Решение Саратовского областного суда от 17 ноября 2009 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 32-Г09-28 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Саратовской области - без удовлетворения
О признании недействующим в части приложения N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П см. решение Саратовского областного суда от 16 ноября 2009 г.
Саратовский областной суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества (далее - ОАО) "П." о признании недействующим в части постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", установил:
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П и от 28 августа 2009 года N 411-П) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Согласно приложению N 1 к названному Постановлению утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости 1 кв.м. земли в разрезе 9 вида разрешенного использования по землям земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в кадастровом квартале 64 : 25 : 17 02 05 в сумме 57,86 руб./кв.м., в кадастровом квартале 64 : 45 : 05 01 25 в сумме 1005,11 руб./кв.м., в кадастровом квартале 64 : 45 : 05 01 27 в сумме 1024,58 руб./кв.м.
ОАО "П.", являющееся арендатором земельного участка под кадастровым номером 64 : 25 : 17 02 05:, расположенного по адресу: Саратовская область, Петровский район, земельного участка под кадастровым номером 64 : 45 : 05 01 27:, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Петровск, земельного участка под кадастровым номером 64 : 45 : 05 01 25:, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Петровск, находящихся в указанных выше кадастровых кварталах, обратилось в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента издания постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - Постановление N 270-П) в части утверждения в приложении N 1 к нему среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка кадастрового квартала 64 : 25 : 17 02 05 в разрезе 9 вида разрешенного использования в сумме 57,86 руб./кв.м., среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка кадастрового квартала 64 : 45 : 05 01 25 в разрезе 9 вида разрешенного использования в сумме 1005,11 руб./кв.м., среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка кадастрового квартала 64 : 45 : 05 01 27 в разрезе 9 вида разрешенного использования в сумме 1024,58 руб./кв.м.
В обоснование заявитель сослался на то, что указанные показатели утверждены с нарушением порядка проведения государственной кадастровой оценки земель, установленного федеральным законодательством, кадастровая стоимость завышена и экономически необоснованна.
По мнению ОАО "П.", Постановление N 270-П в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку оно привело к значительному повышению размера арендной платы и понижению конкурентоспособности заявителя.
Заявитель просил взыскать с Правительства Саратовской области в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 тысяч рублей и расходы по оплате услуг представителей в сумме 100 тысяч рублей.
В судебном заседании представитель ОАО "П." П. уточнила заявленные требования в части судебных расходов, просила взыскать с Правительства Саратовской области в пользу ОАО "П." понесенные по делу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 2 тысяч рублей, оплатой судебной экспертизы в сумме 200 тысяч рублей. В остальной части заявленные требования поддержала, дополняя, что Правительство Саратовской области в нарушение требований Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" преждевременно утвердило в приложении N 1 к Постановлению N 270-П оспариваемые заявителем средние удельные показатели кадастровой стоимости 1 кв.м. земли в разрезе 9 вида разрешенного использования, не получив в отношении этих показателей положительного заключения экспертизы Роснедвижимости.
Представитель Правительства Саратовской области И. заявленные требования не признал и пояснил, что Постановление N 270-П в части утверждения средних удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 64 : 25 : 17 02 05, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 25 : 17 02 05:, кадастрового квартала 64 : 45 : 05 01 27, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 45 : 05 01 27:, кадастрового квартала 64 : 45 : 05 01 25, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 45 : 05 01 25:, принято Правительством Саратовской области в пределах его компетенции, с соблюдением порядка проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленного федеральным законодательством, в том числе, с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктами 9 и 10 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года N 215. Постановление N 270-П принято в соответствии с федеральными правовыми актами и прав заявителя не нарушает.
Выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив оспариваемую норму на предмет ее соответствия федеральному законодательству, принимая во внимание заключение прокурора прокуратуры Саратовской области С., полагавшей требования ОАО "П." удовлетворить, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ОАО "П." осуществляет свою деятельность на арендуемых земельных участках из земель поселений: площадью 45129 кв.м., под кадастровым номером 64 : 45 : 05 01 27:, расположенном в Саратовской области, г. Петровск; площадью 113422 кв.м., под кадастровым номером 64 : 45 : 05 01 25:, расположенном в Саратовской области, г. Петровск; площадью 40023 кв.м., под кадастровым номером 64 : 25 : 17 02 05:, расположенном в Саратовской области, Петровский район, предназначенных для использования в целях размещения производственной базы (том 1 л.д. 55-86).
В соответствии с Постановлением N 270-П указанные земельные участки относятся к 9 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) и входят в кадастровые кварталы: номер 64 : 25 : 17 02 05; номер 64 : 45 : 05 01 25; номер 64 : 45 : 05 01 27.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, в рамках которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.
В соответствии с требованиями пункта 9 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Отчет содержит следующие сведения:
использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения;
описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ;
сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, основным доказательством определения кадастровой стоимости земельных участков является отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Между тем в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года (далее - Отчет), составленном по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, не имеется сведений о средних удельных показателях кадастровой стоимости 1 кв.м. земли в разрезе 9 вида разрешенного использования в кадастровых кварталах: номер 64 : 25 : 17 02 05, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 25 : 17 02 05:, в сумме 57,86 руб./кв.м.; номер 64 : 45 : 05 01 25, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 45 : 05 01 25:, в сумме 1005,11 руб./кв.м.; номер 64 : 45 : 05 01 27, в который входит земельный участок под кадастровым номером 64 : 45 : 05 01 27:, в сумме 1024,58 руб./кв.м.
В вышеуказанном Отчете (том 9 книга 2 "Расчет средних по кадастровым кварталам значений УПКСЗ в Петровском муниципальном районе Саратовской области") содержатся иные сведения о средних удельных показателях кадастровой стоимости земли в разрезе 9 вида разрешенного использования.
Так, средние удельные показатели кадастровой стоимости 1 кв.м. земли составляют: в кадастровом квартале номер 64 : 25 : 17 02 05 - 148,57 руб./кв.м.; в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 25 - 1360,46 руб./кв.м.; в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 27 - 1334,23 руб./кв.м. (т. 4 л.д. 86).
Вопреки требованиям части 1 статьи 249 ГПК РФ представитель Правительства Саратовской области И. не представил суду доказательства обстоятельств, послуживших основанием утверждения в приложении N 1 к Постановлению N 270-П средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале номер 64 : 25 : 17 02 05, за 1 кв.м. в сумме 57,86 руб./кв.м., в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 25 за 1 кв.м. в сумме 1005,11 руб./кв.м., в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 27 за 1 кв.м. в сумме 1024,58 руб./кв.м., и законности утверждения этих удельных показателей.
Пункты 9.4., 9.8., 9.9., 11 Административного регламента устанавливают, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Управление Роснедвижимости по Саратовской области письмом от 23 марта 2009 года N 4-556 представило в Правительство Саратовской области на утверждение сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области), прошедшие проверку в Роснедвижимости на соответствие методическим указаниям. В составе этих сведений удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, арендатором которых является ОАО "П.", были определены в тех же размерах, которые содержатся в Отчете. В приложении N 1 к Постановлению N 270-П Правительство Саратовской области утвердило удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, арендуемых заявителем (в кадастровом квартале номер 64 : 25 : 17 02 05 в сумме 57,86 руб./кв.м., в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 25 в сумме 1005,11 руб./кв.м., в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 27 в сумме 1024,58 руб./кв.м.), которые не соответствовали, удельным показателям кадастровой стоимости данных земельных участков, представленным ему на утверждение (в кадастровом квартале 64 : 25 : 17 02 05 в сумме 148,57 руб./кв.м., в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 25 в сумме 1360,46 руб./кв.м., в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 27 в сумме 1334,23 руб./кв.м.).
Изложенные обстоятельства подтверждаются письмом Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 23 марта 2009 года N 4-556, актом проверки N 7 Отчета Роснедвижимостью, сообщением Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 29 сентября 2009 года N 4-2164, выпиской из проекта приложения N 1 к акту Правительства Саратовской области, приложением N 1 к Постановлению N 270-П (т. 1 л.д. 153-155; т. 4 л.д. 3-6, 88) и не оспаривались в судебном заседании представителем Правительства Саратовской области И.
Согласно Административного регламента орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель, представленные ему на утверждение в виде проекта акта данного органа исполнительной власти Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, которые прошли проверку в Роснедвижимости на соответствие методическим указаниям.
Поскольку Правительством Саратовской области в оспариваемом приложении N 1 к Постановлению N 270-П были утверждены иные удельные показатели кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков, арендуемых заявителем, по сравнению с теми, которые ему представлены на утверждение Управлением Роснедвижимости по Саратовской области, прошедшими проверку в Роснедвижимости, такое утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель может быть признано законным только при наличии заключения Роснедвижимости о соответствии данных результатов методическим указаниям.
Между тем представителем Правительства Саратовской области И. суду не представлены доказательства, подтверждающие, что средние удельные показатели кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков, арендуемых ОАО "П.", в приложении N 1 к Постановлению N 270-П были утверждены при наличии заключения Роснедвижимости об их соответствии методическим указаниям. Не имеется таких доказательств и в материалах дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области была нарушена, средние удельные показатели кадастровой стоимости 1 кв. м. земли 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале номер 64 : 25 : 17 02 05 в сумме 57,86 руб./кв.м., в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 25 в сумме 1005,11 руб./кв.м., в кадастровом квартале номер 64 : 45 : 05 01 27 в сумме 1024,58 руб./кв.м., где расположены земельные участки, арендуемые заявителем, установлены произвольно, без соблюдения установленной процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения её результатов, в связи с чем приложение N 1 к Постановлению N 270-П в оспариваемой заявителем части не соответствует федеральному законодательству (Административному регламенту).
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлены и другие обстоятельства, свидетельствующие о наличии иных оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов стоимости обосновывается (пункт 2.2.2. Методических указаний).
Состав факторов обосновывается и согласовывается на заседании межведомственной комиссии (пункт 3.2.1. Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152).
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная экспертиза Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Саратовской области, проведение которой поручено ООО "Г.".
В своем заключении (т. 4 л.д. 13-62) эксперт Г. пришел к выводу о том, что состав факторов стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования, входящих в кадастровые кварталы: номер 64 : 25 : 17 02 05; номер 64 : 45 : 05 01 25; номер 64 : 45 : 05 01 27, необоснован. В частности, в Отчете отсутствует обоснование использования факторов стоимости земельных участков: расстояние от населенного пункта до центра субъекта; расстояние объекта до центра населенного пункта; расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений; наличие централизованного газоснабжения; наличие централизованного энергоснабжения; наличие централизованного водоснабжения; наличие централизованной канализации; численность населения в населенных пунктах; престижность.
Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта Г. подтвердил правильность данного им экспертного заключения и пояснил, что какое-либо обоснование факторов стоимости земельных участков в Отчете отсутствует, не указано, почему для определения кадастровой стоимости взяты за основу именно вышеуказанные факторы, а не другие. Отсутствие обоснования факторов стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования, входящих в кадастровые кварталы: номер 64 : 25 : 17 02 05; номер 64 : 45 : 05 01 25; номер 64 : 45 : 05 01 27, свидетельствует о том, что состав этих факторов был сужен, из 9 включены только 3. В результате в состав факторов стоимости земельных участков не были включены все факторы, оказывающие существенное влияние на стоимость земельных участков, что повлекло недостоверный результат кадастровой оценки.
Суд считает необходимым согласиться с приведенным выводом экспертного заключения, поскольку он подтвержден доказательствами, представленными Правительством Саратовской области, в числе которых Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года, расчет кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний, перечень объектов оценки, протокол проверки перечня объектов оценки, информация о количестве земельных участков (том 2 л.д. 136-140, 142-294; т. 3 л.д. 49-164), а также протоколами заседания межведомственной комиссии по содействию в проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области от 18 сентября и 23 ноября 2007 года, в которых отсутствует обоснование согласованного комиссией состава факторов земельных участков 9 вида разрешенного использования (т. 4 л.д. 89-114).
Каких-либо доказательств, опровергающих правильность вывода экспертного заключения, подтверждающих, что состав согласованных факторов стоимости обосновывался на заседании межведомственной комиссии, кроме своих доводов о несогласии с экспертным заключением, представитель Правительства Саратовской области И. суду не представил. Его доводы о том, что на стадии согласования состава факторов стоимости земельных участков межведомственной комиссией обоснование данных факторов невозможно, не могут быть приняты во внимание, поскольку в их подтверждение доказательств не представлено. К тому же они противоречат содержанию пункта 3.2.1. Технических рекомендаций, в соответствии с которым состав факторов не только согласовывается, но и обосновывается на заседании межведомственной комиссии.
Анализ изложенного, дает суду основания для вывода о том, что при проведении кадастровой оценки земельных участков 9 вида разрешенного использования, входящих в кадастровые кварталы: номер 64 : 25 : 17 02 05; номер 64 : 45 : 05 01 25; номер 64 : 45 : 05 01 27, в состав факторов стоимости указанных земельных участков были включены не все факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков, что повлекло недостоверный результат кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии приложения N 1 Постановления N 270-П в оспариваемой заявителем части и другим нормативным правовым актам федерального уровня - Методическим указаниям и Техническим рекомендациям.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено, что ОАО "П." является арендатором указанных выше в решении земельных участков и плательщиком арендной платы.
Учитывая, что кадастровая стоимость применяется для определения арендной платы за арендуемый земельный участок, её установление в нормативном правовом акте, не соответствующем требованиям закона, нарушает права заявителя уплачивать законно установленный размер арендной платы, что является основанием к удовлетворению заявления ОАО "П.".
Доводы представителя Правительства Саратовской области И. о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Саратовской области в пределах его компетенции, с соблюдением порядка проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленного федеральным законодательством (Административным регламентом), не нарушает прав заявителя, являются несостоятельными, поскольку противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении настоящего дела, и на доказательствах не основаны.
Определяя момент, с которого оспариваемое положение приложения N 1 к Постановлению N 270-П, должно быть признано недействующим, суд учитывает, что данный нормативный правовой акт до рассмотрения дела судом в течение определенного периода времени применялся и на основании этого акта были реализованы права и обязанности организаций. В силу этого имеются основания к признанию его недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Согласно части 1 статьи 88, статьи 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К таким издержкам относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что заявитель понес судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 2000 рублей (т. 1 л.д. 115) и оплатой проведенной по делу судебной экспертизы в сумме 200 тысяч рублей (том 4 л.д. 77-83), в его пользу с Правительства Саратовской области подлежат взысканию 202 тысячи рублей.
Доводы представителя Правительства Саратовской области И. о том, что на Правительство Саратовской области не может быть возложена обязанность по возмещению заявителю судебных расходов, связанных с оплатой экспертизы, в случае, если суд не сочтёт возможным положить в основу решения выводы экспертного заключения, не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Анализ части статьи 98 ГПК РФ свидетельствует о том, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу расходы, связанные с оплатой экспертизы, независимо от того, будут или нет положены в основу судебного решения выводы экспертного заключения. В данном случае, правовое значение имеет факт вынесения судом решения об удовлетворения требований заявителя.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований ОАО "П.", понесенные им судебные расходы, связанные с оплатой судебной экспертизы, подлежат взысканию с Правительства Саратовской области.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление ОАО "П." удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П и от 28 августа 2009 года N 411-П) в части утверждения средних удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков в разрезе 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64 : 25 : 17 02 05 в сумме 57,86 руб./кв.м., в кадастровом квартале 64 : 45 : 05 01 25 в сумме 1005,11 руб./кв.м., в кадастровом квартале 64 : 45 : 05 01 27 в сумме 1024,58 руб./кв.м.
Взыскать с Правительства Саратовской области в пользу ОАО "П." судебные расходы в сумме 202 (двести две) тысячи рублей.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" обязать редакцию печатного издания "Собрание законодательства Саратовской области" опубликовать сообщение о настоящем решении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Саратовский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Саратовского областного суда от 17 ноября 2009 г.
Текст решения предоставлен Саратовским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 7 (часть II), февраль-март 2010 г., стр. 1834 (подписано в печать 10 марта 2010 г., выход в свет 18 марта 2010 г.
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании