Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 19 июля 2011 г. N 372-П в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 18 октября 2010 г. N 480-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы
22 марта, 19 июля, 10 августа, 30 декабря 2011 г., 7 июня, 21 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 21 декабря 2012 г. N 772-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 26 мая 2010 года N 142-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы; "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы" Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года |
Государственный заказчик Программы |
управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области
|
Основные разработчики Программы |
управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию)
|
Цели, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Цели программы: совершенствование единой системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ различными категориями населения (совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики); поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней негативных социальных последствий; профилактика и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков) Задачи Программы: разработка и внедрение системы мониторинга и оценки развития наркоситуации в области; реализация комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории области; выработка мер по противодействию совершению преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков; обеспечение надежного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров; снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области; совершенствование системы профилактики наркомании в детской и подростковой среде, формирование здорового образа жизни; повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией. Важнейшие оценочные показатели: увеличение числа профилактических мероприятий будет способствовать снижению уровня незаконного потребления наркотиков жителями области; улучшение материально-технической базы заинтересованных органов исполнительной власти области будет способствовать повышению качества проводимых профилактических антинаркотических мероприятий, а также внедрению новых форм и методов организации работы в сфере профилактики наркомании; улучшение материально-технической базы правоохранительных органов в области будет способствовать осуществлению надежной и бесперебойной работы по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотиков в области
|
Сроки реализации Программы
|
2011-2013 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, комитет общественных связей и национальной политики области, управление делами Правительства области, управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области, управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию), Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (по согласованию), Приволжское управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию); Саратовская таможня (по согласованию), Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области, военный комиссариат Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (по согласованию), администрации муниципальных районов и городских округов области (по согласованию), Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья (по согласованию), Саратовская региональная молодежная общественная организация "Синегория" (по согласованию)
|
Объем и источники обеспечения Программы |
для реализации Программы из областного бюджета необходимо выделение 6025,5 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 1177,5 тыс. рублей; в 2012 году - 949,0 тыс. рублей; в 2013 году - 3899,0 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение к 2014 году относительно уровня 2009 года количества зарегистрированных в органах здравоохранения случаев незаконного потребления наркотиков в Саратовской области с 6763 до 6300; рост количества расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений к количеству расследованных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с 57,2 процента до 67,5 процента; увеличение доли подростков и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни и вовлеченных в профилактические антинаркотические мероприятие, с 32318 до 37400 человек; снижение уровня выявляемости лиц с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" и лиц, употребляющих наркотические вещества (на 100 тыс. населения), с 34,8 процента до 33,5 процента; увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, с 18,5 процента до 20 процентов
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляет управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
Постановлением Правительства Саратовской области от 10 августа 2011 г. N 414-П в раздел 1 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из наиболее острых и тревожных социальных проблем современности является злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, нарастающие темпы наркотизации населения. Противодействие наркомании и наркопреступности в последнее время приобретает все большую актуальность. Негативные последствия распространения этого зла вынуждают рассматривать данную проблему не только как уголовно-правовую, но и как общесоциальную.
Обращая внимание на общероссийские статистические данные, особую тревогу вызывает значительный рост злоупотребления наркотическими средствами опийной группы. Суммарная доля лиц, употребляющих опиаты, составляет почти 90 процентов от общего количества наркозависимых в России.
В феврале 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему "О причинах и последствиях "Афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии". В ходе обсуждения данного вопроса прозвучала информация о том, что основной причиной интенсивного расширения российского опийного рынка является увеличение объемов поступления наркотиков этой группы из Афганистана. В современном мире Афганистан является абсолютным лидером по производству наркотиков опийной группы (более 93 процентов мирового уровня). В Россию через страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Казахстан), по некоторым оценкам, может поступать до 35 процентов от общего количества произведенных в Афганистане опиатов. Рост поступления в Россию наркотиков из Афганистана усугубляет проблему наркотизации общества, что становится серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и разрушения генофонда нации.
Потери общества от наркомании, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, объемные негативные социально-экономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе и финансовыми, по ее пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов.
Сложившееся положение явилось следствием недооценки тяжести последствий увлечения молодежи употреблением наркотических средств и психотропных веществ, открытости значительной части государственной границы по линии раздела с государствами, ранее входившими в состав СССР, способствующей включению России в сферу интересов международной наркомафии, целенаправленной деятельности преступных сообществ, некоторых зарубежных спецслужб, политических и иных сил, прежде всего экстремистской направленности, по ослаблению регионов России, использованию ее территории, потенциала, ресурсов и граждан России в своих интересах, недостатков в деятельности правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов, социальной сферы, углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость, недостаточной и неэффективной пропаганды вреда, наносимого здоровью наркотиками.
Требования национальной безопасности диктуют необходимость формирования основополагающих направлений антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития, обеспечивающих организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.
Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия). Основными задачами Стратегии являются: снижение спроса на наркотики, ликвидация предложения наркотиков и повышение эффективности инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества. Также абсолютным приоритетом, безусловно, является и профилактика наркомании. В соответствии со Стратегией руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, субъектами антинаркотической деятельности являются: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
При разработке Программы учтены положения вышеназванной Стратегии.
1.1. Характеристика сложившейся ситуации, анализ состояния и причин возникновения проблемы
Саратовская область в силу своего географического положения находится на пересечении основных путей контрабанды наркотиков из стран Среднеазиатского и Кавказского регионов, на юго-востоке и юге граничит с Республикой Казахстан, что оказывает определенное влияние на наркоситуацию в области. Это обстоятельство способствует постоянному притоку мигрантов, а также непрекращающимся попыткам провоза наркотических средств с последующим их перемещением через территорию области вглубь страны.
В силу природных особенностей Саратовская область обладает определенными запасами наркотикосодержащей растительности. В области произрастает конопля, относящаяся к среднерусской группе, с содержанием тетрагидроканабинола от 1 до 3 процентов. Наибольшая концентрация основного наркотически активного компонента в растении отмечается на юго-востоке области и достигает максимального предела для Саратовской области - 2 процентов. В сухие, жаркие годы высокое содержание наркотического компонента в конопле может отмечаться и в северных районах области. Также в области произрастает другой вид подобных растений - масленичный мак, содержащий в отличие от декоративного мака, также произрастающего в области, опийные алкалоиды. Как правило данный вид мака не произрастает как дикорастущее растение, а возделывается на обрабатываемых участках и служит сырьем для производства маковой соломы, из которой в дальнейшем кустарным способом может быть получен опий и ацетилированный опий, относящиеся к наркотическим средствам опийной группы. По частоте потребления наркотических веществ каннабиноиды относятся к самому распространенному виду наркотизма в мире. Регулярное потребление данного вида наркотика вызывает психологическую и физическую зависимости.
Еще одним из факторов, значительно осложняющих наркоситуацию в области, особенно в течение 2009 года, являлся масштаб злоупотреблений "курительными смесями". Под видом "курительных смесей" распространяются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения. В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1186 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств" внесены изменения в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в части включения в него растительных и синтетических компонентов, входящих в состав курительных смесей, что позволило правоохранительным органам эффективно противостоять распространению курительных смесей на территории области.
Согласно данным ГУЗ "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии" уровень заболеваемости и распространенности наркомании в динамике за период с 2005 года выглядит следующим образом:
Таблица 1
Период |
Количество больных наркоманией, зарегистрированных впервые |
Количество состоящих на диспансерном учете больных наркоманией |
Употребление наркотических средств с вредными последствиями (профилактический учет) |
|||
абсолютное число (чел.) |
на 100 тыс. населения |
абсолютное число (чел.) |
на 100 тыс. населения |
абсолютное число (чел.) |
на 100 тыс. населения |
|
2005 год |
146 |
5,5 |
5740 |
217,1 |
1852 |
70,1 |
2006 год |
153 |
5,9 |
5586 |
214,2 |
1861 |
71,3 |
2007 год |
105 |
4,0 |
5113 |
196,0 |
1967 |
75,4 |
2008 год |
159 |
6,2 |
4868 |
188,4 |
2293 |
88.7 |
2009 год |
201 |
7,8 |
4521 |
175,7 |
2242 |
87.1 |
Благодаря активизации межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения с заинтересованными ведомствами в последние годы значительно улучшилась выявляемость лиц, употребляющих психоактивные вещества. В 2009 году выявлено на 30 процентов больше лиц, употребляющих наркотические вещества, - 896 человек, что составляет 34,8 на 100 тысяч населения, из них диагноз "наркомания" установлен у 20,4 процента - 201 человек. Показатель первичной выявляемости наркомании по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1,3 раза и составил 7,8 на 100 тысяч населения (Приволжский федеральный округ - 15,3; Российская Федерация - 19,1).
На начало 2010 года на диспансерном учете с диагнозом "наркомания" состоит 4521 человек. Число состоящих на диспансерном учете с 2005 года снизилось с 217,1 до 175,7 на 100 тысяч населения (Приволжский федеральный округ - 233,7; Российская Федерация - 250,4). Среднеобластнной показатель распространенности наркомании в настоящее время составляет - 175,7 на 100 тыс. населения. Распространенность наркомании превышает среднеобластной уровень в Энгельсском (378,1), Балаковском (419,4), Балашовском (210,9), Калининском (196,2) и Петровском (188,2) муниципальных районах.
Вместе с тем, в Энгельсском и Балаковском муниципальных районах наблюдается ежегодное снижение числа лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом "наркомания", по сравнению с 2006 годом. Так в 2006 году в г. Балаково уровень распространенности наркомании составлял 520,5 на 100 тыс. населения, в 2009 году - 419,4 на 100 тыс. населения, в г. Энгельсе в 2006 году - 529,8 на 100 тыс. населения, в 2009 году - 378,1.
Опасным явлением является и "семейная наркомания", то есть имеются случаи, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других, в том числе несовершеннолетних.
Таблица 2
Заболеваемость и распространенность наркомании среди несовершеннолетних в Саратовской области с 2005 по 2009 годы
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
|||||
абсолютное число (чел.) |
на 100 тыс. населения |
абсолютное число (чел.) |
на 100 тыс. населения |
абсолютное число (чел.) |
на 100 тыс. населения |
абсолютное число (чел.) |
на 100 тыс. населения |
абсолютное число (чел.) |
на 100 тыс. населения |
Количество больных наркоманией несовершеннолетних, зарегистрированных впервые | |||||||||
8 |
1,5 |
5 |
1,0 |
|
|
3 |
0,7 |
3 |
0,7 |
Количество состоящих на диспансерном учете больных наркоманией несовершеннолетних | |||||||||
12 |
2,2 |
12 |
2,5 |
8 |
|
6 |
1,3 |
5 |
1,1 |
Профилактический учет, заболеваемость | |||||||||
91 |
16,7 |
68 |
14,0 |
60 |
12,9 |
65 |
14,4 |
75 |
17,0 |
Профилактический учет, распространенность | |||||||||
144 |
26,5 |
115 |
23,7 |
99 |
21,2 |
84 |
18,6 |
96 |
21,7 |
Уровень заболеваемости и распространенности наркомании среди несовершеннолетних в период с 2005 по 2009 годы ежегодно снижается. Вместе с тем, в 2009 году по отношению к уровню 2008 года увеличилось количество несовершеннолетних, взятых впервые и состоящих на профилактическом учете, употребляющих наркотические средства с вредными последствиями.
Следует отметить, что приведенные выше показатели не полностью отражают действительную картину распространения наркомании, так как ей свойственна высокая латентность. По результатам мониторинга масштабов распространения незаконного потребления наркотиков в Саратовское области с учетом скрытой составляющей, проведенного Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков фактическое число наркозависимых на территории Саратовской области в 7,46 раза больше статистических данных органов здравоохранения.
Также достаточно высоким остается и показатель смертности от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами ("передозировка"). Статистика подобных случаев смертельных отправлений в области по данным ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения Саратовской области":
Таблица 3
Год |
Абсолютное число |
2005 |
20 |
2006 |
26 |
2007 |
20 |
2008 |
12 |
2009 |
18 |
Противодействие наркомании и наркопреступности в последнее время приобретает все большую актуальность. Наркомания сопровождается распространением СПИДа, гепатита, венерических и других болезней.
Кроме того, наркомания обусловливает существенный рост числа опасных преступлений: убийства, нанесения тяжких телесных повреждений, грабежи, кражи и другие, совершаемые наркоманами в целях добычи денег для оплаты наркотиков.
Растет количество выявленных правоохранительными органами тяжких и особо тяжких наркопреступлений.
По данным Информационного центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области:
за 2006 год всего по области зарегистрировано 3180 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них тяжкие и особо тяжкие - 71,5 процента, связанные со сбытом - 61,6 процента, аналогичный показатель 2005 года - 2932 (рост составил 8,5 процента);
за 2008 год всего по области зарегистрировано 3792 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них тяжкие и особо тяжкие - 67,2 процента, связанные со сбытом - 57,8 процента, аналогичный показатель 2007 года - 3682 (рост составил 3 процента);
за 12 месяцев 2009 года всего по области зарегистрировано 3853 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них тяжкие и особо тяжкие - 69,6 процента, связанные со сбытом - 58,3 процента. Аналогичный показатель 2004 года - 2149, динамика за период 2004-2009 годов составила 44,3 процента.
Объективными критериями наркоситуации в области также являются показатели количества зарегистрированных преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в расчете на 100 тыс. населения.
Данные приведены в таблице:
Таблица 4
Годы |
Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
На 100 тыс. населения |
Количество зарегистрированных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
На 100 тыс. населения |
2005 |
2932 |
111,7 |
1478 |
56,2 |
2006 |
3180 |
121,9 |
1680 |
64,4 |
2007 |
3682 |
141,9 |
1597 |
61,6 |
2008 |
3792 |
146,7 |
1674 |
64,8 |
2009 |
3853 |
149,8 |
1929 |
74,9 |
Тенденции развития наркоситуации в Саратовской области, наблюдавшиеся в прежние периоды, в основном сохраняются. Ее состояние по-прежнему обусловлено рядом негативных факторов геополитического, социально-экономического, криминогенного характера и других.
Процессы наркотизации населения в целом стабилизировались, показатели распространенности наркомании и злоупотреблений наркотиками по области снижаются. При этом наблюдается рост первичной заболеваемости наркоманией.
Также отмечается ежегодный рост числа преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
С учетом всех указанных данных, в том числе с учетом латентной составляющей распространенности наркомании, а также в условиях демографического кризиса, охватившего практически все регионы Российской Федерации, дальнейший рост количества наркозависимых, большинство из которых являются молодыми людьми репродуктивного возраста, может привести к деградации нации.
Проблемы профилактики наркомании в Саратовской области решаются в рамках областных целевых программ: "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области" на 2009-2010 годы, "Молодежь Саратовской области" на 2009-2011 годы, "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы (направление "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" подпрограммы "Дети и семья"), "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы" (подпрограмма "Психические и наркологические расстройства" на 2009-2011 годы) областной целевой (комплексной) программы дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы.
Также в Саратовской области с 2005 года осуществлялась реализация областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2005-2007 годы. В настоящее время действует областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы. За период их реализации на территории области исполнителями проделана определенная работа по выполнению мероприятий и достигнут ряд положительных результатов.
Например, в соответствии с системой показателей и индикаторов эффективности реализации указанных программ важным итогом организационной и лечебной работы считается снижение уровня незаконного потребления наркотиков по отношению к базовому показателю 2004 года на 22,5 процента (2004 год - 5832 чел., 2009 год - 4521 чел.). Произошло увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, - на 9,4 процента. Уменьшилось количество потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, на 86,4 процента по отношению к 2004 году. Наркотики становятся все менее доступными для немедицинского потребления. Снизилась степень доступности наркотиков для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 грамма героина, находящегося в незаконном обороте) на 17,6 процента (2004 год - 3995 руб./950 руб., 2009 год - 11091,3 руб./2200 руб.). Уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического возбуждения, в 2004 году - 108, в 2009 году - 71, снижение на 34,3 процента.
Увеличивается охват молодежи профилактическими антинаркотическими мероприятиями. Увеличилась доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории (2004 год - 6500* чел./569819** чел. (1,14 процента), 2008 год - 32318 чел./513834 чел. (6,3 процента). В связи с изложенным для усиления работы в этом направлении, а также в соответствии с основными положениями Стратегии и рекомендациями Правительства Российской Федерации, Государственного антинаркотического комитета необходим коренной перелом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в целях сохранения интеллектуального потенциала страны.
1.2. Обоснование невозможности решения проблемы в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти и необходимость применения программно-целевого метода
В настоящее время мероприятия, имеющие антинаркотическую направленность, которые проводятся различными министерствами, ведомствами и иными заинтересованными организациями в области в рамках областных целевых программ, действующих на территории Саратовской области, имеют узковедомственный подход в работе по данному направлению, нескоординированность, а порой разобщённость действий, а самое главное не отражают основных положений (система мер по сокращению предложения наркотиков, система мер по сокращению спроса на наркотики, комплексные меры по подготовке и повышению квалификации специалистов в области оказания наркологической помощи и др.), установленных Стратегией, являющейся на сегодняшний момент одним из основополагающих документов, предусматривающих новаторский подход по реализации глобального комплекса мер, направленных на консолидацию усилий всех органов государственной власти, правоохранительных органов, общественности в деятельности по противодействию и предотвращению наркотизации населения.
Вместе с тем, реализация государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации осуществляется с помощью региональных целевых антинаркотических программ, которые являются инструментами управления и оценки этой политики.
Обеспечение финансирования региональных комплексных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту рекомендуется Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации считать одной из приоритетных задач региональных органов власти (пункт 1 Рекомендаций парламентских слушаний на тему "О причинах и последствиях "афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии", состоявшихся 19 февраля 2009 года).
Накопленный опыт в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотизации населения свидетельствует об усилении роли муниципальных образований области в решении вопросов антинаркотической деятельности. В настоящее время из 42 муниципальных образований области в 40 приняты и реализуются муниципальные целевые антинаркотические программы.
В Саратовской области принят Закон Саратовской области от 28 апреля 2010 года N 65-ЗСО "О профилактике наркомании в Саратовской области", в соответствии с которым основными направлениями деятельности Правительства области в сфере профилактики наркомании являются:
реализация полномочий в сфере профилактики наркомании в рамках единой государственной политики в пределах своей компетенции;
разработка, утверждение и реализация областных целевых программ в сфере профилактики наркомании;
осуществление взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на решение задач в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту;
осуществление взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере профилактики наркоманий;
содействие деятельности антинаркотической комиссии Саратовской области;
организация и проведение систематической и целенаправленной антинаркотической пропаганды, в том числе с привлечением средств массовой информации;
организация и осуществление на территории области мониторинга наркомании;
Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга наркотической ситуации в Саратовской области см. постановление Губернатора Саратовской области от 14 февраля 2012 г. N 28
разработка и реализация мероприятий, направленных на раннее выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества;
содействие развитию сети учреждений для оказания специализированной помощи лицам, незаконно потребляющим наркотические средства и психотропные вещества, а также больным наркоманией, укрепление материально-технической базы этих учреждений;
обеспечение медико-социальной реабилитации больных наркоманией и помощи их семьям;
привлечение негосударственных некоммерческих организаций к участию в реализации мероприятий по предупреждению наркомании, в том числе к реализации мероприятий областных целевых программ, направленных на профилактику наркомании.
С учетом этого требуется разработка и принятие комплексных и сбалансированных мер, которые не только существенно снизили бы немедицинское потребление наркотиков и последствия их потребления, но и способствовали бы разрушению финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.
В целях укрепления достигнутых вышеуказанных результатов реализации областных целевых программ, направленных на профилактику наркомании, и стабилизации наркоситуации в области в целом имеется необходимость немедленного принятия и реализации комплекса дополнительных мер в рамках программно-целевого подхода, направленных на консолидацию усилий органов государственной власти области, правоохранительных органов, общественности в антинаркотической деятельности.
1.3. Обоснование необходимости межотраслевой (межведомственной) и межтерриториальной координации для реализации выбранного варианта решения проблемы
Учитывая положительный опыт субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации, где действуют целевые антинаркотические программы, в том числе опыт Саратовской области, а также в соответствии с решениями совместного заседания Коллегии по безопасности и антитеррористической деятельности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Координационного совещания руководителей правоохранительных органов от 19 декабря 2006 года, заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 года, совместного заседания совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации от 5 августа 2009 года особое внимание уделяется разработке и реализации региональных антинаркотических программ, как одному из наиболее эффективных инструментов осуществления государственной антинаркотической политики. Наряду с этим Стратегией предусматривается организация исследования и оценки наркоситуации, которая включает в себя разработку единой системы мониторинга наркоситуации в стране (на федеральном и региональном уровнях); обеспечение полноты и достоверности информации об объектах исследования; выработку базисных критериев, обеспечивающих единый подход к оценке результатов исследования наркоситуации, и т.д.
Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга наркотической ситуации в Саратовской области см. постановление Губернатора Саратовской области от 14 февраля 2012 г. N 28
Нa сегодняшний момент из-за организационно-правовой неурегулированности действующая система учета потребителей наркотиков, основанная на принципах добровольности и анонимности, не отражает реального положения дел. В связи с несовершенством учета потребителей наркотиков не существует объективной системы учета смертности, связанной напрямую или косвенно с потреблением наркотиков. По этой причине, а также из-за отсутствия действенной системы исследования и оценки наркоситуации заинтересованные органы не располагают реальными данными о распространенности наркомании, емкости наркорынка и других факторах. К тому же проведение указанных мероприятий требует определенных финансовых затрат. Благодаря приведенному министерством образования Саратовской области в 2008 году в рамках реализации пункта 2 системы программных мероприятий областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы мониторингу данных, характеризующих наркоситуацию в образовательных учреждениях области, с учетом скрытой составляющей, были получены сведения о том, что фактическое число несовершеннолетних, употребляющих наркотики, на территории Саратовской области в 9,2 раза больше статистических данных органов здравоохранения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" одной из основных задач антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации является мониторинг общественно-политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Российской Федерации, оказывающих влияние на развитие ситуации в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выработка предложений по ее улучшению.
Постановлением Правительства Саратовской области от 10 августа 2011 г. N 414-П раздел 1 настоящей программы дополнен подразделом 1.4, вступающим в силу со дня подписания названного постановления
1.4. Межотраслевое взаимодействие, направленное на профилактику наркомании, оказание наркологической и реабилитационной помощи населению на территории Саратовской области
Настоящая Программа является частью политики, направленной на сохранение здоровья граждан и безопасности области. С целью обеспечения комплексного воздействия на целевые группы населения, достижения наиболее высокого результата в сфере безопасности и охраны общественного здоровья, а также профилактики наркомании, для устранения дублирования функций и оптимизации финансовых затрат Программа реализуется во взаимодействии с другими областными целевыми программами, действующими на территории области, направленными на профилактику наркомании, оказание медицинской и реабилитационной помощи населению.
Одной из таких программ является долгосрочная областная целевая программа "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы и ее подпрограмма "Дети и семья", которая направлена на реабилитацию несовершеннолетних "группы риска" и несовершеннолетних, потребляющих наркотики.
Пункт 1.3.1 перечня мероприятий указанной подпрограммы предусматривает реализацию пилотного проекта "Зов улицы", направленного на развитие в учреждениях социального обслуживания населения области службы уличных социальных работников. Основной задачей специалистов службы является ранее# выявление неблагополучных семей, работа по месту жительства с неформальными и неорганизованными группами несовершеннолетних, организация профилактической работы по предупреждению зависимых состояний детей и подростков, формирование здорового образа жизни.
Пункт 1.3.2 перечня мероприятий подпрограммы направлен на организацию в учреждениях социального обслуживания населения области службы "Мобильная бригада". Работа службы предусматривает оказание экстренной психологической помощи семьям с детьми по месту жительства, а также лиц, проживающих в сельской местности. Мобильные бригады включают широкий состав специалистов: психологов, юристов, врачей, специалистов по социальной работе. Основными формами работы службы является оказание комплексной помощи в защите прав и законных интересов семьи и детей в оформлении документов, разработке и распространению профилактической печатной продукции.
Особое внимание уделяется психолого-педагогической, медико-социальной помощи несовершеннолетним потребителям наркотиков и их ближайшему окружению.
Пункт 1.3.6 перечня мероприятий подпрограммы предусматривает реализацию пилотного проекта: "В жизни всегда есть выбор", направленного на создание методической площадки по социальному сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Средства планируется направить на повышение квалификации специалистов, работающих с несовершеннолетними группы риска, приобретение программного продукта, издание печатной продукции, изготовление визуальной и аудивизуальной социальной рекламы по профилактике зависимых состояний детей и подростков.
В настоящее время разработан и находится на согласовании проект долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы. Программой запланировано открытие реабилитационных центров в городах Саратове и Балаково. На реабилитационные мероприятия больных наркоманией в рамках проекта предполагается направить средства из областного бюджета, в том числе на приобретение современных лекарственных препаратов для проведения лечения и реабилитации больных, страдающих наркологическими расстройствами, на приобретение современного диагностического и лечебного оборудования для специализированных учреждений области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 10 августа 2011 г. N 414-П в раздел 2 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целями Программы являются:
совершенствование единой системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ различными категориями населения (совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики);
поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней негативных социальных последствий;
профилактика и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков).
Задачи Программы:
разработка и внедрение системы мониторинга и оценки развития наркоситуации в области;
- реализация комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории области;
выработка мер по противодействию совершению преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков;
обеспечение надежного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области;
совершенствование системы профилактики наркомании в детской и подростковой среде, формирование здорового образа жизни;
повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией.
Программа рассчитана на период с 2011 по 2013 годы включительно.
3. Система (перечень) программных мероприятий
В рамках Программы планируется осуществить комплекс мероприятий, которые будут способствовать снижению уровня незаконного потребления наркотиков жителями области, а также количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Достижение целей и задач Программы осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:
организационно-управленческие мероприятия;
система мер по сокращению предложения наркотиков;
система мер по сокращению спроса на наркотики;
меры по оказанию наркологической медицинской помощи больным наркоманией;
информационное обеспечение профилактики наркомании и противодействия наркопреступности;
развитие и укрепление материально-технической базы ведомств - исполнителей Программы.
Система (перечень) программных мероприятий приведена в приложении N 1 к Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 21 декабря 2012 г. N 772-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию программных мероприятий в течение 2011-2013 годов потребуется 6025,5 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе:
в 2011 году - 1177,5 тыс. рублей;
в 2012 году - 949,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 3899,0 тыс. рублей.
Объем средств, направляемых на реализацию Программы, подлежит уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июня 2012 г. N 284-П в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется управлением по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управлением по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Исполнители мероприятий Программы ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство экономического развития и торговли области отчет об исполнении мероприятий Программы по форме согласно приложению N 4 к Положению о порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П.
Управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области по итогам II и III квартала (нарастающим итогом с начала года) не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития и торговли области отчет об исполнении Программы в разрезе всех предусмотренных источников и результатах выполнения программных мероприятий.
Ежегодно управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области на основании представленных отчетов от исполнителей Программы подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в министерство экономического развития и торговли области сводный доклад о ходе реализации Программы за прошедший год, а также предложения о внесении в нее изменений, продлении срока действия, завершении или прекращении.
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей Программы и ее результативность
Предполагается, что своевременное выполнение мероприятий Программы и более полное обеспечение их финансирования будет способствовать сокращению масштабов распространения наркомании в Саратовской области, незаконного оборота наркотических средств и связанных с этим потерь общества, в том числе:
снижение к 2014 году относительно уровня 2009 года количества зарегистрированных в органах здравоохранения случаев незаконного потребления наркотиков в Саратовской области с 6763 до 6300;
рост количества расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений к количеству расследованных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с 57,2 процента до 67,5 процента;
увеличение числа осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков с 1495 до 1600 человек;
увеличение доли подростков и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни и вовлеченных в профилактические антинаркотические мероприятия, с 32318 до 37400 человек;
снижение уровня выявляемости лиц с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" и лиц, употребляющих наркотические вещества (на 100 тыс. населения), с 34,8 процента до 33,5 процента;
увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, с 18,5 процента до 20 процентов.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
_____________________________
* По информации управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области.
** Сведения представлены из территориального органа Федеральном службы государственной статистики по Саратовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.