Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Энгельсского городского Совета депутатов
Саратовской области
от 26 июня 2009 г. N 142/02
Порядок
разработки и реализации муниципальных целевых программ в муниципальном образовании город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ в муниципальном образовании город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области регулирует процесс принятия решений о разработке целевых программ, их формирования и реализации.
Настоящий Порядок не распространяется на долгосрочные целевые программы (подпрограммы) и ведомственные целевые программы.
1.2. В Порядке использованы следующие основные понятия и термины:
- муниципальная целевая программа (далее - программа) - увязанный по содержанию, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач социально-экономического, экологического, культурного развития муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - муниципальное образование город Энгельс);
- подпрограмма - составная часть программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач программы, объединенных по одному признаку.
Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых задач, а также исходя из необходимости рациональной организации процесса их решения.
1.3. В процессе разработки, формирования и исполнения программ принимают участие следующие субъекты:
- инициатор разработки программы (далее - инициатор) - Энгельсский городской Совет депутатов, администрация муниципального образования город Энгельс, структурные подразделения администрации муниципального образования город Энгельс, юридические и (или) физические лица, выходящие с предложениями и обоснованиями о программной разработке проблемы на уровне муниципального образования город Энгельс;
- муниципальный заказчик программы (далее - заказчик) - администрация муниципального образования город Энгельс, структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс, являющиеся распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы. Для разработки программ, имеющих более одного муниципального заказчика, из состава муниципальных заказчиков определяется муниципальный заказчик-координатор;
- исполнители программы (программных мероприятий) - бюджетные или иные организации, которые являются непосредственными участниками программных мероприятий или получателями бюджетных и внебюджетных средств на реализацию программы.
1.4. Разработка и реализация программы включает следующие этапы:
- отбор проблем для программной разработки и принятие решения о разработке программы;
- формирование программы;
- экспертиза программы;
- принятие программы;
- управление реализацией программы и контроль за ходом её выполнения.
2. Отбор проблем для программной разработки и принятие решения о разработке программы
2.1. Основными критериями для отбора проблем и принятия решения о разработке программы являются:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования только рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки для ее решения,
- наличие федеральной, областной, районной программ, в рамках которых могут быть привлечены средства соответствующего бюджета;
- необходимость координирования действий исполнителей программы;
- приоритеты и цели социально-экономического развития муниципального образования город Энгельс;
- предполагаемый эффект от реализации программы.
2.2. Предложения о программной разработке проблемы с обоснованиями направляются инициатором разработки программы в комиссию по экспертизе муниципальных целевых программ, создаваемую правовым актом администрации муниципального образования город Энгельс.
Предложения должны содержать:
- характеристику сложившейся проблемной ситуации (приводятся основные оценочные показатели и сведения, обосновывающие необходимость решения указанной проблемы; динамика показателей по данной проблеме за предыдущие годы; сравнение с нормативными показателями, итоги исполнения предшествующей аналогичной программы) и анализ причин возникновения проблемы;
- обоснование соответствия решения проблемы и поставленных задач приоритетам социально-экономического развития муниципального образования город Энгельс;
- обоснование невозможности решения проблемы в рамках текущей деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Энгельс и необходимости применения программно-целевого метода;
- возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- предложения по целям и задачам программы (цели и задачи должны быть направлены на полное или частичное решение проблемы), этапам ее реализации;
- предложения по объемам и источникам финансирования программы с учетом темпов экономического развития муниципального образования город Энгельс;
- предложения по основным направлениям финансирования программы;
- предложения по муниципальным заказчикам и разработчикам программы (в случае привлечения организаций-разработчиков - срок и ориентировочную стоимость разработки программы);
- предварительную оценку ожидаемой результативности и эффективности реализации программы с указанием целевых показателей и индикаторов, позволяющих оценивать ход реализации программы по этапам исполнения.
2.3. Комиссия по экспертизе муниципальных целевых программ в течение 10 рабочих дней рассматривает предложения о программной разработке проблемы и дает свое заключение о целесообразности подготовки соответствующей программы.
2.4. В случае принятия комиссией по экспертизе муниципальных целевых программ положительного заключения предложения о программной разработке проблемы с обоснованиями направляются заказчику для формирования программы.
3. Формирование программы
3.1. Заказчик в процессе формирования программы:
- обеспечивает своевременную и качественную подготовку проекта программы;
- подготавливает исходное задание на формирование проекта программы и координирует действия разработчиков;
- организует при необходимости проведение экспертиз проекта программы и по результатам экспертиз - его доработку;
- согласовывает с заинтересованными структурными подразделениями администрации муниципального образования город Энгельс, организациями программные мероприятия, возможные сроки их выполнения, объемы и источники финансирования;
- по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников, подписывает соглашения о намерениях;
- разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценивать ход реализации программы по годам и этапам исполнения;
- организует исполнение программы, несет ответственность за ее исполнение и отчитывается о ходе ее исполнения;
- организует иные мероприятия, необходимые для формирования проекта программы.
3.2. Муниципальный заказчик-координатор помимо функций, указанных в пункте 3.1. настоящего Порядка, осуществляет текущую работу по координации деятельности отдельных заказчиков, обеспечивая согласование их действий по подготовке и реализации программных мероприятий, несет ответственность за подготовку и реализацию программы в целом.
3.3. Методическое руководство по формированию программы осуществляет структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере экономики.
3.4. Программа состоит из следующих разделов:
- паспорт программы;
- характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;
- система (перечень) программных мероприятий;
- ресурсное обеспечение программы (сведения о распределении объемов по источникам финансирования);
- организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;
- прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы;
- иные разделы по усмотрению заказчика.
3.5. К содержанию разделов программы предъявляются следующие требования:
- раздел "Паспорт программы" должен быть составлен по форме согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;
- раздел "Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами" должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с основными направлениями социально-экономического развития, целесообразность и необходимость решения проблемы программно-целевым методом;
раздел "Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы" должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы, обоснование поставленных задач для достижения целей программы, обоснование сроков решения задач и реализации программы. При этом возможно выделение нескольких временных этапов реализации программы, которые должны характеризоваться прогнозируемыми промежуточными значениями целевых показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
а) специфичность (цели должны соответствовать компетенции исполнителей программы);
б) достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
в) измеримость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
- раздел "Система программных мероприятий" должен содержать перечень конкретных мероприятий, сгруппированных по направлениям и задачам программы, с указанием сроков, лиц, ответственных за выполнение мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием объемов по источникам финансирования);
- раздел "Ресурсное обеспечение программы" должен содержать:
а) общий объем финансирования программы с указанием источников финансирования, с разбивкой по подпрограммам (при их наличии);
б) обоснование возможности привлечения (помимо средств бюджета муниципального образования город Энгельс) внебюджетных средств и средств бюджетов других уровней бюджетной системы для реализации программных мероприятий, описание механизмов привлечения этих средств;
- раздел "Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации" оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящего Порядка;
- раздел "Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы" должен содержать прогнозируемые конечные результаты, которые должны быть достигнуты от реализации программных мероприятий, а также критерии оценки эффективности программы, в том числе оценки эффективности расходования бюджетных средств.
3.6. К проекту программы должны быть приложены:
- проект решения Энгельсского городского Совета депутатов;
- пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия программы;
- финансово- экономическое обоснование;
- экспертные заключения (при необходимости);
- предварительная бюджетная заявка на ассигнования из бюджета муниципального образования город Энгельс для финансирования программы по форме согласно Приложению 2 к настоящему Порядку, а также соглашения о намерениях между исполнителями программы, подтверждающие возможность финансирования из внебюджетных источников;
- согласования с исполнителями программы, не относящимися к муниципальным по организационно-правовой форме.
4. Экспертиза программы
4.1. Проект программы с приложениями представляется заказчиком в структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере финансов, структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере правового обеспечения на проведение экспертизы.
Структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере правового обеспечения рассматривает представленный проект программы с точки зрения соответствия его законодательству и нормативным правовым актам муниципального образования город Энгельс.
Структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере финансов проводит экспертизу проекта программы на предмет соответствия ассигнований, предусмотренных в местном бюджете, потребности в средствах на реализацию мероприятий программы, а также на предмет возможности привлечения иных источников финансирования.
4.2. В случае получения положительных заключений структурного подразделения администрации муниципального образования город Энгельс в сфере финансов и структурного подразделения администрации муниципального образования город Энгельс в сфере правового обеспечения проект программы с приложениями направляется в структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере экономики.
4.3. Структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере экономики рассматривает представленный проект программы и готовит заключение, обращая особое внимание на:
- приоритетность проблемы, предлагаемой для программного решения;
- необходимость решения проблемы в рамках программы;
- обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, объективность сроков их реализации;
- соответствие программных мероприятий задачам, направленным на достижение поставленных целей;
- реальность и обоснованность объемов и источников финансирования, подтвержденных экономическими расчетами и соглашениями о намерениях;
- соответствие программы структуре, установленной настоящим Порядком.
4.4. Срок подготовки заключений - не более 15 дней.
4.5. С учетом замечаний и предложений, отраженных в заключениях, заказчик (заказчик-координатор) осуществляет доработку проекта программы.
4.6. Доработанный проект программы со всеми необходимыми документами направляется в Энгельсский городской Совет депутатов.
5. Принятие программы
5.1. Глава администрации муниципального образования город Энгельс выносит на рассмотрение Энгельсского городского Совета депутатов проект решения о принятии программы.
5.2. Принятие программы осуществляется Энгельсским городским Советом депутатов.
5.3. Внесение изменений и (или) дополнений в программу осуществляется путем принятия соответствующего решения Энгельсского городского Совета депутатов.
6. Финансирование программы
6.1. Принятые программы реализуются за счет средств муниципального бюджета, а также внебюджетных источников, кроме того, прогнозно могут учитываться средства районного, областного и федерального бюджетов.
6.2. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования программ, относятся: взносы участников реализации программ, кредиты банков, юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации программных мероприятий, и другие источники.
В программе указываются конкретные получатели средств бюджета с указанием их организационно-правовой формы.
7. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
7.1. Формы и методы организации управления реализацией программы определяются заказчиком (заказчиком-координатором).
7.2. Реализация программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7.3. Заказчик (заказчик-координатор) программы с учетом выделяемых на её реализацию финансовых средств уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
7.4. При необходимости заказчик (заказчик-координатор) программы вносит предложения о внесении изменений в программу или о продлении срока её реализации, который истекает в текущем году, а также готовит документы с обоснованием прекращения дальнейшей поддержки программы.
7.5. Структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере экономики осуществляет общую координацию выполнения программ, мониторинг их экономической эффективности, ведет единый реестр программ, реализуемых на территории муниципального образования город Энгельс, фиксирует их завершение и снятие с контроля.
7.6. Заказчик (заказчик-координатор) программы и исполнители программных мероприятий ежеквартально, до 13 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а также по итогам реализации программы направляют в структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере экономики информацию, которая должна содержать:
- объемы выполненных работ и финансирования (общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов, в т.ч. по источникам финансирования);
- перечень выполненных мероприятий;
- анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий;
- предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей либо о прекращении и дальнейшей реализации программы (при необходимости).
7.7. Структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере экономики проводит проверку представленного отчета о выполнении программы на предмет соответствия достигнутого результата установленным в ней показателям результативности, производит оценку эффективности реализации программы в соответствии с методикой, утверждаемой постановлением администрации муниципального образования город Энгельс, и дает соответствующее заключение.
В случае представления заказчиком программы предложений о корректировке целей, задач и сроков реализации программы в целом, а также отдельных программных мероприятий, об изменении форм и методов управления реализацией программы, сокращении (увеличении) финансирования расходов на реализацию программы на текущий и последующие годы структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере экономики дает заключение на внесение изменений в программу.
7.8. Структурное подразделение администрации муниципального образования город Энгельс в сфере финансов проводит проверку отчета о выполнении программы в рамках своей компетенции, по результатам которой готовит соответствующее заключение.
7.9. Заказчик программы (заказчик-координатор) представляет отчет о выполнении программы с учетом заключений структурных подразделений администрации муниципального образования город Энгельс в сфере экономики и финансов на рассмотрение комиссии по экспертизе муниципальных целевых программ, которая по результатам рассмотрения готовит соответствующее заключение.
7.10. В случае подготовки комиссией по экспертизе муниципальных целевых программ положительного заключения отчет о выполнении программы с приложением заключений структурных подразделений администрации муниципального образования город Энгельс направляется главе администрации муниципального образования город Энгельс.
7.11. Отчет о выполнении программы утверждается Энгельсским городским Советом депутатов.
7.12. Решение о досрочном прекращении выполнения ранее утвержденной программы принимается Энгельсским городским Советом депутатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.