Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту в Саратовской области"
на 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы
7 февраля 2008 г.
Законом Саратовской области от 7 февраля 2008 г. N 33-ЗСО в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Паспорт областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту в
Саратовской области" на 2008-2010 годы
(далее - Программа)
Основание для разработки - распоряжение Правительства Саратовской
Программы области от 14 мая 2007 года N 107-Пр
"О разработке областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту в Саратовской
области" на 2008-2010 годы
Государственный заказчик - Правительство области
Программы
Основной разработчик - управление по обеспечению законности и
Программы взаимодействия с территориальными
органами федеральных органов
исполнительной власти Правительства
области, управление Федеральной службы
Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков по Саратовской
области (по согласованию)
Исполнители Программы - управление Федеральной службы Российской
Федерации по контролю за оборотом
наркотиков по Саратовской области
(по согласованию), Главное управление
внутренних дел по Саратовской области
(по согласованию), управление Федеральной
службы безопасности Российской Федерации
по Саратовской области (по согласованию),
Саратовская таможня (по согласованию),
Главное управление Федеральной службы
исполнения наказаний Российской Федерации
по Саратовской области (по согласованию),
Приволжское управление внутренних дел на
транспорте МВД России (по согласованию),
Саратовский областной военный комиссариат
(по согласованию), Саратовский областной
совет ректоров высших учебных заведений
(по согласованию), межвузовская комиссия
по профилактике наркомании и
правонарушений, связанных с незаконным
оборотом наркотических средств и
психотропных веществ (по согласованию),
федеральные государственные учреждения
высшего профессионального образования,
подведомственные Федеральному агентству
по образованию (по согласованию),
министерство образования области,
министерство социального развития
области, министерство здравоохранения
области, министерство информации и печати
области, министерство по развитию спорта,
физической культуры и туризма области,
министерство культуры области, комиссия
по делам несовершеннолетних и защите их
прав при Правительстве области, комитет
общественных связей и национальной
политики области, управление по
обеспечению законности и взаимодействия
с территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти
Правительства области, администрации
муниципальных районов области (по
согласованию), Саратовская региональная
общественная организация трезвости и
здоровья (по согласованию)
Цель Программы - цель Программы - снижение уровня
незаконного потребления наркотиков
жителями области, а также количества
преступлений, связанных с незаконным
оборотом наркотических средств и
психотропных веществ
Задачи Программы - наращивание усилий по пресечению
незаконного оборота наркотиков;
повышение уровня осведомленности
населения области о неблагоприятных
последствиях незаконного употребления
наркотических средств, психотропных
веществ, их прекурсоров и о методике
оказания помощи наркозависимым;
укрепление межведомственного
взаимодействия при проведении
антинаркотических мероприятий;
активизация усилий правоохранительных
органов по борьбе с тяжкими и особо
тяжкими преступлениями в сфере
незаконного оборота наркотиков и подрыву
экономических основ наркобизнеса;
повышение эффективности лечения и
медико-психологической реабилитации
больных наркоманией;
формирование системы
социально-психологической поддержки лиц,
прекративших употребление наркотиков, и
созависимых;
формирование у подростков и молодежи
мотивации к ведению здорового образа
жизни;
поэтапное формирование действенной
системы профилактики правонарушений
в области незаконного оборота наркотиков;
развитие системы информационного
сопровождения антинаркотической
профилактической работы в области
Сроки реализации Программы - 2008-2010 годы
Объем и источники финан- - для реализации мероприятий Программы из
сирования Программы областного бюджета необходимо 26267,0
тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 6777,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 8150,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 11340,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты - снижение к концу 2010 года относительно
реализации Программы уровня 2007 года масштабов незаконного
потребления наркотиков в области;
увеличение к 2010 году доли больных
наркоманией, прошедших лечение и
реабилитацию, длительность ремиссии
у которых составляет не менее двух лет,
по отношению к общему числу больных
наркоманией, прошедших лечение и
реабилитацию;
ежегодный рост количества расследованных
преступлений в сфере незаконного оборота
наркотиков;
увеличение доли детей и молодежи,
ориентированных на здоровый образ жизни
Система контроля за - управление и контроль за выполнением
исполнением Программы мероприятий Программы осуществляется в
соответствии с постановлением
Правительства Саратовской области от 3
июня 2003 года N 61-П "О порядке
разработки и реализации областных целевых
программ". Государственный заказчик
Программы - Правительство области -
совместно с исполнителями контролирует
целенаправленное и эффективное
использование финансовых средств
и выполнение намеченных мероприятий.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Существенное влияние на наркоситуацию в регионе оказывает географическое положение Саратовской области: область граничит на юго-востоке и юге с Республикой Казахстан. Приграничная территория, расположенная вдоль Российско-Казахстанской границы, составляет 578,7 км в пределах 6 районов; имеет место определенная "прозрачность" границы; в силу природных условий и географического расположения область обладает определенными объемами дикорастущих наркотико-содержащих растений. Дотационный режим функционирования экономики области и недостаточно высокий уровень жизни значительной части населения также оказывает определенное влияние на наркоситуацию в области.
Согласно данным государственного учреждения здравоохранения "Саратовская областная психиатрическая больница святой Софии" министерства здравоохранения и социальной поддержки области по состоянию на 31 декабря 2006 года уровень заболеваемости и распространенности наркомании в динамике выглядит следующим образом:
Таблица 1
Период |
Количество больных наркоманией, зарегистрированных впервые |
Количество состоящих на диспансерном учете больных наркоманией |
Употребление наркотических средств с вредными последствиями (профилактический учет) |
|||
абсолютное число |
на 100 тыс. населения |
абсолютное число |
на 100 тыс. населения |
абсолютное число |
на 100 тыс. населения |
|
2005 год |
146 |
5,5 |
5740 |
217,1 |
1852 |
70,1 |
2006 год |
153 |
5,9 |
5586 |
214,2 |
1861 |
71,3 |
Выше среднего областного показателя заболеваемость наркоманией сохраняется в Балаковском (520,5 на 100 тысяч населения) и Энгельсском (529,8 на 100 тысяч населения) районах. Следует отметить, что приведенные выше показатели не полностью отражают действительную картину распространения наркомании, так как ей свойственна высокая латентность. По мониторингу масштабов распространения незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации с учетом скрытой составляющей, проведенному ФСКН России, фактическое число наркозависимых на территории области в 7,46 раз больше статистических данных органов здравоохранения. При этом наркомании сопутствуют такие заболевания, как ВИЧ/СПИД и другие.
За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей в 42 раза. Новым опасным явлением стало распространение "семейной наркомании", то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других, в том числе малолетних детей. Показатель смертности от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами ("передозировки") является объективным критерием распространенности наркомании в целом. Статистика подобных случаев смертельного отравления в области по данным ТУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы приведена в таблице 2.
Таблица 2
Год |
Абсолютное число |
2005 |
20 |
2006 |
26 |
Наркомания становится причиной совершения опасных преступлений, таких, как бандитизм, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, грабежей, краж и т.д. Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах.
По данным ИЦ ГУВД по Саратовской области за 2006 год, всего по области зарегистрировано 3180 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее - НОН), аналогичный показатель прошлого года (далее - АППГ) - 2932, рост составил 8,5 процента. Изъято из незаконного оборота наркотических средств по оконченным уголовным делам 395,717 кг, АППГ - 302,106 кг.
На "плотность наркотизации населения" (количество лиц, больных наркоманией, количество правонарушений и преступлений в данной сфере на 100 тыс. населения) определенное влияние оказывает снижение количества населения в области. По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (Саратовстат) численность постоянного населения области на 1 января 2007 года составляет 2594200 человек. Динамика приведена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя |
01.01.05 |
01.01.06 |
01.01.07 |
Численность населения области (тыс. человек) |
2625,7 |
2608,3 |
2594,2 |
За период действия областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" исполнителями проделана определенная работа по выполнению мероприятий указанной программы и достигнут ряд положительных результатов. Например, важным итогом организационной и лечебной работы считается снижение уровня немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ, уменьшение годового незаконного оборота наркотических средств, снижение количества потребляющих наркотики призывников, усовершенствование системы выявления и постановки на учет лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
Наркотики становятся все менее доступными для немедицинского потребления, растет количество выявленных правоохранительными органами тяжких и особо тяжких наркопреступлений, ширится охват молодежи профилактическими антинаркотическими мероприятиями.
В связи с изложенным для усиления работы в этом направлении, а также в целях укрепления достигнутых результатов и стабилизации наркоситуации в регионе в целом требуется совершенствование уровня координации действий в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, выработки новых форм и продолжения применения программно-целевого подхода.
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Программа содержит стратегию и тактику деятельности органов исполнительной власти области, правоохранительных органов и иных заинтересованных ведомств и учреждений по приоритетным направлениям.
Цель Программы - снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области, а также количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи Программы:
наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков;
повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и о методике оказания помощи наркозависимым;
укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий;
активизация усилий правоохранительных органов по борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков и подрыву экономических основ наркобизнеса;
повышение эффективности лечения и медико-психологической реабилитации больных наркоманией;
формирование системы социально-психологической поддержки лиц, прекративших употребление наркотиков, и созависимых;
формирование у подростков и молодежи мотивации к ведению здорового образа жизни;
поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений в области незаконного оборота наркотиков;
развитие системы информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы в области.
Выполнение задач Программы обеспечит повышение уровня общественной безопасности, результативности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, более надежную защиту жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан.
Программа рассчитана на 2008-2010 годы с последовательной реализацией программных мероприятий в полном объеме.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 26267,0 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 6777,0 тыс. рублей, в 2009 году - 8150,0 тыс. рублей, в 2010 году - 11340,0 тыс. рублей.
Объем средств, направляемых на реализацию Программы, подлежит уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
4. Система организации контроля за исполнением Программы
Государственный заказчик Программы - Правительство области - совместно с исполнителями контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий.
Исполнители мероприятий могут создавать межведомственные группы, работу которых они организуют и контролируют с представлением отчетов в установленные сроки.
Заказчик и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть скорректированы или заменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы исполнители по согласованию с государственным заказчиком вносят в Правительство области предложения об изменении сроков их реализации либо о снятии их с контроля.
Ежегодно к 10 января и 10 июля исполнители Программы представляют в управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области отчеты о ходе реализации Программы.
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
По итогам реализации мероприятий Программы управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области ежегодно к 1 февраля представляет обобщенную информацию в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области о ходе реализации Программы.
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Предполагается, что полное и своевременное выполнение мероприятий Программы будет способствовать сокращению масштабов распространения наркомании в области, незаконного оборота наркотических средств и связанных с этим потерь общества, в том числе:
снижение к концу 2010 года относительно уровня 2007 года масштабов незаконного потребления наркотиков в области;
увеличение к 2010 году доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее двух лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию;
ежегодный рост количества расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений к количеству расследованных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;
увеличение доли детей и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни.
Основные показатели и индикаторы эффективности реализации Программы приведены в приложении.
Законом Саратовской области от 7 февраля 2008 г. N 33-ЗСО в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
6. Система программных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.