Решение Саратовского областного суда от 16 ноября 2009 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 32-Г09-26 настоящее решение Саратовского областного суда от 16 ноября 2009 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства Саратовской области - без удовлетворения
О признании недействующим в части приложения N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П см. решение Саратовского областного суда от 17 ноября 2009 г.
Саратовский областной суд
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "П." о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в части утверждения в приложении N 1 результата государственной кадастровой оценки земель кадастрового квартала 64 : 48 : 01 01 55, в состав которого входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 48 : 01 01 55, расположенный по адресу: г. Саратов, установил:
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П и от 28 августа 2009 года N 411-П) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Согласно приложению N 1 к названному Постановлению утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земли в разрезе 9 вида разрешенного использования по землям земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в кадастровом квартале 64:48:01 01 55 в сумме 3072,96 руб./кв.м.
ЗАО "П.", являющееся арендатором земельного участка под кадастровым номером 64:48:01 01 55:, расположенного по адресу: г. Саратов, находящегося в указанном выше кадастровом квартале, обратилось в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента издания постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - Постановление N 270-П) в части утверждения в приложению N 1 к нему результата государственной кадастровой оценки земель в названном кадастровом квартале, мотивируя свои требования тем, что кадастровая оценка арендуемого заявителем земельного участка не имеет под собой экономической основы, является произвольной, завышенной, при этом она произведена без соблюдения установленной федеральным законодательством процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель.
По мнению ЗАО "П.", Постановление в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку способствует необоснованному завышению размера арендной платы за пользование земельным участком.
В судебном заседании представитель ЗАО "П." Т. уточнил заявленные требования, просил признать недействующим Постановление N 270-П в части утверждения в приложению N 1 к нему среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земли в разрезе 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64:48:01 01 55 в сумме 3072,96 руб./кв.м. и возложить на Правительство Саратовской области обязанность возместить понесенные заявителем по делу судебные расходы, связанные с оплатой судебной экспертизы в размере 40 тысяч рублей.
Представители Правительства Саратовской области И. и А. заявленные требования не признали и пояснили, что Постановление N 270-П в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 64 : 48 : 01 01 55, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 48 : 01 01 55, принято Правительством Саратовской области в пределах его компетенции, с соблюдением порядка проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленного федеральным законодательством, в том числе, с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктами 9 и 10 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года N 215.
Выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив оспариваемую норму на предмет ее соответствия федеральному законодательству, принимая во внимание заключение прокурора прокуратуры Саратовской области С., полагавшей требования ЗАО "П." удовлетворить, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ЗАО "П." осуществляет свою деятельность на арендуемом земельном участке из земель поселений площадью 12431 кв.м., под кадастровым номером 64 : 48 : 01 01 55, расположенном в г. Саратове (том 1 л.д. 30-45).
В соответствии с приложению N 1 к Постановлению N 270-П данный земельный участок относится к 9 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.
В соответствии с требованиями пункта 9 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Отчет содержит следующие сведения:
использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения;
описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ;
сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, основным доказательством кадастровой стоимости земельных участков является отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Между тем в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года, составленном по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, не имеется сведений о среднем удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв.м. земли в разрезе 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64 : 48 : 01 01 55, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 48 : 01 01 55:, в сумме 3072,96 руб./кв.м.
Как видно из тома 9 книги 2 "Расчет средних по кадастровым кварталам значений УПКСЗ" и тома 10 книги 39 части 1 "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Саратова" вышеуказанного Отчета, среднее взвешенное по площади значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования кадастрового квартала 64 : 48 : 01 01 55 составляет 3347,79 руб./кв.м. и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, имеющего кадастровый номер 64 : 48 : 01 01 55:, расположенного по адресу: г. Саратов, составляет также 3347,79 руб./кв.м. (т. 5 л.д. 1-341, т. 6 л.д. 239).
Вопреки требованиям части 1 статьи 249 ГПК РФ Правительство Саратовской области и его представители не представили суду соответствующие доказательства обстоятельств, послуживших основанием утверждения в приложению N 1 к Постановлению N 270-П среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64: 48 : 01 01 55 за 1 квадратный метр в сумме 3072,96 рублей, и законности утверждения этого удельного показателя.
Пункты 9.4., 9.8., 9.9., 11 Административного регламента устанавливают, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента. Данная проверка осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с даты получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает одно из следующих решений, которое оформляется протоколом проверки (Приложение 10 к настоящему Регламенту):
о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение;
о несоответствии полностью или частично результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение.
Судом установлено, что Управление Роснедвижимости по Саратовской области письмом от 23 марта 2009 года N 4-556 представило в Правительство Саратовской области на утверждение сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области), прошедшие проверку в Роснедвижимости на соответствие методическим указаниям. В составе этих сведений удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером 64 : 48 : 01 01 55:, арендатором которого является ЗАО "П.", соответствовал 3347,79 руб./кв.м. По результатам проверки соответствия утвержденных Постановлением N 270-П результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным Правительству Саратовской области на утверждение, Управление Роснедвижимости по Саратовской области приняло решение о несоответствии полностью результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 270-П, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным Правительству Саратовской области на утверждение, о чем Управление Роснедвижимости по Саратовской области уведомило Правительство Саратовской области письмом от 24 июля 2009 года N 4-1715 (т. 6 л.д. 144-152, 190-191, 194-195).
Сотрудник Управления Роснедвижимости по Саратовской области Я., допрошенная судом в качестве свидетеля, пояснила, что несоответствие представленных Управлением Роснедвижимости по Саратовской области на утверждение Правительству Саратовской области результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением N 270-П, заключается в том, что Правительство Саратовской области утвердило иные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, не прошедшие проверку в Роснедвижимости, не получившие её положительного заключения. Управлением Роснедвижимости по Саратовской области на утверждение Правительству Саратовской области был представлен средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования г. Саратова в кадастровом квартале 64 : 48 : 01 01 55 в сумме 3347,79 руб.,/кв.м. Однако оно безосновательно утвердило другой средний удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 3072,96 руб./кв.м., не прошедший проверку в Роснедвижимости.
Представителями Правительства Саратовской области суду не представлены доказательства, как опровергающие показания свидетеля Я., так и свидетельствующие о том, что средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков г. Саратова в разрезе 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64 : 48 : 01 01 55 в сумме 3072,96 руб./кв.м. утвержден в приложению N 1 к Постановлению N 270-П при наличии соответствующего положительного заключения Роснедвижимости. Доказательств иного в деле не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области была нарушена, средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м. земельных участков 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64 : 48 : 01 01 55, где расположен земельный участок, арендуемый заявителем, в сумме 3072,96 руб./кв.м., установлен произвольно, без соблюдения установленной процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения её результатов, в связи с чем приложению N 1 к Постановлению N 270-П в оспариваемой заявителем части не соответствует федеральному законодательству (Административному регламенту).
Согласно статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено, что ЗАО "П." является арендатором указанного выше в решении земельного участка и плательщиком арендной платы.
Учитывая, что кадастровая стоимость применяется для определения арендной платы за арендуемый земельный участок, её установление в нормативном правовом акте, не соответствующем требованиям закона, нарушает права заявителя уплачивать законно установленный размер арендной платы, что является основанием к удовлетворению заявления ЗАО "П.".
Доводы представителей Правительства Саратовской области о том, что Постановление N 270-П в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 64 : 48 : 01 01 55, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 48 : 01 01 55:, принято Правительством Саратовской области в пределах его компетенции, с соблюдением порядка проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленного федеральным законодательством (Административным регламентом), являются несостоятельными, поскольку противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении настоящего дела, и на доказательствах не основаны.
Определяя момент, с которого оспариваемое положение приложению N 1 к Постановлению N 270-П, должно быть признано недействующим, суд учитывает, что данный нормативный правовой акт до рассмотрения дела судом в течение определенного времени применялся и на основании этого акта были реализованы права и обязанности организаций. В силу этого имеются основания к признанию его недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Согласно части 1 статьи 88, статьи 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К таким издержкам относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку заявитель понес судебные расходы, связанные с оплатой проведенной по делу судебной экспертизы в сумме 40 тысяч рублей (том 6 л.д. 176-183, 198-210, 241), в его пользу с Правительства Саратовской области подлежат взысканию 40 тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление ЗАО "П." удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу приложению N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П и от 28 августа 2009 года N 411-П) в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков в разрезе 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64:48:01 01 55 в сумме 3072,96 руб./кв.м.
Взыскать с Правительства Саратовской области в пользу ЗАО "П." судебные издержки в сумме 40 (сорок) тысяч рублей.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" обязать редакцию печатного издания "Собрание законодательства Саратовской области" опубликовать сообщение о настоящем решении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Саратовский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Саратовского областного суда от 16 ноября 2009 г.
Текст решения предоставлен Саратовским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 7 (часть II), февраль-март 2010 г., стр. 1834 (подписано в печать 10 марта 2010 г., выход в свет 18 марта 2010 г.
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании