Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 23 мая 2008 г. N 213-П
Стратегия
сохранения культурного наследия Саратовской области
Введение
Стратегия сохранения культурного наследия Саратовской области (далее - Стратегия) определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Саратовской области. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников исторической и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах городов Саратовской области. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты сохранения, преобразования и совершенствования городских ландшафтов Саратова, исторических населенных мест Саратовской области, а также памятников археологии.
Сущность этих процессов определяется формулой "сохранение через развитие, развитие через сохранение".
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наряду с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
Традиционная "охрана от +", основанная на мерах запретительного характера, действует и в современных условиях. При наличии многих хозяйствующих субъектов требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития городских и сельскохозяйственных территорий. В этом случае охрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества, жители области лишаются мотивации участия в этой деятельности.
Иная концепция - "охрана для +". При такой политике управления она выгодна населению. Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на особой территории компенсируются определенными льготами. Целостность культурной и природной среды становится качеством, которое может обеспечить развитие населения области (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительные работы, повышение социального статуса и т.д.).
Новая стратегия строится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды. Она должна привести к признанию общей ответственности за сохранение наследия.
Культурное наследие Саратовской области. Ценность - в подлинности
Среди регионов России Саратовское Поволжье выделяется своеобразным историко-культурным и архитектурным наследием. Большинство городов Саратовской области формировалось в течение двух, двух с половиной столетий. Классицизм и рациональный модерн, сложившиеся в области на рубеже XIX-ХХ веков, стали "золотым веком" Саратовского зодчества. В области существует также ряд населенных мест, связанных с немецкой культурой и историей.
Несмотря на быструю смену стилей градостроительная структура городов области сохранила свою логику. Ценность этой среды заключается в ее подлинности.
В целях дальнейшего улучшения охраны и использования памятников истории и культуры, обеспечения комплексного сохранения объектов культурного наследия, ценных градостроительных ансамблей и комплексов, природного ландшафта и памятников археологии в список исторических населенных мест Российской Федерации включены помимо Саратова еще 9 городов Саратовской области.
Саратов - крупный промышленный и культурный центр России. Возник как город-крепость для охраны Волжского торгового пути в 1590 году. Население города составляет 840 тысяч человек. Промышленность города представлена предприятиями машиностроительной, электротехнической, энергетической, химической, нефтеперерабатывающей, легкой и пищевой отраслей. В городе десятки высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов и филиалов.
В Саратове - несколько театров, филармония, цирк, художественный музей им. А.Н.Радищева, краеведческий, этнографический и мемориальные музеи.
Саратов гордится множеством памятников истории и архитектуры, построенных с конца XVII и до начала XX века: 38 памятников федерального значения, 193 памятника регионального значения. Среди них: консерватория императорская Алексеевская, ансамбль университетского городка, здания гимназий, усадьбы М.А.Устинова (краеведческий музей), С.М.Скибиневского и М.П.Репина, особняки купцов-мукомолов, комплекс мельницы Торгового Дома братьев Шмидт, здание управления Рязано-Уральской железной дороги, дом купца Ф.Котенева (Катенева), гостиница "Астория" (гостиница "Волга"), здание Банка крестьянского поземельного, собор святой Троицы и многие другие.
Аткарск - город с 1780 года. Основан в 1699 году как сторожевая слобода пахотных солдат на месте улуса ордынского хана Еткари. Население - 28,9 тыс. человек. В городе есть музей краеведения, интересные с архитектурной точки зрения здания конца XIX - начала XX веков (бывшие здания Городской Думы и Управы, реального училища, женской гимназии, дворянского собрания, железнодорожный вокзал).
Балаково - город с 1913 года. Основан раскольниками в 1726 году. Главными архитектурными достопримечательностями является ряд построек XIX и XX веков: усадьба Мальцевых, Торговый дом Шмидта, пожарная каланча, особняк В.В.Голованова (ныне краеведческий музей), особняк Маминых, Коммерческое училище, церковь Святой Троицы, дом-музей В.И.Чапаева и другие.
Балашов - основан в начале XVIII века как дворцовое село, с 1780 года - уездный город. Население - 96,8 тыс. человек. Такие здания как Народный дом, гостиница "Метрополь", усадьба купца Дьякова - гордость Балашова.
Вольск - бывшая Малыковка, город с 1780 года. В городе расположены музей краеведения, картинная галерея в бывшем доме купца Мясникова (архитектурный памятник первой половины XIX века), здание Гостиного двора в стиле русского классицизма, здание Земской управы, архиерейский дом, купеческие особняки, пожарные каланчи и другие памятники истории и культуры.
Новоузенск - город с 1835 года. Население - 17,3 тыс. человек. В городе находятся краеведческий музей, здания конца XIX - начала XX веков (бывший дом купцов Шутаревых), Народный дом, здания Казначейства, Управы, Земской больницы, женской гимназии.
Петровск - город с 1780 года. Заложен Петром I в день именин в 1698 году как город-крепость, первые поселенцы - пахотные солдаты. Население - 33,8 тыс. человек. Значительный культурный центр Правобережья. Наиболее интересными объектами культурного наследия Петровска являются Краеведческий музей с картинной галереей и архитектурные памятники: железнодорожный вокзал, здания больницы, Казначейства, женской гимназии, духовного и реального училищ, особняки купцов, церкви, пожарная каланча и водонапорная башня.
Пугачев - город с 1853 года (бывший город Николаевск). Основан в 1764 году старообрядцами как слобода Мечетная. Население - 42,6 тыс. человек. В городе находятся краеведческий музей и дом-музей В.И.Чапаева. В Пугачеве хорошо сохранилась застройка конца XIX - начала XX веков (купеческие особняки, Уездная Управа, мужская гимназия, Торговый Дом братьев Шмидт, храмы).
Хвалынск - город с 1780 года. Основан в 1556 году как сторожевой пункт на волжском острове Сосновый. В 1606 году перенесен на правый берег и в 1780 году преобразован в город Хвалынск. В городе есть краеведческий музей, картинная галерея, Дом-музей К.С.Петрова-Водкина и многочисленные каменные здания с оригинальной архитектурой.
Энгельс - бывшая слобода Покровская, город Покровск с 1914 года. В городе расположены театр оперетты, краеведческий музей и мемориальный музей Л.Кассиля, архитектурные памятники: хлебная биржа, Дом Правительства Республики немцев Поволжья, купеческие особняки. В окрестностях города в 1961 году приземлился первый космонавт планеты Ю.А.Гагарин.
С начала XVIII века строительный процесс в России регулировался системой законодательных актов. Регламентировалась ширина улиц, разбивка кварталов, модуль и характер застройки, включая типовые и образцовые проекты зданий. Со второй половины XVIII века закрепился принцип уличной застройки "единою фасадою". В середине XIX века определены высотные ограничения - не больше ширины улицы. Установленные параметры определяли объектно-пространственную целостность городов.
Хорошая степень сохранности исторической застройки в Саратовской области обусловлена тем, что новое строительство советского периода велось вне исторических центров городов. В центральных районах проводились локальные преобразования, а в новых получила развитие архитектура конструктивизма, который стал главным вкладом России в мировую архитектуру XX века. Сегодня признана и советская неоклассика ("сталинский ампир"). В неплохой степени сохранности существуют памятники промышленной архитектуры, которые составляют мощный пласт культурного наследия.
Сохранившиеся садово-парковые комплексы представляют образцы общественных парков. На кладбищах области захоронены выдающиеся люди Отечества. Археологическое наследие - бесценная летопись предшествовавших тысячелетий.
Археологическое наследие Саратовского Поволжья на территории в 100,2 тысяч квадратных километров включает около трех тысяч памятников - стоянок, поселений, городищ, могильников и курганных групп. Некоторые из них прочно вошли в научный оборот российской археологии: Сусловские, Покровские и Бородаевские курганы, Хвалынские могильники, Сосновомазинский и Перелюбский клады. Еще ряд памятников, изученных в последние годы, - славянские поселения и могильники на западе области или стоянки каменного века в Заволжье, несомненно, войдут в этот список в будущем.
Ряд охраняемых археологических памятников области являются эталонными культурными и научными объектами на территории России.
Комплекс палеолитических стоянок-мастерских у с. Непряхино, занимающий площадь около 2 кв.км. Наиболее известна стоянка Непряхино, включающая культурные слои верхнего палеолита-энеолита (от 50 до 5 тысяч лет назад). Толщина культурных напластований - до 3,5 м. Древнейший памятник археологии в области и один из крупнейших в России.
Варфоломеевская неолитическая стоянка. Эталонный памятник неолита Нижнего Поволжья (VII-V тыс. до н.э.). Четыре культурно-хронологических слоя показывают развитие населения на всем протяжении неолитической эпохи. Включает остатки жилищ, могильник, древнейшие предметы искусства.
Алексеевское городище в Волжском районе г. Саратова. Единственное городище в области, включающее материалы всех эпох от средней бронзы (III тыс. до н.э.) до средневековья (XIV в.): катакомбная культура средней бронзы, срубная и ивановская культуры поздней бронзы, сарматские, протославянские и городецкие материалы раннего железного века и первый русский поселок на территории Саратова (XIII-XIV вв.).
Средневековый город Укек (Увек) в Заводском районе г. Саратова. Один из самых ранних городов Золотой Орды в Нижнем Поволжье. Был основан монголами в 50-е годы XIII века. После разрушения в результате похода Тамерлана (Тимура) в 1395 году постепенно угас. Несмотря на сильное антропогенное воздействие под оползнями сохранились значительные участки культурного слоя с городской планировкой.
Ценность культурного наследия Саратовской области заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его достояния.
Без культурного наследия немыслима современная жизнь Саратовской области и перспективы ее развития. Наследие во многом формирует менталитет жителей территории, утверждает преемственность гуманистических ценностей, подчеркивает неофициальный статус культурной столицы Поволжья, создает российский имидж Саратовской области.
Культурное наследие имеет такое же значение, как природные ресурсы, месторождения газа, нефти и алмазов. Оно включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Наличие объектов культурного наследия способствует гармоничному равновесию в обществе, развитию широкого диапазона деятельности.
Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа городской регенерации. В конечном счете именно внешние эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают инвестиционную привлекательность Саратовской области и ее реальную коммерческую ценность. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего областного сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).
Государственная политика в области сохранения культурного наследия
В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика культурного наследия Саратовской области диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны культурного наследия - это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объёмно-пространственный планировочный каркас, общегородской силуэт, ансамбли площадей, перспективы основных улиц, конфигурация водных пространств вдоль р. Волги. Предметами охраны культурного наследия Саратовской области являются характер среды, включающий планировочный модуль кварталов и участков, масштаб, высотность и членение застройки, а также объекты археологического наследия - остатки построек древних городов, городищ, поселений, стоянок, культурные слои.
Базовый принцип - комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Саратовской области, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства. Сохранение объектов культурного наследия должно стать ключевым моментом стратегии обновления Саратова и малых городов области.
Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, координирующую и контролирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором. Следует стимулировать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия, используя все доступные ресурсы. Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами охраны памятников, но и теми структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юриспруденции.
Охранные режимы должны войти в правила застройки и землепользования Саратовской области в качестве основы градостроительной и проектной документации.
На территории Саратовской области в настоящее время под государственной охраной состоит 4974 объекта культурного наследия. В их числе:
53 памятника культуры федерального значения;
609 памятников культуры регионального значения;
4312 выявленных объектов культурного значения (в том числе 2872 объекта археологического наследия).
Предметы охраны объектов отражают ценные особенности архитектурного облика фасадов, конфигурацию и габариты корпусов, исторические интерьеры, конструкции, ценные элементы планировочной структуры и зонирование городской территории. Предметы охраны могут распространяться на структуру зданий, включая интерьеры, или же ограничиваться фасадом. Предметы охраны археологических объектов также могут включать культурные и природные ландшафты, связанные с формированием и существованием археологических объектов и комплексов памятников археологии. Таким образом, на объектном уровне, так же как на градостроительном, определяются меры допустимых преобразований.
Угрозы и риски физической утраты (разрушения) архитектурного и археологического наследия Саратовской области
Угрозы и риски физической утраты (разрушения) объектов наследия связаны с процессом естественного старения, которые ускоряют:
неблагоприятные климатические условия (длительность залегания снега и льда, количество температурных переходов через 0°С в год);
стихийные бедствия (подтопления, оползни, ветры);
гидрогеологические особенности (высокий уровень грунтовых вод, неустойчивые грунты);
атмосферные загрязнения;
неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта;
новое строительство в исторической среде;
неправильный режим эксплуатации зданий;
пожары;
вандализм и другие агрессивные действия.
Для сохранения объектов культурного наследия представляют опасность "тотальные реставрации", наносящие ущерб подлинности памятника.
Процессы естественного старения определяются жизненными циклами зданий и строительных материалов, пределами безопасности эксплуатации конструкций.
Отсутствие должной защиты зданий и сооружений от погодных условий, техногенные нагрузки на грунты и конструкции, загазованность и кислотные дожди создают кумулятивный эффект. Активизируются процессы коррозии металлов и карбонизации штукатурных слоев, перерождаются гранит и мрамор, грунтовые воды разрушают фундаменты, биологические поражения распространяются на деревянные конструкции. Из-за воздействия экономических и антропогенных факторов под угрозой уничтожения находятся более 10 объектов культурного наследия Саратова. Ряд объектов находится в активной фазе разрушения. Особенно сильно антропогенное воздействие сказывается на памятниках археологии в результате сельскохозяйственных работ, строительства дорог и трубопроводов. Подвергаются постоянной распашке большая часть курганов, культурные слои значительной части поселенческих памятников. Постоянной угрозе разрушения подвергаются археологические объекты, находящиеся в зонах отчуждения железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов и пограничных территорий. Естественными эрозийными процессами происходит постоянное разрушение культурных слоев по берегам рек и особенно Волгоградского и Саратовского водохранилищ на р. Волге.
Методов вечного сохранения не существует. Главная задача - приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения.
Меры и методы противодействия разрушительным явлениям
Ускорение физического разрушения объектов культурного наследия антропогенными и природными факторами представляет угрозу их "выживанию" и возможности быть переданными будущим поколениям.
Общие меры для приостановления процессов разрушения:
сокращение источников загрязнения и вибрации (отвод автотранспорта, ограничение парковок, запрет на движение транспортных средств вблизи особо ценных памятников, вывод промышленных предприятий, оздоровление и реновация индустриальных земель);
снижение уязвимости исторических построек с помощью правильной эксплуатации и ухода за конструкциями, защиты строений от погодных условий, устранение дефектов, ослабляющих структуру, допускающих проникновение и капиллярное движение вод, препятствующих дренажам;
эффективное использование зданий-памятников, достойное их значения и не противоречащее сохранности;
запрет на применение непригодных и вредных материалов в реставрации, консервации и ремонте;
физическая защита (усиление дверей, видеонаблюдение);
систематические противопожарные мероприятия.
Недостаточность защитных мер требует проведения междисциплинарных исследований процессов износа исторических строений, воздействий и взаимодействия физического, химического и биологического разрушений на основе постоянного мониторинга и прогноза развития. Для каждого вида опасностей и типов исторических сооружений следует разработать профилактические меры с комплексом организационных, административных и технических мероприятий по предотвращению угроз, снижению потерь и ущерба. Они наряду со специальными планами на случай чрезвычайных ситуаций должны формироваться на межведомственной основе с привлечением служб пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, экологического надзора, аварийных служб и милиции.
Необходимо обеспечить обязательное страхование рисков утраты (гибели), повреждения, хищения объектов культурного наследия. Должны быть разработаны нормы и правила содержания и эксплуатации объектов культурного наследия с учетом особенностей этого вида недвижимости.
Необходимо обеспечить действенную охрану памятников археологического наследия с помощью следующих мер:
согласование всех видов земельных работ, в том числе при проведении строительства в центре исторических городов;
непрерывный мониторинг памятников археологического наследия;
проведение спасательных аварийных работ по исследованию и консервации культурных слоев стоянок, поселений, городищ и других объектов археологического наследия, разрушаемых природными процессами;
проведение работ по выявлению новых археологических памятников.
Качественный уход и надлежащая эксплуатация - наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения наследия. Своевременные профилактические и консервационные работы увеличивают сроки межреставрационных периодов. В определенном смысле консервация (различные способы защиты уязвимых конструкций, частей сооружения и декора) может быть альтернативой дорогостоящей реставрации.
Реставрация - мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности. Венецианская хартия, утвердившая международные принципы реставрации, отдает предпочтение консервации, а реставрация проводится в исключительных случаях, когда другие способы сохранения бессильны.
Историзм современного мировоззрения устанавливает принципиально иное требование к реставрации - максимальное сохранение подлинности. По этой причине воссоздание утраченного объекта может быть оправдано в исключительных случаях - как средство градостроительной реставрации или восстановления цельности ансамбля. Принципиально не допускается возведение частей строений, не осуществленных в свое время, но входивших в авторский исторический замысел. Признается ценность позднейших исторических наслоений, не искореняются элементы стилей разных эпох, отрицается принцип приведения памятников к стилистическому единству (так называемые "стилистическая" или "романтическая" реставрация, реставрация на оптимальную дату - на период расцвета памятника). Кроме того, реставрируемый объект не должен обновляться до такой степени, чтобы восприниматься как новодел. Необходимо предоставить всевозможную помощь для возрождения фирм, занимающихся производством традиционных материалов для реставрации.
Актуальная задача - создание научно-исследовательского центра (института реставрации) для разработки и внедрения современных реставрационных принципов, норм и методик, новых технологий, оценки качества материалов и работ, аттестации и подготовки специалистов. Целесообразна подготовка специалистов по реставрации и охране наследия в системе среднего специального и высшего образования на основе государственного заказа.
Другие меры по обеспечению реставрационной деятельности:
тщательная дифференциация, установление норм и расценок на все виды реставрационных работ;
обеспечение и защита авторских прав посредством установлений там, где это возможно, знаков качества, сертификатов мастерства;
пропаганда качества реставрационных работ с помощью выставок, конкурсов, мастерских ремесленников в туристских зонах;
поощрение обучения, предоставление грантов, создание мастер-классов, стимулирующих как высококлассных специалистов, так и талантливую молодежь, желающую овладеть секретами мастерства;
широкое информирование общественности через средства массовой информации.
Это должно повысить достоинство профессии, ценность и социально-экономическую значимость реставрации и ремесел, а следовательно, открыть новые перспективы трудоустройства и личностной реализации.
Современная архитектура в контексте охраны культурного наследия
Ни один город, имеющий историческое значение, не может быть законсервирован, поэтому согласование интересов охраны культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий - одна из важнейших задач.
Решение задач реконструкции территорий и объектов, включая новое строительство, возможно только при условии разработки и соблюдения системы ограничений и предпочтений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды. Реконструкция должна вестись на основе историко-культурной и историко-градостроительной экспертиз, определяющих значимость и степень сохранности объектов культурного наследия всех уровней: города в целом как исторического поселения или достопримечательного места, его крупных фрагментов (например, кварталов послевоенной малоэтажной застройки), ансамблей, отдельных зданий и сооружений.
Интеграция современной архитектуры в историческую застройку периодически возникает в теории и практике охранного дела. Новая архитектура в контексте исторической среды - одна из важных составляющих стратегии сохранения культурного наследия. Зоны регулирования застройки определяют возможности нового строительства на территориях незавершенной или деградированной градостроительной среды, разорванных уличных фронтов, внутриквартальных участках и на местах утраченных строений. Новое строительство должно служить реставрации градостроительной ткани, воспроизводству утраченных элементов городского ландшафта, планировочной структуры, масштаба, членений, ритма, силуэта, визуальных связей, пространственных отношений застройки.
Существуют разные приемы гармоничного включения современной архитектуры в группы исторических построек: от полного "растворения" новых архитектурных объемов, материалов и цвета в окружающей среде до методов "контрапункта", всевозможных стилизаций и воссозданий средствами нового строительства, новыми технологиями и материалами. В отличие от воссоздания, которое ставит ложный знак равенства подлинника новоделу, регенерация и реновация как более творческие методы диктуют новой архитектуре необходимость выявления внутренних закономерностей исторической среды, архитектонику художественных образов.
В то же время новое строительство может угрожать физическому состоянию соседних построек. Строительство и реконструкция в среде плотной городской застройки относятся к высшей категории геотехнической сложности. Реконструкция и застройка в историческом центре должны производиться с учетом геологических и гидрологических особенностей.
Стремление инвесторов строить в исторической части города вблизи памятников свидетельствует о престижности жизнедеятельности в этих районах и о высокой коммерческой выгоде, которая напрямую зависит от средового окружения. Виды из окон стали ценностным параметром. Видовые точки, визуальные связи, городские панорамы должны быть каталогизированы как предметы средовой и градостроительной охраны.
Уникальную особенность исторической среде городов Саратовской области придает симбиоз открытых пространств и плотной внутриквартальной застройки. Открытые пространства являются частью архитектурного наследия. Они играют главную роль в обеспечении рекреационных и досуговых нужд городского сообщества, важны в социальном взаимодействии. Открытые пространства выражают коллективную жизнь города, являются своего рода общественными гостиными городов области. Они обладают коммерческой ценностью, помогают экономическому возрождению не только через создание рабочих мест, но и через повышение привлекательности города для деловых инвестиций и проживания.
Городские реабилитационные программы больших и малых пространств (дворы) приводят к лучшему пониманию ценности и качеств окружающей среды. Благоустройство открытых пространств, их насыщение музеефицированными объектами и малыми архитектурными формами улучшают качество жизни горожан в целом.
Несмотря на то, что открытые пространства значимы, они часто нарушаются, их захватывают многочисленные транспортные парковки, существует проблема загрязнения. Главными пользователями пространств остаются автомобилисты.
Наиболее эффективный способ сохранения и популяризации исторической среды представляет вовлечение открытых пространств в социальный оборот путем развития пешеходных зон и их инфраструктуры. Созданию комфортной обстановки в историческом центре способствуют его благоустройство, озеленение, освещение и установка малых архитектурных форм, сомасштабных окружающей застройке и соответствующих эстетике среды. Недостаток гармонии, игнорирование традиций, перегруженность пространства могут породить проблемы восприятия, потерю чувства безопасности и комфорта, сделать открытое пространство непривлекательным. Визуальная деградация возникает и в результате нагромождения технических средств рекламы (рекламные щиты, пилоны, знаки). Недопустимы подобные искажения основных площадей и видовых панорам. Зеленые пространства (сады, парки, скверы центра города) - неотъемлемая часть исторического ландшафта. Стратегия сохранения должна обеспечить неприкосновенность объектов ландшафтной архитектуры, систематическое проведение комплексных восстановительных и профилактических работ.
В практике планирования благоустройства открытых пространств следует более гибко использовать общественное и частное партнерство. Прямое привлечение горожан даст эффект саморазвития, осознания личной и коллективной ответственности, уважения к существующей городской структуре.
Мероприятия по сохранению культурного наследия Саратовской области
Включение комплексной политики активного сохранения культурного наследия в качестве составной части всех аспектов городского планирования. Решения, принимаемые органами государственной власти Саратовской области в сферах областного хозяйства, строительства и благоустройства, должны приниматься с учетом необходимости сохранения культурного наследия Саратовской области.
Совершенствование системы управления наследием в соответствии с международными соглашениями и законодательством Российской Федерации.
Ввести в практику комитета по охране культурного наследия Саратовской области подготовку ежегодных докладов Губернатору Саратовской области о состоянии объектов культурного наследия Саратовской области.
Финансово-экономическое обеспечение
Реставрация памятников, реабилитация ветхих строений требует инвестиций, равных или превышающих стоимость нового строительства.
Необходимо выработать систему комплексного финансирования мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, координирующую бюджеты всех уровней, внебюджетные источники для максимально эффективного использования средств.
Современный опыт охраны культурного наследия и развития исторических городов опровергает устаревшее понятие о затратном характере содержания и реконструкции памятников. Анализ экономических преимуществ сохранения историко-культурного наследия выявил положительное воздействие на экономический рост в трех областях развития: строительстве и реставрации, стоимости недвижимости, туризме. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективен для сохранения памятников путь включения исторического наследия в планы городского развития.
Универсальные принципы сохранения культурного наследия:
1. Разграничение полномочий между государственными органами всех уровней.
2. Разнообразие форм собственности при четкости обременений на использование.
3. При приоритете культурной ценности принцип экономической выгоды при использовании памятников, принцип окупаемости капиталовложений в реставрацию за счет доходных инвестиционных проектов, развития инфраструктуры и благоустройства.
4. Создание благоприятного инвестиционного климата.
Программа экономического стимулирования сохранения культурного наследия Саратовской области должна предусматривать:
рост заказов на реставрационные работы со стороны федеральных и региональных органов власти;
всемерное поощрение реставрации и реконструкции с учетом преимуществ, которые они представляют в условиях современной конъюнктуры, а именно: экономии площадей, инфраструктуры, сырья и энергии;
активный поиск новых видов использования старых зданий как часть жилищной политики и схем общественного благоустройства, сохранение социального равновесия в зонах реконструкции ветхого жилья, улучшение среды обитания и условий жизни всех слоев населения;
ремонт и реставрацию за счет низкопроцентных ссуд, грантов;
разработку гибких механизмов для поддержания частных инициатив, спонсорства частных лиц и коммерческих организаций, производящих и реализующих нефтепродукты, алкогольные напитки, занятых в сфере игорного бизнеса и в других сверхприбыльных компаниях, обеспечение спонсорской поддержки.
Необходимо разъяснение жителям области ценности общественных и частных инвестиций в культурное наследие с тем, чтобы экономические группы и областное сообщество осознали продуктивность и престижность инвестиций в культурно-историческое наследие.
Нормативно-правовое обеспечение
В целях сохранения объектов культурного наследия и совершенствования действующих правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере государственной охраны наследия:
1. Подготовить предложения о внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наделения государственных органов охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации полномочиями на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере охраны культурного наследия.
2. Во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации разработать порядок составления карт (схем) границ территорий объектов культурного наследия.
3. Разработать порядок отнесения земель к категории земель историко-культурного назначения регионального значения.
Научные и технические мероприятия
Определение предметов градостроительной охраны - ценных и устойчивых элементов планировочной структуры, зонирование городских территорий. Мероприятия по завершению застройки неупорядоченных фрагментов городской среды.
Выявление предметов объектной охраны, отражающих особенности архитектурного облика фасадов, конфигурацию и габариты корпусов, исторических интерьеров, конструкции, элементов, являющихся носителями мемориальной значимости здания. Корректировка реестра памятников, продолжение их учета и инвентаризации.
Постоянный мониторинг всех процессов разрушения, изучение способов приостановки и причин процесса разрушения, сокращение количества загрязнителей.
Формирование единой базы данных об историко-культурном наследии, обеспечивающей ведение и корректировку реестра памятников, их исследование, учет и инвентаризацию. Ведение базы данных информационно поддерживает мероприятия по выявлению предметов охраны, обеспечивает мониторинг использования и технического состояния объектов культурного наследия, историю их реставрации с фотофиксацией процесса.
Культурный туризм
Саратовская область обладает хорошим потенциалом для развития туризма, который должен стать важной отраслью ее экономики. Туризм способствует популяризации памятников истории и культуры, укрепляет высокий авторитет Саратовской области в стране и за рубежом, может повысить качество жизни населения. Целевое выделение части туристических доходов дает значительные ресурсы для содержания и сохранения культурного наследия.
Необходима разработка модели культурного туризма, отличной от обычных видов массового туризма. Эта модель, основанная на использовании преимуществ культурного наследия для развития туризма, должна быть направлена на возрождение забытых традиций и видов искусства, создание новых центров туристического интереса, организацию особых видов маршрутов.
Туристско-экскурсионная работа может использовать весь потенциал культурного наследия Саратовской области. Особая задача - обеспечение равномерного сезонного распределения туристических потоков, а также создание комфортных условий проживания и передвижения.
Международное сотрудничество
См. Соглашение между Правительством Саратовской области (Российская Федерация) и Правительством Республики Абхазия об осуществлении сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной и культурной областях
Охрана культурного наследия - глобальная проблема современности наряду с экологической, энергетической, сырьевой, демографической и другими. Для ее решения требуются усилия мирового сообщества в целом. Руководствуясь нормами Конвенции об охране всемирного и природного наследия (ЮНЕСКО, 16 ноября 1972 года), следует активизировать международное сотрудничество. Прежде всего, в практику органов власти и существенных организаций, занимающихся данной проблемой, должен войти регулярный обмен научно-технической информацией и публикациями с международными организациями, действующими в сфере сохранения памятников, а также участие в международных выставках, конференциях и семинарах.
Социальное и образовательное значение культурного наследия
Значение сохранения культурного наследия для населения Саратовской области невозможно выразить только экономическими величинами. Прежде всего, объекты культурного наследия ценны тем, что они являются памятниками давно ушедших времен, материализованной историей, ставшей частью повседневной жизни современных людей. Популяризация объектов культурного наследия в широких слоях общества, и прежде всего среди молодежи, чрезвычайно важна для воспитания любви к своей Родине и ее истории, уважения к духовным ценностям, ко всему многообразию культурных традиций народов Саратовской области.
В свою очередь, важным условием успехов в области сохранения культурного наследия является активное и творческое участие жителей области, формирование общественного сознания в духе понимания ценности исторического городского пространства. Использование современных средств массовой информации, аудиовизуальных средств и приемов рекламы, стимулирование частных и общественных проектов должно быть направлено на активное вовлечение в эту деятельность представителей всех слоев населения. Без общественного участия невозможна эффективная охрана культурного наследия.
Доступ к знаниям, радость общения с культурным наследием должны поощряться как фактор, жизненно необходимый для творческой самореализации отдельных личностей и целых коллективов. Основными задачами для работы в этом направлении является воспитание культурного менталитета населения области, а также борьба с бытовым вандализмом.
Для успешного осуществления последней задачи требуется выработка ряда эффективных форм противодействия проявлениям вандализма и немотивированной агрессивности некоторых групп населения:
усиление воспитательной и просветительной работы в сочетании с комплексом правоохранительных мер (милицейские посты, маршруты патрулей, видеонаблюдение);
развитие добровольных обществ друзей известных памятников, объединение молодежи вокруг программ сохранения наследия, создание молодежных реставрационных отрядов;
проведение юбилеев памятников, ансамблей и достопримечательных мест;
широкая информация общественности об опасностях, грозящих наследию, а также о мерах, принимаемых для его сохранения.
Следует заручиться поддержкой общественности при принятии мер защиты объектов культурного наследия:
от сноса и незаконного изменения строений и уничтожения археологического наследия;
от загрязнений атмосферы промышленными предприятиями;
при наложении значительных штрафов за нарушение охранного законодательства в целях лишения нарушителей любой выгоды, которая возникла в результате их незаконных действий;
при понуждении пользователей и собственников содержать историческую недвижимость в должном состоянии;
при ограничениях на внешнюю рекламу и контроль за торговым дизайном в охранных зонах;
при запрете планирования новых дорог в исторических районах или в непосредственной близости от исторических зданий;
при запрете нового строительства, несовместимого с местами, представляющими исторический интерес;
при отводе транспорта и ограничении парковки автомашин, создании пешеходных зон, перемещении надземных коммуникаций в зонах охраны.
В целях популяризации культурного наследия Саратовской области необходимо пробуждать активность жителей области, профессиональной общественности в сборе и передаче информации, поддерживать общественные инициативы по постановке на учет новых объектов, проведению историко-культурных экспертиз. Комплексный подход к популяризации культурного наследия включает широкий спектр форм:
публикация Свода памятников, фиксирующего современный уровень знаний о них;
различные научные, научно-популярные и справочно-информационные издания;
общественные слушания;
выступления в средствах массовой информации;
проведение массовых мероприятий и акций, связанных с Международным днем охраны памятников и Днем города;
организация научно-практических конференций всех уровней;
установка мемориальных и охранных досок, создание информационных стендов по истории объектов культурного наследия в зданиях-памятниках;
организация тематических выставок;
развитие сети небольших муниципальных, ведомственных и частных музеев.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 23 мая 2008 г. N 213-П "О Стратегии сохранения культурного наследия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.