Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Саратовской области
от 24 декабря 2008 г. N 428-Пр
Областная программа
"Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области на 2009-2011 годы"
Паспорт областной программы "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2009-2011 годы
Наименование Программы |
областная программа "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа)
|
Государственный заказчик Программы
|
министерство экономического развития и торговли области
|
Основные разработчики Программы |
министерство экономического развития и торговли области, министерство образования области, органы исполнительной власти области, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию)
|
Цель Программы |
создание в области условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации
|
Задачи Программы |
формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Саратовской области; содействие повышению правовой грамотности и информированности населения Саратовской области в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Саратовской области; обеспечение защиты населения Саратовской области от недоброкачественных товаров, работ, услуг, в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз; содействие органам местного самоуправления в Саратовской области в решении задач по защите прав потребителей; стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынке области; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей; поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в области
|
Главные оценочные показатели |
удельный вес устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных; прирост количества мероприятий просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей; развитие гражданско-правовых механизмов при судебной защите
|
Сроки реализации Программы
|
2009-2011 годы
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство экономического развития и торговли области, министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство сельского хозяйства области, министерство по развитию транспортного комплекса области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство культуры области, министерство информации и печати области, министерство регионального развития области, министерство промышленности и энергетики области, министерство инвестиционной политики области, комитет государственного регулирования тарифов области, управление ветеринарии Правительства области, государственная жилищная инспекция области, институт бизнеса и делового администрирования СГТУ (по согласованию), Саратовский институт (филиал) ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет" (по согласованию), Поволжский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации" (по согласованию), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (управление Роспотребнадзора по Саратовской области) (по согласованию), управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Саратовской области (управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Саратовской области) (по согласованию), ФГУ "Саратовский центр стандартизации, метрологии и сертификации им. Б.А.Дубовикова" (по согласованию), Региональное отраслевое объединение работодателей "Союз коммунальных предприятий Саратовской области" (по согласованию), Главное управление внутренних дел по Саратовской области (по согласованию), Саратовская таможня (по согласованию), Саратовское региональное общественное учреждение по защите прав потребителей (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
реализация мероприятий Программы позволит добиться: повышения удельного веса устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных до 88 процентов; увеличения количества просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей; повышения удельного веса числа удовлетворенных исков в защиту потребителей от общего количества указанных исков, рассмотрение по которым окончено в отчетном периоде. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране в последние годы.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ряда других нормативных актов.
В настоящее время организационную основу потребительской политики составляет сформированная система защиты прав потребителей. В Саратовской области со времени принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в целом работают механизмы защиты прав потребителей.
На практике отработаны схемы реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Контролирующие органы в целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей системно осуществляют мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, в пределах компетенции рассматриваются обращения граждан, проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, принимаются меры к добровольному урегулированию споров между потребителем и продавцом. В необходимых случаях к виновным лицам применяются меры административного воздействия. Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов на уровне угрозы нарушения прав потребителей, не доводя до необходимости восстановления нарушенных прав.
В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории области осуществляют правозащитную деятельность десятки общественных организаций. В рамках взаимодействия с общественными объединениями потребителей и координирования деятельности по вопросам защиты прав потребителей при управлении Роспотребнадзора в ноябре 2006 года создан консультативный совет по защите прав потребителей. В состав совета вошли: уполномоченный по правам человека в Саратовской области, Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", ряд общественных объединений потребителей.
Вместе с тем бурное развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.
Рынок товаров и услуг как таковой не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей. Растет количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных товаров, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге.
В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем. Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций на современном потребительском рынке товаров и услуг (например, в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские и туристические услуги, потребительский кредит, дистанционная торговля), оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявления пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Саратовской области необходим переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, объединение усилий всех структур, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы является установление эффективной и доступной системы по защите прав потребителей в условиях современных рыночных отношений, а также защита потребительского рынка от некачественной продукции, товаров и услуг.
Концептуальными задачами Программы являются:
создание условий для полной и всесторонней реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
формирование сознания потребителя, как образованного и просвещенного участника взаимоотношений с продавцом (исполнителем, изготовителем), ориентированного на высокий уровень потребления;
обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителя;
повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий;
повышение эффективности судебной защиты прав потребителей.
III. Срок реализации Программы
Программа рассчитана на реализацию в течение трех лет. Начало выполнения Программы - 1 января 2009 года, окончание - 31 декабря 2011 года.
IV. Программные мероприятия
Для решения концептуальных задач Программы предлагается реализовать следующие мероприятия:
определение основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Саратовской области;
комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей;
совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям;
нормативно-правовое обеспечение Программы;
привлечение на рынок товаров, работ и услуг квалифицированных кадров, имеющих специальное профессиональное образование;
организация системного обучения учащихся общеобразовательных школ, колледжей основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей;
комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей;
осуществление мер по совершенствованию системы контроля над безопасностью товаров (работ, услуг).
Мероприятия, включенные в раздел, направлены на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей. Все мероприятия раздела носят планово-стабильный характер и подлежат реализации в течение всего срока действия Программы.
Описание программных мероприятий:
1. Реализация мер по определению основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Саратовской области
Мероприятие предусматривает организацию взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными и правозащитными организациями в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм защиты прав потребителей. На практике реализация данного направления будет осуществляться через консультативный совет по защите прав потребителей при управлении Роспотребнадзора и межведомственный совет по защите прав потребителей при Правительстве области.
В рамках работы созданных советов будет осуществляться деятельность в следующих направлениях:
подготовка предложений по улучшению взаимодействия структур, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей;
обеспечение методической помощи специалистам муниципальных образований, осуществляющих свою деятельность в сфере законодательства по защите прав потребителей;
разработка основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Саратовской области;
рассмотрение наиболее актуальных и проблемных вопросов современного потребительского рынка.
Реализация данного мероприятия должна повысить эффективность реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
2. Комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей
Деятельность по разъяснительной работе среди хозяйствующих субъектов должна осуществляться в качестве превентивных мер, которые позволят минимизировать нарушения законодательства по защите прав потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации продукции, а также на стадиях заключения договоров на исполнение услуг, выполнение работ.
Практическими формами проявления такой работы могут быть семинары, конференции, круглые столы и т.д., организованные для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности.
Организационную работу по проведению таких встреч осуществляют органы местного самоуправления с привлечением профильных специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других ведомств (по согласованию).
3. Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям
Защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает:
рассмотрение обращений граждан и их консультирование;
составление претензий и исковых заявлений;
предъявление исков в суды в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей);
обобщение судебной практики в области защиты прав потребителей.
4. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение Программы предусматривает проведение следующих мероприятий:
подготовку предложений о внесении изменений в действующие и разработке новых нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей;
подготовку рекомендаций по формированию муниципальных программ по защите прав потребителей.
5. Организация системного обучения учащихся общеобразовательных школ, колледжей основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей
Организация работы по системному обучению учащейся молодежи имеет большое значение и должна стать одним из элементов в структуре строительства правового государства. Это направление деятельности предусматривает:
организацию обучения в общеобразовательных и специальных учреждениях по основам законодательства о защите прав потребителей;
проведение в учебных заведениях семинаров, конференций, "круглых столов" и т.д. по проблемным вопросам потребительского рынка товаров и услуг;
внедрение в учебных заведениях интернет-проекта "Научись защищать свои права";
оказание помощи учебным заведениям при разработке учебных программ по защите прав потребителей.
6. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей будет обеспечиваться посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы мер по информированию потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав.
7. Осуществление мер по совершенствованию системы контроля над безопасностью товаров (работ, услуг)
Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) предусматривает проведение работы в следующих направлениях:
повышение квалификации персонала предприятий-изготовителей путем проведения тематических семинаров по разъяснению законодательства в области сертификации, технического регулирования и защиты прав потребителей;
обеспечение условий для проведения независимой экспертизы: по качеству и безопасности товаров, работ, услуг; по соответствию потребительских свойств товара заявленной продавцом информации о них; ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения;
организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей, по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам, работам, услугам, законодательства о техническом регулировании;
реализация мер по предотвращению ввоза на территорию Саратовской области опасных товаров.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется из областного бюджета.
С учетом возможностей областного бюджета объемы средств, направляемых на реализацию Программы, уточняются при разработке проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Программой определен круг исполнителей, которые несут ответственность за выполнение программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет министерство экономического развития и торговли области.
Координацию деятельности по исполнению Программы в пределах своих полномочий осуществляет межведомственный совет по защите прав потребителей при Правительстве области.
VII. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация мероприятий данной Программы позволит повысить эффективность защиты прав потребителей посредством оптимизации совместной деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных и правозащитных организаций.
Осуществление превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров, работ и услуг. Произойдет сокращение поступления на рынок товаров, работ и услуг опасных и некачественных товаров, работ, услуг, у населения сформируются навыки рационального потребительского поведения. Программа обеспечит решение задачи по повышению информированности населения в сфере защиты прав потребителей.
Повысится удельный вес устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных нарушений (до 88 процентов).
В 3 раза увеличится количество проводимых просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей.
В 2 раза увеличится количество гражданско-правовых механизмов при судебной защите потребителей.
Повышение уровня защиты населения при реализации потребительских прав приведет к снижению социальной напряженности в обществе.
Оценка результативности действия Программы будет проводиться по результатам отчетного года.
VIII. Перечень программных мероприятий областной программы
Перечень мероприятий областной программы "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области на 2009-2011 годы" приведен в Приложении и является неотъемлемой частью данной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.