О комитете по управлению имуществом города Саратова см. решение Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 г. N 25-243
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы и на основании удостоверения на право проведения проверки от 15.12.2008 г., выданного председателем Контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Постельгой Э.А., специалистами отдела Контрольно-счетной палаты консультантом Лобановой Г.А. (руководитель), консультантом Юровой Е.Л., главным специалистом Хрульковым Д.А. с 15.12.2008 г. по 30.01.2009 г. проведена проверка соблюдения законодательства при отчуждении и использовании муниципального имущества.
Период проверки: |
1992-2008 годы |
Цель проверки: |
1. Соблюдение законодательства при совершении сделок по отчуждению муниципального имущества, в том числе: - торговый комплекс - рынок "Пешка" и связанный с ним земельный участок по ул. Соляной Волжского района; - душевой павильон и связанный с ним земельный участок по ул. Радищева, 15/95; - земельный участок по ул. Шелковичная. 2. Соблюдение интересов муниципального образования при передаче в аренду муниципального имущества, в том числе городского парка |
Объект проверки: |
комитет по управлению имуществом. |
Проверка проведена в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Саратовской городской Думы, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 15.07.2003 г. N 36-341, с ведома руководителя комитета.
При проверке использовались: банковские документы, финансовая отчетность, подтверждающая совершение операций с муниципальным имуществом, договоры о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, договоры аренды объектов нежилого фонда, договоры купли-продажи недвижимого имущества, отчеты об оценке рыночной стоимости движимого и недвижимого муниципального имущества, правоустанавливающие и учредительные документы муниципальных организаций, нормативно-правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции с муниципальным имуществом.
Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде в комитете по управлению имуществом, являлись:
Камшилов П.П. - с 10.06.1992 г. назначенный на должность председателя
комитета постановлением администрации г. Саратова
от 10.06.1992 г. N 8 и освобожденный постановлением
администрации г. Саратова от 24.05.1996 г. N 265;
Суетов А.Н. - с 23.05.1996 г. назначенный на должность председателя
комитета постановлением администрации г. Саратова от
23.05.1996 г. N 244 и освобожденный распоряжением
администрации г. Саратова от 13.04.2007 г. N 201-р;
Афонин А.В. - с 16.04.2007 г. исполняющий обязанности председателя
комитета в соответствии с распоряжением администрации
г. Саратова от 13.04.2007 г. N 202-лс и освобожденный
от исполнения обязанностей распоряжением администрации
г. Саратова от 31.07.2007 г. N 389-лс;
Великанов С.Ю.. - с 14.09.2007 г. назначенный на должность председателя
комитета распоряжением администрации г. Саратова от
31.07.2007 г. N 389-лс и освобожденный распоряжением
администрации г. Саратова от 17.09.2008 г. N 418-лс;
Афонин А.В. - с 17.09.2008 г. по настоящее время, назначенный на
должность председателя комитета распоряжением
администрации г. Саратова от 18.09.2008 г. N 421-лс.
В момент проверки начальником финансового отдела является Г.А.Гамаюнова.
1. Соблюдение законодательства при совершении сделок с муниципальным имуществом
1.1. Торговый комплекс - рынок "Пешка" и связанный с ним земельный участок по ул. Соляной Волжского района.
Решением Малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов от 28.05.1993 г. N 301 "О формировании реестра муниципального нежилого фонда и дополнениях в перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность" был утвержден перечень объектов муниципальной собственности г. Саратова, в составе которого числилось помещение крытого рынка 1970 года постройки площадью 719,8 кв.м по адресу ул. Леонова, дом 12 (в настоящее время ул. Соляная, дом 12). Балансодержателем объекта в момент передачи являлась администрация колхозных рынков, организационно-правовая форма которой комитетом по управлению имуществом в ходе проверки не определена.
Решение было принято на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Данное имущество по договору аренды от 26.05.1994 г. N 148 было передано фирме "РИМ" на период с 01.04.1994 г. до 31.12.1994 г. (Приложение 1). Договором было предусмотрено обязательство комитета по управлению имуществом города Саратова продлить срок его действия на 20 лет или предоставить арендатору право первоочередного выкупа арендуемого имущества в случае выполнения ряда условий:
- погашение арендатором в течение второго полугодия 1994 года долгов арендодателя в сумме 24352143,38 руб., т.е. с учетом размера ежеквартальной арендной платы 853125,0 руб. фактическое внесение арендной платы на несколько лет вперед (п. 3.1.10 договора);
- проведение за счет арендатора очистки территории от мусора, осуществление им ремонта зданий, помещений и коммунальных служб, включая общий ремонт арендуемых площадей на условиях полного возмещения затрат арендодателем в случае досрочного расторжения договора (п. 5.1 договора).
Кроме того, арендатор был обязан принять на баланс товары, находящиеся на территории арендуемого имущества, и по окончании их реализации перечислить полученные денежные средства на расчетный счет арендодателя (п. 3.1.3 договора). К особым условиям договором было отнесено заключение арендатором с 1 января 1995 года на условиях взаимной договоренности договора о содействии и оказании финансовой помощи фонду социальной защиты администрации Волжского района.
Эти, а также иные существенные условия договора были отражены в семи приложениях к договору, являющихся его неотъемлемой частью (п. 6.1 договора).
В ходе проверки комитетом по управлению имуществом была предоставлена копия основного текста договора без приложений, несмотря на то, что договоры аренды имущества и нежилых помещений (базы комитета по управлению имуществом) включены в опись дел постоянного хранения. Таким образом, комитет по управлению имуществом и архивный отдел администрации города в нарушение ст. 17 Федерального закона от 24.10.2005 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" не обеспечили надлежащего хранения подлинника договора (Приложение 2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 22.10.2004 г."
В 1994 году арендные отношения с условием последующего выкупа регулировались Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", распоряжением Госкомимущества РФ от 16.02.1994 г. N 353-р "Об утверждении Положения о продаже и временном порядке определения цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду" и постановлением администрации г. Саратова от 04.04.1994 г. N 185 "О порядке использования нежилых помещений муниципальной собственности", разработанным в соответствии с Указом Президента от 14.10.1992 г. N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду". В соответствии с данными нормативными актами право приобретать в собственность арендуемые нежилые помещения предоставлялось гражданам и юридическим лицам в случаях заключения ими договоров на основании конкурса или аукциона, а также товариществам и акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственных или муниципальных предприятий.
В ходе проверки комитетом по управлению имуществом не предоставлены основания, по которым фирма "РИМ" могла бы рассматриваться как товарищество с ограниченной ответственностью, созданное в процессе приватизации муниципального предприятия. Передача нежилых помещений Волжского колхозного рынка в аренду фирме "РИМ" производилась без проведения коммерческого, инвестиционного конкурса или аукциона.
Таким образом, отсутствовала правовая основа предоставления указанной фирме права выкупа арендованного имущества договором аренды от 26.05.1994 г. N 148.
Комитетом по управлению имуществом не предоставлено также подтверждение исполнения фирмой "РИМ" условий, являющихся основанием для пролонгации договора или возникновения у неё права на первоочередной выкуп арендуемого имущества. Более того, согласно пояснениям комитета по управлению имуществом (Приложение 3) данный договор аренды на момент создания в 1995 году расчетно-аналитического отдела комитета уже прекратил свое существование, т.е. на учете в комитете как действующий не стоял. В составе кредиторов комитета фирма "РИМ" не значилась, что также не подтверждает выполнение финансовых условий договора - погашение арендатором в течение второго полугодия 1994 года долгов арендодателя в сумме 24352143,38 рубля.
Тем самым комитетом по управлению имуществом не подтверждены юридические основания нахождения фирмы "РИМ" в арендуемых по договору от 26.05.1994 г. N 148 помещениях Волжского колхозного рынка после 31.12.1994 года. О неурегулированности отношений между комитетом по управлению имуществом и фирмой "РИМ" свидетельствует и отсутствие информации о перерегистрации договора в срок 01.07.1995 г. в соответствии с распоряжением администрации города Саратова от 10.05.1995 г. N 255-р "О введении свидетельства на право аренды нежилых помещений муниципальной собственности".
В декабре 1999 года Саратовская городская Дума принимает решение от 28.12.1999 г. N 40-388 "О Порядке приватизации муниципальной собственности города Саратова" (далее - Решение N 40-388), согласно которому "покупателями помещений (зданий, строений, сооружений), в том числе и отнесенных к недвижимым памятникам истории и культуры местного значения, могут быть:
- предприятия, созданные в процессе приватизации; юридические (физические) лица, выкупившие государственное (муниципальное) имущество и (или) право аренды нежилого помещения на конкурсе, аукционе;
- юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не превышает 25 процентов; предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, арендующие (оформившие договоры долгосрочного пользования) эти помещения (здания, строения, сооружения);
- другие юридические лица".
На основании этого решения ЗАО "РИМ" (как следует из постановления Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2005 г. дело N А-57-13612/05-4) 06.08.2001 г. обратилось в комитет по управлению имуществом с заявкой на приватизацию арендованного имущества, предоставив одновременно оформленный пакет документов. Комитет по управлению имуществом в установленный срок (один месяц) не принял решение и не ответил на заявку арендатора, что явилось, по мнению суда, основанием для оферты в адрес комитета при повторном обращении ЗАО "РИМ" о выкупе помещений Волжского колхозного рынка в 2005 году.
Комитет по управлению имуществом не смог подтвердить или опровергнуть поступление такой заявки и причины непринятия решения в установленные сроки. Так же как не смог пояснить действия комитета по восстановлению в реестре арендованного недвижимого имущества помещений Волжского колхозного рынка и учету платежей за это имущество после 2001 года.
Для оценки рыночной стоимости зданий колхозного рынка Волжского района 4 мая 2005 года ЗАО "РИМ" заключило договор N 216 с ООО "Эдем-Эксперт". Оценке подлежали три объекта недвижимости: отдельно стоящее здание крытого колхозного рынка общей площадью 772,7 кв.м, административное здание площадью 67,3 кв.м, общественный туалет площадью 89,8 кв.м. Согласно отчету об оценке от 20.05.2005 г. N 182 равновесная рыночная стоимость объекта по состоянию на 5 мая 2005 года "может составлять округленно 6900000 рублей (с НДС)" (Приложение 4).
Повторно ЗАО "РИМ" обращается в комитет по управлению имуществом с заявкой на выкуп арендованного имущества 14 июня 2005 года и в тот же день.
- получает отказ комитета по управлению имуществом, который комитет мотивирует отсутствием объекта в Прогнозном плане приватизации;
- обращается в Арбитражный суд Саратовской области с иском к комитету по управлению имуществом города о понуждении заключить договор купли-продажи арендованного имущества.
Суд своими решениями (от 01.07.2005 г. N 12015/05-25 и от 03.08.2005 г. N А-57-13612/2005-4) обязал комитет по управлению имуществом города заключить с ЗАО "РИМ" договор купли-продажи вышеуказанных объектов нежилого фонда на условиях предложенного проекта и рыночной стоимости нежилых помещений, определенной отчетом об оценке от 20 мая 2005 года. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2005 г. N А-57-13612/05-4 указанное решение было оставлено без изменения.
При этом комитет по управлению имуществом в качестве аргумента не использовал нарушение норм действующего законодательства, допущенное при оценке муниципального имущества, в частности, Федерального Закона от 17.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ст. 10): "в отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 29.07.1998 г."
В августе-сентябре 2005 года свидетельствами о государственной регистрации (129086, 147620 и 147619) было подтверждено муниципальное право собственности на объекты площадью 771,4 кв.м, 110,3 кв.м и 89,8 кв.м соответственно. Таким образом, при оценке площадь одного из помещений была занижена на 43 кв.м (на 39%).
Комитет по управлению имуществом города и ЗАО "РИМ" заключили договор купли-продажи объекта нежилого фонда N 186-н о приобретении трех нежилых помещений общей площадью 971,5 кв.м за 6,9 млн. рублей 25 ноября 2005 года. Данные о балансодержателе объекта на момент продажи комитет по управлению имуществом в ходе проверки предоставить не смог.
1.2. Душевой павильон и связанный с ним земельный участок по ул. Радищева, 15/95.
Договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 19.02.1997 г. N 467 между комитетом по управлению имуществом и МУП "БПХ" (далее - Предприятие) последнему в составе имущества передавалось здание душевого павильона по ул. Радищева, 15/95, площадью 140 кв.м, 1961 года постройки, с балансовой стоимостью 198548296 руб.
Остаточная стоимость здания составляла 119754383 руб. Начисленная за период эксплуатации здания амортизация в сумме 78793913 руб. (или 40% его первоначальной стоимости) соответствовала норме амортизации 1% в год.
Следовательно, на 01.01.2004 г. амортизация здания должна была составить 87361250 руб., или 44% первоначальной стоимости. Остаточная стоимость - 111187046 руб., или с учетом деноминации 111187 руб.
При этом в Приложении 1 к соглашению о внесении изменений в договор N 467 от 19.02.1997 г. "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения" первоначальная стоимость душевого павильона указана как 133400,78 руб., остаточная стоимость на 01.01.2004 г. - 69255,06 руб., т.е. уменьшена на 33% и 38% соответственно (Приложение 5).
Постановлением администрации города Саратова от 18.06.1998 г. N 331 душевой павильон был внесен в реестр муниципального имущества.
Договор аренды N 023/5 года# между комитетом по управлению имуществом города и ООО "Строй-капитал" был заключен 28 января 2004 года на основании ранее заключенного договора аренды от 02.10.2003 г. N 163/5 (комитетом по управлению имуществом первоначальный договор предоставлен не был). Договор был заключен на срок до 01.09.2008 г. и предусматривал передачу арендатору, ООО "Строй-капитал", здания по ул. Радищева, 15/95, находящегося на балансе МУП "БПХ". В соответствии с распоряжением администрации города Саратова от 10.05.1995 г. N 255-р "О введении свидетельства на право аренды нежилых помещений муниципальной собственности" ООО "Строй-капитал" было оформлено свидетельство на право аренды N 000023/05.
Письмом от 05.05.04 г. N 1/369-04 МУП "БПХ" обратилось в адрес комитета по управлению имуществом с просьбой о согласовании реализации 9 объектов недвижимости для погашения кредиторской задолженности предприятия. Положительный ответ комитета по управлению имуществом датирован 13.05.2004 г. По мнению комитета по управлению имуществом, реализация объектов должна была привести к финансовому оздоровлению Предприятия. Ранее (12.05.2004 г.) МУП "БПХ" получило согласование на реализацию этих объектов в комитете по экономике (Приложение 6).
МУП "БПХ" и ООО "Колизей" заключили договор купли-продажи недвижимого имущества N 03 с уведомлением покупателя об обременении в виде аренды 12 января 2005 года. Пунктом 1.5, была предусмотрена передача права аренды земельного участка на условиях заключенного продавцом договора аренды. Однако только через пять месяцев после продажи душевого павильона, 8 июня 2005 г., МУП "БПХ" заключил с комитетом по управлению имуществом Саратовской области договор N 221 аренды земельного участка площадью 711 кв.м сроком на 25 лет в соответствии с распоряжением областного комитета по управлению имуществом от 04.05.2005 N 515-p. Стоимость реализации душевого павильона составила 1317 тыс. руб. в соответствии с отчетом N 43/04 ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости". Информация о том, что МУП "БПХ" являлся уполномоченным представителем собственника имущества в соответствии с нормами статьи 10 Федерального Закона от 17.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в ходе проверки не предоставлена (Приложение 7).
Договор аренды от 28.01.2004 г. N 023/5 между комитетом по управлению имуществом и ООО "Строй-капитал" был расторгнут по соглашению сторон от 05.07.05 г. N 1485.
В том же году (14.09.2005 г.) между ООО "Колизей" и физическим лицом Федорищевым Д.В. был заключен договор купли-продажи недвижимости - нежилого одноэтажного здания общей площадью 140 кв. метров, расположенного по тому же адресу, что и душевой павильон. Цена сделки составила 1500 тыс. руб. Одновременно с правом собственности на указанное помещение в соответствии с пунктом 5 договора к покупателю перешло и право аренды земельного участка, расположенного под этим зданием. Свидетельство о государственной регистрации права собственности было выдано Федорищеву Д.В. 28.09.2005 г. за N 166536. Несмотря на то, что договор аренды между комитетом по управлению имуществом и ООО "Строй-капитал" был расторгнут по соглашению от 05.07.05 г. N 1485, он упоминался в пункте 4 договора как обременение.
В ноябре того же года Федорищев обратился в комитет по управлению имуществом города с заявлением о выкупе земельного участка. Постановлением администрации от 07.12.2005 г. N 389А "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ул. Радищева, 15/95" ему было предоставлено право выкупа. На основании указанного постановления комитет по управлению имуществом города заключил с Д.В.Федорищевым договор купли-продажи земельного участка от 20.12.2005 г. N 579-з. Цена договора составила 411683,22 рубля (Приложение 8).
В июне 2006 года был подписан договор купли-продажи между Федорищевым и еще одним физическим лицом - Королевым Д.С. Последнему было передано право собственности на недвижимое имущество - нежилое одноэтажное здание и вышеуказанный земельный участок.
1.3. Земельный участок по ул. Шелковичная.
Муниципальному предприятию "Водоканал" было предоставлено право хозяйственного ведения на объекты недвижимости, относящиеся к муниципальной собственности, в том числе на объекты, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная, б/н:
- насосная станция;
- теплица с административным помещением и котельной;
- теплица;
- административно-бытовое здание;
- здание склада.
В августе 2005 года МУПП "Саратовводоканал" совершил сделку с ООО "Скарабей" по продаже 4 объектов недвижимого имущества, расположенных на территории насосной станции "Сеноман", предварительно проведя рыночную оценку и согласовав с комитетом по экономике (письмо от 8.08.2005 г. N 03-03-01/1864) и комитетом по управлению имуществом города (письмо от 5.08.2005 г. N 08/8404) совершение сделки отчуждения объектов недвижимости.
В ходе проверки к рассмотрению предоставлен отчет N 194 от 05.07.05 г. "Об оценке рыночной стоимости комплекса недвижимости", расположенного на территории ведомственного подсобного хозяйства по ул. Шелковичной, б/н, а в частности:
- теплицы с административным помещением и котельной, общей площадью 602,1 кв.м, 1996 года постройки;
- теплицы, общей площадью 48,6 кв.м, 1952 года постройки;
- административно-бытовое здание, общей площадью 73,9 кв.м, 1975 года постройки;
- здание склада, общей площадью 80,2 кв.м, 1996 года постройки.
Заказчиком данной оценки имущества являлся МУПП "Саратовводоканал", оценщиком - ООО "Эдем-Эксперт", то есть та же фирма, которая производила оценку нежилых помещений Волжского колхозного рынка. В соответствии с заключением, данным в отчете, равновесная рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 21.06.05 г. составляет 1270 тыс. руб. Информация о том, что МУПП "Водоканал" являлся уполномоченным представителем собственника имущества в соответствии с нормами статьи 10 Федерального Закона от 17.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в ходе проверки не предоставлена (Приложение 9).
2. Соблюдение интересов муниципального образования при передаче в аренду муниципального имущества, в том числе городского парка
Распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от 19.05.93 г. N 177 для содержания и обслуживания территории городского парка было создано муниципальное предприятие "Городской парк культуры и отдыха" (далее - Предприятие). В обеспечение этого Предприятия договором хозяйственного ведения от 26.02.1996 года N 87 было передано муниципальное имущество на общую сумму 1357227,57 рубля, в т.ч. зеленые насаждения без конкретизации их пород первоначальной стоимостью 20641,30 рубля.
В 1999 году была зарегистрирована новая редакция Устава Предприятия (регистрационный номер N 01031744 от 09.06.1999 г.). Предприятие стало унитарным с названием МУП "Городской парк". Уставом была закреплена правопреемственность Предприятия в части землепользования, природопользования, предоставления квот и лицензий, а также по всем обязательствам всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Основные виды деятельности Предприятия Уставом определялись как:
- благоустройство и восстановление природного комплекса, реликтовой дубравы и прудов;
- осуществление эксплуатации аттракционного хозяйства в целях организации досуга населения;
- проведение мероприятий по улучшению экологических условий отдыха городского населения на природе;
- организация культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, а также полноценного и содержательного досуга;
- создание условий для активного отдыха, общения и развлечения посетителей.
Таким образом, сохранялось основное направление деятельности Предприятия - содержание и обслуживание территории городского парка.
Перечень переданного Предприятию в хозяйственное ведение имущества уточнялся ежегодными дополнительными соглашениями к договору от 26.02.1996 года N 87. При этом стоимость имущества неоднократно изменялась как в соответствии с законодательством (при проведении обязательной переоценки имущества по письмам Госкомстата от 19.12.1996 г. N 6-1/249 и от 21.01.1997 г. N 21-07), так и без достаточных оснований (Приложение 10).
Комитет по управлению имуществом в 2003 году провел проверку сохранности и рационального использования на Предприятии муниципального имущества за период 01.10.2001 г. по 01.01.2003 г. В ходе проверки были установлены факты сдачи в субаренду частным предпринимателям без правоустанавливающих документов шахматного клуба, административных помещений, кирпичного склада. Кроме того, ЗАО "Парк Горького" было передано в пользование административное помещение без взимания оплаты за пользование помещением и коммунальные услуги. Этой организации также необоснованно передавался во временное владение и пользование земельный участок площадью 732 кв.м. По результатам проверки было выпущено постановление мэра города от 08.08.2003 г. N 640 "О результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности МУП "Городской парк". Постановлением предписывалось комитету по управлению имуществом города, управлению землепользования администрации города и МУП "Городской парк" принять меры к устранению выявленных проверкой нарушений.
В 2003 году было начато изъятие основных средств, в том числе объектов недвижимости, с баланса Предприятия
Договором купли продажи недвижимости от 08.04.2003 г. нежилое одноэтажное административное здание площадью 145,9 кв.м и нежилое одноэтажное здание (склад) общей площадью 65,5 кв.м были проданы ООО "Карусель" (согласие комитета по управлению имуществом от 08.04.2003 г. N 04-06/1337). Согласно отчету об оценке N 057 цена с НДС составила 99000,0 руб. Акт приема-передачи объектов от 08.04.2003 г. прошел государственную регистрацию 15.04.2003 г. Оплата произведена 08.04.2003 г. по с/ф N 3 то 08.04.2003 г. п/п N 6 от 08.04.2003 г. Комитетом по управлению имуществом предоставлена справка о взаимных расчетах организаций от 08.04.2003 г.
В соответствии с постановлениями администрации города от 20.12.2004 г. N 286А и 287А было списано 6 объектов недвижимости общей площадью 1729,9 кв.м, в том числе теннисный корт площадью 1399,2 кв.м.
Наибольшее списание объектов недвижимости произведено в 2004 году (Приложение 11).
На основании письма МУП "Городской парк" от 03.12.2004 г. N 193 Предприятию была согласована крупная сделка по реализации объектов недвижимости:
- шахматный павильон площадью 96,6 кв.м первоначальной стоимостью 14427,15 руб. (амортизация - 100%);
- помещение для хранения инвентаря площадью 18,5 кв.м первоначальной стоимостью 14997,47 руб. (амортизация - 100%);
- боксы гаражные площадью 189,651 кв.м первоначальной стоимостью 76043,52 руб. (амортизация -100%).
Предприятием были получены согласования комитета по экономике от 03.12.2004 г. (исх. N 03-03-01/4007) и комитета по управлению имуществом - от 06.12.2004 г. (исх. N 04-06/5603).
Договором купли-продажи недвижимости от 26.12.2004 г. ООО "Карусель" приобретены боксы гаражные площадью 161,3 кв.м. Согласно отчету об оценке N 155 цена с НДС составила 45100,0 руб. Справка о взаимных расчетах между МУП и ООО "Карусель" в ходе проверки предоставлена.
Необходимо обратить внимание на то, что площади боксов, отраженные в приложениях к договору хозяйственного ведения, неоднократно изменялись. Указанные изменения комитетом в ходе проверки объяснены не были. На 01.10.1995 г. площадь боксов составляла 270,4 кв.м. В приложении к договору на 01.01.2004 г. площадь указана как 161,3 кв.м. Однако в письме Предприятия о списании боксов с учета (исх. от 26.11.2004 г. N 190) указана площадь 189,651 кв.м.
Договором купли продажи недвижимости от 01.03.2005 г. между МУП и ООО "Карусель" последнему было продано два здания площадью 96,6 кв.м и 18,5 кв.м. Цена объектов недвижимости с НДС 22100,0 руб. согласно рыночной оценке (отчеты об оценке N 153 и 154).
Отчеты об оценке рыночной стоимости реализованных предприятием объектов недвижимости в ходе проверки предоставлены не были, в связи с чем не подтверждено соблюдение требований статьи 10 Федерального Закона от 17.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Комитетом по управлению имуществом не были приняты меры по контролю за учетом и обеспечением сохранности зеленых насаждений на территории парка. Как в первоначальном договоре о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, так во всех дополнительных соглашениях к нему вплоть до 2008 года в перечень имущества включались зеленые насаждения без конкретизации пород деревьев и кустарников. Между тем в июле 2004 года МУП "Городской парк" была произведена инвентаризация зеленых насаждений. В сводной инвентаризационной ведомости числилось 2884 шт. деревьев и 1153 п.м кустарников. Каждой породе был присвоен инвентарный номер (инвентаризационная ведомость была составлена не в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, в частности в ведомости отсутствовали данные о стоимости пород). В перечень имущества, переданного в хозяйственное ведение Предприятия на 01.01.2005 г., тем не менее, были включены не все выявленные в ходе инвентаризации деревья и кустарники, а лишь 129 шт. деревьев. Кроме того, в договоре и в ведомости не совпадают инвентаризационные номера, например:
- ель обыкновенная в ведомости имеет инвентарный номер 100015, количество 144, в договоре - номер 100056, количество - 12;
- в договоре под номером 100064 числится облепиха в количестве 10 шт., в инвентаризационной ведомости она отсутствует.
20 ноября 2004 года МУП "Городской парк" был переименован в МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство". По-прежнему предметом деятельности Предприятия является деятельность в сфере благоустройства, восстановления и обустройства сложившихся природных комплексов и других закрепленных за ним территорий. О том, что на балансе Предприятия должны находиться зеленые насаждения, свидетельствует и ответ комитета по управлению имуществом (исх. от 06.04.06 г. N 04-06/1936) на просьбу ЗАО "Парк Горького" о согласовании обрезки и сноса аварийных деревьев, расположенных на территории городского парка культуры и отдыха им. Горького (Приложение 12). МУП "Садово-парковое" по результатам обследования (исх. от 17.10.2005 г. N 382) подтверждает необходимость сноса 99 деревьев и обрезки 550 деревьев.
Начиная с 2005 года происходит перепрофилирование предприятия без отражения этого процесса в Уставе. С баланса Предприятия в городской центр механизации передается 3 автотранспортных средства распоряжением от 12.01.2007 г. N 24-р. В то же время в течение всего 2005 года комитетом по управлению имуществом Предприятию в безвозмездное пользование передается специализированная дорожная техника, в том числе на основании распоряжений:
- от 04.03.2005 г. N 138-р 2 единицы специализированной дорожной техники;
- от 10.03.2005 г. N 1151-р 21 единица специализированной дорожной техники;
- от 07.12.2005 г. N 1244-р 39 единиц специализированной дорожной техники.
Постановлением администрации города Саратова от 11.07.2005 г. N 200А "О приеме нежилых помещений от филиала ОАО "Российские железные дороги" - "Приволжская железная дорога" в муниципальную собственность были приняты объекты федеральной собственности - нежилое помещение общей площадью 186,7 кв.м и нежилое помещение общей площадью 292,4 кв.м по адресу: 1-й Станционный проезд, дом 9. Балансодержателем был определен МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство" (Акт приема-передачи от 01.09.2005 г.). Право муниципальной собственности было зарегистрировано на оба объекта 23.11.2005 г. Комитету по управлению имуществом было дано поручение включить объекты в реестр муниципальной собственности.
В комитет по управлению имуществом с просьбой о заключении договора аренды помещений обращаются сразу две организации, имеющие один юридический адрес и номер телефона: 410600, г. Саратов, Мирный пер.,4, тел. 41-75-41:
- ООО "Карусель" об аренде помещений площадью 292,4 кв.м и 28,9 кв.м (исх. от 26.12.2005 г. N 95);
- ЗАО "Парк города" об аренде помещений площадью 57,5 кв.м (исх. от 26.12.2005 г. N 70).
На основании распоряжения комитета по управлению имуществом о передаче в аренду от 24.05.06 г. N 539-р был заключен договор между комитетом по управлению имуществом и ООО "Карусель" от 07.06.2006 г. N 262/5 на аренду помещения площадью 292,4 кв.м (1-ый этаж) для использования под теплицы. Срок действия договора - до 01.05.2007 г. Годовая арендная плата с НДС - 515477 руб. 81 коп. Балансодержатель - МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство". Акт приема-передачи был подписан 01.06.2006 г. Дополнительным соглашением от 07.11.2006 г. N 1 срок договора был увеличен до 5 лет. До окончания этого срока в соответствии с п. 5 договора и письмом от 31.01.2007 г. N 778 договор был расторгнут (01.03.2007 г.), но 15 марта 2007 г. между комитетом по управлению имуществом и ООО "Карусель" был вновь заключен договор (N 297/5) на аренду этого же помещения площадью 292,4 кв.м (1-й этаж) сроком действия до 01.01.2008 г. В качестве основания заключения договора был указан ранее заключенный договор аренды от 07.06.2006 г. N 262/5. Годовая арендная плата с НДС - 285917 руб. 42 коп. Корешок свидетельства на право аренды от 15.03.2007 г. N 000297/5. Помещение было передано по акту приема-передачи 01.02.2007 г. Дополнительным соглашением от 07.11.2007 г. N 1 срок договора устанавливается 10 лет. Договор прошел государственную регистрацию 26.03.2008 г. под N 11/105/2008-167.
Договор аренды объекта нежилого фонда между комитетом по управлению имуществом и ООО "Карусель" N 261/5 на аренду помещения площадью 28,9 кв.м (1-й этаж) для использования под обслуживание территории городского парка был заключен 02.06.2006 г. Срок действия - до 01.05.2007 г. Годовая арендная плата с НДС - 56609 руб. 32 коп. Дополнительным соглашением от 09.11.2006 г. N 3 изменяется площадь на 27,9 кв.м на основании техпаспорта, что приводит к перерасчету арендной платы с 01.08.2006 г. Балансодержатель - МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство". Корешок свидетельства на право аренды отсутствует. Основание для заключения договора - распоряжение комитета по управлению имуществом от 24.05.2006 г. N 539-р Помещение было передано по акту приема-передачи помещения от 01.06.2006 г. Дополнительным соглашением от 07.11.2006 г. N 1 срок договора увеличивается до 5 лет, а дополнительным соглашением от 07.11.2007 г. N 7 - до 10 лет.
Договор аренды объекта нежилого фонда между комитетом по управлению имуществом и ЗАО "Парк города" от 01.06.2006 г. N 263/5 на аренду здания площадью 57,5 кв.м для использования под обслуживание аттракционов городского парка был заключен до 01.05.2007 г. Годовая арендная плата с НДС - 112631 руб. Балансодержатель - МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство". Договор был заключен на основании распоряжения комитета по управлению имуществом от 24.05.2006 г. N 530-р. Договор прошел государственную регистрацию 26.12.2006 г. Акт приема-передачи здания был оформлен 01.06.2006. Технический паспорт на здание был изготовлен 06.07.2006 г. Дополнительным соглашением от 07.11.2006 г. N 1 срок договора увеличивается до 5 лет, а дополнительным соглашением от 07.11.2007 г. N 5 - до 10 лет.
По информации комитета по управлению имуществом арендная плата за все объекты недвижимости поступает от арендаторов своевременно.
Письмом от 02.11.2006 г. (исх. N 93) ООО "Карусель" обращается в комитет по управлению имуществом с просьбой о приобретении объекта электроснабжения трансформаторной подстанции, находящейся в хозяйственном ведении Предприятия. Комитет (исх. 16.11.2006 г. N 04-06/6241) дает отрицательный ответ, мотивируя это тем, что данное имущество является "важной составляющей объектов инженерной инфраструктуры". В качестве альтернативного варианта комитет предлагает передать объекты в аренду. При этом указанное имущество договором хозяйственного ведения Предприятию передано не было.
Постановление администрации от 14.12.2006 г. N 446А "Об оптимизации деятельности муниципальных унитарных предприятий города" (п. 4.1), которым комитету по управлению имуществом предлагалось рассмотреть возможность передачи в аренду объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры, находящихся на территории городского парка и числящихся на балансе муниципального унитарного предприятия "Ландшафтное строительство и благоустройство". В результате в аренду ООО "Карусель" Предприятием были переданы по согласованию с комитетом по управлению имуществом объекты наружного освещения (договор от 22.12.2006 г. N 1/Ар). Годовая стоимость аренды - 27429,0 руб.
О недостатках контроля со стороны администрации города за использованием муниципального имущества свидетельствует распоряжение автотранспортом Предприятия.
На основании письма Предприятия (от 19.10.2005 г. N 120) комитетом по управлению имуществом (исх. от 02.12.2005 г. N 04-06/7633) и комитетом по экономике 26.10.2005 г. (исх. N 03-03-01/2605) была согласована продажа находящихся на балансе Предприятия 3 автомобилей: ИЖ 2715 (1992 года выпуска), ГАЗ 33073 (1993 года выпуска) и ВАЗ 21093 (1999 года выпуска). Предоставленные в ходе проверки инвентарные карточки данных транспортных средств оформлены только 01.01.2005 г. с нарушением требований бухгалтерского учета. Оценка рыночной стоимости автомобилей была произведена Предприятием в 2005 и составила с учетом НДС 4600 руб., 18500 руб., 5400 руб. соответственно.
При этом только один автомобиль был реализован в соответствующие проведению оценки сроки: ВАЗ 21093 был реализован 23.01.2006 г. за 5500 руб. (без НДС). Автомобиль ГАЗ 33073 реализовали лишь 16.04.2008 г. за 9440 руб. (с НДС). Информация о проведении повторной оценки рыночной стоимости автомобиля ГАЗ 33073 не предоставлена. Автомобиль ИЖ 2715 был списан в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом в декабре 2008 г.
Распоряжением комитета по управлению имуществом от 21.09.2004 г. N 626-р с баланса администрации Октябрьского района на баланс Предприятия (Приложение 13) было передано 3 легковых автомобиля с указанием о необходимости их отражения в договоре хозяйственного ведения Предприятия по состоянию на 01.01.2005 г.: ГАЗ 3110, ГАЗ 31029 и Хэнде Соната. Передача была оформлена актами приема-передачи без даты (1-ый акт - на автомобили ГАЗ, 2-ой акт - на автомобиль Хэнде Соната).
Указание об учете автомобилей в договоре хозяйственного ведения исполнено не было, так как Предприятие реализовало указанные основные средства в рамках того же финансового года. Согласования на реализацию данных автомобилей были получены Предприятием от комитета по экономике (от 12.10.2004 г. N 03-03-01/2440) и комитета по управлению имуществом (от 09.11.2004 г. N 04-06/5162 на Хэнде Соната и от 22.10.2004 г. N 04-06/4995 на ГАЗы). Оценка рыночной стоимости автомобилей не предоставлена.
Автомобиль Хэнде Соната был реализован 02.11.2004 г. за 260000 руб. с НДС ООО "Авто-Моторс". Указанная сумма была учтена при расчете Предприятия с этой организацией по договору от 02.11.2004 г. N 237 за автомобиль Хэнде XG 2001 года выпуска стоимостью 814000 руб. с НДС. Остальная часть стоимости автомобиля была оплачена денежными средствами с расчетного счета Предприятия по п/п N 221 от 05.11.2004 г.
Автомобиль ГАЗ 3110 реализовали 29.10.2004 г. за 17060 руб. с НДС, автомобиль ГАЗ 31029 - 29.10.2004 г. за 12500 руб. с НДС.
На основании распоряжения комитета по управлению имуществом от 15.11.2004 г. N 792-р приобретенный Предприятием автомобиль Хэнде XG передается с его баланса на баланс администрации Октябрьского района.
Таким образом, очевидно, что передача автомобилей от администрации Октябрьского района Предприятию была осуществлена для упрощения процедуры их реализации. У Предприятия были изъяты оборотные средства в сумме 568440 руб., что не могло не отразиться на результатах его финансово-хозяйственной деятельности.
По данным комитета по управлению имуществом в хозяйственном ведении МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство" на 01.01.2007 г. находилось имущество остаточной стоимостью 2997732,69 руб., в том числе:
- 2 нежилых помещения общей площадью 479,1 кв.м (переданные в аренду);
- прочие объекты недвижимости (плотины, фонтаны, заборы, мост, скульптуры, ворота и др.);
- зеленые насаждения;
- бытовое оборудование;
- мебель;
- оргтехника.
В ходе проверки установлено
1. Комитет по управлению имуществом и архивный отдел администрации города не обеспечили надлежащего хранения подлинника договора аренды от 26 мая 1994 года N 148 между комитетом по управлению имуществом и фирмой "РИМ", в связи с чем в ходе проверки комитетом по управлению имуществом была предоставлена копия основного текста договора без являющихся его неотъемлемой частью семи приложений.
2. В ходе проверки комитетом по управлению имуществом не предоставлены основания, по которым договор аренды от 26 мая 1994 года N 148 между комитетом по управлению имуществом и фирмой "РИМ" предусматривал право арендатора на выкуп арендованного имущества.
3. Комитетом по управлению имуществом не предоставлено также подтверждение исполнения фирмой "РИМ" финансовых условий, являющихся основанием для пролонгации договора или возникновения у неё права на первоочередной выкуп арендуемого имущества - погашение арендатором в течение второго полугодия 1994 года долгов арендодателя в сумме 24352143,38 рубля.
4. Комитетом по управлению имуществом не был обеспечен надлежащий реестровый и бухгалтерский учет договора аренды от 26 мая 1994 года N 148:
- данный договор аренды на момент создания в 1995 году расчетно-аналитического отдела комитета рассматривался комитетом как прекративший свое существование;
- договор не прошел перерегистрацию в срок 01.07.1995 г. в соответствии с распоряжением администрации города Саратова от 10.05.1995 г. N 255-р "О введении свидетельства на право аренды нежилых помещений муниципальной собственности";
- договор не был учтен как действующий и после обращения фирмы "РИМ" о выкупе арендованного имущества в августе 2001 года;
- в составе кредиторов комитета фирма "РИМ" не значилась, что также не подтверждает выполнение финансовых условий договора - погашение арендатором в течение второго полугодия 1994 года долгов арендодателя в сумме 24352143,38 рубля.
5. Комитет по управлению имуществом в установленный решением Саратовской городской Думы от 28.12.1999 г. N 40-388 "О Порядке приватизации муниципальной собственности города Саратова" срок (один месяц) не принял решение и не ответил на заявку фирмы "РИМ" о выкупе арендованного имущества.
6. Предпродажная оценка рыночной стоимости объектов недвижимости проводилась с нарушением требований статьи 10 Федерального Закона от 17.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", т.е. не собственником муниципального имущества, а:
- покупателями имущества как при оценке зданий колхозного рынка Волжского района;
- балансодержателями без оформления доверенности от комитета по управлению имуществом (душевой павильон на ул. Радищева, 15/95, объекты по ул. Шелковичной и др.).
7. Комитет по управлению имуществом не обеспечил обоснованное отражение в договорах хозяйственного ведения стоимостной и количественной оценки объектов муниципального имущества, в частности:
- первоначальная и остаточная стоимость здания душевого павильона по ул. Радищева, 15/95 на 01.01.2004 г. были необоснованно уменьшены относительно зафиксированных первоначальным договором от 19.02.1997 г. N 467 на 33% и 38% соответственно;
- как в первоначальном договоре МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство", так во всех дополнительных соглашениях к нему вплоть до 2008 года в перечень имущества включались зеленые насаждения без конкретизации пород деревьев и кустарников.
8. При согласовании крупных сделок муниципальных унитарных предприятий комитет не анализирует их целесообразность и последующее влияние на финансовый результат деятельности предприятий:
- в результате продажи в 2005 г. МУПП "Саратовводоканал" 4 объектов недвижимости по ул. Шелковичной, б/н погашалась кредиторская задолженность, составляющая 0,23% задолженности предприятия по состоянию на 01.01.2005 г.;
- в результате приобретения в 2004 г. МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство" легкового автомобиля для его последующей передачи администрации Октябрьского района у предприятия были изъяты оборотные средства в сумме 568440,0 руб.
9. При оформлении сделок с недвижимостью допускались ссылки на юридически не оформленные договорные отношения, например, пунктом 1.5. договора от 12.01.2005 N 03 между МУП "БПХ" и ООО "Колизей" была предусмотрена передача права аренды земельного участка на условиях заключенного продавцом договора аренды. Однако только через пять месяцев после продажи душевого павильона, 8 июня 2005 г., МУП "БПХ" заключил с комитетом по управлению имуществом Саратовской области договор N 221 аренды земельного участка площадью 711 кв.м сроком на 25 лет в соответствии с распоряжением областного комитета по управлению имуществом от 04.05.2005 N 515-р.
10. Деятельность МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство", созданного для содержания и обслуживания территории городского парка, в настоящее время не соответствует его Уставу, что является нарушением норм Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
11. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование МУП нарушает нормы бухгалтерского и налогового учета в части обоснованности себестоимости производимых предприятиями товаров, работ, услуг.
12. При оценке зданий Волжского колхозного рынка площадь одного помещения была занижена на 43 кв.м (на 39%), что не могло не повлиять на занижение цены реализации объекта.
Предоставленные комитетом по управлению имуществом разногласия по результатам проверки были рассмотрены Контрольно-счетной палатой и признаны необоснованными.
Председатель Контрольно-счетной палаты |
Э.А.Постельга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет контрольно-счетной палаты г. Саратова о результатах проверки соблюдения законодательства при отчуждении и использовании муниципального имущества комитетом по управлению имуществом администрации города
Текст отчета опубликован в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" от 9 апреля 2009 г. N 32 (423)