Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации общего образования в Саратовской области в 2011-2012 годы
1. Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования за два года
Таблица 1
Значения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования на конец 2011 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты) |
104 |
115 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
12,6 |
12,6*(1) |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
35 |
35*(2) |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности в общей численности учителей (проценты) |
21,93 |
26 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
82 |
82*(3) |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
5 |
10,14*(4) |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
_____________________________
*(1) Указан показатель отчета об эффективности освоения средств субсидии из федерального бюджета (по данным статистики) в мониторинговых таблицах, заполняемых школами, значение показателя - 13,46 процента.
*(2) Указан показатель отчета об эффективности освоения средств субсидии из федерального бюджета (по данным статистики) в мониторинговых таблицах, заполняемых школами, значение показателя - 41,25 процента.
*(3) При планировании и расчете фактического значения показателя учитывались только учителя, участвующие в 2011 году в реализации ФГОС НОО (учителя 1-х и 2-х классов).
*(4) Указан показатель отчета об эффективности освоения средств субсидии из федерального бюджета (исходя из данных статистики по общему числу ОУ и количества учреждений, реализующих ДОТ) в мониторинговых таблицах, заполняемых школами, значение показателя - 13,33 процента.
Таблица 2
Значения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования на конец 2012 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Саратовской области Российской Федерации в прошлом году (проценты) |
109,9 |
121,2 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
26 |
27,4 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
57,9 |
57,9 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
5,1 |
6,9 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
35,5 |
37,5 |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
32,2 |
42,6 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
17 |
17,46 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно- энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Перевыполнение показателя 1 связано с исполнением Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Средняя заработная плата педагогических работников общего образования, учреждений дополнительного образования детей повышена с 1 декабря 2012 года до 18,8 тыс. рублей, что соответствует средней заработной плате по экономике региона. У учителей за IV квартал 2012 года она составила 19,6 тыс. рублей. Повышение зарплаты было обеспечено в рамках новой системы оплаты труда в зависимости от результатов деятельности каждого учителя. Таким образом, рост заработной платы учителей увязан со структурными изменениями в образовании, с повышением профессиональных требований к самим учителям. Опыт внедрения, реализации и совершенствования новой системы оплаты труда, основанной на ученико-часе, критериев оценки труда руководителей и учителей при начислении стимулирующих выплат, участия в данных вопросах управляющих советов, создания соответствующих институтов, наработанный в регионе с 2009 года, может быть представлен для изучения субъектам Российской Федерации.
С 1 сентября 2012 года осуществлен переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) 100 процентов первоклассников, 100 процентов второклассников, 24,9 процента третьеклассников. Превышение значения показателя 2.2 связано с тем, что вместо планируемых 123 школ к реализации стандарта основного общего образования перешло 131 учреждение.
В рамках введения федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) реализуются различные модели оптимизации сети общеобразовательных учреждений с учетом территориальных особенностей. Наряду с лицеями, гимназиями, школами с углубленным изучением различных предметов получили развитие базовые школы и ресурсные центры с сетью филиалов. Удельный вес таких учреждений в общем количестве общеобразовательных учреждений возрос с 40 процентов в 2011/2012 учебном году до 42 процентов в 2012/2013 учебном году. Развивается модель общеобразовательного учреждения, основанная на интеграции основного и дополнительного образования (большинство образовательных учреждений области). В общеобразовательных учреждениях реализуются программы профильного уровня, используются индивидуальные учебные планы, дополнительные занятия по запросам обучающихся и родителей, внедряются механизмы дистанционного обучения.
Для ресурсного обеспечения введения ФГОС за 2 года реализации проекта 85 процентов школ получили новое учебное оборудование (987 комплектов оборудования для начальной школы, 84 кабинета физики, 86 кабинетов химии, 28 кабинетов биологии, 280 комплектов оборудования для ГИА лаборатории, 44 кабинета иностранного языка, 20 комплектов коррекционно-развивающего оборудования и др.), 100 процентов - современное компьютерное оборудование (9334 ед. компьютеров, 1134 из них в составе 65 мобильных компьютерных классов, 1412 интерактивных аппаратно-программных комплексов, 581 мультимедийный проектор, 34 сервера). 57 процентов школ получили новый спортивный инвентарь и оборудование, 45 процентов школ - оборудование для школьных столовых. Каждая школа области, в том числе начальная школа, имеет мультимедийный комплект оборудования. Фонды школьных библиотек полностью укомплектованы новыми учебниками по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". В 2011 году в 68 процентах школ заменена школьная мебель для начальных классов.
Для введения ФГОС разработаны методические рекомендации по таким вопросам как "Примерная программа родительского просвещения о целях и задачах введения стандартов общего образования нового поколения", "Использование учебно-методических комплектов начальной школы "Начальная школа в условиях перехода на новый образовательный стандарт", "Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: управленческий аспект: Учебное пособие", "Создание программ внеурочной деятельности, отражающих региональные особенности, и программ воспитания". Проведен 251 семинар для различных категорий педагогических работников, обучено 10293 педагога (48 процентов от общего числа педагогов в системе общего образования). Проведены научно-практические конференции, конкурсы, мастер-классы, круглые столы, практико-ориентированные методические семинары с общим охватом 12000 педагогов (56 процентов от общего числа педагогов области). Ежеквартально проводились постоянно действующие семинары для молодых учителей "Развитие компетентности молодого учителя". Проведены областные конкурсы: коррекционно-развивающих психологических программ для сопровождения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО); моделей организации внеурочной деятельности. Для родителей проведены зональные родительские собрания во всех муниципальных районах области по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В Саратовской области действует долгосрочная областная целевая программа "Одаренные дети Саратовской области" на 2011-2013 годы по следующим основным направлениям: выявление одаренных детей (через олимпиадное движение по учебным предметам); стипендиальная поддержка; создание особого образовательного пространства; ежегодное проведение на базе детских оздоровительных центров областных летних школ для одаренных учащихся по естественнонаучному, физико-математическому и гуманитарному циклам предметов. 3486 обучающихся по итогам регионального этапа всероссийских олимпиад школьников вошли в Федеральный банк данных одаренных детей.
В регионе действуют две площадки по распространению современных моделей успешной социализации детей: стажировочная площадка "Распространение в Саратовской области моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся", стажировочная площадка "Развитие профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Регион - один из немногих в Российской Федерации реализует независимые формы итоговой аттестации для выпускников 9-х классов, что позволяет эффективно подготовиться к ЕГЭ. В 2012 году значительно возрос средний балл по итогам ЕГЭ по информатике и ИКТ (с 58 до 63), английскому языку (с 51 до 59), немецкому языку (с 35 до 43), французскому языку (с 46 до 70). Средний балл по русскому языку, информатике, французскому языку, обществознанию, литературе в регионе выше среднего балла по России. Опытом внедрения независимых форм государственной (итоговой) аттестации для выпускников 9-х классов регион готов поделиться с субъектами Российской Федерации.
Введение новых форм аттестации работников образования с использованием дистанционных технологий позволило перевыполнить значение показателя 3. В области обеспечена обязательная аттестация учителей не реже одного раза в 5 лет с условием подтверждения занимаемой должности, что позволяет создать единые профессиональные стандарты в образовании.
В соответствии с механизмом внедрения персонифицированной модели повышения квалификации, апробированным в 2011 году, в 2012 году средства федеральной субсидии (38,5 млн. рублей) были доведены до общеобразовательных учреждений, которые самостоятельно заключили договоры на повышение квалификации педагогов в соответствии со своими потребностями. Превышение значения показателя 4 связано со снижением стоимости курсовой подготовки в связи с выходом на рынок данных услуг помимо ГАОУ ДПО "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского". Разработаны и реализованы 49 дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации для учителей и руководящих работников по внедрению ФГОС, в том числе для внедрения курса "Основы религиозных культур и светской этики". В результате более 96 процентов педагогов начальной школы прошли повышение квалификации для преподавания по новым ФГОС.
Превышение значения показателя 5 связано с увеличением числа учреждений, реализующих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) со 162 по плану до 169. За 2011-2012 годы оснащенность школ компьютерным оборудованием возросла на 33 процента. Доля обучающихся, которым создана возможность использования широкополосного Интернета, составила 67,5 процента. Компьютеризация позволила создать региональный и 20 муниципальных центров дистанционного образования детей, 27 муниципальных методических центров информационных технологий. Функционируют региональные экспериментальные площадки по профильному обучению школьников с использованием ДОТ по 10 профильным предметам (информатика, русский язык, математика, обществознание, химия, биология, литература, физика, иностранные языки, история). Достигнут эффект повышения доступности качественных образовательных услуг на селе: удельный вес сельских общеобразовательных учреждений, использующих ДОТ, достиг 40,7 процента от общего числа учреждений, использующих ДОТ. Повышена возможность профильного дистанционного обучения для каждого старшеклассника.
2. Наиболее значимые результаты в общем образовании Саратовской области, достигнутые за счет реализации комплекса мер за два года, фиксируемые с использованием данных Росстата, мониторинга "Наша новая школа", региональных мониторингов
За 2011-2012 годы наблюдается положительная динамика по целому ряду мониторинговых показателей:
рост доли учителей, чья заработная плата за месяц превысила среднемесячную начисленную заработную плату работников в целом по экономике региона, до 51,43 процента в 2011 году и до 68,11 процента в 2012 году;
рост доли общеобразовательных учреждений, финансирование которых в части оплаты труда и учебных расходов осуществляется в расчете на одного ученика по нормативу, до 96,69 процента в 2011 году и до 98,49 процента в 2012 году;
рост доли общеобразовательных учреждений, в которых в базовую часть оплаты труда учителей, реализующих ФГОС, введены механизмы оплаты урочной и внеурочной деятельности, до 97,97 процента в 2011 году и до 98,71 процента в 2012 году;
рост доли общеобразовательных учреждений, в которых в показателях для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда школы учтена возможность стимулирования педагогов за внеурочные достижения учащихся, до 95,81 процента;
снижение числа преступлений, совершенных школьниками, на 39,6 процента; по итогам психологического тестирования обучающихся 9-11 классов выявлено повышение уровня их осведомленности в области профилактической антинаркотической работы с 18 до 30 процентов; показателей навыков и стратегий поведения подростка при столкновении с провокативной ситуацией с 42 до 78 процентов;
рост доли руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности руководителей общеобразовательных учреждений), до 52,19 процента в 2011 году и до 69,41 процента в 2012 году;
рост доли учителей, ведущих учебные часы в начальных классах общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей начальных классов), до 29,79 процента в 2011 году и до 44,14 процента в 2012 году;
рост доли учителей основной школы общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности учителей основной школы), до 2,91 процента в 2011 году и до 14,31 процента в 2012 году;
рост удельного веса молодых специалистов в общем числе учителей общеобразовательных учреждений с 8 до 10,6 процента;
рост доли общеобразовательных учреждений, заключивших договоры с провайдерами на Интернет скоростью 512 Кбит/сек - 8 Мбит/сек, с 71 до 73 процентов;
рост доли обучающихся, которые имеют выход в Интернет на скорости не менее 2 Мб/с (в общей численности обучающихся), с 52,55 до 67,5 процента;
рост на 33 процента оснащенности общеобразовательных учреждений компьютерным оборудованием;
рост доли муниципальных районов (городских округов), где созданы муниципальные методические центры информационных технологий - до 64 процентов, центры дистанционного обучения - до 47,6 процента;
увеличение охвата дистанционным образованием детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к дистанционному обучению, с 16,8 до 77 процентов;
рост доли сельских общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, от числа общеобразовательных учреждений, использующих ДОТ, до 33,07 процента в 2011 году и до 40,24 процента в 2012 году;
рост доли общеобразовательных учреждений, предоставляющих некоторые образовательные услуги в электронном виде (запись в школу, ответы на обращения и др.), до 25,98 процента в 2011 году и до 38,07 процента в 2012 году;
удельный вес общеобразовательных учреждений и муниципальных районов (городских округов) области, где действуют управляющие советы - 100 процентов;
рост доли общеобразовательных учреждений, имеющих собственный сайт, с 96 до 99,2 процента;
рост доли общеобразовательных учреждений, доклад о деятельности которых опубликован либо на сайте учреждения либо в печатной форме, либо в виде отчета перед родителями, до 94,04 процента;
рост доли автономных учреждений от общего числа государственных (муниципальных) образовательных учреждений общего образования с 0,94 до 2,18 процента;
рост числа обучающихся, получающих питание, с 96 до 97,8 процента, охват школьников горячим питанием - с 88,2 до 88,7 процента;
рост доли образовательных учреждений, прошедших обязательное энергетическое обследование и имеющих зарегистрированный энергетический паспорт, до 59,6 процента в 2011 году и до 100 процентов в 2012 году;
уменьшение доли школ, требующих капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии, с 26 до 17,2 процента;
рост доли общеобразовательных учреждений, имеющих водопровод, с 73 до 90 процентов, центральное отопление - с 74 до 89 процентов, канализацию - с 73 до 87 процентов.
3. Объемы финансирования из областного бюджета (местных бюджетов) и софинансирования (субсидии из средств федерального бюджета) мероприятий комплекса мер в 2012 году
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования в Саратовской области
(тыс. рублей)
N п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||||||||
всего |
в том числе |
||||||||||||
aедеральный бюджет (субсидия) |
бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||||||||
всего |
областной бюджет |
местные бюджеты |
Внебюджетные источники |
||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
Приобретение оборудования, в том числе: |
733315,3 |
732270,3 |
733315,3 |
732270,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.1 |
Учебно-лабораторное оборудование |
296565,7 |
296200,7 |
296565,7 |
296200,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2 |
Учебно-производственное оборудование |
3200,0 |
3159,4 |
3200,0 |
3159,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3 |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
30000,0 |
29711,4 |
30000,0 |
29711,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4 |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
20600,0 |
20588,6 |
20600,0 |
20588,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5 |
Компьютерное оборудование |
339080,0 |
338742,5 |
339080,0 |
338742,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.6 |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
4769,6 |
4769,6 |
4769,6 |
4769,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.7 |
Оборудование для школьных столовых |
39100,0 |
39098,1 |
39100,0 |
39098,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.8 |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
8030,4 |
8030,4 |
8030,4 |
8030,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
5792,3 |
5777,2 |
5792,3 |
5777,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно- бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью полготовки# помещений для установки оборудования) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
58538,1 |
58490,3 |
38538,1 |
38490,3 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.1 |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.2 |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
145112,8 |
144985,7 |
145112,8 |
144985,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
304565,1 |
302019,3 |
261797,1 |
2592513 |
42768,0 |
42768,0 |
0 |
0 |
42768,0 |
42768,0 |
0 |
0 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого: |
1255354,0 |
1251573,3 |
1192586,0 |
1188805,3 |
62768,0 |
62768,0 |
20000,0 |
20000,0 |
42768,0 |
42768,0 |
0 |
0 |
Средства, запланированные по проекту на 2012 год, использованы на 99,7 процента в связи со сложившейся экономией по итогам проведения электронных аукционов на поставку оборудования и оказание услуг в сумме 3780,7 тыс. рублей.
Из общей суммы средств, предусмотренных на приобретение оборудования, 46 процентов направлено на приобретение компьютерного оборудования, что позволило оснастить все школы мультимедийным и компьютерным оборудованием, повсеместно внедрить ИКТ, расширить практику обучения с использованием ДОТ; 40 процентов - на приобретение учебно-лабораторного оборудования, что позволило оснастить комплектами учебного оборудования все начальные школы в рамках внедрения ФГОС НОО, начать поставки учебного оборудования для внедрения ФГОС ООО.
Освоение местными бюджетами средств на капитальный ремонт и повешение энергоэффективности позволило сократить долю школ, требующих капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии, с 26 до 17,2 процента.
Анализ достигнутых эффектов модернизации общего образования
По итогам проведенного в 2012 году независимого социологического исследования удовлетворенности населения качеством образования выявлено, что почти половина опрошенных родителей (49,6 процента) отмечают, что за период обучения их детей в школах произошли положительные изменения.
В ходе общественных экспертиз реализации проекта, проводимых на заседаниях коллегии министерства образования области, областном совещании работников образования, зональных родительских советах, зональных совещаниях с представителями родительской и педагогической общественности, заседаниях Общественной палаты области, отмечены следующие эффекты модернизации.
Достигнуты институциональные эффекты, обеспечивающие дальнейшее развитие региональной системы общего образования (действует соответствующая региональная законодательная база):
1) по внедрению современных финансово-экономических механизмов функционирования образовательных учреждений, повышению их самостоятельности и ответственности за результаты деятельности.
Осуществлен переход 100 процентов общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда (далее - НСОТ), ориентированную на результат, основанную на стоимости ученико-часа, нормативном подушевом финансировании (за исключением коррекционных учреждений, где введена НСОТ, основанная на системе окладов). Формирование фонда оплаты труда каждого общеобразовательного учреждения осуществляется по утвержденным нормативам финансового обеспечения. В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" учреждения образования, работающие в статусе автономных или бюджетных учреждений нового типа, получают средства в качестве субсидий на реализацию государственного (муниципального) задания.
В результате:
создан прозрачный механизм планирования и распределения расходов на финансирование общеобразовательных учреждений;
внедрен объективный подход при распределении средств на оплату труда и учебные расходы между общеобразовательными учреждениями в зависимости от количества обучающихся;
включены механизмы саморегулирования деятельности школы, мобильности развития сети учреждений в зависимости от изменяющихся условий, созданы экономические стимулы к сокращению избыточного персонала, обеспечению оптимальной наполняемости классов, снижению неэффективной учебной нагрузки обучающихся;
внедрены механизмы связи заработной платы с качеством, результативностью труда (доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда - в среднем 20 процентов), дифференциации заработной платы учителей в зависимости от квалификации работника, сложности и интенсивности труда по типам и видам образовательных учреждений.
Повышению качества образования за счет создания профессиональных стандартов, уровня оплаты учителей за счет стимулирующих выплат служит аттестация работников образования. Независимые формы аттестации с использованием портфолио учителей апробированы в области с 2008 года. В связи с введением 1 января 2011 года нового Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209, в области принята необходимая нормативная правовая база.
Основной достигнутый социальный эффект - рост уровня оплаты труда учителей и дифференциация их заработной платы в зависимости от качественных показателей работы. В результате доля учителей, чья заработная плата за месяц превысила среднемесячную начисленную заработную плату работников в целом по экономике, увеличилась с 51 до 68 процентов;
2) по обеспечению роста заработной платы всех категорий педагогических работников образования региона: средней заработной плате по региону соответствуют не только зарплаты учителей, но и педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования, других педагогических работников школ, детских домов и учреждений дополнительного образования детей. В декабре 2012 года средний уровень зарплат перечисленных категорий педагогов составил 18,8 тыс. рублей, а в 2013 году увеличится до 21 тыс. рублей (прогнозный уровень средней заработной платы по экономике).
Поэтапно повышается заработная плата педагогов дошкольных учреждений. За 2011-2012 годы она возросла с 7 до 13,6 тыс. рублей. В 2013 году увеличится с 1 января - до 14,1 тыс. рублей, а с 1 октября - до 16,0 тыс. рублей;
3) по развитию институтов государственно-общественного управления: в 100 процентах школ действуют школьные управляющие советы, в 99 процентах школ созданы свои сайты, публикуются отчеты о деятельности; в 100 процентах муниципальных районов (городских округов) действуют муниципальные
управляющие советы. Управляющие советы обладают полномочиями согласовывать программу развития образовательного учреждения, основные образовательные программы в части перечней образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ступеней общего образования и распределения часов вариативной части учебного плана, показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения, показатели качества услуг, оказываемых образовательными учреждениями в рамках государственных (муниципальных) заданий, отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. В результате достигнут эффект участия общественности в управлении системой общего образования, влияния общественности на повышение качества оказания образовательных услуг;
4) по поддержке муниципальных систем общего образования в виде межбюджетных трансфертов, в том числе:
на реализацию основных общеобразовательных программ (расчет субвенций по нормативам финансирования):
в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений (включая оплату 3 часов внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО), расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, включая оплату за услуги Интернет и программное лицензионное обеспечение;
в части финансирования расходов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство;
имеющим государственную аккредитацию негосударственным общеобразовательным учреждениям;
на осуществление модернизации муниципальных систем общего образования;
на организацию предоставления питания отдельным категориям обучающихся;
на организацию подвоза обучающихся к муниципальным общеобразовательным учреждениям;
на софинансирование мероприятий по приведению в соответствие лицензионным требованиям муниципальных общеобразовательных учреждений.
В целом в результате введения институтов нормативного подушевого финансирование образовательных учреждений, системы оплаты труда, ориентированной на результат, независимой системы оценки учебных достижений учащихся, общественного участия в управлении образованием и оценке его качества, публичной отчетности учреждений достигнут эффект повышения ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества.
Одним из значимых эффектов модернизации является создание материально-технических условий организации учебного процесса, способствующих повышению качества работы общеобразовательного учреждения. В 2012 году муниципальные районы получили возможность капитально отремонтировать 233 школы, в 537 школах проведены мероприятия по энергоэффективности. В результате доля школ, требующих капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии, снизилась с 26 до 17,2 процента.
За 2008-2012 годы практически в полном объеме обеспечена потребность в автотранспорте для подвоза обучающихся в общеобразовательные учреждения (452 школьных автобуса): все базовые сельские школы, где учатся дети из других поселков, обеспечены школьными автобусами. В 2012 году в рамках ведомственной целевой программы "Развитие образования в Саратовской области" для повышения безопасности перевозок обучающихся на поставленные ранее школьные автобусы, не имеющие навигационного оборудования (229 автобусов), установлена система ГЛОНАСС (3,5 млн. рублей). Помимо доступности качественных услуг общего образования достигнут внешний эффект создания дополнительных рабочих мест и муниципальной инфраструктуры организации работы автобусного парка.
В ходе общественных экспертиз отмечены основные проблемы для решения в 2013 году:
принятие региональных нормативов финансирования по работе с одаренными детьми, дистанционному обучению обучающихся. Для их разработки необходимы рекомендации на федеральном уровне;
минимизация различий в темпах модернизации муниципальных систем образования, особенно в городской и сельской местности, сдерживающих развитие успешных инновационных практик как образовательных учреждений, так и отдельных педагогов путем:
продолжение обеспечения учебным оборудованием реализации ФГОС ООО;
разработка дополнительных образовательных программ и организация курсовой подготовки и переподготовки всех учителей малокомплектных сельских школ;
в рамках внедрения персонифицированной модели повышения квалификации - прохождение всеми учителями начальной и основной школы повышения квалификации для работы по ФГОС;
организация безопасного подвоза всех обучающихся в базовые школы, обучающие детей из других населенных пунктов;
создание условий для обучения всех старшеклассников по программам профильного уровня, в том числе с использованием ДОТ;
обеспечение высокоскоростным Интернетом всех созданных центров дистанционного обучения обучающихся, Интернетом не менее 512 Кб/с - всех средних школ;
обеспеченность всех обучающихся по ФГОС НОО и ФГОС ООО необходимыми бесплатными учебниками;
наличие в каждой школе водоснабжения, канализации и туалетов, оборудованных в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения);
сокращение не менее чем в 2 раза объемов и видов отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.