Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 23 июня 2006 г. N 6-43
Положение
о муниципальном финансовом контроле в городе Саратове
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством об административных правонарушениях и об административной ответственности в бюджетной сфере, Уставом города Саратова, иными актами федерального законодательства и законодательства Саратовской области, решениями Саратовской городской Думы.
Муниципальный финансовый контроль представляет собой экономические отношения по поводу формирования и эффективного использования муниципального имущества в денежной и натуральной форме, проявляющиеся в регулируемой правовыми нормами деятельности субъектов имущественных правоотношений по контролю за поступлением, движением и расходованием муниципальных денежных средств и муниципального имущества.
2. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля
Целью муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях, для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Основными задачами муниципального финансового контроля являются:
- контроль за полнотой и своевременностью формирования и исполнения бюджета города по доходам и расходам, достоверностью финансовой отчетности;
- контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования муниципальных финансовых средств, соблюдением финансовой дисциплины;
- контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых и материальных ресурсов, в том числе муниципального имущества, за приватизацией муниципального имущества;
- контроль за предоставлением и использованием налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии города, а также иных форм муниципальной поддержки;
- контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
- контроль за состоянием муниципального внутреннего долга;
- контроль нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих доходы и расходы бюджета города, связанных с управлением и распоряжением иными видами муниципального имущества;
- контроль за полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовка предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом.
При решении указанных задач осуществляется формальный (контроль соответствия) и (или) контроль за эффективностью расходования, использования муниципальных денежных средств и имущества.
Задачей формального контроля является документальная и (или) фактическая проверка законности и правильности распределения и использования финансовых средств, иных муниципальных ресурсов и ведения бухгалтерских счетов, иных видов учета и отчетности.
Контроль за эффективностью расходования, использования муниципальных денежных средств и имущества направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно органами местного самоуправления и получателями муниципальных средств расходуются, используются муниципальные денежные средства и имущество, полученные для выполнения возложенных функций и поставленных задач. Предметом такого контроля являются также административная и организационная системы органов местного самоуправления и получателей муниципальных средств.
Контроль эффективности включает в себя:
а) проверку экономности использования муниципальных средств; достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств;
б) проверку продуктивности использования трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производительной и иной деятельности; достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств;
в) проверку результативности деятельности по выполнению поставленных перед проверяемой организацией задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.
В зависимости от поставленных целей контроль эффективности может включать один или несколько взаимосвязанных элементов либо иметь специализированную направленность в рамках одного элемента.
При проведении контроля эффективности не ставится задача дать общую характеристику работы проверяемого органа местного самоуправления или получателя муниципальных средств. Контролю подвергаются, как правило, конкретные сферы или аспекты их деятельности.
Контроль эффективности должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных средств проверяемыми организациями.
3. Основные принципы, формы, субъекты и объекты муниципального финансового контроля
3.1. Основные принципы осуществления муниципального финансового контроля: законность, независимость; объективность; ответственность; гласность; системность.
Принцип законности означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, правовыми актами местного самоуправления всеми субъектами муниципального финансового контроля.
Принцип независимости означает, что субъекты муниципального финансового контроля независимы в части осуществления контрольной деятельности от органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, политических и иных общественных организаций. Воздействие и влияние на них с целью изменения формулируемых мнений и выводов по результатам контрольной деятельности не допускается.
Принцип объективности означает, что муниципальный финансовый контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и правовыми актами местного самоуправления порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации.
Принцип ответственности означает, что к правонарушителям финансового законодательства применяются меры правовой ответственности. Освобождение от правовой ответственности лица, совершившего финансовое правонарушение, допускается по основаниям, предусмотренным законом, и в порядке, установленном законом. Не допускается сокрытие финансовых нарушений. Работники, осуществляющие контроль, несут ответственность за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия в соответствии с законодательством.
Принцип гласности означает открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных (контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических) мероприятий в рамках муниципального финансового контроля при условии сохранения государственной, коммерческой, иной охраняемой законом тайны.
Принцип системности означает единство правовых основ контрольной деятельности, осуществляемой в рамках муниципального финансового контроля, организацию взаимодействия субъектов муниципального финансового контроля.
3.2. Формами муниципального финансового контроля являются:
- предварительный финансовый контроль - контроль в процессе рассмотрения проектов бюджета города, нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым и имущественным вопросам, осуществление контроля до момента совершения расходов;
- текущий финансовый контроль - контроль за поступлением доходов и расходованием средств бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, движением муниципального имущества, использованием привлеченных средств (кредитов, займов, гарантий) и обслуживанием муниципального долга непосредственно в момент совершения расходов после подтверждения денежных обязательств;
- последующий финансовый контроль - контроль, осуществляемый органами муниципального финансового контроля по итогам совершения хозяйственных операций со средствами бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, и муниципальным имуществом юридическими и физическими лицами.
3.3. Внутренний и внешний контроль. Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в рамках исполнительно-распорядительного органа - администрации города. Субъектами внутреннего контроля являются: глава администрации города, комитет по финансам, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, их подразделения и должностные лица в соответствии с их компетенцией.
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Саратовской городской Думой непосредственно как коллегиальным представительным органом и через формируемую Думой контрольно-счетную палату.
Предметом внешнего контроля являются также механизмы реализации внутреннего контроля; система организации и управления, направленная на повышение эффективности использвания муниципальных ресурсов: денежных средств и имущества.
Как внешний, так и внутренний контроль могут осуществляться с привлечением специализированных организаций и лиц: экспертов, аудиторов и других.
3.4. Объектами муниципального финансового контроля являются: главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета города; муниципальные предприятия, учреждения и организации доли, в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, другие участники бюджетного процесса в городе Саратове; коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, если они от имени города приобретают и (или) осуществляют своими действиями имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
4. Методы осуществления муниципального финансового контроля
Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей финансового контроля. Методами муниципального финансового контроля являются: проверка, ревизия, аудит, обследование, контрольный обмер, анализ, экспертиза и другие.
Комплексная ревизия (проверка) финансово-хозяйственной (исполнительно-распорядительной) деятельности в области муниципальных финансов - система контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, эффективности и целевого характера совершенных операций контролируемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной (исполнительно-распорядительной) деятельности в области муниципальных финансов - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной либо исполнительно-распорядительной деятельности проверяемой организации.
Аудит - анализ достоверности финансовой отчетности, реальности и полноты бюджетных проектировок, деятельности органов, исполняющих бюджет, финансовой деятельности субъектов ведомственной структуры расходов по исполнению бюджета города в целях определения соответствия требованиям законодательных и других правовых актов, предписанным условиям и установленным правилам, а также в целях выработки предложений по совершенствованию этой деятельности.
Анализ - изучение предмета контроля путем его практического расчленения на составные части по признакам, свойствам для исследования причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества.
Обследование - ознакомление с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной или исполнительно-распорядительной деятельности контролируемой организации.
Контрольный обмер - проверка достоверности составления актов на ввод объектов в эксплуатацию после окончания их строительства или капитального ремонта, сохранности товарно-материальных ценностей.
Экспертиза - компетентное исследование каких-либо вопросов, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения.
5. Организация и планирование контрольных мероприятий
5.1. Саратовская городская Дума использует формы и методы контроля, предусмотренные законодательством, Уставом города Саратова, настоящим Положением, иными решениями Думы, в том числе: рассмотрение проектов правовых актов, отчетов и иной информации на заседаниях Думы, комиссий, рабочих групп, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами; проверки контрольно-счетной палаты, других субъектов муниципального финансового контроля и иные.
Контрольная деятельность Думы, осуществляемая в ходе рассмотрения проектов правовых актов, отчетов и иной информации на заседаниях Думы, комиссий, предусматривается планами работы, утверждаемыми городской Думой.
5.2. Контрольно-счетная палата, формируемая Саратовской городской Думой в целях контроля за исполнением бюджета города, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, ведет свою работу не основе перспективного плана работы, утверждаемого Саратовской городской Думой и текущих (полугодовых) планов.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решений Саратовской городской Думы или решений, принимаемых на совещании контрольно-счетной палаты.
5.3. Финансовый контроль администрации города Саратова как исполнительно-распорядительного органа осуществляется субъектами внутреннего контроля.
5.3.1. Комитет по финансам администрации города осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль: проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной и исполнительно-распорядительной деятельности главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса, а также муниципальных предприятий и учреждений, организаций, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности.
Контроль осуществляется в соответствии с планом работ, ежегодно утверждаемым главой администрации города.
Главой администрации города и председателем комитета по финансам администрации города в необходимых случаях могут назначаться внеплановые контрольные мероприятия.
Периодичность проводимых ревизий не реже одного раза в три года.
5.3.2. Главные распорядители средств бюджета города осуществляют контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, внесения платы за пользование бюджетными средствами, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг.
Главные распорядители средств бюджета города также осуществляют контроль за использованием средств бюджета города распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, муниципальными унитарными предприятиями.
Распорядители средств бюджета города осуществляют контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
Контрольные мероприятия проводятся по планам работ, утвержденным руководителями данных органов.
Периодичность проводимых ревизий не реже одного раза в три года.
В целях упорядочения контрольной работы в части проведения ревизий (проверок) главные распорядители средств бюджета города в течение 20 рабочих дней после утверждения бюджета представляют в комитет по финансам администрации города утвержденный на текущий финансовый год план проведения контрольных мероприятий и ежеквартально, к 15 числу месяца, следующего за отчетным, информацию о результатах контрольной работы за отчетный период.
6. Полномочия органов муниципального финансового контроля при проведении контрольных мероприятий
В соответствии с целями и основными задачами муниципального финансового контроля субъекты муниципального финансового контроля в пределах своей компетенции имеют следующие полномочия:
- проверять учредительные, регистрационные, плановые, отчетные, бухгалтерские и другие документы в целях установления законности и правильности произведенных операций;
- проверять фактическое соответствие совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг);
- проводить полные и частичные инвентаризации денежных и товарно-материальных ценностей, опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные склады, кладовые, архивы, осматривать служебные и производственные помещения, территорию, оборудование, строения;
- проводить встречные проверки поступления и расходования средств бюджета города, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
- организовывать процедуру фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных работ, экспертиз;
- привлекать в установленном порядке в случае необходимости в проведении контрольных мероприятий специалистов других организаций;
- проверять достоверность отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдение установленного порядка ведения учета, сопоставление записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставление показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, проверки первичных документов;
- проверять использование и сохранность бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- получать письменные объяснения должностных лиц и необходимые справки, копии документов по вопросам, возникающим при проведении контрольных мероприятий;
- в целях получения полной и достоверной информации, необходимой для осуществления финансового контроля за целевым, рациональным и эффективным использованием выделенных бюджетных средств получать от ревизуемых (проверяемых) организаций материалы на бумажных носителях (копии документов), а также получать доступ к соответствующим программам для ЭВМ, посредством которых указанными субъектами осуществляется ведение бухгалтерского и налогового учета в электронном виде, в том числе к создаваемым в процессе использования указанных программ базам данных;
- получать от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами города Саратова;
- проверять, в необходимых случаях, организацию и состояние внутреннего (ведомственного) контроля;
- осуществлять контроль за выполнением указаний и решений, принятых по результатам ревизий (проверок), сообщать вышестоящим органам управления о непринятии мер по устранению недостатков и нарушений, выявленных ревизиями (проверками);
- в установленном порядке вносить предложения о совершенствовании системы финансового контроля, о пересмотре действующих положений и правил в части использования и обеспечения сохранности денежных и материальных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности города;
- определять, исходя из программы контрольного мероприятия, необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности;
- направлять в соответствии с порядком, установленным настоящим решением, материалы проверок в правоохранительные органы.
7. Обязанности проверяющих при проведении контрольных мероприятий
При организации и проведении контрольных мероприятий, оформлении и реализации их результатов работники органов муниципального финансового контроля обязаны руководствоваться законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления.
Проверяющие могут также руководствоваться методическими документами, разрабатываемыми Министерством финансов Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, собственными методическими документами органов муниципального финансового контроля.
Методика организации и проведения проверок (ревизий) при внутреннем последующем контроле изложена в Приложении 1 к настоящему Положению. При осуществлении других форм и методо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.