Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 3 ноября 2011 г. N 619-П в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 3 августа 2009 г. N 344-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области" на 2010-2012 годы
9 сентября, 21 декабря 2009 г., 22 июня, 20 июля, 18 октября, 8 ноября 2010 г., 27 января, 25 марта, 27 мая, 3 ноября, 30 декабря 2011 г., 24 августа 2012 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 августа 2012 г. N 511-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт программы
Наименование программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области" на 2010-2012 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон "О некоммерческих организациях", распоряжение Правительства Саратовской области от 16 июня 2009 года N 136-Пр
|
Государственный заказчик Программы
|
министерство по делам территориальных образований области, комитет общественных связей и национальной политики области |
Основные разработчики Программы
|
комитет общественных связей и национальной политики области |
Цель, задачи и важнейшие оценочные показатели Программы |
целью Программы является: реализация социально значимых инициатив негосударственных некоммерческих объединений области через создание необходимых условий, максимально способствующих качественному развитию и функционированию институтов гражданского общества. Задачи Программы: расширение участия негосударственных некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов путем проведения ежегодных областных конкурсов; информационное сопровождение деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций, нацеленной на развитие институтов гражданского общества в области; постоянный мониторинг тенденций развития гражданского общества в области; развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области. Оценочные показатели: доля общественных организаций, участвующих в конкурсе социальных и культурных проектов; доля участия представителей общественных объединений в организации и проведении мероприятий в рамках Гражданского Форума Саратовской области; доля общественных организаций, участвующих в работе ресурсного центра; доля представителей общественных организаций, участвующих в мероприятиях общественного методического центра по патриотическому воспитанию молодежи; количество информационных материалов, ежемесячно освещающих общественный процесс, в том числе размещенных на Интернет-портале "Гражданское общество в Саратовской области"; количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку по итогам конкурса общественно полезных (социальных) проектов
|
Срок реализации Программы |
2010-2012 годы
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
комитет общественных связей и национальной политики области, управление делами Правительства области, министерство экономического развития и торговли области, министерство по делам территориальных образований области, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, в том числе социально ориентированные (по согласованию), редакции средств массовой информации (по согласованию)
|
Объем и источники исполнения Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 35095,0 тыс. рублей, из них: 7645,0 тыс. рублей - средства областного бюджета; 24000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета (прогнозно); 3435,0 тыс. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно); в 2010 году - 2050,0 тыс. рублей, в том числе 1600,0 тыс. рублей - средства областного бюджета, 450,0 тыс. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно); в 2011 году - 16545,0 тыс. рублей, в том числе 12000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета (прогнозно), 3045,0 тыс. рублей - средства областного бюджета, 1500,0 тыс. рублей - средства внебюджетных источников; в 2012 году - 16500,0 тыс. рублей, в том числе 12000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета (возврат остатков 2011 года), 3000,0 тыс. рублей - средства областного бюджета, 1500,0 тыс. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно)
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
совершенствование конкурсных технологий поддержки программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций за счет бюджетных средств; реализация не менее 10 программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем; совершенствование механизмов общественного контроля и общественной экспертизы решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления; расширение спектра участия общественных объединений на рынке социальных услуг в области до 2 процентов от числа зарегистрированных общественных объединений области; системное построение информационного сопровождения продвижения гражданских инициатив в области; увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку по итогам конкурса общественно полезных (социальных) проектов (до 30 единиц в 2012 году)
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется министерством по делам территориальных образований области, комитетом общественных связей и национальной политики области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
|
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2011 г. N 802-П в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую в реальный уровень самоорганизации социума. Гражданское общество как состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, региона, основным критерием разделения функций государства и общества в политико-социальной сфере.
Только на определенной качественной стадии своего развития, достигая своей зрелости, общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским.
В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего "не доходят руки" государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественноисторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера.
Гражданское общество - это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия.
В Саратовской области, как и в Российской Федерации, идет процесс становления гражданского общества. Новой тенденцией развития институтов гражданского общества за последние годы можно назвать формирование общественных институтов при федеральных и региональных структурах органов власти - Общественный совет при ГУВД по Саратовской области, Общественный совет при Уполномоченном по правам человека по Саратовской области, Общественный совет при областной Думе, общественно-консультативные советы при региональных отделениях политических партий. В 2008 году согласно принятому Закону Саратовской области "Об Общественной палате Саратовской области" была сформирована Общественная палата области, в которую вошли представители общественных, религиозных и национальных объединений, почетные граждане Саратовской области, представители промышленного и аграрного сектора области, предприниматели и лидеры профсоюзных организаций.
За последние годы значительно укрепились институты гражданского общества муниципального уровня области. Во всех районах области созданы Общественные советы муниципальных районов, в состав которых вошли представители всего сектора гражданского общества: политические партии, профсоюзы, благотворительные фонды, национальные и общественные объединения, представители религиозных конфессий.
Показательным является процесс регистрации общественных объединений в Саратовской области. Исходя из количества зарегистрированных общественных объединений начиная с 490 организаций в 1998 года до 95 организаций в 2005 году наблюдался спад активности гражданского общества. С вводом в действие областных целевых программ по развитию институтов гражданского общества Саратовской области начиная с 2006 года динамика регистрации общественных объединений стала позитивной: в 2006 году - 64 организации, в 2007 году - 75 организаций, в 2008 году - 121 организация.
Год |
Количество новых зарегистрированных общественных объединений |
1998 |
490 |
1999 |
450 |
2000 |
368 |
2001 |
226 |
2002 |
175 |
2003 |
102 |
2004 |
62 |
2005 |
95 |
2006 |
64 |
2007 |
75 |
2008 |
121 |
Согласно данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области на территории области на 31 декабря 2007 года было зарегистрировано 2986 некоммерческих организаций, на 31 декабря 2008 года - 3497 организаций, на 31 декабря 2009 года - 3297 организаций, на 31 декабря 2010 года - 3372 организации. Формирование гражданского общества тесно связано с созданием социально ориентированных некоммерческих организаций.
Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются в соответствии с законодательством некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также отдельные виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статьей 3 Закона Саратовской области от 26 апреля 2011 года N 45-ЗСО "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области".
Информационное сопровождение общественного процесса в регионе, поддержка системы мер, направленной на повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере общественных отношений и участников общественного движения, постоянный мониторинг развития гражданского общества области, организация постоянно действующего ресурсного центра для негосударственных некоммерческих объединений, конкурсная поддержка гражданских инициатив общественных объединений в рамках проведения конкурса социальных и культурных проектов.
В рамках осуществления практических мер в сфере развития институтов гражданского общества с 2006 года по 2009 год на территории области уже реализуется соответствующая областная целевая программа, на реализацию которой Законом области "Об областном бюджете на 2008 год" было предусмотрено финансирование в сумме 4585 тыс. рублей. Денежные средства были выделены в полном объеме, большая часть в виде субсидий победителям конкурса социальных и культурных проектов.
Конкурс социальных и культурных проектов в рамках областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы" был проведен на основании постановления Правительства области от 13 августа 2008 года N 324-П. На поддержку проектов победителей областного конкурса социальных и культурных проектов в рамках реализации областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы" в форме выдачи субсидии на возмещение затрат было предусмотрено 4000 тыс. рублей. На конкурс по областной целевой программе "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" в 2008 году было подано 64 заявки, из которых 56 признаны победителями, из них 9 проектов-победителей из муниципальных районов области. Вклад в осуществляемые проекты общественных организаций - победителей конкурса составил более 2000 тыс. рублей.
За 2006-2008 годы наметилась положительная динамика получения субсидий общественными объединениями:
Год |
Количество победителей из числа общественных объединений |
Выделенные средства (тыс. рублей) |
2006 |
28 |
2180 |
2007 |
28 |
1978 |
2008 |
56 |
3895 |
В период глобального экономического кризиса выделение субсидий позволило негосударственным некоммерческим объединениям продолжить свою уставную деятельность, реализовать социально значимые проекты.
Информация о проведении конкурса, а также вся информация о деятельности министерства по делам территориальных образований области, комитета общественных связей и национальной политики области и мероприятиях общественных и национальных объединений размещается на сайте "Гражданское общество в Саратовской области", техническая поддержка которого осуществляется также по программе "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы". Только в 2008 году на сайте было размещено более 170 сообщений, пресс-релизов, анонсов о деятельности общественных организаций области, при этом было зарегистрировано более 1300 посещений сайта.
Наряду с механизмами финансовой поддержки деятельности общественного сектора реализуется комплекс организационных мероприятий, позволяющих повысить роль гражданского общества в выработке управленческих решений.
В качестве положительного примера, отражающего качественно новый уровень межсекторного взаимодействия, выступает Первый Гражданский Форум Саратовской области, прошедший в ноябре 2008 года. Форум стал существенным шагом на пути вовлечения гражданского сектора муниципальных районов Саратовской области в областную систему межсекторного взаимодействия. В рамках проведения Первого Гражданского Форума Саратовской области проведено 17 переговорных площадок и семинаров. В работе приняли участие, включая пленарное заседание, более двух тысяч представителей некоммерческих организаций области и приглашенных.
Принцип проведения мероприятий в рамках Гражданского Форума способствовал активизации деятельности общественных объединений, выступающих модераторами переговорных площадок, при всесторонней поддержке федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной и представительной власти. Максимальная концентрация всего сектора гражданского общества - представителей негосударственных общественных объединений, бизнеса и органов власти способствовала эффективной выработке решений.
Возросло количество проводимых обучающих семинаров, презентаций проектов и программ, заседаний рабочих групп, заседаний комиссий Экспертного Совета, Общественной палаты области, мероприятий общественных организаций, региональных отделений политических партий в Доме приема официальных делегаций Правительства области (ул. Волжская, 32). Только за 2008 год в семинарах и заседаниях рабочих групп, проводимых комитетом общественных связей и национальной политики и общественными объединениями, приняли участие более 1200 человек.
За 2008 год - начало 2009 года общественными объединениями по области проведено более 90 мероприятий, более трети в муниципальных районах области. Основная аудитория участников мероприятий в муниципальных районах - представители общественных объединений инвалидов, ветеранов, участников локальных войн и конфликтов, члены профсоюзных организаций, представители местных отделений политический партий, женских и правозащитных объединений. В крупных городах также молодежные, благотворительные, творческие общественные организации. Мероприятия соответствовали интересам аудитории, во многих из них сами общественные организации выступали модераторами и соорганизаторами.
Другим направлением в реализуемой программе стало развитие механизмов общественной экспертизы. В рамках решения указанной задачи 19 февраля 2007 года постановлением Правительства Саратовской области N 48-П был создан Экспертный Совет по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов при Правительстве Саратовской области. В состав Совета вошли лидеры всех значимых общественных объединений области. На 1 марта 2009 года структура Совета состоит из 16 комиссий, в которые входят 102 представителя общественных организаций области и независимые эксперты. За прошедшее время членами Экспертного Совета проведена общественная экспертиза 31 законопроекта.
Третьим направлением программы, действующей на территории области в 2008-2009 годах, можно выделить проведение мониторинга функционирования "третьего сектора" в регионе. В его рамках комитетом общественных связей и национальной политики области был проведен комплексный анализ деятельности некоммерческих организаций области. В процессе исследования проводились социологические, экспертные опросы, фокус-группы, анализ документальных источников. По итогам были сделаны выводы о необходимости:
а) совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы функционирования общественных организаций и технологий взаимодействия с ними органов власти;
б) развития и дальнейшего совершенствования социального партнерства;
в) развития инфраструктуры некоммерческих организаций.
Была выпущена брошюра "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области: состояние и перспективы". Результатом стала выработка рекомендаций органам власти по эффективному взаимодействию с некоммерческими организациями и их участию в разработке и реализации управленческих решений, а также разработка методики оценки эффективности деятельности общественных объединений и их взаимодействия с государственными структурами.
Областная целевая программа "Развитие институтов гражданского общества Саратовской области" на 2008-2009 годы" стала новым этапом конструктивного взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций со структурами органов власти. В программе основной акцент был сделан на содействие становлению системы негосударственных некоммерческих организаций в регионе посредством проведения конкурса социальных и культурных проектов. Результатом стало почти двукратное увеличение финансирования проектов общественных объединений (в 2007 году - 1978 тыс. рублей, в 2008 году - 3895 тыс. рублей).
В Программе государственная поддержка социальных и культурных проектов будет увеличена, причем особое внимание будет уделено общественно значимым социальным программам и проектам социально ориентированных некоммерческих организаций.
Государственную поддержку в области планируется оказывать социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Приоритетными направлениями поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на территории области являются:
а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
б) повышение качества жизни людей пожилого возраста;
в) социальная адаптация инвалидов и их семей;
г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
д) развитие межнационального сотрудничества;
е) благотворительность, культура и социальное партнерство.
В Программе обращено пристальное внимание на весь комплекс направлений развития гражданского общества. В частности, принципиально новым моментом Программы является проведение комплекса мероприятий в рамках Гражданского Форума Саратовской области. Целевое финансирование мероприятий Гражданского Форума Саратовской области создаст условия для проведения многоуровневого круглогодичного комплекса мероприятий в муниципальных районах и образованиях области.
В Программе предусмотрено финансирование ресурсного центра, который начал свою деятельность в 2009 году. За истекший период были организованы три выездных заседания в муниципальные районы области по вопросам толерантности и взаимодействия общественных организаций районов со структурами исполнительной и представительной власти. В данных мероприятиях приняли участие более 110 человек. И в дальнейшем аналогичные заседания призваны обеспечить наиболее активное взаимодействие общественных организаций областного центра и муниципальных районов, организовать выездные тематические мероприятия в районах, обеспечить выпуск методических пособий для некоммерческих общественных организаций. Кроме этого, в Программе предусмотрена организация работы общественного методического центра по патриотическому воспитанию молодежи, который создается при участии министерства образования области на базе одного из учебных заведений на конкурсной основе. Задачей центра является создание условий для повышения нравственно-патриотического воспитания молодежи негосударственными некоммерческими организациями области.
Программа подготовлена на основе анализа реализации предыдущей Программы, отражает современные подходы к развитию институтов гражданского общества и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении проблем развития гражданского общества. Проект данного программного документа сформирован как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Главной целью Программы является:
Реализация социально значимых инициатив негосударственных некоммерческих объединений области через создание необходимых условий, максимально способствующих качественному развитию и функционированию институтов гражданского общества.
Задачи Программы:
расширение участия негосударственных некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов путем проведения ежегодных областных конкурсов;
информационное сопровождение взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций и органов государственной власти, способствующего развитию институтов гражданского общества в области;
проведение мероприятий в муниципальных районах и образованиях области в рамках подготовки и проведения Гражданского Форума Саратовской области;
постоянный мониторинг развития гражданского общества в области;
развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области.
Реализация Программы осуществляется с 2010 года по 2012 год.
3. Система программных мероприятий
Программа предусматривает создание благоприятных условий для осуществления реализации основных мероприятий при взаимодействии органов государственной власти области, местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций:
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 августа 2012 г. N 511-П раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 35095,0 тыс. рублей, из них:
7645,0 тыс. рублей - средства областного бюджета;
24000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета (прогнозно);
3435,0 тыс. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно);
в 2010 году - 2050,0 тыс. рублей, в том числе 1600,0 тыс. рублей - средства областного бюджета, 450,0 тыс. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно);
в 2011 году - 16545,0 тыс. рублей, в том числе 12000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 3045,0 тыс. рублей - средства областного бюджета, 1500,0 тыс. рублей - средства внебюджетных источников;
в 2012 году - 16500,0 тыс. рублей, в том числе 12000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета (возврат остатков 2011 года), 3000,0 тыс. рублей - средства областного бюджета, 1500,0 тыс. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно).
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы будет осуществляться комитетом общественных связей и национальной политики области, министерством экономического развития и торговли области, министерством по делам территориальных образований области.
В рамках Программы будет осуществляться конкурсная поддержка социальных и культурных проектов. По итогам конкурса будет оказываться финансовая поддержка осуществлению проектных инициатив некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, направленных на решение конкретных социальных проблем. Перечень программных мероприятий представлен в приложении N 1.
Контроль за реализацией Программы осуществляет министерство по делам территориальных образований области, комитет общественных связей и национальной политики области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 августа 2012 г. N 511-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Предварительная оценка социально-экономического эффекта и экономическая целесообразность от реализации мероприятий Программы
Стратегическое значение всего комплекса мер по развитию институтов гражданского общества и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций области заключается в сохранении общественной и политической стабильности, обеспечении сотрудничества и диалога между органами государственной власти области, органами местного самоуправления и общественными объединениями, решении актуальных социальных проблем, повышении доступности предоставляемых гражданам социальных услуг. Основными конкретными ожидаемыми результатами выполнения Программы являются:
дальнейшее развитие институтов общественной экспертизы с участием представителей негосударственного некоммерческого сектора муниципальный районов области;
увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку по итогам конкурса общественно полезных (социальных) проектов (до 30 единиц в 2012 году);
системное построение информационного сопровождения продвижения гражданских инициатив в регионе.
В результате реализации Программы в области будут созданы условия, максимально благоприятствующие развитию и функционированию институтов гражданского общества области и решению актуальных социальных проблем.
Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении N 3.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 г. N 344-П "О долгосрочной областной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.