Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов
О создании экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов см. приказ министерства лесного хозяйства Саратовской области от 29 октября 2008 г. N 44
3.1. Финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов
3.1.1. Прогнозируемые поступления доходов от использования лесов по видам их использования
В связи с тем, что Саратовская область относится к малолесным регионам и все леса отнесены к защитным, экономическое значение для бюджетной системы будут иметь только шесть видов использования лесов.
Обоснование перечня экономически значимых видов использования приведено во второй главе:
заготовка древесины;
строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
осуществление рекреационной деятельности.
Выборочно прогнозируемые доходы от использования лесов Саратовской области в бюджет области и бюджет Российской Федерации представлены в таблице 3.1.1.1. В приложении 15 к лесному плану Саратовской области приводятся прогнозные доходы от платы за использования лесов Саратовской области в бюджетную систему Российской Федерации на десятилетний период по видам использования в разрезе лесничеств.
Расчеты доходов проводились на основании данных о планируемых объемах использования лесов по видам использования в разрезе лесничеств (приложение 9 к лесному плану Саратовской области, а также прогнозируемых ставок платы за лесные ресурсы по видам использования лесов.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в расчетах доходов применена индексация ставок. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного фонда для аренды лесных угодий, находящихся в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310. Применяются следующие коэффициенты:
в 2009 году с коэффициентом 1,13;
в 2010 году с коэффициентом 1,20;
в 2011 году с коэффициентом 1,27.
Ставки платы за древесину лесных насаждений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310.
Применяются следующие коэффициенты:
в 2009 году с коэффициентом 1,30;
в 2010 году с коэффициентом 1,45;
в 2011 году с коэффициентом 1,62.
Размеры ставок на 2012-2018 годы приняты в ценовом выражении на уровне 2011 года. В связи с рыночным характером формирования ставки прогнозные доходы подлежат ежегодному уточнению в рамках бюджетного процесса.
Таблица 3.1.1.1
Прогнозные доходы от платы за использование лесов
Направления использования средств бюджета |
Поступления за 2007 год |
Прогноз по годам (тыс. рублей) |
Общая сумма доходов за планируемый период |
||
2009 |
2013 |
2018 |
|||
Заготовка древесины |
0 |
4774,5 |
11966,6 |
13114,50 |
104210,00 |
Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов |
0 |
327,1 |
1791,4 |
3549,81 |
19505,97 |
Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов |
13,3 |
375,8 |
1874,8 |
3640,15 |
20299,11 |
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых |
226,4 |
1856,8 |
3775,1 |
6191,00 |
39993,00 |
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты |
0 |
1,9 |
4,5 |
8,94 |
50,09 |
Осуществление рекреационной деятельности |
1949,5 |
3529,5 |
7250,2 |
10475,01 |
73430,88 |
Всего: |
2189,2 |
10865,6 |
26662,5 |
36979,40 |
257489,05 |
Планируемый объем использования к 2018 году по видам использования принят на основании:
данных по объемам и интенсивности фактического использования лесов в разрезе лесничеств;
сформированного спроса (заявлений лиц о предоставлении лесных участков для использования, инвестиционных проектов, предложения органов местного самоуправления);
перспективы увеличения объемов использования и интенсивности освоения лесов.
При определении планируемого к 2018 году объема использования лесов по видам использования учитывалась Схема территориального планирования Саратовской области, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 28 декабря 2007 года N 477-П.
Ежегодное увеличение площадей, используемых по каждому виду использования, планируется пропорционально по годам. Темпы роста по конкретному лесничеству зависят от зоны планируемого освоения. Предоставление участков также следует производить по возможности равномерно по территории области для поддержания конкурентного спроса на использование лесных ресурсов.
Увеличение дохода от заготовки древесины планируется, прежде всего, за счет увеличения объема заготовки древесины. Это связано с ограниченным объемом заготовки древесины на лесных участках, отнесенных к 1 и 2 разряду такс. Среднее расстояние лесных участков, на которых в настоящее время проводятся рубки, соответствуют 2 разряду такс. По мере увеличения объема заготовки древесины проявляется тенденция к уменьшению минимальной начальной ставки древесины по мере расширения работ по 3 и 4 разряду такс по удаленности лесных участков.
Создание мощностей на территории области по переработке низкокачественной древесины приведет к увеличению в объеме заготовки дровяной древесины мягколиственных пород, что также является фактором снижения ставок платы за древесину.
В 2008 году при проведении аукционов по заготовке древесины проявилась тенденция к значительному увеличению стоимости древесины до 2-5 раз к минимальным ставкам платы. По мере расширения рынка прогнозируется снижение этого показателя до уровня 150-170 процентов к минимальным ставкам платы. Учитывая значительный объем заготовки древесины организациями (до 90 процентов при выполнении работ по государственному контракту), суммарный рост ставок платы за древесину за счет аукционов будет незначительным.
Используемая в расчетах ставка платы за древесину на 2009 год составляет 22 рубля, а на 2018 год средний размер ставки платы прогнозируется в размере 20 рублей.
Средние ставки платы за рекреационное использование приняты в расчетах на 2009 год без существенного роста к 2007 году на уровне 7 тыс. рублей за 1 га, так как планируемые к предоставлению лесные участки находятся в менее удобных условиях (большее удаление от дорог общего пользования). С 2010-2011 года после выполнения проектных работ планируется предоставление лесных участков по ставкам платы от 8,5 тыс. рублей при учете, что используется переводной коэффициент, установленный только до 2011 года, следовательно, в дальнейшем необходимо будет произвести коррекционный пересчет.
Ставки платы за использование, строительство и эксплуатацию водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специальных портов на 2009-2018 годы спрогнозированы исходя из сложившихся ставок платы на 2008 год в размере 8,5 тыс. рублей с 1 га. Это связано с тем, что по данному виду использования ставка платы находится в пределе экономической эффективности использования лесных участков для создания и эксплуатации прудов для рыборазведения, выполняющих также противопожарные функции. Кроме того, большинство лесных участков, планируемых для предоставления по данному виду использования, отнесено к мягколиственному хозяйству, где ставка ниже.
В зависимости от вида использования в расчетах доходов учтены следующие факторы и параметры, влияющие на размер ставок:
распределение по категориям земель лесных участков - по виду использования "Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых";
распределение по зонам планированного освоения - по виду использования "Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты" и "Осуществление рекреационной деятельности".
Линейные объекты, расположенные на лесных участках, не имеют привязки к конкретным местам произрастания и определенному прогнозируемому составу лесных насаждений. Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов прогнозируются на 2009 год в сумме 3,5-4 тыс. рублей за 1 га.
Ставки платы за выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых сложно спрогнозировать, так как данный вид пользования является новым и неизвестно, в каких видах насаждений будет проводиться использование. В расчет включены ставки платы в 2007 году с увеличением на корректирующий коэффициент. Расчетная ставка на 2009 год составила 8,5 тыс. рублей.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении охотничьего хозяйства и осуществлении охоты приняты на уровне минимальных ставок платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310.
Прогнозные доходы от использования лесов за десятилетний период (2009-2018 года) даны в таблице 3.1.1.2. В таблицах 3.1.1.3-3.1.1.5 приведены прогнозируемые доходы от использования лесов по годам по уровням бюджетов.
Таблица 3.1.1.2
Прогнозные доходы в федеральный бюджет от реализации мероприятий лесного плана Саратовской области по источникам
Виды использования |
Поступление доходов в бюджет РФ (тыс. рублей) |
Поступление в Саратов- скую область (тыс. рублей) |
Всего доходов бюджетной системы (тыс. рублей) |
Осуществление рекреационной деятельности |
63853 |
9578 |
73431 |
Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений |
19150 |
1149 |
20299 |
Строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов |
17733 |
1773 |
19506 |
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых |
31994 |
7999 |
39993 |
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты |
50 |
0 |
50 |
От заготовки древесины |
64286 |
39924 |
104210 |
Итого: |
197066 |
60423 |
257489 |
Лесным планом предусмотрено, что сумма доходов в бюджетную систему от использования лесов в 2018 году составит 37 млн. рублей, что в 3 раза больше, чем планируется на 2009 год.
Таблица 3.1.1.3
Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий лесного плана Саратовской области по источникам
тыс. рублей
N п/п |
Виды использования лесов |
Плата за использование лесов, по годам |
Объемы за 2009-2018 гг. |
|||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1. |
Осуществление рекреационной деятельности |
3529 |
4464 |
5580 |
6496 |
7250 |
7911 |
8582 |
9244 |
9899 |
10475 |
73431 |
2. |
Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специальных портов |
376 |
718 |
1097 |
1520 |
1875 |
2234 |
2593 |
2949 |
3299 |
3640 |
20299 |
3. |
Строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов |
327 |
681 |
1075 |
1430 |
1791 |
2133 |
2480 |
2850 |
3188 |
3550 |
19506 |
4. |
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых |
1857 |
2332 |
2842 |
3357 |
3775 |
4219 |
4666 |
5130 |
5623 |
6191 |
39993 |
5. |
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты |
1,9 |
1,7 |
2,7 |
3,6 |
4,5 |
5,4 |
6,3 |
7,2 |
8,0 |
9 |
50 |
6. |
От заготовки древесины |
477 |
5670 |
6749 |
10634 |
11967 |
12187 |
12705 |
13324 |
13085 |
13114 |
104210 |
|
Всего: |
10866 |
13866 |
17346 |
23441 |
26662 |
28690 |
31033 |
33504 |
35101 |
36979 |
257489 |
Таблица 3.1.1.4
Прогнозные доходы областного бюджета от платы за использование лесов на территории Саратовской области (по видам использования)
тыс. рублей
N п/п |
Виды использования лесов |
Плата за использование лесов, по годам |
Объемы 2009-2018 гг. |
|||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1. |
Осуществление рекреационной деятельности |
286 |
408 |
641 |
909 |
1016 |
1102 |
1198 |
1285 |
1365 |
1366 |
9578 |
2. |
Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специальных портов |
8 |
10 |
12 |
99 |
119 |
142 |
166 |
186 |
201 |
206 |
1149 |
3. |
Строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов |
30 |
62 |
98 |
132 |
171 |
192 |
217 |
266 |
282 |
323 |
1773 |
4. |
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых |
522 |
552 |
575 |
707 |
741 |
801 |
865 |
945 |
1054 |
1238 |
7999 |
5. |
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6. |
От заготовки древесины |
500 |
610 |
750 |
4403 |
5388 |
5457 |
5612 |
6117 |
5554 |
5534 |
39924 |
|
Всего: |
1346 |
1642 |
2076 |
6250 |
7435 |
7694 |
8059 |
8799 |
8455 |
8666 |
60423 |
Таблица 3.1.1.5
Прогнозные доходы федерального бюджета от платы за использование лесов на территории Саратовской области (по видам использования)
тыс. рублей
N п/п |
Виды использования лесов |
Плата за использование лесов, по годам |
Объемы 2009-2018 гг. |
|||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1. |
Осуществление рекреационной деятельности |
3243 |
4055 |
4939 |
5587 |
6234 |
6809 |
7384 |
7959 |
8534 |
9109 |
63853 |
2. |
Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специальных портов |
368 |
708 |
1085 |
1420 |
1756 |
2092 |
2427 |
2763 |
3098 |
3434 |
19150 |
3. |
Строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов |
297 |
619 |
977 |
1298 |
1620 |
1941 |
2263 |
2584 |
2905 |
3227 |
17733 |
4. |
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых |
1335 |
1780 |
2267 |
2651 |
3034 |
3418 |
3802 |
4186 |
4569 |
4953 |
319941 |
5. |
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты |
1,9 |
1,69 |
2,68 |
3,58 |
4,47 |
5,36 |
6,26 |
7,15 |
8,04 |
8,94 |
50,1 |
6. |
От заготовки древесины |
4270 |
5060 |
5999 |
6231 |
6578 |
6730 |
7093 |
7207 |
7531 |
7582 |
64286 |
|
Всего: |
9519 |
12224 |
15270 |
17191 |
19227 |
20996 |
22973 |
24705 |
26646 |
28313 |
197066 |
Планируется, что общая сумма доходов в бюджетную систему от использования лесов за 2009-2018 годы составит 257,5 млн. рублей.
Лесным планом предусмотрено, что за использование лесов:
объем поступления в областной бюджет за 10 лет составит 60,4 млн. рублей; увеличение суммы дохода в 2018 году до 8,7 млн. рублей обеспечит рост к доходу в 2007 году в 80 раз;
объем поступлений в федеральный бюджет за десять лет составит 197,1 млн. рублей, увеличение суммы дохода в 2018 году до 28,3 млн. рублей обеспечит рост к доходу в 2007 году в 11 раз.
Большая часть планируемых доходов поступит от заготовки древесины (48 процентов) и от осуществления рекреационной деятельности (22 процента).
3.1.2. Прогнозируемые объемы расходов на выполнение запланированных мероприятий лесного плана
Объемы расходов на лесохозяйственные мероприятия в значительной степени зависят от следующих факторов:
местоположения и размеров лесных участков;
состояния лесных участков, на которых проводятся работы;
качества и технологии выполнения предшествующих мероприятий лесохозяйственного цикла;
цен на энергоносители;
технической вооруженности исполнителя работ;
общего социально-экономического состояния муниципального района, где проводятся работы (дороги, кадры).
На сегодняшний день нет общепринятых методик для того, чтобы на десятилетний период спрогнозировать конкретные показатели действия перечисленных факторов.
Затраты на каждый вид лесохозяйственных работ прогнозировались исходя из сложившихся расходов в 2007 году и запланированных в главе II объемов работ. Учтена тенденция устойчивого роста стоимости ГСМ и труда на базе типовых и межотраслевых норм выработки.
Общая сумма расходов на проведение мероприятий лесного плана за 2009-2018 годы составит 4,23 млрд. рублей.
Затраты на исполнение лесного плана предусмотрены из нескольких источников:
за счет средств федерального бюджета, выделяемых Саратовской области в качестве субвенций на исполнение полномочий в сфере лесного хозяйства, - 1425,9 млн. рублей (34 процента);
за счет целевых средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление полномочий федеральных органов (развитие ПЛСБ, авиационные и наземные истребительные меры борьбы), - 147 млн. рублей (3,5 процента);
за счет средств бюджета Саратовской области - 830,7 млн. рублей (19,7 процента);
за счет средств внебюджетных источников лиц, использующих леса, - 1820 млн. рублей (43 процента).
Затраты на исполнение мероприятий лесного плана на 2009 год определены в объеме 308,5 млн. рублей (стоимость работ и услуг рассчитана от фактических цен 2007 года). Стоимость работ и услуг на 2010 и 2011 годы принята с соответствующими коэффициентами-дефляторами. Стоимость работ и услуг на 2012-2018 годы принята в ценах 2011 года.
Увеличение затрат на ведение лесного хозяйства обусловлено прежде всего увеличением объема работ. Распределение структуры расходов на выполнение лесного плана с учетом источников покрытия затрат приведено в таблице 3.1.2.1.
Основные параметры расходов на лесное хозяйство характеризуются следующими показателями:
расходы на лесохозяйственные работы - 73 процента (лесовосстановление - 1343 млн. рублей, противопожарные мероприятия и тушение лесных пожаров - 1259,6 млн. рублей, лесозащитные мероприятия 496,6 млн. рублей);
всего расходы на охрану лесного фонда, управление лесным фондом и государственный лесной контроль и надзор - 1126 млн. рублей, 27 процентов (в т.ч. расходы на содержание лесничеств - 12 процентов, расходы на содержание органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - 7 процентов);
прогнозируемое увеличение объема затрат на охрану и воспроизводство лесов с 308,5 млн. рублей в 2009 году до 515,8 млн. рублей в 2018 году обусловлено увеличением объемов работ за десятилетие в среднем в 1,5 раза.
Прогнозные объемы средств бюджета Саратовской области на финансирование мероприятий лесного плана Саратовской области приведены в приложении 16 к лесному плану Саратовской области.
Для обеспечения финансирования лесного хозяйства за счет средств областного бюджета принята областная целевая программа "Развитие лесного хозяйства Саратовской области на 2009-2013 годы". Программой предусмотрено ежегодное выделение средств областного бюджета на лесохозяйственные учреждения и лесохозяйственные работы в объеме от 80 млн. рублей в 2009 году до 103 млн. рублей в 2013 году.
Расходы на лесохозяйственные мероприятия обеспечены источниками финансирования.
Таблица 3.1.2.1
Затраты на проведение мероприятий, предусмотренных лесным планом Саратовской области
(тыс. рублей)
Направления использования средств бюджета |
Годы |
Общая сумма за планируемый период |
|||||||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||||||
за счет средств субвенций федерального бюджета на осуществление полномочий в области организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов на указанных землях | |||||||||||||||||
Искусственное лесовосстановление |
13770 |
14605 |
12826 |
13470 |
11387 |
10831 |
10531 |
9847 |
9318 |
8988 |
115573 |
||||||
Комбинированное лесовосстановление |
0 |
0 |
1066 |
1979 |
2893 |
3922 |
3922 |
4557 |
5098 |
5850 |
29287 |
||||||
Дополнение лесных культур |
840 |
922 |
1043 |
1872 |
1859 |
1859 |
1859 |
1860 |
1860 |
1860 |
15834 |
||||||
Агротехнический уход за лесными культурами |
2576 |
2399 |
2647 |
3628 |
3786 |
4059 |
3989 |
3990 |
3990 |
3990 |
35054 |
||||||
Подготовка почвы под лесные культуры |
3554 |
4023 |
4414 |
5307 |
4981 |
4729 |
4729 |
4333 |
4274 |
5169 |
45513 |
||||||
Содействие естественному возобновлению леса |
75 |
83 |
190 |
286 |
438 |
594 |
675 |
711 |
829 |
1087 |
4968 |
||||||
Рубки ухода в молодняках (осветление, прочистки) |
2399 |
2670 |
3008 |
3902 |
4223 |
3260 |
3676 |
3833 |
3519 |
3682 |
34172 |
||||||
Отвод лесосек под рубки промежуточного пользования |
4136 |
4826 |
5327 |
10043 |
10811 |
11615 |
12405 |
13153 |
13576 |
14611 |
100503 |
||||||
Устройство противопожарных минерализованных полос |
3420 |
4149 |
5024 |
5651 |
5955 |
6452 |
6836 |
7047 |
7486 |
7957 |
59977 |
||||||
Уход за противопожарными минерализованными полосами |
5140 |
5489 |
6188 |
6945 |
7320 |
8672 |
9329 |
9329 |
9982 |
8389 |
76783 |
||||||
Проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов |
950 |
1040 |
1100 |
1787 |
2346 |
3642 |
4562 |
6231 |
7620 |
8620 |
37898 |
||||||
Ремонт дорог противопожарного назначения |
1903 |
2191 |
2416 |
2987 |
2790 |
3546 |
3076 |
3322 |
3390 |
3561 |
29182 |
||||||
Наземные профилактические биотехнические мероприятия |
399 |
460 |
528 |
767 |
786 |
993 |
1013 |
1334 |
1655 |
1675 |
9610 |
||||||
Уборка захламленности в лесах |
149 |
148,4 |
142 |
292 |
360 |
548 |
687 |
740 |
780 |
840 |
4686,4 |
||||||
Очистка насаждений от загрязнения строительными, промышленными и иными отходами |
1819 |
2817 |
2846 |
4693 |
5135 |
5853 |
6821 |
7735 |
7377 |
7977 |
53073 |
||||||
Затраты на организацию охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов |
42360 |
43328 |
39617 |
45830 |
46820 |
47834 |
47900 |
48884 |
49696 |
50553 |
462822 |
||||||
Управление ленным фондом |
23737 |
24645 |
25613 |
29789 |
30538 |
32401 |
33871 |
32165 |
33736 |
34822 |
301317 |
||||||
Тушение лесных пожаров |
1250 |
1200 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
10450 |
||||||
Итого: |
108477 |
114995 |
114995 |
140228 |
143428 |
151810 |
156881 |
160071 |
165186 |
170631 |
1426702 |
||||||
за счет средств бюджета Саратовской области в соответствии с ОЦП "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы | |||||||||||||||||
Приобретение противопожарной техники |
19983 |
26740 |
22740 |
10600 |
11130 |
11687 |
12273 |
12888 |
13532 |
14209 |
115170 |
||||||
Иные мероприятия |
24626 |
45486 |
54686 |
64535 |
67799 |
73383 |
75383 |
77883 |
79883 |
82383 |
686659 |
||||||
Итого: |
44609 |
72226 |
77426 |
75135 |
78929 |
85070 |
87656 |
90771 |
93415 |
96592 |
801829 |
||||||
за счет иных источников (лиц, использующих леса, размещение государственных заказов) | |||||||||||||||||
Агротехнический уход за постоянными лесосеменными участками |
1473 |
1587 |
1629 |
2091 |
3533 |
3091 |
3533 |
3975 |
4416 |
4416 |
29744 |
||||||
Агротехнический уход за лесными плантациями |
216 |
286 |
313 |
391 |
399 |
391 |
430 |
430 |
469 |
469 |
3794 |
||||||
Закладка лесосеменных плантаций |
281 |
288 |
403 |
448 |
468 |
548 |
580 |
613 |
613 |
645 |
4887 |
||||||
Авиационные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов |
0 |
3275 |
7563 |
6763 |
4213 |
7563 |
7663 |
7763 |
7763 |
7993 |
63559 |
||||||
Наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов |
1860 |
1908 |
2650 |
2653 |
3533 |
4417 |
4417 |
4417 |
4417 |
4977 |
35249 |
||||||
Сплошные санитарные рубки |
10620 |
10648 |
11963 |
11869 |
12525 |
14505 |
15503 |
16444 |
17343 |
18382 |
139802 |
||||||
Выборочные санитарные рубки |
16596 |
17744 |
18909 |
18890 |
19190 |
19220 |
19310 |
19450 |
19760 |
21610 |
190679 |
||||||
Прокладка просек |
7382 |
7182 |
7582 |
7292 |
7392 |
7492 |
7592 |
7992 |
8693 |
9992 |
78591 |
||||||
Уход за просеками |
5248 |
5348 |
4484 |
4517 |
4511 |
4535 |
4731 |
4994 |
5589 |
6397 |
50354 |
||||||
Прокладка противопожарных разрывов 30-50 м |
9785 |
9785 |
10285 |
9618 |
9918 |
11856 |
12902 |
12745 |
12898 |
14750 |
114542 |
||||||
прореживание рубки |
6395 |
7891 |
7891 |
7846 |
7546 |
12382 |
14245 |
15662 |
17975 |
22325 |
120158 |
||||||
проходные рубки |
9627 |
11737 |
12440 |
11684 |
11729 |
12784 |
14394 |
17156 |
17496 |
18825 |
137872 |
||||||
Организация использования низкосортной и мелкотоварной древесины |
15893 |
15663 |
16693 |
14123 |
13923 |
14625 |
15883 |
16783 |
17383 |
18403 |
159372 |
||||||
рубки реконструкции |
50253 |
51025 |
69517 |
67368 |
67965 |
68368 |
69976 |
71936 |
74126 |
75476 |
666010 |
||||||
Иные мероприятия |
19816 |
19816 |
21241 |
18501 |
18421 |
18351 |
19922 |
20924 |
22422 |
23922 |
203336 |
||||||
Итого: |
155445 |
164183 |
193563 |
184054 |
188266 |
200128 |
211081 |
221284 |
231363 |
248582 |
1997949 |
||||||
Всего: |
308531 |
351404 |
385984 |
399417 |
410623 |
437008 |
455618 |
472126 |
489964 |
515805 |
4226480 |
||||||
в т.ч. по направлениям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Лесовосстановление |
95595 |
102342 |
122714 |
130315 |
132018 |
138433 |
144944 |
152056 |
157559 |
167393 |
1343369 |
||||||
Противопожарные мероприятия |
79687 |
108610 |
115505 |
114932 |
120161 |
132265 |
137684 |
143431 |
150073 |
157258 |
1259606 |
||||||
Лесозащитные мероприятия |
31443 |
37000,4 |
44601 |
45927 |
48742 |
53099 |
55414 |
57883 |
59095 |
63454 |
496658,4 |
||||||
Управление лесным фондом |
101806 |
103452 |
103164 |
108243 |
109702 |
113211 |
117576 |
118756 |
123237 |
12770 |
1126847 |
||||||
Итого: |
308531 |
351404 |
385984 |
399417 |
410623 |
437008 |
455618 |
472126 |
489964 |
515805 |
4226480 |
3.1.3. Показатель доходности использования лесов
В условиях рыночной экономики важнейшей целью ведения лесного хозяйства является обеспечение его доходности. Для защитных лесов в малолесных регионах получение дохода не является первостепенной задачей. Тем не менее, леса на территории Саратовской области обеспечивают большую доходность, чем та, что учитывается только платежами в бюджетную систему.
В качестве дохода от использования лесов учтены доходы лиц, использующих леса в объеме их затрат на проведение лесохозяйственных мероприятий. В 2007 году лицами, использующими леса, получен доход не менее 102 млн. рублей. Расходы лиц, использующих леса (лесхозов), на лесохозяйственные работы в 2009 году прогнозируются не менее 132 млн. рублей.
Лица, использующие леса, осуществляя расходы на выполнение лесохозяйственных мероприятий, имеют низкую рентабельность (не более 3-5 процентов). Планируется повысить уровень рентабельности лесохозяйственных организаций при осуществлении лесохозяйственных мероприятий до 12-15 процентов к 2018 году. Расходы лиц, использующих леса, на лесохозяйственные работы к 2018 году прогнозируются не менее 230 млн. рублей.
Планируемые доходы от использования определены в разделе 3.1.1. Прогнозируемый объем расходов на выполнение запланированных мероприятий лесного хозяйства рассчитан в разделе 3.1.2. В этом разделе Лесного плана определены факторы, влияющие на динамику доходов и расходов на ведение лесного хозяйства.
В 2007 году плата за использование лесов в федеральный бюджет от использования лесов на территории Саратовской области значительно ниже расходов (4 процента) на осуществление полномочий в области организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Коэффициент доходности лесов: отношение дохода от использования лесов к расходам на охрану, защиту, воспроизводство лесов и на осуществление функций государственного управления в области лесных отношений приведен в таблице 3.1.3.1.
Реализация мероприятий лесного плана Саратовской области позволит обеспечить не просто повышение объема платежей за использование лесов в федеральный бюджет и бюджет Саратовской области. Планируется, что коэффициент доходности использования лесов будет ежегодно возрастать, формируя нормальный рыночный механизм финансового обеспечения лесного хозяйства на территории области.
Таблица 3.1.3.1
Соотношение доходов и расходов лесного хозяйства Саратовской области
(тыс. рублей)
Показатели |
2007 год |
2009 год (прогноз) |
2013 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
1. Расходы на организацию, управление, ведение лесного хозяйства |
166707 |
308531 |
410623 |
515805 |
за счет средств федерального бюджета |
64447 |
108477 |
143428 |
170631 |
за счет средств областного бюджета |
- |
44609 |
78929 |
96592 |
за счет иных источников (лиц, использующих леса, размещение государственных заказов) |
102260 |
155445 |
1188266 |
248582 |
2. Доходы от использования лесов |
|
|
|
|
в федеральный бюджет |
2529 |
9519 |
19227 |
28314 |
в областной бюджет |
109 |
2895 |
5839 |
8666 |
лиц, использующих леса |
102260 |
137407 |
193801 |
264436 |
коэффициент доходности использования лесов | ||||
федеральный бюджет |
0,039 |
0,085 |
0,121 |
0,15 |
областной бюджет |
- |
0,03 |
0,074 |
0,09 |
иных источников |
1 |
0,88 |
1,03 |
1,06 |
Реализация мероприятий лесного плана Саратовской области позволит обеспечить повышение объема платежей за использование лесов в федеральный бюджет и бюджет Саратовской области. Коэффициент доходности использования лесов по доходам также будет иметь положительную динамику к концу расчетного периода.
К 2018 году коэффициент доходности по федеральному бюджету планируется увеличить в 3 раза до - 15 процентов. На увеличение доходности использования лесов должна оказать влияние реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов. Планируется довести долю доходов от лесной отрасли бюджета Саратовской области к расходам на лесное хозяйство до 9 процентов. Такое соотношение доходов и расходов соответствует социально-экономическому значению лесов на территории Саратовской области.
3.2. Целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов
Выполнение мероприятий Лесного плана, разработанных на основе всестороннего анализа состояния лесосырьевого потенциала лесов, развитие лесохозяйственного производства и использование лесных ресурсов позволит вывести лесной сектор экономики на более высокий уровень, обеспечит стабильный рост экономических показателей.
Оценка результативности и эффективности реализации мероприятий Лесного плана ведется с использованием целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Данные показатели предусмотрены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 апреля 2007 года N 87 "Об утверждении целевых прогнозных показателей и форм отчетов о расходовании субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и о достижении целевых прогнозных показателей".
Более полную характеристику эффективности выполнения мероприятий по осуществлению лесного плана обеспечивают индикаторы устойчивого управления лесами, утвержденные приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 21 "Об утверждении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации".
Для малолесных регионов не все индикаторы информативны и могут быть использованы в качестве прогнозных показателей. После проведенного анализа часть наиболее содержательных индикаторов включена в качестве прогнозных показателей в Лесной план. Изменение некоторых из прогнозных показателей проанализировано ниже.
Расчетная лесосека по лесоводственным требованиям составляет 1665,5 тыс. м3. Объемы заготовки древесины к 2018 году увеличатся с 209,3 тыс. м3 до 404,7 тыс. м3/га. Таким образом, уровень освоения расчетной лесосеки также увеличится к уровню 2007 года и составит 24,3 процентов.
Доля древесины, вывозимой для переработки за пределы области, к общему объему лесозаготовок в 2007 году составила 32 процента. К 2018 году планируется снижение данного показателя до 20 процентов в связи с увеличением количества перерабатывающих мощностей на территории в Саратовской области.
Средний годичный прирост насаждений рассчитывался исходя из отношения общего среднего прироста древесины на землях лесного фонда к площади, покрытой лесной растительностью. Таким образом, средний прирост на 1 га увеличится до уровня 2,43 м3. В основном рост будет обеспечен за счет повышения продуктивности хвойных молодняков и средневозрастных насаждений (таблица 3.2.1). По мнению специалистов лесного хозяйства, для условий Саратовской области, в связи со сложными лесорастительными условиями, невыполним показатель по общему среднему приросту 4,3 м3 на 1 га, и он должен быть снижен.
Общий объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов Саратовской области за 2009-2018 годы составит 257,5 млн. рублей. Доходы с 1 га лесов рассчитываются путем деления общего объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов Саратовской области на площадь лесного фонда. В результате реализации лесного плана к 2018 году увеличение дохода с 1 га лесов составит 55,5 рублей. Это в девять раз больше аналогичного показателя за 2007 год.
За период 2009-2018 годов планируется увеличение площади лесов до 700 тыс. га. Таким образом, отношение общей площади, покрытой лесной растительностью, к площади Саратовской области (лесистость) к 2018 году составит 7 процентов (обосновано почвенно-климатическими условиями Саратовской области).
Площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, возрастет с 578,7 тыс. га до 601,8 тыс. га. Наибольший темп увеличения покрытой лесом площади планируется обеспечить за счет лесоразведения при создании "лесов Киото".
Доля площади ценных насаждений в составе покрытой лесной растительностью земель лесного фонда к концу планируемого периода складывается из отношения площади ценных лесных насаждений на покрытых лесной растительностью землях лесного фонда к площади земель лесного фонда и составит 82 процента за счет создания лесных культур целевых древесных пород - сосны обыкновенной и дуба черешчатого.
Соотношение площадей искусственного лесовосстановления и сплошных рубок в 2018 году снизится с 980 процентов до 210 процентов. В условиях Саратовской области данный показатель не является информативным, так как леса данного региона отнесены к защитным, где сплошные рубки не проводятся (кроме сплошных санитарных рубок).
Площадь горельников, а также данные лесопатологического мониторинга свидетельствуют, что в отраслевом наблюдении не в полной мере отражена удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров. В отдельные годы данный показатель составлял до 0,1 процентов.
На плановый период показатель "Доля удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров" предусмотрен в динамике с 0,08 процентов в 2009 году до 0,05 процентов в 2018 году.
Удельная площадь земель, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней, также занижена и по факту составляет в отдельные годы по экспертным оценкам до 0,1 процента. На плановый период показатель "Доля удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней" предусмотрен в динамике с 0,08 процентов в 2009 году до 0,05 процентов в 2018 году. На запланированном уровне показатель может быть обеспечен своевременным и качественным проведением всего комплекса лесозащитных мероприятий.
Наиболее распространенным лесонарушением в области использования лесов на территории области является самовольная рубка лесных насаждений. Выявляемость нарушений лесного законодательства в 2018 году планируется повысить до 70 процентов за счет профессиональной подготовки кадров наземной охраны лесов и государственного лесного контроля и надзора, обеспечения их транспортом и средствами связи, организации взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства в 2018 году планируется в объеме 5 процентов от выявленного общего ущерба.
Перечень целевых прогнозных показателей и данных, необходимых для их расчета, приведен в таблице 3.2.1. По годам значения целевых показателей эффективности мероприятий по освоению лесов Саратовской области представлены в приложении 17 к лесному плану Саратовской области.
Таблица 3.2.1
Целевые прогнозные показатели эффективности лесного плана
N п/п |
Наименование показателя |
Факт 2007 год |
Значение ЦПП на 2018 год |
Плановый показатель отраслевого наблюдения, форма 1 - полномочия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Площадь Саратовской области, тыс. га |
101,2 |
101,2 |
- |
2. |
Площадь земель лесного фонда Саратовской области, тыс. га |
666,4 |
672,8 |
|
3. |
Площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, тыс. га |
577,4 |
606,3 |
- |
4. |
Площадь земель, покрытых лесной растительностью, тыс. га |
629,1 |
700 |
- |
5. |
Общий объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов на землях лесного фонда на территории Саратовской области, тыс. га |
2638,5 |
36979 |
- |
6. |
Объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, м3/га |
0,46 |
0,7 |
3,4 |
7. |
Соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной ПРФ, процентов |
- |
134 |
110 |
8. |
Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда, рублей/га |
5,08 |
55,5 |
5 |
9. |
Площадь земель лесного фонда Саратовской области, погибшего от пожаров (гибель |
25 (285) |
300 |
- |
10. |
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытая лесной растительностью, погибшего от пожаров, процентов |
0,064 |
0,05 |
0,1 |
11. |
Площадь земель лесного фонда Саратовской области, погибшего от вредителей и болезней (с учетом сплошных санитарных рубок), га |
0 (350) |
300 |
- |
12. |
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытая лесной растительностью, погибшего от вредителей и болезней, процентов |
0,086 |
0,05 |
- |
13. |
Площадь искусственного лесовосстановления на землях лесного фонда Саратовской области, тыс. га |
1534 |
16380 |
- |
14. |
Площадь сплошных рубок насаждений на землях лесного фонда Саратовской области, тыс. га |
383,0 |
7800 |
- |
15. |
Соотношение площади искусственного лесовосстановления при сплошных рубках лесных насаждений на землях лесного фонда, процентов |
400,52 |
210,0 |
93,00 |
16. |
Площадь ценных лесных насаждений на землях лесного фонда на территории Саратовской области, тыс. га |
355,7 |
497,2 |
- |
17. |
Доля площади ценных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов |
81,6 |
82,0 |
89,00 |
18. |
Общий средний прирост древесины на землях лесного фонда Саратовской области, тыс. м3 |
1060,0 |
1500 |
- |
19. |
Общий средний прирост на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, м3/га |
2,43 |
2,47 |
4,3 |
20. |
Лесистость территории Саратовской области без учета защитных насаждений на землях сельхозугодий, процентов |
6,3 |
7 |
15,00 |
21. |
Выявляемость нарушений лесного законодательства, процентов |
50 |
75 |
- |
22. |
Добровольное возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства, процентов |
3,4 |
5 |
- |
На сегодняшний день доля лесного сектора в экономике Саратовской области составляет 1,2 процентов. В результате реализации мероприятий лесного плана к 2018 году прогнозируется увеличение данного показателя до 1,5 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.