Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации МО "Город Саратов"
от 14 октября 2011 г. N 2109
Долгосрочная целевая программа
"Развитие культурного потенциала города Саратова" на 2012-2015 годы
21 марта, 13 августа, 12 октября 2012 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12 октября 2012 г. N 2415 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
- "Развитие культурного потенциала города Саратова" (далее - Программа) |
Основание разработки Программы |
- распоряжение администрации муниципального образования "Город Саратов" от 4 октября 2011 года N 419-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие культурного потенциала города на 2012-2015 годы" |
Муниципальный заказчик-координатор Программы |
- управление по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов" |
Муниципальные заказчики Программы |
- управление по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов" |
Основные разработчики Программы |
- управление по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - управление по культуре) |
Цель и задачи Программы |
- цель Программы: развитие культурного потенциала города Саратова через модернизацию муниципальных учреждений культуры и увеличение доступа жителей города к культурным ценностям и информационным ресурсам; задачи Программы: - популяризация культурных ценностей города Саратова; - развитие системы библиотечного обслуживания населения города; - укрепление материально-технической базы и обеспечение безопасности учреждений культуры; - повышение творческого и профессионального потенциала работников учреждений культуры |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- вовлечение 141650 жителей города в проводимые культурно-массовые мероприятия ежегодно; - количество мероприятий, направленных на развитие театральных коллективов, - 43; - количество мероприятий, направленных на изучение и развитие культурных традиций края, - 57; - количество мероприятий для определённой целевой аудитории (дети, лица с ограниченными возможностями здоровья, молодёжь, старшее поколение) - 128; - количество мероприятий, направленных на популяризацию литературного наследия Саратова, - 18; - количество новых структурных подразделений, открытых на базе муниципальных библиотек, - 8; - пополнение библиотечных фондов муниципальных библиотек на 362 тысячи экземпляров; - количество библиографических записей в электронном каталоге 92 тысячи экземпляров; - количество оцифрованных книг - 13; - количество установленных электронных систем защиты библиотечного фонда - 4; - количество библиотек, в отношении которых реализованы мероприятия по информатизации, - 46; - количество учреждений культуры, в отношении которых реализованы мероприятия по укреплению материально-технической базы и обеспечению безопасности, - 16; - приобретение сборных сцен для проведения культурно-массовых мероприятий - 3; - приобретение автотранспортных средств - 1; - проведение конкурсов профессионального мастерства - 4; - участие 253 работников учреждений культуры в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации ежегодно; - количество учреждений культуры, в отношении которых реализованы мероприятия по обустройству зданий, сооружений и прилегающих территорий в целях обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями здоровья - 2; - количество мероприятий, направленных на организацию содержательного массового отдыха жителей города Саратова, - 258 |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2012-2015 годы |
Перечень подпрограмм |
- Программа не содержит подпрограмм |
Объёмы и источники финансирования |
- объём финансирования Программы составляет 260688,5 тыс. руб., в том числе по источникам: бюджет муниципального образования "Город Саратов" - 260404,4 тыс. руб., федеральный бюджет - 284,1 тыс. руб. |
Исполнители основных мероприятий |
- управление по культуре, муниципальные учреждения культуры города, общественные организации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- реализация Программы в 2012-2015 гг. позволит обеспечить: - создание новых структурных подразделений, открытых на базе муниципальных библиотек; - увеличение доли охвата населения библиотечным обслуживанием до 24,9%; - увеличение доли учреждений культуры, в отношении которых проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы и обеспечению безопасности, до 100%; - увеличение доли горожан, принимающих участие в культурно-массовых мероприятиях, до 37% |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за ходом реализации Программы осуществляется заместителем главы администрации муниципального образования "Город Саратов" по социальной сфере, комитетом по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальным заказчиком-координатором Программы. Отчёт о ходе исполнения Программы представляется в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28 июля 2009 года N 422 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации". |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом
Город Саратов - уникальный историко-культурный центр России, обладающий высоким творческим потенциалом. Культурное обслуживание населения города осуществляют 45 муниципальных учреждений, в т.ч. 27 учреждений дополнительного образования детей (детские музыкальные школы и школы искусств), три театра, 13 учреждений клубного типа, централизованная библиотечная система города Саратова (включающая 46 филиалов) и музей Н.Г.Чернышевского.
Состояние культуры города Саратова определено рядом тенденций последних лет. Объёмы финансирования сферы культуры стабильны. Выделяются бюджетные средства на проведение капитального ремонта зданий и помещений, обновление материально-технической базы и оснащение оборудованием муниципальных учреждений культуры. Достижения культуры востребованы населением города, формируются новые творческие коллективы.
В сохранении и рациональном использовании культурного и исторического наследия важная роль отводится развитию библиотечного дела. Библиотеки являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны. Особое место занимают публичные (общедоступные) библиотеки, так как именно они в первую очередь должны решать задачу предоставления свободного доступа к информации каждому человеку по месту жительства.
Доля охвата населения города библиотечным обслуживанием составляет 24%, несмотря на то, что данный показатель превышает значение по некоторым городам России (г. Калининград - 23,8%, г. Первоуральск - 20,8%, г. Ульяновск - 21%), его значение ниже среднего значения по России, составляющего 40%.
В городе Саратове в настоящий период сформирована и действует муниципальная библиотечная система, которая направлена на удовлетворение потребностей населения города.
Ежегодно библиотеки города обслуживают 197 тысяч различных категорий населения саратовцев (23% от общего состава населения города). Им выдается 3,8 млн. документов и материалов, имеющихся в фондах библиотек. Ежегодно читатели посещают библиотеки 1,2 млн. раз. Ежедневно в библиотеки города приходит более 4 тысяч человек.
Фонд централизованной библиотечной системы (далее - ЦБС) является универсальным и содержит 1,5 млн. единиц документов всех видов. Большое место в формировании фонда занимают периодические издания. В среднем ЦБС получает 150 наименований газет и около 500 наименований журналов ежегодно. Содержание фонда раскрывает электронный каталог, а также система каталогов и картотек на традиционных носителях.
В городских библиотеках г. Саратова активно развивается процесс внедрения автоматизированных систем и технологий. В результате библиотеки имеют опредёленный уровень технической оснащённости, используют специальные автоматизированные библиотечные системы, формат обмена библиографическими данными, что делает их заметными участниками информационной инфраструктуры города.
Приоритетным направлением деятельности ЦБС остаётся дальнейшее развитие процессов информатизации и автоматизации библиотек, развитие которых идёт уже в течение многих лет. В 2001-2005 годах в городе реализовывалась муниципальная целевая программа "Создание межбиблиотечной корпоративной компьютерной сети Централизованной библиотечной системы города Саратова".
По итогам программы центральная городская библиотека стала крупным информационным и культурным центром, оснащённым новейшими информационными технологиями, что позволило увеличить доступ населения города к информационным ресурсам библиотечной системы.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, развитие системы библиотечного обслуживания в городе имеет серьёзные проблемы, среди которых наиболее значимыми являются:
- медленно обновляемый библиотечный фонд;
- отставание в освоении новых информационных технологий;
- недостаточно развитая материально-техническая база большинства библиотек;
- недостаточное развитие сети муниципальной библиотечной системы, учитывающее современные потребности населения города.
Решение сложившейся ситуации возможно путём решения следующих задач:
- создание оптимальных условий для модернизации муниципальных библиотек на основе укрепления материально-технической базы, позволяющей предоставлять широкий спектр информационных, образовательных и других услуг в имеющихся помещениях;
- создание комфортной среды и оптимальных условий для духовного, культурного, интеллектуального развития подрастающего поколения; организация на современном технологическом уровне досуга для всех категорий населения;
- расширение единой информационной компьютерной сети библиотек, увеличение информационных ресурсов библиотек, в том числе и электронных;
- повышение качества обслуживания и удовлетворение запросов жителей города.
Ежегодно в г. Саратове проводится более 70 культурно-массовых мероприятий, среди которых празднование Дня города, Дня Победы, Дня космонавтики, Нового года и других праздничных дней и знаменательных дат. Количество участников мероприятий составляет около 160 тыс. горожан. Эти мероприятия консолидируют саратовцев, объединяют людей различных национальностей, расширяют культурное пространство города.
Однако это направление деятельности имеет ряд недостатков:
- культурно-массовые мероприятия не покрывают всего диапазона запросов, предпочтений и ожиданий граждан;
- город Саратов отстаёт от многих российских городов по обеспеченности продуктами культуры и искусства;
- недостаточная экономическая доступность продуктов культуры для различных социальных групп;
- недостаточный уровень доступности учреждений культуры для лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Доля горожан, принимающих участие в культурно-массовых мероприятиях, составляет на сегодняшний день 18%. По другим городам России данный показатель составляет от 19% в Калининграде и Новосибирске, до 64,4% в Воронеже и 74% в Ростове.
Решение ситуации возможно следующим образом:
- расширение культурного пространства города за счёт увеличения числа культурно-массовых мероприятий;
- обеспечение доступа к культурно-досуговой деятельности различных социальных групп населения и лиц с ограничениями жизнедеятельности за счёт мероприятий на открытых площадках города;
- создание оптимальных условий для популяризации культуры города для формирования позитивного образа г. Саратова и патриотического воспитания молодого поколения.
Одной из важнейших задач в развитии культурного потенциала города безусловно является повышение престижа работы в отрасли культуры, повышение творческого и профессионального потенциала работников. Кадры учреждений культуры иногда не имеют профильного образования, не всегда используют новые методики в деле организации культурно-творческого процесса с учётом запросов населения.
Решение задачи возможно за счёт проведения мероприятий по поощрению наиболее квалифицированных работников, участия работников учреждений культуры в мероприятиях, направленных на повышение профессионального уровня.
Не менее важной задачей в сфере культуры г. Саратова является модернизация технического и технологического оснащения учреждений культуры. Это обусловлено тем, что одним из главных факторов, определяющих спрос на услуги в сфере культуры города, является комфорт и удобство процесса потребления данных услуг.
Слабое состояние материально-технической базы учреждений сферы культуры постоянно увеличивает разрыв между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения, что, с одной стороны, вызвано естественным старением базы культуры, а с другой, - быстрым развитием технологий в сфере материального оснащения учреждений культуры, формированием и принятием за основу высоких мировых стандартов в сфере культуры и искусства.
На сегодняшний день более 60% зданий, в которых находятся муниципальные учреждения культуры, требуют капитального и текущего ремонта. Отсутствие современного дизайна, низкий уровень обеспеченности учреждений культуры современным световым и звуковым оборудованием - всё это снижает качество услуг и не обеспечивает необходимого разнообразия. Учреждения культуры недостаточно оснащены техническими средствами по противопожарной безопасности и системами видеонаблюдения.
В большинстве учреждений культуры состояние фонда музыкальных инструментов, одежды сцены, сценических костюмов и обуви находится на очень низком уровне и имеет балансовую стоимость, равную нулю. Это свидетельствует о необходимости замены существующих фондов на новые.
Для решения остро стоящих проблем материально-технического обеспечения сферы культуры города необходима реализация следующих задач:
- проведение капитального и текущего ремонта учреждений;
- проведение противопожарных мероприятий;
- приобретение для учреждений высококачественных музыкальных инструментов, сценического оборудования, специальной мебели и прочих материальных ценностей.
В городе имеется опыт применения программно-целевого метода планирования по решению названных задач.
На протяжении четырёх лет в городе реализуются ведомственные целевые программы, направленные на укрепление и модернизацию материально-технической базы и обеспечение безопасности учреждений сферы культуры города.
В рамках программ ежегодно проводятся ремонтные работы в среднем в 70% зданий, оборудование и прочие материальные ценности (сценический реквизит, световое и звуковое оборудование, оргтехника, пошив одежды для сцены и др.) приобретаются в 50% учреждений.
Однако темпы износа материально-технической базы продолжают опережать темпы её восстановления.
Использование программно-целевого метода позволит определить приоритетные направления в развитии отрасли, максимально эффективно использовать бюджетные средства в условиях бюджетных ограничений.
В настоящее время программы аналогичной направленности утверждены и реализуются как на федеральном, так и на региональном уровнях государственного управления.
Данная долгосрочная целевая Программа разработана в соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации, с п. 16, 17 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 4 октября 2011 года N 419-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие культурного потенциала города на 2012-2015 годы".
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации
Цель Программы - развитие культурного потенциала города Саратова через модернизацию муниципальных учреждений культуры и увеличение доступа жителей города к культурным ценностям и информационным ресурсам.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- популяризация культурных ценностей города Саратова;
- развитие системы библиотечного обслуживания населения города;
- укрепление материально-технической базы и обеспечение безопасности учреждений сферы культуры;
- повышение творческого и профессионального потенциала работников учреждений культуры.
Решение проблемы программно-целевым методом планируется осуществить без выделения этапов в течение четырёх лет - с 2012 по 2015 гг.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12 октября 2012 г. N 2415 раздел III настоящего приложения изложен в новой редакции
III. Ресурсное обеспечение Программы
Расчёт произведен на основании анализа уровня цен на рынках товаров, работ и услуг, действующих в 2011 году.
Объем финансирования Программы составляет 260688,5 тыс. руб., в том числе по годам:
- 2012 год - 19744,1 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 284,1 тыс. руб.;
- 2013 год - 21495,0 тыс. руб.;
- 2014 год - 140551,4 тыс. руб.;
- 2015 год - 78898,0 тыс. руб.
Источники финансирования Программы: бюджет муниципального образования "Город Саратов" - 260404,4 тыс. руб., федеральный бюджет - 284,1 тыс. руб. (мероприятия по обустройству зданий, сооружений и прилегающих территорий учреждений для обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями).
IV. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом её выполнения
Управление по культуре обеспечивает реализацию системы мероприятий долгосрочной целевой программы согласно приложению N 1 к Программе с соблюдением установленных сроков и объёмов бюджетного финансирования, достижение утверждённых значений целевых индикаторов.
Муниципальный заказчик-координатор ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчётным, представляет в комитет по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов" информацию о ходе выполнения Программы в разрезе предусмотренных источников финансирования и результатов исполнения программных мероприятий по формам, установленным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28 июля 2009 года N 422 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации".
Текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляется заместителем главы администрации муниципального образования "Город Саратов" по социальной сфере, комитетом по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальным заказчиком-координатором Программы.
V. Перечень программных мероприятий
Система мероприятий долгосрочной целевой Программы для решения поставленных задач и достижения цели реализации Программы представлена в приложении N 1 к Программе.
Перечень мероприятий, реализация которых необходима для достижения утвержденных значений целевых индикаторов, приведён в приложении N 2 к Программе.
VI. Прогноз ожидаемых социально-экономических, экологических результатов реализации Программы
Реализация Программы в 2012-2015 гг. позволит обеспечить:
- создание новых структурных подразделений, открытых на базе муниципальных библиотек;
- увеличение доли охвата населения библиотечным обслуживанием до 24,9%;
- увеличение доли учреждений культуры, в отношении которых проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы и обеспечению безопасности, до 100%;
- увеличение доли горожан, принимающих участие в культурно-досуговых мероприятиях, до 37%.
Показатели результативности, позволяющие оценить ход реализации Программы, по годам выполнения Программы приведены в приложении N 1 к Программе.
Риски реализации Программы связаны с возможным увеличением стоимости реализации мероприятий за период реализации Программы, форс-мажорными обстоятельствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.