Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Профилактика правонарушений
и усиление борьбы с преступностью
на территории Саратовской области"
на 2009-2010 годы
Областная целевая программа
"Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области" на 2009-2010 годы
31 октября 2008 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 461-П в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт областной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области" на 2009-2010 годы
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области" на 2009-2010 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- распоряжение Губернатора Саратовской области от 20 декабря 2007 года N 1015-р "Об утверждении сводного плана законопроектных работ органов исполнительной власти области на 2008 год"
|
Государственный заказчик |
- управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области
|
Основные разработчики Программы |
- управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, Главное управление внутренних дел по Саратовской области (по согласованию), прокуратура области (по согласованию), Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию), министерство информации и печати области, министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство культуры области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, министерство экономического развития и торговли области, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (по согласованию), управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию), управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (по согласованию)
|
Цели Программы |
- укрепление на территории области законности, правопорядка, защиты прав и свобод граждан; совершенствование взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области и органов местного самоуправления в вопросах усиления борьбы с преступностью; привлечение граждан и негосударственных структур, в том числе СМИ и общественных объединений, для обеспечения максимальной эффективности деятельности по борьбе с преступностью; формирование эффективной государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений
|
Задачи Программы |
- снижение уровня преступности на территории области; укрепление правопорядка с учетом комплексного анализа оперативной обстановки и состояния профилактики правонарушений, а также прогнозируемых тенденций развития криминогенной ситуации на территории области на основе совершенствования организации работы всех правоохранительных, иных органов власти и дополнительного финансирования мероприятий, предусмотренных Программой; выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений; развитие материальной и социальной базы правоохранительных органов области; совершенствование кадрового, научно-методического обеспечения правоохранительных органов области. Выполнение задач, определенных Программой, позволит обеспечить повышение уровня общественной безопасности, результативности борьбы со всеми видами преступности, более надежно защитить жизнь, здоровье, свободу и достоинство граждан, а также все формы собственности
|
Сроки реализации Программы
|
- реализация Программы будет осуществлена в течение 2009-2010 годов
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
- Главное управление внутренних дел по Саратовской области (по согласованию), прокуратура области (по согласованию), Приволжское управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию), управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), пограничное управление ФСБ России по Саратовской и Самарской областям (по согласованию), Саратовская таможня (по согласованию), управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию), Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (по согласованию), Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура (по согласованию), управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (по согласованию), Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Саратовский центр стандартизации, метрологии и сертификации им. Б.А.Дубовикова" (по согласованию), министерство образования области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство информации и печати области, Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию), министерство промышленности и энергетики области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, министерство культуры области, министерство занятости, труда и миграции области, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), управление ветеринарии Правительства области, областное государственное учреждение "Служба спасения Саратовской области", комитет общественных связей и национальной политики области, государственная инспекция маломерных судов МЧС России по Саратовской области, органы местного самоуправления (по согласованию), Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья (по согласованию), Саратовское региональное отделение общероссийской общественной организации "Российская скаутская организация" (по согласованию)
|
Объем и источники финансирования Программы |
- для реализации мероприятий по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью на территории области на 2009-2010 годы из областного бюджета необходимо 12999,5 тыс. рублей; в том числе: в 2009 году - 12062,0 тыс. рублей; в 2010 году - 937,5 тыс. рублей.
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- реализация мероприятий Программы позволит: ослабить позиции организованной преступности и коррупции, снизить уровень криминализации экономики; обеспечить эффективное реагирование на угрозы общественной безопасности, оздоровление обстановки на улицах и в других общественных местах; снизить темпы роста преступности и долю тяжких и особо тяжких преступлений; улучшить межведомственное и внутриведомственное взаимодействие правоохранительных органов; повысить эффективность работы правоохранительных органов области по предупреждению и выявлению правонарушений и преступлений; укрепить доверие населения к правоохранительным органам
|
Система организации контроля за исполнением мероприятий Программы |
- контроль за исполнением программных мероприятий осуществляется управлением по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Необходимость разработки и принятия областной целевой программы "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области" на 2009-2010 годы вызвана тем, что преступность, несмотря на прилагаемые усилия, по-прежнему имеет характер реальной угрозы для безопасности жителей области. Так, в 2007 году возросло количество особо тяжких преступлений (+2,3 процента), в группе (+5,7 процента), в сфере незаконного оборота наркотиков (+15,8 процента) и алкоголя (+2,2 процента). Уровень преступности из расчета на 10 тыс. населения составил 188,4 преступления (2006 год - 215,8).
Сложной остается обстановка на улицах и в других общественных местах. Несмотря на то, что по итогам истекшего года в целом по области на 2,3 процента снизилась преступность в общественных местах, сохраняется рост особо тяжких преступлений (+4,9 процента), изнасилований (+30 процентов), карманных краж (+9,3 процента), разбоев (+8,1 процента), поджогов (+100 процентов). На автодорогах области зарегистрировано 2730 (+4,5 процента) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 469 (+8,6 процента) человек и ранено 3442 (+4,6 процента) человека.
Вызывают особую тревогу правонарушения, совершенные подростками. Несмотря на снижение общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2241; -4,4 процента), их количество остается достаточно значительным, преобладают такие составы преступлений, как уголовно-наказуемое хулиганство (+27,3 процента), изнасилования (+12,5 процента), кражи (+1,6 процента), разбои (+11,7 процента).
Важным вопросом остается противодействие коррупции и организованной преступности. Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность и связь с международными преступными сообществами. Характерными признаками этого являются возрастающая угроза возможных террористических проявлений, не снижающийся поток ввоза контрабандных наркотиков на территорию области.
Развитие организованной преступности сопровождается ее качественными изменениями: возрастает техническая оснащенность и вооруженность организованных преступных группировок, повышается их криминальный профессионализм.
В этих условиях обнаруживается недостаточность взаимодействия правоохранительных органов с представителями органов исполнительной власти области, слабое использование в борьбе с преступностью возможностей общественности и населения, народных дружинников, средств массовой информации.
В определенной мере увеличению числа лиц, ставших на путь совершения преступлений, способствуют существующие социально-экономические условия и материальное положение граждан, свидетельством чему является то, что из общего количества привлеченных к уголовной ответственности 59,1 процента (12335; - 6,3 процента) представляет незанятая часть населения. Причем только 2422 (11,6 процента) человека официально зарегистрированы как безработные. На 1,3 процента (4687) увеличилось число преступников, ранее совершавших преступные деяния и имеющих криминальный опыт. Их доля в общей массе (22,4 процента) продолжает оставаться значительной, практически каждый пятый выявленный преступник ранее совершал уголовно наказуемые деяния.
Глубокие преобразования в экономике и отношениях собственности способствуют значительной трансформации нравственных устоев общества, смещению ценностных ориентиров в сознании отдельных групп населения в сторону криминального образа жизни. По-прежнему остается высокой степень асоциального поведения, пьянства, наркомании. 3033 (-18,2 процента) лица в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянении и 42 (65; -35,3 процента) - наркотического.
На криминальную ситуацию в области существенное влияние оказывают ее географическое положение (наличие 579 км участка российско-казахстанской границы), многонациональный состав населения, продолжающаяся миграция беженцев и вынужденных переселенцев. За 12 месяцев 2007 года 460 (-19,7 процента) иностранцев и лиц без гражданства совершили преступления на территории области.
В недостаточном объеме обеспечивается "шаговая доступность" жителей к участковым пунктам милиции. Сегодня необходимо создание нормальных условий для службы участковых уполномоченных милиции по приему граждан на административном участке, совершенствование их деятельности в части материально-технического обеспечения.
Негативно влияет на оперативную работу участковых уполномоченных милиции по раскрытию преступлений "по горячим следам" недостаточное оснащение пунктов милиции автотранспортом.
В ближайшей перспективе могут усилиться негативные тенденции развития криминальной обстановки в области: возможны террористические акты, распространение коррупции, организованной и экономической преступности, дальнейшая наркотизация и алкоголизация населения, рост числа преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах.
Тем не менее возможности для реализации системы мер по борьбе с преступностью и организации профилактической работы по ее предупреждению в области имеются.
В настоящее время действует ряд областных целевых программ: "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы, "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы, "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы", "Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области" на 2008-2010 годы, которые выполняют свое предназначение, развивается межведомственное взаимодействие в борьбе с правонарушениями.
Выполнены мероприятия областной целевой программы "Усиление борьбы с преступностью в Саратовской области" на 2004-2007 годы. Произведено в полном объеме финансирование Программы. В рамках реализации Программы системами видеонаблюдения были оборудованы объекты с массовым пребыванием граждан, обновлен автопарк Главного управления внутренних дел по Саратовской области, телефонизированы участковые пункты милиции.
Комплексами "Папилон" оснащены информационный центр, экспертно-криминалистический центр и 33 управления и отдела внутренних дел области. В 2007 году на имеющемся оборудовании получено 7075 положительных идентификаций по дактилокартам, установлено 6773 лица, 302 неопознанных трупа, раскрыто 1203 уголовных дела, в том числе 974 кражи, 42 убийства.
Принятые меры способствовали оздоровлению обстановки в области: по итогам 7 месяцев 2008 года уровень преступности из расчета на 10 тыс. населения снизился до 103,5 (7 месяцев 2007 года - 115,1).
Меньше совершено преступлений против личности (4742; -8,5 процента). Снизилось число фактов причинения тяжкого вреда здоровью (358; -11,4 процента), в том числе со смертельным исходом (112; -15,2 процента).
Снижено количество преступлений против собственности (15932; -16,3 процента), в том числе краж (10823; -16,5 процента), грабежей (1839; -26,3 процента), разбоев (230; -33,3 процента).
Отмечаются положительные тенденции по противодействию незаконному обороту наркотиков. В 2008 году выявлено 2566 таких преступлений (+5,1 процента), из них органами внутренних дел 1023 (-6,1 процента).
Сотрудниками милиции и Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области по расследованным уголовным делам совместно изъято около 88 килограммов наркотических средств.
Большой объем работ по профилактике правонарушений проведен в период действия областной целевой (комплексной) программы профилактики правонарушений на территории Саратовской области на 2006-2008 годы.
Правительством области реализован ряд мер по улучшению материально-технического обеспечения участковых уполномоченных милиции: приобретено 96 компьютеров, 96 лазерных принтеров, 241 стационарная, носимая и мобильная радиостанции.
Создано 79 "зон безопасности", что в три раза превышает их количество по отношению к уровню 2006 года. Ежесуточно задействовано до 200 сотрудников, используется 81 видеокамера.
Организованы мероприятия по увеличению количества квартир, взятых под охрану подразделениями вневедомственной охраны. В 2007 году под централизованную охрану принято 757 квартир граждан. Системами видеонаблюдения оборудовано 36 объектов, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны, на которых установлено 203 видеокамеры, в т.ч.: 21 объект особой важности (51,2 процента), 11 - повышенной опасности (47,8 процента) и 4 - жизнеобеспечения (26,7 процента).
Вместе с тем не решаются многие проблемы в обеспечении законнопорядка и безопасности на улицах, общественных местах, жилом секторе, среди несовершеннолетних.
На протяжении 2005-2006 годов из-за противоречий нормативной базы не финансировались мероприятия по выделению жилья для участковых уполномоченных милиции. Реализация данного мероприятия началась только в 2007 году. Представляется целесообразным продолжить данную работу, что в значительной мере будет способствовать укреплению кадрового ядра одного из ведущих подразделений милиции - милиции общественной безопасности.
Несмотря на положительные сдвиги в борьбе с правонарушениями, проведенные мероприятия остаются еще недостаточно эффективными. Есть необходимость сконцентрировать усилия заинтересованных ведомств на комплексном решении задач по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью на территории области.
Для закрепления достигнутых результатов и повышения эффективности противодействия преступности требуется единый подход и координация действий в этом направлении.
Решение данных задач невозможно без серьезной поддержки органов государственной власти области, объединения усилий правоохранительных органов, различных ведомств, органов местного самоуправления. Это обуславливает необходимость дальнейшего применения программно-целевого подхода.
2. Цели, задачи Программы и сроки ее реализации
Основными целями Программы являются:
укрепление на территории области законности, правопорядка, защиты прав и свобод граждан;
совершенствование взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области и органов местного самоуправления в вопросах усиления борьбы с преступностью;
привлечение граждан и негосударственных структур, в том числе средств массовой информации и общественных объединений, для обеспечения максимальной эффективности деятельности по борьбе с преступностью;
формирование эффективной государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений.
Основными задачами Программы являются:
снижение уровня преступности на территории области;
укрепление правопорядка с учетом комплексного анализа оперативной обстановки и состояния профилактики правонарушений, а также прогнозируемых тенденций развития криминогенной ситуации на территории области на основе совершенствования организации работы правоохранительных органов области, иных органов власти и дополнительного финансирования мероприятий, предусмотренных Программой;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;
развитие материальной и социальной базы правоохранительных органов области;
совершенствование кадрового, научно-методического обеспечения правоохранительных органов области.
Программа будет реализовываться в 2009-2010 годах.
3. Программные мероприятия
Для решения поставленных в Программе задач запланированы мероприятия по следующим направлениям:
I. Профилактика правонарушений
1. Профилактика правонарушений на территории области.
2. Профилактика правонарушений в рамках отдельной отрасли, сферы управления, предприятия, организации, учреждения.
3. Профилактика правонарушений в сфере потребительского рынка.
4. Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
5. Профилактика экстремистских проявлений.
6. Профилактика нарушений законодательства о гражданстве, предупреждение и пресечение нелегальной миграции.
7. Профилактика правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
8. Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
9. Профилактика правонарушений на административных участках.
10. Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений.
II. Усиление борьбы с преступностью
1. Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, экстремизмом.
2. Борьба с экономическими, финансовыми и налоговыми преступлениями.
3. Обеспечение общественного порядка, борьба с преступлениями против личности.
4. Борьба с незаконным оборотом наркотиков и алкогольной продукции.
5. Укрепление материально-технической базы правоохранительных органов.
В соответствии с федеральными законами и законами области обеспечение и улучшение жилищных условий сотрудников милиции общественной безопасности, проходящих службу в органах внутренних дел на территории области, и их семей возможно путем предоставления им безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств областного бюджета исходя из норм предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда области либо привлечения ими по желанию ипотечного жилищного кредита с последующей компенсацией в форме социальных выплат на возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств областного бюджета в пределах выделенных лимитов.
Размер безвозмездной финансовой помощи определяется исходя из нормы предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда области, рассчитанной по средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения, установленной уполномоченным органом исполнительной власти области дифференцированно по муниципальным образованиям, но не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения, определенную по Саратовской области Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета размеров безвозмездных социальных выплат на приобретение жилых помещений.
Полученная безвозмездная финансовая помощь на приобретение (строительство) жилых помещений может быть использована для компенсации расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, либо для внесения первоначального взноса при получении ипотечного займа (кредита).
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 461-П раздел 4 настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации программных мероприятий из областного бюджета необходимо 12999,5 тыс. рублей, из них:
в 2009 году - 12062,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 937,5 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 461-П в раздел 5 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы.
В ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия в установленном порядке могут уточняться, а объемы финансирования корректироваться с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
Рассмотрение и оценка результатов выполнения Программы проводятся на заседаниях управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области.
Ежегодно к 10 января и 10 июля исполнители Программы представляют в управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области отчеты о ходе реализации Программы.
По итогам реализации мероприятий Программы управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области ежегодно к 1 февраля представляет обобщенную информацию в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области о ходе реализации Программы.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
ослабить позиции организованной преступности и коррупции, снизить уровень криминализации экономики;
обеспечить эффективное реагирование на угрозы общественной безопасности, оздоровление обстановки на улицах и в других общественных местах;
снизить темпы роста преступности и долю тяжких и особо тяжких преступлений;
улучшить межведомственное и внутриведомственное взаимодействие правоохранительных органов;
повысить эффективность работы правоохранительных органов области по предупреждению и выявлению правонарушений и преступлений;
укрепить доверие населения к правоохранительным органам;
повысить эффективность государственной системы социальной профилактики правонарушений, привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, а также общественные организации;
улучшить информационное обеспечение деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению охраны общественного порядка на территории области;
уменьшить общее число совершаемых административных правонарушений и преступлений в области;
снизить количество незаконных мигрантов;
повысить уровень доверия населения к органам государственной власти;
увеличить долю несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, привлеченных к занятиям в киноклубах и кинолекториях, с 21 до 32,3 процента;
увеличить количество времени общения участковых уполномоченных милиции с населением в обслуживаемом жилом секторе до 50 процентов рабочего времени;
снизить число преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах, отдаленных районах, с 41,9 до 30 процентов;
укрепить соблюдение законности и правопорядка на водных объектах области;
повысить культуру безопасного поведения граждан на водных объектах области.
Основные показатели и индикаторы эффективности реализации Программы приведены в приложении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.