Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 20
к Закону Саратовской области
"Об областных целевых программах"
Областная целевая программа
"Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2006-2008 годы
25 апреля, 9 ноября, 28 ноября 2007 г., 30 июля, 25 сентября, 3 декабря 2008 г.
Законом Саратовской области от 3 декабря 2008 г. N 326-ЗСО в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы "Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2006-2008 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Охрана
репродуктивного здоровья населения" на
2006-2008 годы (далее - Программа)
Основание для разработки - распоряжение Правительства области от
Программы 12 мая 2005 года N 126-Пр "О подготовке
проекта областной целевой программы
"Охрана репродуктивного здоровья
населения" на 2006-2008 годы"
Государственный заказчик - министерство здравоохранения и
и разработчик Программы социальной поддержки области
Исполнители основных - министерство здравоохранения и
мероприятий Программы социальной поддержки области, министерство
здравоохранения области, министерство
образования области, государственное
учреждение "Главное управление
капитального строительства Саратовской
области", комитет капитального
стоительства области, органы местного
самоуправления (по согласованию)
Цель и задачи Программы - цель Программы: создание предпосылок для
улучшения демографической ситуации в
области, создание условий для сохранения
и улучшения репродуктивного здоровья
населения, успешной реализации его
репродуктивной функции, рождения желанных
и здоровых детей.
Задачи Программы: укрепление
материально-технической базы областных
специализированных
лечебно-профилактических учреждений;
развитие системы пренатальной диагностики
путем обеспечения качественным
ультразвуковым, биохимическим,
инфекционным скринингами беременных;
развитие системы специализированной
гинекологической помощи через внедрение
эндоскопических и малоинвазивных
органосохраняющих технологий;
обеспечение доступности квалифицированной
специализированной медицинской помощи для
женщин, проживающих в сельской местности,
путем совершенствования деятельности
выездных поликлиник;
развитие межведомственного взаимодействия
по внедрению в образовательные учреждения
программ "Основы здорового образа жизни",
"Основы здоровья семьи" и программ
профилактики хронических заболеваний;
разработка и внедрение здоровьесберегающих
педагогических технологий;
реализация просветительских программ,
направленных на пропаганду здорового
образа жизни
Сроки реализации - 2006-2008 годы
Программы
Объем и источники - общие затраты на реализацию Программы
финансирования Программы составляют 298753,5 тыс. рублей, в том
числе:
в 2006 году - 97084,0 тыс. рублей;
в 2007 году - 93047,0 тыс. рублей;
в 2008 году - 108622,5 тыс. рублей;
из средств областного бюджета - 297313,5
тыс. рублей, в том числе капитальные
расходы - 140000,0 тыс. рублей, в том
числе:
в 2006 году - 96604,0 тыс. рублей, в том
числе капитальные расходы - 40 000,0 тыс.
рублей;
в 2007 году - 92567,0 тыс. рублей, в том
числе капитальные расходы - 40 000,0 тыс.
рублей;
в 2008 году - 108142,5 тыс. рублей, в том
числе капитальные расходы - 60000,0 тыс.
рублей;
из средств местных бюджетов (прогнозно) -
1440,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2006 году - 480,0 тыс. рублей;
в 2007 году - 480,0 тыс. рублей;
в 2008 году - 480,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты - снижение показателя младенческой
реализации Программы смертности до 9 на 1000 родившихся живыми,
в том числе смертности детей до года от
врожденных пороков развития до 2,2 на 1000
родившихся живыми;
стабилизация показателя материнской
смертности не выше 24 на 100 тыс.
живорожденных детей;
снижение показателя абортов до 30 на
1000 женщин фертильного возраста за счет
повышения охвата надежными методами
контрацепции до 45 процентов женщин данной
категории;
снижение показателя общей заболеваемости
детей на десять процентов;
снижение показателя инвалидности среди
детей с хронической патологией на пять
процентов
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляет министерство здравоохранения
Программы области совместно с министерством
экономического развития и торговли области
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В Саратовской области сохраняется сложная демографическая ситуация, которая характеризуется почти двукратным (в 1,8 раза) превышением смертности населения над рождаемостью (в среднем по России - в 1,5 раза). Кроме того, за последние 15 лет показатель рождаемости населения в области снизился на 30 процентов (с 13,4 на 1000 населения в 1990 году до 9,4 в 2004 году), в среднем по России - на 28 процентов. Несмотря на ежегодное сокращение количества абортов, оно превышает число родившихся. Статистика свидетельствует, что 19 процентов супружеских пар, проживающих в городах, и 17 процентов сельских супружеских пар страдают бесплодием. Более того, 27 процентов женщин фертильного возраста имеют серьезную соматическую патологию, препятствующую рождению здоровых детей. За 2004 год выявлены 102 случая внутриутробной патологии плода, несовместимой с жизнью.
Способность к воспроизводству населения во многом определяется состоянием физического и психического здоровья в детском и подростковом возрасте. Однако в течение последних трех лет наблюдается рост общей заболеваемости детей. Показатель распространенности отклонений в состоянии здоровья детей в области составляет 2082,0 на 1000 детей (среднероссийский показатель - 2084,4). По данным диспансеризации детского населения, в 2004 году 54 процента детей имели отклонения в состоянии здоровья. Среди выпускников школ только десять процентов абсолютно здоровы, около 60 процентов имеют хронические заболевания, в том числе 20 процентов девушек имеют нарушения в репродуктивной сфере. Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие в учебных заведениях здоровьесберегающих педагогических технологий, недостаточное использование имеющегося потенциала здравоохранения, социальной сферы, образования, культуры, физкультуры и спорта для сохранения здоровья детей, формирования позитивных репродуктивных установок и семейных ценностей.
Высокий уровень репродуктивной патологии и заболеваемости детей обусловлен также распространенностью патологии щитовидной железы (14 процентов), что связано с эндемическими факторами йодного дефицита на территории области. Однако до настоящего времени не решен вопрос проведения массовой йодной профилактики среди населения. В 2004 году йодной профилактикой охвачены 50,2 процента от числа беременных, вставших на диспансерный учет.
Негативные тенденции репродуктивного здоровья сельского населения более выражены, чем городского. В структуре материнской смертности на долю жительниц села приходится 50 процентов случаев, показатель младенческой смертности (11,3 промилле) превышает городской (10,7 промилле) и среднеобластной (10,8 промилле) (данные за 2004 год). Такое положение связано с ограниченным доступом к высококвалифицированной медицинской помощи. Низкая укомплектованность врачами учреждений здравоохранения в сельской местности ведет к снижению объема ежегодных профилактических осмотров женского населения и низкой выявляемости заболеваний.
В рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи не предусмотрены высокотехнологичные методы реабилитации для семей с нарушением репродуктивного здоровья. Вместе с тем традиционные методы лечения приводят к успеху лишь в 10-15 процентах случаев, а протоколы лечения с использованием новейшего технологического оборудования позволят увеличить эффективность лечения до 40-45 процентов, то есть до уровня, соответствующего мировым стандартам.
Необходимо качественное обновление медицинского оборудования и диагностической аппаратуры в ГУЗ "Саратовский областной центр планирования семьи и репродукции" (далее - Центр), которое является головным организационно-методическим и лечебно-диагностическим учреждением по проблемам репродуктивного здоровья в области. Число обращений в Центр ежегодно растет, в 2004 году оно составило 72 тысячи. Из 21 тысячи пациентов, впервые обратившихся за медицинской помощью, 13,5 процента страдают бесплодием. Среди пациентов каждый третий (36 процентов) - житель района области.
Тем не менее за последние 4 года ситуация в сфере репродуктивного здоровья населения области улучшилась, этому способствовала и реализация мероприятий областной целевой программы "Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2002-2005 годы.
Так, по сравнению с 2001 годом в 2004 году на 40 процентов снизился показатель младенческой смертности: с 17,4 промилле до 10,8 промилле (среднероссийский показатель 2004 года - 11,4 промилле). На 20 процентов снизился показатель материнской смертности и составил 24,1 на 100 тысяч живорожденных (среднероссийский показатель 2004 года - 31,9). На 29 процентов снизился показатель абортов: с 46,7 на 1000 женщин фертильного возраста в 2001 году до 33,5 - в 2004 году (среднероссийский показатель 2004 года - 42,9).
Внедрение в общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования программ "Основы здорового образа жизни" и "Основы здоровья семьи" способствовало снижению на четверть показателя абортов среди подростков (с 26,3 промилле в 2001 году до 18,7 промилле в 2004 году), заболеваний, передающихся половым путем (в том числе в 2 раза - сифилиса), в 1,4 раза - наркотизации в детской и подростковой среде.
Однако в настоящее время материально-техническая база большинства учреждений родовспоможения и детства остается слабой, в связи с чем не решен вопрос оказания специализированной медицинской помощи как детям, так и женщинам с использованием органосберегающих технологий в оперативной гинекологии, современных скрининговых программ обследования и ранней диагностики отклонений в гинекологическом здоровье. В 2004 году только 3,1 процента оперативных вмешательств в области выполнено с применением эндоскопической техники.
Неудовлетворительная материально-техническая база имеющихся отделений патологии новорожденных в детских больницах не позволяет осуществлять качественное лечение и реабилитацию детей с патологией раннего возраста и ведет к росту первичной инвалидизации. Для повышения доступности высококвалифицированной помощи новорожденным необходимы строительство и оснащение неонатального корпуса на базе областной детской клинической больницы.
Не решены вопросы пренатального скрининга для ранней диагностики врожденных некоррегируемых пороков развития плода, в том числе пороков сердца. Отсутствие ультразвуковой аппаратуры экспертного класса не позволяет диагностировать данную патологию.
Повышению доступности квалифицированной медицинской помощи будет способствовать создание выездных специализированных поликлиник по вопросам репродуктивного здоровья населения, оборудованных современной медицинской техникой. Эти бригады, состоящие из высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала Центра, позволят проводить комплексную диагностику патологии молочных желез, гинекологических заболеваний, выявлять причины супружеского бесплодия, в том числе андрологическую патологию.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание предпосылок для улучшения демографической ситуации в области, создание условий для сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, успешной реализации его репродуктивной функции, рождения желанных и здоровых детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
укрепление материально-технической базы областных специализированных лечебно-профилактических учреждений;
развитие системы пренатальной диагностики путем организации на базе Центра отделения пренатальной диагностики с созданием филиалов ультразвуковой диагностики на базе крупных лечебно-профилактических учреждений, с организацией биохимического и инфекционного скрининга беременных;
развитие системы специализированной гинекологической помощи через внедрение эндоскопических и малоинвазивных органосохраняющих технологий;
обеспечение доступности квалифицированной специализированной медицинской помощи для женщин, проживающих в сельской местности, путем совершенствования деятельности выездных поликлиник;
строительство лечебно-диагностического неонатального корпуса на базе областной детской клинической больницы;
развитие межведомственного взаимодействия по внедрению в образовательные учреждения программ "Основы здорового образа жизни", "Основы здоровья семьи" и программ профилактики хронических заболеваний; разработка и внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий;
реализация просветительских программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2006-2008 годы.
Законом Саратовской области от 3 декабря 2008 г. N 326-ЗСО в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и прогнозно за счет средств местных бюджетов.
Объем финансирования Программы составляет 298753,5 тыс. рублей.
Из средств областного бюджета - 297313,5 тыс. рублей, в том числе капитальные расходы - 140000,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2006 году - 96604,0 тыс. рублей, в том числе капитальные расходы - 40 000,0 тыс. рублей;
в 2007 году - 92567,0 тыс. рублей, в том числе капитальные расходы - 40 000,0 тыс. рублей;
в 2008 году - 108142,5 тыс. рублей, в том числе капитальные расходы - 60000,0 тыс. рублей;
из средств местных бюджетов (прогнозно) 1440,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2006 году - 480,0 тыс. рублей;
в 2007 году - 480,0 тыс. рублей;
в 2008 году - 480,0 тыс. рублей.
Законом Саратовской области от 28 ноября 2007 г. N 269-ЗСО в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
5. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет министерство здравоохранения области совместно с министерством экономического развития и торговли области с участием министерства финансов области.
Ежегодно до 1 февраля министерство здравоохранения области представляет в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области информацию о ходе реализации Программы за прошедший год.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
снизить показатель младенческой смертности до 9 на 1000 родившихся живыми, в том числе смертности детей до года от врожденных некоррегируемых пороков развития - до 2,2 на 1000 родившихся живыми;
стабилизировать показатель материнской смертности не выше 24 на 100 тыс. живорожденных детей (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации планируется достичь к 2007 году показателя 30,2 на 100 тыс. живорожденных детей);
снизить число абортов до 30 на 1000 женщин фертильного возраста за счет повышения охвата надежными методами контрацепции до 45 процентов женщин данной категории;
снизить показатель общей заболеваемости детей на десять процентов;
снизить показатель детской инвалидности на пять процентов;
повысить удельный вес оперативных вмешательств, выполняемых с применением эндоскопической техники, до 6,2 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.