Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 июля 2010 г. N 306-П в наименование настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Модернизация и санация многоквартирных
домов в Саратовской области на 2007-2010 годы"
Областная целевая программа
"Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2011 годы"
9 ноября 2007 г., 16 января, 28 мая, 29 июля, 24 декабря 2008 г., 9 сентября 2009 г., 15 июля 2010 г., 21 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 21 декабря 2011 г. N 724-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт областной целевой программы "Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2011 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Модернизация и
санация многоквартирных домов в Саратовской
области на 2007-2011 годы" (далее - Программа)
Основания для разработки - Жилищный кодекс Российской Федерации;
Программы Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года
N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации";
федеральная целевая программа "Жилище" на
2002-2010 годы;
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N
131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации";
постановление Правительства Российской
Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об
утверждении Положения о признании помещения
жилым помещением, жилого помещения непригодным
для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу";
постановление Госстроя России от 27 сентября
2003 года N 170 "Об утверждении Правил и
норм технической эксплуатации жилищного
фонда";
постановление Правительства Саратовской
области от 23 ноября 2004 года N 255-П "О
Концепции преобразований в
жилищно-коммунальном комплексе Саратовской
области на 2004-2007 годы";
постановление Правительства Российской
Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об
утверждении Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме и Правил изменения
размера платы за содержание и ремонт жилого
помещения в случае оказания услуг и выполнения
работ по управлению, содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме
ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность"
Государственный заказчик - министерство строительства и жилищно-
Программы коммунального хозяйства области
Разработчик Программы - министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области
Цели Программы - содействие качественному преобразованию
сложившейся застройки населенных пунктов для
целей эффективной организации на территории
муниципальных образований области электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения населения,
водоотведения, снабжения населения топливом
Задачи Программы - создание организационных, правовых и
финансовых предпосылок для разработки
механизма привлечения бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов, в том числе инвестиций,
для решения проблемы модернизации и санации
многоквартирных домов;
обеспечение условий для снижения издержек и
повышения качества предоставления
жилищно-коммунальных услуг, внедрение
ресурсосберегающих технологий на объектах
жилищного фонда, оснащение многоквартирных
домов приборами учета и регулирования
энергоресурсов;
приведение жилищного фонда, находящегося на
территории области, в соответствие с
требованиями, которым должны отвечать жилые
помещения согласно федеральному
законодательству;
финансовая поддержка управляющих организаций,
товариществ собственников жилья, жилищных
кооперативов, жилищно-строительных
кооперативов или иных специализированных
потребительских кооперативов, лиц,
уполномоченных собственниками помещений в
многоквартирных домах в случаях участия их в
реализации мероприятий Программы
Срок реализации - 2007-2011 годы
Программы
Исполнители основных - министерство строительства и жилищно-
мероприятий Программы коммунального хозяйства области, органы
местного самоуправления (по согласованию),
управляющие организации, товарищества
собственников жилья, жилищные кооперативы,
жилищно-строительные кооперативы или иные
специализированные потребительские
кооперативы, лица, уполномоченные
собственниками помещений в многоквартирных
домах (по согласованию)
Объем и источники - Общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы Программы - 357524,5 тыс. рублей,
в том числе:
из областного бюджета - 56524,5 тыс. рублей;
внебюджетные средства (прогнозно) - 301000
тыс. рублей
Планируемые показатели - снижение расходов граждан по оплате жилого
выполнения Программы помещения и коммунальных услуг;
оснащение общедомовыми приборами учета и
регулирования энергоресурсов многоквартирных
домов на территории области
Управление реализацией и - организация управления и контроль за
контроль за исполнением исполнением Программы осуществляется
Программы министерством строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 21 декабря 2011 г. N 724-П в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Модернизация и санация многоквартирных домов на территории области осуществляются с учетом принципов государственной политики совершенствования и развития сложившейся застройки, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, совершенствования финансовых механизмов обеспечения государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении ими управления многоквартирными домами.
Анализ проводимых с 1997 года преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве области показывает, что планируемый переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства в связи со сложным социальным положением граждан-потребителей не завершен. Несмотря на то, что в настоящее время население области оплачивает 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построенные до 1993 года, предприятия и организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, были не в состоянии обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.
В соответствии с принятым в 2004 году Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов. В настоящий момент более 200 категорий граждан являются получателями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, порядка 9 процентов семей являются получателями адресной социальной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с действующим законодательством собственникам жилых помещений не предоставляются льготы и субсидии на проведение капитального ремонта. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Жилищный фонд области по состоянию на 1 января 2006 года составляет 58,9 млн. кв.м, его состояние указано в таблице 1. Всего в области - 423254 жилых дома, из них 50763 - многоквартирных (две квартиры и более). Площадь многоквартирных домов составляет 36,8 млн. кв.м.
Наряду с Программой установка приборов учета осуществлялась в рамках реализации постановлений Правительства Саратовской области от 26 марта 2008 года N 130-П "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году", от 28 мая 2008 года N 218-П "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году N 2", от 26 февраля 2009 года N 62-П "Об утверждении областной адресной программы "Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 годы", от 26 февраля 2009 года N 63-П "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году", принятых во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирных домах. По Программе в 2008-2009 годах было установлено 693 прибора учета потребления коммунальных ресурсов.
По состоянию на 1 января 2010 года оснащение общедомовыми приборами учета в многоквартирных домах в целом по области составляет 16339 единиц, или 36,7 процента от необходимой потребности.
В связи с ограниченным объемом бюджетных средств оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов необходимо осуществлять за счет различных источников, в том числе с привлечением финансовых средств кредитных организаций.
В целях продолжения системного и последовательного реформирования жилищно-коммунального хозяйства, снижения финансовой нагрузки на население области необходимо продление на 1 год реализации Программы по оснащению многоквартирных домов приборами учета потребления коммунальных ресурсов.
Таблица 1
Состояние жилищного фонда
Распределение жилищного фонда | Число зданий (количество/процент) |
Площадь квартир (тыс. кв.м) |
По годам постройки: | ||
до 1920 г. | 53199 (13 процентов) | 7652,3 |
1921-1945 гг. | 45101 (11 процентов) | 6474,9 |
1946-1970 гг. | 169208 (39 процентов) | 22956,8 |
1971-1995 гг. | 130345 (31 процент) | 18247,7 |
после 1995 г. | 25401 (6 процентов) | 3531,8 |
По проценту износа: | ||
от 0 до 30 процентов | 183877 (43 процента) | 25311,3 |
от 31 до 65 процентов | 212315 (51 процент) | 30026,4 |
свыше 65 процентов | 18135 (4 процента) | 2354,5 |
свыше 70 процентов | 8927 (2 процента) | 1177,3 |
В течение длительного времени мероприятия по капитальному ремонту, в том числе модернизации и санации общего имущества многоквартирных домов, проводились в недостаточных объемах. По состоянию на 1 января 2006 года недоремонт жилищного фонда на территории области составляет 5,3 млн. кв.м, или 1,79 млрд. руб. В настоящее время планово-предупредительный ремонт сетей и конструктивных элементов многоквартирных домов полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на проведение планового ремонта.
Несвоевременное принятие мер по восстановлению эксплуатационной способности конструктивных элементов и инженерного оборудования привели к тому, что по состоянию на 1 января 2006 года суммарный объем непригодного для проживания жилья (ветхого и аварийного) в области составляет 2,6 млн. кв.м общей площади, или 3,8 процента и 0,5 процента от общей площади жилищного фонда области соответственно, в нем живет более 86,7 тыс. человек, и эти цифры постоянно увеличиваются.
Согласно проведенному за период с 2001 по 2005 год мониторингу ежегодный прирост ветхого и аварийного жилищного фонда составляет порядка 162 тыс. кв.м, т.е. объем ветхого и аварийного жилищного фонда растет ежегодно на 0,3 процента.
Таким образом, к 2010 году площадь ветхого и аварийного жилищного фонда может увеличиться на 646 тыс. кв.м, что потребует значительных бюджетных ассигнований на расселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Проведение комплекса мероприятий по модернизации и санации многоквартирных домов, кроме предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования. Темпы износа лифтового хозяйства в области превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов, установленный межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95, составляет 25 лет. В лифтовом хозяйстве области находится в эксплуатации 5336 лифтов. Лифтовой парк с начала его существования в области не обновлялся, 1590 лифтов, отработавших назначенный срок, не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации.
В настоящее время требуются кардинальные меры по улучшению технического состояния лифтов, иначе процесс их разрушения станет необратимым и безопасность населения не будет должным образом обеспечиваться.
Часть двенадцатая утратила силу.
См. текст части двенадцатой раздела 1
Еще одной проблемой является отсутствие системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета холодного водоснабжения, составляет 15 процентов, теплоснабжения - 5 процентов, газоснабжения - 37 процентов, электроснабжения - 21 процент.
Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг, что ложится бременем на бюджеты муниципальных образований и не стимулирует граждан к экономии энергетических ресурсов и надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем.
Оснащение приборами учета энергоресурсов позволит вести учет потребления и взимания платы с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.
По состоянию на 1 января 2007 года структура управления многоквартирными домами выглядит следующим образом:
15502 дома - в управлении товариществ собственников жилья (31 процент);
496 - в управлении жилищно-строительных кооперативов (1 процент);
2517 - в управлении управляющих организаций различных организационно-правовых форм (5 процентов);
69 - в непосредственном управлении собственников (0,1 процента);
35261 - в управлении предприятий и учреждений муниципальной формы собственности (63 процента).
Сохраняется необходимость в оказании собственникам помещений в многоквартирных домах содействия в реализации различных способов управления многоквартирными домами. В связи с этим необходимо оказание содействия в решении вопросов инвентаризации и регистрации имущественного комплекса многоквартирного дома. Однако реализация данных мер затруднена из-за отсутствия достаточных ресурсов. В органах местного самоуправления отсутствует первичная техническая документация по объектам жилищного фонда, не сформированы в установленном порядке земельные участки под многоквартирными домами.
Часть девятнадцатая утратила силу.
См. текст части девятнадцатой раздела 1
Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда на территории области, социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области.
Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в реализации указанной Программы предполагается через совершенствование нормативной правовой базы в жилищной сфере, стимулирование проведения ряда организационных мероприятий по возможным объемам муниципальных гарантий, а также через непосредственное использование средств областного бюджета для решения основных задач Программы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 июля 2010 г. N 306-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
содействие качественному преобразованию сложившейся застройки населенных пунктов для целей эффективной организации на территории муниципальных образований области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для разработки механизма привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, в том числе инвестиций, для решения проблемы модернизации и санации многоквартирных домов;
обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда, оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энергоресурсов;
приведение жилищного фонда, находящегося на территории области, в соответствие с требованиями, которым должны отвечать жилые помещения согласно федеральному законодательству;
финансовая поддержка управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, лиц, уполномоченных собственниками помещений в многоквартирных домах в случаях участия их в реализации мероприятий Программы;
абзацы седьмой-девятый утратили силу.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 июля 2010 г. N 306-П раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
3. Срок реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на среднесрочный период с 2007 по 2011 год.
Реализацию мероприятий по оснащению многоквартирных домой общедомовыми приборами учета и регулирования энергоресурсов, рассчитанных на получение положительного эффекта, планируется осуществлять в 2007-2011 годах.
4. Система программных мероприятий
4.1. Общие положения
Система программных мероприятий включает взаимоувязанные социально-экономические, производственные, организационно-хозяйственные и другие мероприятия, обеспечивающие достижение программных целей.
Программа направлена на консолидацию бюджетных средств, средств собственников помещений в многоквартирных домах, а также средств инвесторов при исполнении системы (перечня) программных мероприятий (приложение 1).
Для этого необходимо осуществление следующих программных мероприятий:
оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета и регулирования энергоресурсов;
абзац третий утратил силу;
проведение модернизации и санации многоквартирных домов.
Часть четвертая утратила силу.
См. текст части четвертой подраздела 4.1
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 июля 2010 г. N 306-П в подраздел 4.2 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4.2. Мероприятия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета и регулирования энергоресурсов
Реализация мероприятий Программы по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета и регулирования энергоресурсов осуществляется путем их установки для измерения электроэнергии, теплоэнергии, холодной и горячей воды, природного газа (далее - общедомовой прибор учета) и включает следующие виды работ:
получение технических условий на установку общедомового прибора учета;
выполнение проектных работ;
выполнение работ по монтажу общедомового прибора учета и его приемка в эксплуатацию соответствующей организацией.
Реализация мероприятий Программы по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется:
1) в форме предоставления субсидий из областного бюджета:
а) управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативами, лицам, уполномоченным собственниками помещений в многоквартирных домах, - на возмещение затрат по оплате расходов по кредитам, полученным на оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета;
б) юридическим лицам - на возмещение затрат по оплате расходов по кредитам, полученным на проведение работ по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, в соответствии с договорами, заключенными с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, лицами, уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах;
2) в форме предоставления субсидий из областного бюджета управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, лицам, уполномоченным собственниками помещений в многоквартирных домах, - на возмещение части затрат по лизинговым платежам в соответствии с договорами лизинга на оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.
См. Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на уплату расходов по кредитам, полученным на оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета и регулирования энергоресурсов, в рамках реализации областной целевой программы "Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2011 годы", утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 6 апреля 2010 г. N 132-П
На основании закона области об областном бюджете на соответствующий финансовый год Правительство области в установленном порядке вправе принимать решение о предоставлении государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, лицами, уполномоченными собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, или юридическими лицами, осуществляющими на основе договорных отношений с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, лицами, уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах, проведение работ по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.
4.3. Утратил силу.
См. текст подраздела 4.3
4.4. Утратил силу.
См. текст подраздела 4.4
Постановлением Правительства Саратовской области от 21 декабря 2011 г. N 724-П в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных источников согласно ресурсному обеспечению Программы (приложение 2).
Общий объем финансирования мероприятий Программы - 357524,5 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета - 56524,5 тыс. рублей;
внебюджетные средства (прогнозно) - 301000 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 428-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения осуществляется государственным заказчиком - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.
Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет затраты по мероприятиям Программы, оценочные показатели и состав исполнителей.
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Государственный заказчик Программы в рамках текущей деятельности разрабатывает методические материалы для исполнителей Программы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 21 декабря 2011 г. N 724-П в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
7. Планируемые показатели выполнения Программы
Реализация Программы должна обеспечить:
снижение расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
абзацы четвертый, пятый утратили силу;
оснащение общедомовыми приборами учета многоквартирных домов на территории области;
абзац седьмой утратил силу.
Часть вторая утратила силу.
Таблица 3
Экономический эффект от реализации мероприятий по модернизации, санации и проведению капитального ремонта многоквартирных домов
Определение планируемых показателей выполнения Программы будет проводиться на основе системы показателей и индикаторов эффективности реализации Программы, представляющих собой количественные значения, которые должны быть достигнуты к моменту завершения действия Программы (приложение 3).
После выполнения государством принятых обязательств перед гражданами по восстановлению жилищного фонда проведение капитального ремонта жилищного фонда и его модернизация и санация должны рассматриваться как обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, а не государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.