Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Собрания депутатов
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
от 28 января 2010 г. N 1046/86-03
Муниципальная целевая программа
"Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на 2005-2010 годы"
Паспорт муниципальной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на 2005-2010 годы"
Наименование Программы |
- муниципальная целевая программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на 2005-2010 годы" (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы
|
- распоряжение Главы Энгельсского муниципального образования от 16 сентября 2004 года N 269
|
Заказчик Программы |
- администрация Энгельсского муниципального района; комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района
|
Основной разработчик Программы
|
- комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района
|
Основная цель Программы |
- создание благоприятных условий проживания населения Энгельсского муниципального района, снижение негативного воздействия на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов
|
Срок реализации Программы
|
- 2005-2010 годы |
Перечень основных мероприятий |
- мероприятия по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух, в том числе от автотранспорта; - мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления; - мероприятия по снижению загрязнения водных ресурсов и их рациональному использованию; - мероприятия по решению проблемы подтопления г. Энгельса
|
Исполнители основных мероприятий |
- комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района; - комитет по образованию и молодежной политике администрации Энгельсского муниципального района; - управление капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района; - администрация МО г. Энгельс (по согласованию); - МУП "Энгельс-Водоканал"; - МУП "Покровск-тепло ЭМО"; - комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (по согласованию); - ГУ "Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (по согласованию)
|
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 464 893,14 тыс. руб. (прогнозно), в том числе (прогнозно): - средства бюджета Саратовской области - 61487,05 тыс. руб., - средства местного бюджета - 240703,39 тыс. руб., - внебюджетные средства - 162702,7 тыс. руб.
|
Ожидаемые результаты |
- снижение негативной нагрузки на атмосферный воздух от автотранспорта; - создание системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в г. Энгельсе; - уменьшение количества аварий на водоводах и канализационных коллекторах, что приведет к экономии водных ресурсов более чем на 2000 тонн в год, снижению затрат энергоресурсов и, как следствие, снижению тарифов; - обеспечение бесперебойного водоснабжения сельских населенных пунктов; - разработка и утверждение генеральных схем очистки муниципальных образований поселений; - вовлечение в технологический оборот отходов, в том числе и высоких классов опасности, улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки в городе; - предотвращение загрязнения более 100 га земель производственными отходами и ТБО; - предотвращение подтопления г. Энгельса, очистка и углубление дренажных систем и водоемов, регулирующих сток поверхностных и подземных вод
|
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации |
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ в Энгельсском муниципальном образовании, утвержденным постановлением Главы Энгельсского муниципального образования от 3 июня 2004 года N 2671 |
Введение
Энгельсский муниципальный район - один из крупнейших по индустриальному потенциалу промышленных центров Саратовской области. Многопрофильность промышленного производства в большой степени влияет на состояние окружающей природной среды. Важными факторами негативного воздействия на окружающую природную среду являются загрязнение атмосферного воздуха, нерациональное использование и загрязнение водных и земельных ресурсов, возрастающее количество отходов.
Вопросы охраны окружающей среды в последние годы приобретают особенную важность и значимость. Значительно возрастает роль органов местного самоуправления в их решении. Связано это с рядом объективных и субъективных факторов.
Во-первых, происходивший в течение 90-х годов спад промышленного производства повлек за собой отказ предприятий от сооружений природоохранного характера, а наблюдающийся сейчас подъем промышленности, развитие предпринимательства значительно опережают выполнение необходимых природоохранных мероприятий.
Во-вторых, изменения федерального законодательства привели к возрастанию ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной среды обитания, при этом не наделив их необходимыми полномочиями.
Всё это делает необходимым усиление взаимодействия всех участников природоохранного процесса - как органов государственной власти, местного самоуправления, так и природопользователей.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Охрана окружающей среды - комплексная проблема, решение которой возможно только системными методами. При этом следует учитывать, что негативное воздействие на окружающую среду сопровождает в той или иной степени любой производственный процесс во всех отраслях промышленности, транспорта, сферы обслуживания и т.д.
Принятие эффективных управленческих решений возможно лишь на основе системного, комплексного подхода.
Решение проблемы программными средствами позволит повысить эффективность работы администрации Энгельсского муниципального района в данном направлении, скоординировать природоохранную деятельность предприятий - природопользователей.
Анализ экологической ситуации на территории Энгельсского муниципального района на протяжении 3 лет выявил тенденцию снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду: уменьшилось количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты. Снижение негативного воздействия на окружающую среду обусловлено прежде всего спадом производства в ряде отраслей промышленности таких, как химическая, деревообрабатывающая, машиностроительная. Тем не менее остается ряд экологических проблем, которые требуют решения на данном этапе развития Энгельсского муниципального района.
Выполнение программы возможно только при условии обязательной государственной и муниципальной поддержки и целевого финансирования работ, в первую очередь по снижению негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух, по строительству и реконструкции коммунальных сетей и объектов захоронения отходов.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются: улучшение качества окружающей среды в Энгельсском муниципальном районе, снижение негативной нагрузки на природную среду от различных видов хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов и, как следствие, улучшение здоровья населения, скоординированность действий по защите окружающей среды, создание единой политики, направленной на поддержание экологической безопасности Энгельсского муниципального района, рациональное использование природных ресурсов, совершенствование управления в целях предотвращения аварий природного и техногенного характера.
Основными задачами Программы являются:
- создание благоприятных условий проживания населения Энгельсского муниципального района;
- снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, а именно снижение загрязнения атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов;
- экономное использование природных ресурсов, ликвидация аварий на водопроводных и канализационных сетях, снижение потребления энергоресурсов и, как следствие, снижение тарифов;
- создание на местном уровне системы по вторичному использованию и утилизации отходов в соответствии с действующими нормами и требованиями;
- стабилизация экологической обстановки и снижение уровня загрязнения окружающей среды;
- осуществление мер по охране и рациональному использованию природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды;
- предотвращение деградации и сохранение земельных ресурсов;
- предотвращение подтопления г. Энгельса, очистка и углубление дренажных систем и водоемов, регулирующих сток поверхностных и подземных вод;
- формирование нормативно-правовых и экономических механизмов регулирования в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Сроки реализации программы 2005-2010 годы.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию задач по каждому из направлений программы.
3.1. Снижение загрязнения атмосферного воздуха
Загрязнение атмосферного воздуха по-прежнему является одной из основных проблем Энгельсского муниципального района. Основными факторами загрязнения воздуха являются стационарные источники предприятий г. Энгельса и автотранспорт.
Проведенный анализ загрязнения атмосферного воздуха на территории муниципального образования показал увеличение выбросов загрязняющих веществ: с 1,800 тыс. тонн в 2005 году до 2,820 тыс. тонн в 2006 году, что связано с ростом промышленного производства, а также увеличением использования энергоносителей на предприятиях энергетики. Город Энгельс по количеству выбрасываемых загрязняющих веществ находится на 4-м месте среди крупных городов Саратовской области, суммарный выброс составляет 1,4% от общего количества выбросов. Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия электроэнергетики - 51,8%, машиностроения и металлообрабатывающей промышленности - 10,7%.
За последние 3 года предприятиями Энгельсского муниципального района проведен ряд природоохранных мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха, на общую сумму 17,91 млн. рублей.
Необходимо отметить, что в городе не проводится мониторинг атмосферного воздуха. Установка стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха позволит осуществлять постоянный контроль за уровнем загрязнения, своевременно выявлять превышения вредных веществ и залповых выбросов предприятий. Информация о состоянии атмосферного воздуха позволит разработать сводный проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В течение последнего десятилетия доминирующую роль в загрязнении окружающей среды играет воздействие транспорта, в первую очередь автомобильного. Вклад автотранспорта в суммарный выброс составляет 90%. Воздействие транспорта на окружающую среду носит комплексный характер и затрагивает все ее области - атмосферный воздух, земельные и водные ресурсы, растительный мир. Особенностью воздействия является его рассредоточенность, обусловленная мобильностью транспортных средств, и перманентный характер воздействия. Кроме проблем, связанных непосредственно с использованием транспортных средств, возникают проблемы их хранения, технического обслуживания, мойки, утилизации. Охрана окружающей среды при каждом из этих процессов имеет свои особенности и специфику.
Негативное воздействие автотранспорта проявляется, в первую очередь, в выбросе в атмосферный воздух значительного количества загрязняющих веществ (продуктов сгорания топлива), оказывающих негативное воздействие на человека и на окружающую среду.
Развитие потребительского рынка, предпринимательства, рост числа торговых точек наряду с положительными моментами влечет за собой и множество отрицательных. Одна из проблем - размещение предприятий торговли, складов и т.д. в не приспособленных для этого местах (в жилой зоне и непосредственно в жилых домах). Необходимость подвоза товара, проведение погрузки-разгрузки, увеличение прибывающего транспорта, принадлежащего покупателям, создает повышенную нагрузку на селитебную зону, создает неудобства, а порой и прямую опасность для жителей близлежащих домов. Придомовая территория, не рассчитанная на функционирование в таком режиме, приходит в неудовлетворительное состояние. Особенно страдают при этом зеленые насаждения, используемые в качестве стоянок транспорта.
Для решения проблемы снижения загрязнения атмосферного воздуха в городе необходимо:
- строительство транспортных развязок и объездных дорог;
- стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;
- разработка сводного проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу;
- реконструкция зеленых насаждений вдоль основных автомагистралей города.
3.2. Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления
Одной из основных проблем Энгельсского муниципального района является увеличение образования отходов производства и потребления, условия их размещения и переработки. Необходимость решения этой проблемы обуславливается следующими факторами:
- эксплуатация свалок приводит к отторжению дорогостоящих земель;
- возникают несанкционированные свалки;
- размещение свалок не только в черте города, но и в пределах жилой зоны;
- загрязнение прилегающих к свалкам территорий;
- отсутствие раздельного сбора и захоронения отходов, что приводит к образованию большой номенклатуры вторичных загрязнителей;
- происходит безвозвратная потеря ценных компонентов отходов;
- отсутствие экономической программы по снижению массы отходов, поступающих на полигоны захоронения.
В 2007 году введена в эксплуатацию 1 очередь полигона ТБО в г. Энгельсе. Согласно проекту полигона ТБО общая стоимость строительно-монтажных работ составляет 122 млн. рублей. На сегодняшний день в бюджете района отсутствуют средства на реализацию проекта в полном объеме. Для его реализации необходимо привлечение средств областного бюджета и частных инвесторов.
Не лучшим образом обстоят дела и в сельских поселениях Энгельсского муниципального района. В настоящее время ни одна из существующих сельских свалок не соответствует экологическим и санитарным требованиям. Складирование отходов осуществляется стихийно. Мониторинг негативного влияния на окружающую среду отсутствует. Не решена проблема захоронения биологических отходов.
Основными направлениями решения проблемы отходов производства и потребления являются:
- привлечение инвестиций в переработку отходов;
- завершение строительства полигона ТБО в г. Энгельсе;
- проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса;
- рекультивация существующей свалки;
- проектирование и строительство свалок в сельских поселениях;
- строительство скотомогильников.
3.3. Рациональное использование водных ресурсов
Основной проблемой, связанной с использованием водных ресурсов на территории Энгельсского муниципального района, является их нерациональное использование. В настоящее время для предотвращения аварийных ситуаций, связанных с ростом объема сточных вод, требующих очистки, изношенностью водонесущих систем, появилась необходимость в модернизации и реконструкции водоводов, канализационных коллекторов и очистных сооружений г. Энгельса.
Серьезную эпидемическую опасность представляет вторичное загрязнение питьевой воды из-за коррозии и зарастания ветхих водопроводных распределительных сетей. Отложения на внутренней поверхности трубопроводов приводит к снижению эксплуатационных характеристик, увеличивают в 2-3 раза расход электроэнергии на перекачку. Изношенность сетей водоснабжения и канализации превышает критический уровень и составляет 70-75 процентов от общего количества.
Подключение пос. Приволжский к городским канализационным очистным сооружениям значительно увеличило объем сточных вод, поступающих на очистку. Из-за отсутствия в городе единой системы ливневой канализации ливневые стоки с городской территории создают в период снеготаяния и сильных ливней пиковые нагрузки на коллекторы и всю городскую систему канализации и зачастую сильно затрудняют процесс биологической очистки.
Кроме этого, остается нерешенным вопрос о канализовании ряда районов города, застроенных частными домами. В настоящее время в городе и прилегающих к нему поселках имеется более 5000 выгребных ям, в основном не соответствующих требованиям, предъявляемым к подобным сооружениям, что приводит к повышению уровня грунтовых вод и их загрязнению. Проблемой остается отсутствие централизованных систем канализования сельских населенных пунктов.
Для решения данной проблемы необходимо:
- произвести замену изношенных участков водоводов и канализационных коллекторов;
- произвести реконструкцию канализационных очистных сооружений МУП "Энгельс-Водоканал";
- строительство новых канализационных систем;
- модернизация водопроводных очистных сооружений;
- внедрение автоматизированных систем управления водоснабжением и водоотведением;
- строительство канализационных коллекторов в сельских населенных пунктах.
3.4. Решение проблемы подтопления города Энгельса
Особенности рельефа территории г. Энгельса, а именно - террасированность, наличие выровненных, практически не имеющих уклона поверхностей и многочисленных замкнутых понижений - являются естественными факторами затрудненного стока поверхностных вод с городской территории. Постоянно ухудшающаяся обстановка с отводом поверхностного стока с городской территории, связанные с этим увеличение количества заболоченных участков в пределах городской застройки и общий подъем уровня грунтовых вод усилили необходимость начала проведения работ по защите города Энгельса от подтопления.
Построенные искусственные водопропускные и водоотводные сооружения не обеспечивают в должной мере сток поверхностных вод, т.к. большинство из них требуют реконструкции и ремонта.
Немаловажное влияние на регулирование поверхностного стока играют водные объекты, находящиеся в черте города Энгельса. Однако вследствие как естественных процессов заболачивания, так и хозяйственной деятельности человека, начался подъем уровня воды на озерах Став, Банное, Сазанка и др., что привело к подъему уровня грунтовых вод на прилегающих к ним территориях.
За последние годы проведена значительная работа по решению данной проблемы. Проведена расчистка значительного количества дренажных и ливневых водоотводящих сооружений. Очищены и углублены озера Став и Кривенькое. Ведутся работы по очистке коллектора Узморского Лога и реконструкция защитной дамбы обвалования и водопонижающих насосных станций.
Одним из главных этапов решения проблемы подтопления города Энгельса является обеспечение отвода поверхностных и подземных вод с центральной части города. Основным направлением в реализации этого этапа являются очистка и углубление озера Банное. Озеро является регулятором поверхностного и подземного стока с центральной части города. К бассейну озера Банное относится большая часть старого центра города между железной дорогой на западе и ул. Пушкина и Маяковского на востоке и юге. На севере границе# бассейна служит защитная дамба обвалования. За последние десятилетия озеро Банное в результате естественных процессов, а также в результате засорения водопропускных сооружений и естественных понижений не обеспечивает отвод грунтовых и дождевых вод. Озеро сильно заилено, прибрежная часть заросла камышом. Все это значительно снижает дренажные характеристики озера и отрицательно сказывается на стоке поверхностных вод.
Очистку озера планируется проводить за счет средств областного бюджета в рамках реализации полномочий субъекта РФ.
4. Механизм реализации Программы
Для успешного осуществления намеченных программных мероприятий необходимо:
- включение мероприятий Программы в финансирование за счет средств областного бюджета;
- выполнение предприятиями Энгельсского муниципального района природоохранных мероприятий;
- привлечение средств инвесторов.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсы на осуществление Программы определены исходя из ее полной реализации за период с 2005 до 2010 год.
Общая потребность в затратах на реализацию Программы составит прогнозно 464893,14 тыс. рублей, в том числе (прогнозно):
- средства областного бюджета - 61487,05 тыс. руб.;
- средства местного бюджета - 240703,39 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 162702,7 тыс. руб.,
в том числе по годам:
- 2005 - 4746,8 тыс. руб.;
- 2006 - 9028,2 тыс. руб.;
- 2007 - 37200,2 тыс. руб.;
- 2008 - 67617,2 тыс. руб.;
- 2009 - 24849,3 тыс. руб.;
- 2010 - 321451,44 тыс. руб.
Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке исходя из наличия источников ассигнований.
Оценка необходимых объемов работ и источников финансирования приведена в Приложении к настоящей Программе.
В качестве мероприятий, нуждающихся в государственной поддержке, предлагаются:
- организация и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
- мероприятия по обеспечению водоснабжения населенных пунктов Энгельсского муниципального района, строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;
- строительство полигона ТБО и мусоросортировочного комплекса в г. Энгельсе;
- очистка и углубление озера Банное.
Средства областного бюджета заложены в программе исходя из объемов финансирования областных целевых программ на условиях софинансирования. Средства областного бюджета корректируются ежегодно исходя из выделенных ассигнований на основе заявок, поданных исполнителями мероприятий.
Средства внебюджетных источников на выполнение природоохранных мероприятий корректируются ежегодно.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ в Энгельсском муниципальном образовании, утвержденным постановлением Главы Энгельсского муниципального образования от 3 июня 2004 года N 2671.
Ежегодно проводится уточнение мероприятий по реализации Программы на очередной календарный год.
Координирующим органом по реализации Программы является комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется четыре раза в год и представляет собой систему мониторинга действий исполнителей и основных показателей качества окружающей среды Энгельсского муниципального района.
Исполнители основных мероприятий ежеквартально представляют информацию о ходе выполнения программных мероприятий.
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- снижение негативной нагрузки на атмосферный воздух от автотранспорта;
- создание системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в г. Энгельсе;
- уменьшение количества аварий на водоводах и канализационных коллекторах, что приведет к экономии водных ресурсов более чем на 2000 тонн в год, снижению затрат энергоресурсов и, как следствие, снижению тарифов;
- обеспечение бесперебойного водоснабжения сельских населенных пунктов;
- разработка и утверждение генеральных схем очистки муниципальных образований поселений;
- вовлечение в технологический оборот отходов, в том числе и высоких классов опасности, улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки в городе;
- предотвращение загрязнения более 100 га земель производственными отходами и ТБО;
- предотвращение подтопления г. Энгельса, очистка и углубление дренажных систем и водоемов, регулирующих сток поверхностных и подземных вод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.