Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 14 ноября 2006 г. N 345-П
Положение
об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Саратовской области
I. Общие положения
1. В границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с их категорией, положением (паспортом) и функциональным зонированием могут выделяться земельные участки с объектами инфраструктуры или без таковых, предназначенные для сдачи в аренду гражданам и юридическим лицам в целях организации регулируемого туризма, отдыха и иной деятельности, не противоречащей режиму особой охраны и целям особо охраняемой природной территории.
2. Размещение объектов, обеспечивающих функционирование особо охраняемых природных территорий, осуществляется на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты.
3. В состав предпроектной и проектной документации на строительство объектов в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон включаются материалы оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и материалы экологической экспертизы.
4. Ограничения прав на землю землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земельных участков в связи с соблюдением режима особой охраны особо охраняемых природных территорий устанавливаются уполномоченными органами по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
5. Особо охраняемые природные территории регионального значения и их охранные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками.
II. Категории и виды особо охраняемых природных территорий
6. На территории Саратовской области Правительством области могут организовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального значения:
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки, дендрарии и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты;
природные микрозаповедники;
особо охраняемые водные объекты;
городские леса и городские парки;
прибрежные рекреационные зоны;
особо охраняемые геологические объекты;
природно-исторические комплексы;
ключевые орнитологические территории;
другие категории особо охраняемых природных территорий.
III. Зонирование особо охраняемых природных территорий
С учетом категории особо охраняемой природной территории и режима особой охраны в ее границах могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в положении (паспорте) особо охраняемой природной территории.
IV. Кадастр особо охраняемых природных территорий
7. Кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения ведется в целях своевременного выявления изменений состояния охраняемых объектов, оценки, прогноза и предупреждения возможных негативных процессов.
Кадастр ведется органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями.
V. Планирование развития особо охраняемых природных территорий
8. Особо охраняемые природные территории, их охранные зоны, а также участки, зарезервированные в целях последующей организации особо охраняемых природных территорий, учитываются при разработке территориальных комплексных схем охраны природы, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной и иной документации.
VI. Организация особо охраняемых природных территорий
9. Предложения об организации особо охраняемых природных территорий регионального значения с указанием особо ценных экологических систем и объектов, для сохранения которых создается особо охраняемая природная территория, предполагаемых границ и площади направляются на рассмотрение органу исполнительной власти Саратовской области, осуществляющему деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
Орган исполнительной власти области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения, обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории для решения вопроса об организации особо охраняемой природной территории.
10. Орган исполнительной власти области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения, организует подготовку:
пояснительной записки о необходимости образования особо охраняемой природной территории;
материалов комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус особо охраняемой природной территории;
проекта положения (паспорта) особо охраняемой природной территории;
графических материалов предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием границ;
схемы территории с данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
экономического обоснования организации особо охраняемой природной территории с указанием необходимых затрат, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Саратовской области;
анализа альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на проектируемой особо охраняемой природной территории;
градостроительного заключения по размещению особо охраняемой природной территории и согласование с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Саратовской области, органами местного самоуправления районов Саратовской области.
11. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы Правительство области принимает решение об организации особо охраняемой природной территории регионального значения.
Особо охраняемые природные территории регионального значения могут организовываться на территории одного, двух и более муниципальных районов области.
См. Положение о порядке определения стоимости и использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 31 августа 2006 г. N 274-П
VII. Порядок пользования особо охраняемыми природными территориями
12. Пользование особо охраняемыми природными территориями в Саратовской области осуществляется исходя из принципов сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
13. Пользование особо охраняемыми природными территориями осуществляется в соответствии с утвержденными положениями об этих территориях, а также паспортом, охранным обязательством, выданным федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, и не должно противоречить целям образования особо охраняемых природных территорий.
VIII. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий
14. В границах охранной зоны особо охраняемой природной территории могут вводиться ограничения хозяйственной и иной деятельности на:
работы, ведущие к изменению гидрологического режима территории;
изыскательские работы и разработку полезных ископаемых;
применение агрохимикатов и пестицидов в сельскохозяйственных целях;
неорганизованную рекреационную деятельность, устройство стоянок автотранспорта, разведение костров за пределами обозначенных мест и площадок;
сбор и вывоз предметов и объектов, имеющих экологическую и историко-культурную ценность;
охоту, иные виды пользования животным миром;
размещение отходов производства и потребления;
выпас скота;
сбор растений и сенокошение;
иные виды хозяйственной деятельности, которые могут повлечь нарушение режима особо охраняемой природной территории.
15. Режим охранной зоны конкретной особо охраняемой природной территории регионального значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения устанавливаются Правительством области с учетом категории и местонахождения особо охраняемой природной территории.
Установление на местности границ охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения производится в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
IX. Содержание особо охраняемых природных территорий
16. Расходы на содержание особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законодательством источников.
17. Природоохранные учреждения особо охраняемых природных территорий распоряжаются в установленном порядке средствами, полученными:
от научной, рекреационной, рекламной, издательской деятельности;
от использования символики особо охраняемых природных территорий;
в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов;
из других источников, не запрещенных законодательством.
X. Резервирование земель в целях организации особо охраняемых природных территорий и увеличения их территории
18. На основании градостроительной документации о градостроительном планировании развития Саратовской области Правительство области принимает решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить землями особо охраняемой природной территории регионального значения.
19. В решении о резервировании земель указываются границы резервируемого участка, сроки резервирования, план мероприятий по организации особо охраняемой природной территории.
20. Резервирование земельных участков осуществляется как с введением ограничений хозяйственной и иной деятельности в их границах, так и без введения ограничений. В случае ограничения хозяйственной и иной деятельности в решении о резервировании указываются перечень ограничений и условия компенсации убытков собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.
21. Увеличение территории особо охраняемых природных территорий осуществляется в порядке, установленном для резервирования земель в целях организации особо охраняемых природных территорий.
22. Орган исполнительной власти Саратовской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в течение трех месяцев с даты вступления решения о резервировании земель в силу доводит до сведения собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев информацию о целях, сроках, условиях резервирования и последующего изъятия земель, в том числе путем выкупа, о порядке и условиях возмещения убытков.
XI. Основания упразднения особо охраняемых природных территорий
23. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории регионального значения принимается Правительством области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории и заключения государственной экологической экспертизы, а в случаях, предусмотренных законодательством об особо охраняемых природных территориях, по представлению и (или) по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, если такое представление и (или) согласование было необходимо при создании особо охраняемой природной территории.
XII. Природные парки
24. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении органа исполнительной власти области, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Природные парки образуются решением Правительства области по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
25. Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
26. На природные парки Саратовской области возлагаются следующие задачи:
сохранение природной среды, природных ландшафтов;
создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий.
27. Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме природоохранного учреждения, финансируемого за счет средств областного бюджета.
Конкретные особенности, границы, зонирование и режим каждого природного парка определяются Положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующим органом местного самоуправления.
28. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков.
XIII. Государственные природные заказники
См. Положение о государственных природных зоологических (охотничьих) заказниках регионального значения, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 27 мая 2003 г. N 57-П
29. Государственными природными заказниками Саратовской области являются особо охраняемые природные территории регионального значения, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
30. Государственные природные заказники Саратовской области образуются постановлением Правительства области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов Саратовской области.
31. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников могут создаваться природоохранные учреждения, находящиеся в ведении органа исполнительной власти Саратовской области, осуществляющего деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
XIV. Памятники природы
См. форму паспорта на памятники природы регионального значения, утвержденную распоряжением администрации Саратовской области от 5 февраля 1996 г. N 56-р
32. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, нуждающиеся в особой охране для сохранения их естественного состояния.
Памятниками природы Саратовской области могут быть объявлены:
эталонные участки нетронутой природы;
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, эндемичных, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты;
местонахождения редких или особо ценных палинологических и палеонтологических объектов, минеральных видов и другие литообразований;
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, холмы, валуны, водопады, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).
33. Природные объекты и комплексы Саратовской области могут быть объявлены памятниками природы регионального значения по итогам научных исследований и рекомендаций, а занимаемые ими территории - особо охраняемыми природными территориями регионального значения по решению Правительства области.
34. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы регионального значения возмещаются за счет средств областного бюджета.
35. Границы и режим особой охраны территории памятника природы устанавливаются Правительством области с учетом особенностей природного объекта или природного комплекса, признанного памятником природы, его местонахождения и допустимого использования.
XV. Дендрологические парки, дендрарии и ботанические сады
36. Дендрологические парки, дендрарии и ботанические сады являются природоохранными учреждениями.
Территории дендрологических парков, дендрариев и ботанических садов регионального значения предназначаются для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
37. Дендрологические парки, дендрарии и ботанические сады образуются по решению Правительства области.
Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка, дендрария или ботанического сада определяются в положениях о них, утвержденных постановлением Правительства области.
Дендрологические парки, дендрарии и ботанические сады располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование.
38. Содержание дендрологических парков, дендрариев и ботанических садов осуществляется за счет средств областного бюджета.
XVI. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
39. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения Правительством области по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются Положением о нем, утвержденным Правительством области.
40. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
41. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной охраны.
XVII. Природные микрозаповедники
42. Природными микрозаповедниками являются небольшие по площади (не более 50 гектаров) особо охраняемые природные территории, предназначенные для охраны компактных мест произрастания, обитания, размножения редких и исчезающих видов растений и животных в целях сохранения и восстановления их численности.
43. Организация микрозаповедника в случае необходимости осуществляется с изъятием земельных участков у собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей.
XVIII. Особо охраняемые водные объекты
44. Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
К особо охраняемым водным объектам регионального значения могут быть отнесены:
реки и озера (их части), представляющие собой уникальные природные ландшафты;
зоны охраны истока или устья рек;
родники;
пруды;
болота, являющиеся местом произрастания и обитания ценных реликтовых и эндемичных растений и животных;
нерестилища ценных пород рыб;
иные водные объекты, рассматриваемые в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
45. Особо охраняемый водный объект может быть самостоятельной особо охраняемой природной территорией либо являться частью особо охраняемой природной территории.
XIX. Прибрежные рекреационные зоны
46. Прибрежными рекреационными зонами являются природные комплексы берегов водных объектов, используемые или потенциально пригодные для пляжной, туристической и иной нестационарной и полустационарной рекреации и нуждающиеся в особом режиме охраны окружающей среды и регулировании антропогенной нагрузки.
47. Прибрежные рекреационные зоны объявляются особо охраняемыми природными территориями регионального значения Правительством области по согласованию со специальным уполномоченным государственным органом управления использования и охраны полного фонда и органами местного самоуправления, на территории которых они расположены, с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия прибрежных природных комплексов, реализации эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса, упорядочения рекреационного использования территорий и прилегающих акваторий.
К прибрежным рекреационным зонам могут быть отнесены:
водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов;
живописные берега водохранилищ и прудов;
участки леса вдоль берегов водных объектов.
XX. Особо охраняемые геологические объекты
48. Участки недр, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, могут быть отнесены к особо охраняемым геологическим объектам.
В случае обнаружения редких геологических образований, метеоритов, палеонтологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны незамедлительно приостановить работы и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию, и органу исполнительной власти Саратовской области, осуществляющему деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
XXI. Природно-исторические комплексы
49. Природно-историческими комплексами являются территории, имеющие природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное и эстетическое значение и содержащие комплексы и объекты природного и антропогенного происхождения.
Природно-исторические комплексы регионального значения образуются постановлением Правительства области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов Саратовской области.
50. Земли в границах природно-исторических комплексов могут быть ограничены в использовании в соответствии с режимами особой охраны.
XXII. Ключевые орнитологические территории
51. Ключевая орнитологическая территория - это территория, которая в силу своих биотопических, исторических или иных причин служит местом концентрации одного или нескольких видов птиц - в период гнездования, линьки, на местах зимовки или отдыха во время миграции.
Земли в границах ключевой орнитологической территории могут быть ограничены в использовании в соответствии с режимами особой охраны.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 14 ноября 2006 г. N 345-П "Об утверждении Положения об особо охраняемых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.