Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 20 июня 2002 г. N 22-200
Муниципальная целевая Программа
"Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах" на 2002-2010 годы
28 марта 2007 г.
Паспорт муниципальной целевой программы
Наименование программы - Муниципальная целевая Программа "Обеспечение
жильем граждан города Саратова, проживающих в
аварийных, ветхих и построенных по проекту
инженера Лагутенко жилых домах" на 2002-2010
годы
Дата принятия решения - Решение Саратовской городской Думы от
о разработке программы, 28.02.2002 N 18-160 "О плане работы
дата ее утверждения Саратовской городской Думы на 1-е полугодие
2002 года"
Заказчик программы - Администрация города Саратова;
Комитет по капитальному строительству
администрации города
Основные разработчики - Комитет по капитальному строительству
программы администрации города, комитет по экономике и
инвестиционной политике администрации города,
комитет по финансам администрации города,
комитет по ЖКХ администрации города
Цели и задачи программы, - Основными целями Программы являются:
важнейшие целевые - обеспечение жильем граждан, проживающих в
показатели домах всех форм собственности, признанных
непригодными для постоянного проживания;
- ликвидация до 2005 года включительно
существующего в настоящее время аварийного и
до 2010 года - 30% ветхого жилищного фонда,
признанного таковым до 01.01.2002.
Для реализации данных целей необходимо решить
следующие основные задачи:
- определить критерии аварийности и ветхости
жилых зданий (помещений) с инвентаризацией
данных, представленных для разработки
Программы;
- подготовить условия переселения граждан из
аварийного и ветхого жилищного фонда;
- оптимизировать развитие территорий, занятых
в настоящее время аварийным и ветхим жилищным
фондом
Сроки и этапы реализации - 2002-2010 годы:
программы 1 этап - 2002-2005 годы,
2 этап - 2006-2010 годы
Перечень основных - Формирование нормативной базы для
мероприятий предоставления жилья гражданам;
установление очередности сноса или
реконструкции жилищного фонда и этапов
переселения граждан;
привлечение бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов для реализации программы;
формирование переселенческого фонда для
временного отселения граждан из домов,
грозящих обрушением, и домов, подлежащих
реконструкции;
поэтапное переселение жильцов и снос
аварийного и ветхого жилищного фонда;
оптимизация развития высвобождаемых земельных
участков
Исполнители подпрограмм - Администрация города Саратова, комитет по
и основных мероприятий капитальному строительству администрации
города, комитет по экономике и инвестиционной
политике администрации города, комитет по
финансам администрации города, комитет по
управлению имуществом администрации города,
управление землепользования, подведомственные
организации
Система организации - Комитет по капитальному строительству
контроля за исполнением администрации города осуществляет общее
программы руководство реализацией Программы, является
главным распорядителем средств, выделяемых из
бюджета города, для реализации Программы,
обобщает поступающие отчеты о ходе реализации
Программы, представляет отчет в городскую
Думу, администрацию города по итогам каждого
квартала с внесением предложений по
совершенствованию реализации Программы
Объемы и источники - Общий объем финансирования - 5600,0 млн.
финансирования рублей в ценах, утвержденных Госстроем России
на II квартал 2002 г. (Приложение 2), из них
предполагается привлечь 60% бюджетных средств
и 40% средств из внебюджетных источников
Источники финансирования | Объем финансовых средств, млрд. рублей |
||
всего | в том числе | ||
1 этап 2002-2005 гг. |
2 этап 2006-2010 гг. |
||
Всего: в том числе: |
5,6 | 1,96 | 3,64 |
Субсидии и субвенции федерального бюджета |
0,021 | 0,007 | 0,014 |
Территориальный бюджет (включая бюджет г. Саратова) |
3,34 | 1,169 | 2,17 |
Внебюджетные источники | 2,24 | 0,784 | 1,456 |
Ожидаемые конечные - Переселение из аварийного и ветхого жилищного
результаты реализации фонда более 42 тысяч граждан;
программы разработка механизмов привлечения
внебюджетных источников для решения проблемы
ликвидации аварийного и ветхого жилья;
выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений,
непригодных для постоянного проживания
Решением Саратовской городской Думы от 28 марта 2007 г. N 16-142 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа "Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в аварийных, ветхих и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах" на 2002-2010 годы (далее - Программа) имеет целью улучшить жилищные условия граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, относящихся к категориям "аварийные" и "ветхие", определяемым с учетом "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений", утвержденного Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Для целей данной Программы определяются следующие термины:
- "аварийные" - жилые здания (помещения), техническое состояние строительных конструкций которых не обеспечивает безопасную эксплуатацию (деформация основания, потеря прочности и несущей способности ответственных (строительных) конструкций);
- "жилые дома проекта инженера Лагутенко", исчерпавшие расчетный срок эксплуатации.
Аварийные здания не подлежат восстановлению и реконструкции.
- "ветхие" - жилые здания (помещения), не отвечающие требованиям санитарно-гигиенических норм и имеющие физический износ свыше 50%, удовлетворяющие требованиям безопасной эксплуатации, подлежащие расселению с последующим сносом или реконструкцией.
Программа определяет количество семей, которые будут обеспечены жильем, объем ввода необходимой для отселения жилой площади, сведения о составе и объеме предполагаемых источников финансирования, организационный и финансово-кредитный механизм реализации планируемых мер.
Принципы и цели Программы, механизмы ее реализации определены на основе анализа существующей ситуации в градостроительном и жилищном комплексе города Саратова.
На начало 2002 года в г. Саратове числится 2906 аварийных и ветхих домов, из них аварийных - 425 домов. Их распределение по районам города представлено в следующей таблице:
Районы | Число ветхих и аварийных домов |
Площадь, тыс. кв.м |
Волжский | 856 | 120,67 |
Заводской | 264 | 228,88 |
Кировский | 399 | 36,65 |
Ленинский | 305 | 491,57 |
Октябрьский | 665 | 223,78 |
Фрунзенский | 417 | 102,93 |
Всего по г. Саратову | 2906 | 1204,48 |
Общая площадь аварийного и ветхого жилья в г. Саратове составляет 1204 тыс. кв.м, из них аварийного жилья - более 246 тыс. кв.м (Приложение 1).
Объем аварийного и ветхого жилья в г. Саратове составляет около 6,7% от общего жилищного фонда города, что превышает средний показатель по Российской Федерации, который составляет 1,8%.
Значительная часть ветхого жилья находится в центральных районах города. Подавляющее число домов определены как построенные до 1917 года. Большая часть аварийного жилья сконцентрирована на территории Заводского и Ленинского районов.
Анализ распределения аварийного и ветхого жилищного фонда по формам собственности показывает, что на частный сектор приходится 3,9% (46,72 тыс. кв.м), на ЖСК - 1,04% (12,57 тыс. кв.м: ЖСК "Юпитер-64", ЖСК "Обувщик", ЖСК "Экономист", ЖСК "Бодрость"), на ведомственное жилье - 8,9% (107,24 тыс. кв.м), на муниципальное жилье - 86,16% (1037,94 тыс. кв.м), включая приватизированные квартиры.
Особенно напряженной является ситуация с жилыми домами проекта инженера Лагутенко. Из 36 домов, построенных в 60-е годы, 12 домов снесены до 1985 года. Затем, до 1998 года, были переселены еще 3 дома. Переселенческое благоустроенное жилье построено за счет местного бюджета. Оставшийся 21 дом признан аварийным и не подлежащим восстановлению. В этих домах проживает 1425 семей. На отселение граждан из указанных домов проекта инженера Лагутенко потребуется 1338 квартир общей площадью 59560 кв.м.
Общая потребность в жилье, необходимом под расселение из аварийных и ветхих домов жилищного фонда города, числящихся таковыми на 01.01.2002, составляет 1,8 млн. кв.м (из расчета минимальных социальных норм). Настоящей Программой предусматривается ввод жилья в объеме 0,8 млн. кв.м, в том числе под отселение из аварийных домов - 0,280 млн. кв.м (Приложение 1).
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийных, ветхих домах;
- ликвидация до 2005 года включительно существующего аварийного (с учетом прироста) и до 2010 года - 30% ветхого жилищного фонда.
Задачи Программы:
- разработка методологических механизмов переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной и муниципальной помощи;
- определение критериев аварийности и ветхости жилых зданий (помещений) с инвентаризацией данных, представленных для разработки Программы;
- выработка механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом максимальной свободы выбора нового жилого помещения самими гражданами;
- организация мониторинга и учета аварийного и ветхого жилищного фонда, учета нуждающихся в переселении граждан и динамики их переселения;
- формирование концепций градостроительного и социально-экономического развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
- использование бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
- эффективное управление направленными на финансирование мероприятий муниципальной программы бюджетными и внебюджетными средствами.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть осуществлен в течение 2002-2010 годов.
На первом этапе выполнение программных мероприятий намечается осуществлять в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для привлечения средств из внебюджетных источников, планируемых для осуществления второго этапа.
В период 2002-2005 гг. будут созданы необходимые методические, организационные условия для реализации Программы:
- инвентаризация данных, представленных администрациями районов города, по наличию аварийного, ветхого жилья;
- информирование граждан о результатах инвентаризации;
- создание системы мониторинга и учета;
- упорядочение методологических основ оценки и сама оценка размеров жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции;
- определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- установление очередности сноса или реконструкции жилищного фонда, и, соответственно, переселения граждан;
- формирование жилищного фонда различных форм собственности для переселения (или временного проживания граждан) из домов, подлежащих сносу или реконструкции;
- привлечение финансовых ресурсов для реализации Программы.
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилья всех форм собственности предполагается на начальном этапе реализации Программы преимущественно путем строительства, приобретения муниципального жилья при финансировании объектов незавершенного строительства домов массовых серий.
Второй этап реализации Программы будет посвящен переселению граждан из ветхих жилых домов. Будут решаться следующие задачи:
- формирование муниципального жилищного фонда под временное проживание жильцов из домов, подлежащих реконструкции;
- поэтапное переселение жильцов и снос или реконструкция ветхого жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажи на конкурсной основе.
4. Система программных мероприятий
Система включает в себя работу по следующим направлениям:
- формирование нормативной базы для предоставления жилья гражданам;
- финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- разработка, утверждение в установленном порядке и реализация концепций развития территорий г. Саратова, на которых большую часть жилищного фонда составляет аварийное и ветхое жилье.
4.1. Формирование нормативной базы
Юридические вопросы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства. Реализация Программы подразумевает формирование муниципальной методической базы, определяющей механизм переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
Требуется определение четких технических критериев и правил отнесения жилищного фонда к аварийному или ветхому, которые на сегодняшний день отсутствуют и подлежат разработке в рамках данной Программы.
Исходя из этого, в рамках исполнения Программы составляется реестр аварийных и ветхих жилых строений (домов) с указанием принадлежности к той или иной форме собственности, уточняется объем такого жилья и численность проживающих в нем граждан:
по аварийному фонду - до 01.03.2003;
по ветхому фонду - до 01.08.2003.
В первую очередь должна быть установлена очередность сноса или реконструкции того или иного строения и, соответственно, очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в аварийных и ветхих домах.
На основании показателей реестра:
- формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объемы финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию;
- организуются мониторинг и учет аварийного и ветхого жилищного фонда, учет нуждающихся в переселении граждан и динамики переселения граждан.
Размеры и качество жилой площади, предоставляемой взамен аварийного и ветхого жилищного фонда, иной порядок возмещения определяются согласно требованиям, установленным действующим законодательством.
Предоставляемое городом жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
Решением Саратовской городской Думы от 28 марта 2007 г. N 16-142 пункт б) подраздела 4.1 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного решения
б) жильем, полученным муниципалитетом по договорам, заключенным в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным муниципалитетом;
д) жильем, получаемым от покупателя при отселении из домов-памятников архитектуры.
Исполнитель Программы (администрация города) при выборе жилья прежде всего должен учитывать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
В рамках настоящей Программы планируется разработка механизма и использования средств добровольного страхования жилья юридическими и физическими лицами - собственниками жилья.
4.2. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников (Приложение 2, 2а, 3, 3а, 4).
Реализация Программы по объектам, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств городского бюджета и средств, передаваемых в бюджет города из бюджета Саратовской области, обеспечивается в порядке межбюджетных отношений (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации) в форме субсидий и субвенций.
Бюджетными ресурсами являются субсидии и субвенции федерального бюджета, субсидии и субвенции областного бюджета, средства бюджета города, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.
Поэтапная разбивка финансирования Программы
Источники финансирования | Объем средств, млн. руб. | |
I этап | II этап | |
Всего в действующих ценах в том числе: |
1960,0 | 3640,0 |
- федеральный бюджет 0,37% (субсидии и субвенции) |
7,25 | 13,47 |
- областной бюджет 25% (субсидии и субвенции) | 490,0 | 910,0 |
- бюджет города 34,63% | 678,75 | 1260,53 |
- внебюджетные источники 40% | 784,0 | 1456,0 |
1-й этап - 2002-2005 гг. - ликвидация аварийного жилищного фонда, планируется в этот период ввести 280,0 тыс. кв.м жилья.
II-й этап - 2006-2010 гг. - ликвидация 30% ветхого жилищного фонда, планируемый ввод - 520,0 тыс. кв.м.
Ежегодные объемы финансирования за счет средств бюджета города уточняются, исходя из возможностей бюджета города на соответствующий год.
4.3. Обеспечение развития территорий, на которых ликвидирован аварийный и ветхий жилищный фонд
Для привлечения потенциальных инвесторов подготавливается информация о земельных участках, на которых сосредоточен ветхий и жилищный фонд с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Разработку градостроительных концепций застройки зон сосредоточения аварийных, ветхих домов планируется осуществить в соответствии с "Правилами застройки и землепользования в г. Саратове", утверждаемыми городской Думой.
Инвестирование средств бюджета для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы. Альтернативные возможности дальнейшего использования участков: продажа участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. При выборе варианта учитываются результаты ТЭО (технико-экономического обоснования).
5. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Организационный механизм включает процедуры согласования Саратовской городской Думой приоритетных направлений в реализации данной Программы как в части использования бюджетных средств, так и в части самого выбора подходов при реализации Программы: новое строительство или реконструкция. Механизм принятия Саратовской городской Думой решений по данным вопросам требует дополнительной регламентации.
Комитет по капитальному строительству администрации города организует работу по реализации Программы. В реализации Программы принимают участие структурные подразделения администрации города, юридические и физические лица.
Реализация Программы предполагает выполнение основных мероприятий и проектов по графику (Приложение 5), при необходимости состав мероприятий и сроки корректируются.
Оперативный контроль за выполнением Программы возлагается на комитет по капитальному строительству администрации города, общий контроль осуществляется Саратовской городской Думой.
Комитет по капитальному строительству администрации города ежеквартально представляет в Саратовскую городскую Думу отчет о выполнении программных мероприятий и плана-графика на следующий за отчетным квартал.
Администрация города по итогам каждого года информирует население через средства массовой информации о ходе реализации Программы по следующим показателям:
- освоение средств, выделенных из бюджета города на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилых поселений;
- количество жилья, построенного в рамках Программы, а также фактически сложившаяся стоимость одного квадратного метра общей площади жилья;
- динамика переселения жильцов из ветхого и аварийного жилья.
6. Обоснование потребности в ресурсах
Расходы на реализацию Программы составят 5,6 млрд. рублей (в ценах, утвержденных Госстроем России на II квартал 2002 г.). На начальном этапе реализации Программы предполагается преимущественно строительство муниципального жилья путем финансирования объектов незавершенного строительства домов массовых серий. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы (Приложение 2).
Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации Программы за счет средств бюджета в форме субсидий и субвенций, не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, устанавливаемую для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд (утверждается ежеквартально постановлениями Госстроя России).
Наряду с показателями потребности в ресурсах (5,6 млрд. рублей) на реализацию Программы, рассчитанной по цене 7,0 тыс. рублей за 1 кв. метр общей площади жилья по Саратовской области, утвержденной Госстроем России на II квартал 2002 г., в Приложении 2а отражены расходы с учетом индекса-дефлятора (к предыдущему году) - 8,1 млрд. рублей.
7. Механизм реализации Программы
Исполнителями настоящей Программы являются: администрация города Саратова, комитет по капитальному строительству администрации города, комитет по экономике и инвестиционной политике администрации города, комитет по финансам администрации города, комитет по управлению имуществом администрации города, управление землепользования, подведомственные организации.
Задачи администрации города:
- создание необходимой нормативной базы (включая подготовку проектов решений Саратовской городской Думы), регламентирующей процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой и т.д.;
- представление отчетов об использовании средств и реализации Программы в целом;
- своевременное составление отчета о расходовании средств, используемых на реализацию Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в части переданных городу средств государственных бюджетов и представление его в Правительство Саратовской области, а также отчета о результатах строительства, мониторинга и учета аварийного и ветхого жилищного фонда, учета нуждающихся в переселении граждан и динамики переселения граждан.
8. Оценка эффективности социально-экономических результатов от реализации Программы
8.1. В результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 1 января 2002 г. в аварийном жилищном фонде, должны быть переселены, и переселено более 30% граждан, проживающих в ветхих домах.
8.2. Будет ликвидировано 580,0 тыс. кв. метров аварийного и ветхого жилищного фонда, под отселение которого введется нового жилья - 800,0 тыс. кв. метров, в том числе по годам:
- в 2002 году - 50,0 тыс. кв. метров;
- в 2003 году - 65,0 тыс. кв. метров;
- в 2004 году - 80,0 тыс. кв. метров;
- в 2005 году - 85,0 тыс. кв. метров;
- в 2006-2010 годах - 520,0 тыс. кв. метров.
8.3. Реализация Программы обеспечит:
- создание благоприятных условий на территории города для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
- снижение социальной напряженности в обществе;
- создание дополнительных рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации;
- улучшение состояния здоровья населения.
8.4. Будет создана нормативно-правовая база:
8.4.1. Технические критерии и правила отнесения жилищного фонда к аварийному или ветхому.
8.4.2.Упорядочение методологических основ оценки и сама оценка размеров жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан.
8.4.3. Установление очередности сноса или реконструкции жилищного фонда и, соответственно, переселения граждан.
8.4.4. Нормативные документы, регламентирующие процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой и т.д.
8.4.5. Принятие Саратовской городской Думой процедуры согласования приоритетных направлений в реализации данной Программы как в части использования бюджетных средств, так и в части самого выбора подходов при реализации Программы: новое строительство или реконструкция.
8.4.6. Механизм (порядок) использования средств добровольного страхования жилья юридическими и физическими лицами - собственниками жилья.
8.5. Будет сформирован жилищный фонд различных форм собственности для переселения (или временного проживания граждан) из домов, подлежащих сносу или реконструкции.
8.6. Реализация Программы позволит:
- увеличить объемы жилищного строительства в г. Саратове на 600,0 тыс. кв.м за период 2002-2010 годы, что увеличит налоговую базу строительных организаций на 4,2 млрд. рублей, и, соответственно, дополнительные доходы городского бюджета составят не менее 5% от дополнительных объемов жилищного строительства или 210 млн. рублей;
- снизить удельные затраты на содержание и ремонт нового жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.