680. Существует ли ответственность за сокрытие сведений о работнике призывного возраста, который работает постоянно или по трудовому договору (контракту)?
Прежде всего предложенный вопрос следует рассмотреть с точки зрения ответственности предприятия, учреждения, организации и их должностных лиц.
Обязанность по ведению воинского учета предприятиями, учреждениями, организациями возлагается Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" (часть первая п. 6 ст. 8) и Законом РФ от 11.02.93 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (п. 5 ст. 7).
Кроме того, Федеральным законом от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (п. 3 ст. 9) ведение воинского учета и представление информации данными субъектами включается в обязанности организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Более подробно порядок ведения воинского учета и представления сведений изложен в Положении о воинском учете (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.03.95 N 292) (далее - Положение).
Так, в п. 6 Положения указано, что предприятие обязано вести учет только граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Согласно п. 21 Положения, сведения о воинском учете отражаются в разд. 2 личной карточки формы N Т-2 (утвержденной Приказом ЦСУ СССР от 25.05.79 N 248). Обязанности организации по представлению сведений и сроки указаны в п. 23 Положения.
Следует также учитывать другие требования, изложенные в разд. 4 Положения, и особенности ведения предприятиями воинского учета работников, чья работа связана с выездом в отдаленные местности (разд. 6).
Общие принципы ответственности устанавливаются ст. 27 Федерального Закона "Об обороне", п. 4 ст. 6 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", а также разд. 7 Положения.
В связи с рассматриваемой проблемой необходимо отметить: несмотря на то что упомянутые обязанности вышеперечисленными нормативными актами возлагаются на организации, тем не менее за допущенные нарушения ответственность возлагается на руководителей и иные должностные лица, ответственные за военно-учетную работу (как правило, это должностные лица кадровой службы).
КоАП РФ содержит фактически один состав правонарушения, связанный с непредставлением сведений о работниках, являющихся военнообязанными и призывниками, за которые должностные лица организаций-работодателей несут административную ответственность: непредставление списков юношей, подлежащих приписке к призывным участкам (ст. 190.2).
При наложении административного взыскания соответствующим органом учитывается наряду с другими факторами степень вины правонарушителя (ст. 33 КоАП РФ). Так как в вопросе речь идет о сокрытии сведений, то необходимо пояснить следующее.
Сокрытие сведений - это умышленное непредставление сведений. Административное правонарушение считается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия (в нашем случае - бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РФ).
В статье 190.2 КоАП РФ установлены верхний и нижний пределы штрафных санкций, что соответственно дает возможность органу, налагающему административное взыскание, учесть обстоятельства дела и выбрать размер штрафа в пределах, указанных в данной статье.
Как правило, в тех случаях, когда компетентным органом установлено, что правонарушитель действовал умышленно, им применяется максимальный размер штрафа.
Сумма штрафа, указанная в ст. 190.2 КоАП РФ, подлежит перерасчету в соответствии с нормами Закона РФ от 14.07.92 N 3293-1 "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных КоАП РСФСР".
Следует обратить внимание, что граждане женского пола, перечисленные в Перечне, приложенном к Положению о воинском учете, также подлежат воинскому учету.
По нашему мнению, при привлечении к ответственности по ст. 190.2 КоАП РФ, притом что в указанной статье речь идет только о списках юношей, орган, налагающий взыскание, вправе применить меры ответственности также и за непредставление сведений о гражданах женского пола, в противном случае это противоречило бы содержанию ст. 1 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", а также ст. 59 Конституции Российской Федерации.
Решение о наложении взыскания по ст. 190.2 принимает Административная комиссия при исполнительном органе местной власти (ст. 199 КоАП РФ).
Вынесению решения предшествует составление протокола об административном правонарушении полномочным органом (в нашем случае - военным комиссариатом).
После вынесения решения сумма административного штрафа зачисляется в местный бюджет в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (письмо Госналогслужбы РФ от 06.02.96 N НП-6-02/75).
Дела об обжаловании решений о наложении административного взыскания подведомственны судам общей юрисдикции (ст. 25 ГПК РФ).
Процедурные и некоторые другие вопросы работы административных комиссий, с которыми следовало бы также ознакомиться руководителям и другим должностным лицам, регулируются положениями, утвержденными исполнительными органами местной власти (см. например, Положение об административной комиссии Правительства Москвы по делам об административных правонарушениях, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 23.11.93 N 1066).
В. Педченко
Выпуск 22, ноябрь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".