Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства Саратовской области
от 14 апреля 2008 г. N 154-П
Социальная программа
Саратовской области "О реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2008 год
31 октября 2008 г.
Паспорт социальной программы "О реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2008 год
Наименование Программы |
социальная программа "О реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" на 2008 год (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N 936 "Об утверждении Правил предоставления в 2008-2010 годах из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий"
|
Государственный заказчик Программы
|
Правительство Саратовской области |
Разработчики Программы |
министерство социального развития Саратовской области, государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области
|
Цель и задачи Программы |
цель программы: повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области гражданам пожилого возраста; снижение социальной напряженности и социального неравенства в обществе. Основные задачи программы: укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям; обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния учреждений социального обслуживания населения в соответствии с установленными стандартами, нормами и нормативами; оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам; совершенствование методов социально-бытовой реабилитации престарелых граждан и инвалидов; улучшение социально-бытовых условий проживания (газификация жилья (жилых помещений) граждан пожилого возраста, в первую очередь в отдаленных сельских населенных пунктах
|
Срок реализации Программы
|
2008 год |
Исполнители основных мероприятий Программы
|
министерство социального развития Саратовской области, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), комитет капитального строительства Саратовской области
|
Объем и источники финансирования Программы
|
общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют - 106681,662 тыс. рублей, в том числе: за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (прогнозно) - 51151,01 тыс. рублей; за счет средств областного бюджета - 55530,652 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
улучшение условий проживания, обеспечение повышения качества, внедрения новых видов и форм социальных услуг, оказываемых 548 пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в 2-х стационарных учреждениях социального обслуживания населения; обеспечение функционирования реабилитационного учреждения на 52 койко-места (ежесменно) в полном объеме; снижение очередности на размещение пожилых граждан и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания; приведение площадей спальных помещений стационарных учреждений социального обслуживания населения области в соответствии с нормативом; обеспечение равного доступа к получению услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности; оказание адресной социальной помощи более 4,8 тыс. неработающим пенсионерам; газификация домовладений 80 неработающих пенсионеров
|
Система организации контроля за исполнением Программы
|
контроль за исполнением Программы осуществляется государственным учреждением - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию) совместно с министерством социального развития Саратовской области и комитетом капитального строительства Саратовской области.
|
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
На территории области проживает 584,8 тыс. граждан пожилого возраста или 22,5 процента от общей численности постоянного населения. Среди них: 16,0 тыс. инвалидов и участников войны; 53,0 тыс. ветеранов войны - тружеников тыла; 200,8 тыс. ветеранов труда; 69,1 тыс. ветеранов труда Саратовской области; 4,7 тыс. ветеранов военной службы; 4,5 тыс. граждан, пострадавших от политических репрессий.
Более 60 тыс. пожилых граждан - одиноко проживающие, 135 человек в возрасте 100 лет и старше.
Согласно прогнозу официальной статистики к 2010 году численность граждан пожилого возраста увеличится еще на 20 тыс. человек и достигнет 601,4 тыс. человек, а ее удельный вес в общей численности населения области составит уже 23,5 процента.
Неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень материального достатка по-прежнему характерны для большей части граждан пожилого возраста. Сохраняется проблема одиночества из-за более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами (в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет). Уровень общей заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в два раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в шесть раз выше, чем у лиц молодого возраста.
В целях усиления социальной защищенности граждан пожилого возраста, создания условий для их активного участия в жизни общества на территории области реализуются:
законы Саратовской области: "О социальных гарантиях", "О доплате к пенсии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы", "О доплате к пенсии Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О Почетном гражданине Саратовской области", "О доплате к пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Саратовской областью", "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области", "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области", "О социальной защите населения в Саратовский области", "О ветеранах труда Саратовской области";
Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовский области до 2010 года;
областная целевая Программа "Старшее поколение" на 2008-2010 годы, которая является уже четвертой в данном направлении и позволяет ежегодно привлекать дополнительные финансовые средства областного бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, приобретение технологического и бытового оборудования в учреждения социального обслуживания населения.
В настоящее время получателями мер социальной поддержки в области является 532,1 тыс. человек, что составляет 91,7 процента граждан пожилого возраста, проживающих в области. По федеральному регистру социальную поддержку получают 199,9 тыс. человек, по областному - 332,2 тыс. человек.
В прошлом году открыты 3 дома-интерната на 445 койко-мест, реабилитационный центр на базе санатория "Пугачевский". В результате в настоящее время на территории области функционируют 24 дома-интерната для престарелых и инвалидов, в том числе 13 домов-интернатов общего типа и 11 психоневрологических интернатов. Более 4-х тысяч пожилых граждан и инвалидов получили все виды медицинской и социальной помощи в стационарных условиях.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года N 264 "Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации, в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на оказание адресной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" и в рамках реализации социальной программы Саратовской области "Об оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" в Саратовскую область привлечены 58,7 млн рублей. Финансовую помощь получили 35692 нуждающихся пенсионера, в том числе:
на газификацию домовладений - 1117 пенсионеров из 30 районов области на сумму 20,5 млн. рублей (средний размер помощи - 18325 рублей);
на проведение мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне, - 15536 человек на сумму 10,0 млн. рублей;
на проведение мероприятий, посвященных Дню пожилого человека и Дню инвалида, - 10568 человек на сумму 6,5 млн. рублей;
оказана единовременная материальная помощь 8471 неработающему пенсионеру на сумму 21,3 млн. рублей.
Расходы на доставку адресной помощи составили 0,4 млн. рублей.
Софинансирование из областного бюджета на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам составило 6,96 млн. рублей.
Анализ результатов выполнения указанных мероприятий показывает, что ряд проблем, несмотря на принимаемые меры, остается нерешенным. Ликвидирована очередность на проживание в домах-интернатах общего типа, однако в психоневрологических интернатах она остается значительной - 199 человек. Хотя обеспеченность стационарными койками за 2007 год повысилась с 15,7 до 17,6 на 10 тыс. населения, но не достигла нормативных значений - 30,0 на 10 тыс. населения. Необходимо привести площади спальных помещений в соответствие с нормативом (Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 28 июля 1995 года N 170) - 7,1 кв.м на 1 проживающего.
В 2008 году повышение качества социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов останется приоритетной задачей в работе учреждений социальной поддержки.
С целью сокращения очередности на проживание и стационарных учреждениях социального обслуживания населения будут введены в эксплуатацию дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Шиханы на 50 койко-мест, психоневрологический интернат в с. Хватовка Базарно-Карабулакского района на 70 койко-мест, вторая очередь Михайловского ПНИ на 195 койко-мест. Откроются 4 отделения на 100 койко-мест для граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, 6 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания в сельской местности на 180 мест и 4 отделения социально-бытового ухода на 120 мест.
Ожидается, что паритетное долевое участие финансовых средств областного бюджета и ПФР позволит завершить реконструкцию Новоузенского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов (ввести в эксплуатацию новый корпус на 63 койко-места), строительство столовой в центре реабилитации "Пещера Монаха" (обеспечить полноценное функционирование учреждения на 52 койко-места), отремонтировать жилые помещения Балашовского дома-интерната для престарелых и инвалидов (улучшить условия проживания 485 человек).
Оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств ПФР позволит предоставить дополнительные меры социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к социальным пособиям и льготам, установленным федеральным и областным законодательством.
Мероприятия Программы осуществляются одновременно с реализацией на территории Саратовской области:
Законов Саратовской области "О социальной защите населения в Саратовской области", "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам";
Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 25 мая 2004 года N 125-П, и Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 1 июня 2001 года N 60-П.
Улучшение социального положения пожилых людей связано с реализацией мер по их адаптации в ситуациях неустойчивого материального положения.
Оказание адресной социальной помощи осуществляется на основе следующих основных принципов:
адресность, предусматривающая оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в ней;
дифференцированный подход, определяющий размер и виды социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста и иных обстоятельств;
комплексность, предусматривающая различные виды социальной помощи (денежная, натуральная, оздоровление).
Основным критерием оказания адресной социальной помощи пожилым гражданам является размер среднедушевого дохода, не достигающий величины прожиточного минимума, установленного в Саратовской области.
Кроме того, социальная помощь может быть предоставлена тем категориям пожилых граждан, которые являются одинокими пенсионерами и требуют постоянного ухода, имеют специфические потребности (инвалиды), попали по независящим от них причинам в трудную жизненную ситуацию или экстремальную ситуацию (подтверждается документами).
Адресная социальная помощь назначается единовременно не чаще одного раза в год и не может превышать 2000 рублей, лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, - 5000 рублей.
Серьезной проблемой пожилого населения, которую не позволяют в полной мере решать финансовые возможности бюджетов муниципальных образований, является развитие инженерной и социальной инфраструктур, обеспечение финансирования работ, связанных с газификацией жилья.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;
повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности;
внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повышение эффективности использования природного газа.
Выполнение мероприятий по развитию газификации в сельской местности позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Ожидается, что уровень газификации домов повысится с 28,8 до 48,6 процента.
Строительство внутриквартальных сетей и монтаж газового оборудования, как правило, проводится за счет средств населения. Стоимость работ в зависимости от площади жилья и удаленности его от разводящей трассы колеблется от 20 тысяч рублей до 30 (и выше) тысяч рублей. По решению районных комиссий размер адресной помощи назначается в размере 70 процентов от представленных подтверждающих документов, но не может превышать 20,0 тыс. рублей.
В настоящее время не в полной мере осуществляются работы по газификации в Дергачевском, Ершовском, Краснокутском, Перелюбском, Пугачевском, Вольском и Хвалынском районах области.
В отделение Пенсионного фонда по Саратовской области обратились 80 неработающих пенсионеров с просьбой об оказании им материальной помощи на газификацию. Общий предполагаемый размер помощи составит 1500 тыс. рублей.
Размер адресной социальной помощи в связи с частичной оплатой газификации жилья неработающих пенсионеров, принадлежащего им на праве собственности и являющегося местом их жительства, определяется на основании представленных актов выполненных работ, а также документов, подтверждающих произведенные расходы на газификацию.
Финансирование строительства межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации не производится.
Финансирование адресной помощи осуществляется при условии проведения в 2008 году работ по газификации домовладений и наличии в населенных пунктах распределительных газовых сетей либо гарантии их ввода до конца текущего года.
Сроки выполнения работ по газификации - с 1 января 2008 года по 1 декабря 2008 года, сроки финансирования - II-IV квартал 2008 года.
Перечень мероприятий Программы сформирован с учетом уровня обеспеченности жителей районов области расходами местных бюджетов на социальную политику.
Основным критерием при определении необходимых объемов финансирования за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации, областного бюджета и других источников в рамках социальной программы является обеспечение равного доступа к получению социальных услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности.
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области гражданам пожилого возраста;
снижение социальной напряженности и социального неравенства в обществе.
В рамках Программы предусматривается решить следующие основные задачи:
укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям;
обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния учреждений социального обслуживания населения в соответствии с установленными стандартами, нормами и нормативами;
оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам;
совершенствование методов социально-бытовой реабилитации престарелых граждан и инвалидов;
улучшение социально-бытовых условий проживания (газификация жилья (жилых помещений) граждан пожилого возраста, в первую очередь в отдаленных сельских населенных пунктах.
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 106681,662 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств Пенсионного фонда Российский Федерации (прогнозно) - 51151,01 тыс. рублей;
за счет средств областного бюджета - 55530,652 тыс. рублей.
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения
Организационное управление реализацией Программы осуществляет министерство социального развития Саратовской области совместно с государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области.
Выполнение в установленные сроки мероприятий Программы и целевое использование финансовых средств обеспечивают ответственные исполнители, указанные в перечне мероприятий.
Контроль за исполнением Программы осуществляется государственным учреждением - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области совместно с министерством социального развития Саратовской области и комитетом капитального строительства Саратовской области.
По итогам реализации Программы министерство социального развития Саратовской области представляет в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области по формам и в сроки, установленные Пенсионным фондом Российской Федерации, отчеты о реализации социальной программы.
Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Мероприятия Программы осуществляются одновременно с реализацией на территории Саратовской области областной целевой программы "Старшее поколение" на 2008-2010 годы.
Социальная Программа является составной частью системы мер социального обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в Саратовской области. Результатом реализации этих мер является устойчивое повышение качества жизни граждан пожилого возраста, в первую очередь, улучшение показателей, характеризующих здоровье, продолжительность жизни, уровень благосостояния и обеспеченность базовыми социальными услугами.
Комплексная реализация мероприятий данных программ позволит:
улучшить условия проживания, обеспечить повышение качества, внедрение новых видов и форм социальных услуг, оказываемых 548 пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в 2-х стационарных учреждениях социального обслуживания населения;
обеспечить функционирование реабилитационного учреждения на 52 койко-места (ежесменно) в полном объеме;
снизить очередность на размещение пожилых граждан и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания;
привести площади спальных помещений стационарных учреждений социального обслуживания населения области в соответствии с нормативом;
обеспечить равный доступ к получению услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в городской и сельской местности;
обеспечить социальную защищенность тех групп населения и отдельных граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии помочь себе самостоятельно, путем предоставления единовременной материальной помощи 4,8 тыс. неработающих пенсионеров;
газифицировать домовладения 80 неработающих пенсионеров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.