Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Саратовской области
от 22 мая 2008 г. N 161-Пр
Концепция
развития конкуренции на продовольственном рынке Саратовской области на 2008-2010 годы
1. Введение
В формировании нового экономического механизма хозяйствования важным элементом является конкуренция.
Актуальность разработки Концепции развития конкуренции на продовольственном рынке Саратовской области на 2008-2010 годы (далее - Концепция) обусловлена проблемами развития конкуренции в данной сфере и изысканием путей их решения.
Конкуренция - это элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Конкуренция в рыночной экономике выполняет несколько важных задач. Она помогает организовать экономическую деятельность и ответить на основополагающие вопросы: что, сколько и как производить, как распределять товары и услуги. В процессе конкуренции формируются цены, которые влияют на поведение покупателей и продавцов, распределение ресурсов.
Конкурентная активность является важным фактором, вызывающим изменения на рынках, поскольку она стимулирует экономическую организацию производства и разработку новых технологий, продуктов и стратегий маркетинга.
Концепция определяет цели, задачи и мероприятия по развитию конкуренции на рынках продовольственных товаров в Саратовской области на 2008-2010 годы.
2. Состояние и анализ проблемы
Региональный продовольственный рынок - это система экономических, правовых и социальных отношений, объединяющая свободно взаимодействующих производителей и потребителей продовольственной продукции на определенной территории.
Являясь крупной составной частью экономики Саратовской области, продовольственный рынок призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории области.
Развитию продовольственного рынка за последние годы способствовали стабильное экономическое положение, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в области, рост инвестиционной привлекательности.
Сбалансированная аграрная политика, поддержка приоритетов, концентрация финансовых ресурсов позволяют стабильно увеличивать уровень сельскохозяйственного производства.
Прогнозируемый баланс продовольствия на 2008 год (рассчитанный по фактическому потреблению в 2007 году) свидетельствует о том, что из десяти основных видов продукции, формирующих баланс продовольствия, по восьми видам (за исключением сахара и рыбопродуктов) область может обеспечить себя сама (приложение N 1). Дефицит производства в области по сахару и рыбопродуктам покрывается за счёт ввоза из других регионов Российской Федерации. Сахар завозится из Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Пензенской областей, из Москвы, Краснодарского края, Республики Башкортостан. Рыбопродукты закупаются в Мурманской, Астраханской, Ростовской областях, Республике Калмыкия. Тем не менее, в области есть резервы для увеличения их производства.
Однако для обеспечения баланса продовольствия в соответствии с нормами потребления, рекомендуемыми Российской академией медицинских наук, область без увеличения объёмов производства сельскохозяйственной продукции не сможет обеспечить себя уже по четырём видам продовольствия: мясо, молоко, рыба и сахар (приложение N 2).
Немаловажное значение в насыщении продовольственного рынка картофелем и плодоовощной продукцией имеют вопросы её хранения и переработки. В настоящее время в нашей области практически отсутствуют современные картофеле- и овощехранилища, отсутствуют возможности предпродажной подготовки продукции для реализации в розничной торговле.
В области имеется 5 консервных заводов, из которых наиболее крупными предприятиями по переработке овощей и фруктов являются ОАО "Черемшанское" (г. Хвалынск) и ООО "Покровский консервный завод" (Энгельсский район), но они далеко не полностью закрывают соответствующий сегмент продовольственного рынка.
Обеспечение населения области продовольственной продукцией собственного производства в рыночных условиях во многом зависит от принятой стратегии развития сельского хозяйства.
В области с 2008 года развитие агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы". К 2013 году будет обеспечен прирост объёмов производства зерна на 35 процентов, мяса - на 27 процентов, молока - на 15 процентов, яиц - на 13 процентов.
Одной из основных целей развития агропромышленного комплекса является повышение объёмов производства конкурентоспособной по цене и качеству продукции до уровня, необходимого для бесперебойного снабжения населения продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем.
Важным направлением аграрной политики в области развития агропродовольственного рынка является создание условий для ускоренного развития животноводства, ориентированного на импортозамещение.
Это соответствует интересам отечественных производителей как животноводческой, так и растениеводческой продукции и позволяет трансформировать рост потребностей в мясных и молочных продуктах в фактор поддержания высоких темпов роста не только в сельском хозяйстве, но и в сопряжённых с ним отраслях экономики.
В перспективе увеличится потребность в молочных и мясных продуктах, плодах, овощах и бахчевых культурах. Приоритетного развития требуют в первую очередь производство и переработка молока, затем следуют производство и промышленная переработка мяса.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности области производят практически все продукты питания. Их потенциальные возможности позволяют полностью обеспечить потребность населения области в масле растительном (в 6 раз больше потребности), маргарине (в 3 раза), колбасных изделиях (в 1,6 раза), молоке и молочной продукции (в 1,5 раза), муке, хлебобулочных и макаронных изделиях (в 1,4 раза). Для повышения конкурентоспособности необходимо больше внимания уделить качеству выпускаемой продукции и расширению ассортимента.
Насыщение потребительского рынка области социально значимыми продуктами питания местного производства, расширение ассортимента и выпуск конкурентоспособной продукции является основной задачей, стоящей перед предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Для этого в рамках вышеуказанной пятилетней областной целевой программы предусмотрено выделение денежных средств для проведения технического перевооружения, внедрения новых технологий на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности.
Высокая доля импортного мяса, используемого предприятиями переработки (в среднем по области в 2006 году - свыше 58 процентов, а отдельные предприятия - до 100 процентов), свидетельствует о низкой конкурентоспособности мяса отечественных сельхозпроизводителей.
Основными причинами такой ситуации являются:
во-первых, высокая себестоимость отечественного мяса в сравнении с импортным блочным мясом (даже с учётом таможенных пошлин оно на 15-20 процентов дешевле местного сырья);
во-вторых, низкий уровень первичной переработки мяса (промышленный забой, обваловка, обжиловка, хранение и т.д.). Отсутствие предпродажной подготовки (расфасовка, упаковка и т.д.) создаёт серьёзные барьеры для реализации мяса в предприятиях розничной торговли.
Высокая доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих животноводческую продукцию (свыше 80 процентов), имеет определённые трудности в сбыте её излишков. Поэтому важным направлением в аграрной политике области является развитие сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов и организация ярмарочной деятельности.
Реализации потенциала отечественных производителей препятствует ряд нерешённых проблем, в том числе:
сложившаяся система реализации продукции сельского хозяйства, которая обеспечивает перераспределение основного дохода в пользу посреднических организаций;
отсутствие ценовых ориентиров, которые в развитых странах формируются на бирже;
высокий износ основных производственных фондов;
транспортная инфраструктура, не отвечающая потребностям рынка;
неразвитая инфраструктура оптовой торговли (незначительное количество крупных оптовых структур с современной логистикой);
отсутствие плодоовощных хранилищ.
Для повышения темпов роста сельскохозяйственного производства Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы определена необходимость системного подхода к государственному регулированию агропромышленного комплекса. Накопившиеся проблемы в развитии рынков продовольственной продукции, неравные конкурентные условия для отечественного сельского хозяйства на мировом рынке, подверженность этой отрасли народного хозяйства сезонным колебаниям обосновывают необходимость совершенствования механизма государственного регулирования агропродовольственного рынка.
Анализ состояния и тенденций развития продовольственного рынка позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики.
Существующая система учёта и информационного обеспечения продовольственного рынка не позволяет проводить в полном объёме мониторинг и анализ развития продовольственного рынка, правильно спрогнозировать его развитие и обеспечить создание единого информационного пространства для современного динамичного функционирования продовольственного рынка.
Например, в сфере торговли отсутствует система учёта объёмов продажи продукции местного производства.
Не отработаны процессы взаимодействия товаропроизводителей с розничными торговыми организациями без посредников.
Недостаточное развитие первичной переработки сельскохозяйственной продукции не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Отсутствие в муниципальных образованиях области среднесрочных отраслевых схем размещения объектов пищевой и перерабатывающей промышленности, розничной и оптовой торговли сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов продовольственного рынка.
В муниципальных образованиях области не получили должного развития обеспечивающие функционирование торговых сетей системы логистики, объекты транспортной инфраструктуры: автостоянки, парковки и другие сервисные службы, что сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, необходимых для установления справедливых цен на потребительские товары и услуги.
Нерешённой остаётся проблема переработки и хранения продовольствия в неприспособленных помещениях. Существование этого канала, тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объёмы продовольственных товаров, а также остро ставит вопрос улучшения материально-технической базы организаций продовольственного рынка.
3. Цель, задачи и основные направления Концепции
Основной целью Концепции является повышение социально-экономической эффективности продовольственного рынка, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары при обеспечении их безопасности и повышении качества обслуживания.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
создание условий для роста предложения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, повышение конкурентоспособности продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельскохозяйственного производства и предприятий перерабатывающей промышленности;
содействие сбалансированному развитию потребительского рынка за счёт развития инфраструктуры и оптимального размещения объектов продовольственного рынка, обеспечивающего одинаковую доступность товаров и услуг на всей территории области, упрощённого доступа на товарные рынки крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения;
совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления области, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов.
4. Мероприятия по реализации Концепции
Для решения задач Концепции необходим комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического и организационного характера, а также мероприятия в сфере развития потребительского рынка.
С целью совершенствования нормативно-правового обеспечения вопросов развития конкуренции на продовольственных рынках целесообразно:
организовать анализ нормативной, правовой, методической документации на соответствие требованиям:
запрещающим возникновение необоснованных административных барьеров при перемещении продовольственных товаров;
обеспечивающим ликвидацию существующих административных барьеров в предпринимательской деятельности;
предупреждающим заключение антиконкурентных соглашений и согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции;
подготовить рекомендации, способствующие либерализации предпринимательской деятельности на продовольственных рынках и в смежных отраслях;
провести системный анализ нормативно-правовой базы по вопросу концентрации (доминирования) на продовольственных товарных рынках области, в том числе "коллективных доминантов", с целью выявления их монопольного положения и принятия мер по пресечению нарушений законодательства;
разработать предложения для выхода с законодательной инициативой по принятию нормативного правового акта в форме федерального закона, содержащего нормы, упорядочивающие действия по выработке, реализации и контролю ценовой политики аффилированных лиц (группы лиц), осуществляющих деятельность одновременно на рынках переработки сельскохозяйственного сырья и реализации сельскохозяйственной продукции при организации работы с давальческим сырьём.
Для развития конкуренции на продовольственных рынках наряду с правовыми мерами необходимы экономические и организационные меры:
разработка ежегодного прогнозного баланса спроса и предложения по основным группам продовольственных товаров;
обеспечение роста производства до уровня максимально возможного обеспечения потребностей регионального рынка продовольственной продукцией собственного производства за счёт финансово-экономической государственной поддержки сельхозпроизводителей и предприятий переработки;
проработка вопросов хранения картофеля и плодоовощной продукции для насыщения продовольственного рынка в осенне-зимний период;
обеспечение сырьём консервных заводов по переработке овощей и фруктов в объёмах, необходимых для более полной загрузки существующих и вновь создаваемых производственных мощностей;
разработка схем размещения объектов пищевой и перерабатывающей промышленности, розничной торговли, системы логистики, объектов транспортной инфраструктуры для комплексного развития объектов продовольственного рынка;
создание сети предприятий по первичной переработке мяса (промышленный забой, обваловка, обжиловка);
расширение сети сельскохозяйственных рынков на территории области, регулярное проведение сельскохозяйственных ярмарок с целью обеспечения достаточного количества мест для реализации продукции непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями;
обеспечение контроля за качеством продуктов питания на стадиях производства и доведения их до потребителя.
Для информационного обеспечения и целевого адвокатирования конкуренции на продовольственных рынках необходимо предусмотреть:
создание информационной базы, доступной для всех хозяйствующих субъектов, в том числе из сети Интернет, содержащей актуальную информацию о сырье и материалах, технологиях, ценах, покупательной способности денежных доходов населения (товарный эквивалент среднемесячного дохода по товарам и услугам с конкретными потребительскими свойствами), рынках сбыта сельскохозяйственной продукции, по основным вопросам рыночной конъюнктуры (цены, спрос, предложения и т.п.) с целью развития конкурентной среды;
в рамках данной информационной базы предусмотреть создание интернет-ресурсов хозяйствующих субъектов с возможностью размещения и редактирования ими своей информации, а также создание электронной доски объявлений;
освещение вопросов конкурентной и потребительской среды в средствах массовой информации путём обнародования прецедентных случаев, мер реагирования контролирующих органов, применения административных штрафов.
5. Оценка эффективности реализации Концепции
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, обеспечит проведение целенаправленной государственной политики, направленной на интенсивное развитие сельскохозяйственного производства, сферы потребительского рынка и услуг, повышение качества и безопасности производимых товаров и оказываемых услуг, обеспечение доступности товаров и услуг на всей территории Саратовской области.
Социальный эффект от реализации Концепции выразится в повышении качества жизни населения, создании дополнительных рабочих мест во вновь строящихся объектах агропромышленного комплекса и потребительского рынка, в формировании стабильного бездефицитного продовольственного рынка, удовлетворяющего потребности населения с различным уровнем доходов.
Экономическая эффективность Концепции будет выражена:
в увеличении темпа роста валовой продукции сельского хозяйства;
в увеличении темпа роста оборота розничной торговли;
в увеличении доли региональных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли;
в снижении удельного веса импортного мяса при производстве продовольственных товаров;
в снижении доли ввоза молока и молокопродуктов в область;
ростом удельного веса сельскохозяйственной продукции, реализуемой через сельскохозяйственные рынки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.