Возврат товара в магазин: правовые аспекты и отражение в учете
При продаже товаров через предприятия розничной торговли зачастую происходят случаи реализации товаров ненадлежащего качества. При этом торговое предприятие обязано неукоснительно соблюдать права покупателя, предусмотренные Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) (п.3 разд.1 Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.93 N 995).
Следует отметить, что этим Законом предусмотрены довольно жесткие штрафные санкции к продавцам и изготовителям, отказавшимся удовлетворить требования потребителя. Помимо стоимости товара, неустойки, сумм причиненного морального ущерба с продавца может быть взыскан штраф в доход государства в размере исковых требований потребителя, удовлетворенных судом (п.6 ст.13 Закона). Кроме того, потребителю сейчас достаточно просто реализовать свои права, поскольку Законом для него предусмотрены значительные льготы по судебной процедуре защиты его требований: потребитель вправе предъявлять иск к продавцу или изготовителю в суд по месту своего жительства (а не по местонахождению ответчика); он освобождается от уплаты госпошлины. Защиту интересов потребителя могут осуществлять и общественные организации (Союзы потребителей), которые также освобождаются от уплаты госпошлины и получают в случае выигрыша дела в суде 50% штрафа, взысканного с продавца в доход государства (статьи 14,17 Закона).
Помимо этого, контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляет Государственный антимонопольный комитет России и его территориальные управления, которым в случае выявления нарушений предоставлены права по приостановлению или прекращению продажи товаров, направлению материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел и в лицензирующие органы для решения вопроса об аннулировании выданных лицензий, по взысканию с предприятия штрафов и предъявлению в суды исков о ликвидации предприятий-нарушителей (гл. IV Закона).
Таким образом, применение этого Закона в настоящее время повсеместно растет и набирает силу. Предприятиям торговли следует с особым вниманием отнестись к законодательству о правах потребителей, поскольку их нарушение может повлечь слишком серьезные последствия.
Нужно, однако, отметить, что очень часто отказ торгующего предприятия удовлетворить требования покупателя вызван просто незнанием его прав, а также проблемами, которые возникают у бухгалтера при отражении этих операций в учете. Предлагаемая Вашему вниманию работа посвящена анализу правовых основ и порядку учета операций при возврате покупателем некачественного товара, приобретенного на предприятии розничной торговли.
* * *
В соответствии со ст. 18 Закона в случае продажи покупателю товара с недостатками, неоговоренными продавцом, покупатель может по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление потребителем;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены товара;
- расторжения договора купли-продажи.
Одновременно с этим вместо предъявления требований потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Кроме этого, потребитель имеет право потребовать и возмещения морального вреда, однако моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем (в данном случае продавцом) только при наличии вины. При этом размер возмещаемого вреда определяется судом (ст.15 Закона).
Удовлетворение вышеуказанных требований покупателя осуществляется в соответствии со статьями 19-24 Закона. Причем продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п.1 ст.476 ГК РФ).
Обмен купленных товаров в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производятся в соответствии со ст.23 Закона. При этом следует учитывать, что не все товары надлежащего качества подлежат обмену. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 08.10.93 N 995 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичные товары.
В случае продажи товара с недостатками обмен их осуществляется, согласно статьям 17-21 Закона, на основании предъявленного товарного или кассового чека, выданного вместе с проданным товаром, который является подтверждением исполнения обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю (п.27 письма Роскомторга от 17.03.94 N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети").
Таким образом, возврат товара или получение денежной суммы за этот товар может быть осуществлен только при предъявлении кассового или товарного чека, выданного вместе с проданным товаром, а возврат товара с гарантийным сроком - при наличии технического паспорта или иного заменяющего его документа. Кроме того, требования покупателя подлежат удовлетворению об обмене либо о возврате товара, если товар не был в употреблении и сохранены его потребительские свойства (ст. 502 ГК РФ).
Следует заметить, что требования продавцу в отношении приобретенных с недостатками товаров могут быть предъявлены покупателем в следующие сроки:
по товарам, на которые гарантийные сроки установлены, - в течение гарантийного срока или срока годности, установленного изготовителем, но не менее двух лет со дня передачи товара (п.5 ст.477 ГК РФ);
по товарам, на которые гарантийные сроки не установлены, - в течение 6 месяцев со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение не более двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
При обмене товаров, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом (п.2 ст.471 ГК РФ).
При устранении недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался.
В случае обнаружения недостатков в товаре обмен его производится в течение 7 дней со дня предъявления указанных требований либо в течение 12 дней при необходимости дополнительной проверки качества, либо в течение одного месяца при отсутствии необходимого для замены товара.
Прием от покупателя недоброкачественного товара оформляется накладной в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар. Причем если в процессе операции обмена произошла доставка крупногабаритного товара (весом свыше 5 кг), то предприятие торговли на основании п.6 ст.17 Закона обязано возместить покупателю расходы по доставке.
Предприятие торговли в случае спора о причинах возникновения недостатков товара обязано провести экспертизу товара за свой счет. В дальнейшем при установлении факта вины изготовителя (поставщика) недоброкачественного товара произведенные расходы могут быть востребованы с поставщика (изготовителя) как убытки, причиненные вследствие ненадлежащего исполнения договора между покупателем (торговым предприятием) и поставщиком (изготовителем); в противном случае произведенные предприятием торговли расходы будут отражены за счет чистой прибыли, так как Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом РФ по торговле 20.04.95 N 1-550/32-2 и согласованными с Минфином РФ 20.04.95, предусмотрено отнесение в состав издержек обращения и производства лишь расходов, возникших в процессе движения товаров до потребителей.
Покупатель товара может также потребовать устранения недостатков в купленном товаре. Данное требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней со дня предъявления требования. При этом в отношении товаров длительного пользования потребителю в течение 7 дней должен быть предоставлен на период ремонта аналогичный товар, причем расходы по доставке этого товара предприятие торговли должно производить за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара, утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 08.10.93 N 995.
* * *
Как показывает практика, наиболее частым вариантом разрешения проблем, связанных с продажей недоброкачественного товара, является замена товара покупателю или возмещение денежной суммы за проданный товар. При этом наибольшие затруднения вызывают операции, связанные с отражением этих сделок в бухгалтерском учете. Это прежде всего связано с разрывом во времени между отчетными периодами, в которых произошла продажа и возврат товара.
Рассмотрим возможные ситуации возврата товара потребителем и отражение их в учете на примере предприятия торговли.
Оформление рассматриваемой хозяйственной ситуации в бухгалтерском учете производится на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, и п.8 Основных инструктивно-методических положений по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров на предприятиях розничной торговли (приложение к письму Минторга РСФСР от 23.11.89 N 0116).
1. Продажа и возврат товара произошли в одном отчетном периоде;
1) Д-т счета 41-1 - К-т счета 60 - получен товар от поставщика;
2) Д-т счета 60 - К-т счета 51 - произведена оплата поставщику;
3) Д-т счета 41-1 - К-т счета 42 - отражена торговая надбавка;
4) Д-т счета 41-2 - К-т счета 41-1 - товар со склада передан в розницу;
5) Д-т счета 50 - К-т счета 46 - реализация товара в розницу;
6) Д-т счета 46 - К-т счета 41-2 - списание продажной стоимости товара;
7) Д-т счета 41-2 - К-т счета 76 - возврат товара;
8) Д-т счета 76 - К-т счета 41-2 - стоимость товара, выданного в обмен на сданный некачественный товар.
В случае возврата покупателю денег за возвращенный товар, предприятие одновременно с отражением полученного товара и возвратом денег (Д-т счета 76 - К-т счета 50) отражает в учете уменьшение объема реализации товара (Д-т счета 46 - К-т счета 46 - красное сторно).
Целесообразность данной записи объясняется необходимостью уменьшения объема реализации, отраженного ранее.
2. Продажа и возврат товара происходит в разные отчетные периоды:
1) Д-т счета 41-1 - К-т счета 60 - получен товар от поставщика;
2) Д-т счета 60 - К-т счета 51 - произведена оплата поставщику;
3) Д-т счета 41-1 - К-т счета 42 - отражена торговая надбавка;
4) Д-т счета 41-2 - К-т счета 41-1 - товар со склада передан в розницу;
5) Д-т счета 50 - К-т счета 46 - реализация товара в розницу;
6) Д-т счета 46 - К-т счета 41-2 - списание продажной стоимости товара;
7) Д-т счета 46 - К-т счета 42 - отражена торговая надбавка по реализованному товару (красное сторно);
8) Д-т счета 46 - К-т счета 68 - начислен НДС на сумму реализованной торговой надбавки.
Далее возврат товара происходит в следующем отчетном периоде:
9) Д-т счета 41-2 - К-т счета 76 - возвращен потребителем некачественный товар ( обмен или прием некачественного товара оформляется накладной на основании заявления покупателя);
10) Д-т счета 76 - К-т счета 50 - в обмен на некачественный товар покупателю выданы деньги;
11) Д-т счета 46 - К-т счета 46 - уменьшение объема реализации при возврате товара (красное сторно);
12) Д-т счета 46 - К-т счета 42 - восстановление ранее реализованной торговой надбавки по возвращенному товару;
13) Д-т счета 46 - К-т счета 68 - уменьшение начисленного НДС при возврате товара (красное сторно);
14) Д-т счета 63 - К-т счета 41-2 - отгрузка некачественного товара поставщику (изготовителю) по оптовой цене;
15) Д-т счета 42 - К-т счета 41-2 - снята торговая надбавка по возвращенному недоброкачественному товару.
В случае, если производится замена недоброкачественного товара розничным предприятием потребителю, бухгалтерская проводка будет следующая (без последующего отражения в учете проводок 12,13):
Д-т счета 76 - К-т счета 41-2.
* * *
На основании пунктов 33, 65 Положения о поставках товаров народного потребления, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 25.07.88 N 888, предприятие торговли вследствие неисполнения условий договора поставщиком может выставить претензию по возмещению причиненного убытка в результате поставки некачественного товара, в размере которого не был получен запланированный доход, а также в размере расходов, понесенных предприятием торговли в результате обмена товара (расходы по доставке товаров для обмена, уменьшение покупной цены и др.), поскольку поставщик (изготовитель) гарантирует качество поставляемой продукции и товара в целом, включая составные части и комплектующие изделия.
К неполученным доходам (упущенной выгоде) относятся все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было исполнено (Временная методика определения размера ущерба ( убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров - приложение к письму Госарбитража СССР от 28.12.90 N С-12/НА-225).
В случае, если договором не предусмотрено возмещение причиненных убытков, розничное объединение может применить к поставщику нормы, установленные гражданским законодательством. Так, на основании ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В бухгалтерском учете расчеты по претензиям будут отражены следующим образом:
Д-т счета 63 - К-т счета 80 - признанные (присужденные судом) претензии;
Д-т счета 51 - К-т счета 63 - поступление денежных средств по признанным (присужденным судом) претензиям.
М. Бойкова
Выпуск 19, октябрь 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".