Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Развитие лесного хозяйства
Саратовской области" на 2009-2013 годы"
Областная целевая программа
"Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы
9 сентября 2009 г., 20 сентября, 1 ноября 2010 г., 29 марта, 25 октября, 27, 29, 30 декабря 2011 г., 13 июля, 13 августа, 24 октября, 29 декабря 2012 г., 21 мая, 4 июня, 27 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 декабря 2013 г. N 754-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт областной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы (далее - Программа)
|
Основания для разработки Программы |
- Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р; распоряжение Правительства Саратовской области от 19 августа 2008 года N 301-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы"
|
Государственный заказчик Программы
|
- министерство лесного хозяйства области, министерство природных ресурсов и экологии области |
Основные разработчики Программы |
- министерство лесного хозяйства области, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова"
|
Исполнители Программы |
- министерство лесного хозяйства области, министерство природных ресурсов и экологии области, Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию), лица, осуществляющие использование лесов (по согласованию), комитет охотничьего хозяйства и рыболовства области
|
Цели Программы |
- обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений; повышение лесистости области; сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов; повышение эффективности использования лесов
|
Задачи Программы |
- техническое перевооружение ведомственной пожарной охраны лесхозов; организация выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и лесах, расположенных на землях иных категорий; организация эффективной природоохранной пропаганды и экологического воспитания; совершенствование системы обнаружения лесонарушений и их пресечения; модернизация питомнического и лесосеменного хозяйства; сохранение объемов лесовосстановления и увеличение объемов лесоразведения в рамках создания "лесов Киото"; лесоразведение путем создания лесных насаждений на непродуктивных, подверженных эрозии землях сельскохозяйственного назначения, рядом с населенными пунктами и для защиты объектов водоснабжения; создание системы управления лесами, отвечающей критериям устойчивого управления ими и устойчивого развития лесного хозяйства; обеспечение санитарной безопасности в лесах, организация современной, эффективной защиты лесов от вредных организмов; формирование устойчивых, разновозрастных лесов и повышение продуктивности лесов; реконструкция малоценных лесных насаждений; совершенствование системы конкурсного выполнения лесохозяйственных работ; внедрение современных технологий в организацию отвода лесосек, заготовку и переработку древесины; создание производств по переработке низкокачественной древесины и развитие лесопользования без изъятия лесных ресурсов; обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области охоты на территории области
|
Сроки реализации Программы
|
- 2009-2013 годы
|
Объем и источники финансирования Программы |
- общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования планируются в сумме 583671,0 тыс. рублей, в том числе за счет: федерального бюджета (прогнозно) 268254,6 тыс. рублей; областного бюджета - 73977,3 тыс. рублей; внебюджетных источников (прогнозно) - 241439,1 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- сокращение до одного часа времени от получения сообщения о возгорании до начала его тушения; снижение размера экологического ущерба от лесных пожаров и лесонарушений в 1,5 раза; воспроизводство лесов на площади 7,6 тыс. га и увеличение в соответствии с зональными почвенно-климатическими условиями лесистости области до шести целых шести десятых процента; повышение биологической устойчивости лесов и защитных насаждений области, увеличение видового разнообразия и продуктивности лесов на площади 30 тыс. га; увеличение объемов использования лесных участков без изъятия лесных ресурсов, создание производств по переработке низкокачественной древесины с увеличением дохода с 1 га лесов с 5 рублей до 21 рубля; комплексное развитие лесного хозяйства области; обмен охотничьих билетов и членских охотничьих билетов, которые выданы до 1 июля 2011 года и срок действия которых не истек, на охотничьи билеты единого федерального образца
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за выполнением Программы осуществляют министерство лесного хозяйства области, министерство природных ресурсов и экологии области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Постановка проблем и необходимость разработки программных мероприятий
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 декабря 2013 г. N 754-П в подраздел 1.1 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1.1. Леса Саратовской области
Леса - возобновляемый природный ресурс, требующий не просто разумного потребления, но и обеспечения научно обоснованной, долгосрочной системы охраны и воспроизводства. Вместе с тем сложившаяся высокая степень экологической опасности на территории области предусматривает постоянное внимание к устойчивому управлению лесными экосистемами.
Саратовская область, располагаясь на общей площади более 10 млн. га, имеет в настоящее время 722 тыс. га лесов. Лесистость области составляет 6,5 процента (рисунок 1). Площадь лесов уменьшилась в 19 веке на 200 тыс. га из-за активного сельскохозяйственного освоения и интенсивного лесопользования и в 20 веке на 100 тыс. га из-за строительства ГЭС.
"Рисунок 1. Лесистость Саратовской области"
Более 90 процентов лесов на территории области расположены на землях лесного фонда. Земли лесного фонда по состоянию на 1 июля 2008 года занимают площадь 666,4 тыс. га (таблица 1). Покрытая лесом площадь лесов на всех категориях земель составляет 629 тыс. га.
Таблица 1
Распределение площади лесов Саратовской области по категориям
Леса Саратовской области |
Площадь лесов, тыс. га |
1 |
2 |
Леса, расположенные на землях лесного фонда, закрепленные за ГКУ СО "Заволжские лесничества", ГКУ СО "Западные лесничества", ГКУ СО "Северо-Восточные лесничества", ГКУ СО "Центральные лесничества", подведомственными министерству природных ресурсов и экологии области |
666,4 |
Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий (ФГУ "Национальный парк "Хвалынский") |
25,5 |
Леса на землях обороны |
20,2 |
Леса на землях поселений |
9,9 |
Итого |
722,0 |
В лесах области произрастает более 30 древесных и столько же кустарниковых пород. Преобладают твердолиственные породы - 58 процентов, мягколиственные - 26 процентов, хвойные - 14 процентов, кустарников и неосновных лесообразующих пород - 2 процента. Средний возраст насаждений - 55 лет. Средний бонитет насаждений составляет 3,4. Средняя полнота насаждений близка к оптимальной - 0,64.
Запас лесных насаждений на землях лесного фонда - 50,3 млн. м3. Средний запас на 1 га - 113 м3. Наивысшей продуктивностью до 10 м3 на 1 га на территории области обладают искусственные насаждения тополей, сосны обыкновенной и лиственницы. Семенные дубравы обладают продуктивностью до 5 м3 на 1 га. Средняя продуктивность лесов в области составляет 2,5 м3 на 1 га в год.
На пяти процентах лесных насаждений на землях лесного фонда нет материалов первичного лесоустройства. Повторные лесоустроительные работы на площади около 500 тыс. га не были проведены своевременно в 2002-2004 годах. Недостаточное обеспечение проектной документацией осложняет назначение лесохозяйственных мероприятий и принятие иных управленческих решений.
1.2. Охрана лесов от пожаров и лесонарушений
Одной из особенностей природно-климатических условий Саратовской области является установление высокой пожарной опасности в большинстве районов области на период до семи месяцев. Около 20 процентов лесных земель (хвойные молодняки, сенокосы, гари и др.) имеют максимальную пожарную опасность и относятся к 1-2-му классу пожарной опасности. Средний класс пожарной опасности лесов области составляет 3,1.
Лесным пожаром считается неконтролируемое горение на лесных землях на площади свыше 0,1 га (меньшая площадь считается возгоранием). Ежегодно в лесах области и рядом с лесом ликвидируется около 100 лесных пожаров и от 700 до 2000 возгораний. Часть возгораний благодаря системе профилактических противопожарных мероприятий имеет незначительную вероятность перехода в лесной пожар и ликвидируется мобильными группами пожаротушения на начальной стадии.
Борьба с лесными пожарами на территории области обеспечивается только наземными службами. В силу территориального размещения значительно больше возгораний и пожаров происходит в лесах рядом с населенными пунктами и в придорожных лесополосах.
Общая площадь придорожных лесных полос составляет 17 тыс. га. Площадь придорожных лесных полос вдоль автомобильных дорог областного значения составляет 10 тыс. га. Ежегодно пожары от придорожных лесополос приходят в лесные массивы. Неоднократное повреждение лесополос пожарами привело к ухудшению их санитарного состояния, в них развиваются очаги вредных организмов.
Более чем в 20 районах области в границах населенных пунктов имеются леса. Регулярно противопожарные профилактические мероприятия проводятся только на территории городов Саратова, Энгельса и Петровска. Полный комплекс противопожарных мероприятий в лесах на землях поселений не проводится ни в одном муниципальном образовании.
Лесные пожары возникают в большинстве случаев по вине граждан (из-за неосторожного обращения с огнем - 50 процентов случаев, в результате проведения сельскохозяйственных палов - 40 процентов случаев). Ежегодно от пожаров в лесах погибает до 260 га лесных насаждений.
Средняя площадь одного пожара за последние пять лет составила 4,5 га, что больше на 0,4 га, чем в предыдущем пятилетии. Это связано с объективными факторами: старением материально-технической базы пожаротушения, увеличением площади хвойных лесов, увеличением площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Обеспеченность лесхозов средствами пожаротушения находится на уровне 30 процентов от установленных норм. Износ тракторов и других механизмов составляет более 80 процентов, из-за чего ручной труд при тушении стал основным и в среднем по лесхозам составляет 70 процентов (таблица 2).
Таблица 2
Доля механизации работ при тушении лесных пожаров на территории области
Средства, используемые при тушении лесных пожаров |
2007 год, процентов |
2008 год (прогноз), процентов |
Пожарные автомобили |
1 |
1 |
Автомобили патрульные |
10 |
11 |
Тракторы |
12 |
13,5 |
Воздуходувки |
2 |
3,5 |
Ранцевые огнетушители |
1 |
1 |
Ручной инвентарь |
74 |
70 |
Ежегодные средние затраты на тушение лесных пожаров не превышают 1 млн. рублей. При этом затраты на тушение лесных пожаров на землях поселений, в придорожных лесных полосах и возгораний на всех категориях земель не учитываются.
Ущерб непосредственно лесному хозяйству от гибели лесных насаждений и низовых пожаров, приводящих к снижению продуктивности насаждений, составляет от 3 до 4 млн. рублей ежегодно. Экологический ущерб от лесных пожаров с учетом выброса СО2 оценивается в сумму 150 млн. рублей за год.
Наиболее распространенными нарушениями в области использования лесов на территории области является самовольная рубка лесных насаждений. В 2007 году было выявлено 14 случаев, а за 1-е полугодие 2008 года 23 случая самовольной рубки.
Ущерб от всех видов лесонарушений на территории области, обнаруженных в 2007 году, составляет 9,9 млн. рублей. Экологический ущерб от лесонарушений оценивается в сумме 49,5 млн. рублей.
Основными направлениями в обеспечении охраны лесов от лесонарушений являются:
профессиональная подготовка кадров наземной охраны лесов;
обеспечение наземной охраны лесов транспортом и средствами связи;
взаимодействие с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления;
разработка регламентов, определяющих последовательность действий.
1.3. Лесовосстановление и лесоразведение
Основная часть лесов расположена в степной зоне. Лишь 1/10 территории области относится к лесостепной лесорастительной зоне, которая имеет благоприятные климатические условия для роста и развития лесных насаждений.
С середины 18 века в лесах области ведется лесное хозяйство. С начала 20 века на территории области ведутся работы по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению. С 60-х годов прошлого века лесовосстановление и лесоразведение для лесного хозяйства области стало одним из приоритетных направлений деятельности. От сельхозпредприятий принято более 80 тыс. га земель, непригодных для ведения сельского хозяйства. Лесоразведение значительно улучшило качественные характеристики лесов: более 50 процентов молодняков отнесены к ценным, увеличена площадь твердолиственных пород на 20 тыс. га (на 9 тыс. га стало больше дуба и ясеня), более 75 процентов хвойных средневозрастных насаждений имеют бонитет в 2 балла и выше.
Лесовосстановление в 2008 году проведено на площади 1583 га. Коэффициент восстановления в лесах области в 2007 году составил 1,74. Наибольшие объемы работ по воспроизводству лесов выполнены в Вольском (300 га), Лысогорском (150 га) и Красноармейском (100 га) муниципальных районах. Приживаемость лесных культур по результатам инвентаризации составила 87 процентов, что соответствует жестким почвенно-климатическим условиям области.
Важнейшим фактором, определяющим объемы работ по лесовосстановлению, является наличие не покрытых лесом земель, на которых возможно лесовосстановление. Доступных земель для создания лесов - всего 7 тыс. га, что не позволяет лесохозяйственным организациям (лесхозам) в значительных объемах заниматься лесоразведением.
Более чем по 1,0 тыс. га площадей для лесоразведения имеют только Краснокутский и Красноармейский муниципальные районы. Практически они отсутствуют в Аркадакском, Балашовском, Балаковском, Дергачевском, Духовницком, Ершовском, Калининском, Лысогорском, Марксовском, Новобурасском, Петровском, Романовском, Саратовском и Энгельсском муниципальных районах. Сохранить и увеличить объемы посадки леса в этих муниципальных районах возможно только на эродированных, неиспользуемых землях в сельскохозяйственном производстве.
На территории Вольского и других муниципальных районов области есть участки малопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения, заселяемые древесными породами. Эти участки естественных молодых лесов необходимо перевести в состав земель лесного фонда.
Лесоразведение - сложный технологический процесс, состоящий из семеноводства, питомнического хозяйства, лесокультурного производства и агротехнических и лесоводственных уходов за лесом. Общая длительность цикла от сбора семян до перевода лесных культур в покрытую лесом площадь составляет от 10 до 15 лет.
Из 8,5 млн. га сельхозугодий области 89 процентов относятся к эродированным и опасным в эрозионном отношении. Ежегодно с каждого поврежденного эрозией гектара теряется до 700 кг гумуса, а недобор урожая составляет от 10 до 50 процентов. Для предотвращения эрозионных процессов, кроме агрогидротехнических способов, на территории области необходимо создать более 155 тыс. га защитных лесных насаждений. Насаждения должны создаваться в основном в лесостепной и степной ландшафтных зонах, почвы которых в большей степени подвержены эрозионным процессам (таблица 3).
Таблица 3
Площади эродированных сельхозугодий
Ландшафтные зоны |
Площадь почв, подверженных эрозии |
|
тыс. га |
проценты от общей площади зоны |
|
1 |
2 |
3 |
Лесостепная |
1677,8 |
93,3 |
Степная |
1546,9 |
48,8 |
Сухостепная |
1448,8 |
49,8 |
Полупустынная |
143,3 |
21,6 |
Итого |
4816,8 |
57,2 |
Продуктивность лесов в значительной степени зависит от качества исходного посевного материала, используемого для их закладки. В настоящее время лесхозы не имеют достаточного запаса семян районированных пород для расширения объемов лесоразведения.
В 90 годах 20 века на территории области действовало более 30 лесных питомников. В связи с уменьшением объемов ежегодного создания искусственных лесных насаждений с восьми тыс. га до 1,5-2 тыс. га площадь посевных отделений питомников была сокращена, а часть закрыта. Для обеспечения посадочным материалом лесовосстановления и лесоразведения необходима планомерная работа по заготовке семян лесных пород и выращивание посадочного материала ценных древесных и кустарниковых пород для области.
Органы местного самоуправления в целях озеленения редко создают парки из-за необходимости значительных затрат по их содержанию. Лесопарки не просто требуют меньших затрат на создание и содержание, в силу сохранения лесной среды они более устойчивы к неблагоприятным факторам на территории населенных пунктов.
1.4. Защитные функции и экологический потенциал лесов
Леса области выполняют водоохранные, противоэрозионные, рекреационные и средообразующие функции. Они являются своеобразным природным каркасом для иных природных ресурсов области.
Около 14 процентов лесов в области расположено непосредственно в поймах рек Волжского и Донского бассейнов. Однако водоохранную роль выполняют практически все леса, так как подавляющее большинство родников, из которых образуются реки на территории области, находятся в лесах или формируются на лесных водосборах. Кроме того, лесные насаждения препятствуют заилению озер и прудов, стабилизируют русла и укрепляют берега рек.
Более 35 тыс. га лесов относятся к зеленым зонам поселений, и десять тыс. га лесов непосредственно расположены в границах поселений. Кроме уже перечисленных функций данные леса выполняют санитарно-гигиенические и оздоровительно-рекреационные функции.
Все леса области представляют экологическую ценность, но есть и особо ценные. На землях лесного фонда расположена половина особо охраняемых природных территорий (ООПТ) областного значения. Отнесение лесов к заповедным территориям накладывает ограничения по использованию лесных насаждений, что приводит к дополнительным расходам бюджетных средств из-за невозможности переложить затраты на охрану, воспроизводство и защиту лесов на лиц, использующих леса.
Вследствие климатических особенностей региона леса области часто повреждаются хвое- и листогрызущими вредителями леса. Это ослабляет насаждения и приводит к их заселению вредителями, повреждающими древесину. Основными вредителями леса, образующими очаги в хвойных и лиственных насаждениях, являются рыжий сосновый пилильщик, непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд, зимняя пяденица, сосновый подкорный клоп, зеленая дубовая листовертка.
Изменение площадей очагов происходит за счет их затухания под воздействием естественных факторов и мер борьбы. В 2007 году сокращение очагов подтверждено на площади 16130 га, а новые очаги обнаружены на площади 34970 га.
На конец 2007 года очаги хвоегрызущих вредителей действовали на общей площади 46,7 тыс. га, что на 67 процентов больше, чем в 2006 году (27,9 тыс. га).
Таблица 4
Динамика развития очагов хвоегрызущих и листогрызущих вредителей леса в 2007 году
Вредители леса |
Площадь очагов вредителей леса, га |
|||
наличие на начало года |
вновь обнаружено |
затухло под действием естественных факторов мер борьбы |
осталось на конец года |
|
Хвоегрызущие |
4373 |
2413 |
2046 |
4740 |
Листогрызущие |
23015 |
32557 |
14084 |
41488 |
Иные группы вредителей |
494 |
- |
- |
494 |
Итого |
27882 |
34970 |
16130 |
46722 |
Болезни древесных пород широко распространены на территории области и играют существенную роль в динамике состояния лесов. Динамика очагов болезней леса в 2007 году показана в таблице 5.
Таблица 5
Динамика очагов болезней леса в 2007 году
Болезни леса |
Площадь очагов болезней леса, га |
|||
наличие на начало года |
вновь обнаружено |
ликвидировано мерами борьбы |
осталось на конец года |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Корневая губка |
213 |
364 |
92 |
485 |
Ложный дубовый трутовик |
157 |
- |
11 |
146 |
Ложный трутовик |
21 |
246 |
44 |
223 |
Ложный осиновый трутовик |
187 |
322 |
119 |
390 |
Микоз дуба |
496 |
936 |
535 |
897 |
Итого |
1074 |
1868 |
801 |
2141 |
На конец 2007 года очаги болезней леса действовали на общей площади 2141 га, что в два раза больше, чем в 2006 году (1074 га). Вновь возникли очаги на общей площади 1868 га. Санитарно-оздоровительные мероприятия проведены на общей площади 801 га. Для защиты лесов необходимо регулярное их обследование и проведение мер борьбы.
Более 20 лет на территории области фактические объемы заготовки древесины ниже возможного научно обоснованного объема (расчетной лесосеки). При отсутствии рубок спелых и перестойных лесных насаждений с целью заготовки древесины (главное пользование) рубками ухода и санитарными рубками (промежуточное пользование) ежегодно вырубается не более 25 процентов расчетной лесосеки. Уменьшение площади рубок насаждений по сравнению с расчетной лесосекой приводит к увеличению площади спелых и перестойных насаждений, в большей степени подверженных воздействию болезней и вредителей леса.
Овеществленные ресурсы лесов области, представленные древесиной, недревесными и пищевыми лесными ресурсами, использованием лесов для охотничьего хозяйства и рекреации, имеют капитализированную оценочную стоимость 27,4 млрд. рублей, а средообразующие и социальные ресурсы - 36,3 млрд. рублей. Общая потенциальная расчетная стоимость всех лесных ресурсов федеральных лесов на территории области составляет 63,7 млрд. рублей.
За последние 50 лет на территории области созданы более 200 тыс. га лесных насаждений. Искусственные леса, составляющие более 26 процентов площади, находятся в стадии формирования и требуют значительно больших объемов лесохозяйственных работ (рубки ухода за насаждениями с целью формирования состава). Практика лесного хозяйства показала, что без проведения полного комплекса лесохозяйственных работ состояние искусственных лесных насаждений нестабильно и формирование устойчивых, долговечных насаждений маловероятно. Экологические подходы в ведении лесного хозяйства вносят существенные коррективы в способы и методы лесохозяйственного производства.
1.5. Использование лесов
На территории области по долгосрочным договорам используется менее одного процента лесов. Для рекреационных целей предоставлено 258 га лесного фонда.
Основными видами использования лесов на территории области являются заготовка древесины и осуществление рекреационной деятельности.
За последние пять лет увеличился объем использования лесов по результатам лесных конкурсов и аукционов. Недостаточным остается эффект от использования лесных участков по договорам аренды, которые заключены на короткий срок, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров, а также инвестированию в развитие использования лесов на территории области.
Рост объема использования лесов за последние пять лет происходит в основном на территории Энгельсского, Саратовского, Вольского, Балаковского, Воскресенского, Марксовского муниципальных районов, что связано с транспортной доступностью лесных участков.
Неравномерное развитие лесопользования на территории области может оказать негативное влияние на защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, средообразующие и водоохранные функции леса. Кроме того, это приводит к сокращению площади лесных участков, которые исторически используются для массового отдыха местного населения.
Одним из основных видов использования лесов является заготовка древесины. На территории области леса относятся к защитным, где разрешены уход за лесом и санитарно оздоровительные мероприятия. Наибольший объем работ, при которых возможна заготовка древесины, осуществляют лесхозы области на основании заключенных государственных контрактов.
В соответствии с проектной документацией разрешенный объем заготовки составляет более 500 тыс. м3. Рубки ухода за лесом не финансируются из бюджета. Работы выполняются за счет внебюджетных средств лесхозов, и ежегодные объемы не превышают 200 тыс. м3 по ликвиду.
Для выполнения объема рубок в целях улучшения санитарного состояния лесов области проводятся аукционы для заготовки древесины от рубок ухода. По результатам аукционов заготовителям в 1-м полугодии 2008 года переданы делянки в объеме 16,4 тыс. м3. В федеральный бюджет по результатам аукционов перечислено 381,2 тыс. рублей.
В целях реализации Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 119-ЗСО "Об использовании лесов гражданами для собственных нужд" заключаются договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (в целях отопления жилых и бытовых помещений).
Использование лесов в Российской Федерации является платным. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации плата за использование лесов зачисляется:
в федеральный бюджет - в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
в областной бюджет - в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Годовая сумма платы за использование лесов на территории области в 2007 году составила 2638,5 тыс. рублей, из них в федеральный бюджет - 2529,5 тыс. рублей, в областной бюджет - 108,9 тыс. рублей.
Анализ существующей системы платежей за пользование лесным фондом свидетельствует об их низких ставках. Низкий уровень платы за аренду лесных участков не покрывает расходов на организацию использования лесов.
1.6. Финансирование лесного хозяйства области
Ведение лесного хозяйства на территории области осуществляют 29 лесхозов. Кроме лесхозов на территории области ведут лесное хозяйство: ФГУ национальный парк "Хвалынский", Причернавское и Татищевское военные лесничества.
Переданные от федеральных органов государственной власти лесхозы являются специализированными организациями, осуществляющими комплексное лесное хозяйство: профилактические противопожарные мероприятия, лесовосстановление, защиту леса от вредных организмов, заготовку древесины при проведении уходов за лесом, использование иных лесных ресурсов и переработка части заготовленной древесины в товарную продукцию.
Для осуществления деятельности лесхозы имеют основные средства общей балансовой стоимостью 665,8 млн. рублей. В технологических процессах используется 790 единиц автотракторной техники и 4,5 тыс. единиц специализированного прицепного инвентаря. Однако лесхозы имеют недокомплект от 30 до 50 процентов технических средств, особенно по оборудованию для обеспечения тушения лесных пожаров. Износ по большинству видов технических средств превышает 50 процентов и составляет по:
легковым автомобилям - 69 процентов;
грузовым автомобилям - 80 процентов;
гусеничным тракторам - 82 процента;
пожарным автомобилям - 86 процентов.
С начала формирования рыночной экономики в лесном хозяйстве уменьшалась доля бюджетного финансирования. В 90-х годах 20 века она снизилась с 75 до 40 процентов. А с начала 21 века доля средств федерального бюджета в общих затратах на ведение лесного хозяйства составила не более 25 процентов, что не отражает общественной значимости лесов области.
Недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны лесов от пожаров на протяжении десятилетий привело к снижению объема лесохозяйственных мероприятий и торможению внедрения новых технологий. Современные технологии за последние годы были внедрены только в сфере выращивания посадочного материала. Недофинансирование привело к износу материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесохозяйственной отрасли.
Охраной, защитой, воспроизводством и использованием лесов на территории области занимается около двух тыс. работников лесного хозяйства. Средний возраст специалистов в учреждениях лесного хозяйства области составляет от 40 до 55 лет. По данным министерства экономического развития и торговли области за I квартал 2008 года две трети работников лесхозов имеют заработную плату ниже величины прожиточного минимума.
По данным анкетирования специалистов лесного хозяйства наиболее острыми проблемами лесной отрасли области являются:
низкий уровень заработной платы и социального обеспечения;
нехватка финансирования на выполнение лесохозяйственных работ и обновление технической базы;
отсутствие долгосрочных планов развития лесного хозяйства и лесхозов;
техническое и технологическое несовершенство материальной базы лесхозов.
Ежегодно общие затраты на ведение лесного хозяйства составляют около 200 млн. рублей (по данным за 2006 и 2007 годы). При общем увеличении объема бюджетных средств на лесное хозяйство в 2007 году затраты на лесное хозяйство на 1 га лесов на территории области оказались ниже, чем в 2006 году. Это связано с увеличением площади лесов и снижением объема средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности лесхозов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 октября 2011 г. N 588-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Цели и задачи Программы
Анализ проблем в лесном хозяйстве области определяет следующие основные цели Программы:
обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений;
повышение лесистости области;
сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов;
повышение эффективности использования лесов.
Эти цели являются направлениями осуществления Программы. Их достижение возможно только при решении ряда задач. Для достижения первой цели "Обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений" установлены следующие задачи:
техническое перевооружение ведомственной пожарной охраны лесхозов;
организация выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и лесах, расположенных на землях иных категорий;
организация эффективной природоохранной пропаганды и экологического воспитания;
совершенствование системы обнаружения лесонарушений и их пресечения.
Для достижения второй цели "Повышение лесистости области" необходимо решить следующие задачи:
модернизация питомнического и лесосеменного хозяйства;
сохранение объемов лесовосстановления и увеличение объемов лесоразведения в рамках создания "лесов Киото";
лесоразведение путем создания лесных насаждений на непродуктивных, подверженных эрозии землях сельскохозяйственного назначения, рядом с населенными пунктами и для защиты объектов водоснабжения.
Цель "Сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов" - одна из самых сложных, объединяющих задачи технологического, организационного и экономического направления:
создание системы управления лесами, отвечающей критериям устойчивого управления ими и устойчивого развития лесного хозяйства;
обеспечение санитарной безопасности в лесах, организация современной, эффективной защиты лесов от вредных организмов;
формирование устойчивых, разновозрастных лесов и повышение продуктивности лесов;
реконструкция малоценных лесных насаждений.
Для достижения цели "Повышение эффективности использования лесов" необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы конкурсного выполнения лесохозяйственных работ;
внедрение современных технологий в организацию отвода лесосек, заготовку и переработку древесины;
создание производств по переработке низкокачественной древесины и развитие лесопользования без изъятия лесных ресурсов;
обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области охоты на территории области.
3. Программные мероприятия
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 декабря 2013 г. N 754-П в подраздел 3.1 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3.1. Обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений
В соответствии с почвенными условиями местопроизрастания к 2013 году лесные насаждения области будут состоять на 15 процентов из высокопродуктивных, но пожароопасных хвойных насаждений. В связи с внесением изменений в лесное законодательство изменяется система обеспечения пожарной безопасности на территории области.
Предполагается систему обеспечения пожарной безопасности на землях лесного фонда сформировать на базе 25 лесничеств области. Тушение планируется осуществлять в зависимости от вида и размера лесного пожара.
В целях организации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах предполагается оснащение участковых лесничеств ГКУ СО "Заволжские лесничества", ГКУ СО "Западные лесничества", ГКУ СО "Северо-Восточные лесничества", ГКУ СО "Центральные лесничества" патрульными автомобилями в количестве 15 единиц и ведомственной пожарной охраны лесхозов (пункт 1.1 приложения 1).
Таблица 6
Повышение обеспеченности лесопожарной техникой
Наименование техники и оборудования |
Потребность по нормам, шт. |
Имеется на 1 января 2008 года, шт. |
Фактическая обеспеченность, процентов |
Приобретение, предусмотренное по Программе, шт. |
Планируемая обеспеченность, процентов |
Автомобиль пожарный |
25 |
13 |
52 |
5 |
72 |
Автомобиль патрульный |
107 |
25 |
23 |
15 |
37 |
Тракторы |
132 |
82 |
62 |
13 |
72 |
Воздуходувки |
132 |
30 |
23 |
25 |
42 |
Ранцевые огнетушители |
310 |
30 |
10 |
280 |
100 |
Другое оборудование |
80 |
20 |
25 |
59 |
99 |
Итого: |
|
|
25* |
|
50 |
_____________________________
* суммарный приведенный процент обеспеченности по стоимости технических средств и оборудования
В лесхозах формируется ведомственная пожарная охрана, создаются пожарные команды по числу лесничеств (в количестве 25), оснащаемые пожарными и патрульными автомобилями повышенной проходимости (таблица 6), колесными и гусеничными тракторами с почвообрабатывающими ресурсосберегающими орудиями для прокладки заградительных противопожарных разрывов (пункт 1.1 приложения 1).
При обеспечении пожарной безопасности комплектуются пункты противопожарного инвентаря. Комплектность предусмотрена нормами обеспечения, проектами противопожарного обустройства лесов и включает в себя средства тушения пожара (воздуходувки, мотопомпы, лесные огнетушители), средства связи, а также обмундирование лесное пожарное (пункт 1.2 приложения 1).
Для пяти пожарно-химических станций (ПХС), формируемых на базе лесхозов, приобретаются специальные противопожарные тракторы, способные осуществлять борьбу с верховыми лесными пожарами (пункт 1.1 приложения 1). Одну из ПХС необходимо разместить в Балашовском или Аркадакском муниципальном районе для обеспечения пожарной безопасности на территории шести западных муниципальных районов области. Обеспечение противопожарной техникой позволит уменьшить долю ручного труда на тушение лесных пожаров (таблица 7).
Профилактические противопожарные мероприятия (пункт 1.3 приложения 1) включают: устройство и уход за минерализованными полосами, устройство и уход за противопожарными разрывами, содержание дорог противопожарного назначения, благоустройство лесов, размещение аншлагов и других элементов противопожарной пропаганды.
Таблица 7
Изменение доли механизации работ при тушении лесных пожаров в результате действия Программы
Ежегодные объемы профилактических противопожарных мероприятий, планируемые в соответствии с "Лесным планом Саратовской области:
устройство противопожарных минерализованных полос - 5,5 тыс. км;
уходы за противопожарными полосами - 23 тыс. км;
ремонт и содержание дорог противопожарного назначения - 157 км.
В Аткарском, Лысогорском, Базарно-Карабулакском, Ртищевском, Балтайском и Хвалынском муниципальных районах 11 населенных пунктов расположены рядом с лесными участками (менее 500 метров), имеющими высокую степень пожарной опасности. Профилактические противопожарные мероприятия рядом с населенными пунктами (пункт 1.3 приложения 1) включают создание дополнительных противопожарных барьеров, а также благоустройство наиболее посещаемых населением лесных участков.
Объемы профилактических противопожарных мероприятий будут корректироваться лесохозяйственными регламентами лесничеств. Мероприятия планируется проводить за счет:
средств федерального бюджета (прогнозно) - на землях лесного фонда;
средств областного бюджета - на землях, находящихся в государственной собственности области, предназначенных для ведения лесного хозяйства (далее - земли области);
а также за счет средств внебюджетных источников (прогнозно) - на лесных участках, предоставленных в аренду.
Часть одиннадцатая утратила силу.
В границах лесничеств ГКУ СО "Заволжские лесничества", ГКУ СО "Западные лесничества", ГКУ СО "Северо-Восточные лесничества", ГКУ СО "Центральные лесничества" организуется наземная охрана лесов (пункт 1.5 приложения 1). Численность наземной охраны лесов формируется в зависимости от пожарной опасности лесных насаждений, интенсивности посещения лесов населением, целевого назначения лесов, количества и тяжести лесонарушений.
Тушение лесных пожаров (пункт 1.6 приложения 1) предполагается на землях лесного фонда за счет федерального бюджета, на землях области - за счет средств областного бюджета. Прогнозируется, что затраты на тушение лесных пожаров к 2013 году за счет средств федерального бюджета будут обоснованно увеличены в два раза по сравнению с прогнозом на 2008 год.
Придорожные полосы (не обеспеченные противопожарными профилактическими мероприятиями) являются объектом повышенной пожарной опасности. Более 30 процентов придорожных лесных полос располагается вдоль дорог областного значения. Повышение пожарной устойчивости придорожных лесных полос вдоль автомобильных дорог областного значения (пункт 1.7 приложения 1) обеспечивается проведением профилактических противопожарных мероприятий в придорожных лесных полосах, санитарных рубок и реконструкции лесных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.