Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Собрания депутатов
Саратовского муниципального района
Саратовской области
от 6 августа 2009 г. N 01-7/135
Районная целевая программа
"Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовском районе на 2009-2011 годы"
Паспорт районной целевой программы "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовском районе" на 2009-2011 годы
Наименование Программы |
Районная программа "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовском районе на 2009-2011 годы" (далее - Программа)
|
Заказчик Программы |
Администрация Саратовского муниципального района
|
Основные разработчики Программы |
Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия
|
Цель Программы |
Создание в районе условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации
|
Задачи Программы |
- формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Саратовском муниципальном районе; - повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Саратовского муниципального района; - обеспечение защиты населения Саратовского муниципального района от недоброкачественных товаров, работ, услуг, в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз; - стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынке района; - поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в районе
|
Главные оценочные показатели |
- прирост количества мероприятий просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей; - развитие гражданско-правовых механизмов при судебной - привлечение общественности к контролю за потребительским рынком
|
Сроки реализации
|
2009-2011 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия, Управление имущественных и земельных отношений, управление ЖКХ, транспорта, строительства и связи, администрации муниципальных образований района (по согласованию), ОВД Саратовского района (по согласованию), ТО ТУ "Роспотребнадзора в Петровском районе" (по согласованию)
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
реализация мероприятий Программы позволит добиться: - повышения удельного веса устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных до 70 процентов; - увеличения количества просветительских мероприятий, в сфере защиты прав потребителей; - повышение удельного веса числа удовлетворенных исков в защиту потребителей от общего количества указанных исков, рассмотрение по которым окончено в отчетном периоде. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране в последние годы.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полненных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ряда других нормативных актов.
На практике отработаны схемы реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Контролирующие, органы в целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей системно осуществляют мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, в пределах компетенции рассматриваются обращения граждан, проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, принимаются меры к добровольному урегулированию споров между потребителем и продавцом. В необходимых случаях к виновным лицам применяются меры административного воздействия. Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов на уровне угрозы нарушения прав потребителей, не доводя до необходимости восстановления нарушенных прав.
Вместе с тем, бурное развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.
Рынок товаров и услуг, как таковой, не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей. Растет количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных товаров, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге.
В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем. Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций на современном потребительском рынке товаров и услуг (например, в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские и туристические услуги, потребительский кредит, дистанционная торговля), оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявления пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Саратовского муниципального района необходим переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, объединение усилий всех структур прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы является установление эффективной и доступной системы по защите прав потребителей в условиях современных рыночных отношений, а также защита потребительского рынка от некачественной продукции, товаров и услуг.
Концептуальными задачами Программы являются:
создание условий для полной и всесторонней реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
формирование сознания потребителя, как образованного и просвещенного участника взаимоотношений с продавцом (исполнителем, изготовителем), ориентированного на высокий уровень потребления;
обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителя;
повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий;
повышение эффективности судебной защиты прав потребителей.
III. Срок реализации Программы
Программа рассчитана на реализацию в течение трех лет. Программа вступает в действия с момента ее принятия, окончание - 31 декабря 2011 года.
IV. Программные мероприятия
Для решения концептуальных задач Программы предлагается реализовать следующие мероприятия:
определение основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Саратовского муниципального района;
комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей;
совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям;
нормативно-правовое обеспечение Программы;
привлечение на рынок товаров, работ и услуг квалифицированных кадров, имеющих специальное профессиональное образование;
организация системного обучения учащихся общеобразовательных школ, колледжей основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей;
комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей;
осуществление мер по совершенствованию системы контроля над безопасностью товаров (работ, услуг).
Мероприятия, включенные в раздел, направлены на профилактику нарушений, в сфере защиты прав потребителей. Все мероприятия раздела носят планово-стабильный характер и подлежат реализации в течение всего срока действия Программы.
Описание программных мероприятий:
1. Реализация мер по определению основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Саратовского муниципального района
Мероприятие предусматривает организацию взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными и правозащитными организациями в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм защиты прав потребителей.
2. Комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей
Деятельность по разъяснительной работе среди хозяйствующих субъектов должна осуществляться в качестве превентивных мер, которые позволят минимизировать нарушения законодательства по защите прав потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации продукция, а также на стадиях заключения договоров на исполнение услуг, выполнение работ.
Практическими формами проявления такой работы могут быть семинары, конференции, круглые столы и т.д., организованные для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности.
Организационную работу по проведению таких встреч осуществляет управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района с привлечением профильных специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других ведомств (по согласованию).
3. Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям
Защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает:
рассмотрение обращений граждан и их консультирование;
составление претензий и исковых заявлений;
предъявление исков в суды в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей);
обобщение судебной практики в области защиты прав потребителей.
4. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение Программы предусматривает проведение следующих мероприятий:
подготовку предложений о внесении изменений в действующие и разработке новых нормативных правовых актов Российской Федерации и Саратовской области по вопросам защиты прав потребителей.
5. Организация системного обучения учащихся общеобразовательных школ основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей
Организация работы по системному обучению учащейся молодежи имеет большое значение и должна стать одним из элементов в структуре строительства правового государства. Это направление деятельности предусматривает:
организацию обучения в общеобразовательных учреждениях по основам законодательства о защите прав потребителей;
проведение в учебных заведениях семинаров, конференций, "круглых столов" и т.д. по проблемным вопросам потребительского рынка товаров и услуг;
внедрение в учебных заведениях Интернет - проекта "Научись защищать свои права";
6. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей будет обеспечиваться посредством включения соответствующих требовании в общеобразовательные программы, а также посредством организации системы мер по информированию потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав.
7. Осуществление мер по совершенствованию системы контроля над безопасностью товаров (работ, услуг).
Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) предусматривает проведение работы в следующих направлениях:
повышение квалификации персонала предприятий-изготовителей путем проведения тематических семинаров по разъяснению законодательства в области сертификации, технического регулирования и защиты прав потребителей;
обеспечение условий для проведения независимой экспертизы: по качеству и безопасности товаров, работ, услуг; по соответствию потребительских свойств товара заявленной продавцом информации о них; ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения;
организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей, по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам, работам, услугам, законодательств о техническом регулировании;
реализация мер по предотвращению ввоза на территорию Саратовского муниципального района опасных товаров.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется из районного бюджета.
С учетом возможностей районного бюджета объемы средств, направляемы на реализацию Программы, уточняются при разработке проекта районного бюджета на соответствующий финансовый год.
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Программой определен круг исполнителей, которые несут ответственность за выполнение программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия.
VII. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация мероприятий данной Программы позволит повысить эффективность защиты прав потребителей посредством оптимизации совместной деятельности федеральных и областных территориальных структур, органов местного самоуправления, общественных и правозащитных организаций.
Осуществление превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров, работ и услуг. Произойдет сокращение поступления на рынок товаров, работ и услуг опасных и некачественных товаров, работ, услуг, у населения сформируются навыки рационального потребительского поведения. Программа обеспечит решение задачи по повышению информированности населения в сфере защиты прав потребителей.
Повысится удельный вес устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных нарушений
Увеличится количество проводимых просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей.
Повышение уровня защиты населения при реализации потребительских прав приведет к снижению социальной напряженности в обществе.
Оценка результативности действия Программы будет проводиться по результатам отчетного года.
VIII. Перечень программных мероприятий районной целевой программы
Перечень мероприятий районной целевой программы "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовском районе на 2009-2011 годы" приведен в Приложении и является неотъемлемой частью данной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.