Комментарий
к Федеральному закону "О бухгалтерском учете"
28 ноября 1996 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.12.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" - первый законодательный акт, принятие которого давно ожидали специалисты в области бухгалтерского учета и налогообложения. В нем сведены воедино все основные правовые и методологические принципы организации и ведения бухгалтерского учета, сложившиеся в РФ на настоящий момент и содержащиеся во многих нормативных документах Минфина РФ.
Кроме того, с развитием рыночных отношений и международного сотрудничества давно назрела необходимость в закреплении концептуальных основ организации и ведения бухгалтерского учета, порядка составления и представления бухгалтерской отчетности на более высоком, законодательном уровне.
Вместе с тем Закон не вносит никаких кардинальных изменений в сложившийся порядок организации и ведения бухгалтерского учета на территории РФ, а лишь систематизирует наиболее устойчивые и уже продемонстрировавшие свою практическую применимость принципиальные моменты российского бухгалтерского учета.
В данном Законе бухгалтеры и экономисты найдут множество самых различных положений и правил целого ряда нормативных документов, изданных Минфином РФ. К ним относятся:
- Положение "О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденное Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170;
- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94, утвержденное Приказом Минфина РФ от 28.07.94 N 100;
- Положение "О документах и документообороте в бухгалтерском учете", утвержденное Приказом Минфина СССР от 29.07.83 N 105;
- Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/96, утвержденное Приказом Минфина РФ от 08.02.96 N 10;
- Приказ Минфина РФ "О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год" от 19.10.95 N 115;
- Приказ Минфина РФ "О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 году" от 27.03.96 N 31;
- Приказ Минфина РФ "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" от 12.11.96 N 97.
Как следует из п.1 ст. 5 Закона, для подробной регламентации более конкретных вопросов, возникающих в процессе организации и ведения бухгалтерского учета, специально уполномоченными на то органами должны разрабатываться и утверждаться планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, различные положения и стандарты, а также методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Представляется, что действующие в части, не противоречащей Федеральному закону, указанные нормативные акты наряду с другими методологическими документами Минфина РФ уже сформировали определенную нормативно-правовую базу для решения множества конкретных вопросов бухгалтерского учета и детализируют большинство положений Закона.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" начинается с того, что в п.1 ст.1 дается определение бухгалтерского учета как упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации о наличии и движении имущества и обязательствах юридического лица.
Объем Закона сравнительно невелик: он содержит всего лишь 19 статей и разделен на 4 главы.
С точки зрения структуры Закон отдаленно схож с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Однако даже при первом прочтении отмечается отсутствие имеющихся в Положении конкретных указаний по ведению постатейного учета. Как отмечалось выше, для этой цели необходимо руководствоваться положениями и стандартами специального характера, в частности тем же Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Отметим так же, что кардинальных изменений в новом Законе по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами нет, положения Закона в большей степени регламентируют и конкретизируют действующий порядок бухгалтерского учета.
В ст. 1 Закона помимо задач бухгалтерского учета, определены его объекты, под которыми понимаются те имущество, обязательства и осуществляемые в процессе деятельности организаций хозяйственные операции, информация о наличии и движении которых подлежит сбору, регистрации и обобщению.
Довольно интересна ст. 2, дающая основные понятия, используемые в процессе организации и ведения бухгалтерского учета: синтетический и аналитический учеты, план счетов бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность. К сожалению, в данной статье Закона не раскрыто употребляемое далее в тексте Закона понятие "рабочий план счетов бухгалтерского учета". Однако представляется, что в данном случае имеется в виду принятый на предприятии систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, необходимых для его ведения в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
Следует отметить, что ранее нормативных актов, раскрывающих эти основополагающие понятия бухгалтерского учета, не было. Они появились в Законе из теории бухгалтерского учета, но их нормативное закрепление в любом случае имеет позитивное значение.
Статьей 3 определена система законодательства о бухгалтерском учете в которую вошли: Федеральный закон "О бухгалтерском учете", другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Как видно из приведенного перечня, нормативные документы и методические указания, издаваемые органами, которым федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в эту систему законодательства не включены. Акты Министерства финансов РФ в данном случае также имеются в виду.
В отличие от Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, сфера действия которого ограничивалась лишь юридическими лицами РФ (кроме банков), а также бюджетными организациями и организациями с иностранными инвестициями, настоящий Закон в силу п. 1 ст. 4 распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ (в том числе и банки), а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Особо хотелось бы выделить п. 1 ст. 5, которым общее руководство бухгалтерским учетом в РФ возложено на Правительство РФ. Это полномочие высшего органа исполнительной власти страны следует из ст.114 Конституции РФ, согласно которой проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивает Правительство РФ. И в связи с тем, что бухгалтерский учет непосредственно связан с финансово-хозяйственными операциями и является одним из элементов финансового регулирования, именно Правительство РФ, а не какой-либо иной орган (в том числе и Минфин РФ) может осуществлять регулирование в этой области экономики.
Немаловажным моментом Закона является введение упрощенной формы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (п.3 ст. 5).
Первоначально о такой мере государственной поддержки субъектов малого предпринимательства говорилось в ст. 5 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", где для субъектов малого бизнеса предусматривалась упрощенная процедура ведения бухгалтерского учета и упрощенные формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.
Впоследствии Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности в Российской Федерации" определил правовые основы ведения и применения упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства.
Так, п. 4 ст. 1 Закона было установлено, что указанной категории предприятий предоставлено право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Форма книги учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и порядок ее ведения утверждены Приказом Минфина РФ от 22.02.96 N 18.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона руководителю предоставлено право в зависимости от объема учетной работы сделать выбор: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность главного бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту либо вести бухгалтерский учет лично. Однако в последнем случае не ясно, каким образом будут оформляться платежные и денежные документы, утвержденные формы которых предполагают обязательность подписи главного бухгалтера.
Пункт 3 ст. 6 в свою очередь интересен тем, что в нем содержатся новые требования к формированию учетной политики организации.
Заметим, что ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия" (п. 1.2) определяет учетную политику как выбранную совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности - и этим ограничивается.
В Законе же наиболее полно раскрыты все элементы учетной политики организации, приводится конкретный перечень того, что должен содержать приказ об ее утверждении. Так, при утверждении учетной политики организацией определяются рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов (при отсутствии типовых), порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной документации, порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Хотелось бы обратить особое внимание на ст. 7, посвященную положению и компетенции главного бухгалтера. Как и прежде (п.24 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации), денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства, не имеющие подписи главного бухгалтера, считаются недействительными и приниматься к исполнению не должны. Это положение Закона имеет весьма важное значение, поскольку нередки случаи, когда руководители не ставят бухгалтера в известность о каких-либо предпринимаемых ими финансовых мероприятиях. При этом именно главный бухгалтер остается ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Настоящий Закон фактически запрещает главному бухгалтеру организации принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.
Между тем для обеспечения четкого разграничения ответственности руководителя организации и главного бухгалтера п. 4 ст. 7 Закона предусматривается, что при наличии разногласий между ними по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению, но лишь с письменного распоряжения руководителя.
Представляется, что в такой ситуации, согласно п. 3 ст. 7 Закона, одной из основных задач главного бухгалтера является обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, и в соответствии с п. 25 Положения N 170 главный бухгалтер должен в письменной форме сообщить руководителю организации о возможных нарушениях законодательства и лишь после этого исполнять соответствующее письменное распоряжение. В этом случае вся полнота ответственности за последствия проведения вышеуказанных операций возлагается на руководителя.
Особое внимание обратим на ст. 9 Закона, посвященную первичным учетным документам, посредством оформления которых проводятся все хозяйственные операции организации и на основании которых строится ее бухгалтерский учет.
В п. 1 ст. 9 Закона впервые дано формальное определение первичных учетных документов.
До принятия Закона характерные признаки, назначение и порядок оформления такого рода документов в наиболее общем виде были представлены в пунктах 7-10 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и более детально излагались в разд. 2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином РФ от 29.07.83 N 105.
Интересно, что в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона из перечня обязательных реквизитов используемых при оформлении первичных учетных документов изъят "код формы" документа. Связано это с тем, что в соответствии с п. 3 ст. 6 организациям предоставлено право при утверждении учетной политики разрабатывать собственные формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности с соблюдением ряда обязательных реквизитов.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на п.3 ст.9, в котором установлено, что теперь перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Например, ранее в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40, для получения права подписи первичных документов (в частности, о приеме наличных денег в кассу) было достаточно единоличного распоряжения руководителя организации (п. 13 Порядка).
Рассмотрим положения п. 8 ст. 9 и п. 4 ст.10, в которых говорится о защите прав проверяемых организаций.
Во-первых, Законом определен ограниченный круг органов, на основании решений которых могут быть изъяты первичные учетные документы организации. Это органы дознания, предварительного следствия и прокуратуры, суды, налоговые инспекции и налоговая полиция.
Во-вторых, организации (а вернее, одному из ее должностных лиц) предоставлено право с разрешения и в присутствии органов, производящих изъятие документов, снять копии с документов, подлежащих изъятию, с указанием основания и даты изъятия. Это, безусловно, значительно облегчит дальнейшую текущую и оперативную работу организации.
В-третьих, в соответствии с п. 4 ст. 10 содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, за разглашение которой к лицам, получившим доступ к ней, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством РФ, а именно: имущественная ответственность в виде возмещения убытков в соответствии со ст.139 ГК РФ, а кроме того, с 1 января 1997 г. уголовная ответственность с применением санкций, предусмотренных ст.183 УК РФ.
Статья 11 Закона касается регулирования оценки имущества и обязательств организации для их последующего отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Без существенных корректив сложившегося порядка и способов оценки указанных объектов в Законе изложены общие принципы оценки в зависимости от способа поступления имущества и обязательств на баланс организации.
Так, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку, имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования, имущества, произведенного непосредственно самой организацией, - по стоимости его изготовления.
Ранее в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, допускалось принятие к бухгалтерскому учету, в частности, безвозмездно полученных основных средств как по оценочной стоимости, так и по данным акта приема-передачи, т. е. по договорной стоимости имущества.
Кроме того, специально предусматривалось, что имущество, передаваемое в виде вклада в уставный капитал, принимается к учету по цене, определенной в договоре сторон, которая в принципе могла как соответствовать, так и не соответствовать его рыночной стоимости.
Теперь же в соответствии с Федеральным законом при безвозмездной передаче имущества (независимо от способа его передачи) стоимость имущества в любом случае будет определяться исходя из его рыночной цены. Наиболее вероятное следствие этого положения Закона - сложности с определением рыночной цены имущества.
Вместе с тем Закон не устанавливает каких-либо особенностей оценки конкретного вида имущества и обязательств, а определяет лишь общие принципы способов принятия их к бухгалтерскому учету.
Пунктом 2 ст. 11 Закона устанавливается, что бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.
Между тем п. 3.4 действующего в настоящее время ПБУ 3/95 "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 50, допускается пересчет стоимости денежных знаков в кассе, средств на счетах в банках, денежных средств и документов, краткосрочных ценных бумаг (краткосрочные облигации и депозиты), а также остатков средств целевого бюджетного финансирования, выраженных в иностранной валюте, также и на дату составления бухгалтерской отчетности по последнему по времени в данном отчетном периоде курсу ЦБ РФ.
Кроме того, в том же пункте Положения определено, что пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на счетах может производиться и по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых ЦБ РФ.
Для обеспечения соответствия данных бухгалтерского учета и отчетности фактическому наличию материальных ценностей, денежных средств и обязательств организации ст.12 Закона предусмотрено проведение инвентаризаций, порядок и сроки которых определяются руководителем.
И хотя порядок проведения инвентаризаций по-прежнему будет регулироваться специальными актами (в настоящее время действуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49), п. 3 ст.12 Закона, как и п. 5.2 указанных Методических указаний, определяет единый метод отражения в бухгалтерском учете выявленных в результате инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета для всех видов инвентаризируемого имущества.
Статья 13 Закона определяет состав бухгалтерской отчетности, которую обязаны составлять все организации на основе данных синтетического и аналитического учетов. При этом в указанной статье Закона не конкретизируется, состав какой именно отчетности (годовой или квартальной) имеется в виду.
В ранее принятых документах по порядку составления и представления бухгалтерской отчетности ее состав за квартал или за год определялся каждый раз Минфином РФ на конкретный отчетный период и имел существенные различия.
Так, в соответствии с п. 2 приказа Минфина РФ от 19.10.95 N 115 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год" годовая бухгалтерская отчетность состояла из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании и справки к нему, приложения к бухгалтерскому балансу, специализированных форм, установленных в соответствии с п. 30 Положения о бухгалтерском учете..., аудиторского заключения (если организация подлежит обязательному аудиту) и пояснительной записки.
Согласно п. 3 приказа Минфина РФ "О типовых формах квартальной и бухгалтерской отчетности организаций и указаний по их заполнению в 1996 году", состав квартальной отчетности за первое полугодие 1996 г. ограничен бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах, отчетом о движении денежных средств, а также специализированными формами, установленными в соответствии с п. 30 Положения о бухгалтерском учете....
Теперь же, следуя формальному прочтению ст. 13 Закона, состав бухгалтерской отчетности за квартал и за год может оказаться одинаковым, поскольку Минфину РФ предоставлено право утверждать состав бухгалтерской отчетности только для бюджетных организаций. В отношении иных хозяйствующих субъектов, согласно п. 3 ст. 13, Минфин РФ располагает лишь полномочиями по утверждению форм отчетности, а также инструкций по их заполнению.
На наш взгляд, рассматриваемая норма Закона касается исключительно бухгалтерской отчетности, составляемой за год, однако, для более однозначного утверждения такого понимания данной нормы Закона требуется ее дополнительное толкование законодательным либо иным компетентным правоприменительным органом.
Статья 14, определяющая отчетный год организаций, вводит новое правило, согласно которому данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
Можно предположить, что в данном случае речь идет не только о конкретных хозяйственных сделках организации, проведенных ею до регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, но и о так называемых организационных расходах юридического лица, связанных с его созданием, которые независимо от того, признаны ли они вкладом в уставный капитал организации или нет, согласно п. 4.6.3 инструкции "О порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности", утвержденной Приказом Минфина РФ от 19.10.95 N 115, допускалось включать в ее годовую бухгалтерскую отчетность.
Тем не менее данное положение Закона, на наш взгляд, вступает в определенное противоречие со ст.49 Гражданского кодекса РФ.
Так, в п. 3 ст. 49 ГК РФ сказано, что правоспособность юридического лица (т.е. способность иметь юридические права и нести юридические обязанности) возникает с момента его государственной регистрации. Иными словами, возможность осуществлять любой из не запрещенных законом (и не требующих специального лицензирования) видов деятельности, в том числе совершать различные хозяйственные операции, возникает только после официального внесения вновь созданного юридического лица в государственный реестр.
Таким образом, при соблюдении действующего гражданского законодательства ситуация, при которой хозяйственная операция проводится организацией еще до ее государственной регистрации, в принципе возникнуть не должна и соответственно изложенное выше правило п. 2 ст. 14 Закона практического использования не найдет.
Пунктом 2 ст. 15 еще раз, как это было ранее зафиксировано в п. 76 Положения о бухгалтерском учете..., подтверждены единые (для российских предприятий и компаний с иностранным капиталом) сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности - 90 дней после окончания года (31 марта обычного года и 30 марта високосного).
При этом у бухгалтеров по-прежнему осталась возможность вместо представления отчетности непосредственно по местонахождению налогового органа воспользоваться услугами ближайшего отделения связи и отправить отчетность по почте. Как и прежде (п. 78 Положения о бухгалтерском учете...), согласно п. 4 ст. 15, сроком представления организацией бухгалтерской отчетности будет считаться дата ее почтового отправления.
В ст.16 Закона предусмотрена ежегодная (не позднее 1 июня следующего за отчетным года) публикация бухгалтерской отчетности акционерных обществ открытого типа, банков и других кредитных организаций, бирж, инвестиционных и иных фондов, страховых организаций, создающихся за счет частных, общественных и государственных средств.
Для Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ и их территориальных органов, а также иных организаций в случаях, установленных федеральными законами, предусматривается ежеквартальная публикация бухгалтерской отчетности.
Ранее п. 82 Положения о бухгалтерском учете... не давал перечня конкретных организаций и учреждений, бухгалтерская отчетность которых подлежит публичному обозрению, отсылая при этом к законодательству РФ.
И, действительно, ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст.43 Закона РСФСР от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР", ст. 29 Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 "О страховании" содержат специальные нормы о необходимости официального опубликования готовой бухгалтерской отчетности. В настоящем Законе эти субъекты представлены в систематизированном виде.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
В настоящее время срок хранения (пять лет) наиболее часто используемых документов, содержащихся в Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения, определен в п.1 решения от 27.06.96 Госналогслужбы РФ и Росархива "Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета".
Интересно отметить, что в отличие от п.10 Положения о бухгалтерском учете..., согласно которому ответственность за обеспечение сохранности первичных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в период работы с ними возлагалась на главного бухгалтера, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона ответственность за организацию хранения указанной бухгалтерской документации возложена на руководителя организации.
При этом руководитель не выполняет непосредственно функций по хранению, а лишь осуществляет работы организационно-распорядительного характера, направленные в целях хранения регистров бухгалтерского учета, в том числе и против несанкционированных исправлений содержащихся в них сведений (п. 3 ст. 10).
Завершающая Закон ст.18 устанавливает правило, согласно которому руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в надлежащем порядке, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
О применении административной ответственности необходимо сказать следующее. Меры административной ответственности за отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, за искажение бухгалтерских отчетов, непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, установлены п.12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Госналогслужбе РСФСР".
Так, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, виновные в совершении любого из указанных действий, привлекаются к ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от 2 до 5 минимальных размеров месячной оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от 5 до 10 минимальных размеров месячной оплаты труда.
Кроме того, с вступлением в силу с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса РФ в случае уклонения от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенного в крупном размере, в соответствии с п. 1 ст. 199 УК РФ должностное лицо наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
При совершении того же деяния неоднократно виновные лица наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
В данной связи нужно иметь в виду, что уклонение организации от уплаты налогов признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает тысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда.
Таким образом, новый УК РФ исключает возможность привлечения к уголовной ответственности за неуплату налога, наступившую в результате счетной ошибки или неправильного отражения хозяйственной операции в регистрах бухгалтерского учета. Единственным основанием для установления уголовной наказуемости совершенного деяния является включение в бухгалтерскую отчетность заведомо искаженных данных.
Завершая комментарий Федерального закона "О бухгалтерском учете", хотелось бы подчеркнуть, что данный законодательный акт в целом направлен на упорядочение ведения бухгалтерского учета в РФ, поскольку в настоящее время практически все ведомства, включая налоговую службу, пытаются внедриться в эту область экономического регулирования, и небезуспешно. В этой связи с принятием Закона можно связывать надежды на то, что неразбериха, возникающая при подчинении бухгалтерского учета нуждам бюджета и налогообложения, если не исчезнет совсем, то хотя бы уменьшится.
Ю. Камфер
Выпуск 1, январь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".