Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Саратовской области
от 1 апреля 2009 г. N 50-Пр
Концепция
непрерывного экологического образования населения Саратовской области на 2009-2019 годы
Введение
Характерной чертой последних десятилетий XX века стало появление большого количества проблем экологического характера - изменение климата, глобальное загрязнение природы, множественные демографические проблемы, причиной которых является зачастую нерациональное воздействие человека на окружающую среду. В конечном счете эти процессы обуславливают снижение национальной безопасности России, ослабляя развитие ее социальных институтов (образования, здравоохранения, менеджмента и др.)
Экологическая ситуация в Саратовской области мало чем отличается от ситуации в других регионах Приволжского федерального округа. Как и везде, велика антропогенная нагрузка. На территории области расположены крупные объекты химической и нефтехимической промышленности, объекты по производству электрической и тепловой энергии - всего около 650 потенциально опасных объектов. Это увеличивает количество проблем, стоящих перед экологами, и решение их зависит не только от правильно выбранных управленческих действий, но и от уровня экологической культуры и сознания населения. В связи с этим экологическое образование приобретает все более актуальный характер и призвано сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом устойчивого развития общества.
Именно поэтому Правительство Саратовской области отводит экологическому образованию и формированию экологической культуры населения региона приоритетное место как важнейшему условию решения экологических проблем.
В 1995 году саратовскими учеными совместно с экологическими службами был разработан проект Концепции непрерывного экологического образования и воспитания населения, который долгие годы служил ориентиром в решении различных вопросов экологии. Однако изменение экономической, социокультурной и образовательной ситуации вносит свои коррективы, что актуализирует разработку Концепции непрерывного экологического образования населения Саратовской области на 2009-2019 годы (далее - Концепция).
Разработка Концепции совпала с глубоким переосмыслением целей, содержания и структуры естественнонаучного образования в свете новых методологических концепций, ориентированных на формирование экологической культуры, становление активной эколого-защитной позиции на основе рационального и бережного отношения к природе родного края.
Концепция базируется на международных и российских концептуальных основах, определяет цели, задачи и приоритетные направления реализации региональной политики в области экологического образования и служит основой для продуктивного взаимодействия органов местного самоуправления, образовательных, культурных, природоохранных, научных и иных организаций, предпринимателей и общественных объединений в области экологического образования.
1. Состояние окружающей среды и экологического образования Саратовской области
Одним из приоритетов национальной политики государства, определенных Президентом Российской Федерации, является здоровье нации.
Как свидетельствует история, при всех общественно-экономических формациях и любом способе производства основной задачей государства является укрепление его влияния как во внешней, так и во внутренней политике, что невозможно без здорового, высокообразованного и работоспособного народонаселения. Это в свою очередь напрямую связано с качеством жизни, экологической средой и состоянием здоровья, в том числе и в части решения демографических проблем и вопросов, связанных с продолжительностью жизни населения.
В этом плане в Саратовской области накопилось немало проблем, требующих незамедлительного решения. Так, согласно докладу "О состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области в 2006 году", подготовленному комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, другим аналитическим данным качество природной среды, темпы её улучшения несколько отстают от темпов развития экономики.
Основными экологическими проблемами области являются качество атмосферного воздуха, обеспечение населения качественной питьевой водой, сброс неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, деградация почвенных ресурсов, обращение с отходами, уничтожение зеленых зон и памятников природы, антигуманное отношение общества к проблеме бездомных животных и др.
Ряд городов нашей области относится к числу населенных пунктов с высоким уровнем загрязнения атмосферы, водных ресурсов, объектов земле- и природопользования, что напрямую связано с ухудшением здоровья населения и влечет за собой ежегодные экономические издержки областного бюджета в сумме 1,5 млрд рублей. При этом практика вложения средств в охрану окружающей среды области находится в силу самых разных причин на этапе становления.
Учитывая тот факт, что современный экологический кризис порожден не столько внешними факторами, сколько существующей системой ценностей и характером отношения человека к природе, приоритетным направлением деятельности общественных и государственных организаций является решение проблем экологического образования, в том числе и посредством разработки новой, отвечающей потребностям современности, Концепции.
Отправной точкой для нее стал проект Концепции непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области, разработанный в 1995 году. Поставленные в ней цели и задачи были частично решены.
В частности, немало было сделано для активизации эколого-образовательной и эколого-просветительской деятельности в нашей области: повышение экологической грамотности населения, расширение кадровых ресурсов для организации постоянно действующих экологических семинаров различных образовательных учреждений, произошли существенные подвижки в создании областного банка данных передового эколого-образовательного опыта, который обогатился следующими наработками:
все образовательные учреждения, общественные организации, объединения, движения, научные сообщества были включены в систему экологического образования и приняли активное участие в разработке совместных эколого-образовательных проектов "Не за тридевять земель", "Твоя дорога в школу", "Зеленая Аллея Памяти" и др. (Саратовское отделение общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", ГОУ ДО "Областной детский экологический центр", педагогический институт СГУ им. Н.Г.Чернышевского, Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, городская станция юных туристов, ГУК "Саратовский областной музей краеведения", муниципальные образовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения в г. Саратове и области);
экологическая проблематика стала составляющей деятельности многих образовательных учреждений, повышается теоретический и методический уровень учителей экологии благодаря проведению дополнительных курсов (на базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования), выпуску методических пособий, рассчитанных на различные возрастные группы учащихся, проведению научно-методических конференций, круглых столов по обмену опытом экологического образования подрастающего поколения;
на базе музейных фондов (ГУК "Саратовский областной музей краеведения" и др.) сформировалось экологическое краеведение;
экологическое образование обогатилось использованием таких форм, как детские и подростковые экологические театры, конкурсы-слеты экологических проектов, научно-исследовательские экспедиции по изучению и сохранению природы родного края и другие мероприятия, многие из которых были отмечены на региональном и общероссийском уровнях;
накоплен практический опыт организации и работы экспериментальных площадок экологической направленности;
ведется широкая просветительская работа различными средствами массовой информации (за последний год опубликовано более 150 материалов на экологическую тематику), изданы и распространены по образовательным учреждениям и библиотекам Красная книга Саратовской области и сборник "Особо охраняемые природные территории Саратовской области", выпускаются листовки, брошюры, билборды по пропаганде экологически ответственного отношения к окружающей природной среде, расширена деятельность библиотек города и области по экологическому просвещению населения (Областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Пушкина, библиотеки N 3, 17 в г. Саратове);
повышается теоретический и методический уровень учителей экологии благодаря проведению дополнительных курсов (на базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования), выпуску методических пособий, рассчитанных на различные возрастные группы учащихся, проведению научно-методических конференций, круглых столов по обмену опытом экологического образования подрастающего поколения;
установлены региональные, международные связи по обмену опытом организации экологического образования самых широких слоев населения и практикой решения экологических проблем (участие саратовских специалистов в обменной программе "Открытый мир" - Соединенные Штаты Америки);
в 2003-2007 годах в г. Саратове при поддержке Правительства области состоялись форумы социальных и культурных проектов области, в рамках которых реализовано более 100 проектов экологической направленности;
совместно с природоохранными органами, научно-исследовательскими институтами, общественными и другими организациями комитетом охраны окружающей среды и природопользования области ежегодно организуется выпуск доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области", в котором дается информация о качестве окружающей среды, состоянии природных ресурсов, приводятся статистические данные.
2. Предпосылки разработки Концепции
Несмотря на существенные, благодаря проекту Концепции 1995 года, сдвиги в области экологического образования, многие из вопросов в силу самых разнообразных объективных и субъективных причин остались открытыми к рассмотрению:
воспитание экологического сознания и культуры населения Саратовской области;
несовершенство областных документов законодательного и рекомендательного характера в сфере экологического образования и его стратегии на ближайшее десятилетие;
на уровне областной системы образования не разработаны директивные документы, отражающие вопросы экологического образования;
снижение количества часов, отводимых на дисциплины естественнонаучного цикла, в том числе и на профильный образовательный курс "Экология".
В результате преобразований образовательной системы последних лет предмет "Экология" практически исчез как самостоятельная дисциплина из образовательных программ и стандартов, растворившись в ряде случаев в других дисциплинах, например, биология, география и т.д. Став надпредметным, экологическое образование утратило свою обязательность, что совершенно неприемлемо в современной экологической ситуации:
отсутствие единого межведомственного руководящего центра, определяющего стратегию и тактику экологического образования в области;
не в полной мере реализованы возможности сотрудничества между министерством образования области, его подведомственными структурами и комитетом охраны окружающей среды и природопользования области;
недостаточное материально-техническое, кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение экологического образования, существуют серьезные проблемы в финансировании эколого-образовательных инициатив.
Указанные проблемы были обсуждены на состоявшейся 21 сентября 2007 года региональной научно-практической конференции "Развитие непрерывного экологического образования в Саратовской области", в работе которой приняли участие представители учреждений образования, культуры, социальной защиты населения, общественных движений, научных учреждений области.
Рассмотренные вопросы организации эколого-образовательной деятельности в различных образовательных учреждениях и обществе в целом, взаимодействия различных государственных и негосударственных структур при решении экологических проблем позволит конкретизировать существующие в сфере непрерывного экологического образования проблемы и определить направления его развития в Саратовской области на ближайшую перспективу.
Главной предпосылкой, определяющей необходимость разработки новой Концепции и мероприятий по ее реализации, является отсутствие общей, методологической базы, насущная необходимость устранения несогласованности действий отдельных субъектов экологического движения, укрепления структурных связей в системе непрерывного экологического образования населения области.
3. Современные подходы к пониманию сущности и задач экологического образования
Концептуальную разработку основ экологического образования целесообразно осуществлять в рамках адекватной эволюционно-экологической методологии, а также используя методологические подходы, разработанные в системе гуманитарных наук. За последнее десятилетие методологическая основа экологического образования не столько претерпела изменение, сколько, основываясь на естественных общенаучных синергетических процессах, включила и иные подходы, исходящие из различий понимания разными научными школами экологического кризиса и путей выхода из него. На смену антропоцентрической концепции по отношению к природе пришла гуманно-ориентированная биоцентрическая (эксцентрическая) концепция, основанная на признании следующих подходов:
глобально-биосферный подход рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление. Сторонникам выход видится в понимании людьми сущности глобальных экологических проблем и политических решений, концентрирующих усилия мирового сообщества;
культурологический или культурно-цивилизационный подход акцентирует внимание, с одной стороны, на экологическом образовании как части мировой и национальной культур общества и отдельной личности; с другой стороны, предлагает рассматривать проблему перехода к новой постиндустриальной культуре, знаменующей новый виток эволюционного развития;
формирование потребности в изменении экологической ситуации на всех уровнях общественного бытия невозможно, если происходит игнорирование социокультурного подхода.
Как свидетельствует практика, экологические проблемы давно вышли за рамки решения только обучающих или воспитательных задач, их необходимо решать на уровне глобальных культурологических проблем социума.
Отношение природы и человека - это отношение двух культур: природы и человечества, являющихся плодом исторического развития. Связующим звеном между ними выступает образование, в том числе и экологическое. Вместе с тем сфера экологии в различных ее проявлениях является частью важнейшего процесса социализации человека, особенно подрастающего поколения, социализации, которая не может быть ограничена рамками какого-либо образовательного учреждения и организации, возраста, профессионального, конфессионального или иного статуса. В буквальном смысле она рассматривается как процесс очеловечивания индивида в соответствии с принятыми в обществе нормами, правилами, традициями, в котором едва ли не первое место занимает природа как важнейший макрофактор социализации;
ценностный подход рассматривает экологический кризис как результат девальвации духовных ценностей и культивирования прагматично-потребительского отношения к окружающей природе. Изменение культурологической основы современного образования, осмысление природы как ценности культуры, духовно-эстетической ценности обуславливается сменой ориентации, которые становятся для конкретного человека субъективным, индивидуальным отражением в его психике и сознании социокультурных ценностей общества и природы на данном историческом этапе;
отношенческий подход акцентирует необходимость перехода от приспособительного, потребительского отношения к природе к осознанно-ответственному (эмоционально-эстетическому, познавательному, природоохранному). Он означает формирование способности личности воспринимать и осмысливать природу, понимать окружающую действительность как единство равноправных самоценных сфер - природа, общество и сам человек; расширять объем знаний об уникальности природы; уметь проявлять активную позицию по восстановлению, сбережению и сохранению природы;
социоакмеологический подход предполагает, что непрерывное экологическое образование мотивируется у субъектов потребностями, входящими в группы природосберегающих, народосберегающих, а также сберегающих и развивающих до максимума все позитивные ресурсы и резервы (биологические, психологические, социальные) каждого человека;
личностно-ориентированный подход, преемственно связанный с гуманистической педагогической традицией, в свою очередь, уходящей в глубинные истоки человеческой культуры, выдвигает в центр специально организованного педагогического процесса (воспитания, обучения, развития и т.д.) самого человека, ориентирует педагогическую деятельность на его личностный рост, его собственные смыслы учения и жизни, на обретение им опыта решения жизненных, в том числе и экологических, проблем. Вместе с тем он обращает внимание на необходимость формирования экологического сознания как внутреннего регулятора взаимоотношений в системе "человек - биосфера", ориентированного на ее сохранение и развитие, а также ее членов, основанного на понимании своего места в этой системе и необходимости осуществлять экологически ответственную деятельность;
продуктивный подход предполагает активную созидающую деятельность, результат которой (продукт) имеет ярко выраженную социальную значимость. Данный подход объединяет концепции проблемно-развивающего, проектного и трудового обучения, эффективность которых доказана временем. Как сама деятельность в условиях открытого образовательного пространства, так и ее "продукты" оказывают непосредственное позитивное влияние на повышение экологической сознательности, экокультуры и инициативности "авторов-созидателей" - детей и сопричастных взрослых (педагогов, родителей) и "потребителей" - иных граждан;
проблемный подход рассматривает экологический кризис как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п. Он нацелен на воспитание у людей "чувства дома" и ответственности за тех, кто рядом, и преодоления конкретно существующих проблем. Решение проблемы сторонникам этого подхода видится в обучении людей конкретным навыкам по охране или восстановлению окружающей среды и развитию у них личной ответственности за свои действия;
естественно-научный подход причину кризиса усматривает в недостатке у людей знаний о природе, природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду. Решение проблемы сторонникам данного подхода видится в обучении как можно большего числа людей экологическим знаниям через различные естественно-научные дисциплины: биологию, физику, химию, географию и т.д.;
основная идея натуралистического подхода может быть сформулирована как "изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания".
Все это адекватно современному уровню развития научных знаний, при котором экологическое образование может рассматриваться как сложнейший социокультурный процесс, основанный на интеграции философских, культурологических, медицинских, экономических, психологических и собственно педагогических оснований.
4. Цель, задачи и принципы Концепции
Большинство современных концепций экологического образования для отдельных регионов объединяет опора на идеи и положения стратегии устойчивого развития.
Создание модели образовательной системы XXI века предполагает объединение и координацию существующей зависимости между демографической ситуацией, экономическим ростом и экологическими ограничениями, в конечном итоге определяющей перспективы будущего устойчивого развития всего человечества.
Учитывая особенности общественного развития России, устойчивость развития должна быть тесно связана с воспитанием новой личности, ориентированной на систему воспроизведения и обогащения экологических ценностей, способной к самоограничению, разумному и умеренному потреблению ресурсов окружающей природы. Все настойчивее звучит мысль о необходимости создания условий для формирования ответственной инициативной личности, оптимально взаимодействующей с природной и социальной средой.
Отсюда становится очевидным, что в настоящее время экологическое образование необходимо рассматривать как непрерывный процесс, преемственность которого прослеживается не только между различными ступенями образования (традиционный подход), но и охватывает все слои общества вне зависимости от их возрастного, социального, профессионального и иного статуса (инновационность предлагаемой Концепции).
Цель Концепции - формирование экологической культуры и экологического сознания жителей Саратовской области в целях повышения уровня экологической безопасности, улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения области.
Задачи Концепции:
разработка методологических и научно-методических основ формирования экологической культуры жителей Саратовской области посредством включения их вне зависимости от возрастного, профессионального, социального и иного статуса в экологически ориентированную деятельность в рамках образовательных, культурных, производственных и иных организаций и объединений;
модернизация системы экологического образования через постановку современных целей, задач, использование эффективных форм и методов, а также усиление взаимодействия между образовательными учреждениями всех ступеней (дошкольное - общее - профильное - профессиональное (средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения) - переподготовка и повышение квалификации);
определение приоритетных направлений Концепции для разработки комплексной программы её практической реализации по выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем Саратовской области и личной ответственности населения области за состояние окружающей среды.
Основными принципами непрерывного экологического образования являются:
метапринцип антропоэкологии - единство экологии природы и экологии человека через одновременное решение задач сохранения природной среды и развития личности, предполагающего обретение человеком душевного равновесия, гармонии во взаимодействии с самим собой и окружающим миром;
принцип культуросообразности, предполагающий оказание помощи человеку в его становлении как субъекта экологической культуры в ее личном и социальном значении;
принцип природосообразности, означающий, что процесс экологического образования должен исходить и строиться на основе учета законов физического и психического развития человека, использования природной среды в организации взаимодействия с объектами окружающего мира и соответствия экологообразовательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям;
принцип гуманизации раскрывается в двух аспектах: как приоритетное развитие общекультурных, общечеловеческих компонентов в процессе экологического образования, ориентированное на совершенствование и свободное творческое развитие личности в системе общественных отношений, и как единство требовательности и уважения к личности, ориентация на сотрудничество, разумное руководство с развитием его самодеятельности, инициативы, творчества и одновременно защита ее достоинств, свобод;
принцип добровольности и свободы допускает возможность и способность мыслить, действовать, совершать поступки исходя из собственных побуждений, интересов и целей;
принцип ответственности - осознание личной ответственности субъектов образовательного процесса за вмешательство в окружающую природу, обеспечение экологической безопасности;
принцип учета активно-деятельностной сущности человека, предполагающий включение в различные виды эколого-ориентированной деятельности;
принцип диалогичности - организация активного обмена информацией, суждениями, оценками между субъектами эколого-образовательного процесса, выстраивание собственной позиции, системы ценностей на основе индивидуального восприятия экологической проблемы, экоситуации и организация невербального общения с природой как с уникальным собеседником;
принцип экологизации содержания образования означает утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии в развитии образования во всех образовательных областях и на всех его этапах, начиная с семейного, дошкольного, общего, среднего, дополнительного, до высшего и послевузовского профессионального образования;
принцип взаимосвязи глобального, национального и регионального в раскрытии экологических проблем с приоритетом последнего (принцип краеведения), означающий изучение, совершенствование и сбережение природы родного края, соотнесение ее с культурой и историей своего народа (города, района, поселка и др.).
Исходя из цели, задач и принципов предлагается механизм реализации Концепции.
5. Условия, обеспечивающие эффективность реализации Концепции
Достижение целей непрерывного экологического образования населения Саратовской области на всех уровнях и направлениях возможно при создании соответствующих условий функционирования и развития всей системы экологического образования. К таким условиям, определяющим эффективность реализации Концепции, могут быть отнесены:
1. Создание правовой базы:
структура и содержание нормативно-правовой базы непрерывного экологического образования должны обеспечивать права и обязанности граждан на экологическую информацию и участие в принятии решений в области охраны окружающей среды, а также ответственность участников процесса экологического образования и порядок взаимодействия с общественностью с учетом настоящей Концепции;
совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию настоящей Концепции;
выработка механизма финансирования экологических образовательных структур;
создание межведомственного координационного центра по вопросам непрерывного экологического образования населения, объединяющего представителей органов государственной власти, общественных объединений, образовательных и производственных структур, других заинтересованных лиц для обеспечения мониторинга организуемой эколого-педагогической деятельности и интеграции усилий субъектов данной деятельности в соответствии с современными тенденциями экологической науки и практики.
2. Развитие системы непрерывного экологического образования:
создание непрерывной системы экологического образования населения на основе определения его значимости как перспективного направления деятельности различных образовательных учреждений и совместной разработки и внедрения разноуровневых экологических программ, проектов, соотнесенных с региональными образовательными стандартами;
обеспечение сотрудничества учреждений образования области с разнообразными экологическими организациями различной направленности области, Российской Федерации, зарубежных стран;
создание материально-технической базы, позволяющей решать основные положения настоящей Концепции и разработанной на ее основе программы.
3. Кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования:
мониторинг кадрового обеспечения всех ступеней экологического образования населения области и определение возможностей для его подготовки и переподготовки.
4. Научно-методическое обеспечение:
анализ, качественный отбор и создание банка научных разработок, учебно-методических комплексов, технологий (типовых учебных планов и программ, методических пособий, технологий обучения, учебников, материалов для массовой информации и др.), обеспечивающих эффективность реализации Концепции.
5. Информационное обеспечение:
прозрачность, своевременность и объективность предоставления информации всеми средствами массовой информации, связанной с проблемами экологического состояния Саратовской области, а также с ходом реализации эколого-образовательных инициатив на всех направлениях реализации Концепции.
6. Мониторинг эффективности реализации Концепции определяется критериями состояния экологически ориентированной среды жизнедеятельности населения (широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, согласованность, социальная активность, мобильность, устойчивость и др.).
6. Основные субъекты системы непрерывного экологического образования
Общепризнано, что экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе в дошкольном возрасте и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности на всем протяжении жизни.
В формировании экологической культуры принимают участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные объединения и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации.
Вместе с тем необходимо отметить проблемные направления и принципиальные моменты, которые требуют коррекции в ходе работы учреждений разного уровня:
традиционная трактовка экологического образования как процесса овладения обучающимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека), все еще используемая в ряде учреждений области, представляется узко предметной и с этим недостаточно действенной. В связи с ориентацией общества на стратегию устойчивого развития следует признать особую актуальность разработки методического обеспечения экологического образования для устойчивого развития, решающего задачи эффективной социализации подрастающего поколения в местное сообщество с его традициями эколого-ориентированной деятельности;
остается актуальной задача приближения содержания экологического образования к региональной специфике за счет привлечения эколого-краеведческого материала. Целесообразно было бы знакомить учащихся на конкретном примере ближайшего социоприродного окружения с проявлениями естественных и нарушенных экосистем, социоприродными достопримечательностями края, элементами традиционного быта и природосообразного уклада жизни этносов, населяющих Саратовскую область;
основная масса педагогов различных образовательных учреждений не в полной мере владеет теоретико-практическим инструментарием, позволившим им решать проблемы экологического образования. Развитие эколого-образовательной деятельности в основном проецируется только на учебно-воспитательный процесс, крайне ограничивая возможности его реализации во внеучебной, внешкольной экологической работе детей (учащихся) - педагогов (учителей) - родителей - общественности. Ориентированность на путь устойчивого развития местного сообщества должна неминуемо вести к созданию эколого-образовательной среды школ и институализированного эколого-образовательного пространства регионального уровня;
обязательным признается выявление уровня экологической культуры субъектов эколого-образовательной деятельности (реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах личности при ее взаимодействии с природой, предметной средой, людьми и в оценках себя) через рассмотрение совокупности показателей экологической воспитанности, выявление ее основных этапов, уровней, идентифицируя их с составляющими экологической культуры личности. Аналитико-диагностические аспекты эколого-педагогической работы, определяющие пути дальнейшего её развития и совершенствования, должны быть детализированы с учетом региональной специфики и технологизированы с тем, чтобы диагностические процедуры и их результаты стали нормой и эффективным инструментом экологического образования населения Саратовской области.
7. Механизм реализации Концепции
Достигнутые успехи в сфере экологического образования в отдельных учреждениях общего, дополнительного, профессионального образования и общественных структурах не снижают актуальность проблемы создания единой системы экологически-ориентированной образовательной деятельности, основанной на преемственности и соблюдении общих методологических подходов и принципов.
Определены приоритетные направления Концепции для разработки программы и ее практической реализации:
формирование системы знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек - общество - техника - природа", ключевых представлений о естественном развитии природных систем, путях безопасного взаимодействия с окружающей средой;
разработка программы воспитания у населения субъектно-непрагматического отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем области и личной ответственности за состояние окружающей среды;
формирование системы содействия решению локальных социально-экологических проблем посредством социально-экологически ориентированных проектов и образовательных маршрутов, в разработке и реализации которых примут участие граждане разных возрастов;
создание педагогических и социальных условий для понимания и принятия населением экологических ценностей, формирования у граждан умения анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия своей деятельности в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений;
построение и внедрение модели непрерывного экологического образования населения Саратовской области, способствующей развитию эколого-образовательной среды образовательных учреждений и эколого-образовательного пространства Саратовской области в целях устойчивого развития.
Наиболее предпочтительным, эффективным, наименее ресурсозатратным и интегрирующим способом достижения поставленной цели, задач и приоритетных направлений Концепции является внедрение экологически ориентированных проектов и разработка на основе указанных ранее подходов интегрированных образовательных маршрутов, рассматриваемых как уникальный механизм ее реализации.
Центральным звеном реализации Концепции, несомненно, должны стать образовательные учреждения, связанные единой системой эколого-ориентированной образовательной деятельности.
В настоящее время в области существует несколько базовых экспериментальных дошкольных и школьных учреждений с экологической специализацией, в основу работы которых положены федеральные программы (комплексные). Проблема переплетения, взаимосвязи этнографического и экологического краеведческого материала может быть решена через включение в программу "Краеведение" специального раздела "Экологическое краеведение" и его проектных линий - "Будем здоровы", "Наш город", "Жили-были...", "Волжская держава". Каждая из них представляет собой последовательность этапов проектной деятельности, вовлекающей педагогов, дошкольников, школьников и их родителей, общественных деятелей, студентов, педагогов средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений, других представителей локального социума в творческую работу по изучению и охране природы нашего региона. Проекты носят универсальный и одновременно примерный характер и могут быть адаптированы или дополнены в соответствии с условиями, контингентом и потребностями конкретной группы населения или спецификой образовательных учреждений.
Методическая разработка и детализация указанных направлений представленных проектов позволит выработать конкретные механизмы и технологии внедрения системы непрерывного экологического образования на всех ступенях и уровнях образования и жизни населения, продуктивно изменив уровень экологической образованности, культуры и сознания жителей Саратовской области.
Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2009-2011 годы) будет проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование системы экологических знаний, субъектно-непрагматического отношения к природе и выработке активной гражданской позиции у населения Саратовской области, направленной на содействие сохранению природы родного края.
На базе образовательных учреждений г. Саратова и Саратовской области планируется создать банк социально значимых экологических проектов и инициатив, направленных на решение локальных экологических проблем.
На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие актуализировать остроту экологических проблем области, сформировать единый банк эколого-образовательных проектов и инициатив по преодолению сложившихся негативных тенденций в развитии экологической ситуации области.
На втором этапе (2012-2016 годы) будет организовано проведение мероприятий по стабилизации и нормализации экологической ситуации в области. Основной акцент будет сделан на внедрение социально значимых экологических проектов и создание системы содействия решению экологических проблем путем включения в практическую деятельность по реализации Концепции всех заинтересованных субъектов экологического движения, в том числе представителей хозяйственного и промышленного сектора Саратовской области.
К 2016 году предусматривается существенно повысить экологическую грамотность населения, обеспечить условия для включения всех образовательных учреждений, общественных объединений, промышленных и хозяйственных структур в систематическую работу по формированию эколого-образовательной среды в школах, средних специальных учебных заведениях, высших учебных заведениях, дошкольных учреждениях.
В связи с началом реализации (с 2009 года) дополнительных мер государственной поддержки эколого-образовательных инициатив будут разработаны мероприятия по решению конкретных экологических проблем: охрана и создание зеленых зон, очистка природных территорий, сохранение памятников природы, рациональное использование электроэнергии, улучшение состояния воздуха, питьевой воды и др.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2017 году:
улучшить показатели экологического состояния окружающей среды и безопасности жизнедеятельности населения Саратовской области;
активизировать локальный и региональный мониторинг экологического состояния среды жизнедеятельности Саратовской области;
увеличить количество квалифицированных специалистов, занимающихся решением проблем экологической направленности на различных образовательных уровнях Саратовского социума;
повысить активность различных слоев населения в разрешении актуальных проблем, связанных с защитой окружающей среды и рационального природопользования;
увеличить степень вовлечения в экологическое движение общественных объединений, хозяйственных и промышленных структур области;
наладить широкий обмен опытом организации экологического образования с другими субъектами Российской Федерации и международными организациями.
На третьем этапе (2017-2019 годы) на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на экологическое состояние области проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение экологической ситуации и реализовывать конкретные меры по повышению экологической стабильности.
К 2019 году предполагается:
обеспечить постепенный переход на новую модель непрерывного экологического образования населения Саратовской области в целях устойчивого развития;
сформировать у населения Саратовской области активную гражданскую позицию по разрешению экологических проблем;
улучшить состояние окружающей среды.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Саратовской области от 1 апреля 2009 г. N 50-Пр "О Концепции непрерывного экологического образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.