722. По договору об оказании транспортных услуг, заключенному с фирмой (г. Минск, Республика Беларусь) по поставке грузов из Белоруссии в Российскую Федерацию (г. Москва), российское предприятие произвело расчеты с иностранным перевозчиком частично со своего расчетного счета и наличными. Должно ли российское предприятие платить с этой суммы налог на прибыль и НДС?
Применительно к приведенной ситуации рассмотрим в отдельности специфику этих двух налогов.
1. Налог на прибыль.
При решении вопроса о том, будет ли иностранное юридическое лицо - белорусский перевозчик являться плательщиком налога на прибыль на территории Российской Федерации, следует обратиться к положениям Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95.
Вышеуказанное Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 10.01.97 N 14-ФЗ.
Согласно ст. 8 названного Соглашения, прибыль предприятия Договаривающегося Государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств облагается налогом только в этом Государстве, причем прибыль от международных перевозок включает прибыль, полученную от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств. При этом под "международными перевозками" в части указанного Соглашения понимается любая перевозка морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемая предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве (подп. "ж" п. 1 ст. 3 Соглашения).
Таким образом, прибыль белорусского перевозчика будет облагаться налогом только в Республике Беларусь, и российскому предприятию не следует из выручки, причитающейся перевозчику, удерживать налог на прибыль (как это предписано п. 5.1.11 инструкции Госналогслужбы РФ от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"), поскольку, согласно ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 28.06.97), если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
2. Налог на добавленную стоимость.
Сразу оговоримся, что упомянутое Соглашение от 21.04.95 (ст. 2) не распространяется на налог на добавленную стоимость, поэтому при ответе на данный вопрос мы будем руководствоваться соответствующим законодательством Российской Федерации.
Объектами налогообложения при уплате налога на добавленную стоимость, согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции от 28.04.97), являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации (подп. "д." п. 1 ст. 2 Закона).
Для определения, на какой территории оказывались те или иные услуги, законодатель ввел понятие "место реализации услуг" (п. 5 ст. 4 Закона), в соответствии с которым осуществление иностранным юридическим лицом услуг по доставке грузов в Российскую Федерацию подпадает под действие подп. "д" названного п. 5 ст. 4 Закона, т.е. местом реализации услуг по перевозке будет являться место экономической деятельности предприятия, оказывающего эти услуги (территория иностранного государства, а не Российской Федерации), поскольку услуги по перевозке грузов не подпадают под действие других подпунктов п. 5.
В ранее действовавшей редакции Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" предусматривалось, что если более половины покрываемого перевозками расстояния приходится на территорию Российской Федерации, то местом реализации услуг по перевозке грузов будет считаться Российская Федерация. Однако Федеральным законом от 28.04.97 N 73-ФЗ данное положение отменено.
Таким образом, плательщиком налога на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации иностранное юридическое лицо, осуществившее перевозку грузов для российского предприятия, являться не будет. Следовательно, российское предприятие не должно за счет вознаграждения, причитающегося иностранному перевозчику, делать перечисление НДС в бюджет Российской Федерации.
Никаких исключений для стран - членов СНГ при рассмотрении указанных случаев законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
И. Завражнова
Выпуск 23, декабрь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".