Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Развитие лесного хозяйства
Саратовской области" на 2009-2013 годы"
Областная целевая программа
"Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы
Паспорт областной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы (далее - Программа)
|
Основания для разработки Программы |
- Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р; распоряжение Правительства Саратовской области от 19 августа 2008 года N 301-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2009-2013 годы"
|
Государственный заказчик Программы
|
- министерство лесного хозяйства области |
Основные разработчики Программы |
- министерство лесного хозяйства области, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова"
|
Исполнители Программы |
- министерство лесного хозяйства области, Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию), министерство сельского хозяйства области, лица, осуществляющие использование лесов (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)
|
Цели Программы |
- обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений; повышение лесистости области; сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов; повышение эффективности использования лесов
|
Задачи Программы |
- техническое перевооружение ведомственной пожарной охраны лесхозов; организация выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и лесах, расположенных на землях иных категорий; организация эффективной природоохранной пропаганды и экологического воспитания; совершенствование системы обнаружения лесонарушений и их пресечения; модернизация питомнического и лесосеменного хозяйства; сохранение объемов лесовосстановления и увеличение объемов лесоразведения в рамках создания "лесов Киото"; лесоразведение путем создания лесных насаждений на непродуктивных, подверженных эрозии землях сельскохозяйственного назначения, рядом с населенными пунктами и для защиты объектов водоснабжения; создание системы управления лесами, отвечающей критериям устойчивого управления ими и устойчивого развития лесного хозяйства; обеспечение санитарной безопасности в лесах, организация современной, эффективной защиты лесов от вредных организмов; формирование устойчивых, разновозрастных лесов и повышение продуктивности лесов; реконструкция малоценных лесных насаждений; совершенствование системы конкурсного выполнения лесохозяйственных работ; внедрение современных технологий в организацию отвода лесосек, заготовку и переработку древесины; создание производств по переработке низкокачественной древесины и развитие лесопользования без изъятия лесных ресурсов
|
Сроки реализации Программы
|
- 2009-2013 годы
|
Объем и источники финансирования Программы |
- общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования планируются в сумме 1669,2 млн. рублей, в том числе за счет: федерального бюджета (прогнозно) - 695,7 млн. рублей; областного бюджета - 482,1 млн. рублей; внебюджетных источников (прогнозно) - 480,9 млн. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 10,5 млн. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- сокращение до одного часа времени от получения сообщения о возгорании до начала его тушения; снижение размера экологического ущерба от лесных пожаров и лесонарушений в 1,5 раза; воспроизводство лесов на площади 26 тыс. га и увеличение в соответствии с зональными почвенно-климатическими условиями лесистости области до семи процентов; повышение биологической устойчивости лесов и защитных насаждений области, увеличение видового разнообразия и продуктивности лесов на площади 51 тыс. га; увеличение объемов использования лесных участков без изъятия лесных ресурсов, создание производств по переработке низкокачественной древесины с увеличением дохода с 1 га лесов с 5 рублей до 21 рубля; комплексное развитие лесного хозяйства области
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за выполнением Программы осуществляют министерство лесного хозяйства области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ". |
1. Постановка проблем и необходимость разработки программных мероприятий
1.1. Леса Саратовской области
Леса - возобновляемый природный ресурс, требующий не просто разумного потребления, но и обеспечения научно обоснованной, долгосрочной системы охраны и воспроизводства. Вместе с тем сложившаяся высокая степень экологической опасности на территории области предусматривает постоянное внимание к устойчивому управлению лесными экосистемами.
Саратовская область, располагаясь на общей площади более 10 млн. га, имеет в настоящее время 722 тыс. га лесов. Лесистость области составляет 6,5 процента (рисунок 1). Площадь лесов уменьшилась в 19 веке на 200 тыс. га из-за активного сельскохозяйственного освоения и интенсивного лесопользования и в 20 веке на 100 тыс. га из-за строительства ГЭС.
"Рисунок 1. Лесистость Саратовской области"
Более 90 процентов лесов на территории области расположены на землях лесного фонда. Земли лесного фонда по состоянию на 1 июля 2008 года занимают площадь 666,4 тыс. га (таблица 1). Покрытая лесом площадь лесов на всех категориях земель составляет 629 тыс. га.
Таблица 1
Распределение площади лесов Саратовской области по категориям
Леса Саратовской области |
Площадь лесов, тыс. га |
1 |
2 |
Леса, расположенные на землях лесного фонда, закрепленные за ГУ "Лесничества Саратовской области", подведомственным министерству лесного хозяйства области |
666,4 |
Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий (ФГУ "Национальный парк "Хвалынский") |
25,5 |
Леса на землях обороны |
20,2 |
Леса на землях поселений |
9,9 |
Итого |
722,0 |
В лесах области произрастает более 30 древесных и столько же кустарниковых пород. Преобладают твердолиственные породы - 58 процентов, мягколиственные - 26 процентов, хвойные - 14 процентов, кустарников и неосновных лесообразующих пород - 2 процента. Средний возраст насаждений - 55 лет. Средний бонитет насаждений составляет 3,4. Средняя полнота насаждений близка к оптимальной - 0,64.
Запас лесных насаждений на землях лесного фонда - 50,3 млн. м3. Средний запас на 1 га - 113 м3. Наивысшей продуктивностью до 10 м3 на 1 га на территории области обладают искусственные насаждения тополей, сосны обыкновенной и лиственницы. Семенные дубравы обладают продуктивностью до 5 м3 на 1 га. Средняя продуктивность лесов в области составляет 2,5 м3 на 1 га в год.
На пяти процентах лесных насаждений на землях лесного фонда нет материалов первичного лесоустройства. Повторные лесоустроительные работы на площади около 500 тыс. га не были проведены своевременно в 2002-2004 годах. Недостаточное обеспечение проектной документацией осложняет назначение лесохозяйственных мероприятий и принятие иных управленческих решений.
1.2. Охрана лесов от пожаров и лесонарушений
Одной из особенностей природно-климатических условий Саратовской области является установление высокой пожарной опасности в большинстве районов области на период до семи месяцев. Около 20 процентов лесных земель (хвойные молодняки, сенокосы, гари и др.) имеют максимальную пожарную опасность и относятся к 1-2-му классу пожарной опасности. Средний класс пожарной опасности лесов области составляет 3,1.
Лесным пожаром считается неконтролируемое горение на лесных землях на площади свыше 0,1 га (меньшая площадь считается возгоранием). Ежегодно в лесах области и рядом с лесом ликвидируется около 100 лесных пожаров и от 700 до 2000 возгораний. Часть возгораний благодаря системе профилактических противопожарных мероприятий имеет незначительную вероятность перехода в лесной пожар и ликвидируется мобильными группами пожаротушения на начальной стадии.
Борьба с лесными пожарами на территории области обеспечивается только наземными службами. В силу территориального размещения значительно больше возгораний и пожаров происходит в лесах рядом с населенными пунктами и в придорожных лесополосах.
Общая площадь придорожных лесных полос составляет 17 тыс. га. Площадь придорожных лесных полос вдоль автомобильных дорог областного значения составляет 10 тыс. га. Ежегодно пожары от придорожных лесополос приходят в лесные массивы. Неоднократное повреждение лесополос пожарами привело к ухудшению их санитарного состояния, в них развиваются очаги вредных организмов.
Более чем в 20 районах области в границах населенных пунктов имеются леса. Регулярно противопожарные профилактические мероприятия проводятся только на территории городов Саратова, Энгельса и Петровска. Полный комплекс противопожарных мероприятий в лесах на землях поселений не проводится ни в одном муниципальном образовании.
Лесные пожары возникают в большинстве случаев по вине граждан (из-за неосторожного обращения с огнем - 50 процентов случаев, в результате проведения сельскохозяйственных палов - 40 процентов случаев). Ежегодно от пожаров в лесах погибает до 260 га лесных насаждений.
Средняя площадь одного пожара за последние пять лет составила 4,5 га, что больше на 0,4 га, чем в предыдущем пятилетии. Это связано с объективными факторами: старением материально-технической базы пожаротушения, увеличением площади хвойных лесов, увеличением площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Обеспеченность лесхозов средствами пожаротушения находится на уровне 30 процентов от установленных норм. Износ тракторов и других механизмов составляет более 80 процентов, из-за чего ручной труд при тушении стал основным и в среднем по лесхозам составляет 70 процентов (таблица 2).
Таблица 2
Доля механизации работ при тушении лесных пожаров на территории области
Средства, используемые при тушении лесных пожаров |
2007 год, процентов |
2008 год (прогноз), процентов |
Пожарные автомобили |
1 |
1 |
Автомобили патрульные |
10 |
11 |
Тракторы |
12 |
13,5 |
Воздуходувки |
2 |
3,5 |
Ранцевые огнетушители |
1 |
1 |
Ручной инвентарь |
74 |
70 |
Ежегодные средние затраты на тушение лесных пожаров не превышают 1 млн. рублей. При этом затраты на тушение лесных пожаров на землях поселений, в придорожных лесных полосах и возгораний на всех категориях земель не учитываются.
Ущерб непосредственно лесному хозяйству от гибели лесных насаждений и низовых пожаров, приводящих к снижению продуктивности насаждений, составляет от 3 до 4 млн. рублей ежегодно. Экологический ущерб от лесных пожаров с учетом выброса СО2 оценивается в сумму 150 млн. рублей за год.
Наиболее распространенными нарушениями в области использования лесов на территории области является самовольная рубка лесных насаждений. В 2007 году было выявлено 14 случаев, а за 1-е полугодие 2008 года 23 случая самовольной рубки.
Ущерб от всех видов лесонарушений на территории области, обнаруженных в 2007 году, составляет 9,9 млн. рублей. Экологический ущерб от лесонарушений оценивается в сумме 49,5 млн. рублей.
Основными направлениями в обеспечении охраны лесов от лесонарушений являются:
профессиональная подготовка кадров наземной охраны лесов;
обеспечение наземной охраны лесов транспортом и средствами связи;
взаимодействие с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления;
разработка регламентов, определяющих последовательность действий.
1.3. Лесовосстановление и лесоразведение
Основная часть лесов расположена в степной зоне. Лишь 1/10 территории области относится к лесостепной лесорастительной зоне, которая имеет благоприятные климатические условия для роста и развития лесных насаждений.
С середины 18 века в лесах области ведется лесное хозяйство. С начала 20 века на территории области ведутся работы по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению. С 60-х годов прошлого века лесовосстановление и лесоразведение для лесного хозяйства области стало одним из приоритетных направлений деятельности. От сельхозпредприятий принято более 80 тыс. га земель, непригодных для ведения сельского хозяйства. Лесоразведение значительно улучшило качественные характеристики лесов: более 50 процентов молодняков отнесены к ценным, увеличена площадь твердолиственных пород на 20 тыс. га (на 9 тыс. га стало больше дуба и ясеня), более 75 процентов хвойных средневозрастных насаждений имеют бонитет в 2 балла и выше.
Лесовосстановление в 2008 году проведено на площади 1583 га. Коэффициент восстановления в лесах области в 2007 году составил 1,74. Наибольшие объемы работ по воспроизводству лесов выполнены в Вольском (300 га), Лысогорском (150 га) и Красноармейском (100 га) муниципальных районах. Приживаемость лесных культур по результатам инвентаризации составила 87 процентов, что соответствует жестким почвенно-климатическим условиям области.
Важнейшим фактором, определяющим объемы работ по лесовосстановлению, является наличие не покрытых лесом земель, на которых возможно лесовосстановление. Доступных земель для создания лесов - всего 7 тыс. га, что не позволяет лесохозяйственным организациям (лесхозам) в значительных объемах заниматься лесоразведением.
Более чем по 1,0 тыс. га площадей для лесоразведения имеют только Краснокутский и Красноармейский муниципальные районы. Практически они отсутствуют в Аркадакском, Балашовском, Балаковском, Дергачевском, Духовницком, Ершовском, Калининском, Лысогорском, Марксовском, Новобурасском, Петровском, Романовском, Саратовском и Энгельсском муниципальных районах. Сохранить и увеличить объемы посадки леса в этих муниципальных районах возможно только на эродированных, неиспользуемых землях в сельскохозяйственном производстве.
На территории Вольского и других муниципальных районов области есть участки малопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения, заселяемые древесными породами. Эти участки естественных молодых лесов необходимо перевести в состав земель лесного фонда.
Лесоразведение - сложный технологический процесс, состоящий из семеноводства, питомнического хозяйства, лесокультурного производства и агротехнических и лесоводственных уходов за лесом. Общая длительность цикла от сбора семян до перевода лесных культур в покрытую лесом площадь составляет от 10 до 15 лет.
Из 8,5 млн. га сельхозугодий области 89 процентов относятся к эродированным и опасным в эрозионном отношении. Ежегодно с каждого поврежденного эрозией гектара теряется до 700 кг гумуса, а недобор урожая составляет от 10 до 50 процентов. Для предотвращения эрозионных процессов, кроме агрогидротехнических способов, на территории области необходимо создать более 155 тыс. га защитных лесных насаждений. Насаждения должны создаваться в основном в лесостепной и степной ландшафтных зонах, почвы которых в большей степени подвержены эрозионным процессам (таблица 3).
Таблица 3
Площади эродированных сельхозугодий
Ландшафтные зоны |
Площадь почв, подверженных эрозии |
|
тыс. га |
проценты от общей площади зоны |
|
1 |
2 |
3 |
Лесостепная |
1677,8 |
93,3 |
Степная |
1546,9 |
48,8 |
Сухостепная |
1448,8 |
49,8 |
Полупустынная |
143,3 |
21,6 |
Итого |
4816,8 |
57,2 |
Продуктивность лесов в значительной степени зависит от качества исходного посевного материала, используемого для их закладки. В настоящее время лесхозы не имеют достаточного запаса семян районированных пород для расширения объемов лесоразведения.
В 90 годах 20 века на территории области действовало более 30 лесных питомников. В связи с уменьшением объемов ежегодного создания искусственных лесных насаждений с восьми тыс. га до 1,5-2 тыс. га площадь посевных отделений питомников была сокращена, а часть закрыта. Для обеспечения посадочным материалом лесовосстановления и лесоразведения необходима планомерная работа по заготовке семян лесных пород и выращивание посадочного материала ценных древесных и кустарниковых пород для области.
Органы местного самоуправления в целях озеленения редко создают парки из-за необходимости значительных затрат по их содержанию. Лесопарки не просто требуют меньших затрат на создание и содержание, в силу сохранения лесной среды они более устойчивы к неблагоприятным факторам на территории населенных пунктов.
1.4. Защитные функции и экологический потенциал лесов
Леса области выполняют водоохранные, противоэрозионные, рекреационные и средообразующие функции. Они являются своеобразным природным каркасом для иных природных ресурсов области.
Около 14 процентов лесов в области расположено непосредственно в поймах рек Волжского и Донского бассейнов. Однако водоохранную роль выполняют практически все леса, так как подавляющее большинство родников, из которых образуются реки на территории области, находятся в лесах или формируются на лесных водосборах. Кроме того, лесные насаждения препятствуют заилению озер и прудов, стабилизируют русла и укрепляют берега рек.
Более 35 тыс. га лесов относятся к зеленым зонам поселений, и десять тыс. га лесов непосредственно расположены в границах поселений. Кроме уже перечисленных функций данные леса выполняют санитарно-гигиенические и оздоровительно-рекреационные функции.
Все леса области представляют экологическую ценность, но есть и особо ценные. На землях лесного фонда расположена половина особо охраняемых природных территорий (ООПТ) областного значения. Отнесение лесов к заповедным территориям накладывает ограничения по использованию лесных насаждений, что приводит к дополнительным расходам бюджетных средств из-за невозможности переложить затраты на охрану, воспроизводство и защиту лесов на лиц, использующих леса.
Вследствие климатических особенностей региона леса области часто повреждаются хвое- и листогрызущими вредителями леса. Это ослабляет насаждения и приводит к их заселению вредителями, повреждающими древесину. Основными вредителями леса, образующими очаги в хвойных и лиственных насаждениях, являются рыжий сосновый пилильщик, непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд, зимняя пяденица, сосновый подкорный клоп, зеленая дубовая листовертка.
Изменение площадей очагов происходит за счет их затухания под воздействием естественных факторов и мер борьбы. В 2007 году сокращение очагов подтверждено на площади 16130 га, а новые очаги обнаружены на площади 34970 га.
На конец 2007 года очаги хвоегрызущих вредителей действовали на общей площади 46,7 тыс. га, что на 67 процентов больше, чем в 2006 году (27,9 тыс. га).
Таблица 4
Динамика развития очагов хвоегрызущих и листогрызущих вредителей леса в 2007 году
Вредители леса |
Площадь очагов вредителей леса, га |
|||
наличие на начало года |
вновь обнаружено |
затухло под действием естественных факторов мер борьбы |
осталось на конец года |
|
Хвоегрызущие |
4373 |
2413 |
2046 |
4740 |
Листогрызущие |
23015 |
32557 |
14084 |
41488 |
Иные группы вредителей |
494 |
- |
- |
494 |
Итого |
27882 |
34970 |
16130 |
46722 |
Болезни древесных пород широко распространены на территории области и играют существенную роль в динамике состояния лесов. Динамика очагов болезней леса в 2007 году показана в таблице 5.
Таблица 5
Динамика очагов болезней леса в 2007 году
Болезни леса |
Площадь очагов болезней леса, га |
|||
наличие на начало года |
вновь обнаружено |
ликвидировано мерами борьбы |
осталось на конец года |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Корневая губка |
213 |
364 |
92 |
485 |
Ложный дубовый трутовик |
157 |
- |
11 |
146 |
Ложный трутовик |
21 |
246 |
44 |
223 |
Ложный осиновый трутовик |
187 |
322 |
119 |
390 |
Микоз дуба |
496 |
936 |
535 |
897 |
Итого |
1074 |
1868 |
801 |
2141 |
На конец 2007 года очаги болезней леса действовали на общей площади 2141 га, что в два раза больше, чем в 2006 году (1074 га). Вновь возникли очаги на общей площади 1868 га. Санитарно-оздоровительные мероприятия проведены на общей площади 801 га. Для защиты лесов необходимо регулярное их обследование и проведение мер борьбы.
Более 20 лет на территории области фактические объемы заготовки древесины ниже возможного научно обоснованного объема (расчетной лесосеки). При отсутствии рубок спелых и перестойных лесных насаждений с целью заготовки древесины (главное пользование) рубками ухода и санитарными рубками (промежуточное пользование) ежегодно вырубается не более 25 процентов расчетной лесосеки. Уменьшение площади рубок насаждений по сравнению с расчетной лесосекой приводит к увеличению площади спелых и перестойных насаждений, в большей степени подверженных воздействию болезней и вредителей леса.
Овеществленные ресурсы лесов области, представленные древесиной, недревесными и пищевыми лесными ресурсами, использованием лесов для охотничьего хозяйства и рекреации, имеют капитализированную оценочную стоимость 27,4 млрд. рублей, а средообразующие и социальные ресурсы - 36,3 млрд. рублей. Общая потенциальная расчетная стоимость всех лесных ресурсов федеральных лесов на территории области составляет 63,7 млрд. рублей.
За последние 50 лет на территории области созданы более 200 тыс. га лесных насаждений. Искусственные леса, составляющие более 26 процентов площади, находятся в стадии формирования и требуют значительно больших объемов лесохозяйственных работ (рубки ухода за насаждениями с целью формирования состава). Практика лесного хозяйства показала, что без проведения полного комплекса лесохозяйственных работ состояние искусственных лесных насаждений нестабильно и формирование устойчивых, долговечных насаждений маловероятно. Экологические подходы в ведении лесного хозяйства вносят существенные коррективы в способы и методы лесохозяйственного производства.
1.5. Использование лесов
На территории области по долгосрочным договорам используется менее одного процента лесов. Для рекреационных целей предоставлено 258 га лесного фонда.
Основными видами использования лесов на территории области являются заготовка древесины и осуществление рекреационной деятельности.
За последние пять лет увеличился объем использования лесов по результатам лесных конкурсов и аукционов. Недостаточным остается эффект от использования лесных участков по договорам аренды, которые заключены на короткий срок, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров, а также инвестированию в развитие использования лесов на территории области.
Рост объема использования лесов за последние пять лет происходит в основном на территории Энгельсского, Саратовского, Вольского, Балаковского, Воскресенского, Марксовского муниципальных районов, что связано с транспортной доступностью лесных участков.
Неравномерное развитие лесопользования на территории области может оказать негативное влияние на защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, средообразующие и водоохранные функции леса. Кроме того, это приводит к сокращению площади лесных участков, которые исторически используются для массового отдыха местного населения.
Одним из основных видов использования лесов является заготовка древесины. На территории области леса относятся к защитным, где разрешены уход за лесом и санитарно оздоровительные мероприятия. Наибольший объем работ, при которых возможна заготовка древесины, осуществляют лесхозы области на основании заключенных государственных контрактов.
В соответствии с проектной документацией разрешенный объем заготовки составляет более 500 тыс. м3. Рубки ухода за лесом не финансируются из бюджета. Работы выполняются за счет внебюджетных средств лесхозов, и ежегодные объемы не превышают 200 тыс. м3 по ликвиду.
Для выполнения объема рубок в целях улучшения санитарного состояния лесов области проводятся аукционы для заготовки древесины от рубок ухода. По результатам аукционов заготовителям в 1-м полугодии 2008 года переданы делянки в объеме 16,4 тыс. м3. В федеральный бюджет по результатам аукционов перечислено 381,2 тыс. рублей.
В целях реализации Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 119-ЗСО "Об использовании лесов гражданами для собственных нужд" заключаются договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (в целях отопления жилых и бытовых помещений).
Использование лесов в Российской Федерации является платным. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации плата за использование лесов зачисляется:
в федеральный бюджет - в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
в областной бюджет - в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Годовая сумма платы за использование лесов на территории области в 2007 году составила 2638,5 тыс. рублей, из них в федеральный бюджет - 2529,5 тыс. рублей, в областной бюджет - 108,9 тыс. рублей.
Анализ существующей системы платежей за пользование лесным фондом свидетельствует об их низких ставках. Низкий уровень платы за аренду лесных участков не покрывает расходов на организацию использования лесов.
1.6. Финансирование лесного хозяйства области
Ведение лесного хозяйства на территории области осуществляют 29 лесхозов. Кроме лесхозов на территории области ведут лесное хозяйство: ФГУ национальный парк "Хвалынский", Причернавское и Татищевское военные лесничества.
Переданные от федеральных органов государственной власти лесхозы являются специализированными организациями, осуществляющими комплексное лесное хозяйство: профилактические противопожарные мероприятия, лесовосстановление, защиту леса от вредных организмов, заготовку древесины при проведении уходов за лесом, использование иных лесных ресурсов и переработка части заготовленной древесины в товарную продукцию.
Для осуществления деятельности лесхозы имеют основные средства общей балансовой стоимостью 665,8 млн. рублей. В технологических процессах используется 790 единиц автотракторной техники и 4,5 тыс. единиц специализированного прицепного инвентаря. Однако лесхозы имеют недокомплект от 30 до 50 процентов технических средств, особенно по оборудованию для обеспечения тушения лесных пожаров. Износ по большинству видов технических средств превышает 50 процентов и составляет по:
легковым автомобилям - 69 процентов;
грузовым автомобилям - 80 процентов;
гусеничным тракторам - 82 процента;
пожарным автомобилям - 86 процентов.
С начала формирования рыночной экономики в лесном хозяйстве уменьшалась доля бюджетного финансирования. В 90-х годах 20 века она снизилась с 75 до 40 процентов. А с начала 21 века доля средств федерального бюджета в общих затратах на ведение лесного хозяйства составила не более 25 процентов, что не отражает общественной значимости лесов области.
Недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны лесов от пожаров на протяжении десятилетий привело к снижению объема лесохозяйственных мероприятий и торможению внедрения новых технологий. Современные технологии за последние годы были внедрены только в сфере выращивания посадочного материала. Недофинансирование привело к износу материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесохозяйственной отрасли.
Охраной, защитой, воспроизводством и использованием лесов на территории области занимается около двух тыс. работников лесного хозяйства. Средний возраст специалистов в учреждениях лесного хозяйства области составляет от 40 до 55 лет. По данным министерства экономического развития и торговли области за I квартал 2008 года две трети работников лесхозов имеют заработную плату ниже величины прожиточного минимума.
По данным анкетирования специалистов лесного хозяйства наиболее острыми проблемами лесной отрасли области являются:
низкий уровень заработной платы и социального обеспечения;
нехватка финансирования на выполнение лесохозяйственных работ и обновление технической базы;
отсутствие долгосрочных планов развития лесного хозяйства и лесхозов;
техническое и технологическое несовершенство материальной базы лесхозов.
Ежегодно общие затраты на ведение лесного хозяйства составляют около 200 млн. рублей (по данным за 2006 и 2007 годы). При общем увеличении объема бюджетных средств на лесное хозяйство в 2007 году затраты на лесное хозяйство на 1 га лесов на территории области оказались ниже, чем в 2006 году. Это связано с увеличением площади лесов и снижением объема средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности лесхозов.
2. Цели и задачи Программы
Анализ проблем в лесном хозяйстве области определяет следующие основные цели Программы:
обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений;
повышение лесистости области;
сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов;
повышение эффективности использования лесов.
Эти цели являются направлениями осуществления Программы. Их достижение возможно только при решении ряда задач. Для достижения первой цели "Обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений" установлены следующие задачи:
техническое перевооружение ведомственной пожарной охраны лесхозов;
организация выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и лесах, расположенных на землях иных категорий;
организация эффективной природоохранной пропаганды и экологического воспитания;
совершенствование системы обнаружения лесонарушений и их пресечения.
Для достижения второй цели "Повышение лесистости области" необходимо решить следующие задачи:
модернизация питомнического и лесосеменного хозяйства;
сохранение объемов лесовосстановления и увеличение объемов лесоразведения в рамках создания "лесов Киото";
лесоразведение путем создания лесных насаждений на непродуктивных, подверженных эрозии землях сельскохозяйственного назначения, рядом с населенными пунктами и для защиты объектов водоснабжения.
Цель "Сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов" - одна из самых сложных, объединяющих задачи технологического, организационного и экономического направления:
создание системы управления лесами, отвечающей критериям устойчивого управления ими и устойчивого развития лесного хозяйства;
обеспечение санитарной безопасности в лесах, организация современной, эффективной защиты лесов от вредных организмов;
формирование устойчивых, разновозрастных лесов и повышение продуктивности лесов;
реконструкция малоценных лесных насаждений.
Для достижения цели "Повышение эффективности использования лесов" необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы конкурсного выполнения лесохозяйственных работ;
внедрение современных технологий в организацию отвода лесосек, заготовку и переработку древесины;
создание производств по переработке низкокачественной древесины и развитие лесопользования без изъятия лесных ресурсов.
3. Программные мероприятия
3.1. Обеспечение охраны лесов от пожаров и лесонарушений
В соответствии с почвенными условиями местопроизрастания к 2013 году лесные насаждения области будут состоять на 15 процентов из высокопродуктивных, но пожароопасных хвойных насаждений. В связи с внесением изменений в лесное законодательство изменяется система обеспечения пожарной безопасности на территории области.
Предполагается систему обеспечения пожарной безопасности на землях лесного фонда сформировать на базе 25 лесничеств области. Тушение планируется осуществлять в зависимости от вида и размера лесного пожара.
В целях организации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах предполагается оснащение участковых лесничеств ГУ "Лесничества Саратовской области" патрульными автомобилями в количестве 82 единиц (пункт 1.1 приложения 1).
Таблица 6
Повышение обеспеченности лесопожарной техникой
Наименование техники и оборудования |
Потребность по нормам, шт. |
Имеется на 1 января 2008 г., шт. |
Фактическая обеспеченность, процентов |
Приобретение, предусмотренное по Программе, шт. |
Планируемая обеспеченность, процентов |
Автомобиль пожарный |
25 |
13 |
52 |
12 |
100 |
Автомобиль патрульный |
107 |
25 |
23 |
82 |
100 |
Тракторы |
132 |
82 |
62 |
50 |
100 |
Воздуходувки |
132 |
30 |
23 |
105 |
100 |
Ранцевые огнетушители |
300 |
30 |
10 |
280 |
100 |
Другое оборудование |
70 |
20 |
29 |
50 |
100 |
Итого |
|
|
31* |
|
100 |
_____________________________
* - суммарный приведенный процент обеспеченности по стоимости технических средств и оборудования.
В лесхозах формируется ведомственная пожарная охрана, создаются пожарные команды по числу лесничеств (в количестве 25), оснащаемые пожарными автомобилями повышенной проходимости (таблица 6), колесными и гусеничными тракторами с почвообрабатывающими ресурсосберегающими орудиями для прокладки заградительных противопожарных разрывов (пункт 1.1 приложения 1).
При обеспечении пожарной безопасности комплектуются пункты противопожарного инвентаря. Комплектность предусмотрена нормами обеспечения, проектами противопожарного обустройства лесов и включает в себя средства тушения пожара (воздуходувки, мотопомпы, лесные огнетушители), средства связи, а также обмундирование лесное пожарное (пункт 1.2 приложения 1).
Для пяти пожарно-химических станций (ПХС), формируемых на базе лесхозов, приобретаются специальные противопожарные тракторы, способные осуществлять борьбу с верховыми лесными пожарами (пункт 1.1 приложения 1). Одну из ПХС необходимо разместить в Балашовском или Аркадакском муниципальном районе для обеспечения пожарной безопасности на территории шести западных муниципальных районов области. Обеспечение противопожарной техникой позволит уменьшить долю ручного труда на тушение лесных пожаров (таблица 7).
Профилактические противопожарные мероприятия (пункт 1.3 приложения 1) включают: устройство и уход за минерализованными полосами, устройство и уход за противопожарными разрывами, содержание дорог противопожарного назначения, благоустройство лесов, размещение аншлагов и других элементов противопожарной пропаганды.
Таблица 7
Изменение доли механизации работ при тушении лесных пожаров в результате действия Программы
Средства, используемые при тушении лесных пожаров |
2007 год, процентов |
2013 год (прогнозно), процентов |
Пожарные автомобили |
1 |
5 |
Автомобили патрульные |
10 |
17 |
Тракторы |
12 |
15 |
Воздуходувки |
2 |
8 |
Ранцевые огнетушители |
1 |
5 |
Ручной инвентарь |
74 |
50 |
Ежегодные объемы профилактических противопожарных мероприятий, планируемые по материалам лесоустройства:
устройство противопожарных минерализованных полос - 7,2 тыс. км;
уходы за противопожарными полосами - 23 тыс. км;
ремонт и содержание дорог противопожарного назначения - 157 км.
В Аткарском, Лысогорском, Базарно-Карабулакском, Ртищевском, Балтайском и Хвалынском муниципальных районах 11 населенных пунктов расположены рядом с лесными участками (менее 500 метров), имеющими высокую степень пожарной опасности. Профилактические противопожарные мероприятия рядом с населенными пунктами (пункт 1.3 приложения 1) включают создание дополнительных противопожарных барьеров, а также благоустройство наиболее посещаемых населением лесных участков.
Объемы профилактических противопожарных мероприятий будут корректироваться лесохозяйственными регламентами лесничеств. Мероприятия планируется проводить за счет:
средств федерального бюджета (прогнозно) - на землях лесного фонда;
средств областного бюджета - на землях, находящихся в государственной собственности области, предназначенных для ведения лесного хозяйства (далее - земли области);
средств местных бюджетов (прогнозно) - в городских лесах;
а также за счет средств внебюджетных источников (прогнозно) - на лесных участках, предоставленных в аренду.
Экологическое воспитание в рамках деятельности школьных лесничеств (пункт 1.4 приложения 1) является частью природоохранной пропаганды. В данное мероприятие входит разработка методик по работе со школьниками, обучающие семинары с преподавателями школ, проведение областных слетов школьных лесничеств.
В границах лесничеств ГУ "Лесничества Саратовской области" организуется наземная охрана лесов (пункт 1.5 приложения 1). Численность наземной охраны лесов формируется в зависимости от пожарной опасности лесных насаждений, интенсивности посещения лесов населением, целевого назначения лесов, количества и тяжести лесонарушений.
Тушение лесных пожаров (пункт 1.6 приложения 1) предполагается на землях лесного фонда за счет федерального бюджета, на землях области - за счет средств областного бюджета, в городских лесах - за счет местных бюджетов. Прогнозируется, что затраты на тушение лесных пожаров к 2013 году за счет средств федерального бюджета будут обоснованно увеличены в два раза по сравнению с прогнозом на 2008 год.
Придорожные полосы (не обеспеченные противопожарными профилактическими мероприятиями) являются объектом повышенной пожарной опасности. Более 50 процентов придорожных лесных полос располагается вдоль дорог областного значения. Повышение пожарной устойчивости придорожных лесных полос вдоль автомобильных дорог областного значения (пункт 1.7 приложения 1) обеспечивается проведением профилактических противопожарных мероприятий в придорожных лесных полосах, санитарных рубок и реконструкции лесных полос.
3.2. Повышение лесистости области
Ежегодно повышается спрос на посадочный материал древесных и кустарниковых пород, отвечающий специальным требованиям, в том числе приспособленный к ранним (поздним) срокам посадки на легких почвах (на затапливаемых участках поймы) или к бедным почвам эродированных земель. Выращивание посадочного материала древесных и кустарниковых пород (пункт 2.1 приложения 1), отвечающего таким требованиям, запланировано Программой в объеме 12 млн. штук сеянцев и саженцев.
Повышение лесистости области обеспечивается:
своевременным лесовосстановлением на землях, пройденных сплошными рубками;
лесовосстановлением на площадях, погибших от воздействия пожаров, вредных организмов и других природных факторов;
лесоразведением на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесоразведение на непродуктивных, подверженных эрозии землях области (пункт 2.2 приложения 1) планируется, прежде всего, в правобережной части области, подверженной в большей степени эрозионным процессам и имеющей сравнительно более благоприятные условия для лесовыращивания. Планируется создать 800 га новых лесных насаждений, обеспечивающих высокий уровень защиты от неблагоприятных факторов.
Создание защитных лесных насаждений на землях области вблизи населенных пунктов на площади 600 га (пункт 2.3 приложения 1) планируется после решения вопросов выделения земель (в установленном законом порядке). В связи с необходимостью решить целый комплекс задач при выращивании лесных насаждений рядом с населенными пунктами особое внимание будет уделено подготовке проектной документации.
Создание защитных лесных насаждений для защиты объектов водоснабжения на землях области общей площадью 500 га (пункт 2.4 приложения 1) также является лесоразведением. Создание лесных насаждений, выполняющих еще и комплекс санитарно-оздоровительных, водо - и почвоохранных функций, призвано обеспечить улучшение экологических условий жизни граждан. Лесоразведение по пунктам 2.2, 2.3 и 2.4 приложения 1 запланировано на землях области за счет средств областного бюджета.
Программой предусмотрены мероприятия по землеустройству на землях области, на которых произрастают лесные насаждения или планируется лесоразведение (пункт 2.5 приложения 1). Для лесоразведения на площади 25 тыс. га планируется использовать земельные участки эродированные, низкопродуктивные, не используемые в сельском хозяйстве. За счет отнесения к землям лесного фонда планируется установить правовой статус лесам, созданным или выросшим на землях иных категорий, что позволит привлечь средства федерального бюджета на эти лесные участки и вести полноценное лесное хозяйство.
Лесовосстановление на землях лесного фонда запланировано на площади 9100 га (пункт 2.6 приложения 1). Это одно из самых важных мероприятий, обеспечивающих повышение лесистости области. Более чем на 200 лесных участках ежегодно проводятся работы по лесовосстановлению, включающие до 15 операций (проектирование, подготовку почвы, перевозку посадочного материала, посадку лесных насаждений и т.д.). По мере развития использования лесов планируется привлекать для лесовосстановления и средства лиц, использующих леса.
Уход за лесными насаждениями, планируемый ежегодно в объеме не менее 8 тыс. га (пункт 2.7 приложения 1), состоит из агротехнических и лесоводственных уходов. Лесоводственные уходы в молодняках планируются за счет средств федерального бюджета, а в насаждениях иных возрастов - за счет средств внебюджетных источников.
Лесоразведение в рамках создания "лесов Киото" (создание углерододепонирующих лесных насаждений) на площади 5600 га (пункт 2.8 приложения 1) обеспечивает исполнение Российской Федерацией международных обязательств, установленных положениями Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Согласно соглашению об организации взаимодействия по вопросам реализации на территории Саратовской области положений Киотского протокола, подписанного Рослесхозом и Правительством области, с 2009 по 2013 год планируется создавать 5600 га "лесов Киото". Саратовская область заинтересована в привлечении средств федерального бюджета.
3.3. Сохранение и усиление защитных функций и экологического потенциала лесов
Субсидии автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат по содержанию закрепленного имущества, находящегося в государственной собственности области (пункт 3.1 приложения 1), предусматривают повышение эффективности деятельности лесхозов, которые в связи с отсутствием других исполнителей работ выполняют на территории области комплекс лесохозяйственных работ (включая тушение лесных пожаров).
В лесное законодательство Российской Федерации регулярно вносятся изменения. Изменяются количественные и качественные параметры лесных насаждений области. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты (пункт 3.2 приложения 1) позволит вести лесное хозяйство по уточненной нормативно-правовой базе, проводить лесохозяйственные мероприятия с актуализацией на экологические требования и интересы по использованию лесов.
Санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках (пункт 3.3 приложения 1) включают вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламленности, загрязнения и иного негативного воздействия. Ежегодное проведение выборочных санитарных рубок на площади 2 тыс. га и сплошных санитарных рубок на площади 300 га позволит к 2013 году оздоровить санитарное состояние насаждений.
На территории области в 50-х годах 20 века было создано три государственные защитные лесные полосы (далее - гослесополосы): Пенза-Екатериновка-Каменка, Саратов-Астрахань и Чапаевск-Владимировка. Цель их создания в степной зоне Заволжья - борьба с несущими голод засухами и суховеями, а также пыльными и песчаными бурями. Для сохранения и увеличения хозяйственной и эстетической ценностей гослесополос необходимо провести комплекс санитарно-оздоровительных мероприятий (пункт 3.3 приложения 1) (уборку сухостойных деревьев, посадку более ценных древесных пород взамен погибших) на площади 900 га.
Лесопатологическое обследование на лесных участках земель лесного фонда (пункт 3.4 приложения 1) проводится для получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. Цель обследования - выявление лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничеств и проектом освоения лесов. По результатам лесопатологического обследования может осуществляться корректировка лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.
Для локализации и ликвидации очагов вредных организмов на лесных участках (пункт 3.5 приложения 1) проводятся авиационные и наземные работы с применением биологических (феромоны, энтомофаги и т.д.) и химических препаратов. Истребительными мероприятиями достигается предотвращение возникновения массовых вспышек развития энтомовредителей, вследствие чего обеспечивается приемлемый уровень санитарно-экологического состояния в лесах области.
3.4. Повышение эффективности использования лесов
Планирование, проектирование лесохозяйственных мероприятий и организация использования лесов (пункт 4.1 приложения 1) с применением совмещенных баз данных картографической и таксационной информации позволяет значительно повысить эффективность лесоуправления.
Основными видами лесопользования на территории области являются рекреационное пользование и заготовка древесины. Повышение эффективности планирования, проектирования лесохозяйственных мероприятий и организации использования лесов позволит увеличить объемы использования лесов и суммы платежей за использование лесов (таблица 8).
Таблица 8
Динамика использования лесов на 2008-2013 годы
Показатели |
Нарастающим итогом по годам |
Прирост, процентов |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Лесные участки в аренде: количество, шт. площадь, га |
147 387 |
201 563 |
250 744 |
300 879 |
345 984 |
401 1101 |
172 184 |
Сумма платежей в бюджет, млн. рублей |
8,6 |
9,7 |
10,9 |
11,9 |
12,9 |
13,9 |
63 |
Разработка лесохозяйственных работ на землях области (пункт 4.2 приложения 1) позволит упростить расчет и обеспечить соблюдение нормативов финансовых, материальных и трудовых затрат на предоставление услуг.
Повышение квалификации руководящих кадров и специалистов областных лесохозяйственных учреждений предусмотрено для обеспечения исполнения лесного законодательства и внедрения новых технологических и научных разработок (пункт 4.3 приложения 1).
Приобретение современного оборудования в государственную собственность области для организации отвода лесосек (пункт 4.4 приложения 1) позволит внедрить приборы электронного учета, исключающие запись данных вручную, упрощающие и повышающие точность измерений в лесу. В набор приборов электронного учета входят персональные компьютеры, электронные мерные вилки, электронные высотомеры, приемники GPS. Несмотря на высокую стоимость, применение электронных инструментов является экономически оправданным, поскольку они многократно повышают производительность труда лесничего.
Модернизация технологии заготовки и использования (переработки) древесины (пункт 4.5 приложения 1) планируется за счет внебюджетных средств. Общая сумма работ планируется (прогнозно) в объеме 63,3 млн. рублей. Подготовка проектов использования (переработки) древесины планируется по районам с наименьшей долей переработки заготавливаемой древесины.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для успешной реализации Программы необходимы ресурсы: финансовые, материально-технические и трудовые. От степени обеспечения отдельными видами ресурсов, и в первую очередь финансовыми, будет зависеть эффективность реализации Программы. Это, в свою очередь, создаст предпосылки для устойчивого развития лесного хозяйства области.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений, и средств областного бюджета, утверждаемых законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год (таблица 9). В качестве дополнительных источников для реализации отдельных мероприятий Программы могут привлекаться иные источники финансирования, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Среди иных источников финансирования Программы (прогнозно) предусматриваются средства внебюджетных источников, средства местных бюджетов.
Общий объем финансирования Программы в 2009-2013 годах планируется в сумме 1669,2 млн. рублей, в том числе за счет:
федерального бюджета (прогнозно) - 695,7 млн. рублей, или 41,7 процента от общего объема финансирования;
областного бюджета - 482,1 млн. рублей, или 28,9 процента от общего объема финансирования;
внебюджетных источников (прогнозно) - 480,9 млн. рублей, или 28,8 процента от общего объема финансирования;
местных бюджетов (прогнозно) - 10,5 млн. рублей, или 0,6 процента от общего объема финансирования.
Таблица 9
Прогноз объемов финансирования на период 2009-2013 годов
Годы |
Объем финансирования (млн. рублей в ценах 2008 года) |
В том числе за счет средств |
||
федерального бюджета |
областного бюджета |
иных источников |
||
2009 |
271,1 |
117,3 |
80,0 |
73,8 |
2010 |
301,4 |
122,1 |
94,9 |
84,4 |
2011 |
337,8 |
141,0 |
100,7 |
96,1 |
2012 |
364,3 |
152,8 |
102,8 |
108,7 |
2013 |
394,6 |
162,5 |
103,7 |
128,4 |
Итого |
1669,2 |
695,7 |
482,1 |
491,4 |
Диаграмма (рисунок 2) наглядно показывает, что главным источником являются средства федерального бюджета, выделенные на реализацию переданных органам государственной власти области полномочий в области лесных отношений. Но этот объем средств не позволяет выполнять положения законодательства в области лесных отношений на уровне современных требований.
"Рисунок 2. Средства по источникам финансирования в 2009-2013 годах"
Предлагается поэтапное вложение средств областного бюджета в развитие лесной отрасли на территории области с достижением к 2013 году расчетной потребности в финансовых средствах и увеличение доли вложений средств от иных источников.
5. Индикаторы достижения целей Программы
Оценка результативности и эффективности реализации Программы ведется с использованием целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, позволяющих оценивать ход реализации Программы субъектами Российской Федерации в сфере лесного хозяйства. Данные показатели предусмотрены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 апреля 2007 года N 87 "Об утверждении целевых прогнозных показателей и форм отчетов о расходовании субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и о достижении целевых прогнозных показателей".
Прогнозируемые изменения индикаторов эффективности лесного хозяйства при выполнении настоящей Программы приведены по целям в приложении 2.
Приоритетными целевыми направлениями Программы являются обеспечение охраны лесов от пожаров, лесонарушений и повышение эффективности использования лесов. По данным целевым направлениям прогнозируемое изменение индикаторов эффективности лесного хозяйства на 30-50 процентов (приложение 2).
Минимальное изменение происходит по индикаторам изменения доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с длительностью процесса выращивания леса.
Повышение эффективности лесного хозяйства достигается за счет:
улучшения качественного и породного состава насаждений;
сокращения возобновительного периода путем создания лесных культур, сохранения подроста при проведении выборочных рубок;
создания высококачественных насаждений и повышения их продуктивности при применении селекционного посевного и посадочного материала;
внедрения научно обоснованных принципов ведения лесного хозяйства.
Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство.
6. Показатели непосредственных результатов реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
сократить до одного часа максимальное время от получения сообщения о возгорании до начала тушения;
повысить использование механизмов на тушении с 30 до 50 процентов;
повысить уровень безопасности пожарной команды при действии неблагоприятных факторов во время тушения;
снизить размер экологического ущерба от лесных пожаров и лесонарушений в 1,5 раза;
увеличить площадь лесов на 26 тыс. га и, следовательно, увеличить в соответствии с зональными почвенно-климатическими условиями лесистость области до семи процентов;
перевести в категорию хозяйственно ценных 20 тыс. га насаждений в результате проведенных работ по восстановлению лесов и мероприятий по уходу за лесами;
увеличить к 2013 году объемы создания лесных насаждений в два раза по сравнению с 2007 годом;
повысить биологическую устойчивость лесов и защитных насаждений области, увеличить видовое разнообразие и продуктивность лесов на площади 51 тыс. га;
улучшить санитарное состояние лесов на площади две тыс. га в результате проведения лесозащитных мероприятий;
увеличить объемы использования лесных участков без изъятия лесных ресурсов, создать производства по переработке низкокачественной древесины с увеличением дохода с одного га лесов с пяти рублей до 21 рубля.
7. Сроки реализации Программы
Программа будет реализована в течение 2009-2013 годов.
8. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Управление Программой осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством лесного хозяйства области.
Контроль за выполнением Программы осуществляют государственный заказчик Программы и министерство экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.