоуправления, то вышеназванное должностное лицо направляет письменное обращение на рассмотрение соответствующим должностным лицам этих органов. При этом гражданину направляется письменное уведомление, в котором указывается, в какой государственный орган, орган местного самоуправления (какому должностному лицу) и за каким исходящим номером направлено на рассмотрение письменное обращение.
76. Письменные и устные обращения граждан, а также содержащиеся в них критические замечания должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы судебной системы области. Особое внимание должно быть обращено на устранение причин, вызывающих повторные и коллективные жалобы, а также вынуждающих граждан обращаться в редакции средств массовой информации по вопросам, которые могут и должны разрешаться в судах.
Заключительные положения
77. Использование и распространение информации о частной жизни граждан, ставшей известной в связи с обращениями граждан в областной суд, без их согласия не допускаются.
78. По письменной просьбе гражданина он может быть ознакомлен с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
79. Ознакомление гражданина с интересующими его документами и материалами производится начальником отдела, располагающего этими документами и материалами, или по его поручению другим работником аппарата суда.
80. По просьбе гражданина ему могут быть выданы копии письменных ответов, поступивших в областной суд из государственных органов, органов местного самоуправления в связи с его предыдущим письменным обращением, а также копия письменного ответа (уведомления) о результатах рассмотрения его обращения в областном суде, если указанные письменные ответы не были получены гражданином по не зависящим от него обстоятельствам.
Выдача гражданину копии истребуемого им письменного ответа осуществляется начальником отдела, располагающего этими документами и материалами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в Саратовском областном суде (утв. приказом председателя Саратовского областного суда от 22 декабря 2006 г. N 25)
Текст положения официально опубликован не был
Текст положения размещен на сайте Саратовского областного суда в Internet (www.saratov-court.ru)