Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Развитие малого предпринимательства
в Саратовской области на 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы"
22 мая 2008 г.
Законом Саратовской области от 22 мая 2008 г. N 104-ЗСО в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
Паспорт областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие малого
предпринимательства в Саратовской области на
2008-2010 годы" (далее - Программа)
Основание для - распоряжение Правительства Саратовской области
разработки Программы от 31 мая 2007 года N 126-Пр "О разработке
проекта областной целевой программы "Развитие
малого предпринимательства в Саратовской
области на 2008-2010 годы"
Государственный - министерство экономического развития и торговли
заказчик Программы области
Основные разработчики - министерство экономического развития и торговли
Программы области, Совет по развитию предпринимательства
при Губернаторе области
Цель и задачи Программы - основной целью Программы является создание
условий, стимулирующих граждан к осуществлению
самостоятельной предпринимательской
деятельности и обеспечивающих качественный и
количественный рост эффективно работающих малых
предприятий в приоритетных отраслях экономики
области.
Указанная цель будет достигаться путем решения
следующих задач:
1) правовое, организационное и аналитическое
обеспечение деятельности субъектов малого и
среднего предпринимательства;
2) финансовая поддержка приоритетных
направлений развития малого
предпринимательства;
3) развитие инфраструктуры поддержки субъектов
малого предпринимательства;
4) информационное обеспечение реализации
Программы;
5) формирование положительного имиджа
предпринимателя области
Сроки реализации - 2008-2010 годы
Программы
Исполнители основных - министерство экономического развития и торговли
мероприятий Программы области, министерство финансов области,
министерство информации и печати области,
комитет капитального строительства области,
администрации муниципальных образований области
(по согласованию)
Объем и источники - общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 3188184,3 тыс. рублей, в том числе:
Программы из федерального бюджета (прогнозно) - 179247,1
тыс. рублей;
из областного бюджета - 246837,2 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) -
2762100,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - увеличение вклада малого предпринимательства в
результаты реализации валовой региональный продукт области до 20
Программы процентов;
увеличение доли промышленной и наукоемкой
продукции в общем объеме продукции,
произведенной малыми предприятиями области, до
80 процентов;
увеличение объема инвестиций в основной капитал
малых предприятий области до 3 млрд. рублей;
развитие и выход на самоокупаемость объектов
инфраструктуры поддержки субъектов малого
предпринимательства;
привлечение научного и интеллектуального
потенциала региона к решению вопросов развития
предпринимательской деятельности;
рост доходов и уровня социальной защищенности
работников, занятых в предпринимательской
сфере;
рост предпринимательской активности в регионе,
выход продукции малых предприятий области на
внешние рынки
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляется министерством финансов области,
Программы министерством экономического развития и
торговли области в порядке, предусмотренном
постановлением Правительства Саратовской
области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке
разработки и реализации областных целевых
программ".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Реализация задачи построения рыночной экономики требует повышенного внимания к развитию малого предпринимательства со стороны органов государственной власти, что нашло свое отражение в программах социально-экономического развития Российской Федерации и Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), где развитие малого предпринимательства является одним из основных приоритетов экономической политики.
В области государственная политика в сфере малого бизнеса осуществлялась в соответствии с областными целевыми программами, которые действовали в период 1998-2000 и 2005-2007 годов. Анализ мероприятий этих программ, проведенный в 2006 году, показал, что большая часть мероприятий носили декларативный характер из-за недостаточного финансового обеспечения, что не позволило достичь обозначенных целей. Подобная ситуация была характерна для большинства российских регионов. С целью перелома данной ситуации Правительством Российской Федерации функции по регулированию сектора малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. С целью активизации развития малого предпринимательства федеральным министерством были утверждены механизмы поддержки региональных программ развития малого бизнеса. Это потребовало внесения существенных изменений в действующую Программу на 2005-2007 годы в части аккумулирования средств в пользу создания специализированных организаций поддержки в сфере производства и наукоемких технологий. Корректировка Программы позволила области принять участие в мероприятиях федеральной программы развития предпринимательства и привлечь на эти цели 122,5 млн. рублей из федерального бюджета.
Качественные изменения Программы на 2005-2007 годы, поддержка федерального бюджета позволили сформировать основу инфраструктуры развития предпринимательства в области. В настоящее время в регионе созданы венчурный фонд, ведется строительство сети бизнес-инкубаторов, осуществляется формирование гарантийного фонда.
Анализ реализации Программы на 2005-2007 годы показывает, что ключевые цели и задачи Программы будут выполнены. При этом на оценку отдельных показателей оказали влияние ряд объективных факторов.
Согласно статистическим данным, по итогам 2006 года число действующих в области малых предприятий сократилось в сравнении с 2004 годом на 14 процентов. На этот процесс существенное воздействие оказала проведенная налоговыми органами области в 2005-2006 годах упрощенная ликвидация недействующих предприятий, что, в первую очередь, коснулось субъектов малого предпринимательства области.
Несмотря на то, что среднемесячная зарплата работников малых предприятий области выросла с 2004 года на 82 процента и составила на 01.01.2007 года 4338 рублей, она значительно ниже среднеобластной и свидетельствует о наличии так называемой "зарплаты в конвертах". Однако положительная динамика роста зарплаты говорит о переходе значительного числа малых предприятий в рамки правового поля.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт.
Вклад малых предприятий в валовой региональный продукт области увеличился с 7 процентов в базовом году до 13,3 процента в 2006 году. Оценка динамики развития малого бизнеса позволяет прогнозировать выход на заданные Программой рубежи к концу 2007 года, т.е. 15 процентов. Следует отметить, что в данном показателе органами статистики не учитывается вклад крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Изменилась отраслевая структура произведенной продукции малыми предприятиями области: доля торговли и услуг сократилась с 23,3 процента в 2004 году до 10,1 процента по итогам 2006 года, доля производственного сектора экономики увеличилась с 60,6 процента до 68,4 процента.
Сумма налоговых платежей по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства области в бюджетную систему Российской Федерации в 2006 году составила 1,5 млрд. рублей, что превышает показатель 2004 года на 89 процентов.
За анализируемый период произошел рост инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2,7 раза (с 550,5 млн. рублей в 2004 году до 1486,6 млн. рублей в 2006 году).
Создаваемая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства призвана дать дополнительный и качественный толчок росту числа малых предприятий в производственном секторе экономики, инновационной сфере, новых направлениях био-, нанотехнологий в области. Это требует дальнейшего государственного регулирования и поддержки.
Настоящая Программа является логическим продолжением предыдущей Программы и учитывает результаты ее реализации.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и обеспечивающих качественный и количественный рост эффективно работающих малых предприятий в приоритетных отраслях экономики области.
Указанная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
1) правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) финансовая поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства;
3) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
4) информационное обеспечение реализации Программы;
5) формирование положительного имиджа предпринимателя области.
Способы и механизмы решения каждой из задач определены в основных мероприятиях Программы (приложение к Программе). Выполнение этих задач должно обеспечить не только простое воспроизводство малых предприятий, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии области.
3. Перечень программных мероприятий
В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:
3.1 Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства
Основные мероприятия настоящего раздела направлены на комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности, что является одним из приоритетных направлений при создании благоприятных условий для развития предпринимательства.
В целях выработки стратегии развития малого бизнеса на среднесрочную перспективу, получения достоверной информации в сфере малого предпринимательства Программой предусмотрено проведение ежеквартального анализа состояния малого предпринимательства в разрезе муниципальных районов области.
Данным разделом Программы предусматривается постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров посредством анализа обращений субъектов малого предпринимательства на телефонную "горячую линию" с целью выработки мер, направленных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, оказания правовой поддержки субъектам малого предпринимательства.
Результатом реализации данного раздела Программы должна стать согласованная система нормативных правовых актов, ограничивающая влияние административных барьеров, определяющая различные формы государственной поддержки и обеспечивающая равную доступность к их получению субъектами малого предпринимательства.
3.2 Финансовая поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства
Обеспечение эффективного функционирования сформированной в предыдущие годы инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства (венчурный фонд, гарантийный фонд) может быть достигнуто только при наличии достаточного количества просчитанных и оформленных по существующим стандартным правилам бизнес-идей.
Однако высокая стоимость документарного оформления бизнес-идеи, прогнозирования реализации проекта с учетом возможных негативных воздействий, определение и расчет рисков, оценка сложившейся конъюнктуры на предполагаемом рынке реализации проекта сдерживают рост ожидаемых предложений.
Преодоление данного негативного момента планируется обеспечить посредством коммерциализации (документарного оформления) идей, отобранных на конкурсной основе, за счет средств областного бюджета, то есть доведение бизнес-идеи до оформленных по действующим стандартам бизнес-проектов. Данные проекты в дальнейшем будут выдвигаться на конкурсы, проводимые Правительством области (для финансирования с участием средств областного бюджета), фондом содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере области, федеральными фондами; предлагаться для банковского кредитования под гарантии гарантийного фонда.
Реализация мероприятий должна обеспечить ежегодную разработку до 200 новых проектов с общей капитализацией не менее 1 млрд. рублей.
В целях увеличения капитализации предприятий малого бизнеса Программой предусмотрено предоставление государственной поддержки, направленной на стимулирование привлечения инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников в экономику малого предпринимательства. Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, направленным на приобретение основных средств, и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) облегчает доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам. Данная форма поддержки сокращает расходы организаций, связанные с уплатой процентов по кредитам, снижает риски кредитных организаций по предоставлению кредита и расширяет круг заемщиков.
См. Положение о предоставлении субсидий на возмещение части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами малого предпринимательства области, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 25 марта 2008 г. N 105-П
Реализация мероприятий позволит привлечь в экономику малых предприятий более 1,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал и увеличить налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от субъектов малого бизнеса не менее чем на 200 млн. рублей.
В рамках раздела будут осуществляться мероприятия по субсидированию части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов, связанных с уплатой процентов по банковским кредитам, привлеченным для предоставления займов своим членам - субъектам малого предпринимательства области. Целью проекта является снижение затрат кооперативов по обслуживанию привлеченных банковских кредитов для обеспечения субъектов малого предпринимательства недорогими кредитными ресурсами. Мероприятия предполагается осуществить за счет федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования.
Данные формы государственной поддержки обеспечат привлечение внебюджетных ресурсов в экономику малого предпринимательства области.
Важнейшим фактором успешного развития производственного сектора малого предпринимательства области является решение вопроса освоения новых рынков сбыта готовой продукции. При этом приоритетная поддержка будет оказываться экспортно-ориентированным предприятиям.
Основные направления данной поддержки будут выстраиваться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" и на условиях равного софинансирования средствами областного и федерального бюджетов.
В рамках данной процедуры предполагается участие области в конкурсе, проводимом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Проводимые мероприятия должны обеспечить рост доли экспорта в общей структуре производимой предприятиями малого бизнеса продукции.
Главным инструментом укрепления инновационной составляющей экономики области будет являться фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере области. Его задачами в период действия Программы будут являться отбор и финансирование реализации инновационных проектов на территории области, поддержка и участие в финансировании инновационных проектов, реализуемых на территории области другими, в том числе частными венчурными фондами.
Общий объем финансовой поддержки инновационных проектов в рамках Программы будет составлять не менее 280 млн. рублей из внебюджетных источников.
Мероприятия Программы по предоставлению гарантий субъектам малого предпринимательства направлены на создание механизма диверсификации банковских рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства. В рамках Программы предполагается устранить главное препятствие на пути предпринимателей к банковским кредитным ресурсам - отсутствие достаточного залогового обеспечения. В его основу должен быть положен принцип гарантирования части кредита (до 50 процентов), выдаваемого гарантийным фондом банку, кредитующему субъект малого предпринимательства.
Предполагается, что гарантийный фонд позволит дополнительно привлекать в развитие производственного сектора области ежегодно в среднем 700 млн. рублей кредитных ресурсов.
Развитие малого бизнеса - ключ к эффективной реформе местного самоуправления. В сфере малого предпринимательства трудится наиболее активная в экономическом плане часть населения. А вовлечение населения в предпринимательскую деятельность - это, в первую очередь, снижение социально-экономических рисков. Малое предпринимательство следует рассматривать как инструмент, с помощью которого решаются вопросы занятости, сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности в обществе. Кроме того, малый бизнес работает на развитие территорий, формируя налоговую базу местных бюджетов. Уровень развития малого предпринимательства в муниципальных районах области неравномерен.
Проведенный в 2006 году мониторинг наличия в области муниципальных программ развития малого предпринимательства показал, что значительная часть районов не имеет собственных муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, либо действующие программы не финансируются, в том числе из-за дефицита местных бюджетов. Поэтому важным элементом работы является координация усилий органов государственной власти области и органов местного самоуправления в разработке муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.
В данном разделе предусмотрены мероприятия по организации подготовки, переподготовки кадров для малого предпринимательства с целью расширения возможности доступа предпринимателей к системе обучающих услуг. Данными мероприятиями предусматривается разработка региональных учебных программ для субъектов малого бизнеса, выпуск учебных сертификатов, дающих право предпринимателю на получение образовательных услуг в любом учебном заведении области.
Законом Саратовской области от 22 мая 2008 г. N 104-ЗСО в подраздел 3.3 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
3.3 Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства
Результатом реализации программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы" по развитию и поддержке предпринимательства явилось создание основы объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - областного бизнес-инкубатора.
Целью настоящего раздела Программы является дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства и повышение качества предоставляемых услуг.
В 2006 году в области начат проект по организации областного бизнес-инкубатора на базе двух зданий областной формы собственности площадью 1822,6 кв. метров для оказания эффективной поддержки вновь созданным и работающим не более одного года субъектам малого предпринимательства. В 2007 году будет завершен капитальный ремонт зданий, проведено полное оснащение офисных помещений мебелью, оргтехникой, подключение к компьютерным и телефонным сетям. Расходы 2008-2010 годов связаны с необходимостью содержания областного бизнес-инкубатора в части информационного и образовательного обеспечения арендаторов до его выхода на самоокупаемость.
Областной бизнес-инкубатор помимо основных корпусов включает в себя комплекс зданий технического назначения общей площадью 600 кв.м, которые также предполагается использовать в качестве офисных помещений, что требует расходов на подготовку проектно-сметной документации, капитальный ремонт и оснащение.
Для создания равного доступа к услугам, предоставляемым бизнес-инкубатором, планируется развитие сети бизнес-инкубаторов в муниципальных районах и городских округах области. В организации бизнес-инкубаторов важная роль принадлежит органам местного самоуправления. Их возможным вкладом в организацию бизнес-инкубатора является предоставление помещений муниципальной формы собственности.
Субсидии бюджетам муниципальных образований области предоставляются на проведение капитального ремонта помещений муниципальных бизнес-инкубаторов, приобретение мебели, оргтехники и оборудования, подключение к компьютерным, телефонным сетям, к сети "Интернет".
В целях обеспечения благоприятных условий и стимулирования малых и средних предприятий в реализации их внешнеэкономического потенциала Программой предусматривается создание Евро Инфо Корреспондентского Центра в Саратовской области (ЕИКЦ). Инициатором присоединения регионов России к сети Евро Инфо Центров является Минэкономразвития России. ЕИКЦ является субъектом инфраструктуры поддержки предпринимательства и создается для оказания на безвозмездной основе информационно-консультационной поддержки предприятиям и компаниям России и стран Евросоюза, заинтересованным в установлении и развитии взаимного делового сотрудничества. Создание ЕИКЦ предполагается на базе областного бизнес-инкубатора. Создание и обеспечение деятельности ЕИКЦ осуществляются на условиях софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов.
3.4 Информационное обеспечение реализации Программы
Эффективность реализуемых в рамках Программы мероприятий, обеспечение полной загрузки созданных инфраструктурных организаций поддержки развития предпринимательства, рачительное использование бюджетных ресурсов будет достигнуто, в том числе и с помощью активного информационного сопровождения Программы.
Данное сопровождение должно обеспечить привлечение максимального количества участвующих в реализации Программы субъектов малого предпринимательства, организаций финансового рынка, предприятий производственного сектора.
Основные требования, предъявляемые к информационному сопровождению, - открытость, наглядность, доступность, охват широких слоев населения.
Исходя из этого, планируется размещать важнейшую информацию о ходе реализации Программы, возможностях, открываемых Программой для субъектов малого предпринимательства, в средствах массовой информации (газетах, журналах, на телевидении, радио), на билбордах, стендах, размещенных в организациях, постоянно посещаемых субъектами малого предпринимательства (налоговых органах, банках, торгово-промышленной палате и т.д.), листовках.
Создание специализированной телевизионной передачи, посвященной вопросам развития малого предпринимательства, направлено на широкую аудиторию состоявшихся предпринимателей, потенциальных предпринимателей, а также граждан, интересующихся развитием бизнеса в области. Программа направлена на освещение экономических, финансовых новостей, актуальных проблем регионального малого предпринимательства. Создание программы - это создание инструмента быстрого доведения информации о формах и направлениях государственной поддержки малого предпринимательства и отражение реального и доверительного взаимодействия органов исполнительной власти области и малого бизнеса.
В настоящее время "Интернет" - это быстро растущий рынок информации. Поэтому формирование системы информационной поддержки предпринимательской деятельности должно предусматривать создание и сопровождение в сети "Интернет" "Информационного портала малого бизнеса в Саратовской области". Портал - это источник обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к информационной, маркетинговой, консалтинговой, образовательной и другим системам поддержки малого предпринимательства.
Для продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на региональный, межрегиональный и внешний рынки на базе портала будут созданы региональные "Интернет-витрины" товаров, работ и услуг, предусмотрена возможность проведения виртуальных выставок. Информационный портал будет выступать как средство интерактивного общения предпринимателей и органов власти, поиска партнеров и инвестиций.
Большое значение имеет качественное и оперативное наполнение ресурсами информационного портала, быстрота и доступность его работы.
Создание областной общедоступной системы информационно-консультационных услуг будет в значительной степени стимулировать предпринимательскую активность и приведет к повышению эффективности деятельности предприятий в сфере малого бизнеса, что, в свою очередь, облегчит решение ряда социальных и экономических проблем региона.
3.5 Формирование положительного имиджа предпринимателя области
На федеральном и региональном уровнях с определенной периодичностью проводятся публичные мероприятия в виде форумов, конференций для представителей малого бизнеса, направленные на обмен опытом, идеями, расширение рынков сбыта товаров и услуг. На таких мероприятиях государственные органы, неправительственные структуры и социально ответственные предприниматели вырабатывают основные направления частно-государственного партнерства. Саратовский бизнес имеет разработки, высоко оцененные и широко известные далеко за пределами региона, в инновационной сфере, сфере био-, нано- технологий. Для участия и достойного представления потенциала области необходимы средства для формирования экспозиции, аренды выставочных площадей, подготовки презентационного материала.
Область богата ремесленниками, занимающимися различными видами народного творчества. В целях сохранения национального и художественного наследия необходима поддержка в подготовке презентационного материала и брендовых изделий, отражающих колорит и самобытность области.
Организация и проведение ежегодного областного конкурса "Предприниматель Саратовской губернии" имеет целью формирование положительного имиджа предпринимательства, популяризацию и пропаганду социальной значимости предпринимательства.
Законом Саратовской области от 22 мая 2008 г. N 104-ЗСО в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
4. Порядок и условия оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в рамках настоящей Программы
Государственная поддержка в рамках настоящей Программы предоставляется субъектам малого предпринимательства, отвечающим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и:
осуществляющим приоритетные виды деятельности, утверждаемые Правительством области;
не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации, несостоятельности (банкротства);
не имеющим просроченную задолженность по налогам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
на имущество которых в установленном порядке не наложен арест или обращено взыскание;
обеспечивающим долевое участие в финансировании мероприятий Программы;
зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством на территории области.
В целях оказания государственной поддержки министерство экономического развития и торговли области ежегодно обеспечивает публикацию объявления о начале приема заявлений субъектов малого предпринимательства с указанием срока окончания приема необходимых документов. Форма заявления ежегодно утверждается Правительством области. К заявлению прилагаются следующие документы:
копия учредительных документов и всех изменений к ним, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов указанных документов в случае, если их копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
копия документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов указанных документов в случае, если их копии не заверены нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;
документы, подтверждающие соответствие субъекта малого предпринимательства условиям, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
копия информационного письма территориального органа федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) с указанием видов экономической деятельности;
справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам на дату подачи документов;
годовая бухгалтерская отчетность, в том числе отчет о прибылях и убытках.
Дополнительно к указанным документам представляются:
а) технико-экономическое обоснование бизнес-идеи - субъектами малого предпринимательства, претендующими на получение субсидии на доведение бизнес-идеи до стадии инвестиционного проекта;
б) копия кредитного договора, заключенного не ранее года, предшествующего году обращения за государственной поддержкой;
документ, подтверждающий факт приобретения (создания) основных средств субъектами малого предпринимательства, претендующими на получение субсидии на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам;
в) договор финансовой аренды (лизинга) - субъектами малого предпринимательства, претендующими на получение субсидии на компенсацию части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга).
Получив документы, представленные субъектами малого предпринимательства, министерство экономического развития и торговли области осуществляет их регистрацию.
Для проведения комплексной оценки представленных документов и проверки их на соответствие условиям и критериям, установленным настоящей Программой, законодательством Российской Федерации и законодательством области, министерство экономического развития и торговли области ежегодно формирует рабочую группу по вопросам поддержки субъектов малого предпринимательства. По результатам рассмотрения документов субъектов малого предпринимательства принимается решение о соответствии или несоответствии субъекта малого предпринимательства условиям и критериям предоставления государственной поддержки в рамках настоящей Программы, о чем субъекту малого предпринимательства направляется письменное уведомление. Общий срок рассмотрения заявления и документов субъекта малого предпринимательства, претендующего на получение субсидии, не может превышать 30 календарных дней со дня окончания срока приема документов.
Предоставление средств областного бюджета по мероприятиям Программы осуществляется на основании соглашений, заключаемых органом исполнительной власти области, уполномоченным Правительством области.
Субсидии субъектам малого предпринимательства области на доведение бизнес-идеи до стадии инвестиционного проекта предоставляются в целях обеспечения коммерциализации бизнес-идей, реализуемых в производственном секторе экономики области. Субсидия предоставляется в размере 90 процентов от стоимости услуг по разработке бизнес-идеи до стадии инвестиционного проекта, но не более одного процента от общей суммы, предусмотренной в Программе на указанные цели. Предоставление субсидии осуществляется после предъявления субъектом малого предпринимательства копии договора со специализированной организацией о разработке инвестиционного проекта и копии платежного поручения, подтверждающего внесение собственных средств в установленном размере.
О предоставлении субсидии субъектам малого предпринимательства на доведение бизнес-идеи до стадии инвестиционного проекта в рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы" см. постановление Правительства Саратовской области от 3 июля 2008 г. N 266-П
Субсидии на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств предоставляются в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не выше размера процентной ставки, предусмотренной в кредитном договоре. Предоставление субсидии осуществляется по мере представления субъектом малого предпринимательства справок банка о сумме фактически уплаченных процентов. Компенсации подлежит часть процентной ставки по банковскому кредиту, уплаченная в течение соответствующего финансового года, на который предоставляется государственная поддержка.
Субсидии на компенсацию части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) составляют разницу между общей суммой платежей по договору лизинга и стоимостью предмета лизинга, но не более суммы, эквивалентной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора финансовой аренды (лизинга). Предоставление субсидии осуществляется по мере представления субъектом малого предпринимательства справок лизингодателя о сумме фактически уплаченной части лизинговых платежей. Компенсации подлежит часть лизинговый платежей, уплаченная в течение соответствующего финансового года, на который предоставляется государственная поддержка.
Субсидирование части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам потребительским кооперативам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам для предоставления займов своим членам - субъектам малого предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности, а также поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
5. Порядок предоставления средств Программы бюджетам муниципальных образований области
Субсидии бюджетам муниципальных образований области в рамках настоящей Программы предоставляются на софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства и мероприятий по созданию муниципальных бизнес-инкубаторов для вновь созданных или работающих не более одного года малых предприятий.
Субсидии на финансирование мероприятий по созданию муниципальных бизнес-инкубаторов для вновь созданных или работающих не более одного года малых предприятий предоставляются бюджетам муниципальных образований области в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти.
Субсидии бюджетам муниципальных образований области на софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства предоставляются по результатам отбора на следующих условиях:
наличие в муниципальном образовании утвержденной в установленном порядке программы развития и поддержки малого предпринимательства;
обеспечение муниципальным образованием долевого финансирования соответствующих мероприятий Программы;
определение муниципальным образованием органа местного самоуправления, уполномоченного на взаимодействие с министерством экономического развития и торговли области.
Заявки и документы, необходимые для получения субсидии, представляются муниципальным образованием (далее - заявитель) в министерство экономического развития и торговли области до 1 июля соответствующего финансового года.
Перечень и формы документов, представляемых заявителем, утверждаются Правительством области.
Получив документы, представленные заявителем, министерство экономического развития и торговли области осуществляет их регистрацию.
Для проведения комплексной оценки представленных документов, проверки соответствия заявителя условиям, установленным настоящей Программой, выбора мероприятий Программы заявителя для софинансирования министерство экономического развития и торговли области ежегодно формирует рабочую группу по вопросам развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях. По результатам рассмотрения документов принимается решение о соответствии или несоответствии заявителя условиям и критериям предоставления субсидий, о чем заявителю направляется письменное уведомление. Общий срок рассмотрения заявления и документов заявителя, претендующего на получение субсидии, не может превышать один месяц со дня окончания срока приема документов.
Предоставление средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы осуществляется на основании соглашений, заключаемых органом исполнительной власти области, уполномоченным Правительством области.
Субсидии предоставляются при условии утверждения в составе расходов бюджетов муниципальных образований средств на финансирование Программы в размере не менее пятидесяти процентов общего объема финансирования в текущем финансовом году.
Предоставление субсидий осуществляется пропорционально объему фактического финансирования мероприятий программ из бюджетов муниципальных образований, отобранных для софинансирования, после представления отчетности органов местного самоуправления муниципального образования, подтверждающей целевое использование средств и объемы финансирования мероприятий программ из бюджетов муниципальных образований.
Форма и сроки представления отчетности органами местного самоуправления муниципальных образований утверждаются Правительством области.
6. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в период 2008-2010 годов.
В течение 2008 года предполагается дальнейшее развитие объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства в области.
В 2009 году предполагается обеспечение полной загрузки созданных объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, расширение географии предоставления предусмотренных Программой форм государственной поддержки, что позволит эффективно воздействовать на процессы развития малого бизнеса региона.
К концу 2010 года планируется вывод элементов созданных объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства на режим самоокупаемости.
Успешная реализация мероприятий Программы позволит сформировать устойчивый, динамично развивающийся слой мелких и средних собственников, активно развивающих приоритетные направления малого предпринимательства и создающих новые рабочие места.
Законом Саратовской области от 22 мая 2008 г. N 104-ЗСО в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
В целом на реализацию Программы в 2008-2010 годах предусматриваются расходы в размере 3 188184,3 тыс. рублей. Из средств областного бюджета - 246837,2 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 96810,1 тыс. рублей, в 2009 году - 73130,8 тыс. рублей, в 2010 году - 76896,3 тыс. рублей; из средств федерального бюджета (прогнозно) - 179247,1 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 2762100,0 тыс. рублей.
Порядок расходования средств областного бюджета, предусмотренных на поддержку малого предпринимательства, утверждается Правительством области.
Финансовые средства на реализацию мероприятий Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.
8. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организацию выполнения Программы осуществляет государственный заказчик - министерство экономического развития и торговли области.
Структура программных мероприятий представлена пятью разделами, которые обеспечивают комплексный подход и координацию работы всех участников Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке областной Думой, министерством финансов области, министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год министерство экономического развития и торговли области уточняет основные показатели и затраты по программным мероприятиям, оценочным показателям, составу исполнителей и вносит соответствующие предложения в Правительство области.
9. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы обеспечит получение следующих результатов:
увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт области до 20 процентов;
увеличение размера средней заработной платы на малых предприятиях в два раза;
увеличение доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми предприятиями области, до 80 процентов;
увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий области до 3 млрд. рублей;
развитие и выход на самоокупаемость объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
привлечение научного и интеллектуального потенциала региона к решению вопросов развития предпринимательской деятельности;
рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
рост предпринимательской активности в регионе, выход продукции малых предприятий области на внешние рынки.
Законом Саратовской области от 22 мая 2008 г. N 104-ЗСО в настоящую таблицу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона
Перечень
мероприятий Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.