О комитете по экономике администрации города см. постановление мэра города Саратова от 26 ноября 2003 г. N 874
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы и на основании удостоверения на право проведения проверки от 15.12.2008 г., выданного председателем Контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Постельгой Э.А., специалистами отдела Контрольно-счетной палаты консультантом Лобановой Г.А. (руководитель), консультантом Юровой Е.Л., главным специалистом Хрульковым Д.А. с 15.12.2008 г. по 30.01.2009 г. проведена проверка соблюдения законодательства при отчуждении и использовании муниципального имущества.
Период проверки: |
1992-2008 годы |
Цель проверки: |
1. Соблюдение законодательства при совершении сделок по отчуждению муниципального имущества, в том числе: - торговый комплекс - рынок "Пешка" и связанный с ним земельный участок по ул. Соляной Волжского района; - душевой павильон и связанный с ним земельный участок по ул. Радищева, 15/95; - земельный участок по ул. Шелковичная. 2. Соблюдение интересов муниципального образования при передаче в аренду муниципального имущества, в том числе городского парка |
Объект проверки: |
комитет по экономике. |
Проверка проведена в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Саратовской городской Думы, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 15.07.2003 г. N 36-341, с ведома руководителя комитета.
При проверке использовались: финансовая отчетность, подтверждающая совершение операций с муниципальным имуществом, договоры о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, договоры аренды объектов нежилого фонда, договоры купли-продажи недвижимого имущества, отчеты об оценке рыночной стоимости движимого и недвижимого муниципального имущества, правоустанавливающие и учредительные документы муниципальных организаций, нормативно-правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции с муниципальным имуществом.
1. Соблюдение законодательства при совершении сделок с муниципальным имуществом
1.1. Торговый комплекс - рынок "Пешка" и связанный с ним земельный участок по ул. Соляной Волжского района.
Комитет по управлению имуществом города и ЗАО "РИМ" заключили договор купли-продажи объекта нежилого фонда N 186-н о продаже трех нежилых помещений общей площадью 971,5 кв.м за 6,9 млн. рублей 25 ноября 2005 года.
Комитет по экономике не участвовал в согласовании сделки по продаже торгового комплекса рынка "Пешка" и связанного с ним земельного участка (Приложение 1).
1.2. Душевой павильон и связанный с ним земельный участок по ул. Радищева, 15/95.
МУП "БПХ" получило 12.05.2004 г. согласование в комитете по экономике на реализацию 9 объектов недвижимости с целью погашения кредиторской задолженности предприятия (Приложение 2). Основанием для положительного решения комитета по экономике явилось заключение аудиторской фирмы ООО "Интерком-Аудит Саратов" по результатам проведенного экономического анализа деятельности МУП "БПХ" за 2003 год (Приложение 3).
Стоимость реализации одного из объектов, душевого павильона, составила 1317 тыс. руб. в соответствии с отчетом N 43/04 ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости". Договор купли-продажи недвижимого имущества N 03 МУП "БПХ" заключило с ООО "Колизей" 12 января 2005 года.
Всего предприятием было реализовано 6 объектов на общую сумму 8934 тыс. руб. При этом не была достигнута основная цель их реализации - кредиторская задолженность предприятия за 2005 год не сократилась, а выросла в 2,3 раза (с 4821 тыс. руб. до 11201тыс. руб.).
Комитет по экономике в предоставленной в ходе проверки информации (Приложение 4) не проводит анализа целесообразности продажи объектов недвижимости, а лишь констатирует направление расходования средств, полученных от реализации душевого павильона:
- оплата услуг поставщиков - 1109,8 тыс. руб.;
- уплата налогов - 8,2 тыс. руб.;
- оплата труда персонала - 199 тыс. руб.
1.3. Земельный участок по ул. Шелковичная.
В августе 2005 года МУПП "Саратовводоканал" совершил сделку с ООО "Скарабей" по продаже 4 объектов недвижимого имущества, расположенных на территории насосной станции "Сеноман", предварительно проведя рыночную оценку и согласовав с комитетом по экономике (письмо от 08.08.2005 г. N 03-03-01/1864) совершение сделки отчуждения объектов недвижимости. Мотивацией продажи указанной недвижимости послужила необходимость погашения задолженности МУПП "Саратовводоканал" за электроэнергию и осуществление мероприятий по подготовке сооружений к осенне-зимнему периоду 2005-2006 годов. Однако следует отметить, что по состоянию на 01.01.2005 г. кредиторская задолженность предприятия составляла 543088 тыс. руб., т.е. совершение сделки в размере 1270 тыс. руб. позволяло предприятию погасить 0,23% его кредиторской задолженности на начало года.
Комитет по экономике не смог предоставить информацию о направлении расходования средств и полученном экономическом эффекте от реализации указанных объектов (Приложение 1).
2. Соблюдение интересов муниципального образования при передаче в аренду муниципального имущества, в том числе городского парка
На основании письма МУП "Городской парк" от 03.12.2004 г. N 193 предприятию комитетом по экономике (исх. от 03.12.2004 г. N 03-03-01/4007) была согласована крупная сделка по реализации объектов недвижимости:
- шахматный павильон площадью 96,6 кв.м первоначальной стоимостью 14427,15 руб. (амортизация - 100%);
- помещение для хранения инвентаря площадью 18,5 кв.м первоначальной стоимостью 14997,47 руб. (амортизация - 100%);
- боксы гаражные площадью 189,651 кв.м первоначальной стоимостью 76043,52 руб. (амортизация - 100%).
Договором купли продажи недвижимости от 26.12.2004 г. ООО "Карусель" приобретены боксы гаражные площадью 161,3 кв.м. Согласно отчету об оценке N 155 цена с НДС составила 45100,0 руб. Справка о взаимных расчетах между МУП и ООО "Карусель" в ходе проверки предоставлена.
Договором купли-продажи недвижимости от 01.03.2005 г. между МУП "Городской парк" и ООО "Карусель" последнему было продано два здания площадью 96,6 кв.м и 18,5 кв.м. Цена объектов недвижимости с НДС - 22100,0 руб. согласно рыночной оценке (отчеты об оценке N 153 и 154).
МУП "Городской парк" переименовывается в МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство" 20 ноября 2004 года. По-прежнему предметом деятельности предприятия является деятельность в сфере благоустройства, восстановления и обустройства сложившихся природных комплексов и других закрепленных за ним территорий.
Начиная с 2005 года происходит перепрофилирование предприятия без отражения этого процесса в Уставе. С баланса предприятия в городской центр механизации передается 3 автотранспортных средства распоряжением от 12.01.2007 г. N 24-р. В то же время в течение всего 2005 года комитетом по управлению имуществом предприятию в безвозмездное пользование передается специализированная дорожная техника, в том числе на основании распоряжений:
- от 04.03.2005 г. N 138-р 2 единицы специализированной дорожной техники;
- от 10.03.2005 г. N 1151-р 21 единица специализированной дорожной техники;
- от 07.12.2005 г. N 1244-р 39 единиц специализированной дорожной техники.
На основании письма предприятия (от 19.10.2005 г. N 120) комитетом по экономике 26.10.2005 г. (исх. N 03-03-01/2605) была согласована продажа находящихся на балансе предприятия 3 автомобилей: ИЖ 2715 (1992 года выпуска), ГАЗ 33073 (1993 года выпуска) и ВАЗ 21093 (1999 года выпуска). Предоставленные в ходе проверки инвентарные карточки данных транспортных средств оформлены только 01.01.2005 г. с нарушением требований бухгалтерского учета. Оценка рыночной стоимости автомобилей была произведена предприятием в 2005 году и составила с учетом НДС 4600 руб., 18500 руб., 5400 руб. соответственно.
При этом только один автомобиль был реализован в соответствующие проведению оценки сроки: ВАЗ 21093 был реализован 23.01.2006 г. за 5500 руб. (без НДС). Автомобиль ГАЗ 33073 реализовали лишь 16.04.2008 г. за 9440 руб. (с НДС). Информация о проведении повторной оценки рыночной стоимости автомобиля ГАЗ 33073 не предоставлена. Автомобиль ИЖ 2715 был списан в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом в декабре 2008 г.
Распоряжением комитета по управлению имуществом от 21.09.2004 г. N 626-р с баланса администрации Октябрьского района на баланс предприятия (Приложение 16) было передано 3 легковых автомобиля с указанием о необходимости их отражения в договоре хозяйственного ведения предприятия по состоянию на 01.01.2005 г.: ГАЗ 3110, ГАЗ 31029 и Хэнде Соната. Передача была оформлена актами приема-передачи без даты (1-й акт - на автомобили ГАЗ, 2-й акт - на автомобиль Хэнде Соната).
Указание об учете автомобилей в договоре хозяйственного ведения исполнено не было, так как предприятие реализовало указанные основные средства в рамках того же финансового года. Согласования на реализацию данных автомобилей были получены предприятием от комитета по экономике (от 12.10.2004 г. N 03-03-01/2440) и комитета по управлению имуществом (от 09.11 2004 г. N 04-06/5162 на Хэнде Соната и от 22.10.2004 г. N 04-06/4995 на ГАЗы). Оценка рыночной стоимости автомобилей не предоставлена.
Автомобиль Хэнде Соната был реализован 02.11.2004 г. за 260000 руб. с НДС ООО "АвтоМоторс". Указанная сумма была учтена при расчете предприятия с этой организацией по договору от 02.11.2004 г. N 237 за автомобиль Хэнде XG 2001 года выпуска стоимостью 814000 руб. с НДС. Остальная часть стоимости автомобиля была оплачена денежными средствами с расчетного счета предприятия по п/п N 221 от 05.11.2004 г.
Автомобиль ГАЗ 3110 реализовали 29.10.2004 г. за 17060 руб. с НДС, автомобиль ГАЗ 31029 - 29.10.2004 г. за 12500 руб. с НДС.
На основании распоряжения комитета по управлению имуществом от 15.11.2004 г. N 792-р приобретенный предприятием автомобиль Хэнде XG передается с его баланса на баланс администрации Октябрьского района.
Таким образом, очевидно, что передача автомобилей от администрации Октябрьского района предприятию была осуществлена для упрощения процедуры их реализации. У предприятия были изъяты оборотные средства в сумме 568440 руб., что не могло не отразиться на результатах его финансово-хозяйственной деятельности.
В ходе проверки установлено
1. При согласовании крупных сделок муниципальных унитарных предприятий комитет не анализирует их целесообразность и последующее влияние на финансовый результат деятельности предприятий:
- в результате продажи в 2005 г. МУПП "Саратовводоканал" 4 объектов недвижимости по ул. Шелковичной б/н за 1270 тыс. руб. погашалась кредиторская задолженность, составляющая 0,23% задолженности предприятия по состоянию на 01.01.2005 г.;
- в результате приобретения в 2004 г. МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство" легкового автомобиля для его последующей передачи администрации Октябрьского района у предприятия были изъяты оборотные средства в сумме 568440 руб.;
- общая стоимость реализации МУП "БПХ" 6 объектов недвижимости составила 8934 тыс. руб. При этом не была достигнута основная цель их реализации - кредиторская задолженность предприятия за 2005 год не сократилась, а выросла в 2,3 раза (с 4821 тыс. руб. до 11201 тыс. руб.).
2. Деятельность МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство", созданного для содержания и обслуживания территории городского парка, в настоящее время не соответствует его Уставу, что является нарушением норм Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
3. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование МУП нарушает нормы бухгалтерского учета в части обоснованности себестоимости производимых предприятиями товаров, работ, услуг.
Предоставленные комитетом по экономике разногласия по результатам проверки были рассмотрены Контрольно-счетной палатой и признаны необоснованными.
Председатель Контрольно-счетной палаты |
Э.А.Постельга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет контрольно-счетной палаты г. Саратова о результатах проверки соблюдения законодательства при отчуждении и использовании муниципального имущества комитетом по экономике администрации города
Текст отчета опубликован в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" от 9 апреля 2009 г. N 32 (423)