Решение Саратовского областного суда от 9 ноября 2009 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 32-Г09-27 решение Саратовского областного суда от 9 ноября 2009 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба ЗАО "Астория"- без удовлетворения
Саратовский областной суд
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 3-128/09
по заявлению закрытого акционерного общества "Астория" о признании недействующим Постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П) в части утверждения в строке 1067 приложения N 1 к нему для земель г. Саратова среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра для кадастрового квартала 64:48:05 03 10 в сумме 16163 руб. за квадратный метр и утверждения в приложении N 3 к нему кадастровой стоимости для земельного участка 64:48:05 03 10:0012 в размере 88431329 руб. 15 коп, установил:
Заявитель обратился в суд с указанным требованием, в обоснование которого указал, что закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Астория" является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 61 площадью 5226 кв.м., имеющего кадастровый номер 64:48:05 03 10:16, с разрешенным видом использования - 9-ти этажное здание (гостиница "Олимпия") со встроено-пристроенными помещениями. Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П) в строке 34345 приложения N 3 к нему утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:050310:0012 в размере 88431329 руб. 15 коп. В соответствии с приложением N 1 к оспариваемому постановлению к 6 группе видов разрешенного использования земель относятся земельные участки с разрешенным видом использования - земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц. В строке N 1067 данного приложения утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра для кадастрового квартала 64:48:05 03 10 (в который входит и земельный участок, арендуемый заявителем) в размере 16163.65 руб. ЗАО "Астория" полагает, что оспариваемое Постановление Правительства Саратовской области затрагивает его права и интересы, поскольку арендуемый им земельный участок с кадастровым номером 64:48:05 03 10:16 ранее имел кадастровый номер 64:48:050310:0012, и, соответственно, входит в состав кадастрового квартала 64:48:05 03 10. В ходе проведения работ по кадастровой оценке земель была проведена оценка рыночной стоимости данного земельного участка.
По мнению заявителя, основанному на заключении независимой технической экспертизы, отчет, положенный в основу оспариваемого постановления, не соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности", Стандартам оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 N 519; выводы, сделанные оценщиком, не могут быть признаны обоснованными и приемлемыми. Кадастровая стоимость земельного участка 64:48:05 03 10:16 не имеет экономического обоснования, является завышенной и недостоверной, а постановление Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П) нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, способствует завышению размера арендной платы за пользование земельным участком.
В ходе рассмотрения дела заявителем неоднократно утонялось# и дополнялось заявленное требование о признании указанного выше постановления Правительства недействующим. Так, заявителем дополнены основания заявленного требования тем основанием, что постановление Правительства принято без положительного заключения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость). Заявитель полагает, что положительное заключение было получено только для постановления, утвержденного 2 апреля 2009 года. При подготовке Постановления Правительства от 7 июля 2009 года какой-либо дополнительной оценки, которая прошла бы проверку в Роснедвижимости, не проводилось. Кроме того, площадь земельного участка, занимаемого гостиницей "Олимпия", составляет в соответствии с договором аренды 5226 кв.м. При оценке рыночной стоимости земельного участка под кадастровым номером 64:48:05 03 10:0012 бралась площадь земельного участка в размере 5471 кв.м. По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из площади, не соответствующей реальной площади ныне сформированного земельного участка, что свидетельствует о завышении кадастровой стоимости, недостоверности ее величины и отсутствии экономического обоснования.
Далее заявителем вновь были уточнены основания заявленного требования. Поскольку в ходе рассмотрения дела по заказу заявителя была проведена еще одна оценка земельного участка, заявитель полагает, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер 64:48:05 03 10:0012, N 84/н-07, не соответствует законодательству об оценочной деятельности. Данное несоответствие заявитель видит в следующем:
1. расчет оценки произведен в соответствии со Стандартами оценки, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 года N 519 и утратившими силу с 1 января 2008 года;
2. при проведении оценки не были использованы обязательные к применению Федеральные стандарты оценки (далее - ФСО NN 1, 2 и 3), утвержденные приказами Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года NN 254, 255 и 256;
3. отчет допускает неоднозначное толкование, поскольку в нем отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах, обременении правами третьих лиц, неверно проведено описание объекта недвижимости, его окружения, не указана его балансовая стоимость, указана завышенная площадь земельного участка, неверный адрес;
4. отчет не соответствует п. 4 ФСО N 3, не соблюден принцип однозначности,
5. осмотр объекта оценки не проводился;
6. в отчете об оценке при определении рыночной стоимости спорного объекта использован только сравнительный метод, обоснование неприменения иных методов не приведено;
7. в приложении к отчету отсутствуют документы, требуемые ФСО N 3;
8. при производстве оценки были использованы информация о трех объектах аналогах, информация о которых была искажена в отчете;
9. объекты - аналоги, указанные в отчете, таковыми не являются;
10. поскольку не существует достоверная и доступная информация о ценах и характеристиках объектов - аналогов, применение сравнительного подхода противоречит положениям п. 22 ФСО N 1;
11. корректировка на уторгование была проведена с применением Инструкции по выделению доли земельного участка из стоимости единого объекта недвижимости, которая не была утверждена уполномоченным органом и не могла применяться;
12. корректировки на дату оценки и на местоположение определены неверно,
13. при проведении работ по устранению замечаний в отчет на март 2009 года оценщиком не учтено изменение кадастрового номера земельного участка и его площади.
По изложенным выше основаниям заявитель просит суд признать оспариваемое постановление в части оценки земельного участка ЗАО "Астория" от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" недействующим в связи с нарушением положений п. 3.2.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2007 года N П/0152.
Правительство Саратовской области заявленное требование не признало. Представитель Правительства Саратовской области И.Д.В. пояснил суду, что поскольку работы по оценке произведены в декабре 2007 года, при ее производстве специалистами применялись Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 года N 519. Федеральные стандарты оценки, о которых указано в уточненном заявлении, не применялись при проведении работ по оценке, поскольку до 1 января 2008 года действовали указанные выше стандарты оценки - акт, имеющий большую юридическую силу.
Доводы заявителя об отсутствии в приложении к отчету конкретных правоустанавливающих документов не могут быть приняты во внимание, поскольку данная информация относилась бы к деятельности конкретного юридического лица, что не имеет значения для целей проведения кадастровой оценки. Данные о площади и адресе земельного участка под гостиницей "Астория" взяты из кадастрового плана от 14 ноября 2007 года, т.е. на дату проведения оценки. Таким образом, отчет не допускал неоднозначного толкования.
Осмотр оцениваемого объекта недвижимости не является обязательным, его проведение носит рекомендательный характер.
Отсутствие правоустанавливающих документов на гостиницу, землю продиктовано отсутствием в этом какой-либо необходимости для целей кадастровой оценки.
Объекты-аналоги при проведении отчета взяты из средств массовой информации, дополнительная информация об их характеристиках взята из телефонных переговоров оценщика с продавцами.
Отчет, который положен в основу оспариваемого постановления, прошел проверку в Роснедвижимости, все замечания были устранены. Данный орган государственной власти является специально уполномоченным органом, призванным определять правильность, обоснованность, достаточность и допустимость содержащихся в отчете сведений для целей государственной кадастровой оценки.
По мнению Правительства Саратовской области, в основу оспариваемого Постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года положен Отчет, прошедший проверку в Роснедвижимости. Данные кадастровой оценки относительно земельного участка, занимаемого гостиницей "Астория", имевшиеся в Приложениях к Постановлению Правительства от 2 апреля 2009 года и от 7 июля 2009 года, одни и те же, никаких изменений не произошло. Фактически Правительством области были внесены изменения в ранее изданное постановление, однако в связи с большим количеством правок было принято решение такое изменение произвести в форме принятия нового постановления.
В судебном заседании представители заявителя и Правительства Саратовской области поддержали заявленные требования и возражения в рамках доводов заявления и возражений.
Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора С.С.В, полагавшей доводы заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив доказательства, представленные сторонами, суд полагает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям NN 1 и 2. В данное постановление были внесены изменения Постановлением Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П, постановление дополнено указанием на Приложение N 3 и, соответственно, Приложением N 3 (л.д. 12-18, т. 1).
Нормативный акт опубликован в установленном порядке.
С целью подготовки указанного постановления в 2007 году Правительством Саратовской области начаты работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Саратовской области на основании государственных контрактов, поставленных технических заданий.
В ходе работ по кадастровой оценке земельных участков была проведена рыночная оценка земельного участка под кадастровым номером 64:48:05 03 10:0012, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 55. Дата определения стоимости объекта недвижимости - 1 января 2007 года. Дата составления отчета - 14 декабря 2007 года. Отчет был составлен в двух вариантах, при этом второй подготовлен для устранения замечаний Роснедвижимости в марте 2009 года (л.д. 59-80 т. 1 и л.д. 1 т. 3).
ЗАО "Астория" является самостоятельным юридическим лицом (л.д. 21, т. 1), которое является собственником нежилого помещения общей площадью 5959,8 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 61 (л.д. 36, т. 1). Данный адрес присвоен постановлением администрации Октябрьского района г. Саратова от 10 сентября 1998 года N 526 (л.д. 37 т. 1).
4 декабря 2008 года между ЗАО "Астория" и комитетом по управлению имуществом был подписан договор N 1035 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора. В силу положений данного договора ЗАО "Астория" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 64:48:050310:16, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 61, занимаемый 9-этажным нежилым зданием (гостиница "Олимпия") площадью 5226 кв.м. Договор прошел государственную регистрацию 24 декабря 2008 года (л.д. 38-43 т. 1).
В силу п. 3.1 Договора размер арендной платы за участок приведен в приложении N 1 к данному договору, которое является неотъемлемой частью Договора. Из данного расчета следует, что удельный показатель кадастровой стоимости земель населенных пунктов, из которого рассчитана арендная плата, определен в размере 16936,50 руб./кв.м. (л.д. 44 т. 1).
Договор подписан на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 31 октября 2008 года N Т-7299-р (л.д. 45 т. 1).
Согласно выписки из государственного реестра прав на недвижимость, земельный участок под кадастровым номером 64:48:050310:16, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 61, ранее имел кадастровый номер 64:48:050310:00:12, дата внесения изменений - 3 июня 2008 года. Удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 16936,50 руб./кв.м., кадастровая стоимость - 88510149 руб. (л.д. 46 т. 1).
В ходе рассмотрения дела со стороны заявителя представлены: отчет о проведении экспертизы отчета N 84/н-07 (л.д. 81 т. 1), отчет N 3231-09 об определении рыночной стоимости земельного участка 64:48:05 03 10:16 по состоянию на 1 января 2007 года, анализ на соответствие формы и содержания отчета N 84/н-07. Из содержания указанных документов следует, что анализируемый отчет не соответствует требованиям ст.ст. 11, 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не соответствует п. 2 Общих положений Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 года N 519, а именно "при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения документального значения". По мнению специалиста, подготовившего данные документы, рыночная стоимость земельного участка в сумме 79280261 руб. не может являться основанием для определения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка в целом. При этом из выводов отчета N 3231-09 следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет 41173041 руб.
Из содержания отчета о проведении экспертизы отчета от 19 августа 2009 года (л.д. 81 т. 1) следует, что в нем анализируется отчет N 84/н-07 без учета внесенных в него изменений на основании замечаний Роснедвижимости.
Из анализа поданных ЗАО "Астория" в ходе рассмотрения настоящего дела заявлений следует, что все доводы заявителя сводятся к 3 основным группам:
1. нарушение в ходе принятия оспариваемого нормативного акта процедуры его принятия, выразившееся в отсутствии положительного заключения Роснедвижимости непосредственно перед принятием данного нормативного акта;
2. проведение оценки рыночной стоимости земельного участка без применения или с нарушением положений ФСО NN 1, 2 и 3, утвержденных 20 июля 2007 года приказами Минэкономразвития NN 254, 255 и 256;
3. при проведении оценки использована недостоверная информация об объектах-аналогах, местоположении земельного участка, его площади, адресе, окружении и т.д., без осмотра объекта оценки.
По мнению заявителя, все указанные нарушения влекут нарушение прав и интересов ЗАО "Астория", поскольку способствует завышению размера арендной платы за пользование земельным участком.
Суд полагает доводы заявителя несостоятельными по следующим обстоятельствам.
Суд не усматривает нарушений процедуры принятия нормативного акта со стороны Правительства Саратовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9, 10 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки кадастровой оценки земель получен 23 марта 2009 года положительный акт Роснедвижимости по Саратовской области и представлен на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ.
Судом при рассмотрении дела установлено, что отчет о кадастровой оценке земельных участков прошел экспертизу в Роснедвижимости. Данный компетентный орган государственной власти письмом от 23 марта 2009 года сообщил Правительству области, что каких-либо замечаний по подготовленному отчету он не имеет, и направляет в его адрес проект постановления Правительства Саратовской области. Результаты кадастровой оценки земель, в том числе и земель, входящих в кадастровый квартал 64:48:050310, прошли экспертизу в Роснедвижимости, утверждены вначале Постановлением Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 года N 121-П, а затем оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П; в оспариваемой части они идентичны и не отличаются друг от друга. Следовательно, в оспариваемой части отчет о кадастровой оценке прошел проверку в компетентном органе государственной власти, и фактически Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П был утвержден тот проект нормативного акта, который был представлен Роснедвижимостью 23 марта 2009 года.
Таким образом, суд не усматривает нарушения процедуры принятия нормативного акта в оспариваемой части.
Поскольку оспариваемое в настоящем деле постановление принято надлежащим органом власти субъекта РФ, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, официально опубликовано, противоречий положениям данного постановления нормам федерального законодательства не усматривается, оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого в настоящем деле постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим по основанию нарушения процедуры его принятия не имеется.
В силу положений ст. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 N 206).
Во исполнение этого положения Приказом Минэкономразвития от 12 августа 2006 г. N 222 (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 20.12.2007 N 445) утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Таким образом, изменения в площади земельного участка, на которое указывает заявитель как на основание заявленного требования, равно как и иные изменения, указанные в изложенной выше норме, по мнению суда не должны влечь признание нормативного акта, принятого на основании ранее произведенной кадастровой оценки земель, недействующим.
Доводы заявителя о том, что при проведении оценки были приняты неверные данные об адресе земельного участка, его площади суд не может принять во внимание. Данные доводы заявителя основаны на том, что в ходе проведения работ по подготовке проекта нормативного акта данный земельный участок изменил свои характеристики в указанной части. Как следует из материалов дела, все изменения были внесены в июне 2008 года, т.е. после составления отчета о кадастровой оценке. Заявитель в обоснование своих доводов не ссылается на какие-либо нормы закона или подзаконного акта, из существа которого следовала бы обязанность оценщика после составления окончательного отчета, но до утверждения его результатов вносить в него какие-то изменения, образовавшиеся вследствие новых данных кадастрового учета земельного участка.
Доводы о неприменении Федеральных стандартов оценки, утвержденных 20 июля 2007 года, при составлении отчета о кадастровой оценке земель, суд также полагает несостоятельными.
Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767) утверждены в соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона (в редакции до принятия Федерального от 27 июля 2006 N 157-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности (далее - Стандарты). Данные Стандарты действовали до 1 января 2008 года и утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 7 ноября 2007 года N 765. Следовательно, на момент составления отчета - 14 декабря 2007 года данный нормативный акт, утвержденный Правительством РФ в рамках своей компетенции, действовал.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 765 следует читать "от 8 ноября 2007 г."
Действительно, в связи с внесением изменений в ст. 20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" была перераспределена компетенция органов исполнительной власти и обязанность по утверждению стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, была возложена на уполномоченный орган исполнительной власти - Минэкономразвития России.
В связи с этим приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года NN 254, 255 и 256 были утверждены Федеральные стандарты оценки (ФСО NN 1, 2 и 3), вступившие в силу с 15, 16 сентября 2007 года.
Следовательно, в период с сентября 2007 года и по 1 января 2008 года параллельно действовали несколько нормативных актов, регулирующих порядок осуществления оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным согласиться с доводами представителя Правительства Саратовской области о том, что при проведении оценки оценщик должен был руководствоваться нормативным актом, утвержденным Правительством РФ и, соответственно, имеющим большую юридическую силу на момент составления отчета - 14 декабря 2007 года. Следовательно, неприменение указанных Федеральных стандартов оценки не может приниматься во внимание при решении вопроса о признании нормативного акта противоречащим действующему федеральному законодательству.
В обоснование заявленного требования ЗАО "Астория" ссылается на противоречие принятого нормативного акта положениям ст.ст. 11 и 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в том плане, что данные об объекте недвижимости, имеющиеся в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка, позволяют неоднозначное толкование и вводят в заблуждение.
Суд не может согласиться с данным утверждением.
В соответствии с ч. 1 ст. 11, ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" (в редакции Федерального закона от 27 июня 2007 года N 157-ФЗ) отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 27 июня 2007 года N 157-ФЗ" следует читать "от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ"
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд полагает, что какой-либо неоднозначности в толковании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:05 03 10:0012 не имеется.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя не смог указать на явные несоответствия каких-либо сведений об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 64:48:050310:0012, положенных в основу отчета, действительности, что повлекло бы сомнения в правильности состоявшейся оценки.
Кроме того, как видно из представленных доказательств со стороны заявителя, вывод о наличии нарушений процедуры и порядка оценки, которые имели место при составлении отчета о кадастровой оценке земель, является мнением специалистов, готовивших заключения для стороны заявителя.
Действующими нормативными актами необходимое количество объектов-аналогов (за исключением минимально допустимого), способ получения информации о них, обязанность по осмотру объекта оценки непосредственно специалистом не регламентированы.
Также суд считает, что оспаривая правильность проведенной оценки рыночной стоимости земельного участка, ЗАО "Астория" указывает на обоснованность примененных методов оценки, а иначе - на правильность и законность действий оценщика при составлении отчета. Суд полагает, что данный вопрос находится в компетенции специально уполномоченного органа - Роснедвижимости, повторная проверка этих же обстоятельств судом означала бы вмешательство в его компетенцию, что не входит в полномочия суда.
Кроме того, суд полагает возможным отметить, что оспариваемый нормативный акт не может нарушать прав и законных интересов ЗАО "Астория" по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как следует из самого постановления, данным постановлением утверждены результаты кадастровой оценки земельного участка 64:48:05 03:10:0012, а не земельного участка 64:48:05 03 10:16, арендатором которого является ЗАО "Астория". Кроме того, из содержания договора аренды следует, что ЗАО "Астория" было согласно с расчетом арендной платы, основой которого стал показатель удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра в размере, превышающим размер удельного показателя, утвержденного оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области. Законность договора аренды в этой части арендатором не оспаривается.
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом не было установлено противоречие Постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П (в оспариваемой части) какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Астория" о признании недействующим Постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П) в части утверждения в строке 1067 приложения N 1 к нему для земель г. Саратова среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра для кадастрового квартала 64:48:05 03 10 в сумме 16163 руб. за квадратный метр и утверждения в приложении N 3 к нему кадастровой стоимости для земельного участка 64:48:05 03 10:0012 в размере 88431329 руб. 15 коп отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Саратовского областного суда от 9 ноября 2009 г.
Текст решения предоставлен Саратовским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании