Права ли налоговая инспекция, обязывая государственное учреждение почтовой связи осуществлять услуги по реализации товаров народного потребления с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ)?
На основании ст. 2 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 определен Перечень отдельных предприятий и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей месторасположения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, с использованием, в частности, в качестве подтверждения произведенного платежа квитанций, путевок, билетов и пр. Во исполнение указанного постановления Минфин РФ утвердил для предприятий Министерства связи бланки строгой отчетности формы 47 (Письмо Минфина РФ от 29 ноября 1993 г. N 16-16-84 и Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1994 г. N НИ-6-14/320).
Однако предприятиям Министерства связи следует иметь в виду, что возможности использования рассматриваемой формы в качестве расчетного документа ограничены их деятельностью "в части оказания услуг населению" (см. п. 1 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745). Торговлю товарами народного потребления нельзя признавать одним из видов оказания услуг населению, поскольку они имеют разные коды во Всесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства (ОКОНХ)" (71200 - для розничной торговли и больше чем 71500 - непроизводственная сфера, в том числе оказание различного рода услуг).
Исключение для учреждений связи, как и для других предприятий, составляет комиссионная торговля товарами в части оказания услуг комитенту - физическому лицу (т. е. населению, сдающему товар на реализацию) по реализации его товара. Формы документов, применяемых при расчетах между комиссионером и комитентом, установлены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1090 "Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами" и не предусматривают использование формы 47. При этом расчеты с покупателями товаров (населением) требуют обязательного применения ККМ в общеустановленном порядке.
Таким образом, требования налоговой инспекции следует признать правомерными. Денежные расчеты с населением за знаки почтовой оплаты по номинальной стоимости (марки, конверты и открытки с марками, отпечатанными типографским способом) не требуют применения ККМ и выписки квитанций установленных форм, поскольку полученная за них плата является оплатой почтовых услуг, связанных с доставкой почтового отправления адресату (см. п. 6 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ N 745 в редакции от 23 октября 1995 г.). Здесь же следует отметить, что реализация учреждением связи населению открыток и конвертов с наценкой, а также без марок является торговой операцией и требует применения ККМ, поскольку данная номенклатура товаров не входит в Перечень, определенный постановлением Правительства РФ N 745.
О. Лапина,
эксперт АКДИ "ЭЖ"
(Выпуск АКДИ БП N 4, май 1997 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.